Семинар – практикум. Технология «Ситуация»- технология деятельностного типа. ( 2.04.2022)
методическая разработка
Суть данной технологии заключается в организации развивающих ситуаций с детьми на основе использования общекультурных знаний о законах эффективной деятельности с учетом возрастных особенностей дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_praktikum_situatsiya.docx | 23.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум. Технология «Ситуация»- технология деятельностного типа.
Добрый день, уважаемые коллеги! А наш семинар мы начнем с вопроса
Что такое, технология ситуации? ( педагоги дают определения)
Технология «Ситуация» -новый педагогический инструмент, который позволяет поэтапно и последовательно формировать у дошкольников опыт выполнения универсальных действий, лежащих в основе механизмов реализации личности
Мы все помним старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: “Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод”. Но Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее. Стандарт дошкольного образования и есть стандарт, который помогает научить учиться, научить “ловить рыбу”, а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ребёнку будет трудно в школе. Именно в действии порождается знание.
Основная идея деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача педагога заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Педагог должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
В этом нам помогает программы «Мир открытий».
Практическое задание:
Задание: восстановите последовательность этапов лежащих в основе технологии «Ситуация»
Этап 1. «Введение в ситуацию»
На этом этапе создаются условия для возникновения у детей мотивации включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать (ставят «детскую цель»). В процессе беседы с педагогом.
Ключевыми фразами завершения этапа являются вопросы: «Хотите?», «Сможете?».
Таким образом, ребенок получает важные жизненные установки: «Если я чего-то сильно захочу, то обязательно смогу», «Я верю в свои силы»,
Этап 2. «Актуализация».
На данном этапе, происходит решение дидактических игр с цель закрепления уже имеющихся знаний,
Этап 3. «Затруднение в ситуации».
Создается ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением Воспитатель с помощью системы вопросов «Смогли?» – «Почему не смогли?» помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины.
Этап 4. «Открытие детьми нового знания (способа действий»).
На данном этапе воспитатель вовлекает детей в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний.
С помощью вопроса «Что нужно делать, если чего-то не знаешь?» воспитатель побуждает детей выбрать способ преодоления затруднения.
Дети предлагают различные варианты, где можно добыть новые знания. Выбирают тот, который наилучшим образом подходит в данный момент.
Этап 5.«Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка».
Таким образом, переходим к пятому этапу, где полученные новые знания реализуются в практической деятельности детей.
Этап 6.«Осмысление (итог)».
Вопрос Как, вы закончите этот этап?
«Где были?», «Чем занимались?», «Кому помогли?»
воспитатель фиксирует зафиксировать достижение «детской» цели.
Какие , этапы вызывают затруднение?
Предлагаю вам выполнить
практическое задание: определить: в чём отличие традиционного и системно-деятельностного подходов организации образовательной работы с детьми по элементам.
Компоненты (структура организованной образовательной деятельности) | Традиционное занятие | Занятие с использованием системно-деятельностного подхода |
Формулировка темы | Воспитатель сообщает детям | Создаёт условия для формулирования воспитанниками |
Постановка целей и задач | Воспитатель формулирует и сообщает воспитанникам, чему должны научиться | Формулируют сами воспитанники, определив границы знания и незнания |
Планирование | Воспитатель сообщает воспитанникам, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели | Планирование воспитанниками способов достижения намеченной цели |
Практическая деятельность воспитанников | Под руководством педагога воспитанники выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальная форма организации деятельности) | Воспитанники осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповая и индивидуальная форма организации деятельности) |
Осуществление контроля | Воспитатель осуществляет контроль за выполнением воспитанниками практической работы | Воспитанники осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля по |
Предлагаем составить занятие по теме «Перелетные птицы»
Рефлексия В чем еще затруднения? Есть ли то, над чем нужно работать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использовании в непосредственно образовательной деятельности технологий деятельностного типа. Детское экспериментирование по очистке воды. Старший возраст.
Ребёнок-дошкольник уже сам по себе является исследователем, проявляя интерес к разным видам различного рода исследовательской деятельности, в частности к экспериментированию. Проводя занятия этого цик...
Комплексное логопедическое занятие по развитию речи с использованием образовательных технологий деятельностного типа в подготовительной к школе группе по теме: «В гостях у бабушки в деревне»
Конспект предназначен для работы с детьми подготовительного возраста. Можно использовать для занятий с детьми с нарушениемречи, а также с детьми общеобразовательных групп. В занятии использованы техно...
Конспект НОД по познавательному развитию в младшей группе "Осеннее путешествие" с использованием технологии деятельностного типа
План-конспект непосредственно-образовательной деятельности с использованием технологии деятельностного типаТема «Осеннее путешествие»Возраст: 2-3 годаВид: познавательное развитие.«Познавательное разви...
Технологии проблемного диалога как современная образовательная технология деятельностного типа.
в статье говорится о совместной партнерской деятельности взрослого и ребёнка через технологию проблемного диалога, перечислены проблемно-диалогические методы, определены результаты применения те...
Семинар - практикум «Технология деятельностного метода обучения как инструмент реализации целей современного образования»
Деятельностный подход - это:Субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных ...
Семинар - практикум «Технология деятельностного метода обучения как инструмент реализации целей современного образования»
золотые правила деятельностного подхода:Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;Веди ребенка от собственного опыта к общественному;Будь не «НАД», а «РЯДО...
Семинар – практикум для педагогов Технология «Ситуация» как инструмент реализации современных целей дошкольного образования»
Технологией, которая помогает организовать образовательный процесс, обеспечивающий личностное развитие дошкольников, развитие коммуникативных навыков, активизирует речевую деятельность детей, является...
- Мне нравится (1)