Программа "Школа молодого педагога"
рабочая программа
В соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» главной задачей дошкольного образования является подготовка творческой, образованной личности, способной к непрерывному самообразованию и саморазвитию. В решении этой задачи определяющая роль принадлежит педагогу. Будущее образовательного учреждения – это компетентные педагоги. Неразвивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Не умеющий адаптироваться, не владеющий коммуникационными навыками, не способный найти свое место в социуме педагог не научит этому воспитанников.
Подготовка, полученная в колледжах и институтах, не может решить проблемы формирования мастерства. Только путем самообразования и творческих поисков придет педагог к своему мастерству. Помочь ему в этом в самый ответственный период его становления должны руководители и коллектив образовательного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_shmp.doc | 149 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по художественно – эстетическому направлению развития детей
№10 «Кораблик» города Лесосибирска»
(МБДОУ «Детский сад №10 «Кораблик»)
ПРИНЯТО на педагогическом совете протокол №1 «07» сентября 2021 г. | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ «Детский сад №10 «Кораблик» ______________Н.Б. Соколова |
ПРОГРАММА
«ШКОЛА МОЛОДОГО ПЕДАГОГА»
Составитель: старший воспитатель Солдатова Ирина Николаевна
|
2021г.
СОДЕРЖАНИЕ
страницы | ||
1. | Пояснительная записка | 3 |
2. | Цель | 4 |
3. | Задачи | 4 |
4. | Форма работы | 4 |
5. | Условия эффективности работы | 5 |
6. | Наставник – молодой педагог | 5 |
7. | Этапы работы по программе | 6 |
8. | Ожидаемые результаты | 7 |
9. | План работы на 2021-2022 учебный год | 8 |
10. | План работы на 2022-2023 учебный год | 9 |
11. | Методическое обеспечение программы | 10 |
12. | Литература | 11 |
… ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты,
если им не учиться.
Демокрит
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» главной задачей дошкольного образования является подготовка творческой, образованной личности, способной к непрерывному самообразованию и саморазвитию. В решении этой задачи определяющая роль принадлежит педагогу. Будущее образовательного учреждения – это компетентные педагоги. Неразвивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Не умеющий адаптироваться, не владеющий коммуникационными навыками, не способный найти свое место в социуме педагог не научит этому воспитанников.
Подготовка, полученная в колледжах и институтах, не может решить проблемы формирования мастерства. Только путем самообразования и творческих поисков придет педагог к своему мастерству. Помочь ему в этом в самый ответственный период его становления должны руководители и коллектив образовательного учреждения.
В своем профессиональном становлении молодой специалист проходит несколько этапов:
І этап – 1-й год работы: самый сложный период, как для новичка, так и для помогающих ему адаптироваться коллег.
ІІ этап – 2-й год работы: процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, снискание авторитета среди детей, родителей, коллег. Педагог изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ОУ, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые мероприятия. Активно привлекается к показу занятий на уровне своего ДОУ.
ІІІ этап – 3-й год работы: происходят совершенствование, саморазвитие, складывается система работы, имеются собственные наработки.
Хочется отметить, что прохождение определенного этапа для каждого педагога очень индивидуально. Профессиональные качества во многом зависят от характера, темперамента, поэтому к каждому педагогу надо подходить индивидуально. Разнообразные формы работы с молодым специалистом способствуют развитию у него познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на рост его профессиональной значимости.
Для планирования деятельности по программе «Школа молодого педагога» на основании наблюдения были выявлены доминирующие затруднения начинающих педагогов:
- недостаточное владение учебным материалом;
- отсутствие навыков владения методами практической работы;
- неумение организовать воспитательную работу.
Данные проблемы возникают в связи с тем, что иногда молодые специалисты не имеют специального образования для работы в дошкольном образовании; выявляются противоречия между профессиональной направленностью и выбранной специальностью; происходит переоценка собственных сил и идеализация выбранной профессии. Как следствие, происходит не всегда оправданный отток молодых педагогов, не нашедших себя в выбранной специальности.
В ходе реализации программы создаются условия для роста профессионального мастерства педагогов. Через постоянную, систематическую, профессиональную учёбу на местах формируется мастерство педагога.
Таким образом, программа помогает и молодым педагогам, и руководителям образовательных учреждений решать целый ряд проблем, стоящих перед молодыми педагогами, способствует формированию педагогического мастерства.
Цель: Повышение профессионального мастерства начинающих педагогов по вопросу организации психолого-педагогической работы с воспитанниками.
Задачи:
- Обеспечить наиболее легкой адаптации начинающих педагогов в коллективе, в процессе адаптации поддержать педагога эмоционально, укрепить веру педагога в себя.
- Использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства начинающих педагогов, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения ими профессиональными знаниями;
- Приобщать начинающих педагогов к корпоративной культуре учреждения, объединять вокруг традиций ДОУ.
Формы работы:
- педсоветы и семинары
- индивидуальные и групповые консультации
- открытые занятия, взаимные посещения занятий
- тренинги по совершенствованию профессиональных умений
- самообразование, изучение методической литературы
- собеседование (в начале года)
- участие в анкетировании и опросах
- анализ собственной деятельности
- индивидуальная работа с опытными педагогами
- беседы
- диалоги, активизирующие мыслительную и познавательную деятельность
- Мастер-классы.
- Решение педагогических ситуаций
- Наставничество
- Ярмарки педагогических идей
Условия эффективности работы.
- Взаимосвязь всех звеньев методической деятельности, её форм и методов;
- Системность и непрерывность в организации всех форм методической работы;
- Сочетание теоретических и практических форм;
- Оценка результатов работы (диагностика развития детей);
- Своевременное обеспечение педагогов педагогической и учебно-методической информации.
Наставники молодых воспитателей
№ | Ф.И.О. молодого воспитателя | Ф.И.О. наставника |
1 | Митасова Елизавета Андреевна | Галямова Надежда Александровна |
2 | Дуплищева Кристина Вадимовна | Пензина Ирина Валерьевна |
3 | Зверева Марина Александровна | Забродина Ирина Викторовна |
4 | Сигбатулина Айгуль Вагизовна | Гузеева Людмила Ивановна |
5 | Ильина Юлия Сергеевна | Сальникова Татьяна Николаевна |
6 | Нечаева Ксения Андреевна | Иванова Алена Александровна |
Срок реализации программы: в течение 3-х лет
Этапы работы по программе:
Этапы реализации программы | Характеристика деятельности | Задачи |
1-й этап- первичная адаптация молодых специалистов. (длительность этапа: 2-3 месяца) | Этот этап включает в себя знакомство начинающих педагогов с ДОУ, его традициями, особенностями учебно-воспитательного процесса, нормативно-правовой базой, правами, обязанностями т.д. | Познакомить молодых педагогов с особенностями учебно-воспитательного процесса в ДОУ, нормативно-правовой базой. Формировать мотивацию на достижение профессионального результата. Формировать готовность к работе в команде и к самостоятельной работе. |
2-ой этап- период изучения педагога в процессе его деятельности. (длительность этапа: 1-ый год работы молодого педагога) | На этом этапе осуществляется изучение деятельности педагога, его личностных качеств, уровень его профессиональной подготовки, методики преподавания; выявляются затруднения; оказывается, индивидуальная предварительная помощь. | Наблюдение и анализ за деятельностью педагога. Формирование умения решать поставленную задачу с оценкой ресурсов для ее решения. Формирование собственного понимание смысла и назначения работы |
3-й этап- период наставничества. (длительность этапа: 1-ый, 2-ой год работы молодого педагога) | Овладение практическими навыками организации учебно-воспитательного процесса, приобретение молодым педагогом практических навыков, необходимых для работы. | Способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности педагога. |
4-ый этап – самообразование педагога. (длительность этапа: 3-й год работы молодого педагога) | Повышение качества преподавания. Формирование у начинающего педагога ДОУ активности, самостоятельности; | Организация работы по самообразованию, самосовершенствованию молодых педагогов. Развитие творческой активности педагогов. |
5-ый этап - подведение итогов работы по программе. (длительность этапа: 2-ое полугодие 3 года работы) | Установление отношений сотрудничества и взаимодействия между молодыми специалистами и другими участниками образовательного процесса. Овладение необходимыми практическими навыками организации учебно-воспитательного процесса. Общая предрасположенность к работе в СП ДОД, удовлетворенность профессией. | Подведение итогов работы с молодым специалистом по программе. |
Ожидаемые результаты реализации программы:
По окончанию школы молодого педагога воспитатели приобретут ряд профессиональных умений:
- аналитические умения, позволяющие проводить анализ выполняемых в педагогическом взаимодействии с ребенком требований, оценивать данные требования;
- умение применять психолого-педагогические знания в воспитательнообразовательной работе с ребенком;
- умение планировать, подготавливать и осуществлять процесс воспитательно-образовательной работы с ребенком;
- умение анализировать индивидуальные качества ребенка, под руководством специалиста осуществлять педагогическую диагностику, психологический анализ индивидуальных особенностей ребенка и организовывать психолого-педагогическую поддержку развития ребенка;
- прогностические умения, позволяющие учитывать специфику индивидуальности ребенка в воспитательно-образовательном процессе;
- умение анализировать развивающую среду в дошкольном образовательном учреждении и создавать эстетически грамотно организованную и психологически комфортную развивающуюся среду в нем;
- умение использовать современные инновационные технологии в образовательно-воспитательном взаимодействии с ребенком и др.
Таким образом, данная программа направлена на формирование у педагогов убеждений:
- Чтобы учить, сам должен много знать, уметь, верить.
- Верить в свои педагогические возможности, никогда не опускать руки, даже когда, казалось бы, ничего не получается.
В каждом ДОУ складываются свои традиции, своя система работы с молодыми педагогическими кадрами, выбираются те формы и методы, которые в конечном итоге будут содействовать дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста.
План работы «Школы молодого педагога ДОУ»
на 2020-2021 учебный год.
№ | Месяц | Тема | Ответственный |
1 | Сентябрь | Организационные мероприятия: собеседования с начинающими педагогами, анкетирование, выбор и назначение наставников. | Ст. воспитатель |
Разработка и утверждение плана работы «Школы начинающего педагога» на 2020-2021 учебный год | Ст. воспитатель | ||
2 | Октябрь | Круглый стол на тему: «С утра до вечера» (планирование разных видов деятельности в течении дня) | Ст. воспитатель, педагог-наставник |
Тренинг «Найди ошибку» (на развитие умения анализировать подготовку и организацию различных видов образовательной деятельности) | Ст. воспитатель, педагог психолог | ||
3 | Ноябрь | Изучение методических разработок «Как подготовить конспект НОД» | Ст. воспитатель |
Тренинг «Искусство говорить» | Учитель-логопед | ||
4 | Декабрь | Консультация «Особенности и формы организации работы с родителями» | Педагог-наставник |
Взаимопосещение новогодних утренников, анализ мероприятий | Ст. воспитатель, воспитатели групп | ||
5 | Январь | Консультация «Как правильно написать статью или оформить опыт» | Ст. воспитатель, педагог-наставник |
Лекция «Структура и содержание портфолио» | Ст. воспитатель | ||
6 | Февраль | Практикум на тему : «Организация предметно-пространственной среды в группе» | Ст. воспитатель, педагог-наставник |
7 | Март | Посещение НОД опытных педагогов, анализ НОД | Наставники |
Дискуссия «Трудная ситуация на занятие и ваш выход из нее» | Ст. воспитатель | ||
8 | Апрель | Практикум «Проведение педагогической диагностики» | Ст. воспитатель |
Взаимопосещение НОД начинающих педагогов, анализ НОД | Ст. воспитатель, молодые педагоги, наставники. | ||
9 | Май | Презентация по теме самообразования | Ст. воспитатель, воспитатели групп |
Подведение итогов работы «Школы начинающих педагогов» | Ст. воспитатель, воспитатели групп |
План работы «Школы молодого педагога ДОУ» на 2022-2023 учебный год.
№ | Месяц | Тема | Ответственные |
1 | Октябрь | Педагогические посиделки «Я, семья плюс детский сад». Изучение методических разработок. | Старший воспитатель, педагоги-наставники |
2 | Ноябрь | Семинар на тему: «Что надо знать о режиме дня»! | Старший воспитатель, педагоги-наставники |
3 | Декабрь | Практикум «Игра-основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Классификация игр» | Старший воспитатель, педагоги-наставники |
4 | Январь | Семинар –практикум: «Формирование и обогащение содержания работы по экологическому воспитанию дошкольников посредством дидактических и интеллектуальных игр». | Старший воспитатель, педагоги-наставники |
5 | Февраль | Мастер-класс педагогов-наставников: «Организация образовательной деятельности в ДОУ». | Старший воспитатель, педагоги-наставники |
6 | Март | Круглый стол: «Организация предметно-развивающей среды в разных возрастных группах детского сада». | Старший воспитатель, педагоги-наставники |
7 | Апрель | Брифинг «Физическое развитие дошкольников. Создание условий для охраны жизни и здоровья» | Старший воспитатель, педагоги-наставники |
8 | Май | Педагогический пробег «Профессиональное самосовершенствование» | Старший воспитатель, педагоги-наставники |
9 | Июнь, июль, август | Педагогические шпаргалки. | Старший воспитатель, педагоги-наставники |
3 год обучения (2023-2024 уч.г.)
В начале 3 года работы молодой педагог сам выбирает формы и способы повышения квалификации и способы презентации результатов. Задача администрации - предоставить максимальные возможности для самопрезентации молодого специалиста. В течение года проходит деловое обсуждение реальных случаев профессиональной деятельности, что позволяет адекватно оценивать действия другого и поддерживать свою профессиональную форму. Молодой специалист активно привлекается к участию в работе педсоветов, методического объединения педагогов ДОУ семинаров, творческих недель, открытых занятий.
Примерный план работы педагога над темой
Этапы | Название этапа | Содержание работы | Сроки |
I. | Диагностический | Анализ затруднений. Постановка проблемы Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта. | I год работы над темой. |
II. | Прогностический | Определение цели и задач работы над темой. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов. | I год работы над темой. |
III. | Практический | Внедрение системы мер, направленных на решение проблемы. Формирование учебно-методического комплекса. Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов. Корректировка работы. | II год (III), (IV) год работы над темой. |
IV. | Обобщающий | Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования. Представление материалов. | III год (IV), (V) год работы над темой. |
V. | Внедренческий | Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. Распространение опыта. | В ходе дальнейшей педагогической деятельности. |
Методическое обеспечение программы:
- Нормативно-правовая база МДОУ и педагога ДОУ
- Анкеты, диагностики и т.п.
- Материалы для обучения:
- методические рекомендации по разработке дополнительной общеобразовательной программы
- программно-методическое обеспечение педагога ДОУ
- учебно-методический комплект и т.п.
- портфолио педагога ДОУ
- презентации
- Раздаточные материалы:
- памятки
- рекомендации и т.п.
- Разработки сценариев
- Конспекты занятий
Литература:
- Кузнецова Н.А., Яковлев Д.Е. Управление методической работой в учреждениях дополнительного образования детей: Пособие для руководителей и педагогов/ Под общ. Ред. Н.К. Беспятовой. – М.: Айрис-пресс, 2003 г.
- Настольная книга завуча: методическая работа в школе/ авт.-сост. Л.М. Сыромятникова - М.: Глобус, 2009г.
- Советова Е.В. Тематические педсоветы- Изд.2-е.- Ростов н/Д:
Феникс, 2008г.
- Соловова Н.А. Современные подходы к формированию педагогических команд в условиях образовательного учреждения: учебно-методическое пособие. – Самара: ГОУ СИПКРО, 2007г.
- Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг для молодых педагогов «Профессиональная адаптация молодого педагога в ДОУ»
Одной из актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема старения существующих педагогических кадров и отсутствие вливания свежих молодых сил за счет прихода молодых специалис...
(Выступление) Городская конференция молодых педагогов "Профессиональное становление молодого педагога в условиях ФГОС"
Младший дошкольный возраст - особый период в жизни ребенка. Культурно - гигиенические навыки у детей воспитываются с самого раннего возраста. Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важнейшую...
Организация работы с молодыми педагогами ДОУ «Школа молодого педагога»
Особенностью труда молодых педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же функции и несут ту же ответственность, что и опытные педагоги, а администрация, родители, воспитатели ожидают...
Тренинг для молодых педагогов «Профессиональная адаптация молодого педагога»
Одной из актуальных проблем в современной педагогике является проблема старения существующих педагогических кадров и отсутствие вливания свежих молодых сил за счет прихода молодых специалистов в детск...
«Формы работы с родителями». Консультация для молодых педагогов ДОУ. «Школа молодого педагога».
Детский сад - первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Совместная...
Проект "Молодой педагог" с молодыми педагогами.
Проект направлен на вхождение начинающего педагога в профессию, позволяет в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях практической деятельности. Наставничество заслужив...
Консультация для молодых педагогов "Использование КЕЙС-метода в работе с молодыми педагогами"
Консультация носит обучающий характер и нацелена на активное использование КЕЙС-метода в дошкольном образовании....