Главные вкладки
Семинар-практикум «Интерактивные формы работы с родителями»
методическая разработка
методическая разработка Семинар-практикум
«Интерактивные формы работы с родителями»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_dlya_pedagogov_interaktivnye_formy_raboty_s_roditelyami.docx | 30.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум
«Интерактивные формы работы с родителями»
Цель: повышение компетенции педагогов в вопросах работы с родителями.
Задачи:
1. Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия ДОУ и семьи.
2. Продолжать знакомить с интерактивными формами и дифференцированно подходить к организации работы с родителями.
3. Активизировать педагогическое мышление педагогов, направленное на развитие творчества в работе с родителями.
4. Внедрить полученные знания и навыки в работу педагогов.
План проведения семинара-практикума:
1. Сообщение «Интерактивные формы работы с родителями». С использованием презентации.
2. «Основные характеристики «интерактива»
3. Презентация с помощью проектора «Традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с родителями»:
4.Интерактивные игры с педагогами.
5. Практическая часть
6. Подведение итогов, обмен мнениями
7. Литература.
1. Сообщение с презентацией
Построение воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГОС предполагает изменение практически всей системы деятельности педагога ДОО, пересмотр его взглядов на структуру коммуникации с родителями. Этот процесс требует больших эмоциональных личностных затрат и зачастую вызывает растерянность и неуверенность в своей компетентности у педагогов.
Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего.
В настоящий момент, в условиях реализации ФГОС все большее внимание начинает уделяться взаимодействию детского сада и семьи. Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.
Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является их взаимодействие, в котором родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники воспитательного процесса.
В современном дошкольном образовательном учреждении используются новые, интерактивные формы сотрудничества с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.
Слово«интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact», где «inter»- это взаимный, «act»- действовать.
Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком).
Отсюда,интерактивные формы - это, прежде всего, диалог, в ходе которого осуществляется взаимодействие.
Цели интерактивного взаимодействия могут быть различными:
- обмен опытом;
- выработка общего мнения;
- формирование умений, навыков;
- создание условия для диалога.
2.«Основные характеристики «интерактива».
В настоящее время активно используются нетрадиционные интерактивные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей. В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Заранее спланировать противоречивые точки зрения по вопросам воспитания детей (наказания и поощрения, подготовка к школе и т.д.). Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.
Интерактив - это
- специальная форма организации, с комфортными условиями взаимодействия, при которых воспитуемый чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность;
- процесс взаимодействия организуется таким образом, что все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения;
- диалоговое общение ведет к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника задач;
- формируется уважение к чужому мнению, умение выслушивать, делать обоснованные заключения и выводы;
3. Презентация с помощью проектора «Традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с родителями»:
-фотовыставки.
– досуговая форма работы— концерты, праздники, развлечения.
Семейные клубы. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности.
Дискуссия является одной из важнейших форм деятельности, стимулирующей формирование коммуникативной культуры..
Различают следующие формы дискуссии:
• круглый стол - самая известная форма; особенность ее состоит в том, что участники обмениваются мнениями друг с другом при полном равноправии каждого;
• симпозиум- обсуждение какой-либо проблемы, в ходе которого участники по очереди выступают с сообщениями, после чего отвечают на вопросы;
• дебаты- обсуждение в форме заранее подготовленных выступлений представителей противостоящих, соперничающих сторон и опровержений, после чего слово предоставляется для вопросов и комментариев участникам от каждой команды.
Тематические акции
Тренинги
Кейс-стади
Психологические разминки
Устные журналы
Родительские вечера
Семейные проекты
Библиотека для родителей
Клуб родительской культуры
Создание семейного портрета
Выставки
Мастер – классы
Родительские собрания в нетрадиционной форме
Сайт
Все вышесказанное определяет концептуальные позиции интерактивных форм взаимодействия:
• Информация должна усваиваться не в пассивном режиме, а в активном, с использованием проблемных ситуаций, интерактивных циклов.
• Интерактивное общение способствует умственному развитию.
• При наличии обратной связи отправитель и получатель информации меняются коммуникативными ролями. Изначальный получатель становится отправителем и проходит все этапы процесса обмена информацией для передачи своего отклика начальному отправителя.
• Обратная связь может способствовать значительному повышению эффективности обмена информацией (учебной, воспитательной, управленческой).
• Контроль знаний должен предполагать умение применять полученные знания на практике.
4. Интерактивные игры – как средство по взаимодействию с родителями.
Интерактивная игра — это интервенция (вмешательство) ведущего в групповую ситуацию «здесь и теперь», которая структурирует активность членов группы в соответствии с определенной учебной целью.
Термин «интерактивные игры», подчеркивает два основных признака: игровой характер и возможность взаимодействия.
Интерактивные игры пробуждают у участников любопытство, готовность к риску, они создают ситуацию испытания и дарят радость открытий, что свойственно всем играм.
Четыре шага в работе с интерактивными играми:
Шаг 1. Анализ групповой ситуации
Педагог должен оценить ситуацию в группе в целом и потребности каждого участника, чтобы понять, какой должна быть активность родителей.
Шаг 2. Инструктирование участников
После того как воспитатель решил предложить родителям интерактивную игру, он должен объяснить, что именно следует делать. Этап инструктирования содержит в себе следующее:
• Информацию о целях проведения игры. После этого он так же коротко информирует родителей, чему они могут научиться с помощью интерактивной игры.
• Четкие инструкции о процессе. Чем более наглядны, лаконичны и убедительны объяснения педагога, тем скорее родители будут готовы к сотрудничеству.
• Уверенное поведение педагога.
• Акцент на добровольности. Ни у кого из родителей не должно возникнуть впечатления, что он обязан принимать участие в интерактивной игре.
Шаг З. Проведение игры
На этой стадии педагог контролирует осуществление запланированной деятельности и дает дальнейшие инструкции, разъясняет неправильно понятые указания и следит за соблюдением временных рамок и правил. И наконец, он внимательно наблюдает за тем, что делают участники.
Шаг 4. Подведение итогов
Педагог должен помочь участникам проанализировать свой опыт: поощрение обмена опытом, помощь в осознании особенностей рассматриваемого вопроса, помощь в нахождении связи между полученным в игре опытом и поведением в повседневной жизни.
Специфические аспекты интерактивных игр, мотивирующие родителей:
- активное участие - участники могут наблюдать собственные сложные внутренние процессы, общаться с другими вербально и не вербально, играть различные роли, спорить друг с другом, принимать решения
- обратная связь - участники не только экспериментируют с собственным и чужим поведением, но и проясняют для себя, что и как они сделали. Они ведут себя определенным образом и получают обратную связь, как через собственное осознание, так и принимая информацию от других. В одной и той же учебной ситуации участники по-разному видят последствия своих действий и своего поведения. В таком случае обратная связь весьма полезна для обучения.
- открытые результаты - никто не знает, что получит он сам и группа в интерактивной игре, какие будут результаты, как будут реагировать другие участники. В интерактивной игре не существует правильных или неправильных решений. Уважается реальность, а вопрос о целесообразности определенного способа поведения каждый решает сам, прислушиваясь к собственным внутренним ощущениям или к обратной связи от других участников.
-учет естественных потребностей - во время игры родители могут перемещаться в пространстве, устанавливать вербальный и невербальный контакт друг с другом и высвобождать при этом физическую энергию.
- соревнование и сотрудничество. Ряд интерактивных игр содержат элементы соревнования. Большинство интерактивных игр укрепляют дух сотрудничества. Многие виды деятельности требуют совместных действий двух людей или целой группы.
Преимущества интерактивных игр:
• Интерактивные игры могут создать мотивацию. Они пробуждают любопытство участников, доставляют им удовольствие, усиливают интерес к взаимодействию между людьми.
• Интерактивные игры могут создать продолжительную заинтересованность в саморазвитии и в раскрытии своего человеческого и родительского потенциала.
• Они облегчают введение новых коммуникативных и поведенческих норм.
• Интерактивные игры помогают человеку увидеть особенности воспитательно – образовательного процесса в ДОУ, почувствовать всю сложность психических, социальных и организационных процессов, понять их взаимосвязь и научиться их использовать в воспитании детей.
• Интерактивные игры могут способствовать появлению у родителей новых представлений и ценностных ориентации, основанных на полученном опыте.
• Интерактивные игры могут сбалансировать активность участников.
• Интерактивные игры могут создать позитивную установку у родителей по отношению к педагогу работающему с их детьми и способствовать конструктивной полемике с ним.
• Интерактивные игры с родителями способствуют проработке важнейших проблем в воспитании детей дошкольного возраста.
Интерактивные игры пробуждают у участников любопытство, готовность к риску, они создают ситуацию испытания и дарят радость открытий, что свойственно всем играм.
Таким образом, взаимодействие семьи и детского сада - это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания. В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Разнообразие интерактивных форм взаимодействия с родителями, позволяет воспитателям значительно улучшить отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей, расширить представления детей по различным образовательным областям. Интерактивные формы взаимодействия родителей и ДОУ означает способность взаимодействия в режиме беседы, диалога. Основные цели интерактивного взаимодействия - обмен опытом, выработка общего мнения, формирование умений, навыков, создание условия для диалога, групповое сплочение, изменение психологической атмосферы.
5. Практическая часть
1. Выступление воспитателя старшей группы.
Элементы родительского собрания в нетрадиционной форме с использованием компьютерных презентаций и интерактивных игр по темам, таких, как «Дом, который построим мы!», «Вот и стали мы на год взрослее».
2. Интерактивные игры
Паутина.
Цели. Эта игра помогает взрослым познакомиться друг с другом и в ходе весёлого и приятного общения занять своё место в коллективе. Поэтому её хорошо использовать в начале совместной работы. Наряду с этим “Паутина” - прекрасный опыт для прочувствования сплочённости группы.
Материалы. (Клубок ниток.)
-Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. У каждого из вас сейчас есть возможность сообщить нам своё имя и что-нибудь рассказать о себе. Может быть, кто-нибудь захочет рассказать о своей работе, о том, что лучше всего у него получается, или о том, чем он любит заниматься в свободное время. У вас есть минута, чтобы подумать, что вы хотите рассказать нам о себе….(Возьмите клубок в руки и начните игру.)
Меня зовут Наталья Григорьевна, и я очень люблю кошек….(Зажмите свободный конец нити крепко в руке и киньте клубок сидящему напротив)
Таким образом, клубок передаётся дальше и дальше, пока все не окажутся частью одной постепенно разрастающейся паутины. Затем поговорите обо всём, что может способствовать групповой сплочённости. Спросите их: “ Как вы думаете, почему мы составили такую паутину?” После этого разговора нужно будет снова распустить паутину. Для этого каждый должен возвращать клубок предыдущему, называя его по имени. Так продолжается до тех пор, пока клубок не вернётся к вам обратно. Возможно, иногда нить будет запутываться при попытке распустить паутину, В таких случаях можно с юмором прокомментировать ситуацию, сказав, что члены группы уже “ тесно связаны между собой”
Игра «Мимика и жесты».
Участники делятся на две команды. Каждая команда по очереди загадывает другой загадку или пословицу с помощью мимики и жестов.
Произнесите короткую фразу из одного слова: тихо, громко, злобно, заикаясь, нежно, скорбно, с удивлением, вызывающе, зачарованно и т. д
Игра «Комплимент».
Участники становятся в круг. Бросая друг другу мяч, они говорят при этом комплименты или приятные слова, которые вызывает образ данного человека.
Упражнение «Горная вершина»
Цель — релаксация, закрепление положительных эмоций, формирование уверенности в себе.
Старший воспитатель: Примите удобную позу, закройте глаза, расслабьтесь, почувствуйте, как ваше тело обмякло, и тяжелая волна расслабления потекла по мышцам. Сейчас я буду предлагать вам кое-что услышать, ощутить, почувствовать. Не старайтесь специально и не заставляйте себя, просто позвольте себе наблюдать за собой.
(Звучит негромкая релаксационная музыка)
Старший воспитатель: Вообразите, что вы стоите у подножия огромной горы. Со всех сторон вас окружают каменные исполины. Может быть, это Памир, Тибет или Гималаи. Где-то в вышине, теряясь в облаках, плывут ледяные вершины гор. Как прекрасно должно быть там, наверху! Вам хотелось бы оказаться там. И вам не нужно добираться до вершин, карабкаясь по крутой и опасной горе, потому что вы можете летать. Посмотрите вверх: на фоне неба четко виден темный движущийся крестик. Это орел, парящий над скалами. Мгновение — и вы сами становитесь этим орлом. Расправив свои могучие крылья, вы легко ловите упругие потоки воздуха и свободно скользите в них. Вы видите рваные, клочковатые облака, плывущие под вами. Вы слышите негромкий свист ветра и резкие крики пролетающих мимо мелких птиц. Вы чувствуете прохладу и нежную упругость воздуха, который держит вас в вышине. Какое чудесное ощущение свободного полета, независимости и силы! Насладитесь им.
Вам не составляет труда достигнуть любой самой высокой и недоступной для других вершины. Выберите себе удобный участок и спуститесь на него, чтобы оттуда, с недосягаемой высоты, посмотреть на то, что осталось там, далеко, у подножия гор. Какими мелкими и незначительными видятся отсюда волновавшие вас проблемы! Оцените, стоят ли они ваших усилий и переживаний! Спокойствие, даруемое высотой и силой, наделяет вас беспристрастностью и способностью вникать в суть вещей, понимать и замечать то, что было недоступно там, в суете. Отсюда, с высоты, вам легко увидеть способы решения мучивших вас вопросов. С поразительной ясностью осознаются нужные шаги и правильные поступки. (Пауза.) Взлетите снова — и снова испытайте изумительное чувство полета. Пусть оно надолго запомнится вам. А теперь вновь перенеситесь в себя, стоящего у подножия горы. Помашите рукой на прощание парящему в небе орлу, который сделал доступным для вас новое восприятие мира... Поблагодарите его. (Музыка утихает.) Вы снова здесь, в этой комнате. Вы вернулись сюда после своего удивительного путешествия.
Подведение итогов, обмен мнениями.
Литература:
1. Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ [Текст] / Г. А. Антипова // Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. – С.88 – 94.
2. Арнаутова, Е.П. Планируем работу с семьёй. [Текст]/ Е. П. Арнаутова. // Управление ДОУ. - 2006.- №4. – С. 66 – 70
3. Борисова, Н. П. Детский сад и родители. Поиск активных форм взаимодействия[Текст] / Борисова Н. П., Занкевич С. Ю. // Дет. сад. управление. – 2007. - № 2. – С. 5-6
4. Глебова, С.В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия [Текст] / С. В. Глебова, Воронеж, «Учитель», 2008. – 111с.
5. Давыдова, О.И. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями[Текст] / О.И.Давыдова. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО ПРЕСС», 2013. – 128с.
6. Евдокимова, Н.В. Детский сад и семья: методика работы с родителями. [Текст] / Н. В. Евдокимова. – М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 144с.
7. Елисеева, Т.П. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия [Текст] / Т. П. Елисеева. – Мн.: Лексис, 2007. – 68с.
8. Осипова, Л.Е. Работа детского сада с семьёй [Текст] / Л.Е.Осипова. – Изд. центр «Скрипторий», 2011 . – 72с.
9. Тонкова, Ю.М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи. [Текст] / Ю. М. Тонкова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы межд. заоч. конфер. - Пермь: Меркурий, 2012. – С. 71 – 74.
10. Хаснутдинова, С.Р. Поиск активных форм взаимодействия детского сада с родителями. [Текст] / С. Р. Хаснутдинова // Воспитатель ДОУ. - 2011. -№11. – С. 82 – 97.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум на тему: «Формы работы с детьми по развитию вербальных и невербальных средств общения»
В условиях ФГОС ДО формирование неречевых средств общения, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве приоритетных задач воспитания, так как только согласованное сочет...
Доклад из опыта работы для педагогов на тему: «Традиционные и интерактивные формы работы с родителями по здоровьесбережению дошкольников»
На сегодняшний день проблема здоровья детей очень актуальна. Главным в воспитании детей является то, что они должны быть здоровыми.Здоровье детей напрямую зависит от ...
Из опыта работы "Оптимизация детско-родительских отношений через интерактивные формы работы с родителями"
Описаны эффективные формы сотрудничества с семьями воспитанников...
Дебаты, как одна из форм работы с родителями (интерактивные формы работы с родителями)
В настоящее время работа с родителями воспитанников занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса дошкольных учреждений. Включение семьи как партнера...
Семинар-практикум "Внедрение разнообразных форм сотрудничества с родителями ДОУ"
Представлены формы и методы работы с родителями ДОУ...
Семинар – практикум « Внедрение разнообразных форм сотрудничества с родителями»
Профессиональная компетентность педагогов и специалистов детского сада проявляется в различных сферах их профессиональной деятельности, в том числе в...
Семинар – практикум для воспитателей «Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации»
Повышение уровня теоретической и практической подготовки воспитателей, совершенствование практических навыков, необходимых в работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями взрослых лю...