Развитие инновационного потенциала дошкольного образовательного учреждения- основа повышения качества дошкольного образования
консультация
Огромными способностями повышения качества образования обладает организация и внедрение в педагогическую практику образовательных учреждениях инновационной деятельности, направленной на проектирование стратегии обновления управления дошкольным учреждением, а так же организацию инновационной методической работы с педагогическими кадрами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_byudzhetnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 22.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Семечкова Наталья Николаевна
Воспитатель
1 квалификационная категория
«Детский сад № 29 присмотра и оздоровления»
города Мончегорска Мурманской области
«Развитие инновационного потенциала дошкольного образовательного учреждения- основа повышения качества дошкольного образования»
На современном этапе возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно- методического обеспечения нового поколения, направленного на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных организаций при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе.
Огромными способностями повышения качества образования обладает организация и внедрение в педагогическую практику образовательных учреждениях инновационной деятельности, направленной на проектирование стратегии обновления управления дошкольным учреждением, а так же организацию инновационной методической работы с педагогическими кадрами.
Что же такое инновация? Инновация (нововведение) создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике.
В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств.
Руководители дошкольных образовательных организаций и педагоги ориентируются в широком спектре инновационных технологий. Изменения в развивающемся дошкольном учреждении происходят не хаотично, а прогнозируются руководителем на основе закономерностей и направлены на достижение конкретных целей.
На сегодняшний день имеет место большое число инноваций различного характера, направленности и значимости, внедряются новшества в организацию и содержание, методику и технологию преподавания.
Можно выделить ряд общественных тенденций, приводящих к инновационному развитию:
- гуманизация образовательного процесса;
- высокий уровень качества образования и развития детей;
- ориентация на культурно-нравственные ценности;
-конкурентные отношения между образовательными учреждениями;
-активное реагирование на многообразие интересов и потребностей детей и их родителей.
Инновационное развитие влечет за собой как позитивные, так и негативные факторы.
Среди позитивных отмечают: рост профессионального мастерства, формирование способности к профессиональной рефлексии и умение осуществлять исследовательскую деятельность у педагогов, повышение качества полученных знаний и умений у детей.
К негативным относятся: расширение круга должностных обязанностей педагогов, недостаточное ресурсное обеспечение для внедрения инноваций. Нежелание педагогов учиться новому, брать на себя дополнительную нагрузку.
В настоящее время важно не столько получение конкретных знаний, сколько развитие у детей навыков работы с информацией и умения добывать необходимые знания самостоятельно. Поэтому особую значимость приобрели информационные технологии. Использование нового оборудования специалистами дошкольного учреждения позволяет внедрять инновационные приемы и реализовать свои педагогические идеи, а детям даёт возможность самостоятельно выбирать траекторию учебной деятельности.
Организация образовательного пространства предполагает развитие каждого ребѐнка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Компьютерные технологии качественно изменят содержание, методы и организационные формы образовательного процесса. Именно инновации призваны синхронизировать и интегрировать основные аспекты функционирования и развития дошкольного учреждения в целях обеспечения нового качества дошкольного образования. Главная цель инновационной деятельности – развитие педагога как творческой личности, переключение его с репродуктивного типа деятельности на самостоятельный поиск методических решений, превращение педагога в разработчика и автора инновационных методик и реализующих их средств обучения, развития и воспитания.
Инновационная деятельность определяется как целенаправленная педагогическая деятельность, направленная на разработку, апробацию, распространение авторских инновационных методик и реализующих их средств обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста.
В структуре инновационной деятельности выделены:
- умение педагога осуществлять инновационную педагогическую деятельность;
- способность проектировать и конструировать педагогические инновации, то есть, профессионально отбирать содержание инновации, проектировать реализацию этого содержания через применение современных педагогических технологий;
- прогнозировать ожидаемый результат, который может быть получен в ходе реализации инновации,
- описывать критерии оценивания эффективности спроектированной инновации.
Инновационная деятельность педагога ДОУ представляется как интегративное качество личности, характеризующееся совокупностью мотивов, ценностей, компетенций и оптимальным сочетанием владения традиционными и инновационными технологиями, реализуемыми в дошкольном образовании, применяемыми на основе рефлексивных действий и обеспечивающими высокий уровень профессиональной новаторской деятельности.
Основные задачи инновационной деятельности:
1) повысить уровень профессионального мастерства руководителя и педагогов
2) стимулировать и активизировать экспериментально-научные исследования педагогов, нацеленные на разработку перспективных технологий обучения и воспитания детей;
3) создать необходимые условия для творческой деятельности педагогов-практиков;
4) осуществить информационную, научно-методическую и психолого-педагогическую поддержку творческих поисков;
5) пропагандировать инновации и опыт инновационной деятельности в массовой педагогической практике;
6) произвести методическое оформление инноваций, дающее возможность их массового использования.
Инновационная деятельность основана на принципах:
- гуманизма (создание в ДОУ эмоционального поля отношений, обеспечивающих уважение к личности педагога, поиск средств индивидуального подхода с целью оптимального включения в образовательный процесс каждого педагога);
- демократизации (активизация участия всех субъектов инновационной деятельности в процессе выбора и планирования содержания инноваций); - научности;
- системного подхода (сбалансированность планирования инновационной деятельности в дошкольном учреждении);
- перспективности (направленность на конечный результат);
- ритмичности (равномерное распределение всех действий в течение учебного года между членами педагогического коллектива, участвующих в инновации); - реальности поставленных целей;
- динамичности (изменяемость под влиянием внешних и внутренних факторов).
Часто у педагогов возникает вопрос: с чего начать инновационную деятельность, каков будет ее конечный результат?
Алгоритм инновационного процесса такой же, как и у любой педагогической деятельности:
1.Выявление проблемной образовательной области, выдвижение цели
обновления (обращается внимание, прежде всего на актуальность и значимость проблемы)
2.Теоретическое обоснование инновационной идеи, поиск методов исследования, мониторинговых процедур.
3.Проведение эксперимента.
4.Выявление недоработок, определение путей устранения недостатков.
5.Последующее апробирование (подведение результатов, их презентация, распространение педагогического опыта).
В результате работы административного состава дошкольного образовательного учреждения над формированием готовности к инновационной деятельности, как отдельных педагогов, так и всего коллектива дошкольного учреждения в целом, ожидаются следующие результаты:
- повышение качества организации методической работы в дошкольном учреждении (переход на инновационную модель методической работы);
- формирование позитивного имиджа дошкольного учреждения как лидера, ориентированного на устойчивое развитие,
- увеличение его конкурентоспособности по отношению к традиционным дошкольным учреждениям (что привлечет дополнительные инвестиции, позволит установить и расширить партнерские связи);
- совершенствование инновационной модели образовательного пространства в условиях реализации приоритетных направлений работы;
- повышение количества педагогов, повышающих свой профессиональный уровень и квалификацию;
- активное участие педагогов в обобщении и распространении инновационного педагогического опыта работы на муниципальном, региональном и всероссийском уровнях
- позитивное изменение профессиональной компетентности педагогов и их отношения к работе;
- повышение уровня педагогов в овладении современными образовательными технологиями;
- оперативное и позитивное реагирование педагогов на внедрение инноваций в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации.
Педагогический коллектив нашего детского сада является городской инициативной площадкой: «Инновационные технологии обучения правилам дорожного движения в дошкольном образовательном учреждении». Творческой группой дошкольного учреждения была разработана программа, цель которой: формировать и развивать у детей умения и навыки безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.
Значимость разработанной программы заключается в разработке и содержании форм работы с детьми дошкольного возраста, которая предусматривает поэтапную организацию образовательного процесса, участие детей, родителей и сотрудников ГИБДД в решении проблемы.
Данная тема для обучения детей довольна не нова и реализуется в каждом дошкольном учреждении. В нашем детском саду она реализуется через:
-практические занятия на площадке автогородка с использованием павильонов, электромобилей, дорожных знаков;
-квесты, игры в городском парке имени Сергея Бровцева, а также аллеи Ермакова;
-тематические выставки, в которых дети играют роль экскурсоводов;
-спектакли на тему изучения ПДД;
-просмотр обучающих фильмов в 3Д мобильном планетарии.
В данных мероприятиях участвуют не только дети нашего детского сада и их родители, но и воспитанники других детских садов. Вот и в эту субботу 29 сентября в 11.00 нами будет проводиться квест: «Необыкновенные приключения в поисках золотого ключика» по теме изучения правил дорожного движения для пяти садов нашего микрорайона, где они будут состязаться командами. Состоится мероприятие в городском парке имени Сергея Бровцева и мы с удовольствием вас приглашаем поучаствовать в увлекательном квесте.
Исходя из опыта работы нашего коллектива я пришла к выводу, что творческий потенциал педагогов, заинтересованность в новых формах, активное участие, это, пожалуй, самое главное во внедрении инновационных идей в деятельность дошкольном образовательном учреждении.
Список литературы:
1. Гнездилова, О.Н. Психологические аспекты инновационной деятельности педагога // Психологическая наука и образование. – 2006. – №4. – C. 61-65.
2. Гуров, В. Инновационная деятельность педагога // Дополнительное образование и воспитание. – 2008. – № 2. – C. 9-15.
3. Назарова, В.М. Управление инновационными процессами в ДОУ // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2010. – №6. – С.32-35.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие инновационного потенциала дошкольного образовательного учреждения – основа повышения качества дошкольного образования»
Человек, который почувствовал ветер перемен,должен строить не щит от ветра, а ветряную мельницу.М. ДзедунНа современном этапе, в связи с введением в действие Федерального государственного образо...
Доклад для Августовского педагогического совета - 2017г. «Организация (развитие) новой образовательной среды для повышения качества дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
Доклад для городского августовского педагогического совета - 2017г. «Организация (развитие) новой образовательной среды для повышения качества дошкольного образования в соответствии с требования...
«Методическое сопровождение инновационной деятельности в ДОУ как средство повышения качества дошкольного образования»
материалы работы инновационной площадки ДОУ...
Технология решения изобретательных задач в образовательном процессе - фактор повышения качества дошкольного образования.
Влияние современных технология на качество образования....
«Развитие профессиональной компетентности педагога ДОУ как условие повышения качества дошкольного образования»
laquo;Развитие профессиональной компетентности педагога ДОУкак условие повышения качества дошкольного образования»...
ADVICE-ТУРА МУНИЦИПАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ "СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК РЕСУРС ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ": «Патриотическое направление программы воспитания»
Сетевое сообщество в рамках деятельности Муниципальной инновационной площадки-ДОО №5,51,58 г.Улан-Удэ организовали advice-туры, в которых приняли участие 692 педагога из 26 ДОО Бурятии. МБДОУ де...