Отчёт по самообразованию за 2020-2021г
учебно-методический материал
Результаты деятельности по самообразованию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchyot_po_samoobrazovaniyu_2020.docx | 27.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1 «Улыбка».
.
Отчёт работы по самообразованию
учителя-логопеда на 2020-2021 уч. г.
Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедического сопровождения детей с нарушениями речи».
Разработала:
Учитель – логопед Кожина Л.Н.
Смирных 2020
Здоровьесберегающие технологии – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые направлены на сохранение и стимулирование здоровья воспитанников.
В соответствии с поставленными годовыми задачами Доу №1 « Улыбка» и их реализации:
Целью моей работы послужило выявление эффективных способов использования здоровьесберегающих технологий в работе логопеда с целью оптимизации процесса коррекции речи и формирования у детей основ здорового образа жизни. Это способствовало ускорению процесса коррекции речевых расстройств.
В систему оздоровительной работы я включаю следующие здоровьесберегающие технологии:
- Дыхательная гимнастика-это система упражнений на развитие речевого дыхания;
- Динамические паузы - использование физкультминуток во время проведения организованной реабилитационной деятельности способствует снижению утомляемости, а также у детей активизируется мышление и повышается умственная работоспособность;
- Пальчиковая гимнастика - воздействуя на тонус руки ребёнка с помощью комплекса пальчиковой гимнастики, происходит прямое воздействие на тонус речевого аппарата;
- Игры с природным, бросовым материалом (бассейн из гороха, фасоли…) игры с пособиями;
- Упражнения для глаз проводятся с целью укрепления мышц глаз;
- Релаксация - направлена на снятие мышечного и нервного напряжения с помощью специально подобранных техник;
- Артикуляционная гимнастика – это система упражнений для развития речевых органов. Цель гимнастики – выработка полноценных движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков и подготовка речевого аппарата для речевой нагрузки;
- Элементы арт-терапии, логоритмики, песочной терапии, су-джок терапии.
Коррекционная работа по внедрению здоровьесберегающих технологий проводилась с учётом индивидуальных психических особенностей детей и была направлена не только на коррекцию звукопроизношения, моторики и просодики, но и на развитие речи и личности ребёнка в целом.
Работа по развитию просодики, моторики и фонетики проводилась как во время подгрупповых занятий по развитию фонематических процессов и подготовке к обучению грамоте, так и во время индивидуальной коррекционной работе в виде дидактических игр и упражнений.
Занятия были построены с учётом речевых и личностных особенностей ребёнка. Практическая значимость данной работы состоит в развитии произносительных умений и навыков у детей через организацию поэтапной работы с использованием здоровьесберегающих методов и приемов.
Все занятия были направлены не только на развитие и коррекцию речи, но и на создание наиболее благоприятного эмоционального климата. На индивидуальных занятиях проводилась работа по развитию артикуляционной моторики, постановке звуков, развитию фонематических процессов, коррекции нарушенных функций. Избежать утомления, повысить заинтересованность в коррекционной работе на подгрупповых занятиях существенно помогало использование здоровьесберегающих технологий.
Поиски новых путей повышения результативности логопедической работы показали, что добиться положительного результата, можно, если знания, умения и навыки усваиваются детьми легко и непринужденно, в процессе игры. Поэтому основой деятельности стал принцип: каждое занятие, которое было проведено с детьми, призвано поднимать им настроение, вызывать положительные эмоции. Используя опыт работы и разработки различных авторов по включению здоровьесберегающих технологий в коррекционный процесс, мною были подобраны и систематизированы в картотеки различные игры и игровые упражнения, которые являются наиболее эффективными(сенсорно – интегративная гимнастика, кинезиологические упражнения.)
В системе занятий был реализован основной принцип специального образования – принцип коррекционной направленности при соблюдении триединой задачи, а именно: коррекционное воспитание, коррекционное развитие, коррекционное обучение.
Схема построения занятий с применением здоровьесберегающих технологий отличается от общепринятой следующими моментами:
1. В организационный момент занятия включались психофизические упражнения, музыкально – ритмические упражнения.
2. Артикуляционная гимнастика занимает особое место в логопедической работе. Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков применялись ИКТ, сенсорно- интегративная гимнастика.
3. В ходе занятия предусматривались мимические, голосовые и дыхательные упражнения.
4 Использовался «Алфавит телодвижений» (кинезиологические упражнения). Дети на слух или зрительно воспринимали название буквы и, используя мышечное чувство и мышечное движение, изображали эту букву или, наоборот, анализируя ту или иную позу, называли изображенную букву. В данном случае соединялись мыслительное представление и мышечные ощущения, благодаря чему укреплялись условные связи в коре головного мозга.
6. Динамические паузы были тесно связаны с темой занятия и являлись «переходным мостиком» к следующей его части. Основные задачи динамических пауз:
- снятие усталости и напряжения;
- внесение положительного эмоционального настроя;
- совершенствование общей моторики;
- выработка четких координированных действий во взаимосвязи с речью.
Используемые в занятиях логоритмические упражнения хорошо снимали усталость и благотворно влияли на настроение детей.
7 Для борьбы со зрительным утомлением использовалась гимнастика для глаз, (кинезиологические упражнения).
8. Закрепление материала в проекте «Говорушка» родителями в домашних условиях, с соблюдением здоровьесберегающих технологий.
9.Использовала арт- терапию, раскрашивание плоскостных фигурок из дерева, природный материал( камешки).В ходе таких занятий у детей формируются коммуникативные навыки и умение сотрудничать, кроме того раскрашивание мелких деталей- это прекрасная тренировка для мышц руки , произвольности и мелкой моторики,
Очень важна на занятиях улыбка логопеда и улыбка самого ребенка. Если ребенок улыбается, то звучание его голоса становится более светлым, чистым и свободным.
В результате использования здоровьесберегающих технологий у детей наблюдалась положительная динамика в развитии моторики, просодики и фонетической стороны речи. Это доказывает, что применение таких педагогических технологий является эффективным. У детей повысился интерес к процессу обучения, появились навыки самостоятельной работы и самоконтроля.
Стандартные, вариативные игры и упражнения с использованием инновационных(кинезиологические упражнения, сенсорно- интегративная гимнастика) здоровьесберегающих технологий помогли более эффективно проводить коррекционную логопедическую работу. Дети стали более активными, общительными, эмоциональными.
С помощью изученного мною материала, я подобрала и создала картотеку пальчиковых игр,кинезиологических упражнений, картотеку комплексов артикуляционной гимнастики (сенсорно-интегративная), дыхательных упражнений. Выполнили совместно с воспитателями и родителями пособия-тренажеры для развития силы воздушной струи и для зрительной гимнастики.
Были даны консультации и проведены мастер-классы для педагогов и родителей, открытые занятия с использованием здоровьесберегающих технологий.»Применение здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях»;
Советы логопеда: « Методические рекомендации по развитии воздушной струи»;
Мастер- класс для педагогов « Кинезиологические упражнения, как вид здоровьесберегающих технологий».
Прослушано множество вебинаров на сайтах «Единый урок», «Логопед – Профи», «Воспитатели России», в том числе консультативно по теме самообразования:
- «Здоровые дети – здоровое будущее»
- «Логопедический массаж при высоком тонусе и гиперкинезах при стертой дизартрии»;
- «Резервы детского мозга: взгляд нейрофизиолога и логопеда-дефектолога»;
- Дифференцированный подход к работе над звукопроизношением при ФФНР и ОНР;
- Болевые вопросы логопедической практики.
Анализируя результаты диагностики развития речи дошкольников, могу сделать следующий вывод, что поставленные задачи по внедрению здоровьесберегающих технологий в логопедическую практику были реализованы и применяются в повседневной жизни.
Таким образом, можно подвести итог, что использование системы здоровьесберегающих технологий в коррекционном процессе с детьми, имеющими речевые нарушения, позволяет максимально выровнять речевые стартовые возможности детей для успешной адаптации и обучению в школе.
Перспективы на следующий год:
1. Продолжать работу по внедрению новых игр и игровых упражнений по данной теме.
3. Продолжать пропагандировать использование здоровьесберегающих технологий среди педагогов ДОУ и родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Семейные творческие номера на утренниках " 8 марта"" для дошкольных групп детского сада. 2020 2021г.2022г.2023г.2024г.
Опыт работы музыкального руководителя в совместной творческой деятельности семьи.]https://cloud.mail.ru/public/RXEF/H1P1yvAoq семья Змеевых,https://cloud.mail.ru/public/4CVh/aPHhgnaj9 семья...
Описание предметно- простраственной среды старшей группы в 2020 - 2021г. учебном году
В этом году дети нашей группы перешли в старший дошкольный возраст. Всё пространство группы было организованно с учётом детских потребностей и ведущего вида игры....
План самообразования педагога 2020-2021г.
План самообразования педагога 2020-2021г....
2021г. Планирование, 2020-2021г. Темы недели
Темы недель на 2020-2021 учебный год в ДОУ...
Творческий отчёт проделанной работы в старшей (разновозрастной) группе за 2020-2021г.г.
Старший дошкольный возраст очень важен в жизни ребёнка. Это яркий период открытий, удивлений, любознательности. Потенциал дошколят растёт и приобретает новые формы, желание познавать сов...
Отчёт 2020-2021г
Отчёт 2020-2021г...
Отчёт за 2020-2021г
Клюева С.С....