Отчёт по самообразованию за 2020-2021г
учебно-методический материал

Кожина Людмила Николаевна

Результаты деятельности по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_po_samoobrazovaniyu_2020.docx27.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 «Улыбка».

.

Отчёт работы по самообразованию

учителя-логопеда на 2020-2021 уч. г.

Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедического сопровождения детей с нарушениями речи».

Разработала:

Учитель – логопед Кожина Л.Н.

Смирных 2020

Здоровьесберегающие технологии – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые направлены на сохранение и стимулирование здоровья воспитанников.

В соответствии с поставленными годовыми задачами Доу №1 « Улыбка» и их реализации:

Целью моей работы послужило выявление эффективных способов использования здоровьесберегающих технологий в работе логопеда с целью оптимизации процесса коррекции речи и формирования у детей основ здорового образа жизни. Это способствовало ускорению процесса коррекции речевых расстройств.

В систему оздоровительной работы я включаю следующие здоровьесберегающие технологии:

  • Дыхательная гимнастика-это система упражнений на развитие речевого дыхания;
  • Динамические паузы - использование физкультминуток во время проведения организованной реабилитационной деятельности способствует снижению утомляемости, а также у детей активизируется мышление и повышается умственная работоспособность;
  • Пальчиковая гимнастика - воздействуя на тонус руки ребёнка с помощью комплекса пальчиковой гимнастики, происходит прямое воздействие на тонус речевого аппарата;
  • Игры с природным, бросовым материалом (бассейн из гороха, фасоли…) игры с пособиями;
  • Упражнения для глаз проводятся с целью укрепления мышц глаз;
  • Релаксация - направлена на снятие мышечного и нервного напряжения с помощью специально подобранных техник;
  • Артикуляционная гимнастика – это система упражнений для развития речевых органов. Цель гимнастики – выработка полноценных движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков и подготовка речевого аппарата для речевой нагрузки;
  • Элементы арт-терапии, логоритмики, песочной терапии, су-джок терапии.

Коррекционная работа по внедрению здоровьесберегающих технологий проводилась с учётом индивидуальных психических особенностей детей и была направлена не только на коррекцию звукопроизношения, моторики и просодики, но и на развитие речи и личности ребёнка в целом.

Работа по развитию просодики, моторики и фонетики проводилась как во время подгрупповых занятий по развитию фонематических процессов и подготовке к обучению грамоте, так и во время индивидуальной коррекционной работе в виде дидактических игр и упражнений.

Занятия были построены с учётом речевых и личностных особенностей ребёнка. Практическая значимость данной работы состоит в развитии произносительных умений и навыков у детей через организацию поэтапной работы с использованием здоровьесберегающих методов и приемов.

Все занятия были направлены не только на развитие и коррекцию речи, но и на создание наиболее благоприятного эмоционального климата. На индивидуальных занятиях проводилась работа по развитию артикуляционной моторики, постановке звуков, развитию фонематических процессов, коррекции нарушенных функций. Избежать утомления, повысить заинтересованность в коррекционной работе на подгрупповых занятиях существенно помогало   использование здоровьесберегающих технологий.

Поиски новых путей повышения результативности логопедической работы показали, что добиться положительного результата, можно, если знания, умения и навыки усваиваются детьми легко и непринужденно, в процессе игры. Поэтому основой деятельности стал принцип: каждое занятие, которое было проведено с детьми, призвано поднимать им настроение, вызывать положительные эмоции. Используя опыт работы и разработки различных авторов по включению здоровьесберегающих технологий в коррекционный процесс, мною были подобраны и систематизированы в картотеки различные игры и игровые упражнения, которые являются наиболее эффективными(сенсорно – интегративная гимнастика, кинезиологические упражнения.)

В системе занятий был реализован основной принцип специального образования – принцип коррекционной направленности при соблюдении триединой задачи, а именно: коррекционное воспитание, коррекционное развитие, коррекционное обучение.

Схема построения занятий с применением здоровьесберегающих технологий отличается от общепринятой следующими моментами:

1.   В организационный момент занятия включались психофизические упражнения, музыкально – ритмические упражнения.

2.  Артикуляционная гимнастика занимает особое место в логопедической работе. Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков применялись ИКТ, сенсорно- интегративная гимнастика.

3. В ходе занятия предусматривались мимические, голосовые и дыхательные упражнения.

4 Использовался «Алфавит телодвижений» (кинезиологические упражнения). Дети на слух или зрительно воспринимали название буквы и, используя мышечное чувство и мышечное движение, изображали эту букву или, наоборот, анализируя ту или иную позу, называли изображенную букву. В данном случае соединялись мыслительное представление и мышечные ощущения, благодаря чему укреплялись условные связи в коре головного мозга.

         6. Динамические паузы были тесно связаны с темой занятия и являлись «переходным мостиком» к следующей его части. Основные задачи динамических пауз:

  • снятие усталости и напряжения;
  • внесение положительного эмоционального настроя;
  • совершенствование общей моторики;
  • выработка четких координированных действий во взаимосвязи с речью.

Используемые в занятиях логоритмические упражнения хорошо снимали усталость и благотворно влияли на настроение детей.                                  

7 Для борьбы со зрительным утомлением использовалась   гимнастика для глаз, (кинезиологические упражнения).

 8. Закрепление материала в проекте «Говорушка» родителями в домашних условиях, с соблюдением здоровьесберегающих технологий.

9.Использовала арт- терапию, раскрашивание плоскостных фигурок из дерева, природный материал( камешки).В ходе таких занятий у детей формируются коммуникативные навыки и умение сотрудничать, кроме того раскрашивание мелких деталей- это прекрасная тренировка для мышц руки , произвольности и мелкой моторики,

Очень важна на занятиях улыбка логопеда и улыбка самого ребенка. Если ребенок улыбается, то звучание его голоса становится более светлым, чистым и свободным.

В результате использования здоровьесберегающих технологий у детей наблюдалась положительная динамика в развитии моторики, просодики и фонетической стороны речи. Это доказывает, что применение таких педагогических технологий является эффективным. У детей повысился интерес к процессу обучения, появились навыки самостоятельной работы и самоконтроля.

Стандартные, вариативные игры и упражнения с использованием инновационных(кинезиологические упражнения, сенсорно- интегративная гимнастика) здоровьесберегающих технологий помогли более эффективно проводить коррекционную логопедическую работу. Дети стали более активными, общительными, эмоциональными.

С помощью изученного мною материала, я подобрала и создала картотеку пальчиковых игр,кинезиологических упражнений, картотеку комплексов артикуляционной гимнастики (сенсорно-интегративная), дыхательных упражнений. Выполнили совместно с воспитателями и родителями пособия-тренажеры для развития силы воздушной струи и для зрительной гимнастики.

Были даны консультации и проведены мастер-классы для педагогов и родителей, открытые занятия с использованием здоровьесберегающих технологий.»Применение здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях»;

Советы логопеда: « Методические рекомендации по развитии воздушной струи»;

Мастер- класс для педагогов « Кинезиологические упражнения, как вид здоровьесберегающих технологий».

Прослушано множество вебинаров на сайтах «Единый урок», «Логопед – Профи», «Воспитатели России», в том числе консультативно по теме самообразования:

  • «Здоровые дети – здоровое будущее»
  • «Логопедический массаж при высоком тонусе и гиперкинезах при стертой дизартрии»;
  • «Резервы детского мозга: взгляд нейрофизиолога и логопеда-дефектолога»;
  • Дифференцированный подход к работе над звукопроизношением при ФФНР и ОНР;
  • Болевые вопросы логопедической практики.

Анализируя результаты диагностики развития речи дошкольников, могу сделать следующий вывод, что поставленные задачи по внедрению здоровьесберегающих технологий в логопедическую практику были реализованы и применяются в повседневной жизни.

Таким образом,  можно подвести итог, что использование системы здоровьесберегающих технологий в коррекционном процессе с детьми,  имеющими речевые нарушения, позволяет максимально выровнять речевые стартовые возможности детей для успешной адаптации и обучению в школе.

Перспективы на следующий год:

1. Продолжать работу по внедрению новых игр и игровых упражнений по данной теме.

3. Продолжать пропагандировать использование здоровьесберегающих технологий среди педагогов ДОУ и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Семейные творческие номера на утренниках " 8 марта"" для дошкольных групп детского сада. 2020 2021г.2022г.2023г.2024г.

Опыт работы музыкального руководителя в совместной творческой деятельности  семьи.]https://cloud.mail.ru/public/RXEF/H1P1yvAoq семья Змеевых,https://cloud.mail.ru/public/4CVh/aPHhgnaj9 семья...

Описание предметно- простраственной среды старшей группы в 2020 - 2021г. учебном году

В этом году дети нашей группы перешли в старший дошкольный возраст. Всё пространство группы было организованно с учётом детских потребностей и ведущего вида игры....

План самообразования педагога 2020-2021г.

План самообразования педагога 2020-2021г....

2021г. Планирование, 2020-2021г. Темы недели

Темы недель на 2020-2021 учебный год в ДОУ...

Творческий отчёт проделанной работы в старшей (разновозрастной) группе за 2020-2021г.г.

  Старший дошкольный возраст очень важен в жизни ребёнка. Это яркий период открытий, удивлений, любознательности. Потенциал дошколят растёт и приобретает новые формы, желание познавать сов...

Отчёт 2020-2021г

Отчёт 2020-2021г...

Отчёт за 2020-2021г

Клюева С.С....