"Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"
методическая разработка (старшая группа)
В старшем дошкольном возрасте идёт активное развитие познавательной активности. Любознательность, познавательный интерес, стремление к наиболее полному изучению предметов и явлений окружающего мира, является одним из эффективных, ведущих мотивов, побуждающих ребёнка к овладению знаниями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vinogradova_doklad.doc | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЯМАЛО – НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
Муниципальное образование Ямальский район
МБДОУ «Мыскаменский детский сад»
629720, ЯНАО с. Мыс Каменный, ул. Минская, 42, тел/ факс (34996) 28-6-91
Развитие познавательной активности детей
старшего дошкольного возраста
подготовила воспитатель
Виноградова М.В.
с. Мыс Каменный
Развитие познавательной активности детей
старшего дошкольного возраста
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
3адача педагога – не пресекать исследовательскую, поисковую активность детей, а наоборот, активно помогать. Пусть даже при этом пострадает красивая одежда или испачкаются руки. Одежду можно постирать, руки – помыть. А вот исчезнувший интерес к окружающему с годами восстановить практически невозможно.
Учитывая один из основных принципов ФГОС ДО: построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования, я следую словам Конфуция «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму».
Я хочу видеть своих воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными творческими личностями. Все это во многом зависит от педагога.
Особое значение для развития личности ребенка в дошкольном возрасте имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.
Существенную роль в этом направлении играет поисково-исследовательская деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе уже дети младшего дошкольного возраста преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности.
При организации поисково-исследовательской деятельности использую "типы исследования", доступные и интересные дошкольникам, позволяющие им занять активную исследовательскую позицию (по И.М. Коротковой):
• Опыты (экспериментирование) (задача – освоение причинно-следственных связей и отношений). Деятельность в контексте «опыты»:
- привлечение внимания детей «интригующим материалом» или демонстрацией необычного эффекта;
- предоставление детям свободно поэкспериментировать самим и обсудить полученный эффект;
- формулирование причинно-следственных связей;
- самостоятельное использование оборудование в свободной деятельности.
• Коллекционирование (классификационная работы) (задача – освоение родовидовых отношений). Деятельность в контексте «коллекционирования»:
- поиск черт сходства и различия между объектами в ходе обсуждения – рассуждения, поиск возможных оснований для их группировки;
- размещение материала в квалификационной таблице (если материал реальный – размещение в емкости в идее коллекций, а на классификационную таблицу прикрепляются замещающие их картинки или ярлычки с названиями этих предметов
• Путешествие по карте (задача – освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира)) Деятельность в контексте «путешествие по карте»:
- обсуждение и выбор пункта назначения, подходящего для путешествия вида транспорта;
- обозначение возможного маршрута путешествия, высказывание предположений, что может встретиться на пути;
- изучение растительного животного мира данной местности, особенности жизнедеятельности людей в данной местности и т.п.;
- заполнение участка контурной физической карты полушарий, линиями пройденных маршрутов, вырезками – метками (животных, растений, людей, занятых типичным трудом).
• Путешествие по «реке времени» (задача – освоение временных отношений.
Близкое мне определение познавательно-исследовательской деятельности - это активность ребенка, впрямую направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
Структура поисковой деятельности:
• Принятие от взрослого или самостоятельное выдвижение детьми познавательной задачи;
• Анализ ее условий с помощью воспитателя или самостоятельно;
• Выдвижение предположений (гипотез) о причинах явления и способах решения познавательной задачи;
• Отбор способов проверки возможных путей решения познавательной задачи;
• Непосредственную проверку выбранных способов решения и выдвинутых предположений, корректировку путей решения по ходу деятельности;
• Анализ полученных фактов и формирование выводов;
• Обсуждение новых задач и перспектив дальнейшего исследования.
Алгоритм действий для осуществления исследовательской деятельности (по А.И. Савенкову):
Шаг 1.Выявление проблемы, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Главное качество любого исследователя – уметь отыскать что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым.
Шаг 2.Выбор темы исследования. Исследование – процесс бескорыстного поиска неизвестного, новых знаний.
Шаг 3.Определение цели исследования (нахождение ответа на вопрос о том, зачем проводится исследование). Примерные формулировки целей исследования обычно начинаются со слов: выявить, изучить, определить...
Шаг 4.Определение задач исследования (основных шагов направления исследования).
Шаг 5.Выдвижение гипотезы (предположения, догадки, недоказанной логически и не подтвержденной опытом). Гипотеза – это попытка предвидения событий. Важно научиться вырабатывать гипотезы по принципу «чем больше, тем лучше» (гипотезы дают возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны).
Шаг 6.Составление предварительного плана исследования. Для того, чтобы составить план исследования, надо ответить на вопрос: «Как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем?».
Шаг 7.Провести эксперимент (опыт), наблюдение, проверить гипотезы, сделать выводы.
Шаг 8.Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы. Для настоящего творца завершение одной работы – это не просто окончание исследования, это начало работы следующей.
Ребёнок – дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности к экспериментированию.
Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано мое активное внедрение детского экспериментирования в практику работы ДОУ.
Я делаю больший акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»
Дети очень любят экспериментировать, а у меня в группе особенно любознательные и эмоциональные воспитанники. Это отчасти объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
Непосредственный контакт ребёнка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытнической деятельности учу детей наблюдать, размышлять, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
Осуществление поисково-исследовательской деятельности в группе напрямую зависит от интереса детей, актуальности в выборе проблемы, от системы планирования педагогического процесса, от создания условий в группе, от качества организации исследовательской деятельности.
Вся воспитательно-образовательная работа в моей группе построена на применении наиболее эффективных методов, активизирующих исследовательскую деятельность детей.
Обучение путём исследований в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребёнком.
Чаще всего вопрос, который я себе задавала в начале работы с детьми в направлении исследовательского обучения, был таков: «С чего и как начать?» Ведь практика показывает, что одним из самых сложных этапов исследовательской работы с детьми в методическом отношении, является момент первичного включения воспитанников в собственную исследовательскую практику. Первый шаг в этом деле, как и во многих других - самый трудный. Педагог должен помочь ребёнку, активизируя его поисковую активность. Я использую несколько несложных, но эффективных способов включения детей в самостоятельную исследовательскую деятельность:
Метод проектов. Он расширяет кругозор детей и создаёт базу для их собственных изысканий. Я внедряю данный метод, сообразуясь с условиями детского сада и возрастом детей. Работу с проектами организую во второй половине дня, а так же в рамках сотрудничества с родителями. В качестве соавторов проектов выступают родители, бабушки и дедушки. В дальнейшем большая часть детей начинает активно выполнять собственное исследование. Тематика проектов разнообразна:
1. «Чудо-огород»
2. «Мир воды»
3. «Четыре стихии» и т.д.
Коллективные игры как средство развития исследовательского поведения
Исследовательская работа, выполненная вдвоём или втроём, по праву может считаться коллективной, но я в данном случае называю другие варианты организации исследовательской практики, когда в исследовании над одной проблемой трудится вся группа или большая часть детей. С этой целью использую игровые сюжеты, развивающие различные личностные качества, например:
- Коллективная игра «Как работает фильтр»
- «Вкусно-невкусно»
- «Извлеки звук»
Организация мини-музеев
- Музей воды.
- Музей воздуха.
- Музей 4 стихий.
Мнемотаблицы
- Свойства воды
- Свойства воздуха
- Свойства пески и глины
Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получают дети, тем быстрее и полноценнее они развиваются.
Большое познавательное значение имеет развивающая среда в группе, которая выполняет обучающую функцию, развивает мышление, воображение детей. В результате дети всё охотнее обращаются за помощью к познавательной литературе, энциклопедиям. Поэтому я создаю предметно-развивающую среду так, чтобы она направляла на развитие познавательных способностей, на развитие поисково-исследовательской деятельности детей. С этой целью в группе оборудована мини лаборатория. Здесь дети приобретают навыки работы с простейшими исследовательскими приборами. Лаборатория постоянно пополняется всё новым материалом для экспериментирования, и находится в доступном месте для детей. После проведения экспериментов у детей возникает много вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Я стараюсь не давать детям готовые ответы, а способствовать тому, чтобы дети нашли их самостоятельно.
Сейчас у нас имеются: лупы, зеркала, различные весы (безмен, напольные), магниты, термометры, бинокль, верёвки, песочные часы, лампа, стеклянная призма, мелкие вещи из различных материалов (дерева, пластмасса, металла, резины)…
Для наглядной агитации родителей приготовила:
- папку-ширму «Познавательно-исследовательская деятельность детей» (с целью показать родителям организацию детского экспериментирования в практике работы группы, дать рекомендации по развитию познавательных интересов детей).
- папку-ширму «Игры с песком круглый год» (раскрыла родителям важность игр с песком для развития детей, т.к. игры с песком способствуют развитию речи, мелкой моторики, памяти, воображения)
Сейчас у нас в разработке «Книга опытов», которую составляют родители вместе с детьми под рубрикой «Это интересно». Цель книги состоит в том, чтобы родители предоставили ребёнку возможность действовать с разными предметами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое.
Заключение.
Дети дошкольного возраста с радостью усваивают любую информацию, главное, помочь им освоиться в окружающем мире. Ребёнок стремится к знаниям через многочисленные вопросы «зачем?», «как?», «почему?». Дети – исследователи по своей природе, и прочны те знания, которые добыты самостоятельно, в ходе творческих изысканий и наблюдений, а не те знания, которые получены в готовом виде.
Экспериментальная деятельность детей помогает углубить представления о живой и неживой природе. Дети учатся самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать своё мнение, становятся увереннее в себе, что является показателями позитивной социализации. Улучшилась речь детей, они ясно выражают свои мысли, правильно строят предложения, составляют связные творческие рассказы. Экспериментальная деятельность с детьми существенно обогащает нравственную сторону личности ребёнка: его отношение к природе, к деятельности человека, дети учатся работать сообща, общаясь друг с другом, объединённые целью. Систематическое использование исследовательских методов обучения на занятиях и в повседневной жизни способствует удовлетворению потребности детей в новых знаниях, впечатлениях и позволяет избежать развития у воспитанников познавательной пассивности это даёт возможность детям в дальнейшем успешно учиться в школе, справляться с большим объёмом учебных заданий.
Также и работа с родителями оказалась не напрасна. Большинство родителей поняли, что экспериментальная деятельность влияет на всестороннее развитие ребёнка. Они стали союзниками, помощниками, всегда отзывчивы на просьбы и предложения.
Результаты анкетирования родителей на начало 2013 – 2014 учебного года показали, что 73% родителей знают, какими предметами и материалами любят экспериментировать дети, называют их. Часто продолжают исследование дома, принимают участие в них. Родители отмечают, что дети стали более открытыми, самостоятельными.
Список используемой литературы :
1. Изучение познавательной активности. /М. Марусинец. / Дошкольное воспитание. – Москва: Просвещение,1999. –№11.
2. Неизведанное рядом: опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О.В. Дыбиной. – 2-у изд., - Москва: ТЦ сфера,2010г. – 192с.
3. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 -7 лет / авт.- сост. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – Волгоград: Учитель,2012.-333с.
4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / Под общ. ред. Л.Н. Прохоровой. – Москва: АРКТИ, 2008. – 64с.
5. Проблемы развития психики. Собр. соч. Л.С. Выготский. – Москва: Педагогика,1983. – т. 3.
6. Развитие познавательной активности у дошкольников. А.А. Фролов. – Москва: Педагогика, 1984 -т.4. 400с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через опытно – экспериментальную деятельность»
Дети дошкольного возраста очень наблюдательны. Наблюдая окружающий мир, они делают свои выводы, умозаключения, устанавливают причинно-следственные связи. Поэтому я веду целенаправленную, продуманную п...
Доклад по теме «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
«Методика организации экспериментальной деятельности в детском саду» Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от чело...
«Поисково-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
Введение Прежде чем давать знания,надо научить думать,воспринимать, наблюдать.В. Сухомлинский С самого рождения ребенок является первооткрыв...
«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»
В законе «Об образовании в Российской Федерации» в числе основных форм организации образовательного процесса является познавательно-исследовательская деятельность, которая входит ...
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в экспериментальной деятельности
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в экспериментальной деятельности (планирование)...
Конспект НОД по развитию познавательной активности детей в процессе детского экспериментирования «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.Задачи:Обучающая:-ознакомление с глаголами по теме занятия.Развивающая:-развитие...
Тема представленного опыта: «Мини-музей как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста» (открытый показ занятия по «Познавательному развитию» (ознакомление с окружающим миром) «В гостях у сказок»).
Вся образовательная деятельность этого занятия была построена на игровой технологии, а также я использовала элементы музейной технологии(т.к. у каждого из нас в группе находится...