Методическая разработка
методическая разработка
Проектирование системной работы с педагогами ДОО на тему
«Поддержка исследовательского поведения детей дошкольного возраста в ДОУ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 комбинированного вида Красногвардейского района
г. Санкт-Петербурга
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Проектирование системной работы с педагогами ДОО на тему
«Поддержка исследовательского поведения детей дошкольного возраста в ДОУ»
В ФОРМЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ С ПЕДАГОГАМИ ГБДОУ № 5
2019-2020 г.
Технологическая карта системы методической поддержки повышения педагогической компетентности воспитателей ДОУ по теме
«Поддержка исследовательского поведения детей дошкольного возраста в ДОУ»
Цели | Действия | Средства | Результат |
Изучение состояния организации детской поисково-исследовательской деятельности в практике работы ДОУ. Выявление роли педагога в развитии поисковой активности дошкольников. Ознакомление с методикой А.И.Савенкова «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников». «Ребенок в мире поиска.» Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста Дыбина О.В. Поддьяков Н.Н. Рахманова Н.И. Щетинина В.В. Изучение проблемы организации исследовательской деятельности детей, создания условий для её развития. Обобщение и систематизация материала по теме. Организация пропаганды передового опыта. | 1.Целевое пространство: 1.1.Анкетирование воспитателей. 1.2.Тестирование воспитателей. | 1.1.Анкета для воспитателей. 1.2.Тест для воспитателей. | Осознание актуальности предложенной темы. Развитие у педагогов умения анализировать свои знания по теме. |
2.Поисковое пространство: 2.1.Анализ и подбор методической литературы. 2.2.Работа творческой группы. 2.3.Отчёт творческой группы. 2.4.Семинар-практикум. 2.5.Смотр-конкурс «Уголок экспериментирования (центр науки, лаборатория) в детском саду». 2.6.Фестиваль детских исследовательских работ «Познаю мир». | 2.1.1.Список литературы. 2.1.2.Выставка в методическом кабинете. 2.2.1.Таблицы, отражающие содержание и последовательность работы с детьми. 2.2.2.Конспект тренировочного занятия. 2.3.1.Выставка наглядного и раздаточного материала. 2.3.2.Требования к подготовке педагога. 2.3.3.Памятка «Правила сопровождения детского исследования». 2.4.1.Понятийно-терминологический словарь. 2.4.2.Слайды, альбом фотографий. 2.4.3.Критерии оценки сформированности исследовательского поведения дошкольников. 2.5.1.Положение о смотре-конкурсе. 2.5.2.Памятка «Требования к оформлению и содержанию уголков экспериментирования». 2.6.Детские исследовательские работы. | Ознакомление с методикой исследовательского обучения по А.И.Савенкову. Повышение профессиональной компетентности педагогов, их педагогического мастерства, развитие творческого потенциала в процессе организации исследовательской деятельности детей. Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности. | |
3.Рефлексивное пространство: 3.1.Обобщение опыта работы творческой группы. 3.2.Подготовка публикаций из опыта работы в профессиональные журналы, участие в конкурсах. З.3.Выступление на родительских собраниях. | 3.1.Материалы опыта работы. 3.2.Варианты статей в журнал. Конкурсные материалы. 3.3.Материалы для родителей: -детские исследовательские работы; -оборудование для исследовательской деятельности; -советы, памятки. | Осмысление значения усвоенного содержания для профессиональной деятельности. Умение осознать свои знания и ставить цели на саморазвитие. |
Форма работы с педагогами | Тема мероприятия | Цели мероприятия |
Анкетирование воспитателей. | Состояние организации поисково-исследовательской деятельности в ДОУ. | Изучить состояние организации детской поисково-исследовательской деятельности в практике работы ДОУ; выявить роль педагога в развитии поисковой активности дошкольников. |
Тестирование воспитателей. | Детское исследование как метод обучения старших дошкольников. | Развитие у педагогов умения анализировать свои знания по предложенной теме. |
Анализ и подбор методической литературы. | Детское исследование как метод обучения старших дошкольников. | Создание информационного банка. |
Работа творческой группы. | 1.Подбор содержания и определение последовательности его предоставления детям. 2.Освоение методики работы. 3.Организация ПРС. | Организация поисковой, исследовательской деятельности воспитателей в области подбора содержания и планирования педагогического процесса. |
Отчёт творческой группы. | 1.Создание ПРС на занятиях с использованием меодики А.И.Савенкова. 2.Организация работы по формированию исследовательского поведения детей. | Создание условий для обучения детей ведению исследовательской деятельности по методике А.И.Савенкова. |
Семинар- практикум. | 1.Современные представления об исследовательском обучении. 2.Мастер-класс «Методика проведения учебных исследований в детском саду». 3.Методика мониторинга по формированию исследовательского поведения дошкольников. 4.Создание ПРС для стимулирования самостоятельного экспериментирования дошкольников. 5.Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребёнка. | Изучение проблемы организации исследовательской деятельности детей. Повышение профессиональной компетентности педагогов, их педагогического мастерства, развитие творческого потенциала в процессе организации исследовательской деятельности детей. |
Смотр-конкурс. | Уголок экспериментирования (центр науки, лаборатория) в детском саду. | Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности. Выявление инициативы и творческого подхода воспитателей к созданию условий. Содействие укреплению связи ДОУ с семьёй. |
Фестиваль детских исследовательских работ. | Познаю мир-познаю себя. | Показ исследовательских и творческих возможностей детей. |
Обобщение опыта работы творческой группы. | Познаю мир-познаю себя. | Показ исследовательских и творческих возможностей детей. |
1.Анкетирование родителей. 2.выступление на родительских собраниях. | «Отношение родителей к поисково-исследовательской деятельности детей». | Выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей. Вовлечь родителей в педагогический процесс ДОУ. |
1.Подготовка публикаций из опыта работы в профессиональные журналы. 2.Участие в конкурсах. | Формирование исследовательского поведения у детей старшего дошкольного возраста. | Пропаганда передового опыта. |
Актуальность темы.
Возрастающее внимание современной педагогической психологии и практики образования к вопросам исследовательского поведения и исследовательского обучения обусловлено главной особенностью современного мира – его высокой динамичностью. Происходящие вокруг перемены столь интенсивны и так стремительны, что человеку всё реже удаётся сохранять гармонию с окружающим, используя старые привычные поведенческие модели.
Повседневная жизнь постоянно требует от каждого из нас проявления поисковой активности.
В работах многих отечественных педагогов (Г.М.Лямина, А.П.Усова, Е.А.Панько, Н.Н.Поддъяков и др.) говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно.
Поэтому от современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов исследовательского обучения в образовательную практику, начиная с дошкольного возраста, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска.
Опираясь на труды Л.С. Выготского и Н.Н. Поддьякова, нашим педагогам стало ясно, что между двумя видами: игрой и экспериментированием нет противоречий. Игра – вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, а через экспериментирование с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов. Разграничивать игру и детское экспериментирование не стоит, они дополняют друг друга.
Список литературы.
1.Савенков А.И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2007.
2.Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Метод. рекомендации / под общ. Ред. Л.Н.Прохоровой.М.: АРКТИ, 2004.
3.Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. М.: ТЦ Сфера, 2004.
4.Материалы и оборудование для детского сада / под ред. Т.Н.Дороновой, Н.А.Коротковой. М.: Линка-Пресс, 2004.
5.Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии. 1982. № 4. С. 18–35.
6. Поддъяков Н.Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // Педагогический вестник. 1997. №1. с.6.
7. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/30/picture-305125-1598785624.jpg)
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/12/picture-1020472-1520877440.jpg)
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/13/picture-1266613-1602582893.jpg)
Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет Тема методической разработки: «Насекомые»
Материал на тему: "Насекомые" для родителей и детей 3 - 4 лет....