Воспитание эмоциональной отзывчивости у детей посредством восприятия произведений искусства
консультация

Быковская Виктория Николаевна

Консультация для педагогов по формированию у дошкольников художественно-эстетических чувств посредством использования произведений искусства

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.docx22.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 67 «Аистёнок»

Воспитание эмоциональной отзывчивости у детей посредством восприятия произведений искусства

                                               Быковская В.Н., воспитатель

                                                        старшей группы компенсирующей

                                                     направленности

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально – практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.

Каждый год в детский сад приходят разные дети: сообразительные, смышленые и не очень, контактные и замкнутые, но практически у всех отсутствует умение удивляться и восхищаться, их интересы однообразны: куклы Барби, модели машинок, компьютеры, игровые приставки… А ведь наше общество как никогда нуждается в активных и творческих людях. Как же разбудить в детях интерес и эмоциональную отзывчивость к прекрасному и к самим себе?

Главное, что должно присутствовать в работе воспитателя с детьми, – это умение самому удивляться, радоваться и восхищаться. Ведь именно эмоциональный отклик взрослого («Как же красиво!») помогает вывести сознание ребенка за пределы обыденности и помочь ему включиться в эстетическое отношение к миру.

Для этого очень важно развивать внимание, наблюдательность. Внимание есть основа накопления восприятия, есть первый шаг к утончению и развитию восприятия. Направить взгляд ребенка, произнести призывное “Смотри!” – одна из важных задач воспитателя. Можно с уверенностью сказать, что без внимания восприятие невозможно. Обратить на себя внимание ребенку помогают красочность, привлекательность, необычность того, что мы ему показываем.

Исследование особенностей восприятия детьми изобразительного искусства показало, что у детей уже в дошкольном возрасте проявляется интерес к различным видам и жанрам искусства, увлеченность рисованием, лепкой, аппликацией, развиваются познавательные потребности (как структурный компонент творческого потенциала ребенка). Ребенок учится всматриваться в образ картины, скульптуры, находить и различать способы изображения.

В процессе приобщения детей к разным видам изобразительного искусства происходит развитие познавательных способностей, уточняются знания об окружающем: общественных явлениях, природе и т.д. Восприятие художественного образа в картине, графике, скульптуре способствует уточнению многих понятий, специфических для изобразительного искусства. Их знание делает процесс восприятия более осмысленным, интересным, так как ребенок различает выразительные средства каждого вида изобразительного искусства.

В процессе формирования у детей эстетического отношения к искусству главное - эмоционально-образное восприятие произведений искусства, изобразительно-выразительных средств, формирование интересов, предпочтений. В то же время важно учитывать и процесс овладения детьми изобразительными умениями, навыками, способность самостоятельно их использовать.

Изобразительное искусство обладает своим языком, который помогает художнику выразить мысли, чувства, свое отношение к действительности. Посредством языка искусства жизнь отражается художником во всем многообразии. И. Б.Астахов пишет, что изобразительный язык, присущий каждому виду искусства, не является чем-то внешним по отношению к специфике художественного образа. Будучи материальной формой выражения, он представляет одну из существенно важных сторон образной специфики.

Язык изобразительного искусства многообразен. Его необходимо знать воспитателю, так как на занятиях в детском саду происходит активное формирование художественного восприятия. Детей дошкольного возраста надо познакомить с некоторыми особенностями языка изобразительного искусства. В связи с этим, начиная с младшего дошкольного возраста, воспитатель сначала ставит задачу - формировать у детей эмоциональную отзывчивость на произведения искусства (какие чувства передает художник в картине, скульптуре), затем обращает внимание на то, как художник рассказывает об окружающей действительности, и уже после этого направляет все внимание на средства образной выразительности.

Знание основ искусства дает возможность рассмотреть его место в эстетическом воспитании детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Однако нельзя механически перенести особенности языка изобразительного искусства, характерные для работ профессионалов, в деятельность ребенка.

Педагог, обучая детей рассматривать произведения разных видов изобразительного искусства, постепенно приобщает их к красоте. С другой стороны, это оказывает влияние на способы образной выразительности, которыми дети передают свои впечатления об окружающей действительности в рисунке, лепке.

Воспитание детей средствами разных видов искусства, формирование у них эстетического отношения к окружающему, потребность проявить себя в художественной деятельности (музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, игре-драматизации) могут быть эффективными при условии, если будет обеспечено эмоциональное благополучие ребенка, если будут разработаны содержание и методы, обеспечивающие охрану его здоровья (устранение перегрузок, переутомления, гиподинамии).

Средствами изобразительного искусства и изобразительной деятельности у детей формируется эстетическое отношение к окружающей действительности, сопереживание при восприятии художественных образов. В процессе изобразительной деятельности происходит становление художественного творчества, развитие которого невозможно без обучения детей способам художественно-образного воплощения замыслов, передачи предметов, явлений. Это обучение направлено на создание детьми художественного образа и находится в тесной зависимости от развития способностей к изобразительной деятельности.

Восприятие красоты неразрывно связано с потребностью выразить свои впечатления в какой-либо форме. Это как вдох и выдох. Если восприятие можно назвать вдохом, то выражение воспринятых образов, красок, звуков в той или иной форме – выдохом. Понятно, что вдох без выдоха невозможен. Мы помогаем ребенку выразиться (“выдохнуть”) в рисунке, в поделке, игре или слове, но при этом очень важно дать ему возможность сделать это непосредственно, свободно – выразить то, что он хочет и как он хочет.

При взаимосвязи обучения и творчества ребенок имеет возможность самостоятельно осваивать различные художественные материалы, экспериментировать, находить способы передачи образа в рисунке, лепке, аппликации. Это не мешает ребенку освоить те способы и приемы, которые ему были неизвестны (воспитатель подводит детей к возможности использовать вариативные приемы). При таком подходе процесс обучения теряет функцию прямого следования, навязывания способов. Ребенок имеет право выбора, поиска своего варианта. Он проявляет свое личностное отношение к тому, что предлагает воспитатель. Создание условий, при которых ребенок эмоционально реагирует на краски, цвета, формы, выбирая их по своему желанию, является необходимым в творческом процессе.

Благодаря восприятию художественных образов в изобразительном искусстве ребенок имеет возможность полнее и ярче воспринять окружающую действительность, и это способствует созданию детьми эмоционально окрашенных образов в изобразительном творчестве.

Кроме того, искусство помогает формировать эмоционально-ценностное отношение к миру. Потребность в художественной деятельности связана прежде всего с желанием ребенка выразить себя, утвердить свою личностную позицию.

Итак, основой художественно-творческого развития ребенка средствами изобразительного искусства и изобразительной деятельности являются:

- личностная позиция ребенка, желание самовыразиться;

- развитие способностей к изобразительной деятельности (в их структуру входят эмоциональная отзывчивость, сенсорика, творческое воображение, чувство цвета, формы, композиции, ручная умелость);

- создание художественного образа - личностное отношение ребенка, эмоциональный отклик, самоутверждение, выбор и предпочтение средств выразительности (живописных, графических, пластических, декоративно-силуэтных); взаимосвязь разных способов и самостоятельный их выбор детьми;

- синтез искусства для создания художественного образа, атмосфера эмоционального сопереживания, сотворчества, т.е. акцентирование внимания на отдельных видах искусства (доминанта) и моделях синтеза: 1) музыка, изобразительное искусство, изобразительная деятельность, художественное слово (трехуровневая модель); 2) изобразительное искусство, художественная литература (двухуровневая модель); 3) музыка, художественная литература; театрализованная деятельность, изобразительная деятельность (многоуровневая модель);

- изменение структуры педагогического процесса и методов педагогического руководства. Это изменение предполагает роль педагога в качестве помощника, соучастника творчества. Совместная деятельность взрослого и ребенка принимает характер сотворчества, которое на каждом возрастном этапе несет свою функцию (более активная роль сотворчества на ранних этапах и постепенное изменение его содержания на более старших возрастных этапах, когда педагог принимает роль советчика, партнера). На всех возрастных этапах личностная позиция ребенка остается главной, ведущей, и педагог должен принимать ее во внимание.

Создавая условия для воспитания у растущего человека эмоциональной отзывчивости к прекрасному, необходимо знать, что эти условия должны соответствовать следующим требованиям:

  • Внутреннее убранство помещений детского сада и детской комнаты дома, где живет и воспитывается ребенок, окраска всех поверхностей (стен, потолков, пола) должны быть спокойных тонов, нежелателен диссонанс общего фона с мебелью, (игрушками, произведениями искусства, детского творчества);
  • Все книги, игрушки, предметы и материалы для разнообразных игр должны соответствовать возрастным, психофизиологическим особенностям детей, быть доступны детям и радовать их не только своей сутью, но и внешним видом;
  • Очень продуманно в детские помещения должны подбираться произведения (репродукции) живописи, графики, народного искусства, ведь они важнейший фактор в воспитании эмоциональной отзывчивости к прекрасному;
  • В детском саду и дома должны быть красивые комнатные растения, аквариум с рыбками. На участке детского сада должны расти деревья, кусты, трава, цветы. Все это радует глаз, создает уют, красоту;
  • Одежда воспитателей, родителей и детей должна быть эстетичной, чистой.

Итак, умело созданные условия для воспитания эмоциональной отзывчивости ребенка к прекрасному не только в детском саду, но и дома, помогут детям развить художественно-эстетические чувства и способности, а также будут развивать у ребенка интеллект и творчество.

Основу методики развития эмоциональной отзывчивости на  произведения искусства у старших дошкольников составляет система методов, соответствующая каждому этапу:

- метод первоначальной ориентировки в произведении (определение ребенком настроения произведения, отраженного в слове);

- метод контрастного сопоставления (выявление ребенком контрастов в одном или нескольких произведениях искусства);

- метод уподобления характеру произведения, (разнообразные творческие действия ребенка - адекватное выражение настроения и впечатлений от восприятия произведения в движении, в цвете, в музыке);

- метод моделирования художественно-творческого процесса (ребенок вместе с педагогом создают замысел и определяют способы его воплощения в продуктивной деятельности);

- метод беседы (обращение к собственному эмоционально-жизненному опыту при восприятии произведений искусства, сопоставление его с эмоциями в произведении и определение его эмоционального содержания).

Таким образом, взаимосвязь между обучением и творчеством детей в изобразительной деятельности осуществляется на основе:

- формирования у детей способов художественного восприятия произведений изобразительного искусства; нахождения логических связей между эмоциональным состоянием, выраженным в картине, иллюстрации, скульптуре малых форм и содержанием; установления соотношения между художественным образом и выразительными средствами разных видов искусства;

- обучения детей изобразительным навыкам, умениям при условии самостоятельного выбора детьми художественно-выразительных средств в соответствии с замыслом рисунка, лепки, аппликации для создания художественных образов.

Уже в дошкольном возрасте можно говорить о воспитании у детей зачатков художественной культуры, так как именно в этот период детства формируется эстетическое восприятие художественного образа в картине, скульптуре, графике, происходит развитие способностей к изобразительной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Воспитание эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста"

Детская агрессивность последние десятилетия бьет все рекорды и вызывает значительную тревогу у нас взрослых, а способность к сопереживанию, сочувствию, умение радоваться за другого становятся дефицитн...

Развитие эмоциональной отзывчивости у дошкольников посредством восприятия музыки «Мелодия»

Презентация рабочей программы по развитию эмоциональной отзывчивости у дошкольников посредством восприятия музыки «Мелодия»...

Консультация для родителей «Воспитание эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Воспитание эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста»...

Воспитание эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста через восприятие произведений искусства.

Важную роль в воспитании эмоциональной отзывчивости у детей призваны играть родители. В помощь им на эмоционально – ориентационном этапе развития эмоциональной отзывчивости предлагается перечень...

Курсовая работа "Развитие эмоциональной отзывчивости у дошкольников посредством восприятия музыки"

Курсовая работа "Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников посредством восприятия музыки"...

Консультация для родителей"Воспитание эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста."

Консультация для родителей"Воспитание эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста."...

Консультация для родителей: «Как научить ребенка сопереживать и заботиться. Воспитание эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей: «Как научить ребенка сопереживать и заботиться. Воспитание эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста»...