Консультация для родителей: «Как научить ребенка сопереживать и заботиться. Воспитание эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста»
консультация
Консультация для родителей: «Как научить ребенка сопереживать и заботиться. Воспитание эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста»
Воспитатель МБДОУ д/с 68
Струкова Елена Александровна
«Сочувствуя, мы переходим в душевное состояние другого;
мы как бы выселяемся из самих себя, чтобы поселиться в душу другого человека"» Сэмлоэл Смайлс.
Семья создает ту нравственную атмосферу, которая формирует характер ребенка. Воспитание в семье такой нравственной черты, как сопереживание, заботливость, социально обусловлено и определяется потребностями общества и отношениями, которые господствуют в нем, отражаясь на внутрисемейных отношениях. Если отец и мать делят между собой все радости и трудности, всегда готовы прийти на помощь другим, то создаются необходимые условия, для того, что бы ребенок подражал их формам взаимоотношений.
Родители часто жалуются на ограниченность времени, отводимого на воспитание детей. Но не следует забывать, что воспитание осуществляется не только при непосредственном контакте с ребенком, но и организацией всей жизни семьи. Большое значение для формирования такого нравственного качества, как заботливость, имеют обсуждение с детьми явлений окружающей жизни, событий в детском саду, рассказы родителей о своем детстве, товарищах, взаимной помощи в сложных ситуациях, о совместных переживаниях. Такие беседы побуждают детей совершать добрые поступки, проявлять интерес к людям, стремиться быть полезными для них.
Родители должны помнить, что любое их неосторожное слово или необдуманный поступок могут отразиться на поведении ребенка.
Помните, что ребенок воспитывается в семье в каждый момент его жизни, даже тогда, когда родителей нет дома. Воспитание нравственных качеств, в том числе и заботливости, успешно проходит в тех семьях, где существует взаимное уважение членов семьи, интерес к окружающим людям.
Представим самую обычную ситуацию: на детской площадке во время игры один из малышей сломал свою любимую игрушку. Кто-то из детей поспешит утешить расстроенного друга, кто-то продолжит заниматься своими делами, а кто-то и вовсе посмеется и даже позлорадствует. Эти три модели поведения наглядно показывают уровень развития эмпатии у детей. Посочувствовать попавшему в неприятную ситуацию ребенку могут далеко не все малыши, и это тревожный знак для родителей, т.к. умение сопереживать — важный социальный навык.
Понимание проблем окружающих необходимо закладывать в ребенка уже лет с трех, потому что именно в этот период происходит первичное становление социальных норм. Если малыш в старшем дошкольном возрасте сухо или даже агрессивно реагирует на неудачи и расстройства товарищей и близких, то велика вероятность, что и в будущем он не будет проявлять должного внимания проблемам других людей.
Что же такое «эмпатия»?
Одна из наиболее трудных и сложных задач воспитания – научить ребенка «видеть и чувствовать людей». Умение сопереживать близким и чужим - и обозначается термином «эмпатия», под которым понимается способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей, понимать их мысли, чувства, проникать в их внутренний мир, делая их частью своей личности.
К сожалению, не только у детей, но и у некоторых взрослых, это качество не всегда развито, либо маскируется под каким – нибудь другим качеством. Ведь эмпатия, требует душевных затрат, это душевный труд, понять другого, и поэтому часто, люди вместо того, чтобы понять, идут по более лёгкому пути, ведь легче осудить человека, ведь при осуждении, за его же страдания, проблемы, чем понять его, тем более в нашем, современном мире, насыщенном событиями.
Вместе с эмпатией у детей воспитывается забота об окружающих, бережное отношение к природе, появляется адекватное эмоциональное восприятие происходящего. А все это крайне необходимо в процессе становления дошкольников как полноценных членов общества.
Как же воспитать в детях понимание к другим людям?
Когда вы знакомите ребёнка с окружающим миром, читаете ему, рассказываете ему что-нибудь, старайтесь подчеркнуть нравственную сторону происходящего: «Смотри, вот дядя бабушку через улицу переводит. Какой молодец!», «Вот видишь — мальчик собачку ударил. Это плохо, так делать нельзя». Любовь и привязанность к близким уже в начале раннего детства могут принимать действенный характер: малыш жалеет маму, которая обожгла палец; он не играет в шумные игры, когда кто-то спит. Разумеется, это не получается само собой. Главное условие — малыш должен видеть проявления сочувствия членов семьи друг к другу, и старшие его самого должны наталкивать на такое поведение. Старайтесь при каждом удобном случае напоминать детям о необходимости считаться с другими.
Очень важно, чтобы ребенок рос в атмосфере доброжелательности, доброты, сопереживания к окружающим и окружающей его действительности.
Чтобы сформировать у дошкольника эмоциональную отзывчивость, необходимо следовать простым правилам:
- Создайте благоприятную эмоциональную обстановку в семье. Это ключевой момент в формировании адекватного эмоционального восприятия событий ребенком. Если в семье принято сочувствовать, поддерживать друг друга, то малыш сможет перенять такую модель поведения.
- Будьте хорошим примером. Проявляйте себя как достойный член общества — помогайте людям, попавшим в неприятные ситуации, уделяйте внимание окружающим при необходимости. Чтобы изменить мир, действительно, иногда лучше начать с себя.
- Благодарите ребенка, когда он вас поддерживает. Хвалите его, когда он сочувствует окружающим. Даже если малыш переживает за птичку на улице — это уже проявление сочувствия, которое достойно уважения.
- Не ругайте ребенка, если он нарушает нормы поведения. Лучше доступно объясните ему, почему так делать нельзя. Наказания и слишком жесткая критика могут накалить ситуацию и вызвать у малыша протест.
- Будьте более эмоциональны и открыты с ребенком. Рассказывайте о своих переживаниях, но не жалуйтесь. Так малыш поймет, что вы доверяете ему, будет и сам делиться с вами своими эмоциями. Важно правильно реагировать на проблемы ребенка — поддерживайте его словом, обнимайте. Это послужит отличным примером для малыша.
- Чтобы научить ребенка сочувствию, необходимо окружить его заботой. Эмоциональный интеллект, прежде всего, формируется под воздействием атмосферы, в которой малыш растет. Естественно, чрезмерная опека не будет эффективной — ребенок в условиях «активной» заботы, как правило, вырастает менее восприимчивым к проблемам окружающих. Поэтому следует соблюдать баланс, который позволит воспитать ребенка с чувством эмпатии.
Помните, что ребенок, как зеркало, отражает поведение своих родителей. Развивайтесь сами духовно, и ваш малыш будет расти вслед за вами!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsikak_nauchit_reb._perezhi.docx | 19.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей: «Как научить ребенка сопереживать и заботиться. Воспитание эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста»
Воспитатель МБДОУ д/с 68
Струкова Елена Александровна
«Сочувствуя, мы переходим в душевное состояние другого;
мы как бы выселяемся из самих себя, чтобы поселиться в душу другого человека"» Сэмлоэл Смайлс.
Семья создает ту нравственную атмосферу, которая формирует характер ребенка. Воспитание в семье такой нравственной черты, как сопереживание, заботливость, социально обусловлено и определяется потребностями общества и отношениями, которые господствуют в нем, отражаясь на внутрисемейных отношениях. Если отец и мать делят между собой все радости и трудности, всегда готовы прийти на помощь другим, то создаются необходимые условия, для того, что бы ребенок подражал их формам взаимоотношений.
Родители часто жалуются на ограниченность времени, отводимого на воспитание детей. Но не следует забывать, что воспитание осуществляется не только при непосредственном контакте с ребенком, но и организацией всей жизни семьи. Большое значение для формирования такого нравственного качества, как заботливость, имеют обсуждение с детьми явлений окружающей жизни, событий в детском саду, рассказы родителей о своем детстве, товарищах, взаимной помощи в сложных ситуациях, о совместных переживаниях. Такие беседы побуждают детей совершать добрые поступки, проявлять интерес к людям, стремиться быть полезными для них.
Родители должны помнить, что любое их неосторожное слово или необдуманный поступок могут отразиться на поведении ребенка.
Помните, что ребенок воспитывается в семье в каждый момент его жизни, даже тогда, когда родителей нет дома. Воспитание нравственных качеств, в том числе и заботливости, успешно проходит в тех семьях, где существует взаимное уважение членов семьи, интерес к окружающим людям.
Представим самую обычную ситуацию: на детской площадке во время игры один из малышей сломал свою любимую игрушку. Кто-то из детей поспешит утешить расстроенного друга, кто-то продолжит заниматься своими делами, а кто-то и вовсе посмеется и даже позлорадствует. Эти три модели поведения наглядно показывают уровень развития эмпатии у детей. Посочувствовать попавшему в неприятную ситуацию ребенку могут далеко не все малыши, и это тревожный знак для родителей, т.к. умение сопереживать — важный социальный навык.
Понимание проблем окружающих необходимо закладывать в ребенка уже лет с трех, потому что именно в этот период происходит первичное становление социальных норм. Если малыш в старшем дошкольном возрасте сухо или даже агрессивно реагирует на неудачи и расстройства товарищей и близких, то велика вероятность, что и в будущем он не будет проявлять должного внимания проблемам других людей.
Что же такое «эмпатия»?
Одна из наиболее трудных и сложных задач воспитания – научить ребенка «видеть и чувствовать людей». Умение сопереживать близким и чужим - и обозначается термином «эмпатия», под которым понимается способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей, понимать их мысли, чувства, проникать в их внутренний мир, делая их частью своей личности.
К сожалению, не только у детей, но и у некоторых взрослых, это качество не всегда развито, либо маскируется под каким – нибудь другим качеством. Ведь эмпатия, требует душевных затрат, это душевный труд, понять другого, и поэтому часто, люди вместо того, чтобы понять, идут по более лёгкому пути, ведь легче осудить человека, ведь при осуждении, за его же страдания, проблемы, чем понять его, тем более в нашем, современном мире, насыщенном событиями.
Вместе с эмпатией у детей воспитывается забота об окружающих, бережное отношение к природе, появляется адекватное эмоциональное восприятие происходящего. А все это крайне необходимо в процессе становления дошкольников как полноценных членов общества.
Как же воспитать в детях понимание к другим людям?
Когда вы знакомите ребёнка с окружающим миром, читаете ему, рассказываете ему что-нибудь, старайтесь подчеркнуть нравственную сторону происходящего: «Смотри, вот дядя бабушку через улицу переводит. Какой молодец!», «Вот видишь — мальчик собачку ударил. Это плохо, так делать нельзя». Любовь и привязанность к близким уже в начале раннего детства могут принимать действенный характер: малыш жалеет маму, которая обожгла палец; он не играет в шумные игры, когда кто-то спит. Разумеется, это не получается само собой. Главное условие — малыш должен видеть проявления сочувствия членов семьи друг к другу, и старшие его самого должны наталкивать на такое поведение. Старайтесь при каждом удобном случае напоминать детям о необходимости считаться с другими.
Очень важно, чтобы ребенок рос в атмосфере доброжелательности, доброты, сопереживания к окружающим и окружающей его действительности.
Чтобы сформировать у дошкольника эмоциональную отзывчивость, необходимо следовать простым правилам:
- Создайте благоприятную эмоциональную обстановку в семье. Это ключевой момент в формировании адекватного эмоционального восприятия событий ребенком. Если в семье принято сочувствовать, поддерживать друг друга, то малыш сможет перенять такую модель поведения.
- Будьте хорошим примером. Проявляйте себя как достойный член общества — помогайте людям, попавшим в неприятные ситуации, уделяйте внимание окружающим при необходимости. Чтобы изменить мир, действительно, иногда лучше начать с себя.
- Благодарите ребенка, когда он вас поддерживает. Хвалите его, когда он сочувствует окружающим. Даже если малыш переживает за птичку на улице — это уже проявление сочувствия, которое достойно уважения.
- Не ругайте ребенка, если он нарушает нормы поведения. Лучше доступно объясните ему, почему так делать нельзя. Наказания и слишком жесткая критика могут накалить ситуацию и вызвать у малыша протест.
- Будьте более эмоциональны и открыты с ребенком. Рассказывайте о своих переживаниях, но не жалуйтесь. Так малыш поймет, что вы доверяете ему, будет и сам делиться с вами своими эмоциями. Важно правильно реагировать на проблемы ребенка — поддерживайте его словом, обнимайте. Это послужит отличным примером для малыша.
- Чтобы научить ребенка сочувствию, необходимо окружить его заботой. Эмоциональный интеллект, прежде всего, формируется под воздействием атмосферы, в которой малыш растет. Естественно, чрезмерная опека не будет эффективной — ребенок в условиях «активной» заботы, как правило, вырастает менее восприимчивым к проблемам окружающих. Поэтому следует соблюдать баланс, который позволит воспитать ребенка с чувством эмпатии.
Помните, что ребенок, как зеркало, отражает поведение своих родителей. Развивайтесь сами духовно, и ваш малыш будет расти вслед за вами!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии»
Представляю вам презентацию «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии».Надеюсь,она будет полезна воспитателям....
Статья на тему: "Воспитание эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста"
Детская агрессивность последние десятилетия бьет все рекорды и вызывает значительную тревогу у нас взрослых, а способность к сопереживанию, сочувствию, умение радоваться за другого становятся дефицитн...
Консультация для родителей «Воспитание эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей «Воспитание эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста»...
Консультация для родителей Тема: «Сюжетно - ролевая игра, как средство воспитания гуманных чувств у детей дошкольного возраста»
Сюжетно-ролевая игра – это деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых воображаемых условиях воспроизводят деятельность в...
Консультация для родителей"Воспитание эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста."
Консультация для родителей"Воспитание эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста."...
Консультация для родителей Воспитание эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста
Понимание проблем окружающих необходимо закладывать в ребенка уже лет с трех, потому что именно в этот период происходит первичное становление социальных норм. Если малыш в старшем дошкольном возрасте...
Формирование эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста через музыкальное воспитание.
Консультация для воспитателей и музыкальных руководителей....