Курсовая работа "Развитие эмоциональной отзывчивости у дошкольников посредством восприятия музыки"
материал

Прокопьева Татьяна Викторовна

Курсовая работа "Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников посредством восприятия музыки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursovaya_rabota.doc149 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Р     Развитие эмоциональной отзывчивости у дошкольников  посредством восприятия музыки

                                        ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………...

3

Глава  1. Теоретические аспекты  проблемы развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников…………………………………………......

§ 1.1 Изучение проблемы развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников в психолого-педагогической литературе………………….

§  1.2 Восприятие музыки: сущностная  характеристика, его влияние на эмоциональное развитие у дошкольников…………………...

§ 1.3 Модель процесса развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников посредством восприятия музыки………………………….

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию эмоциональной отзывчивости у дошкольников посредством восприятия музыки……………………………………………………………………….

§ 2.1 Выявление первоначального уровня развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников ……………………………………………..

Заключение………………………………………………………………….

Список источников…………………………………………………………


                                                ВВЕДЕНИЕ

          Проблема эмоционального развития у дошкольников принадлежит к числу важнейших проблем в современном дошкольном воспитании. Ребенок, способный оценивать и понимать чувства и эмоции другого ребенка, способный переживать, проявлять заботу к другим, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне. Развитие эмоциональной отзывчивости у дошкольников в психолого-педагогических исследованиях рассматривается в качестве одной из ведущих характеристик детского развития. Перемены, происходящие во взрослом обществе, изменение социально-экономических условий, в числе прочего, обуславливают увеличение количества детей с психоэмоциональными нарушениями.

           Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития,  необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.  

         В Федеральном законе «Об образовании в РФ» отмечается, что современные дети живут в эпоху, полную противоречий, насыщенную информацией, постоянными переменами, быстротечностью событий. Дошкольное образование теперь становится самостоятельным уровнем образования. И поэтому параллельно с этим законом разрабатывался Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Профессиональный стандарт педагога диктует, чтобы современный воспитатель способствовал развитию эмоциональной отзывчивости у дошкольников.  По мнению исследователей, одним из важнейших средств развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников является восприятие (слушание) музыки. Это один из наиболее развивающих и в то же время сложных для детей видов музыкальной деятельности.

          Анализ сайтов педагогов и педагогических интернет - сообществ, позволил сделать вывод о том, что Новикова Тамара Владимировна из Самарской области использует для развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников дидактические игры. Лукина Елена Васильевна из Кургана поделилась опытом развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами театрализованной игры.

          Анализ методической литературы, опыта работы педагогов Кемеровской области позволил сделать вывод о том, что для развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников, используются различные арт-терапевтические и психологические игры, упражнения, этюды. Также создаются различные уголки.

           В дошкольном учреждении на базе, которого осуществляется педагогическая практика, воспитателями проводятся различные игры и упражнения, направленные на развитие эмоциональной отзывчивости, такие как, «Музыкальное тело», «Назови эмоцию», «Петя и волк» и др.

           Над проблемой влияния восприятия музыки на развитие эмоциональной отзывчивости у дошкольников работали известные ученые-педагоги такие как: Н.А. Ветлугина, К.В. Тарасова, Е.А. Дубровская, Н.А. Метлов, О.П. Радынова, В.П. Анисимов и др. О.П. Радынова предложила методы, способствующие развитию эмоциональной отзывчивости, осознанному восприятию, осмыслению выразительных средств музыки в активной творческой деятельности. Она говорит о том, что педагог должен постоянно добиваться того, чтобы действия детей соответствовали звучащей музыке,

уподоблялись меняющемуся характеру произведения через движения, слово, выбор тембра инструмента и т.д.  В.П. Анисимов говорит, что «эмоциональная отзывчивость на музыку -  это способность личности к соответствующему переживанию музыкального содержания и ценностно-смысловому осознанию (рефлексии) своих ассоциаций в процессе восприятия, исполнения и сочинения музыки…»                                                                                  

         Однако, как показывает практика в области развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников, существует ряд трудностей: отсутствие музыкальных руководителей в ДОУ, отсутствие программ и пособий по обучению восприятия музыки у дошкольников, отсутствие слушания музыки в группе из-за нехватки оборудования, нарушение музыкальным руководителем структуры музыкального занятия.

          Поэтому возникает противоречие между необходимостью развития эмоциональной отзывчивости и недостаточным использованием в этом процессе   восприятия музыки.

          Данное противоречие актуализирует проблему на исследования как восприятие музыки влияет на развитие эмоциональной отзывчивости у дошкольников. Все выше перечисленное, дает нам основание изучить данную проблему, ее объекты, цели и задачи, гипотезы.

          Проблема: как восприятие музыки влияет на развитие эмоциональной отзывчивости у дошкольников.

          Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить, как восприятие музыки влияет на развитие эмоциональной   отзывчивости у дошкольников.

         Объект исследования: развитие эмоциональной отзывчивости на восприятие музыки дошкольников.

        Предмет исследования: процесс развития эмоциональной отзывчивости дошкольников посредством восприятия музыки.

          В ходе работы была выдвинута гипотеза, что развитие эмоциональной отзывчивости у дошкольников в процессе восприятия музыки будет успешным если:

         - выявляется первоначальный уровень эмоциональной отзывчивости;

         - педагог будет использовать разнообразные формы, приемы в процессе восприятия музыки;

          - педагог будет обогащать, имеющиеся у дошкольников знания;

          - педагог учитывает уровень развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников.

          Для решения поставленной цели сформулированы следующие задачи:

          - охарактеризовать ключевые термины на основе изучения и анализа психолого-педагогической  литературы по данной теме.

         - выделить критерии и уровни эмоциональной отзывчивости;

         - подобрать комплекс музыкально-дидактических игр по восприятию музыки у дошкольников;

          - экспериментально проверить, как восприятие музыки влияет на развитие эмоциональной отзывчивости у дошкольников.

          Методы исследования:

  1. Теоретические (анализ психолого-педагогической и методической  литературы, обобщение, сравнение);

      2.  Эмпирические (беседа, анализ продуктов творческой деятельности дошкольников, педагогические наблюдения, педагогический эксперимент).

     Этапы исследования:

          I этап - Констатирующий.

Сроки проведения: март 2018 года.

Цель: выявить первоначальный уровень развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников.

          II этап - Формирующий эксперимент.

Сроки проведения: сентябрь 2018 года- ноябрь 2019 года.

Цель: реализовать программу по развитию эмоциональной отзывчивости у дошкольников.

          III этап-Контрольный.

Сроки проведения: январь 2020 года.

Цель: выявить динамику развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников.

    Исследование проводилось на базе МАДОУ №23 «Золотой ключик» Березовского ГО.

         Практическая значимость работы заключается в том, что для воспитателей будут разработаны рекомендации по развитию эмоциональной отзывчивости у дошкольников посредством восприятия музыки.

          Структура выпускной работы отражает логику, содержание и результат первого этапа исследования.  Работа состоит из оглавления, введения, двух глав, заключения, списка источников.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСЧТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

  1.  Изучение проблемы развития эмоциональной отзывчивости у

      дошкольников в психолого-педагогической литературе

         Дошкольный возраст — это период, когда преобладает чувственное познание мира. Именно в этом возрасте необходимо учить ребёнка: сопереживать другому человеку, его чувствам, мыслям, настроениям.

         В научном плане проблема формирования эмоциональной отзывчивости детей рассматривается с различных позиций. В психолого-педагогической литературе отсутствует определение эмоциональной отзывчивости, которое можно было бы считать общепринятым. В различных контекстах она понимается как: эмоциональная реакция ребёнка на состояние другого человека (А. В. Запорожец, Я. З. Неверович); как главная эмоциональная единица, проявляющаяся в общении и отношениях между людьми (М. И. Лисина, А. Е. Ольшанникова); как компонент эмпатии (Т. П. Гаврилова); как показатель развития гуманных чувств и коллективистских отношений (В. В. Абраменкова); как один из компонентов эмоционально-нравственного развития личности (Н. А. Корниенко); как одно из качеств в системе средств понимания людьми друг друга (А. Д. Кошелева).

        Теоретический аспект проблемы формирования эмоциональной отзывчивости указывает на достаточную разработанность научных подходов к пониманию и определению данного эмоционального проявления. Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей.

         Анализ литературы по данной проблеме позволяет выделить следующие особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте:

         - ребенок осваивает социальные формы выражения чувств;

         - изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируются эмоциональные предвосхищения;

         - чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными;

          - формируются высшие чувства – нравственные, интеллектуальные, эстетические.

          Особые опасения педагогов, психологов и родителей вызывают проблемы развития эмоциональности дошкольника. Эмоциональная отзывчивость, как необходимое качество человеческого взаимодействия, социализации, формируется и развивается именно в дошкольном возрасте.

         Д.И. Фельдштейн, обобщив исследования особенностей развития современного ребенка, выделяет 16 значимых изменений у современных детей и подростков, среди которых 5 характеристик касаются именно эмоционального развития, а в иерархии ценностей нравственные, эмоциональные, культурные, общественные ценности занимают последние места. К значимым изменениям эмоционального развития относятся:

         - рост эмоционального дискомфорта, снижение желания активных действий;

           - значительное снижение социальной компетентности и самостоятельности в принятии решений;

         - ограничение общения со сверстниками, появление чувства одиночества, растерянности, неверия в себя;

         - увеличение числа детей с эмоциональными проблемами .

         Еще пару десятилетий назад Г.М. Бреслав (1990), к эмоциональным нарушениям в дошкольном возрасте относил следующие: 1) отсутствие эмоциональной децентрации — ребенок не способен сопереживать ни в реальной ситуации, ни при прослушивании литературных произведений; 2) отсутствие эмоциональной синтонии — ребенок не способен откликаться на эмоциональное состояние другого человека, прежде всего близкого или симпатичного; 3) отсутствие специфического феномена эмоциональной само регуляции — ребенок не испытывает вины, связанной с новым этапом самосознания («Это я сделал») и способностью эмоционально возвращаться в прошлое. Из всего массива обнаруженных эмоциональных нарушений и описанных в науке, Ю. М. Миланич выделяет три группы:

         1) острые эмоциональные реакции, окрашивающие конкретные конфликтные для ребенка ситуации: агрессивные, истерические, протестные реакции, а также реакции страха и чрезмерной обиды;

         2) напряженные эмоциональные состояния — более стабильные во времени над ситуативные негативные переживания: мрачность, тревожность, подавленное настроение, боязливость, робость;

         3) нарушения динамики эмоциональных состояний: аффективная взрывчатость и лабильность (быстрые переходы от положительных эмоций к отрицательным и наоборот) .

          Вместе с тем, на фоне изменений современной жизни большинство этих особенностей, уже нарушениями не считаются. Причины и факторы, обусловливающие проблемы развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников, кроются в тех социальных изменениях, которые охватили современный мир.

         Сегодня для современного ребенка приоритетными оказываются игры в одиночку, которые не способствуют развитию эмоциональной отзывчивости, поскольку нет необходимости, и, следовательно, потребности чувствовать партнера по игре - спорить, обижаться, ругаться, переживать, мириться. Важный вывод, который делает Е.О. Смирнова, заключается в том, что детям неинтересно общаться друг с другом – им не о чём разговаривать, спорить. Им проще нажать кнопку и готовые развлечения сами польются с экрана .

         Таким образом, проблема развития эмоциональной отзывчивости у современных дошкольников более актуальна, чем когда-либо и ее основными причинами являются нарушение системы социального взаимодействия дошкольника, отсутствие необходимых социальных отношений, контактов, которые в условиях изменений заменяются виртуальным образом мира.

  1.  Восприятие музыки: сущностная характеристика, его влияние на эмоциональное развитие у дошкольников

         Музыка, как и другое любое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. Музыка, как и другие виды искусства, отражает действительность. В опере и балете она характеризует поступки, отношение, переживание героев, картины природы. В повседневной жизни музыка сопровождает человека, выявляет его отношение к окружающему миру, обогащает духовно, помогает трудиться, отдыхать.

          Сила воздействия музыки зависит от личности человека, от подготовленности его к восприятию.

         Восприятие всегда тесно связано с осмыслением и осознанием того, что человек видит, слышит, чувствует. Воспринять какой-либо объект или предмет - это значит отнести его к какому-то определенному классу, как правило, более общему, чем данный единичный предмет. Поэтому восприятие является первым этапом любого мыслительного процесса.

         Следует разделять понятия «восприятие музыки» и «музыкальное восприятие». Первый из терминов более широкий, он включает в себя и второй.

        Восприятие музыки – процесс, позволяющий выстраивать образ при непосредственном восприятии музыкального явления. Субъектом действия является человек с нормальным слухом, а воздействующим объектом – акустические сигналы.

        Музыкальное восприятие – спецификa восприятия, при которой основой построения образа выступает музыкальный опыт человека.

          Музыкальное восприятие направлено на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности. Спектр восприятия музыки широк по диапазону – от простого любования живым звучанием до глубокого проникновения в музыкальные смыслы, обогащающего сознание личности слушателя.

         Процесс восприятия музыки может осуществляться осознанно и неосознанно, может завершаться с окончанием звучания произведения и продолжаться длительное время, прерываться и быть непрерывным.

         Развить музыкальное восприятие - это значит научить слушателя переживать чувства и настроение, выражаемые композитором при помощи игры звуков, специальным образом организованных. Это значит включить слушателя в процесс активного сотворчества и сопереживания идеям и образам, выраженным на языке невербальной коммуникации; это означает также и понимание того, при помощи каких средств художник, музыкант, композитор, исполнитель достигает данный эстетический эффект воздействия.

         Эмоции играют важную роль в жизни детей. Не каждый взрослый человек способен разобраться во всей гамме своих переживаний. А для ребенка эта задача становится еще более трудной. Дети не всегда понимают свои простые эмоции, тем более им трудно осознать те разнообразные переживания, которые возникают по мере расширения их связи с внешним миром. На протяжении дошкольного детства особенности эмоций проявляются вследствие изменения общего характера деятельности ребенка.

         Психолог Б.М. Теплов говорит по этому поводу: «Музыка, прежде всего путь к познанию огромного и мира человеческих чувств. Лишённая своего эмоционального содержания музыка перестаёт быть искусством». [13] Воздействуя на чувства и мышление человека, музыка вызывает в его представлении образы реальной жизни, способствует переживанию и осмыслению их. При помощи своего эмоционального языка музыка воздействует на чувства, влияет на мировоззрение человека, направляет и изменяет его.

         Эмоциональная отзывчивость может быть развита во всех видах музыкальной деятельности - восприятии, исполнительстве, творчестве, так как необходима для прочувствования и осмысления музыкального содержания, а, следовательно, и его выражения (в исполнительской и творческой деятельности).

          Эмоциональная отзывчивость на музыку у детей дошкольного возраста формируется и развивается в процессе слушания различных по эмоционально-образному содержанию произведений. Основным критерием доступности музыкальных произведений, отбираемых для слушания детьми дошкольного возраста, (помимо небольшой протяжённости звучания, привлекательности знакомых детям тем и сюжетов) является, по мнению О.П. Радыновой , соответствие эмоционального содержания музыки эмоциональному опыту дошкольников, их способности сопереживать определенным чувствам, составляющим основу музыкального образа.

   

  1.  Модель процесса развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников посредством восприятия музыки

         В музыкальной педагогике, вслед за Б.М. Тепловым, эмоциональную отзывчивость определяют, как центр музыкальности, под которой подразумевается комплекс музыкальных способностей, необходимых для успешных занятий музыкальной деятельностью. Существуют различные подходы к трактовке эмоциональной отзывчивости на музыку. Основой одного из них является изучение эмоционально – двигательной природы музыкальных способностей, другого – понимание эмоциональной отзывчивости на музыку как переживания выразительного значения средств музыкального языка. При данном подходе большое значение имеют процессы осознанности восприятия музыки и выражения музыкального переживания в активно – творческой деятельности.

         Переживание произведения индивидуально для каждого человека и имеет различные эмоциональные оттенки. Одно и то же музыкальное произведение часто действует на людей по-разному. Во многом это зависит от подготовленности человека к восприятию музыки, от уровня развития его слухового опыта, эстетического вкуса, общей культуры.

         Эмоциональная отзывчивость на музыку у детей дошкольного возраста формируется и развивается в процессе слушания различных по эмоционально-образному содержанию произведений. Основным критерием доступности музыкальных произведений, отбираемых для слушания детьми дошкольного возраста, (помимо небольшой протяжённости звучания, привлекательности знакомых детям тем и сюжетов) является, по мнению О.П. Радыновой, соответствие эмоционального содержания музыки эмоциональному опыту дошкольников, их способности сопереживать определенным чувствам, составляющим основу музыкального образа.

         Учитывая живую реакцию детей младшего возраста на различные по характеру музыкальные произведения (плач и раздражение или радостная эмоция и успокоение), В.М. Бехтерев указывал на целесообразность использования в работе с детьми раннего возраста произведений, которые вызывают у детей положительные эмоции. В младшем возрасте применяются произведения весёлого, шутливого и светлого, спокойного, нежного характера. Постепенно представления детей о чувствах, выраженных в музыке, расширяются (тревожные, взволнованные, таинственные, скорбные, решительные и пр.). К старшему дошкольному возрасту эстетические переживания дошкольников углубляются, усложняются, обогащаются. Дети старшего дошкольного возраста могут различать не только общую эмоциональную окраску музыки, но и выразительность интонации.

         Чтобы определить «палитру» эмоций, которые может испытать ребёнок, слушающий музыку, воспользуемся классификацией типов эмоций, предложенной В.Н. Холоповой, которая выделяет: эмоции как фактор           саморегуляции личности; эмоции как чувство жизни; эмоции восхищения мастерством искусства; изображаемые в музыки эмоции; природные эмоции музыки.

          Во-первых, процесс восприятия музыки несёт огромный положительный эмоциональный заряд, в связи с этим музыкальный репертуар может быть представлен мажорными произведениями как классической, так и хорошей эстрадной и детской музыки.

         Во-вторых, данный процесс позволяет ребёнку «проживать» собственное эмоциональные переживания. В том случае, если содержание музыкального произведения близко актуальному эмоциональному опыту ребёнка, а педагог помогает ему установить такую связь, это существенно обогащает эмоциональное развитие дошкольника. Отметим, что в данном случае важнейшую роль играет профессиональная компетентность педагога и психолога детского сада. Только знание и понимание ребёнка позволяют составить индивидуальный репертуарный список музыкальных произведений.

         Часто, выбирая из фонотеки музыкальное произведение, ребёнок может «сообщить» педагогу или сверстникам о своём эмоциональном состоянии. Если настроение у него не весёлое, он предпочитает музыку негромкую, плавную, а когда ему хочется повеселиться, просит «включить» танец или марш.

         В-третьих, в процессе восприятия музыки возникают эмоции восхищения мастерством исполнителя. Бесспорно, дети должны слушать музыку только в хорошем исполнении. От хорошего, а тем более виртуозного исполнения ребёнок испытывает сильные эмоции, которые часто становятся причиной возникновения интереса к музыке, желание заниматься музыкальной деятельностью.

          В-четвёртых, в этом процессе ребёнок воспринимает выраженные в музыке эмоции. Художественный образ музыкального произведения наделён определённым эмоциональным состоянием. Если педагог хочет представить детям с помощью музыки тот или иной образ, то лучше это сделать на примере программных произведений.

         В-пятых, в процессе восприятия ребёнок воспринимает природные эмоции музыки, т.е. средства художественной выразительности. Сама природа музыкального искусства является источником эмоций. И в первую очередь это касается моторно-ритмической сферы музыки, которая более заметно воздействует на человеческие эмоции. Чем устойчивее связь ребёнка и музыки, тем успешнее его эмоциональное развитие.

         Активная природа ребёнка находит выражение в двигательных реакциях на звучащее музыкальное произведение. Придумывая движения под музыку, малыш конкретизирует музыкальный образ, делая его понятным в первую очередь самому себе. Движение становится для ребёнка средством восприятия музыки, понимания её характера. Поэтому движения успешно используются для осознания детьми характера мелодии, качества звуковедения (плавного, чёткого, отрывистого), средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики, взлётов и падений мелодии, темпа, ритмического рисунка и т.д.). Эти свойства можно моделировать (моторно-двигательное уподобление характеру звучания музыки) с помощью движений рук (что доступно уже детям младшего возраста), танцевальных и образных движений.

         Педагог объясняет детям, что, выбирая движения, прежде всего, необходимо прислушиваться к характеру музыки. Для этого он должен своим исполнением ясно подчеркнуть смену характера музыки, передающей разные образы, найти выразительные интонации, исполнительские краски, делающие образ доступным восприятию. Лишь в этом случае можно говорить о слитности движений с характером музыки и об их выразительности.

         В работе с детьми в процессе восприятия музыки могут быть использованы следующие виды уподобления музыке: моторно-двигательное, тактильное, словесное, вокальное, мимическое, темброво-инструментальное, интонационное, цветовое, поли художественное. Их необходимо варьировать и сочетать друг с другом.

          Так как опыт восприятия музыки в дошкольном возрасте очень мал, то ребенку для проявления эмоциональной отзывчивости требуется несколько прослушиваний музыкальных произведений. С каждым прослушиванием воспринятый музыкальный образ углубляется и накапливается эмоциональный опыт ребенка.

          Важным срeдствoм в дaльнeйшeм рaзвитии эмoциoнальной oтзывчивocти дeтeй,  являeтcя испoльзoвание  музыкальнo-дидaктичecких игр  и применeние игрoвых ситуaций в прoцессе музыкaльной деятельнoсти.

          Для того чтобы развить эмоциональную отзывчивость детей на музыку, необходимо строить занятия так, чтобы дети как можно чаще были включены в активную деятельность, выполняли творческие задания, упражнения, которые способствуют развитию воображения и требуют постоянного выражения отношения к музыке, себе и другим людям. Детей, способных проявить фантазию, а также тех, кто способен эмоционально реагировать на музыку, в домашней обстановке и в отношениях со сверстниками окружает теплая и доверительная атмосфера, а значит, понижается и уровень тревожности, что немаловажно для каждого педагога и родителя.

         Важно заметить и развить в ребенке всё лучшее, заложенное от природы и на этапе работы с новым музыкальным материалом применять различные методы, учитывая интересы и склонности детей, а также их общее и музыкальное развитие.

         Через восприятие музыки ребенок учиться эмоционально отзываться на услышанные им музыкальные произведения.

         Пути воспитания эмоциональной отзывчивости у дошкольников различны. Необходимо продуманными методическими приёмами привлекать детей к непосредственному выражению своих эмоций, через слово, мимику, жесты, пластику.

         Исходя из вышесказанного, делаем вывод, что использование педагогом разнообразных методов и форм организации музыкальной деятельности детей, в ходе которой будут обогащаться знания детей об эмоциях, накапливаться опыт восприятия и исполнения различных по характеру музыкальных произведений, опыт переживаний различных эмоциональных состояний, будет способствовать развитию эмоциональной отзывчивости дошкольников на музыку. А эмоциональная отзывчивость на музыку, связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

         

           Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию эмоциональной отзывчивости у дошкольников посредствам восприятия музыки

          2.1 Выявление первоначального уровня развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников

          Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МАДОУ № 23 Березовского ГО, Кемеровской области. В эксперименте учувствовало 40  детей старших групп «Полянка» и «Жемчужинка». Было создано 2 группы по 20 человек. Одна из них являлась контрольной, другая – экспериментальной. 

          Целью констатирующего эксперимента явилось определение уровня проявления эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения у детей старшей группы.

          Задачи констатирующего эксперимента:

- определить критерии уровня проявления эмоциональной отзывчивости на музыку старших дошкольников;

- подобрать диагностический материал и оборудование;

- провести диагностику уровня проявления эмоциональной отзывчивости на музыку у детей в экспериментальной и контрольной группах.

         Эмоциональная отзывчивость детей дошкольного возраста предполагает:

          - адекватное проявление своего эмоционального состояния на услышанное ребенком музыкальное произведение;

          - способность целостного восприятия музыкального произведения.

           В большей степени хотелось бы обратить внимание на диагностику музыкального опыта дошкольников, включающую в себя изучение:

          - опыта эмоционально-ценностного отношения ребенка к музыке, т.е. интереса к музыке, детских музыкальных предпочтений и вкусов дошкольника, личностной включенности в музыкальную культуру;

          - опыта знания музыки, т.е. музыкального кругозора ребенка (ориентации в музыкальных произведениях) и элементарной музыкальной эрудиции;

          - опыта умений взаимодействовать с музыкой, а именно обобщенных способов музыкальной деятельности детей, необходимых в любом виде музыкальной деятельности (адекватно реагировать на характер музыки, осуществлять художественно-эмоциональное восприятие к музыкальному образу, деятельностно выражать эмоциональное отношение к музыкальному образу, интерпретировать музыкальные образы в разных видах игровой и художественной деятельности);

          - опыта творческой деятельности или творческого включения в музыкальную деятельность, который накапливается в процессе активного участия ребенка в разных видах музыкальной деятельности, сюда же входят интерпретации музыкальных образов в доступных и интересных видах деятельности, попытки музыкального сочинительства.

          Отсюда следует, что диагностику проявления эмоциональной отзывчивости детей контрольной и экспериментальной групп необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям: способность эмоционального сопереживания и способность целостного восприятия музыкального произведения.

          Для выявления уровня проявлений эмоциональной отзывчивости нами использовались методики А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунской и И.В. Груздовой. Диагностика по методике А.Г. Гогоберидзе и В.А. Деркунской включила в себя три задания. Диагностика по методике И.В.Груздовой включала одно задание. Выполнение заданий оценивалось по трехбалльной системе. По завершению исследования по результатам четырёх заданий определялся уровень проявления эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка. Критерии оценки основаны на уровнях освоения детьми образовательной программы «Детство» (раздел «Ребёнок в мире музыки») и адаптированы к условиям нашего эксперимента.

         Уровни проявления эмоциональной отзывчивости

         Низкий уровень (меньше 6 баллов). Ребёнок не умеет внимательно прослушивать всё произведение до конца, вникнуть в его содержание. Музыкальные произведения не вызывают у него соответствующего эмоционального отклика. Он не может ответить на вопросы о прослушанной музыке. Интерес к музыке у него неглубок и неустойчив. Плохо ориентируется в музыкальных средствах выразительности. В познании музыкальных образов речевые коммуникации носят личностный характер, но неадекватны содержанию произведений и имеют слабую эмоциональную окрашенность.

          Средний уровень (9-6 баллов). Ребёнок внимательно слушает музыку, но до конца проследить за динамикой музыкального образа ему не удаётся. Эмоциональные реакции не всегда адекватны настроению музыкальных произведений. Музыкальные произведения вызывают у него живой отклик, но только если они просты по содержанию и форме. Ребёнок не всегда может самостоятельно ответить на вопросы о музыке, ожидает помощи взрослого, затрудняется в подборе нужных терминов. При интерпретации эмоционального содержания музыкального образа речь не развернута, ориентирована на стандарт.

         Высокий уровень (12-10 баллов). Ребёнок умеет внимательно слушать музыкальное произведение, вникая в смену настроений, следя за динамикой музыкального образа. Он самостоятелен в своих ответах на вопросы взрослых, в процессе разбора музыкального произведения; правильно пользуется элементарной музыкальной терминологией. Обладает музыкальной отзывчивостью; суждения осмыслены и обусловлены вычленением главных элементов музыкальной речи. Ребёнок высказывает собственное отношение к воспринимаемому произведению. Интерес к музыке у него стабилен, мотивирован. Знает средства музыкальной выразительности в объёме программных требований, может указать на некоторые из них. Умеет оценивать сам процесс и результат восприятия музыкальных образов, способен воображать, отождествлять себя с музыкальным образом. Умеет анализировать, сравнивать музыкальные образы, устанавливать причинно-следственные связи между средствами музыкальной выразительности и эмоциональным содержанием музыки.

          Диагностика помогает выявить показатели достижений каждого ребенка и группы в целом в эмоциональной отзывчивости на музыку. Это позволяет  проанализировать результаты своей работы и наметить необходимые линии ее коррекции. В процессе проведения констатирующего эксперимента были получены следующие данные количественных показателей результатов диагностики, которые предоставлены в табл. 1.1. и 1.2.

Таблица 1.1. Экспериментальная группа

п/п

И. Ф. ребенка

Задание              1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Общее кол-во баллов

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

Ира К.

Лера П.

Руслан М.

Оксана Р.

Сережа П.

Вова И.

Алина Д.

Паша М.

Данил Г.

Максим Т.

Алиса З.

Дарина К.

Кирилл О.

Федя Т.

Рома Ж.

Оля Ч.

Мила В.

Данил Л.

Антон Р.

Кира Д.

1

2

2

3

1

1

3

2

2

1

1

3

2

2

1

1

2

1

1

2

1

2

2

2

2

1

2

1

1

1

1

3

1

2

2

1

3

1

1

3

1

3

2

3

2

1

2

2

1

1

1

2

1

2

1

1

2

1

1

3

1

3

2

3

2

2

2

2

1

1

1

2

1

2

1

1

3

2

1

3

4

10

8

11

7

5

9

7

5

4

4

10

5

8

5

4

10

5

4

11

Средний балл - 6,8

          Из констатирующего этапа эксперимента можно сделать вывод, что развитие эмоциональной отзывчивости  детей экспериментальной группы старшего дошкольного возраста  в основном находится на низком уровне развития.

          По результатам итоговой таблицы видим, что у 25% детей – высокий уровень, у 25% - средний уровень и  50% - низкий уровень  (Рис. 1)

           

           Рис.1. Результаты развития эмоциональной отзывчивости экспериментальной группы старших дошкольников на констатирующем этапе эксперимента

Таблица 1.2. Контрольная группа

№ п/п

И. Ф. ребенка

Задание              1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Общее кол-во баллов

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

Рома Г.

Таня П.

Соня О.

Максим Ч.

Алеша П.

Денис А.

Ульяна П.

Полина В.

Ариана Щ.

Зоя С.

Сережа Ф.

Ростислав Р.

Марина Л.

Катя М.

Даша К.

Ярослав П.

Леня Д.

Кирилл Ж.

Филипп А.

Мирон А.

3

2

1

2

2

1

2

2

2

1

2

3

2

2

2

2

2

1

2

2

3

2

1

2

2

1

2

3

2

1

2

3

2

3

2

2

3

2

2

2

2

2

1

3

2

1

2

2

2

1

2

2

1

3

1

1

3

2

1

2

3

2

1

3

1

2

2

2

1

1

2

3

1

2

2

1

3

2

2

2

11

8

4

10

7

5

8

9

7

4

8

11

6

10

7

6

11

7

7

8

Средний балл – 7,7

          Из констатирующего этапа эксперимента можно сделать вывод, что развитие эмоциональной отзывчивости  детей контрольной группы  старшего дошкольного возраста  в основном находится на среднем уровне развития.

         По результатам итоговой таблицы видим, что у 25% детей – высокий уровень, у 60% - средний уровень и  15% - низкий уровень  (Рис. 2)

             Рис.2. Результаты развития эмоциональной отзывчивости контрольной группы старших дошкольников на констатирующем этапе эксперимента

                                             

                                        Заключение

Наша работа была ориентирована на развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников посредством восприятия музыки.

В связи с поставленной целью рассмотрели состояние исследуемой проблемы в трудах отечественных и зарубежных психологов и педагогов, проанализировали особенности развития эмоциональной отзывчивости старших дошкольников. Анализ вскрыл достаточно широкую освещенность проблемы развития эмоций у ребенка. В связи с этим нами была проведена исследовательская работа.  

Результаты диагностики показали, что на начало исследования дети не умеют адекватно осознавать свои эмоции, передавать характер музыки в мимических, двигательных реакциях.

Таким образом, проведенное исследование обозначило круг проблем, требующих дальнейшего разрешения и являющихся актуальными в современной педагогической ситуации. Исследование подтвердило, что значительное место в практике воспитания должно отводиться эмоциональному развитию именно средствами восприятия музыки. Педагоги дошкольной организации должны проводить систематическую и целенаправленную работу по обогащению чувственного опыта детей.

Разумеется, наше исследование не является достаточно полным и глубоким, в связи с малым сроком проведения опытно-экспериментальной работы по рассматриваемой проблеме, но, тем не менее, может оказать значительную помощь педагогам в развитии эмоциональной отзывчивости дошкольников.

Истинный художник, любящий больше всего искусство, никогда не удовлетворён собою и старается идти всё дальше (Людвиг Ван Бетховен).

                                                   Список источников

  1. Бочкарев, Л.Л. Психологические механизмы музыкального переживания [Текст] / Л. Л. Бочкарев //  Докт. дисс. в 2т. – КГУ, К., 1990.-101с.
  2. Вилюнас В.К. Психологические механизмы биологической мотивации [Текст] / В. К. Вилюнас. – М., 1986.-124с.
  3. Ветлугина, Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду [Текст] / Н. А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 1989. - 270с.
  4. Выготский, Л. С. Психология искусства [Текст] / Л. С. Выготский  – М., 1965.-256с.
  5. Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / А. Г. Гогоберидзе. М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 320 с.
  6. Готсдинер, А.Л. Музыкальная психология [Текст] / А. Л, Готсдинер, М., 2003. – 420с.
  7. Данилина, Т.А. В мире детских эмоций [Текст] / Т. А, Данилина, – М.: Айрис-пресс, 2007.- 160с.
  8. Изард, К.Э. Психология эмоций [Текст] / К. А. Изард / Перев. С англ. –СПб.: Питер, 1999.-324с.
  9. Кузьмина,  Е. Встречаем музыкой весны [Текст] / Е. Кузьмина //Дошкольное образование. 2006 - № 7. – с. 53-55с.
  10.  Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников [Текст] / А. Д. Кошелева. - М., 2003 – 176с.

11.Линдсли, Д.Б. Эмоции [Текст] / Д. Б, Линдсли // Экспериментальная психология.- М., 1960.- 128с.

12. Рояк, А.А. Эмоциональное благополучие ребенка, в группе детского сада [Текст] / А. А. Рояк  // Дошкольное воспитание. – 2007 – № 2. - 36-41с.

13. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей  [Текст] / Б. М. Теплов.  – М., Наука, 2003.- 379с.

14. Урунтаева, Г.А. Детская психология [Текст] / Г. А. Урунтаева.- М.: Академия, 2006.-366с.

15. Широкова, Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста [Текст] / Г. А. Широкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 304с.

  1.  Роль музыки в развитии эмоциональности ребенка [ Электронный ресурс] : – режим доступа: http://sundekor.ru/kursovaya-2/studentu/konsultatciia-dlia-roditelei-rol-muzyki-v-razvitii-emotcionalnosti-rebenka/         
  2. ReferatZW – рефераты  © 2010-2015, referat-web.ru [Электронный ресурс]. – режим доступа

http://www.referat-web.ru/referat50378.html         

  1. Куликовских Н. В. Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста посредством  восприятия музыки [Электронный ресурс]: ДЕТСТВО-ГИД DETSTVO-GID — сайт для родителей и педагогов - режим доступа http://detstvogid.ru/razvitie-emotsionalnoy-otzyivchivosti-detey-doshkolnogo-vozrasta-posredstvom-vospriyatiya-muzyiki/.html 
  2.  Актуальная педагогика  © 2018 [Электронный ресурс]: - режим доступа http://www.eduways.ru/newtxts-601-4.html 
  3.  Эмоциональное развитие дошкольников в учебно-воспитательном                 процессе как психолого-педагогическая проблема Xreferat.com » Рефераты по педагогике » Эмоциональное развитие дошкольников в учебно-воспитательном процессе как психолого-педагогическая проблема © 2010 — 2018  Xreferat.com [Электронный ресурс]: - режим доступа https://xreferat.com/71/5014-1-emocional-noe-razvitie-doshkol-nikov-v-uchebno-vospitatel-nom-processe-kak-psihologo-pedagogicheskaya-problema.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством восприятия музыки

Этот материал содержит опыт работы по разделу "Слушание " музыкального воспитания в ДОУ....

Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством восприятия музыки

Введение1 Научно-теоретические основы развития эмоций у дошкольников1.1 Проблема развития эмоций в исследованиях отечественных и зарубежных психологов и педагогов1.2 Особенности развития эмоциональной...

Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством восприятии музыки

Материал будет интересен музыкальным руководителям.Одним из средств воспитания нравственной личности является музыка.  Одна из основных задач музыкального воспитания в детском саду – это ввести...

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ

Одним из средств воспитания нравственной личности является музыка.  Одна из основных задач музыкального воспитания в детском саду – это ввести  ребенка в мир музыки и воспитать эмоцион...

Развитие эмоциональной отзывчивости у дошкольников посредством восприятия музыки «Мелодия»

Презентация рабочей программы по развитию эмоциональной отзывчивости у дошкольников посредством восприятия музыки «Мелодия»...

Воспитание эмоциональной отзывчивости у детей посредством восприятия произведений искусства

Консультация для педагогов по формированию у дошкольников художественно-эстетических чувств посредством использования произведений искусства...

Опыт работы "Развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников посредством народной песни"

Учеными доказано, что чем богаче эмоции у детей дошкольного возраста, тем разнообразнее музыкальные представления, которые она вызывает, тем ярче впечатления от музыки. Важную роль играют не толькокла...