Профессиональная деформация педагогов
статья

Психологическое самочувствие воспитателя оказывает непосредственное влияние на всю  атмосферу  дошкольного  учреждения.  Многие  исследования  доказывают,  что  для значительного  числа  педагогов  характерны  эмоциональная  неустойчивость,  высокий уровень  тревожности,  напряженность.  По  мнению  Е.  С.  Асмаковец,  отрицательно окрашенные психологические состояния педагога снижают эффективность воспитания и обучения  детей,  повышают  конфликтность  во  взаимоотношениях  с  воспитанниками, родителями,  коллегами,  способствуют  возникновению  и  закреплению  в  структуре характера  и  профессиональных  качеств  негативных  черт,  разрушают  психическое здоровье, обуславливают высокую напряженность, агрессивную самозащиту,  подавляют творческую активность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл professionalnaya_deformatsiya_pedagogov.docx19.59 КБ

Предварительный просмотр:

Профессиональная деформация педагогов.

Психологическое самочувствие воспитателя оказывает непосредственное влияние на всю  атмосферу  дошкольного  учреждения.  Многие  исследования  доказывают,  что  для значительного  числа  педагогов  характерны  эмоциональная  неустойчивость,  высокий уровень  тревожности,  напряженность.  По  мнению  Е.  С.  Асмаковец,  отрицательно окрашенные психологические состояния педагога снижают эффективность воспитания и обучения  детей,  повышают  конфликтность  во  взаимоотношениях  с  воспитанниками, родителями,  коллегами,  способствуют  возникновению  и  закреплению  в  структуре характера  и  профессиональных  качеств  негативных  черт,  разрушают  психическое здоровье, обуславливают высокую напряженность, агрессивную самозащиту,  подавляют творческую активность.  

Одним  из  показателей  профессиональной  дезадаптации  педагога  является  так называемый «эффект эмоционального сгорания» (термин появился в середине 70-х годов 20 века в результате исследований Х. Дж. Фрейденберга).  

Эмоциональное  сгорание – это  состояние  изнеможения,  ощущение  собственной бесполезности,  дегуманизация,  деперсонализация,  негативное  самовосприятие  в профессиональном  плане.  По  определению  Н.Е.  Водопьяновой,  это  долговременная стрессовая  реакция,  возникающая  вследствие  продолжительных  профессиональных стрессов  средней  интенсивности.  Ее  можно  рассматривать  в  аспекте  личностной деформации, происходящей под влиянием профессиональных стрессов.

Е.  Махер  разработал  симптомокомплекс  качеств,  характеризующих  состояние  и поведение человека, подверженного синдрому «эмоционального выгорания»:

  • Усталость, утомление, истощение, бессонница;
  • Негативное отношение к собеседнику;
  • Негативное отношение к работе;
  • Скудность репертуара рабочих действий;
  • Злоупотребление табаком, кофе, алкоголем;
  • Отсутствие аппетита или переедание;
  • Негативная «Я-концепция»;
  • Агрессивные чувства;
  • Тревожность, раздражительность;
  • Упаднические  настроения  и  связанные  с  этим  эмоции:  цинизм,  пессимизм, апатия, депрессия;
  • Переживание чувства вины.

Определенные  личностные  характеристики  могут  являться  дополнительными факторами  риска  в  плане  появления  эмоционального  выгорания.   Это  внутренние предпосылки, такие как:

1. Сниженное  чувство  собственного  достоинства.  Для  этих  людей  стрессогенными являются  ситуации  социального  сравнения,  что  внешне  может  проявляться  как неудовлетворенность  своим  статусом,  плохо  скрываемое  раздражение  в  адрес  более успешных  людей.  Сниженное  самоуважение  приводит  к  появлению  трудоголизма, высокой мотивации успеха вплоть до перфекционизма (быть лучше всех всегда и во всем).

Поэтому любое снижение результатов труда может вызвать неадекватную реакцию: уход в себя, депрессия, агрессивные вспышки.

2. Склонность  к  интроверсии,  направленность  интересов  на  свой  внутренний  мир.

Внешне  может  проявляться  как  эмоциональная  закрытость,  формализация  контактов. Любая ситуация, предполагающая взятие на себя другой роли, вызывает сильную тревогу вплоть до агрессии. Эти люди с трудом перестраивают жизненные планы, поведенческие стереотипы,  поэтому  редко  могут  самостоятельно  справиться  с  проблемой эмоционального  выгорания.  В  результате  велик  риск  наступления  следующего  этапа развития профессиональной дезадаптации - психосоматических заболеваний.

Также  следует  отметить,  что  только  внутренних  предпосылок  бывает  недостаточно, чтобы вызвать эмоциональное выгорание. Сюда должны подключиться внешние факторы, связанные  с  организацией  работы  и  социо-культурными  условиями  общества.  

В организации можно выделить три существенных момента:

1.  Неэффективный  стиль  руководства. «Мужской»  стиль  руководства  не  может обеспечить  людям  необходимую  эмоциональную  поддержку. «Женский»  поднимает уровень  тревоги  до  непереносимого,  поскольку  нечеткие,  неопределенные  требования ставят под угрозу стремление все делать лучше всех.

2.  Работа  в  условиях  временного  дефицита.  Поскольку  такие  люди  будут  стараться сделать  работу  идеально,  недостаток  времени  приведет  к  эмоциональной  и  физической перегрузке.

3.  Отсутствие  сплоченного  социального  окружения,  которое  могло  бы  оказать поддержку.  

Влияние  социо-культурных  факторов  также  играет  важную  роль.  Уровень эмоционального  выгорания  всегда  повышается  в  условиях  социально-экономической нестабильности.  Действительно,  современные  условия  выступают  как  депрессогенные факторы  за  счет  наличия  в  них  негативного  программирования (особенно  часто встречается в рекламных акциях (например, реклама лекарств)).

Реорганизующее  влияние  на  личность  наблюдается  в  любой  профессии.  Но  не всегда  это  влияние  носит  позитивный  характер.  Индивидуальный  стиль профессиональной  деятельности,  условия  труда,  само  отношение  личности  к  объекту своей  деятельности  накладывают  отпечаток  на  всю  структуру  личности.  Поэтому  так легко узнать представителей той или иной профессии, особенно педагогов, которые даже в  неформальной  обстановке  выдерживают  повелительный  тон,  авторитарны, малоэмоциональны и безапелляционны в отношении окружающих. Это свидетельствует о профессиональной  ригидности,  утере  способности  изменять  свой  стиль  поведения,  что демонстрирует  наличие  «профессиональной  деформации».  

У  педагогов деформированность личности профдеятельностью может проявляться на четырех уровнях (Е.И. Рогов):

1.  Деформации  общепедагогические,  характерные  для  всех  лиц,  занимающихся педагогической  деятельностью (назидательность,  самоуверенность,  догматичность взглядов, отсутствие гибкости и т.п.).

2.  Типологические  деформации,  вызванные  слиянием  личностных  особенностей  и структурами  строения  педагогической  деятельности (коммуникатор,  организатор, просветитель, предметник).

3.  Специфические  деформации (предметные)  обусловлены  спецификой   работы педагога.

4.  Индивидуальные деформации, определяющиеся изменениями, которые происходят в структуре личности и внешне не связаны с процессом педагогической деятельности, что обусловлено личностной направленностью педагога.

Таким образом, профессиональная деформация в любой профессии – это нарушение целостности личности, ее неустойчивость и дезадаптация в эмоционально-волевой сфере.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕФОРМАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Профессиональная деформация личности — изменение качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения), которые наступают под влиянием длительного в...

Профессиональная деформация педагога

Деформация личности – это изменения, нарушающие ее целостность. Снижающие уровень адаптации и эффективность профессионального функционирования. Освоение профессии неизбежно сопровождается изменениями ...

(Психологическая профилактика профессиональной деформации педагога)

Проект «Психологическая профилактика профессиональной деформации педагога», направлен создание психологической помощи по профилактике и коррекции деформаций педагогического общения, в течении 3-х меся...

Профессиональные деформации педагога и их преодоление

Профессия педагога является одной из самых деформирующих психику человека профессий. Любая профессиональная деятельность оказывает значительное влияние на психику, сознание и другие аспекты личности. ...

Основные направления профилактики профессиональных деформаций педагога.

Основные направления профилактики профессиональных деформаций педагога. Комплексная профилактика и коррекция процесса профессиональной деформации личности педагога включает 4 уровня:телесный (зан...

Тренинг для воспитателей и педагогов ДОУ с целью профилактики профессиональной деформации « МУДРЫ – ДРЕВНИЙ СПОСОБ ПОМОЧЬ СЕБЕ»

Тренинг «Профилактика профессиональной деформации педагога»Цель: повышение эффективности работы педагогов учреждения через профилактику эмоционального выгорания и деформации личности.Задач...

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА

В монографии представлены основные причины и пути решения актуальной для педагога проблемы профессиональных деформаций личности. В ней содержатся необходимые для современного педагога знания о професс...