Тренинг для воспитателей и педагогов ДОУ с целью профилактики профессиональной деформации « МУДРЫ – ДРЕВНИЙ СПОСОБ ПОМОЧЬ СЕБЕ»
план-конспект занятия по психологии

Депутатова Наталья Васильевна

Тренинг «Профилактика профессиональной деформации педагога»

Цель: повышение эффективности работы педагогов учреждения через профилактику эмоционального выгорания и деформации личности.

Задачи:

  • Снизить уровень эмоционального напряжения;
  • содействовать активизации личностных ресурсных состояний;
  • сформировать установку на сохранение и укрепление психического здоровья;
  • создание позитивного настроения;
  • повысить групповую сплоченность и межличностную эмпатию;
  • повышение уверенности в себе и своих силах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deputatova_nv_trening_mudry.docx161.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Костровская  средняя общеобразовательная школа»

дошкольное отделение

Тренинг

 для воспитателей и педагогов ДОУ  

с целью профилактики профессиональной деформации

« МУДРЫ – ДРЕВНИЙ СПОСОБ ПОМОЧЬ СЕБЕ»

в рамках проекта РМО педагогов-психологов

 Истринского муниципального округа «Я+ТЫ=МЫ»

Подготовила:

Педагог-психолог

Депутатова Н.В

9 февраля  2023г

Тренинг

«Профилактика профессиональной деформации педагога»

https://yoga-in-greece.ru/wp-content/uploads/a/0/3/a03997e484bf9dbafac819200ede468f.jpeg

Составил: педагог-психолог Депутатова Н.В.

Тренинг «Профилактика профессиональной деформации педагога»

Цель: повышение эффективности работы педагогов учреждения через профилактику эмоционального выгорания и деформации личности.

Задачи:

  • Снизить уровень эмоционального напряжения;
  • содействовать активизации личностных ресурсных состояний;
  • сформировать установку на сохранение и укрепление психического здоровья;
  • создание позитивного настроения;
  • повысить групповую сплоченность и межличностную эмпатию;
  • повышение уверенности в себе и своих силах.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.

Добрый день дорогие коллеги.

 Я рада, что мы нашли с вами время для нашей встречи. Попробуем сегодня с вами расслабиться, отдохнуть, поиграть, и самое главное, что-то сделать с целью профилактики эмоционального выгорания и профессиональной деформации.

Профессиональная деформация личности -  означает изменения личностных черт, которые происходят во время выполнения профессиональных обязанностей, и проявляется в профессиональной манере и образе жизни. Самое большое влияние профессиональная деформация оказывает на личностные особенности представителей тех профессий, работа которых связана с людьми, в том числе психологи и педагоги.

Среди  педагогов,  бытует выражение «педагог - это не профессия, а образ жизни». Чаще всего это означает, что не только на работе, но и дома преподаватель остается педагогом, то есть, оценивает, поучает, наставляет всех домашних и родных. И это верный симптом того, что в психологии называется "профессиональной деформацией личности".

Причины:

  • высокая степень ответственности за результаты профессиональной деятельности;                
  •  боязнь ошибок и неудач;                 
  • перегрузки, частое возникновение непредвиденных ситуаций;
  • увеличение объема информации, которую необходимо усваивать;
  • трудности в семье, вызванные профессиональной деятельностью;
  • сужение профессиональных интересов до узкой области специализации;
  • аддикция (навязчивая потребность в работе);
  • высокий темп жизни;
  • постоянное стремление к конкуренции;
  • дефицит времени, участие в разнообразных видах общественной деятельности; 
  • неспособность к релаксации.

Хочу вам прочитать одну интересную притчу:

“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая? ” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.

Эту притчу я взяла не случайно. Ведь в  наших руках возможность создать  такую атмосферу, в которой вы будете чувствовать себя комфортно.

ИГРА-ПРИВЕТСТВИЕ «Наше  дерево»

Психолог: (показывает рисунок дерева с листочками по количеству участников тренинга)

 Обратите внимание на наше одинокое бесцветное  дерево.

Я предлагаю вам сейчас послушать легкую музыку мечтаний, закрыть глаза и мысленно разукрасить дерево. Но прошу вас учесть, что на палитре наших красок мечтаний, только три краски: желтый, красный, зеленый.

(после, психолог передает рисунок участникам, они закрашивают свой листочек на дереве выбранным цветом).

Давайте посмотри на наше дерево.

Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии.

Тех, кто выбрал красный - желают общаться.

Желтый - проявят активность.

Мини-лекция

Красота дерева зависит от вас, от ваших стремлений и ожиданий. Все в наших руках! Именно в наших руках есть возможность избежать профессионально-эмоционального выгорания и деформации, которые ведут к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Главное вовремя понять, когда вас начинает одолевать синдром профессионального выгорания, хитро подкрадываясь к вам  поэтапными стадиями. Своего врага надо знать в лицо:

Первая стадия:

Начинается приглушение эмоций: специалист как бы замечает: вроде все пока нормально, но скучно и пусто на душе; 

Исчезают положительные эмоции;

Возникает состояние тревожности, неудовлетворенности.

Вторая стадия:

Возникают недоразумения с воспитанниками, родителями, коллегами;

Неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии коллег или воспитанников, вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения.

Третья стадия:

Притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к жизни "упрощается", человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни.

Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям - гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости.

Мы с вами проводим  большую часть своей жизни на работе, так что нет ничего удивительного в том, что наша профессиональная сфера и повседневные задачи влияют на нашу психику и ум. Этот процесс называется профессиональной деформацией и известен негативным влиянием на эффективность работы и личного развития.
Попрошу вас сейчас пройти мини тест, возможно, он поможет вам заметить у себя определенную степень деформации ваших жизненных позиций, и вы сможете самостоятельно поработать над собой
(участники заполняют предложенный тест, в конце психолог объявляет значении. Участник индивидуально видит свои значения теста).

Столбец№1 – невротичный альтруизм

Столбец№2 -  здоровый эгоизм

Столбец№3 - нарциссизм

Неправильно распределенная энергия и неумение вовремя выходить из ролей, сдерживание негативных эмоций приводит к психосоматическим проявлениям.

Для хорошего самочувствия и восстановления жизненных сил физических, нервно-психических, духовных, педагогу приходится тратить много времени.

И сегодня, мы за короткое время попытаемся помочь себе в восстановлении.

Практическая часть.

 Упражнение «Поза Наполеона» - 5 мин

Участникам показывается три движения: руки скрещены на груди, руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки. По команде ведущего: «Раз, два, три! », каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится).

Комментарий психолога: (говорится сразу, если большинство участников показали ладони, если таких меньшинство, то психолог периодически повторяет это упражнение, и только по результату комментирует значение заданных движений.

- Это упражнение показывает, насколько вы готовы к работе. Если большинство показали ладони, значит, они готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают агрессивность, поза Наполеона – некоторую закрытость или нежелание работать.

Психолог:  приглашаю вас принять участие в звуковой гимнастике.

Упражнение «Звуковая гимнастика» - 5 мин

Упражнение выполняется  в состоянии: расслабленное, спокойное. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.

Припеваем следующие звуки:

А – воздействует благотворно на весь организм;

Е – воздействует на щитовидную железу;

И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;

О – воздействует на сердце, легкие;

У – воздействует на органы, расположенные в области живота;

Я – воздействует на работу всего организма;

М - воздействует на работу всего организма;

Х – помогает очищению организма;

ХА – помогает повысить настроение.

Упражнение-разминка для настроения  «Я беру с собой в поход».

Ведущий называет предмет на первую букву своего имени. Например, Меня зовут Елена, я беру с собой в поход еду (ежа и т.д.)

Упражнение МУДРЫ - древний способ помочь себе

Мудра - это особое положение пальцев рук в соответствии с определенными правилами.

Знания о мудрах идут из глубины веков и всегда использовались в йогических и духовных практиках, как доступный способ исцеления тела, достижения особого состояния сознания и решения проблем психологического и эмоционального характера.

Мудры лучше всего выполнять сидя. Обязательно условие - спина прямая. Вы не должны испытывать никакого напряжения и боли.

По мере освоения практики, продолжительность выполнения мудры увеличивается от трех минут в начале до тридцати минут при получении устойчивых навыков.

Большинство мудр дает немедленный эффект - вы тотчас ощутите прилив сил, ясность ума, умиротворение.

 Мудры, выбранные вами, надо будет выполнять в течение нескольких недель, прежде, чем вы ощутите в себе глубокую перемену, которая и устранит, мучающую вас, проблему.

МУДРА ЗНАНИЯ

Эта мудра одна из наиболее важных. Снимает эмоциональное напряжение, тревогу, беспокойство, меланхолию, печаль, тоску и депрессию. Улучшает мышление, активизирует память, концентрирует потенциальные возможности.

Показания:  бессонница или чрезмерная сонливость, высокое кровяное давление. Эта мудра возрождает нас заново. Многие мыслители, философы, ученые пользовались и пользуются этой мудрой.

Методика исполнения: указательный палец легко соединяется с подушечкой большого пальца. Оставшиеся три пальца выпрямлены (не напряжены).

МУДРА ЖИЗНИ

Выполнение этой мудры выравнивает энергетический потенциал всего организма, способствует усилению его жизненных сил. Повышает работоспособность, дает бодрость, выносливость, улучшает общее самочувствие. 
Показания:  состояние быстрой утомляемости, 6ессилия, нарушение зрения, улучшает остроту зрения, лечение болезни глаз. 
Методика исполнения: подушечки безымянного, мизинца и большого пальцев соединены вместе, а оставшиеся свободно выпрямлены. Выполняется обеими рука одновременно.

МУДРА ЗЕМЛИ

Показания:  ухудшение психофизического состояния организма, состояние психической слабости, стресса. Выполнение этой мудры улучшает объективную оценку собственной личности, доверие к себе, а также осуществляет защиту от негативных внешних энергетических воздействий. 
Методика исполнения: безымянный и большой пальцы соединяются подушечками с небольшим надавливанием. Оставшиеся пальцы выпрямлены. Выполняется обеими руками.

МУДРА ЧЕРЕПАХА

Черепаха - священное животное. По индийской мифологии черепаха помогла богам добыть амриту (священный напиток бессмертия) из океана.
Замыкая все пальцы, мы перекрываем основы всех ручных меридианов. Образуя замкнутый круг, мы, таким образом, предотвращаем утечку энергии. Купол "Черепахи" образует энергетический сгусток, который утилизируется организмом для его нужд. 
Показания:  астения, переутомление, нарушение функции сердечно-сосудистой системы.

Методика исполнения: пальцы правой руки смыкаются с пальцами левой руки. Большие пальцы обеих рук соединены между собой, образуя "голову черепахи"

Следует выполнять мудры дважды в день.

Упражнение-самодиагностика «Я в лучах солнца».

Цель: самохвальство для поднятия самооценки и настроения.

Нарисуйте на листе бумаги круг. В кругу нарисуйте свой портрет схематично. Прорисуйте лучи идущие от этого круга. Получается солнце. Вдоль каждого луча запишите свои добрые дела

После выполнения упражнения психолог подводит итог: Проанализируйте трудно или легко вспомнить то позитивное.  «Если такого рода записи вы будете делать в течение всего дня, то не перестанете удивляться, сколько хорошего, полезного для себя и других совершаете». Можно подсчитать количество лучей на солнце у участников, и определить победителя в номинации «Самое яркое солнце доброты».

Притча о колодце.

Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками — ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.

Тогда хозяин рассудил так: «Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев – засыплю ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю».

Недолго думая, он пригласил своих соседей — все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец.

Однако, очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянули в колодец, он увидел следующую картину — каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца! Так вот…

… Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому, подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца.

Каждая проблема — это камень, который жизнь кидает в вас, но ступая по этим камням, вы можете перейти бурный поток.

Упражнение «Моя аффирмация»

 Цель: создание позитивного настроя, развитие позитивного самовосприятия, закрепление приобретенных навыков позитивного мышления. Материалы и оборудование: карточки с позитивными утверждениями — аффирмациями (см. приложение 2). Инструкция. Предлагаю вам вытянуть карточки с позитивными утверждениями аффирмациями. Если вам какая-то карточка не понравится, можете вытянуть другую, которая вам близка. Участники по очереди тянут карточки и зачитывают их. После завершения упражнения можно спросить, какие у участников ощущения от этого упражнения. Ожидаемый результат: закрепление позитивно го опыта; положительный настрой.

Психолог:

Любите Жизнь. Она прекрасна.
Умейте каждый миг ценить.
Всё в этом мире не напрасно.
И это Счастье – просто Жить.

Спасибо за внимание.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

C:\Users\user\Desktop\49587792_2270047626338695_245682939763884032_n.jpg 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Карточки к упражнению «Моя аффирмация»

 (позитивные утверждения):

 У МЕНЯ МНОГО ДРУЗЕЙ! Я ПОЛЕЗНА И НУЖНА!

Я ЛЮБЛЮ ВСЕХ!

 Я УМЕЮ СЛУШАТЬ!

Я УМЕЮ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ!

 Я ПОЛНА ХОРОШИХ ИДЕЙ!

 У МЕНЯ СКАЗОЧНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ!

Я ОЧЕНЬ УМНАЯ!

У МЕНЯ ВЫДАЮЩИЕСЯ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ!

Я МОГУ СДЕЛАТЬ ВСЕ, К ЧЕМУ ПРИЛОЖУ МОЗГИ!

 Я УВЕРЕНА В СЕБЕ – Я СПРАВЛЮСЬ!

 Я ВЕРЮ В СЕБЯ!

МНЕ ВСЕГДА И ВО ВСЕМ ВЕЗЕТ!

Я ВСЕГДА ОКАЗЫВАЮСЬ В НУЖНОЕ ВРЕМЯ В НУЖНОМ МЕСТЕ!

Я СЧАСТЛИВА!

Я ВСЕГДА ДЕЛАЮ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР!

 СО МНОЙ ВСЕГДА СЛУЧАЕТСЯ ТОЛЬКО ХОРОШЕЕ!

 МНЕ ХОРОШО БЫТЬ С САМОЙ СОБОЮ!

ЛЮДИ РАДЫ ВИДЕТЬ МЕНЯ!

Я ЛЮБЛЮ СВОЮ ЖИЗНЬ, И ОНА ОЧЕНЬ ИТЕРЕСНАЯ!

Я ВСЕГДА СТАРАЮСЬ!

Я УНИКАЛЬНАЯ И ОСОБЕННАЯ!

Я ЗДОРОВАЯ И СИЛЬНАЯ!

 Я САМАЯ ОБАЯТЕЛЬНАЯ И ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ!

МОИ МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ!

Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ И СВОЮ РАБОТУ!

Я ТАЛАНТЛИВАЯ И СПОСОБНАЯ!

Литература:

Логинова А. В. Профессиональная деформация личности педагога и пути ее преодоления // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1750-1752. — URL https://moluch.ru/archive/91/19881/ 

Семенова Е.А. Профилактика профессионального выгорания педагогов.

Справочник педагога – психолога 1, 2013. «Работа с синдромом эмоционального выгорания педагогов», ст. 53.

Справочник педагога – психолога 4, 2015. «Повышение самооценки педагогов и улучшение психологического климата в коллективе ДОУ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

(Психологическая профилактика профессиональной деформации педагога)

Проект «Психологическая профилактика профессиональной деформации педагога», направлен создание психологической помощи по профилактике и коррекции деформаций педагогического общения, в течении 3-х меся...

План самообразования педагога-психолога на тему: Профилактика профессионального выгорания педагогов

Цель: повысить уровень собственной компетентности в работе с педагогами по профилактике эмоционального выгорания. Задачи: 1. Проанализировать психологическую, методическую литературу по данной теме. И...

Презентация "МУДРЫ - древний способ помочь себе"

Мудра - это особое положение пальцев рук в соответствии с определенными правилами.Знания о мудрах идут из глубины веков и всегда использовались в йогических и духовных практиках, как доступный способ ...

Основные направления профилактики профессиональных деформаций педагога.

Основные направления профилактики профессиональных деформаций педагога. Комплексная профилактика и коррекция процесса профессиональной деформации личности педагога включает 4 уровня:телесный (зан...

Тренинг для воспитателей и педагогов ДОУ с целью сплоченности и благоприятного психологического климата в коллективе «Аура коллектива»

АктуальностьГрупповая сплоченность является необходимым условием для создания комфортного микроклимата в коллективе. Групповой сплоченности способствуют: положительное эмоционально...

«Проведение конкурса – Молодой педагог ДОУ» с целью повышения профессиональной компетентности».

Проведение конкурса "Молодой педагог ДОУ" с целью повышения профессиональной компетентности....