Профессиональная деформация педагога
статья ( группа) на тему

Котова Людмила Ивановна

Деформация личности – это изменения, нарушающие ее целостность. Снижающие уровень адаптации и эффективность профессионального функционирования. Освоение профессии неизбежно сопровождается изменениями в структуре личности. Когда с одной стороны, усиление и интенсивное развитие качеств, которые способствуют успешному осуществлению деятельности, а с другой стороны – изменение, подавление или разрушения структур, не участвующих в этом процессе. Если эти профессиональные изменения нарушают целостность личности, снижают ее адаптивность и устойчивость, то их следует рассматривать как профессиональные деформации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профессиональная деформация педагога

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Да и администрация поднимает планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии и т.д.

Увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Такая ситуация приводит к профессиональной деформации педагога, т.е. происходит изменения личности профессионала в профессиональной деятельности.

Деформация личности – это изменения, нарушающие ее целостность. Снижающие уровень адаптации и эффективность профессионального функционирования. Освоение профессии неизбежно сопровождается изменениями в структуре личности. Когда с одной стороны, усиление и интенсивное развитие качеств, которые способствуют успешному осуществлению деятельности, а с другой стороны – изменение, подавление или разрушения структур, не участвующих в этом процессе. Если эти профессиональные изменения нарушают целостность личности, снижают ее адаптивность и устойчивость, то их следует рассматривать как профессиональные деформации.

           Причины профессиональной деформации:

  1. Задержанный родительский инстинкт. Синдром «разоренного гнезда» (в 50 лет).
  2. Стойкость психологических стереотипов. Боязнь поменять коллектив, хотя хорошо: когда человек 1 раз в 3 года что-либо меняет. Приветствуется работа на пол.ставки.
  3. Необходимость общения старого поколения с младшей возрастной группой.
  4. Отсутствие видимых результатов своего труда.
  5. Психологическая незащищенность.
  6. Ненормированный рабочий день (нельзя работать на 2 ставки, выходить в выходные дни и т. д.)
  7. Отсутствие культуры отдыха
  8. Низкая заработная плата
  9. Низкая увлеченность членов семьи (педагог мало уделяет внимания семье)
  10. Влияние педагогического стажа на формирование профессиональной позиции педагога:
  •   Первые пять лет это старт педагогической деятельности, время адаптации выпускника к условиям работы в образовательном учреждении. Положительные стороны: достаточно теоретических знаний, склонен к самоизменениям, открытость новому, сосредоточен на своих возможностях, легко переносит ситуацию оценки его деятельности. Недостатки: недостаточно практических умений, не сформированы профессионально значимые качества личности, не вполне самоопределился в профессиональном плане, часто использует дисциплинарные методы воздействия на детей, в высказываниях преобладают приказы, обращение к детям может быть негативно окрашено, неустойчивость в оценках.
  • От 6 до 10 лет происходит стабилизация профессиональной деятельности, формируется профессиональная позиция. Положительные стороны: расширение и совершенствование методов обучения и воспитания, повышается значимость профессиональной деятельности, уменьшается количество конфликтов, связанных с потребностью педагога самоутвердиться в глазах коллег и детей. Недостатки: появляются первые признаки деформации личности.
  • С 11 до 15 лет педагоги начинают переживать «педагогический кризис», осознание противоречий между имеющимися возможностями и желанием профессиональных изменений. Положительные стороны: проявляют большой интерес к воспитанникам, умеют наладить конструктивные взаимоотношения с детьми, реже, чем молодые используют требования, угрозы и наказания. Недостатки: возможен стереотипный взгляд на профессиональную деятельность
  • От 16 до 20 лет происходит кризис самосознания, между реальным каким я себя представляю, и я идеальным, каким бы я хотел быть. Положительные стороны: увлеченность своим делом, наиболее высокая оценка уровня сформированости профессионально значимых качеств, имеют возможность посвятить себя профессии, так как их дети становятся самостоятельными, достигается определенная стабильность в социально-экономическом плане. Недостатки: может возникнуть снижение профессионализма, формируются защитные механизмы, не всегда готов для контакта с психологом, болезненно воспринимает аттестацию, видя в ней желание, обнаружить профессиональный ошибки, возникновение психологической болезни «синдрома сгорания», невосприимчивость к новому, нарушение отношений партнерства с воспитанниками, психоэмоциональное перенапряжение.
  • От 21 до 25 лет - характеризуется сформированностью профессионально значимых качеств педагога. Положительные стоны: расцвет профессионализма, наибольшая увлеченность работой. Недостатки: критичность и настороженность во взаимодействии с другими специалистами, возникновение синдрома эмоционального сгорания, невосприимчивость к новому, нарушение взаимоотношений с коллегами и детьми.

         У педагогов высокий процент разводов, больше всего незамужних женщин. При достижении определенного уровня напряжения организм начинает защищать себя, это и проявляется разнообразными симптомами эмоционального выгорания. К ним относятся:

  1. Депрессивное расстройство

Признаки депрессии:

а) сниженное настроение свыше 14 дней

б) отсутствие интереса и удовольствий

в) хроническая усталость

Дополнительные

а) тревога (постоянная тревога за результат труда)

б) нарушение аппетита (чаще в сторону повышения)

в) познавательное расстройство, снижение памяти и интеллекта.

г) снижение сексуального влечения (не хочется!)

  1. Нарушение сна, как засыпания, ночные кошмары, сложности пробуждения. Пищевые расстройства – гастропотология, диарея, запоры, злоупотребление отдельными видами продуктов.
  2. Различные зависимости (алкоголь протекает в скрытой форме)

- наркоманов – нет

- повышенная религиозность

- дачная зависимость

- новая форма зависимости – виртуальная (ЧАТ, интернет, телевизор).

- созависимость (зависимость от других людей)

  1. Личностные изменения:

а) комплекс «всегда учитель»

б) перфекционизм (всегда делать все хорошо)

в) обеднение профессионального репертуара ( с трудом можно получить новую  работу)

г) повышенная эмоциональная черствость.

  1. Повышенная эмоциональная чувствительность (ходит по трудным детям)
  2. Утрата интереса к профессиональной деятельности и ее стереотизация
  3. Уход в болезнь. Педагоги часто и много болеют от нервов

       Пути профилактики профессиональной деформации педагога лежат в позитивном и ответственном отношении не только к своей профессии, но и к себе, к собственной жизни.

       Можно дать несколько рекомендаций профилактического характера для снятия синдрома выгорания педагога:

- Оценить ситуацию: как изменилось за последнее время отношение к работе, если мысль о ней вызывает раздражение и усталость, пора приминать меры. И не прячьтесь от реальности «Да ничего, просто переутомилась».

- Создать себе комфортные условия работы. Даже милые пустячки, фото на столе, несколько сувениров от близких людей и т.д., помогут избавиться от формализма свойственного многим учреждениям.

- «Уйти в отключку» т.е. давать себе возможность расслабиться. Эмоционально раскрепоститься, сделать себе что-нибудь приятное. Существует много таких техник и способов – важно подобрать для себя комплекс.

- Уходя с работы, стараться не оставлять дела в хаотическом беспорядке когда утром вы придете на работу, это снова погрузит вас в состояние дискомфорта.

- Разговаривать с людьми по пустякам – возможность просто поболтать на отвлеченные темы и непосредственно обеда, а не для подготовки к следующему занятию.

- Избавиться от боязни ошибаться – достичь полного совершенства все равно не получиться, а пробовать разные варианты необходимо. Задайте себе вопрос: что будет, если я сделаю ошибку, - случится мировая катастрофа?

- Стать заменимыми, пусть начальник заблаговременно готовит тех, кто при необходимости сможет на достойном уровне выполнить эту же работу, надо избавиться от иллюзии, что без вас процесс остановиться. Сочетание ответственности с незаменимостью – путь к выгоранию

- Готовить пути отступления: как только период влюбленности в очередную работу проходит, следует подумать, о потенциальной перемене, хотя бы для того, чтобы избавиться от ощущения мышеловки.

- Синдром выгорания хорош тем, что дает повод задуматься на своем ли ты месте, не затормозилась ли твоя жизнь?

           А можно использовать советы зарубежных психологов, в основном предназначенные представительницам прекрасной половины:

  • Старайтесь смотреть на вещи оптимистично
  • Найдите время, чтобы побыть наедине с собой
  • Не позволяйте окружающим, требовать от вас слишком много
  • Не старайтесь делать то, что вам на самом деле неприятно
  • Не оказывайте слишком большое давление на своих детей
  • Старайтесь реже говорить «Я этого не могу сделать»
  • Используйте возможность выступить с речью
  • Следите за фигурой
  • Маленькие радости в ваших руках

            Подведем итоги. При проявлении первых признаков профессиональных деформаций и «выгорания» бывает достаточно самопомощи, изучения соответствующей литературы, поддержки близких и грамотных людей. Но предупредить болезнь – всегда легче, чем ее потом лечить! Необходимо проверять себя по тестам, регулярно, хотя бы раз в год проходить психологический тренинг – личностный или профессиональный.

           Профессиональных деформаций и «выгорания» можно избежать, но это требует каждодневных целенаправленных усилий.

           Каждое утро начинай с девиза «Научи себя быть счастливой!»