Консультация для педагогов ДОУ «Методические рекомендации по организации уголка познавательно – исследовательской деятельности в детском саду»
консультация
Консультация для педагогов ДОУ «Методические рекомендации по организации уголка познавательно – исследовательской деятельности в детском саду»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kosultatsiya_po_ugolku_poznavatelno-issledovatelskoy_deyatelnosti.docx | 38.34 КБ |
Предварительный просмотр:
«Методические рекомендации
по организации уголка познавательно – исследовательской деятельности в детском саду»
Подготовила:
старший воспитатель
Богданова С.С.
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.
Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.
Задачи уголка экспериментирования
• развитие первичных естественнонаучных представлений,
• наблюдательности,
• любознательности,
• активности,
• мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение);
• формирование умений комплексно обследовать предмет
Требования при оборудовании уголка экспериментирования в группе
• безопасность для жизни и здоровья детей;
• достаточность;
• доступность расположения
В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:
1)место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. (экспонаты, редкие предметы: раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.)
2) место для приборов
3) место для хранения материалов (природного, бросового и т.п.)
4) место для проведения опытов
5) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)
Уголок экспериментирования делится на следующие компоненты
• Компонент дидактический
• Компонент оборудования
• Компонент стимулирующий
Дидактический компонент
• Познавательные книги
• Атласы
• Тематические альбомы
• Серии картин с изображением природных сообществ
• Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов
Для организации самостоятельной детской деятельности могут быть разработаны:
• алгоритмы выполнения опытов
•карточки-схемы проведения экспериментов, опытов. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.
• Правила поведения в уголке экспериментирования
Компонент оборудования
• микроскоп, лупы, увеличительные стекла
• весы, безмен
• песочные, механические часы,
• компас,
• магниты;
• портновский метр, линейки, треугольник т. д.
Компонент стимулирующий
• разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика) разной конфигурации и объема;
• сита, воронки разного размера и материала;
•природный материал: камешки, глина, песок, ракушки,
• шишки, перья, мох, листья и др. ;
•утилизированный материал: проволока, кусочки кожи,
• меха, ткани, пластмассы, пробки и др. ;
•технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др. ;
•разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др. ;
•красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски);
•медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки мензурки, резиновые груши и др. ;
•прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, и др.
Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта. Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для детей, поэтому в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить.
Содержание уголка познавательно-исследовательской деятельности
в младшей группе:
- Книги познавательного характера для младшего возраста;
- Тематические альбомы;
- Лабораторный материал:
- резиновые и пластмассовые игрушки для игр с водой;
- различные емкости для воды (пластмассовые тазики, ковшики, воронки, ситечки для переливания);
- разноцветные пробки, шарики, сачки для вылавливания.
- Материал для игр с мыльной пеной, мыльные пузыри;
- Материал для игр с песком:
- разноцветный песок;
- формочки разной формы, разного цвета и прозрачные;
- ситечко для просеивания.
- Материал для игр со снегом, льдом:
- формочки для льда;
- пищевые и непищевые красители (гуашь, краски акварельные).
- Материал для знакомства с бумагой: нарезанная бумага разной плотности (обычная, картон и др., кроме фольги, разного цвета;
- Зеркальце для игр с «солнечным зайчиком»;
- Семена фасоли, гороха, бобов, мерные ложечки;
- Некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука);
- Простейшие приборы: лупы, очки с цветными стеклами;
- Ящик «ощущений», «чудесный мешочек»;
- Душистые коробочки (контейнеры от киндер-сюрпризов с отверстиями и различными наполнителями);
- Шумящие коробочки (с наполнителями, издающими различные звуки);
- Вертушки для игр с ветром;
- Сувениры покупные, имитирующие движение жидкости в сосуде;
- Природный материал (все крупное, семена, гербарий осенних листьев);
- Бросовый материал (веревочки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки).
в средней группе
- Книги познавательного характера для среднего возраста;
- Тематические альбомы;
- Коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции «Подарки весны (лета, осени, зимы)», «Ткани», «Бумага», «Пуговицы»;
- Мини – музеи («Камни», «Чудеса из стекла» и др.);
- Лабораторный материал:
- резиновые и пластмассовые игрушки для игр с водой;
- различные емкости для воды (пластмассовые тазики, ковшики, воронки, ситечки для переливания);
- разноцветные пробки, шарики, сачки для вылавливания.
- Материал для игр с мыльной пеной, мыльные пузыри;
- Материал для изучения почвы (земля, песок, глина, мел);
- Материал для игр с песком:
- разноцветный песок;
- формочки разной формы, разного цвета и прозрачные;
- ситечко для просеивания.
- Материал для игр со снегом, льдом:
- формочки для льда;
- пищевые и непищевые красители (гуашь, краски акварельные).
- Материал для знакомства с бумагой: нарезанная бумага разной плотности (обычная, картон и др., кроме фольги), разного цвета;
- Зеркальце для игр с «солнечным зайчиком»;
- Семена фасоли, гороха, бобов, мерные ложечки;
- Некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука);
- Простейшие приборы: лупы, очки с цветными стеклами, фонарик для игр со светом;
- Приборы для измерений (термометр для воды, весы со стрелочкой и чашами);
- Ящик «ощущений», «чудесный мешочек»;
- Душистые коробочки (контейнеры от киндер-сюрпризов с отверстиями и различными наполнителями);
- Шумящие коробочки (с наполнителями, издающими различные звуки);
- Вертушки для игр с ветром;
- Сувениры покупные, имитирующие движение жидкости в сосуде;
- Природный материал (шишки, желуди, ракушки, камушки, семена, гербарий осенних листьев);
- Бросовый материал (веревочки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки).
в старшей группе
- Книги познавательного характера для старшего возраста, атласы;
- Карточки – подсказки «Что можно, что нельзя»;
- Серии картин с изображением природных сообществ;
- Тематические альбомы;
- Коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции «Подарки весны (лета, осени, зимы)», «Ткани», «Бумага», «Пуговицы»;
- Мини – музеи («Изделия из камня» и др.);
- Лабораторный материал:
- резиновые и пластмассовые игрушки для игр с водой;
- различные емкости для воды (пластмассовые тазики, ковшики, воронки, ситечки для переливания);
- ступки, пестики для растирания веществ;
- разноцветные пробки, шарики, сачки для вылавливания.
- Материал для игр с мыльной пеной, мыльные пузыри;
- Материал для изучения почвы (земля, песок, глина, мел);
- Материал для игр с песком:
- разноцветный песок;
- формочки разной формы, разного цвета и прозрачные;
- ситечко для просеивания.
- Материал для игр со снегом, льдом:
- формочки для льда;
- пищевые и непищевые красители (гуашь, краски акварельные).
- Материал для знакомства с бумагой: нарезанная бумага разной плотности (обычная, картон и др., фольга, разного цвета;
- Зеркала разного размера для игр с «солнечным зайчиком»;
- Семена фасоли, гороха, бобов, мерные ложечки;
- Некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука);
- Простейшие приборы: лупы, фонарик для игр со светом, магниты, бинокль, песочные часы;
- Различные часы (песочные, механические);
- Приборы для измерений (термометр для воды, воздуха, весы со стрелочкой и чашами, весы - безмен);
- Ящик «ощущений», «чудесный мешочек»;
- Душистые коробочки (контейнеры от киндер-сюрпризов с отверстиями и различными наполнителями);
- Шумящие коробочки (с наполнителями, издающими различные звуки);
- Вертушки для игр с ветром;
- Сувениры покупные, имитирующие движение жидкости в сосуде;
- Природный материал (шишки, желуди, ракушки, камушки, семена, гербарий осенних листьев, кора деревьев, опилки, стружка разных пород деревьев, перья птиц, мох);
- Бросовый материал (проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки).
- Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и др. ;
- Медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл;
- Клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпочки.
в подготовительной к школе группе
- Книги познавательного характера для старшего возраста, атласы;
- Картотека опытов;
- Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;
- Блокноты для фиксации результатов опытов;
- Карточки – подсказки «Что можно, что нельзя»;
- Серии картин с изображением природных сообществ;
- Тематические альбомы;
- Коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции «Подарки весны (лета, осени, зимы)», «Ткани», «Бумага», «Пуговицы»;
- Мини – музеи («Изделия из камня», «Часы бывают разные», «Магниты» и др.);
- Лабораторный материал:
- резиновые и пластмассовые игрушки для игр с водой;
- различные емкости для воды (пластмассовые тазики, ковшики, воронки, ситечки для переливания);
- ступки, пестики для растирания веществ;
- разноцветные пробки, шарики, сачки для вылавливания.
- Материал для игр с мыльной пеной, мыльные пузыри;
- Материал для изучения почвы (земля, песок, глина, мел);
- Материал для игр с песком:
- разноцветный песок;
- формочки разной формы, разного цвета и прозрачные;
- ситечко для просеивания.
Материал для игр со снегом, льдом:
- формочки для льда;
- пищевые и непищевые красители (гуашь, краски акварельные).
Материал для знакомства с бумагой: нарезанная бумага разной плотности (обычная, картон и др., фольга, копировальная бумага, разного цвета;
- Зеркала разного размера для игр с «солнечным зайчиком»;
- Семена фасоли, гороха, бобов, мерные ложечки;
- Некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука);
- Простейшие приборы: лупы, фонарик для игр со светом, магниты, бинокль, песочные часы;
- Различные часы (песочные, механические);
- Приборы для измерений (термометр для воды, воздуха, весы со стрелочкой и чашами, весы – безмен, бинокль, компас, микроскоп, горелка);
- Ящик «ощущений», «чудесный мешочек»;
- Душистые коробочки (контейнеры от киндер-сюрпризов с отверстиями и различными наполнителями);
- Шумящие коробочки (с наполнителями, издающими различные звуки);
- Вертушки для игр с ветром;
- Сувениры покупные, имитирующие движение жидкости в сосуде;
- Природный материал (шишки, желуди, ракушки, камушки, семена, гербарий осенних листьев, кора деревьев, опилки, стружка разных пород деревьев, перья птиц, мох);
- Бросовый материал (проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки).
- Печатки из пробок, поролона, свечи;
- Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и др. ;
- Медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл;
- Клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпочки.
Задачи познавательно-исследовательской деятельности:
- поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям;
- расширение опыта ориентировки в окружающем;
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений об объектах окружающего мира: о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, причинах и следствиях и др.)
Познавательно-исследовательскаядеятельность (экспериментирование) может быть организовано в трёх основных формах: занятие, совместная деятельность педагога и воспитанника, а также самостоятельная деятельность детей. Проблемные ситуации, эвристические задачи, экспериментирование могут быть также частью, отдельным этапом любого другого занятия с детьми (по математике, по развитию речи, по конструированию и пр., ориентированного на разные виды детской деятельности (музыкальной, изобразительной, естественнонаучной и др.).
Примерный алгоритм подготовки и проведения занятия-экспериментирования.
1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и пр.) по изучению теории вопроса.
2. Определение типа, вида и тематики занятия-экспериментирования.
3. Выбор цели, задач работы с детьми (как правило, это познавательные, развивающие, воспитательные задачи).
4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики мышления.
5. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий (в мини-лаборатории или в познавательном центре).
6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учётом сезона, возраста детей, изучаемой темы.
7. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, коллажи, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и пр.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
Примерная структура занятия-экспериментирования.
1. Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
2.Уточнение правил безопасности в ходе осуществления экспериментирования.
3. Уточнение плана исследования.
4. Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
5.Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих (капитанов, лидеров группы и т.п.), помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.
6. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов ДОУ "Методические рекомендации по организации предметно-развивающей среде детского сада в соответствии с ФГОС ДО"
Консультация для педагогов ДОУ "Методические рекомендации по организации предметно-развивающей среде детского сада в соответствии с ФГОС ДО"...
Методические рекомендации по организации уголка познавательно – исследовательской деятельности в ДОУ
Данный материал предназначен для воспитателей ДОУ. Представляет собой обобщенный материал по организации экспериментальной и познавательно - исследовательской деятельности воспитанников в разных групп...
Тема: "Методические рекомендации по организации уголка уединения в разновозрастных группах детского сада"
Для педагогов...
Методическая разработка для воспитателей средней группы "Организация познавательно-исследовательской деятельности в детском саду"
Дети очень любознательны. В любом возрасте они познают мир,им интересно как все устроено. Познавательно-исследовательская деятельность поможет развивать ребенка,сделать его кругозор шире,увлекательнее...
15.01.19.Методические рекомендации по теме: «Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду».
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со сред...
Методические рекомендации по организации уголка познавательно – исследовательской деятельности в ДОУ
Методические рекомендации по организации уголка познавательно – исследовательской деятельности в ДОУ...
консультация для воспитателей «Организация предметной среды для познавательно-исследовательской деятельности в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»
laquo;Предметно развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребёнка, содержание его духовного и физического развития, это единство социальных и предметных средств»....