Школа молодого педагога. План-модель НОД
учебно-методический материал
Школа молодого педагога. План-модель НОД
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Школа молодого педагога. План-модель НОД | 512.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Школа молодого педагога. План-модель НОД
Воспитатели должны организовывать непрерывную образовательную деятельность (НОД) в соответствии с требованиями ФГОС ДО – в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми. Предлагаем использовать в работе план-модель НОД. Он дает представление об идее и логике образовательной деятельности, отражает последовательность действий и диалога с детьми
В плане нет познавательного материала, стихотворений, загадок, игр. Их воспитатель берет из картотек и книг. Такой план воспитателю легко удержать в памяти. План-модель универсален – его может использовать другой воспитатель: взять идею и развить ее по своему усмотрению.
План-модель имеет рамочный характер, поэтому он описывает только основные элементы НОД.
Шаблон плана-модели НОД
Цель НОД должна быть актуальной. Например, воспитатель организует исследовательскую деятельность с целью расширения представлений детей об объекте или явлении. Но у дошкольников не получается работать совместно: они конфликтуют, не могут договориться. Какой вывод можно сделать? На данном этапе актуальнее в этой конкретной группе сформировать навыки бесконфликтного общения. То есть цель НОД – организовать ситуацию, в которой у детей формируются навыки бесконфликтного общения.
Цель должна быть конкретной. Цель должна быть измеримой. Воспитатель не сможет «измерить» достижение 4–5 целей, когда проводит педагогическое наблюдение. Например, у какого количества детей наметился прогресс в овладении умением? Какой уровень самостоятельности проявляют дети, выполняя практические задания? Сколько детей из группы следуют правилам? А определить, достигнута ли одна цель, ему под силу.
Цель должна быть достижимой и соотноситься с определенным сроком. Когда воспитатель планирует образовательную деятельность, не нужно ставить стратегические цели. Например, нельзя за 20 минут развить в детях познавательный интерес, но можно создать для этого условия, организовать образовательную ситуацию для развития познавательного интереса. В последующем анализе воспитатель сможет перечислить эти условия и подтвердить, что цель НОД достигнута.
Главный принцип системы планирования – следовать от стратегических целей (целевых ориентиров) к тактическим, от годовых целей к целям на месяц, неделю, конкретным целям и задачам каждой образовательной деятельности.
Задачи НОД должны отражать те шаги, которые планирует предпринять педагог, чтобы достичь поставленной цели. Если цели и задачи обозначены правильно, они могут дать общее представление о планируемой НОД.
Мотивация. Организация мотивационного этапа также вызывает у воспитателей затруднения. Об этом можно судить по тому, как однообразны приемы, которые они используют в конспектах.
Педагоги, которые работают с детьми дошкольного возраста, должны изучать методическую литературу, опыт коллег, применять творческий подход к процессу, чтобы вызывать у воспитанников живой отклик, неподдельную заинтересованность, увлечь их различными видами деятельности. Сложно каждый раз придумывать эффектное, мотивирующее и мобилизующее начало, но стремиться к этому нужно. Произвольное внимание в дошкольном возрасте только формируется, и воспитателю нужно постараться, чтобы мотивом участия детей в НОД был их непосредственный интерес, а не указание взрослого.
Для этого необходимо постоянно пополнять копилку мотивационных приемов. Для каждого приема можно придумать условное краткое название, чтобы в плане его подробно не описывать.
Ключевые вопросы. Ключевые вопросы придают общую логику НОД. Это несколько связанных между собой вопросов, которые побуждают детей к продуктивному диалогу. Их количество – 4–5, иногда больше. Они заставляют думать, рассуждать, действовать и в итоге приводят к результату.
Формулировки ключевых вопросов должны быть краткими, четкими и понятными. В ходе НОД, если дети не уловили сразу суть вопроса, лучше повторить его несколько раз, обращаясь непосредственно к отдельным воспитанникам, а не переформулировать каждый раз вопрос, запутывая детей. Просто нужно дать им время подумать.
Совместная работа. На данном этапе, как и на следующем, воспитатель предусматривает ситуацию выбора материалов, вида активности, партнера по деятельности и общению. Даже если он предоставляет ребенку не широкий выбор, а всего лишь два варианта, это позволит дошкольнику самостоятельно принять решение.
Самостоятельная работа детей. Данный этап можно не отражать в плане, если воспитатель не предполагает самостоятельную работу.
Рефлексия – последний и обязательный этап НОД. Формировать рефлексивные навыки как показатели личностного роста детей – важная задача воспитателя. В конце образовательной деятельности можно и нужно обсуждать:
- результат – соответствует ли он цели, ожиданиям в начале НОД (он может быть коллективный (У нас получилось?) и индивидуальный (У тебя получилось?);
- моменты, которые требуют коррекции (Что хотели бы исправить?);
- содержание (Что узнали? О чем расскажете дома?);
- способы, последовательность деятельности (Как достигли результата?)
- взаимодействие в ходе деятельности: внимание к интересам других, взаимовыручка;
- отношение к происходящему, эмоциональный фон (с каким настроением работали?);
- перспективы деятельности (Что еще можно сделать? Что хотели бы еще сделать? Узнать? Какой способ выбрали бы в следующий раз?).
Примеры плана-модели НОД
Тема: «Всякий труд почетен»
Возрастная группа: старшая.
Цель: воспитывать у детей уважение к людям, которые работают в детском саду, и их труду.
Задачи:
- уточнить представления детей о профессиях сотрудников детского сада;
- обратить внимание на особенности этих профессий, показать, чем они интересны;
- создать ситуацию, в которой дети проявят доброжелательность, выразят благодарность и уважение по отношению к сотрудникам детского сада;
- подвести к выводу о том, что все профессии важны.
Приложение 2
Тема: «Зачем зайцу длинные уши?»
Возрастная группа: подготовительная
Цели:формировать у детей умение задавать вопросы в познавательных целях и экспериментальным путем находить на них ответы;расширять представления детей об окружающем мире;развивать исследовательские навыки.
Задачи:
- продолжить работу со схемами-пиктограммами для формулирования вопросов и оформления выводов;
- провести опыты, которые продемонстрируют функции заячьего уха;
- зафиксировать в листе наблюдения, как формируется у воспитанников группы умение задавать вопросы в познавательных целях.
Шаблон плана-модели НОД
Тема | |
Группа | |
Цель | |
Задачи | |
Этап НОД | Содержание деятельности |
Мотивация | |
Постановка цели | |
Совместная работа | |
Самостоятельная работа детей | |
Совместная работа | |
Самостоятельная работа детей | |
Рефлексия |
Воспитатель: _________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школа молодого педагога – одна из форм повышения мастерства начинающего педагога
Организация работы заместителя заведующего по воспитательной и методической работе по раскрытию творческого потенциала начинающего педагога...
Организация работы с молодыми педагогами ДОУ «Школа молодого педагога»
Особенностью труда молодых педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же функции и несут ту же ответственность, что и опытные педагоги, а администрация, родители, воспитатели ожидают...
Мероприятия школы молодого педагога и и клуба успешного педагога
Тренинги, мастер-классы, педсоветы, консультации и многое другое для воспитателей....
Дистанционное обучение. Школа молодого педагога. Семинар - практикум для педагогов "Общение воспитателя с родителями своих воспитанников"
Этот семинар-практикум о взаимоотношениях между воспитателями и родителями воспитанников.Как построить хорошие, доброжелательные, основанные на сотрудничестве и взаимовыручке, отношения....
«Формы работы с родителями». Консультация для молодых педагогов ДОУ. «Школа молодого педагога».
Детский сад - первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Совместная...
«Школа молодого педагога» - одна из форм повышения профессиональной компетенции молодого воспитателя
Всем нам известно, что с каждым годом повышаются требования к личностному и профессиональному развитию педагога, поэтому еще существеннее стала значимость начального этапа вхождения молодого воспитате...
Консультация для молодых педагогов ДОУ. «Формы работы с родителями». «Школа молодого педагога».
Детский сад и семья - два важных института социализации детей. У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общитель...