разработка педагогического совета
методическая разработка
«Инновационная деятельность как условие формирования профессиональной компетентности педагогов в ДОУ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_sovet.docx | 30.02 КБ |
Предварительный просмотр:
«Инновационная деятельность как условие формирования профессиональной компетентности педагогов в ДОУ»
ЦЕЛЬ: способствовать формированию мотивации членов педагогического коллектива на использование инноваций в ДОУ
ЗАДАЧИ:
1. Рассмотреть основные теоретические понятия, связанные с профессиональной компетентностью педагога (на основе нормативно-правовых документов).
2. Изучить понятия «Знания, умения, способности» для работы в режиме инновационной деятельности.
3. Проанализировать условия, необходимые для создания в ДОУ успешной инновационной деятельности.
Ход педсовета
Будущее России, наши успехи зависят от образования.
Путь развития к 2020 году определён – это инновации.
В.В.Путин
"...надо предпочесть того педагога, который идет новыми путями. Каждое слово его, каждый поступок его несет на себе печать незабываемой новизны. Это отличие создает зовущую мысль. Не подражатель, не толкователь, но мощный каменщик новых руд. Нужно принять за основания зов новизны"
Л. С. Выготский
Ведущий:
Добрый день, уважаемые коллеги.
За последние годы произошли кардинальные изменения в дошкольном образовании, это связано со вступлением в силу нового ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. №273-ФЗ, введением ФГОС дошкольного образования с 1 января 2015 года. Какие же именно перемены произошли? Давайте попробуем назвать.
1) Дошкольное образование – первая ступень общего образования;
2) Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;
3) Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
4) Сотрудничество с семьей;
5) Поддержка инициативы детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
6) Индивидуализация образования;
7) Образовательная программа – основной нормативный документ, при реализации которой должны соблюдаться требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям, а также к развивающей предметно-пространственной среде.
С введением вышеперечисленных нормативных документов возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования. Движущей силой развития дошкольной организации становится творческий потенциал педагогов: их профессиональный рост, отношение к работе, способности выявить потенциальные возможности своих воспитанников.
Постоянный творческий поиск, освоение новых педагогических и информационных технологий - все это условия поступательного развития образования, в основе которого, безусловно, лежит инновационный процесс.
Практически все педагоги видят в данном понятии две основные составляющие: это что-то новое по сравнению с предыдущим, и это новое направлено на повышение качества воспитания и образования. В целом суть определения обозначена достаточно верно. В современном понимании инновация - это «проявление новых форм или элементов чего-либо, а также вновь образовавшаяся форма, элемент». Синонимом инновации является понятие «новшество».
Под готовностью педагога к инновационной деятельности принято понимать сформированность необходимых для этой деятельности личностных (большая работоспособность, умение выдерживать действие сильных раздражителей, высокий эмоциональный статус, готовность к творчеству) и специальных качеств (знание новых технологий, овладение новыми методами обучения и воспитания, умение разрабатывать проекты, умение анализировать и выявлять причины недостатков).
К инновационным формам методической работы относятся так называемые деловые игры, мозговые атаки, инициативные творческие микро группы педагогов, а также по – новому проводимые обучающие семинары на основе открытых занятий, мо воспитателей, педсоветы и другие методические мероприятия.
Инновационная деятельность руководителя состоит в том, чтобы познавать и выявлять закономерности, прогрессивные тенденции в инновационном воспитательном и образовательном процессе, направлять (планировать, организовывать) данный процесс в соответствии с этими тенденциями, учетом объективных возможностей педагогов, уровня их профессиональной и методической компетентности, готовности осваивать, внедрять и разрабатывать инновации, востребованные современной образовательной практикой.
Инновационная деятельность воспитателя состоит в том, чтобы начать освоение нововведений развивающего характера, внедрять новые формы, методы, методики, средства, технологии, программы в воспитательно-образовательный процесс. Применять и изучать на практике, использовать свой личный опыт и знания.
Таким образом, инновации - усовершенствованные старые методы и технологии. (Хорошо забытое старое)
Проблемы введения инноваций:
-недостаток ресурсного обеспечения (дидактического, материального, технического, информационного, компьютерного);
-негативное отношение педагогов к инновациям, связанное с устойчивостью стереотипов образовательной деятельности в учреждении;
-неумение работать коллективно в условиях инноваций;
-недостаток знаний в организации и внедрении инновационных процессов;
-недостаточная система стимулирования инновационного педагогического мастерства;
-отсутствие конкретных методик отслеживания результативности инновационного процесса.
-профессиональное выгорание.
Работа в группах
Предлагаем вам поработать в группах и найти ответы на вопросы.
Участники рассажены так, что образуют три полукруга. Каждой группе предлагается вопрос для обсуждения по теме педагогического совета с целью определения стратегии работы педагогического коллектива по развитию инновационных процессов.
1 группа | 2 группа | 3 группа |
Вопрос: Какие знания, умения, способности необходимы педагогу для работы в режиме инновационной деятельности? | Вопрос: Какие условия необходимо создавать в ДОУ для стимулирования развития инноваций? | Вопрос: Какие ключевые проблемы жизнедеятельности дошкольного учреждения помогает решить инновационная деятельность? |
Первая группа "Профессиональная готовность".
Вопрос: Какие знания, умения, способности необходимы педагогу для работы в режиме инновационной деятельности?
Ответ:
1.Мотивационно-творческая направленность личности: любознательность, творческий интерес, стремление к творческим достижениям и к самосовершенствованию, стремление к получению высокой оценки творческой деятельности от администрации.
2.Креативность: не стесняться выражать своё мнение, фантазия, воображение, способность отказаться от стереотипов в педагогической деятельности, преодолеть инерцию мышления, чувствительность к проблемам в педагогической деятельности, критичность мышления, способность к самоанализу, рефлексии, способность к оценочным суждениям.
3.Профессиональные способности педагога: знания методик, технологий и образовательных программ учреждения, правильное и творческое применение знаний в воспитательно-образовательном процессе, владение методами педагогического исследования, способность к созданию авторской концепции, способность к проведению педагогического эксперимента и к коррекции и перестройке деятельности, способность использовать опыт творческой деятельности других педагогов, способность творчески разрешать конфликты, способность к сотрудничеству и взаимопомощи в творческой деятельности.
4.Индивидуальные особенности личности: работоспособность, восприимчивость к новому, высокий инновационный потенциал, решительность, уверенность в себе, ответственное отношение к работе, честность и правдивость, способность к самоорганизации, убеждённость в социальной значимости творческой деятельности, постоянное стремление совершенствовать профессиональные умения и углублять знания об особенностях формирования личности ребёнка, методах и формах работы.
Вторая группа "Условия для успешной инновационной деятельности".
Вопрос: Какие условия необходимо создавать в ДОУ для стимулирования развития инноваций?
Ответ:
1.Высокая информированность участников воспитательно-образовательного процесса о нововведении, что обеспечивает принятие новшества, стимулирует готовность работать с ним.
2.Рациональное определение общих и частных целей, следствием чего является оптимальное сочетание всех уровней управления.
3.Интегрированность идей (преемственность, комплексность): инновация должна быть согласована с целями образовательного учреждения, адекватна его возможностям, оптимальна его потребностям.
4.Реалистичность планов достижения инновационных целей управления; поиск идей и рекомендаций, которые могут быть реализованы.
5.Заинтересованность участников в активном освоении новшества: создание благоприятного психологического климата для стабильной работы, создание атмосферы творчества.
6.Контролируемость инновационных процессов: относительная управляемость необходима как условие полноценной реализации новшества. В противном случае, положительные результаты могут стать отрицательными исходами.
7.Организация ресурсного обеспечения (дидактического, материального, технического, информационного): организация методической помощи и психологической поддержки, материально-техническая база, достаточная для формирования оптимальной предметно-развивающей среды (иллюстративно-справочная и методическая литература, схемы, диски, игрушки и т. д.).
8.Создание сплочённого общностью целей коллектива – дети, педагоги, администрация.
9.Наличие у педагогов личного плана развития.
10.Постоянный анализ успехов и достижений в работе педагогов, создание творческой атмосферы, установление добрых, открытых отношений, при которых снимаются напряжённость и страх быть не понятыми.
Третья группа "Результаты инновационной деятельности".
Вопрос: Какие ключевые проблемы жизнедеятельности дошкольного учреждения помогает решить инновационная деятельность?
Ответ:
1.Участие всех субъектов воспитательно-образовательного процесса в управлении, принятие ими решений по принципиальным вопросам.
2.Продуктивное взаимодействие педагогического и детского сообществ.
3.Результаты деятельности отличаются объективной новизной.
4.Полноценные личностные отношения между участниками.
5.Раскрытие индивидуальности каждого педагога.
6.Повышение профессиональной компетентности педагогов.
7.Оригинальность решения воспитательных задач в условиях реализации инновационных программ, методик и технологий.
8.Повышение качества воспитания и образования, способствование гармоничному и разностороннему формированию личности ребёнка.
Работа в группах.
Выступления от групп. От каждой группы выступает докладчик. Он знакомит членов педагогического совета с результатами обсуждения предложенных вопросов, перечнем мероприятий для преодоления затруднений. Коллектив обсуждает предложения групп.
Ведущий: Спасибо, за полные и исчерпывающие ответы. Мы затронули с вами тему профессиональной компетентности педагога. Профессиональная компетентность включает в себя личностные и профессиональные качества.
Ведущий: На современном этапе развития инновационных технологий, возрастают потребности в специалистах более высокого уровня профессионального мастерства. Профессионализм педагога включает в себя различные компетентности.
Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями воспитателя.
Целью инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов.
При осуществлении инновационной деятельности перед педагогом ДОУ ставятся следующие задачи:
- развитие индивидуальности воспитанников;
- развитие инициативности детей, их самостоятельности, способности к творческому самовыражению;
- повышение любознательности и интереса к исследовательской деятельности;
- стимулирование различных видов активности воспитанников (игровой, познавательной
- т. д.);
- повышение интеллектуального уровня детей;
- развитие креативности и нестандартности мышления.
Важным отличием инновационной деятельности от традиционной является то, что воспитатель выполняет роль не наставника, а соучастника процесса и придерживается положения «не рядом, не над, а вместе». Тем самым ребёнок чувствует больше свободы, что побуждает к большей творческой активности. А также знание даётся воспитаннику не в готовом виде, как раньше, а добывается ребёнком самим в ходе своей исследовательской деятельности.
- инновационным педагогическим технологиям можно отнести:
- здоровьесберегающие;
- технологии проектной и исследовательской деятельности;
- информационно-коммуникационные;
- технологии «портфолио»;
- личностно-ориентированные;
- игровые технологии;
- технологии проблемного обучения и др.
Выступления педагогов по различным видам технологий
Вопрос для всех: «Какие проблемы (трудности) возникают при введении инноваций в нашем детском саду?».
Ответы педагогов.
Ведущий: Инновационная деятельность педагогов в современной системе образования должна стать личностной категорией, неким созидательным процессом и результатом творческой деятельности. Она также предполагает присутствие некоторой степени свободы в действиях соответствующих субъектов.
Основная ценность проводимой педагогом инновационной деятельности заключена в том, что она позволяет сформировать личность, способную на самовыражение и применение своих способностей одновременно с творчеством. Основным результатом при этом явится создание инновационной инфраструктуры, которая обеспечит изучение, устойчивое развитие и дальнейшее внедрение передового опыта. Готовность к инновационной деятельности в современных условиях – важнейшее качество профессионального педагога, без наличия которого невозможно достичь и высокого уровня педагогического мастерства.
Конечно, работать в режиме инноваций сложно. Педагогам приходится разрабатывать и осваивать новые технологии, принципы, подходы воспитания не только детей, но и их родителей. Но для достижения результата, а значит и удовлетворенности от своей работы – это необходимо. Работа педагога детского сада – это не просто работа, это миссия. Очень важно не останавливаться на месте, ставить новые цели и стремиться к их достижению – это основной механизм развития личности, как воспитанника, так и педагога.
Обобщая сказанное, можно определить основополагающие требования к развивающейся в инновационном режиме дошкольной организации. Это детский сад, в котором ребенок реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями; педагог развивает свои профессиональные и личные качества; коллектив работает в творческом поисковом режиме. Между сотрудниками складываются гуманные партнерские отношения; уважение и доверие становятся нормой жизни членов коллектива. Инновационная деятельность является находкой для современных педагогов ДОО. Каждый воспитатель и ребёнок выступает в роли творца. Новые приёмы и методы воспитания, современные технологии обеспечивают саморазвитие личности ребёнка, а также профессиональную самореализацию педагогов.
Закончим притчей Сократа.
Три человека делают одно дело, тащат тяжелые камни в гору. Пот катится со всех трех. Одного спросили:
- Что ты делаешь?
- Тащу эту проклятую ношу.
Второго спросили:
Что ты делаешь?
- Зарабатываю на хлеб себе и семье, - бодро ответил он.
Третий на тот же вопрос улыбнулся:
- Строю замечательный храм, который простоит века на радость людям и утешение им.
Так кто мы? и что делаем?
Тащим ли ношу, зарабатываем ли на хлеб или строим что-то значительное…
Каждый выбирает по себе…
Но у нас есть много общего. И, в первую очередь, нас объединяет наша профессия.
В заключении предлагаю вам провести рефлексию.
Из качеств можно составить составить синквейн. Что получилось у меня, какими качествами обладает наш педагог- новатор с вашей точки зрения:
1. Профессиональная компетентность
2. Нужная, актуальная
3. Помогает, способствует, инициирует
4. Всякое большое дело начинается
с малого, стечением времени
приобретая размах
5. Без нее никуда
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Педагогический совет «Красота – это то, что создаёт человек»
Методическая разработка. Педагогический совет «Красота – это то, что создаёт человек»...
Методическая разработка педагогического совета «Пути совершенствования взаимодействия педагогов с родителями детей дошкольного возраста»
Методическая разработка адресована старшим воспитателям, методистам и воспитателям ДОУ в помощь по проведению педагогического совета....
методическая разработка педагогического совета в интерактивной форме
методическая разработка педагогического совета в интерактивной форме...
Методическая разработка. Педагогический совет на тему: "Профессиональный стандарт педагога как основа оценки педагогической деятельности и профессионального развития педагога"
Материал для педагогов и старших воспитателей...
Методическая разработка. Педагогический совет "Здоровьсберегающая деятельность в ДОУ. Прогулка, как приоритетное средство развития дошкольников"
Педагогический совет - место, где каждый член коллектива имеет право быть услышанным, где общие проблемы решаются вместе, где даётся старт новым начинаниям и подводиться итог уже проделанной педагогич...
Методическая разработка. Педагогический совет по теме :«Особенности организации предметно-пространственной среды в условиях реализации ФГОС ДО»
Особенности организации предметно-пространственной среды...
Методическая разработка педагогического совета "Психологическая комфортность воспитательно-образовательной среды в ДОУ как основа физического и психического здоровья детей"
Методическая разработка педагогического совета "Психологическая комфортность воспитательно-образовательной среды в ДОУ как основа физического и психического здоровья детей". Цель: Анализ пси...