Инклюзивное образование детей с кохлеарной имплантации как вариант их социализации.
статья

 Важнейшим звеном социальной и образовательной интеграции детей с КИ в массовые образовательные учреждения является служба психологического сопровождения, которая реализует индивидуальный образовательный маршрут ребенка  с подбором образовательных программ, ориентированных на индивидуальные возможности и уровень освоения им школьных навыков и умений.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инклюзивное образование детей с кохлеарной имплантации как вариант их социализации

Инклюзивное обучение, выступает гуманистической альтернативой образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Оно позволяет существенно сократить процессы маргинализации детей с инвалидностью. К сожалению, в настоящее время, инклюзивное образование  детей с кохлеарной имплантацией (КИ) сталкивается во многом  с трудностями социального характера, которые заключаются в распространенных стереотипах и предрассудках о перспективах психического развития этого контингента детей. Большинство проблем неуспешности инклюзивного образования детей с КИ обусловлено не информированностью как родителей, так и педагогов образовательных учреждений о приемах, методах и содержании образовательных программ для этой категории детей..

Неуклонный рост числа детей  после КИ определяет актуальность решения проблемы образования этих детей  в современных условиях развития общества.

Инклюзивное образование детей с КИ,  рассматривается учеными как один из вариантов их социальной интеграции. Социализация личности ребенка с КИ - это сложный процесс взаимодействия с социальной средой, в результате которого формируются качества человека, одной из главных целей социализации является приспособление, адаптация человека к социальной реальности.  Как и все дети, традиционно, ребенок с КИ  проходит последовательно все стадии социализации. Необходимо отметить определяющую роль в этом процессе первичных стадий социализации, связанных с периодом детства, с формированием основных психических функций и элементарных форм существенного поведения. Исследователи  выделяют три группы задач социализации: естественно-культурные, социально-культурные и психологические.

По мнению А. В. Мудрика, если какая-либо группа задач или существенные задачи какой-либо группы остаются нерешенными на том или ином возрастном этапе, то это либо задерживает развитие человека, либо делают его неполным.

Социализация осуществляется через ряд разнообразных механизмов;

 - Традиционный механизм социализации это усвоение человеком норм поведения, взглядов и убеждений, которые присущи его семье и ближайшему ему окружению человека;

- Институциональный механизм - реализуется в процессе взаимодействия человека с различными организациями и учреждениями, например образовательное учреждение;

- Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия ребенка с родителями, педагогами, окружающими детьми;

- Рефлексивный механизм социализации осуществляется через индивидуальное переживание и осознание себя и своего дефекта.

Социализация каждого человека осуществляется с помощью всех этих механизмов. Но роль каждого из этих механизмов, их “удельный” вес в осуществлении процесса социализации различен. Так, решающая роль на первых стадиях социализации принадлежит традиционному механизму, в то время как в подростковом возрасте на первый план выходит институциональный механизм социализации.

К социализации как предмету исследования обращаются философы, социологи, психологи, педагоги и другие ученые. Теории социализации строятся на понимании антропологии как всеобщего учения о людях и о влиянии на них господствующих в определенном обществе в определенное время общественных отношений Понятие "социализация" характеризует в обобщенном виде процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом, и позволяет функционировать индивиду в качестве активного субъекта общественных отношений.

        Вопрос подготовки  к обучению в массовой школе ребенка с подобным дефектом сложный и проблематичный. Поэтому наиболее оптимальным решением данной проблемы, на  наш  взгляд, является возможность коррекционной работы с этими детьми в условиях ДОУ для детей с речевыми расстройствами. Таким образом, логопедический детский сад будет для  ребенка с КИ своеобразным коррекционным промежуточным "мостиком" на пути в массовые учебные заведения. Целесообразно это еще и по тому, что ребенок будет развиваться  под  контролем  специалистов, которые владеют знаниями по коррекционной педагогике и обладают опытом общения с детьми с ограниченными возможностями здоровья разной этиологии. Однако, опыт показывает, что коррекция наиболее продуктивна только в случае полного взаимопонимания  и контакта специалистов детского сада и консультирующего ребенка сурдопедагога.

 Важнейшим звеном социальной и образовательной интеграции детей с КИ в массовые образовательные учреждения является служба психологического сопровождения, которая реализует индивидуальный образовательный маршрут ребенка  с подбором образовательных программ, ориентированных на индивидуальные возможности и уровень освоения им школьных навыков и умений.  Эффективность сопровождения определяется качеством пролонгированной диагностики на всем протяжении обучения и коррекции ребенка. Наиболее адекватными для решения этой задачи являются скрининговые методы обследования, которые позволяют получать экспресс информацию о детях и принимать на ее основании организационные решения, в частности, о методах, приемах и содержании дальнейшего развития детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая реабилитация детей после кохлеарной имплантации

В презентации показаны основные направления педагогической реабилитации детей после кохлеарной имплантации....

План по самообразованию педагога «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ДОШКОЛЬНОЙ ГРУППЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ С СЕМЬЕЙ»

 Очень важна роль семьи в воспитании ребенка, особенно для ребенка с особыми потребностями в обучении. Наличие у родителей опыта систематических самостоятельных занятий является одним из важных услови...

"Развитие речевой активности у детей после кохлеарной имплантации в условиях логопедической группы"

В статье представлен опыт работы с детьми после кохлеарной имплантации в логопедической группе ДОУ....

Психолого - педагогический аспект реабилитации детей после кохлеарной имплантации

После медико-технологического вмешательства ребенку требуется система реабилитационных мероприятий, которая должна осуществляться комплексно. В работу должны включаться разные специалисты : сурдопедаг...

Инклюзивное образование детей с ОВЗ как условие их успешной социализации

Система дошкольного образования в современных условиях должна соответствовать индивидуальным потребностям каждого ребенка, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья. Наш опыт работы сви...

Разработка адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями (ОВЗ) по нозологической группе: слабослышащих детей и детей, после кохлеарной имплантации.

Разработка адаптированной образовательной программы  дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями (ОВЗ) по нозологической группе: слабослышащих детей и детей, после кохлеарной ...

Разработка адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями (ОВЗ) по нозологической группе: слабослышащих детей и детей, после кохлеарной имплантации.

Разработка адаптированной образовательной программы  дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями (ОВЗ) по нозологической группе: слабослышащих детей и детей, после кохлеарной ...