Организация предметно-развивающей среды по речевому развитию дошкольников в условиях современной ДОО
консультация
Организация предметно-развивающей среды по речевому развитию дошкольников в условиях современной ДОО
Автор доклада: старший воспитатель МБДОУ Д/с № 27 «Кораблик» Бушкова Варвара Евгениевна.
Слайд 1. Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Слайд № 2. Речевое развитие по ФГОС ДО – это одна из важнейших образовательных областей. Можно возразить, что не менее важно познавательное или физическое развитие, художественно-эстетическое или социально-коммуникативное. Да, все они важны, но полноценное развитие детей в любой из этих образовательных областей невозможно без речи, без общения, без коммуникативной деятельности.
Слайд № 3. Речь – это особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными процессами, памятью, мышлением воображением, эмоциями. Все эти процессы, как и сама речь, активно развиваются в раннем и дошкольном возрасте, поэтому в ФГОС выделена отдельная образовательная область «Речевое развитие».
Слайд № 4. Ведущие задачи по образовательной области «Речевое развитие», которые должны будут решать дошкольные образовательные организации, являются:
- овладение детьми речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие у детей связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- коррекция звукопроизношения детей.
Слайд № 5. В каких видах деятельности с детьми решаются первая задача?
Слайд № 6.
1. Режимные моменты.
2. Совместная деятельность с педагогом.
3. Самостоятельная деятельность детей.
4. Совместная деятельность с семьёй.
В каждом виде формы и методы могут быть разные: беседы, игра, экскурсии, рассказ и другие.
Слайд № 7. Вторая задача образовательной области «Речевое развитие» – это коррекция звукопроизношения, которая проводится в процессе индивидуального и подгруппового взаимодействия с детьми, нуждающимися в помощи.
Слайд № 8. Какие условия в ДОО нужно создавать для реализации образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с ФГОС?
Слайд № 9.
- создание развивающей предметно-пространственной среды;
- целенаправленную работу воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;
- повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;
- участие родителей в речевом воспитании детей.
Слайд № 10. «В пустых стенах ребёнок не заговорит» - однажды заметила в своё время Елизавета Ивановна Тихеева - российский и советский педагог, крупнейший специалист по дошкольному воспитанию детей. Насыщая групповое пространство, воспитатели заботятся в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, в движении и в общении.
Слайд № 11. Группы должны быть оснащены современным игровым оборудованием, которое включает ТСО, наглядный, игровой и демонстрационный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирующий речевую активность.
С целью создания эффективно развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении во всех возрастных группах ДОУ также должны быть оформлены речевые центры.
Слайд № 12. Итак, посмотрим методические рекомендации при организации центра речевого развития в группе:
Слайд № 13. Для центра речевого развития необходимо свободное место, достаточное для смены положения ребенка: во время занятий сидя на полу или на ковре, движений в различных направлениях в ходе сюжетных подвижных игр, занятий за столами и т. п. Оборудование для сюжетно-дидактических игр хранится в доступных для ребенка местах: на специальных стеллажах доступных для детей младшего возраста, в ящиках, коробках с характерными символическими изображениями для детей старшего дошкольного возраста. Это могут быть игры «Магазин игрушек», «Овощной магазин», «Веселый зоосад», «Аптека», «Почта», «Магазин школьных принадлежностей», «День рождения куклы» и др.
Во всех возрастных группах в центре речевого развития организуются уголки для театрализованных игр. В них отводится место для режиссерских игр с пальчиковым театром, театра на рукавичках, театра шариков и кубиков, настольного театра, стендового театра, костюмов для игр-драматизаций.
Слайд № 14. Наполняемость речевого уголка должна осуществляться по разделам: Материал по развитию артикуляционной моторики
Слайд № 15 Пособия для развития дыхания: вертушки, дудочки, шары для надувания, пузырьки, игры на воздушную струю и т. п.
Слад № 16. Пособия для развития мелкой моторики: волчки, сухой бассейн, шнуровки, мозаика, пазлы, трафареты для штриховки, карандаши и т. п.
Слайд № 17. Материал по звукоподражанию: игры на автоматизацию звуков: «Логопедические лото», «Логопедическое домино», «Паровоз», «Подбери и назови» и т. д.
Слайд № 18. Игры и пособия по автоматизации звуков
Слайд № 19. Игры на формирование лексико-грамматических представлений: картинки, отражающие изучаемую лексическую тему (сюжетная и предметные); развивающие пазлы, игры: лото, «Подбери пару», «Кто больше назовет», «Часть и целое» и др.
Слайд № 20. Игры по развитию связной речи: сюжетные картинки, «Угадай по описанию», «Когда это бывает?», «Игра в профессии» и др.;
Слайд № 21. Материал по обучению грамоте: схемы слов, предложений, игры: «Подбери слово к схеме», «Составь предложение по схеме», «Сложи слово», кроссворды, ребусы и др.
Слайд № 22. Особое место в предметном мире ребенка занимает игрушка. Такая игрушка должна быть многофункциональной. Это обязательно одушевленный персонаж. У игрушки может быть яркий подвижный язычок, с помощью которого легко объяснить детям упражнения артикуляционной гимнастики. Ее одежда может содержать различные элементы для развития мелкой моторики рук (кнопки, крючки, пуговицы, шнурки, липучки, пряжки, молнии, зажимы и т. д.). Ткань, из которой сшита одежда, может быть разной, что позволяет детям легко усвоить названия материалов, а также охарактеризовать их свойства (с помощью тактильных ощущений). Цветовая гамма помогает запомнить основные цвета.
Слайд № 23 Общие требования к оформлению речевого центра:
- Дидактическое оснащение должно соответствовать структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям.
- Не следует перегружать центр оборудованием.
- Игровой материал должен быть доступным для ребенка.
- Речевой центр желательно разместить с книжным центром.
- Оформление центра должно быть эстетичным, привлекательным для детей, и вызывать стремление к самостоятельной деятельности.
Слайд № 24 Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников.
Развивающая среда не может быть построена окончательно. При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высоко творческая деятельность всех участников образовательного процесса. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды в ДОУ, а так же развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.
Слайд № 25 Спасибо за внимание!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_predmetno-razvivayushchey_sredy_po_rechevomu_razvitiyu_doshkolnikov4.pdf | 923.58 КБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние предметно-развивающей среды на речевое развитие дошкольника.
В связи с модернизацией образования в ДОУ совершенствование образовательного процесса и повышение развивающего эффекта самостоятельной деятельности детей в предметно-развивающей ср...
Карта анализа предметно развивающей среды для речевого развития дошкольников
Данная карта может пригодится как для самоанализа воспитателям, так и методистам, старшим воспитателям...
Консультация для воспитателей Организация предметно-развивающей среды по речевому развитию дошкольников в ДОУ
Одним из условий для полноценного речевого развития детей является обеспечение развивающей предметно–пространственной среды в ДОУ....
Организация предметно-развивающей среды по речевому развитию дошкольников МБДОУ
ull;Предметно – развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития....
методические рекомендации «Требования к организации предметно – пространственной среды по речевому развитию дошкольника»
методические рекомендации по насыщению речевого центра....
методические рекомендации «Требования к организации предметно – пространственной среды по речевому развитию дошкольника»
презентация с педогогами...
Консультация для педагогов Тема: «Организация предметно-развивающей среды по речевому развитию дошкольников в ДОУ»
Предметно – развивающая среда – это система материальных объектовдеятельности ребенка, функционально моделирующая содержание егодуховного и физического развития....