Активизация взаимодействия участников образовательного процесса
методическая разработка

Большакова Елена Валерьевна

семинар-тренинг

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx47.66 КБ

Предварительный просмотр:

I этап

Выступление ведущего.

Однажды царь решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, чтобы узнать, кто из них способен занять в его царстве важный государственный пост. Толпа сильных и мудрых мужей обступила его. «О вы, подданные мои, - обратился к ним царь, - у меня есть для вас трудная задача, и я хотел бы знать, кто сможет решить ее».

Он подвел присутствующих к огромному дверному замку, такому огромному, какого еще никто никогда не видывал. «Это самый большой и самый тяжелый замок, который когда-либо был в моем царстве. Кто из вас сможет открыть его?» – спросил царь. Одни придворные только отрицательно качали головами. Другие, которые считались мудрыми, стали разглядывать замок, однако вскоре признались, что не смогут открыть его. Раз уж мудрые потерпели неудачу, то остальным придворным ничего не оставалось, как тоже признаться, что эта задача им не под силу, что она слишком трудна для них. Лишь один визирь подошел к замку. Он стал внимательно его осматривать и ощупывать, затем попытался различными способами сдвинуть с места и, наконец, одним рывком дернул его. О чудо – замок открылся! Он был просто не полностью защелкнут. Тогда царь объявил: «Ты получишь место при дворе, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься на собственные силы и не боишься сделать попытку».

Работайте С УДОВОЛЬСТВИЕМ - НАСЛАЖДАЙтесь РЕЗУЛЬТАТОМ!

Предлагаю начать наш разговор с того, что попрошу продолжить по очереди следующую фразу: коллектив нашего садика для меня

Коллективы - отдельные объединения, которые живут отдельной жизнью. Но между ними нельзя провести какой-то резкой грани, они не отделены друг от друга стеной, но в своем единстве и представляют коллектив нашего ДОУ

1 Упражнение «Три цвета личности»

Каждый участник получает три небольших листочка разного цвета. Психолог объясняет значение каждого цвета: зеленый – «как все», синий – «как некоторые», желтый – «как никто больше». Каждому участнику предлагается на листочках соответствующего цвета сделать запись про себя, про собственные свойства и черты. При этом на листочке «как все» должно быть записано качество, реально присущее данному человеку и объединяющее его (на его взгляд) со всеми другими участниками группы. На листочке «как некоторые» - качество, свойство характера или особенность поведения, стиля жизни, роднящее его с некоторыми, но не со всеми участниками. На листочке «как никто больше» указываются уникальные черты данного человека, которые или вообще не свойственны остальным, или выражены у него значительно сильнее.

После завершения работы участники обращаются к листочку, на котором записаны черты «как все». Их задача – в свободном режиме пообщаться со всеми членами группы, выяснить, действительно ли они обладают такой же особенностью. Затем организуется обсуждение. Таким же способом психолог просит обсудить содержание листочков «как некоторые». Каждый должен убедиться в том, что в группе есть люди, обладающие подобными особенностями, с одной стороны, и что эти свойства присущи не всем – с другой. С листочками «как никто больше» работа организуется непосредственно в кругу: каждый участник озвучивает качество, которое он считает своим, неповторимым в данной группе. Группа либо соглашается с ним, либо помогает найти другое, действительно уникальное качество.

Упражнение позволяет участникам увидеть себя как некое «единство непохожих», помогает каждому обрести поддержку и в то же время подчеркнуть свою индивидуальность.

  1. Упражнение «Грецкий орех»

Для проведения этого упражнения необходим мешочек с грецкими орехами (по числу участников). Психолог высыпает орехи в центр круга и просит каждого взять себе один. Некоторое время участники внимательно рассматривают свой орешек, изучают его структуру, особенности строения, стараются запомнить все его индивидуальные черточки. Затем орехи складываются обратно в мешочек, перемешиваются и снова высыпаются в центр круга. Задача каждого участника – найти свой орех.

Как правило, «свой» орешек узнается с первого взгляда. После того, как все орехи нашли своих владельцев, психолог приступает к обсуждению. Интересно узнать, кто как свой орех запоминал, какой стратегией пользовался, чтобы потом его найти (запоминал его особенности, или просто ждал, пока все разберут свои орехи, а в конце останется нужный). На первый взгляд, кажется, что все орехи очень похожи, но если потратить время, чтобы присмотреться повнимательней, то можно заметить, что они очень разные и почти невозможно перепутать свой орех с другими. Так и люди: все очень разные, запоминающиеся, у каждого свои индивидуальные черточки, «неровности», своя красота и привлекательность. Нужно ее только почувствовать и понять.

Орешки можно подарить участникам на память.

Упражнение 3. «Слалом»

Цель упразднения: помощь педагогам в решении от имени своих героев жизненно важных вопросов, с использованием различных стилей общения.

Процедура выполнения. Воспитатель должен *пойти утром в поликлинику на прием к специалисту. Его замещает новый педагог, который недавно пришел в коллектив, не знает родителей и детей, а также особенностей группы. Педагог зашел утром в группу решить какой-то вопрос и уже уходит, так как приближается время визита к врачу. На пути его останавливают родители, коллеги, дети с различными вопросами и делами, которые надо решить на ходу.

Возможные примеры препятствий:

  • заместитель заведующего по АХЧ: «В 10 часов обязательно нужно получить «моющие»;
  • мама самого активного воспитанника: «Вы хотели побеседовать со мной о поведении сына. Сейчас у меня есть время. Вообще я считаю, что Вы к нему несправедливы»;
  • воспитанник: «Вы обещали сегодня провести на прогулке опыты со снегом» и т.д.

Задача воспитателя — решить все вопросы по существу за определенный, короткий срок (5 мин), используя стили:

— авторитарный;

— демократический.

Анализ упражнения

  1. Используя какой стиль, Вам было проще разрешить все ситуации?
  2. Этот стиль общения характерен для Вас?
  3. Возникают ли в процессе общения с родителями ситуации, в которых Вам приходится решать множество вопросов в короткий срок?

Упражнение 4 «Сплетня»

Задание. Проанализировать ситуацию.

Инструкция. 5 человек выходит за дверь, зачитывается информация, которую первый человек из группы должен прослушать, запомнить и предать второму, тот третьему, и т.д.

Упражнение 5 «Достойный ответ»

Задание. Найти выход из конфликтной ситуации.

Инструкция. Участники располагаются по кругу. Каждый получает карточку, на которой содержится какое-либо замечание по поводу внешности или поведения одного из участников.

Воспитатель, обращаясь к соседу справа, произносит записанную на карточке Задача соседа - достойно ответить на этот «выпад». Когда каждый побывает и в качестве «нападающего», и в качестве «жертвы», упражнение заканчивается, и группа переходит к его обсуждению.

В процессе обсуждения необходимо обратить внимание воспитателей на следующие моменты: легко ли им было выполнять задание, принимали ли они близко к сердцу нелестное замечание о себе.

Материал к упражнению. 

Карточка 1. Ты слишком высокого мнения о себе.

Карточка 2. Ты никогда никому не помогаешь.

Карточка 3. Когда я тебя встречаю, мне хочется перейти на другую сторону улицы. 

Карточка 4. Ты совсем не умеешь красиво одеваться. 

Карточка 5. Почему ты на всех смотришь волком? 

Карточка 6. Посмотри, на кого ты похожа!

Карточка 7. У тебя такой страшный взгляд! 

Карточка 8. С тобой нельзя иметь никаких деловых отношений. 

Карточка 9.С тобой бесполезно договариваться о чем-либо: ты все равно все забудешь. 

Карточка 10. Ты слишком много болтаешь ерунды. 

Карточка 11. Что ты вечно на всех кричишь? 

Карточка 12. У тебя полностью отсутствует чувство юмора.

Обмен мнениями

Упражнение 6. «Самый трудный родитель, самый приятный

родитель».

Цель упражнения: осознание эмоционального восприятия родителей воспитанников.

Процедура выполнения. Воспитателям предлагается в группах по 3—4 человека создать обобщенный портрет родителя, общение с которым вызывает у них отрицательные чувства. Портрет может быть выполнен разными техниками. Затем создать портрет того родителя, общение с которым всегда вызывает положительные эмоции.

Анализ упражнения

  1. Какие эмоции Вы испытывали, создавая портрет родителя, с которым Вам неприятно вступать в контакт? Какие качества Вы отразили в этом портрете? Были ли у Вас в практике такие родители?

2. Что Вы чувствовали при создании этого портрета? Есть ли в Вашей группе такие родители?

3. Как Вы считаете, нужно ли искать пути контактов с теми родителями, которые Вам неприятны?

  1. Притензии к родителям Давайте проанализируем наше «недовольство» родителями воспитанников. И назовем это списком претензий, которые должны быть четкими и конкретными. чтобы принять людей, нужно понять, чем они нас не устраивают. Что Вы испытывали, выполняя упражнение?
  2. По Вашему мнению, есть ли претензии у родителей к Вам?
  3. Возможно ли построение общения с другим человеком без взаимных претензий? Что для этого необходимо?

Упражнение «Я учусь у тебя»

Участники бросают друг другу в произвольном порядке мячик со словами: «Я учусь у тебя…» (называется профессиональное или личное качество данного человека, которое действительно обладает ценностью, привлекательностью для говорящего). Задача принявшего мяч, прежде всего, подтвердить высказанную мысль: «Да, у меня можно научиться…» или «Да, я могу научить…». Затем он бросает мячик другому участнику.

Вы все согласны, что хороший коллектив не должен состоять из одинаковых людей. В таком случае не будет происходить никакого развития. Существуют 3 типа поведения людей в коллективе:

  1. Ориентирован на задачу
  2. Ориентирован на других людей.
  3. Ориентирован на себя.

Очень редко встречаются люди, с ярко выраженным типом поведения. Обычно в поведении представлены все три типа, но все - таки преобладает один из типов. Оптимально для коллектива - когда в нем представлены в неравной пропорции все три типа поведения людей.

Игра -разминка «Педагогический экспресс»

Цель: создание положительного настроения. Развитие навыков группового взаимодействия, развитие чувства персональной ответственности за групповой результат, развитие устойчивости по отношению к социальным поведенческим стереотипам. Членам одной из групп предлагается поиграть в эту игру. Участники встают друг за другом «паровозиком» и крепко держатся друг за друга. Впереди идет «паровоз» с открытыми глазами, а все остальные выступают в роли вагончиков и двигаются с закрытыми глазами. При этом по моему хлопку «паровоз» занимает место последнего вагона, а следующий за ним вагон становится «паровозом». Игра проводится под музыку.

Рефлексия игры. Что вы чувствовали, думали, когда были вагончиками?

Что вы чувствовали, когда были паровозами?

Такой экспресс моделирует образовательный процесс. Воспитатель -локомотив должен быть заботливым и внимательным, чтобы детям было комфортно. А вагончики- это наши ребятишки, которые относятся к нам с большим доверием. Мы должны это всегда помнить и проявлять доброту, терпение и понимание. Хотя не всегда это получается сделать.

Ролевая игра «Землятресение»

Коллектив необходимо постоянно формировать и поддерживать. Что для этого можно делать? Играть.

Сейчас мы попробуем с вами спроектировать актуальную экстремальную ситуацию.

Инструкция для групп.

Представьте себе, что ваша группа находится в зоне землятресения. Комната, в которой вы находитесь, представляет реальную угрозу жизни. Что делать в такой обстановке? Надо спасаться. Но выход один, и в панике люди все пытаются туда прорваться и губят друг друга. Вам надо принять решение кто и в какой последовательности в вашей группе будет выходить. При этом надо помнить, что у первого шансы на спасение 100%, а далее шансы снижаются. Следовательно, у последнего они фактически равны нулю. Вам надо за десять минут принять ответственное решение. Решение принимаются, если за него голосуют все в группе. Решение должно быть аргументировано. Главная задача - всем остаться в живых. Если группа не договаривается, она считается погибшей.

После обсуждения команды представляют свое решение.

Рефлексия. Легко ли дался вам ваш выбор? Какие чувства испытывали во время игры?

Чем руководствовались? Чьи действия способствовали решению? Если бы это была реальность, оцените наши шансы на спасение.

ОЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА КОЛЛЕКТИВА

. Для характеристики состояния отметь галочкой в каждом пункте одну из оценок::

+ 3 – свойство проявляется в коллективе всегда;

+ 2 – проявляется в большинстве случаев;

+ 1 – проявляется достаточно заметно;

0 – не проявляется;

– 1 – свойство проявляется достаточно заметно;

– 2 – проявляется в большинстве случаев;

– 3 – всегда проявляется. Бланк оценок

+3

+2

+1

0

–1

–2

–3

1.В коллективе царит доброжелательность во взаимоотношениях и взаимопонимание.

1.В коллективе постоянно пессимистическое настроение, апатия ко всему, легко возникают конфликты.

2.В коллективе высоко

ценится принципиальность, честность, бескорыстие, велико стремление к коллективному труду.

2.Принципиальность,

честность, бескорыстие здесь не ценятся, нет стремления к коллективному труду.

3.Члены коллектива

стремятся общаться и сотрудничать с другими коллективами.

3.Члены коллектива стремятся обособиться от других коллективов.

4.В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимопонимание.

4.Группировки конфликтуют между собой.

5.Коллективу нравится бывать вместе, участвовать в совместных делах.

5.Члены коллектива проявляют отрицательное отношение к тесному общению.

6.Успехи или неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание и искреннее участие всех других.

6.Успехи или неудачи оставляют равнодушными остальных, а иногда вызывают чувство зависти и злости.

Критические замечания носят характер явных и скрытых выпадов.

7.Преобладают одобрение и поддержка; упреки и критика высказываются с добрыми побуждениями.

7.В коллективе каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнению других.

8.В трудных ситуациях происходит эмоциональное объединение коллектива по принципу «один за всех и все за одного».

8.В трудных ситуациях в коллективе возникают конфликты.

9.Достижения или неудачи всего коллектива переживаются всеми членами.

9.Достижения или неудачи коллектива не находят отклик у его членов.

10.Коллектив доброжелательно относится к новым членам, старается помочь им освоиться.

10.Новые члены коллектива чувствуют себя «лишними», к ним нередко проявляются враждебные отношения.

11.Коллектив быстро откликается на любое полезное для всех дело.

11.Коллектив не откликается ни на какое полезное для всех дело, каждый думает только о собственных интересах.

12.В коллективе справедливо относятся ко всем членам, здесь всегда поддерживают «слабых».

12.Коллектив заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых».

13.К похвалам и поощрениям коллектива относятся с одобрением и чувством гордости

13.К похвалам и поощрениям коллектива относятся равнодушно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель взаимодействия участников образовательного процесса по «Программе воспитания и обучения детей в детском саду» М. А. Васильевой для детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье освещается модель взаимодействия участников образовательного процесса, которая обеспечивает образовательный процесс с опорой на ведущий вид деятельности детей - игру. Развивает познават...

Технология взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ

Основная цель- Технологии "Школьные горизонты"- повышение качества образования и создание благоприятных условий для сохранения физического, психического, психологического здоровья детей, их полноценно...

Презентация по теме "Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования как инструмент взаимодействия участников образовательного процесса"

Руководитель проекта:Заведующий Сердукова Любовь АнастасьевнаАвторский коллектив:Старший воспитатель Черкашина Ирина АлександровнаУчитель-логопед Казова Наталья АнатольевнаУчитель-логопед Онегов...

Использование сети интернет для активизации взаимодействия участников образовательного процесса

Слайд № 1В этом году мы набрали новую группу малышей от трех до четырех лет. Новый набор означает новые родители. Нужно заново знакомиться, искать подходящие формы работы с ними. На первом родительско...

Взаимодействие участников образовательного процесса МДОУ «Детский сад № 209» г. Ярославля в условиях инклюзивного образовательного пространства

В современном образовании Российской Федерации одним из основных направлений является инклюзия. Во многих образовательных учреждениях были созданы группы и классы, которые совместно посещали дети с ОВ...

Взаимодействие участников образовательного процесса (образовательных отношений) в ходе проектирования развивающей предметно-пространственной среды ДОО

Методические  рекомендации - взаимодействие участников образовательного процесса в ходе проектирования развивающей ппс ДОО....

Актуальный педагогический опыт «Обогащение двигательного опыта дошкольников в процессе интерактивного педагогического взаимодействия участников образовательного процесса».

Ведущая    педагогическая     идея     опыта заключается в создании необходимых педагогических условий для обогащения двигательного опыта дошколь...