Взаимодействие участников образовательного процесса (образовательных отношений) в ходе проектирования развивающей предметно-пространственной среды ДОО
методическая разработка
Методические рекомендации - взаимодействие участников образовательного процесса в ходе проектирования развивающей ппс ДОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_po_srede.docx | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
Взаимодействие участников образовательного процесса (образовательных отношений) в ходе проектирования развивающей предметно-пространственной среды ДОО
Введение
За последние десятилетия основные идеи проектирования среды заложены в «Концепции построения развивающей среды в ДОУ» В.А. Петровского (1993г.) и сформулированные в ней принципы находят отражение в развивающей среде большинства детских садов. ФГОС ДО обобщает требования к среде и нацеливает педагогов на то, что развивающая среда должна обладать свойствами: полифункциональности, трансформируемости, вариативности, насыщенности, доступности, безопасности и должна обеспечивать: реализацию различных образовательных программ ОО, в случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия, а также учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей, они обязаны заложить основы развития ребенка. В связи с этим так важна работа с родителями по обновлению, пополнению развивающей среды. Ведь направлена она и на создание условий для осознания родителями своей ответственности за воспитание ребенка, повышение информированности, педагогической грамотности родителей, и на повышение качества образовательного процесса. Кроме того, современные требования к системе образования диктуют необходимость поиска путей формирования самостоятельного, инициативного человека, готового принимать решения в ситуации выбора и нести ответственность за свой выбор. Данный социальный заказ государства сформулирован в Конституции Российской Федерации, в Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Задачу формирования самостоятельной, активной личности можно решать с детьми дошкольного возраста в ходе создания и пополнения развивающей среды. Таким образом, перед педагогами ДОУ стоит задача организации взаимодействия всех участников образовательного процесса в ходе проектирования развивающей предметно-пространственной среды.
Данные методические рекомендации направлены на оказание помощи воспитателям, специалистам ДОО в планировании пополнения развивающей среды, обеспечивающем вариативность, т. е. сменяемость игрового материала. Предложенные варианты планирования предполагают активное взаимодействие педагогов, родителей, воспитанников в рамках проектной деятельности или лексической темы. Темы проектов охватывают все образовательные области: социально-коммуникативное, физическое, речевое, художественно-эстетическое, познавательное.
Понимая важность и возможность формирования инициативной, самостоятельной личности через проектирование развивающей среды, авторы методических рекомендаций приводят конкретные примеры элементов развивающей среды, стимулирующих детей к активности в разных видах деятельности.
Предложенное планирование не требуется использоватьполностью и без изменений, оно только показывают разнообразие идей. Используя данные примеры, можно планировать по аналогии, разрабатывая свое наполнение среды в зависимости от возраста, интересов, потребностей и других особенностей детей определенной (конкретной)группы. В результате использования данной разработки развивающая предметно-пространственная среда будет выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, коммуникативную функцию. Но самое главное – она будет работать на развитие самостоятельности и инициативы ребенка.
Все вышесказанное позволяет рассматривать методические рекомендации как ресурс построения гармоничной, комфортной образовательной среды, ориентированной, с одной стороны, на доступность качественного образования воспитанников ДОО, а с другой - на профессиональное развитие педагогов в условиях внедрения ФГОС ДО.
Планирование взаимодействия участников образовательных отношений в ходе проектирования развивающей предметно-пространственной среды.
Планирование и Организация взаимодействия участников образовательного процесса в ходе проектирования развивающей предметно-пространственной среды наиболее эффективно может осуществляться в рамках проектной деятельности или лексической темы.Вот, далеко не полный, примерный, перечень элементов пополнения развивающей среды по теме: иллюстрации, дидактические игры, книги, энциклопедии, театры, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, раскраски, трафареты, алгоритмы рисования, лепки, изготовления поделок, макеты, коллажи, альбомы, атрибуты для подвижных игр, маркеры игрового пространства, книжки-малышки, выставки, мини-музеи, лэпбуки, настольные квесты по теме, детские работы для украшения группы (подвесные мобили и др.). Таким образом, будет осуществляться принцип вариативности развивающей среды. Это очень важно, т. к. согласно ФГОС дошкольного образования вариативность – одна из важнейших характеристик развивающей среды, которая предполагает наличие в дошкольной образовательной организации или группе различных пространств; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. Вариативность развивающей среды групп обеспечивается за счет включения в «традиционнуюпредметную среду»(наличие уголков, закрепленных зон и т. п.) дополнительных элементов в соответствии с изучаемой темой.
Планировать пополнение развивающей предметно-пространственной среды можно на неделю, месяц, квартал, в произвольной форме, как удобно воспитателю.
Так, на неделю можно планировать пополнение развивающей среды по небольшим лексическим темам или краткосрочным проектам. Например: «Игрушки», «Если хочешь быть здоров»,«Мебель», «Посуда».
Тема: «Игрушки»
Воспитатели, специалисты | Воспитатели и специалисты совместно с детьми | Родители и дети |
Иллюстрации, книги, трафареты, раскраски по теме. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Магазин игрушек» (набор мелких игрушек, корзинки для товаров, касса), Д/и «Чудесный мешочек», «Что изменилось», «Игрушки для Тани и Вани» (мой-моя), «Разложи картинки», «Найди, посчитай», пазлы «Настроение ккуклы», панно «Притворщики». Лэпбук «Игрушки». Театр игрушек. Алгоритм составления описательных рассказов, загадок об игрушках. Алгоритмы рисования, лепки игрушек, изготовления игрушек из бросового материала, бумаги, картона. «Настольный квест»: игры на карточках: «нелепицы», «теневые изображения», «найди отличия», «что забыл нарисовать художник», «корректуры». Костюмы к танцу «Неваляшки», танцу куколок. | Альбом рисунков «Моя любимая игрушка». Выставка коллекционных игрушек, игрушек от киндер-сюрпризов. Коллаж «Игрушки народных промыслов». Разрезные картинки «Любимые игрушки». Фотоотчёт (газета) «Наши любимые игры», «Наш досуг». Выставка игрушек- свистулек (из дерева, глиняных, пластиковых) Музыкальные игрушки из бросового материала | Занимательные задания для лэпбука «Игрушки». Листок в портфолио «Моя любимая игрушка» (фото и рассказ ребенка о ней). Альбом «Игрушки моих родителей». |
Тема: «Если хочешь быть здоров»
Воспитатели, специалисты | Воспитатели и специалисты совместно с детьми | Родители и дети |
Иллюстрации, энциклопедии, книги, трафареты, раскраски, репродукции картин по темам. Плакат: «Что нужно для здоровья». Атрибуты сюжетно-ролевой игры: «Доктор». Картотека игр и упражнений для профилактики нарушения осанки, плоскостопия, зрения. Панно «Азбука здоровья» Аудиотека с релаксационной музыкой. Настольная игра «Что делать если…» | Коллаж «Мойдодыр» из мыла, зубной пасты и т.д.; Игровое поле: «Пляж», «Бассейн», «Ветлечебница», «Спортивная площадка». | Схемы приготовления полезных блюд: «рецепт семьи» для создания кулинарной книги Книга: «Рецепты здоровья». Альбом/фотопрезентация/видеофильм: «Мы любим спорт», «Мир эмоций нашей семьи» Свод правил «Гигиена общения» |
Тема: «Мебель»
Воспитатели, специалисты | Воспитатели и специалисты совместно с детьми | Родители и дети |
Иллюстрации, раскраски по теме. Д/и «Кому что нужно для работы?», «Что в какой комнате стоит?», «Куда спрятался?», «Наведи порядок» С/р игра «Мебельный магазин» (атрибуты: схемы мебели, журнал «Много мебели», бланки заказов, телефон). Алгоритм составления описательных рассказов, загадок о мебели. Подборка иллюстраций старинных музыкальных инструментов, как части интерьера. | Газета или альбом «Мебель-прошлое, настоящее и будущее» Макет «Дом с мебелью» (мебель самодельная, игрушки от киндер-сюрпризов) Театр «Три медведя» из пластилина или соленого теста. Коллаж «Мебель» | Иллюстрации для создания коллажа «Много мебели» Игрушки от киндер-сюрпризов для обыгрывания макета |
Тема: «Посуда»
Воспитатели, специалисты | Воспитатели и специалисты совместно с детьми | Родители и дети |
Иллюстрации, книги, трафареты, раскраски, по теме. Д/и «Опиши, не называя», «Разложи по полочкам», парные картинки (многозначные слова), «Куда спрятался?», «Наведи порядок» корректуры «Найди, посчитай». С/р игра «Кафе», «Готовим праздничный обед» (атрибуты - посуда, касса, деньги). Театр на ковролине «Федорино горе». Алгоритм сервировки стола. Деревянные заготовки для росписи. Алгоритм составления описательных рассказов, загадок о посуде. Алгоритмы рисования, лепки посуды. Музыкально-дидактическая игра «Столовыймузобоз» | Разрезные картинки «Посуда» Мини-музей «История посуды» или «Как много ложечек хороших». Альбом «Посуда будущего». Кухонная утварь для оркестра из ложек, крышек, бутылочек из пластика. | Экспонаты для мини-музея: различные ложечки, деревянная посуда и др. |
По долгосрочным проектам, таким как «Что такое хорошо и что такое плохо», «Мы-исследователи» целесообразно планировать на весь год.
Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо» (нравственные качества: скромность, честность, щедрость, храбрость, доброта)
Воспитатели, специалисты | Воспитатели и специалисты совместно с детьми | Родители и дети |
Иллюстрации, книги (сказки «Веселинка в гостях у грустинки», «Злинка в стране доброты» и др.) по теме. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Семья», «Доктор», «Военные», «Детский сад хороших манер». Дидактические игры: «Подружи картинки» (парные картинки) Картотека пословиц, загадок, поговорок о доброте, скромности, честности и др. качествах. Альбом ситуаций «Драка», «Помощь родителям», «Я разбил папе бинокль» и др., Атрибуты для социальных акций, коммуникативных игр и этических бесед: «Волшебная шляпа», «Мяч комплиментов», «Азбука настроений», стульчик «доброты», коврик «злости», коробочка плохого настроения, «Театр настроений», «Коробка добрых дел» | Мнемотаблица (стихи о доброте и др. положительных качествах). Книжка – малышка «Сказки о доброте». Уголок настроения: театр эмоций на стаканчиках, шкатулочка «Подарок другу», альбом «Что такое хорошо и что такое плохо». Макет «Страна добра и счастья» Альбом-памятка «Добрые дела» Настольная игра «Страна настроений». Альбом ситуаций «Я и другие». Альбом ситуаций «Взаимопомощь», «Ссора и примирение», «Быть одному очень плохо» Дидактические игры: «Вежливые слова» (М.: Робинс, 2017); лото «Вежливые слова и поступки» (Емельянова О.; М., 2015) Видеоролик «О чём говорят дети?», «О ком говорят дети?» Стенд «Панорама добрых дел» | Автопортрет «Я храбрый»; Мультфильм/мини-фильм «Я творю добро» Страница в портфолио «Мой герой». «Сказочные храбрецы» (рисунки для общего коллажа) Фото-коллаж « Мы-помощники» |
Некоторые близкие по содержанию темы можно объединять. Например:«Рождество Христово» и «Светлое Христово Воскресение (Пасха)», «Семья» и «Детский сад» и т. д.
Темы: «Дружба», «Дружба народов»
Воспитатели, специалисты | Воспитатели и специалисты совместно с детьми | Родители и дети |
Иллюстрации, книги о дружбе Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Детский сад». Дидактические игры: «Подружи картинки» (парные картинки) Атрибуты для социальных акций, коммуникативных игр и этических бесед «Почта доброты» (письма друзьям, младшим детям, в другую группу), «Коврик дружбы», «Мирилка», «Подушка примирения», «Мое настроение», «Мешочек для крика и обидных слов». Терапевтические сказки (Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., 2015). Дидактические карточки « Этикет для малышей», «Наши чувства и эмоции»; «Мир эмоций и чувств». Игрушка или панно «Притворщик». Игровое пособие «ВолшебныеГонзики» Альбом ситуаций: «Мне грустно (весело и т. д.)», «Я обидел друга» и др. Энциклопедии, книги, раскраски, репродукции картин по теме «Народы мира». Куклы в национальных костюмах, картотеки игр разных народов. Стенд «Здравствуйте, я пришел» | Мнемотаблица (стихи о дружбе). Математический планшет («изобразить эмоцию»). Книжка – малышка «Сказки о дружбе». Картотека загадок, поговорок о дружбе. Альбом с рисунками: «Портрет друга» ( с рассказом ребенка). Совместный рисунок «Поляна дружбы» (плакат); Дидактические игры: «Вежливые слова» (М.: Робинс, 2017). Памятки: «Подарочный этикет», «Гостевой этикет», «Столовый этикет», «Правила этикета внешнего вида» Совместные рисунки: «Дружба народов», «Дерево дружбы». Флаги разных народов. Альбом «Сказки народов мира» (рисунки детей). Карта мира с обозначением мест, где дети побывали («Наши путешествия») | Театр на ложках «Зимовье зверей», «Друг познается в беде» Рисунки для картотеки пословиц о дружбе Костюмы для музыкально-театрализованного представления «Дружат дети всей Земли». Страничка для портфолио «Я в Этнографическом музее». |
Темы: «Рождество Христово», «Светлое Христово Воскресение (Пасха)»
Воспитатели, специалисты | Воспитатели и специалисты совместно с детьми | Родители и дети |
Иллюстрации, репродукции картин по теме. Дидактические игры «Миссионерские путешествия Апостола Павла», Панно «Рождественская ночь» Костюмы для инсценировки: «Путешествие волхвов», «Пасхальный колобок» Алгоритмы раскрашивания Пасхальных яиц, изготовления Пасхального зайчика из ткани. | Макет «Вертеп» Альбом открыток (поздравление с Рождеством Христовым, Пасхой). Альбом с рисунками детей: «Цветы для Спасителя» | Схемы приготовления куличей для создания кулинарной книги. Выставка Пасхальных яиц. Альбом открыток (поздравление с Рождеством Христовым, Пасхой). |
Темы: «Семья», «Детский сад»
Воспитатели, специалисты | Воспитатели и специалисты совместно с детьми | Родители и дети |
Альбом иллюстраций: «Семья».Картины: Т. Сорокина «Семья», «Новенькая». Серия сюжетных картинок, парные картинки. Художественная литература: Я. Аким «Моя родня», В. Драгунский «Моя сестра Ксения»,С. Баруздин «Мамина работа», С. Михалков «А что у вас?», психотерапевтические сказки: «Сон», «Мальчик Серёжа», «Как кенгурёныш стал самостоятельным». Раскраски по теме. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр, связанных с профессиями родителей и работников детского сада: «Кафе», «Детский сад», «Парикмахерская», «Больница», «Полиция», «Магазин», «Парикмахерская», «Театр» (атрибуты - посуда, еда, касса, деньги, корзинки для продуктов, ценники, микрофон, костюмы и др.); Алгоритм для составления рассказа «Познакомьтесь с моей семьёй». Пятичастная ширма для "огораживания" игрового пространства (дома, корабля и пр.), лоскуты разнообразных тканей. Дидактические игры «Назови профессии», «Кому, что нужно?» лото "Профессии"; "Скажи наоборот», «Вместе переживаем и играем» (Гиппенрейтер Ю.Б., 2014) Панно «Азбука настроений» Кукольно-пальчиковый набор «Семья». Мнемосхемы для составления рассказа о своем доме. Схема и иллюстрации для музыкально- дидактической игры: «Птичка и птенчики» Картотека для родителей и детей « домашние музыкальные игры». | Шумовые инструменты из бросового материала для музыкально-дидактической игры «Мама и детки». «Шкатулка модниц»: бусы из соленого теста. Коллаж (газета) «Мамина (папина) профессия» Альбом с рисунками и рассказами детей: «Портрет мамы: какая она?» «Портрет папы: какой он?» Музыкально- дидактическая игра «Угадай мелодию» (разделы: «песни наших бабушек», «песни про папу, маму».) «Волшебная шкатулочка»-фонотека «Классическая музыка –детям» и «Любимые песни нашей семьи». Макет «Детский сад будущего». Карта-путеводитель по группе «Мои игры и занятия». Фотоальбом «Нам интересно в детском саду» Альбом с рисунками детей «Мои права». «Книга правил группы». | Схемы приготовления блюд: «Самый лучший рецепт семьи» для создания кулинарной книги. Альбом с рассказами к рисункам: «Познакомьтесь с моей семьёй». «Генеалогическое древо моей семьи». Альбом фотографий «Моя семья». Страничка в портфолио «Кем я хочу стать». Альбомы с рисунками: «Фамильный герб нашей семьи», «Я в детском саду». «Ангелы сна»-самодельные игрушки от мам. Создание макета (или плана) дома своей семьи. Рисунки и раскраски для коллажа «Наши права». |
Темы: «Осень», «Деревья», « Овощи, фрукты», «Грибы»
Воспитатели, специалисты | Воспитатели и специалисты совместно с детьми | Родители и дети |
Иллюстрации, репродукции картин по теме: «Осень». Энциклопедии по темам. Раскраски «Краски осени», «Деревья», «Овощи, фрукты», «Грибы». Трафареты «Овощи, фрукты», «Грибы», «Листья деревьев». Атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Семья на пикнике в осеннем лесу» (корзинка для пикника, столовые приборы, котелок), «Овощной магазин», (муляжи фруктов, овощей). Д/и «Времена года», «С какой ветки детки», лото «Чей Я?» (с какого дерева лист), разрезные картинки «овощи, фрукты», «Гуси-Лебеди», «Аскорбинка и её друзья», «Во саду ли, в огороде?», «Волшебный мешочек», «Подбери фигуру», парные картинки (множественное число), «Найди плод», (многозначные слова), «Четвертый лишний». Маски овощей, фруктов, грибов для обыгрывания. Лэпбук «Осень». Для инсценировки сказок «Репка», «Под грибом» - шапочки для персонажей. Алгоритм составления описательных рассказов, загадок об овощах и фруктах. Алгоритмы рисования, лепки овощей, фруктов, грибов, деревьев. Ритмические карточки с картинками «грибочки большие и маленькие», «осенние листики», «ягодки». | Театр «Чиполино» из одноразовых стаканчиков. Д/и «Найди дерево по семенам», «Найди лист такой, какой покажу». Мини-музей «Деревья» или «В гостях у папы Карло»: -Альбом рисунков «Волшебные деревья». -Выставка поделок из дерева. -Энциклопедия интересных фактов о деревьях. - Карта района с обозначением растущих в нем деревьев. -Макет дерева с его жителями. -Коллаж «Мы - друзья леса». -Разрезные картинки «Листочки». Подвесные мобили «Осень», «Корзинка с фруктами». Газета «Овощи и фрукты – полезные продукты». Коллаж «Ядовитые грибы» Природоохранительные знаки. Костюмы к осеннему празднику Тренажер для формирования навыков певческого дыхания «Листик на паутинке» | Природный материал (орехи, шишки, кора деревьев, осенние листья) Логические игры и занимательные задания для лэпбука «Осень». Листок в портфолио «Мое любимое дерево» (фото и рассказ ребенка о нем). Спилы деревьев, интересные веточки, поделки из дерева и др экспонаты для мини-музея «Деревья». Алгоритмы приготовления винегрета и овощных (фруктовых) салатов, соков. Книжки-малышки: «Во саду ли в огороде». |
Темы: «Домашние, дикие животные», « Животные Севера и Юга»
Воспитатели, специалисты | Воспитатели и специалисты совместно с детьми | Родители и дети |
Иллюстрации, энциклопедии, книги, трафареты, видеофильмы, раскраски, репродукции картин по темам. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр «В деревне» (заборчик, ограждения, маски); «Цирк», «Зоопарк» (маски, ограждения, обручи, мячи, элементы костюмов, билеты, носики, колпаки); игра «Цирк», «Путешествие на юг, север» (билеты, схемы зоопарка, указатели, набор игрушек животных); Д/и «Угадай кто?», «Чей детеныш?», «Назови семью»; «Чьи детки?», «Потерялись хвостики», «Кто где живет»; «Зоологическое лото», «Кто где живет?», «Хищники, травоядные», «Помоги найти дорогу», парные картинки «Покорми животных», «Что изменилось», «Пройди по схеме». Маски животных для обыгрывания. Лэпбук «Животные Севера» (Юга, домашние, дикие). Для инсценировки сказок «Волк и 7 козлят» - шапочки для персонажей. Алгоритм составления описательных рассказов, загадок о животных. Алгоритмы рисования, лепки животных. Схемы оригами «Животные» «Настольныйквест»: игры на карточках («нелепицы», «теневые изображения», «найди отличия», «что забыл нарисовать художник» и др.) Фонотека с песнями о животных: «Пропала собака», «Люси», «Песенка про жирафа», «Птичий рынок», и т. д. Игрушки и иллюстрации для логоритмических игр «Три пингвина», «Свинки». Музыкально-дидактическая игра «Где мои утята?» | Д/и-бродилка «Прогулка в лесу». Мини-музей «Мир вокруг нас»: -Альбом рисунков и загадок «Домашние животные» - Карта района с обозначением обитающих животных. -Макет двора, макет леса, Севера и Юга с обитателями. -Коллаж «Животный мир». -Выставка поделок из бросового и природного материала «В мире животных» -Разрезные картинки «Животные». Энциклопедия «Красная книга». Музыкально- дидактическая игра «Угадай мелодию» (персонажи цикла «Карнавал животных» Сен- Санса) | Логические игры и занимательные задания для лэпбука. Листок в портфолио «Мое любимое домашнее животное» или «Мой питомец» (фото и рассказ ребенка о нем). Экспонаты для мини-музея. Создание альбома с рассказами «Невиданное животное» (каждый дома с родителями придумывает несуществующее животное, рассказ о нем, затем составляется общий альбом). |
Темы: «Одежда, обувь»
Воспитатели, специалисты | Воспитатели и специалисты совместно с детьми | Родители и дети |
Иллюстрации, книги, трафареты, раскраски по теме. В уголок изо ткань для нанесения узоров. Лэпбук «История одежды». С/р игра «Ателье» (атрибуты - журнал мод, выкройки, бланки заказов, образцы ткани, алгоритм по работе с иголкой, ножницами), «Сапожная мастерская» (атрибуты - журнал мод, молоточки, бланки заказов ). Кукла в национальной одежде. Д/и « Одень куклу» «Чья обувь?», «Что понадобится сапожнику?», «Составь узор», «Разложи одежду» (по сезону), «Путаница», «Кто в чем?», лото: «Какому сказочному герою какая обувь принадлежит?». «Настольный квест»: игры на карточках («нелепицы», «теневые изображения», «найди отличия», «что забыл нарисовать художник», «корректуры», зашумленное изображение «Найди одежду», лабиринт. Музыкально-дидактические игры: «Рукавичка», «Сапожник», «Ниточка- иголочка» | Альбомы с рисунками: волшебное платье, одежда будущего. Выставка «Мы – модницы» (шляпки). Коллекция тканей. Самодельная энциклопедия «Одежда разных народов». Настольный театр «Чудо-дерево». Мини-музей «История обуви». Коллаж «Театральный костюм» | Новая одежда для кукол и в уголок ряженья. Изготовление шляпок для выставки. Экспонаты для мини-музея. |
Тема: «Птицы» (зимующие, перелетные, домашние)
Воспитатели, специалисты | Воспитатели и специалисты совместно с детьми | Родители и дети |
Иллюстрации, энциклопедии, книги, трафареты, раскраски, репродукции картин по темам. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Птичий двор» (атрибуты - кормушки, фигурки птиц); «Путешествие в лес» (атрибуты - фотоопарат); Д/и «Четвертый лишний», «Летает, не летает», «Парочки», «Чей клюв?»;«Угадай кто?», «Кто где живет»; «Кто чем питается?» Индивидуальные карточки с наложенными изображениями, лабиринтами. Маски птиц для обыгрывания. Лэпбук «Птицы» (домашние, перелетные, зимующие). Алгоритм составления описательных рассказов, загадок о животных. Алгоритмы рисования, лепки птиц, изготовления птиц из бросового материала, бумаги, картона Фонотека с голосами птиц. Музыкально-дидактические игры: «Аист», «Журавель», «Дятел». | Фигурки птиц для инсценировки «Где обедал, воробей?» Атрибуты для игры-драматизации: «Петух и собака» (шапочки, дерево); Д/и-бродилка «Прогулка в лесу», «От дома до пруда». Мини-музей «Пернатые друзья»: -Альбом рисунков и загадок о птицах - Карта района с обозначением обитающих птиц. -Макет птичника. -Коллаж «Птичий мир». -Выставка поделок из бросового и природного материала «Пернатые друзья» -Разрезные картинки «птицы». -энциклопедия «Красная книга». | Фотографии, иллюстрации для альбома «Мир птиц» с рассказами детей о птицах Логические игры и занимательные задания для лэпбука. Листок в портфолио «Как мы помогаем птицам зимой» (фото или рисунок, рассказ ребенка). Изготовление кормушек. Экспонаты для мини-музея. Костюмы птиц для инсценировок, игр. |
Темы: «Транспорт», «Город», «Правила дорожного движения».
Воспитатели, специалисты | Воспитатели и специалисты совместно с детьми | Родители и дети |
Иллюстрации, энциклопедии, книги, трафареты, раскраски, репродукции картин по темам. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Путешествие», «Моряки», «Водители. Гараж», «Автомастерская» (штурвал, спасательный круг, спасательные жилеты, матросские воротники, планы, карты, схемы дорог, рули, «водительские права», «путевые листы для водителей», набор инструментов для ремонта автомобилей), «Путешествие по городу», «Музей», «Экскурсия по городу» (фотографии, репродукции, вывески, карты, схемы дорог, рули); «Дорожный патруль», «Водитель», «Улица полна неожиданностей»(жезл, свистки, дорожные знаки, водительские права). Атрибуты для режиссерской игры с игрушечными машинками (игрушечные машинки, модель улицы дома, проезжая часть достопримечательности, памятники города). Д/и «Шоферы», лото «Кто водитель?». «Какой бывает транспорт», «Что изменилось», «Найди, посчитай», «Чем починить машину», «Узнай памятные места города», «Найди нужный знак», «Дорожное лото», «Говорящие знаки», «Узнай по описанию дорожный знак», «Разложи картинки», «Пройди по схеме», парные картинки (многозначные слова), «Направо – налево». Лэпбук «Люблю тебя, Петра творенье». Атрибуты для подвижных игр: «Воробушки и автомобиль», «Светофор». Дидактическое пособие «Что делать если…» (Петрановская Л.В.., 2017), «Приключения эмоций в Санкт-Петербурге». Музыкально-дидактические игры: «Паровозик», «Полетим на самолёте» | Мини-музей «История транспорта» Альбом с рисунками «Транспорт будущего» Разрезные картинки «Транспорт»; «Памятники города». Газета «Я иду по Петербургу». Игра-бродилка «Прогулка по городу». Мини-музей «История родного города». Коллективная работа «Волшебный город». Домики для кукол из коробок. Карта района с обозначением памятников. Макет микрорайона (детский садик, близлежащие дома, перекресток) Коллаж «Знай свой город». Машинки из коробков и коробок. Выставка «Автосалон». Игровое поле для разных видов транспорта (заправочная станция, гараж, аэродром, вокзал). Альбомы ситуаций «Этика культурного общения» Атрибуты для мини-спектакля «Правила дорожного движения важно соблюдать»: костюм Незнайки, элементы формы полицейского ДПС, жезл, свисток, дорожные знаки. | Фотографии детей около какой-нибудь достопримечательности родного города для мини-музея «История родного города». Экспонаты для мини-музея «История транспорта». Занимательные задания для лэпбука. Макет «Моя родная улица». Страница в портфолио о любимом месте города. Презентация «Прогулка по городу». |
Темы: «Сказки», «Театр», «Цирк».
Воспитатели, специалисты | Воспитатели и специалисты совместно с детьми | Родители и дети |
Иллюстрации, энциклопедии, книги, трафареты, раскраски, репродукции картин по темам. Театры по сказкам. Дидактические игры: «Расскажи сказку», «Чудо дерево», игра-бродилка «Умные сказки» («Пузырь, соломинка и лапоть»). Сюжетно-ролевая игра «Идем в театр». Терапевтический сказки «Отважный Флай», «Звездочёт в поисках капризулей», «Волшебная палочка» и др. (Ткач Р.М., 2008) Художественная литература (подборка произведений к театрализованной игре), иллюстрации, презентации (о внешнем виде героев, о местах обитания, обстановке). Картотека имитационных подражательных игр. Картотека «Мои эмоции». Мультфильмы, фильмы по произведению, которое готовится для инсценировки. Альбомы, открытки с актерами. «Волшебный сундучок» с реквизитом для показов фокусов, цирковых номеров; Альбом «Цирковые профессии». | Коллаж «Узнай героев сказок», Атрибуты к театрализации (афиша, приглашение, билеты в театр, программа с выступлениями); Настольный, теневой и плоскостной театр. Декорации к спектаклям по сказкам по выбору детей. Игровое поле «Арена цирка» («театра»). Маски сказочных персонажей. «Сказочные» музыкальные инструменты. Мини-музей «В гостях у сказки». Сборник сказок «Эмоции в детском саду» | Фотоотчет «Мне интересно» о прогулках, экскурсиях, (в зоопарк, на природу), посещении театра, музея, цирка. Книжки-малышки «Я в цирке» (в «Театре»). Пополнение «Волшебного сундучка с реквизитом для фокусов. Выставка «Театральные маски» (конкурс на самую интересную театральную маску) Страница в портфолио «Мой любимый сказочный герой». «Книга сказок» (сочинения детей и родителей). Поделки из бросового материала или природного материала (сказочные герои). Материалы для мини-музея. |
Темы: «23 февраля», «День Победы».
Воспитатели, специалисты | Воспитатели и специалисты совместно с детьми | Родители и дети |
Книги, энциклопедии, иллюстрации, раскраски по теме; трафареты военной техники «Военный транспорт» Д/и «Что для папы», «Служу в армии», «Военная техника», «Угадай по описанию», «Найди нарушителя», «Лабиринт», «Подбери военному форму», «Назови войска», «Радисты», «Мужские профессии». Карта с планом для квест-игры «Разведчики » Альбом иллюстраций, фотографий «Была война». | Атрибуты для с/р игр «Пограничники», «Моряки», «Учения военных», «Полевая кухня», «Полевой госпиталь» (штурвал, спасательный круг, спасательные жилеты, матросские воротники, планы, карты, схемы дорог, рули, инструменты врача, посуда, бинокли, палатка); Большой, маленький строитель «Строим погранзаставу», Коллаж «Открытки «День Победы» Мини-музей «Спасибо деду за Победу» | Выставка рисунков (или фотографий) «Мой папа в армии» с рассказом ребенка (рисунки после выставки складываются в Портфолио ребенка) Фотографии для мини-музея с рассказом ребенка о родственниках в годы Великой Отечественной войны «Музыкальная шкатулка» (военные маршами, песни в формате mp3) |
На месяц или квартал удобно использовать табличный вариант планирования:
Элементы РППС темы | Весна. Цветы | Космос | Рыбы | Насекомые |
Иллюстрации | + | + | + | + |
Дидактические игры | «Бывает, не бывает», «Времена года», «Угадай дерево по листу»; «Цветы», «В саду или на поляне, «Найди лишний», разрезные картинки «Цветы», зрительные нелепицы, «Разложи картинки», «Найди лепесток», «Найди по адресу» | «Подбери правильную одежду космонавта», «Расставь по порядку», «Солнечная система» | «Чей силуэт», «Собери дельфина», «Укрась аквариум» | «Летает, не летает», «Найди пару», «Бабочка выбирает любимый цветок», разрезные картинки |
Книги | + | + | + | + |
Энциклопедии | + | + | + | + |
Театры | + | - | «В поисках Немо» | «Муха Цокотуха», «Спор насекомых» |
Атрибуты для сюжетно-ролевых игр | «Цветочное кафе», «Цветочный магазин», «Цветовод» | «Полет на Марс», «Космическое кафе» | «Зоомагазин», «Рыбалка», «Путешествие на корабле» | «Музей бабочек» |
Раскраски | + | + | + | + |
Трафареты | + | + | + | + |
Алгоритмы рисования | + | + | + | + |
Алгоритмы лепки | - | - | + | + |
Алгоритмы изготовления поделок | Цветы из гофрированной бумаги | космический корабль из бросового материала | аквариумные рыбки-оригами | жуки из грецких орехов |
Макеты | - | космодром | аквариум | - |
Коллажи | - | - | - | «Полезные и опасные насекомые» |
Альбомы | открытки: весна, цветы | - | - | - |
Книжки-малышки | «Удивительные растения» (после посещения ботанического сада с родителями). | - | - | сказки о насекомых |
Выставки | - | + | - | - |
Мини-музеи | - | - | - | «Удивительное рядом» |
Лэпбуки по теме | - | - | + | - |
Детские работы для украшения группы | Подвесноймобиль «Цветы» | - | - | - |
Элементы среды по социально-коммуникативному развитию | «Цветок для мамы» (выращивание тюльпана), «огород на подоконнике»-рассада цветов, пиктограммы для мимической гимнастики | Газета о космонавтах (о положительных качествах их личности) | «Жалобная книга Природы» (заполнение страницы об охране водоемов и обитателей) | «Жалобная книга Природы» (заполнение страницы об охране насекомых) |
Логопедические задания и игры на карточках | Лабиринты | «Найди, посчитай» | «Где спрятались рыбки» | Зашумленное изображение насекомых |
Маркеры игрового пространства | Игровое поле «На лугу» (растения, цветы) | Космический корабль из коробок, игровое поле «неизвестный космос» | Макет «Аквариум» | Игровое поле «На лугу» (насекомые); Почтовый ящик на участке детского сада (письма насекомым) «Муравьиная почта». |
Атрибуты для подвижных игр | «Я садовником родится» (иллюстрации цветов) | «Корабли на старте» (обручи, кегли, мячи, сигнальные знаки) | «Рыбаки и рыбки» (скакалка, иллюстрация рыбок). | «С цветка на цветок», «Собери букет» (обручи, цветы, маски насекомых) |
Настольный квест | - | План-схема или маршрутный лист, конверты с заданиями для 4-х станций: 1) «Расшифровка послания», 2) «Конструирование космического корабля», 3) «Решение кроссворда», 4) «Составление слов из слогов» | - | - |
Кроме участия в пополнении развивающей среды в рамках лексической темы или проектной деятельности, родители с большой любовью оформляют различные элементы, направленные на индивидуализацию среды, т. к. родители видят, что эти компоненты пространства группы направлены развитие самосознания и самооценки их детей. Родители с удовольствием помогут в оформлении следующих уголков, элементов среды или рубрик:
- «Звезда дня», «Здравствуйте, я пришел», «Уголок именинника» - принесут оформленные красиво фотографии ребенка для того, чтобы он размещал их на стенде;
- «Дерево желаний», «Я умею», «Я люблю», - родители побеседуют с ребенком о его желаниях, успешных делах, интересах, напишут о них в данных рубриках со слов ребенка;
- «Книга рекордов»-зафиксируют достижения своих детей;
- «Островок сокровищ»-помогут в организации детской коллекции;
- Сундучок «Почемучек»-запишут детские вопросы.
Какие-то элементы развивающей среды родители могут сделать коллективно, в рамках мастер-класса.
Для лучшего понимания родителями значимости и особенностей развивающей предметно-пространственной среды можно предложить один или два раза в год родителям оценить развивающую среду группы. Оценивать РППС родителям лучше предложить по видам детской деятельности, т.к. это более наглядно и понятно для них. ( Приложение №1)
Включение дошкольников вместе с родителями в общий процесс создания развивающей среды способствует развитию у них эстетического вкуса, более бережного отношения к обстановке, которая создавалась при их непосредственном участии, при этом дети чувствуют себя достаточно комфортно.
Организованная таким образом среда стимулирует общение, любознательность, способствует развитию у детей самостоятельности творчества. В группе, организованной с учетом индивидуализации пространства, дети чувствуют себя компетентными, а родители осознают свою ответственность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация и проектирование развивающей предметно-пространственной среды в группе компенсирующей направленности «Ромашка» дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 209».
В материале представлен опыт по проектированию развивающей предметно - пространственной среды в соответствии ФГОС в конкретной группе конкретного ДОУ....
Организация и проектирование развивающей предметно-пространственной среды в группе компенсирующей направленности «Ромашка» дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 209».
В материале изложен опыт проектирования РППС в соответствии с ФГОС....
Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в образовательной области «Познание» для детей 4-5 лет.
Среди объектов для исследования в действии большее место занимают объекты с сочетанием свойств-параметров или элементов целого, стимулирующие развитие аналитического восприятия (например, объекты для ...
Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в комбинированной группе детского сада в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
В системе дошкольного образования в связи с принятием ФГОС ДО, а также меняющихся нормативно-правовых, административных, экономических, социокуль-турных условий, детские сады могут вполн...
«Совершенствование образовательного процесса в условиях ФГОС путем преобразования развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ»
Совершенствование образовательного процесса в современном детском саду неразрывно связано с преобразованиями в развивающей предметно-пространственной среде. Ведь развивающая среда и процесс развития р...
Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в группах общеразвивающей направленности на основе комплексно-тематического принципа организации образовательного процесса
Введение и реализация ФГОС ДО вызвало необходимость пересмотра содержания и проектирование развивающей предметно-пространственной среды....