Программа тематического контроля «Создание условий в ДОУ для речевого развития дошкольников»
рабочая программа

Кокорина Светлана Александровна

Цель: анализ уровня педагогических условий для эффективной реализации речевого развития детей в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kontrolya_-_razvitie_rechi.docx33.89 КБ

Предварительный просмотр:

                                                               

Утверждено

Приказ №_____ от  «_____»________20____г.

Заведующий МБДОУ № 49 ____________________Е.И.Першина

Программа тематического контроля

«Создание условий в ДОУ для речевого развития дошкольников»

Цель: анализ уровня педагогических условий для эффективной реализации речевого развития детей в ДОУ.

Сроки проведения:  с 01.02.2021г. по 05.02.2021г.

Состав комиссии: заведующий Першина Е.И., старший воспитатель Кокорина С.А., педагог-психолог Матысик А.Г., учитель-логопед Венидиктова Л.А.

Задачи:  

1. Оценить работу педагогического коллектива по речевому развитию дошкольников и определить перспективы деятельности по данному направлению в организации работы по речевому развитию дошкольников.

2. Изучить документацию педагогов по планированию и реализации различных видов детской деятельности по речевому развитию.

3. Оценка организации (оснащения) Центров развития речи в группах ДОУ.

План проведения тематического контроля

п/п

     Содержание контроля

                        Методы организации контроля

 1.

Обследование уровня развития речи детей

- Анализ деятельности детей на занятиях

-  Беседы с детьми на предложенную тему с использованием игровых заданий и проблемных ситуаций

-  Обследование отдельных детей подготовительной к школе группы по развитию речи

 2.

Оценка профессионального мастерства педагогов

- Анализ проведения НОД воспитателем

- Анкетирование воспитателей «Самооценка профессионализма воспитателя по разделу «Речевое развитие»

 3.

Создание условий для речевого развития дошкольников

Изучение и анализ развивающей предметно-пространственной среды с точки зрения ее содержания:

- наличие разнообразных игр, пособий, таблиц, схем, макетов, моделей и т. д.

- иллюстративного материала, фото-альбомы

- с/р игры

- наличие худ. и познавательной литературы, соответствующей возрасту детей

- методическое обеспечение

 4.

Планирование работы с детьми

Анализ календарно-тематических планов работы с детьми по развитию речи:  

- НОД по речевому развитию;

- работа в книжном уголке;

- индивидуальная работа;

- дидактические игры по речевому развитию

 5.

Работа с родителями по данной проблеме

Анализ:

- планов (раздел «Работа с родителями»)

- наглядной информации в уголке для родителей

Оценочный инструментарий:

- Карта анализа беседы с детьми по развитию речи (приложение 1);

- Карта проверки плана воспитательно-образовательной работы по речевому развитию детей (приложение 2);

- Анкета для самооценки профессионализма воспитателя по разделу «Речевое развитие» (приложение 3);

- Карта анализа содержания и наполняемости Центра по развитию речи детей (ЦРР) (приложение 4);

- Карта анализа занятия по развитию речи детей дошкольного возраста (приложение 5)

                       

 Подведение итогов контроля:

Ознакомление педагогов с Аналитической справкой по итогам тематического контроля на Совете педагогов.

Ответственный за составление тематического контроля старший воспитатель МБДОУ № 49     Кокорина С.А.   ________________


Приложение 1

СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Ход обследования:

I серия заданий (словарь и грамматика)

(педагог показывает ребенку куклу, задает вопросы)

1. Скажи, что такое кукла! (кукла — это игрушка, с куклой играют)

2. Какая на кукле одежда?

3. Расскажи, какая кукла, что с ней можно делать, как с ней играют?

4. К кукле пришли гости. Что нужно поставить на стол? (посуду)

5. Какую посуду ты знаешь?

6. Подскажи слово. Одна тарелка глубокая, а другая ... (мелкая); один стакан высокий, а другой ... (низкий); одна чашка чистая, а другая... (грязная)

7. У чашки есть ручка. Какие ручки ты еще знаешь? (у чайника, утюга, сумки, у кастрюли, сковородки)

8. Расскажи, какой мяч, для чего нужен, что с ним можно делать? (мяч круглый, красный, резиновый. Его можно бросать, ловить. С мячом играют)

9. Какие игрушки ты еще знаешь? (ребенок называет более четырех игрушек)

II серия заданий (развитие связной речи)

(Выявляется умение описывать предмет (картину, игрушку), составить описание без наглядности)

10. Опиши собаку, какая она?

11. Придумай про нее рассказ (ребенок составляет описание (рассказ)

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Ход обследования:

I серия заданий (словарь и грамматика)

1. Ты знаешь уже много слов. Что значит слово кукла? Мяч? посуда?  (из нее едят и пьют, это игрушки)

2. Что бывает глубоким? мелким? высоким? низким? легким? тяжелым? (глубокая яма, глубокое море);

3. Что называют словом ручка? (Ручка пишет. У ребенка ручка. У двери есть ручка)

4. Придумай предложение со словом ручка? (составляет грамматически правильно предложение из трех слов: Ручка нужна, чтобы... (писать, держать чашку, держать сумку и т. п.). Ручкой можно (писать, открывать дверь)

5. (педагог предлагает ребенку ситуацию): 

«Погулял зайчонок в лесу. Настроение у него веселое. Вернулся он домой такой... (радостный, оживленный, довольный). А если зайчонок был веселый и радостный, то он не просто шел, а... (мчался, несся, летел)»  (ребенок правильно подбирает слова, близкие по смыслу (синонимы)

6. Что сделал бы зайчик, если бы встретил волка (лису)? (Убежал бы, спрятался бы, испугался бы)

7. Скажи, кто детеныш у зайца? (Зайчонок.) Детеныши? (Зайчата.) У зайца много... (зайчат)

(аналогичные вопросы задаются про других животных: «У лисы..., волка..., медведя, ежа...»)

8. Где живут звери? (В лесу.) Какие слова можно образовать со словом лес? (Лесной, лесник, лесок, лесочек, лесничий, лесовик, лесовичок)

9. Что называют словом игла! Какие иглы ты еще знаешь? (иглы у елки, ежа, у сосны, швейная и медицинская игла)

10. Какая игла у ежа? (острая) Про что мы говорим: острый, острая, острые? (острый нож, острая пила, острые ножницы)

11. Что можно делать иглой? Для чего она нужна? (шить, вышивать; уколоться)

12. Составь предложение со словом игла (Игла нужна, чтобы шить. Иглой делают укол)

II серия заданий (связная речь)

13. (педагог предлагает серию картинок (3-4), объединенных сюжетом, предлагает ребенку разложить их в последовательности и составить рассказ)

- ребенок раскладывает картинки в правильной последовательности, составляет связный рассказ;

- рассказывает с помощью взрослого;

- перечисляет нарисованное на картинках

Приложение 2

Карта проверки плана воспитательно-образовательной работы по речевому развитию детей

Цель: изучение плана воспитательно-образовательной работы по речевому развитию детей

Дата проверки____________________________________________

Проверку проводил________________________________________

Планирование различных видов деятельности детей, связанных с образовательной областью

«Развитие речи»

Возрастные группы   №

1

2

3

4

5

6

1. Планирование занятий

1.1. НОД  (задачи)

2. Планирование работы вне занятий

2.1. Дидактические игры

2.2. Работа с материалами книжного уголка

2.3. Загадывание загадок, придумывание загадок

2.4. Рассматривание предметов, игрушек, явлений природы, беседа и составление рассказов по ним

2.5. Рассматривание картин, сюжетных картинок, беседа и составление рассказов по ним

2.5.Самостоятельная художественно-речевая деятельность

2.6. Индивидуальный и подгрупповой разговор с детьми по теме

3. Планирование работы с родителями по данной теме

Условные обозначения:    2  - систематически планируется;    1 – эпизодически;    

0 - не планируется

  Выводы:

Приложение 3

Анкета для самооценки профессионализма воспитателя по разделу

«Речевое развитие» 

Цель: определить уровень профессиональной компетентности педагогов по разделу «Речевое развитие»

Ф.И.О.____________________________________________________________

Дата заполнения:________________________

Успех Вашей педагогической деятельности зависит от уровня ваших теоретических знаний, профессиональных умений и педагогического опыта.

1. Какова основная цель развития речи у детей дошкольного возраста?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2. Каковы основные направления работы по развитию речи у детей в ДОУ?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________3. Что включает в себя работа по развитию связной речи?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Сформулируйте основные средства развития речи в ДОУ

______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Какие современные технологии речевого развития вы знаете и используете в практике работы с дошкольниками? ______________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

6. Какие методы и приемы развития речи Вы используете на занятиях и в свободной деятельности детей? __________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________7. Какие формы работы вы знаете и используете в работе с родителями по развитию речи? __________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Благодарим за участие в анкетировании!

Приложение 4

                    Карта анализа содержания и наполняемости Центра по развитию речи детей (ЦРР)                                      

Цель: оценка организации (оснащения) Центров развития речи в группах ДОУ в соответствии с задачами речевого развития.

Срок проведения:________________________________20____г.

п/п

Вопросы на контроле

Возрастные группы №

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Развитие связной речи (составление описательных и творческих рассказов, пересказы, описание картин и предметов, работа с загадками, пословицами и поговорками, стихами)

1

Наборы предметных картинок на  различные лексические темы

2

Результаты творческой деятельности детей: альбомы детских загадок, книжки детских сказок

3

Сюжетные картинки для формирования навыка составлять рассказы

Развитие словаря ребёнка

4

Наборы предметных картинок для группировки по разным признакам (назначение, цвет, величина)

5

Наборы парных картинок на соотнесение (сравнение): найди отличия (по внешнему виду), ошибки (по смыслу)

6

Серии картинок (по 4-6) для  установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации, литерат. сюжеты)

Центр по ознакомлению детей с художественной литературой (Центр книги)

7

Содержание книжного уголка в соответствии с возрастом детей

8

Альбомы по темам: «Российская армия», «Труд взрослых», «Цветы», «Времена года», «Родина», «Техника», «Космос» и т.д.

9

Альбомы с портретами детских писателей

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

10

Книги-самоделки, состоящие из рассказов детей, записанных взрослыми, иллюстрированные самими детьми

11

Энциклопедии («умные» книжки), словари

Воспитание звуковой культуры речи (совершенствование речевого дыхания, развитие слухового внимания и фонематического слуха, закрепление в речи чистого звукопроизношения)

12

Пособия и игры для развития правильного речевого дыхания

13

Картотека дыхательных упражнений и игр на развитие речевого дыхания

14

Предметные, сюжетные картинки, для активизации и автоматизации звуков

Подготовка к обучению грамоте. Работа над грамматическим строем речи (обучение различным способам словообразования, формирование грамматически правильной речи)

15

Пособия для звукобуквенного анализа: игры «Делим слова на слоги», «Найди себе пару», «Чтение по слогам», «Я учу буквы», «Найди место звука в слове», «Прочитай по первым звукам», «Один — много», «Многозначные слова», «Антонимы», «Придумай слова со звуком», «Четвёртый — лишний», «Цвет и форма», «Говори правильно»

16

Магнитная доска с набором магнитных букв. Кубики «Азбука в картинках»

17

Разрезные картинки, домино

Выводы

Условные обозначения:       2- полностью соответствует критерию    1- частично соответствует критерию   0 - не соответствует критерию

Приложение 5

Карта анализа занятия

по развитию речи детей дошкольного возраста

Тема______________________________________________________________________

Дата проведения________________________________

Возрастная группа_________________________________    Количество детей___________

Ф.И.О. воспитателя___________________________________________________________

Начало занятия  _____________    Окончание занятия______________

Критерии оценки

Уровень оценки

Деятельность воспитателя на занятии

Соответствие программного содержания возрасту и уровню развития детей

Предварительная работа с детьми (беседы, организация наблюдений, чтение художественной литературы)

Целесообразность использования наглядного материала

Наличие элементов нового содержания, обеспечивающих мыслительную и речевую деятельность детей

Оправданность и рациональность выбора методов и приемов работы с детьми (игровые приемы, приемы привлечения внимания детей, приемы активизации мышления и др.), эффективность их применения

Использование разнообразных форм организации детей на занятии (работа малыми подгруппами, в паре, индивидуальная и коллективная работа детей). Оправданность выбранных форм.

Умение регулировать поведение детей в процессе занятия, сохранять интерес детей  в течение всего занятия

Умение организовать познавательную деятельность детей так, чтобы она способствовала развитию монологической и диалогической речи (работа в микрогруппах, выполнение коллективных работ, поощрение делового общения детей …)

Соответствие занятия санитарно-гигиеническим нормам по длительности занятия, организации физкультминуток, динамических пауз

Эмоциональность и интонационная выразительность речи, доступность речи для детей по форме и содержанию

Индивидуальная работа с детьми

Удовлетворение двигательной активности (организация физкультминуток, динамических пауз)

Деятельность детей

          на  занятии

            занятии

Сохранение интереса и внимания детей к деятельности на занятии

Владение детьми навыками рассказывания в соответствии с требованиями программы и задачами  занятия

Самостоятельность в построении высказываний

Речевая активность детей

Шкала оценок:    1 –  недостаточный;    2 – достаточный;   3 – высокий

Выводы, рекомендации:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справка по тематическому контролю «Состояние работы педагогов по познавательно – речевому развитию дошкольников»

Тематическая проверка проводилась в рамках задачи перед педагогами ДОУ на 2016 – 2017 учебный год, приоритетного познавательно – речевого направления развития детей МБДОУ ДС № 1 в период с...

Справка по тематическому контролю «Состояние работы педагогов по познавательно – речевому развитию дошкольников»

Цель: изучение и оценка уровня работы педагогов по развитию познавательных способностей и речевых навыков в режимных моментах и организованной образовательной деятельности, улучшение качества методиче...

«Создание условий в ДОУ по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС», доклад

Уровень обр. орг.,консультация для воспитателей, АОУ детский сад №10 «Лучик», 28.01.2020г....

«Создание условий в ДОУ по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС», доклад

Уровень обр. орг.,консультация для воспитателей, АОУ детский сад №10 «Лучик», 28.01.2020г....

Консультация «Создание условий в ДОУ по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС»

Речь – яркий показатель развития ребенка. Учеными доказано, что речь ребенка, не подготовленного к школе, обычно сохраняет черты речи, свойственные детям более раннего возраста и соде...