Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности по тестопластике «Чудеса из теста»
рабочая программа
Дополнительная общеобразовательная программа по тестопластике «Чудеса из теста» (далее Программа) имеет художественно-эстетическую направленность. Программа рассчитана на детей в возрасте 5-7 лет. Срок реализации Программы: 2 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_-_chudesa_iz_testa.docx | 54.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 49 «Росинка»
города Канска Красноярского края»
ПРИНЯТО на Совете педагогов МБДОУ № 49 Протокол № ____ от «____» ____________ 20____г. Председатель Совета педагогов ______________ С.А.Кокорина СОГЛАСОВАНО на заседании Родительского комитета МБДОУ № 49 Протокол № ____ от «____» __________ 20____г. | УТВЕРЖДАЮ Приказ № _________________ от «_____»_______20____г. Заведующий МБДОУ № 49 _____________ Е.И.Першина
|
Дополнительная общеразвивающая программа
художественно-эстетической направленности
по тестопластике
«Чудеса из теста»
(для детей от 5 до 7 лет)
Срок реализации: 2 года
Кокорина Светлана Александровна,
старший воспитатель
г.Канск
Содержание
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка………………………………………………................... 3
1.2. Цели и задачи реализации Программы…………………………………..............5
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы…………………............... 5
1.4. Возрастные и индивидуальные особенности детей………………………… … 6
1.5. Планируемые результаты освоения Программы………………………….......... 7
2. Содержательный раздел
2.1. Учебно-тематический план по тестопластике…………………………………. 8
2.2. Организация образовательной деятельности…………………………………….9
2.3. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка ……………………………………………………………………...11
2.4. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы ………………………………………………………………………… ...12
2.5.Способы и направления поддержки детской инициативы……………………..13
2.6. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников……………………..14
3. Организационный раздел
3.1. Календарный учебный график………………………………………………….14
3.2. Материально-техническое обеспечение Программы………………………….14
3.3. Развивающая предметно-пространственная среда…………………………….15
3.4. Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания ……………………………………………………………………………15
Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Творчество - это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека. Творческое созидание - это проявление продуктивной активности человеческого сознания. Именно в изобразительной деятельности ярче всего раскрываются творческие способности детей. Детское творчество успешно развивается в тех условиях, когда процесс воспитания и обучения планомерный и систематический. «От простого - к сложному» - девиз данной программы.
Все дети любят лепить. Им интересен сам процесс и результат. С помощью простого и доступного материала как соленое тесто можно сделать много интересного: забавную фигурку, игрушку, украшение. Готовое изделие ребенку интересно потрогать, повертеть, поиграть с ним, подарить и, конечно, похвастаться: «Это я сам сделал!». Создавая оригинальное произведение, полезную вещь собственными руками, украшая свой дом, ребенок чувствует себя значимым в этом мире, вносит в него частичку своего «Я».
Своими корнями лепка из соленого теста уходит в далекое прошлое и тесно связана с народными обычаями, праздниками, домашним укладом. Встречая весну, обычно выпекали вылепленных из теста птичек. Когда на Руси вошло в обычай празднование Нового года, люди стали дарить друг другу фигурки, изготовленные из соленого теста. Их преподносили молодоженам, потому что они несли в себе особый смысл - символизировали богатство и благополучие в семье. Ведь хлеб и соль всегда присутствовали на любом столе. Отсюда и название таких фигурок – «хлебосол».
Солёное тесто - это доступный, экологически чистый материал для лепки. Хорошо подходит для занятий лепкой, как в домашних условиях, так и в условиях детского сада. Оно эластично, его легко обрабатывать (придавать любую форму), изделия из него долговечны. Благодаря лепке, ребенок познает формы и объемы, постигает фигуры, начинает сортировать предметы по схожести. В лепке, как и в любой творческой деятельности, ярко выражена направленность на конечный результат.
Лепка содействует гармоничному развитию личности ребенка, помогает создавать обстановку эмоционального благополучия, обеспечивает развитие у детей творческих способностей. Развивается мелкая моторика рук, согласованность движений пальцев рук, регулируется сила мышечных усилий, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими и пластичными, что имеет важное значение для подготовки руки к письму. Работа с солёным тестом приучает детей быть более усидчивыми, внимательными и ответственными. Занятия лепкой влияют на общее состояние детей, в том числе на развитие эстетического чувства.
Соленое тесто имеет множество преимуществ:
- оно безопасно (даже если попадёт в рот);
- оно замечательно лепится и не прилипает к рукам (конечно, если правильно замешано);
- тесто не оставляет следов на рабочей поверхности и быстро отмывается;
- легко сушится и красится;
- с готовым изделием можно играть без опаски, что оно поломается или потеряет форму.
Дополнительная общеобразовательная программа по тестопластике «Чудеса из теста» (далее Программа) имеет художественно-эстетическую направленность. Программа рассчитана на детей в возрасте 5-7 лет.
Срок реализации Программы: 2 года.
Практическая значимость Программы заключается в том, что настоящее творчество – это тот процесс, в котором автор – ребёнок, который не только рождает идею, но и сам является её реализатором, что возможно только в том случае, если он уже точно знает, как именно воплотить свои фантазии в реальность, какими средствами воспользоваться, какие возможности предпочесть и какими критериями руководствоваться. Например, ребятам предлагается декорировать готовый продукт из соленого теста на свое усмотрение.
На каждом занятии наряду с задачами творческого характера ставятся задачи обучения детей технике лепки. Чем больше изобразительных и технических приемов знает ребенок, тем более самостоятельный и творческий характер приобретает его лепка.
При реализации Программы самоценным является не конечный продукт - поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности. Важнейшим условием успешной реализации Программы является системно-деятельностный подход. Занятия в игровой форме не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Программа разработана на основе:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-Ф3;
- Приказа Минобрнауки России от 29.08.2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам от 29 августа 2013г. № 1008;
- Письма Минобрнауки РФ от 11.12.2006г., № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования от 17.10.2013 г. № 1155;
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Лицензии на право ведения образовательной деятельности № 5947-л от 06.09.2011г.
- Устава МБДОУ № 49, утвержденного Постановлением администрации г.Канска №1434 от 29.08.2014г.
1.2. Цели и задачи реализации Программы
Цель:
создание условий для развития творческих способностей детей 5-7 лет через занятия тестопластикой.
Задачи:
- способствовать овладению основными приёмами и технологиями тестопластики;
- побуждать детей создавать динамичные выразительные образы и коллективные сюжетные композиции, самостоятельно выбирать материал, способы и приемы декорирования образа;
- побуждать детей к художественному творчеству путем постановки разнообразных творческих заданий, предлагающих выход на самостоятельное решение;
- учить свободно действовать различными материалами и инструментами;
- формировать творческие способности детей, познавательную активность;
- формировать представления об основах техники безопасности при работе с инструментами и материалами в процессе лепки;
- активизировать творческое воображение, поддерживая проявления фантазии, самостоятельности в изложении собственных замыслов;
- развивать мелкую моторику рук используя пластический материал (соленое тесто);
- развивать у детей чувство пропорции, гармонии цвета, чувство композиции и ритма;
- воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность и стремление доводить начатое дело до конца.
1.3. Основные принципы Программы
- принцип систематичности и последовательности (знания преподносятся в системе, с опорой на ранее изученный материал);
- принцип наглядности (познание дошкольников нуждается в наглядном подтверждении);
- принцип доступности (познание происходит от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному);
- принцип личностно-ориентированного подхода (знания подаются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей);
- принцип выбора;
- принцип интеграции образовательных областей
- принцип творчества и самостоятельности (не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно, не сдерживать инициативы детей);
- принцип поэтапности (приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);
- принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов лепки из соленого теста, разнообразие материала).
1.4. Возрастные и индивидуальные особенности детей
5 – 6 лет
Изобразительная деятельность детей старшей группы имеет свои особенности. Связано это с тем, что дети 5-6 лет окрепли физически, начался процесс окостенения кисти руки, укрепились мелкие и крупные мышцы рук. В психологии детей также произошли значительные изменения: они стали более внимательны, повысилась их способность к запоминанию, кроме того возросло умение во время лепки осуществлять зрительный контроль за действием рук, что приводит к изменению характера изображения, оно становится более четким.
Опыт ребенка в восприятии общей формы предметов и ее строения больше, чем у детей пятого года жизни, но они не всегда могут точно определить ее особенности и пропорции. Ребенок становится самостоятельнее в анализе предметов, выборе способов лепки, его изделия делаются все более разнообразными. Предметы, выполненные детьми старшей группы, свидетельствуют об их творчестве.
Дети старшей группы, создавая образ, мало внимания обращают на уточнение формы, а лишь дополняют ее деталями. Не всегда точно дети выполняют способы вытягивания и прищипывания, ошибки обычно не исправляют. Объяснить это можно тем, что, с одной стороны, они, увлекаясь образом, стремятся как можно скорее дополнить его необходимыми деталями, чтобы фигурка была похожа на изображаемый предмет; с другой стороны, для детей большую роль играют основные внешние признаки (наличие головы, ног, туловища и т.д.), а детальное изображение формы, ее строения со всеми особенностями ребенку недоступно.
В своей лепке дети 5-6 лет всегда идут от образа, который они наблюдали сами или под руководством взрослых, но при изображении допускают неточности в передаче пропорций. Например, они могут вылепить очень большую голову и тонкие ноги у фигуры человека или животного, так как им еще трудно сопоставлять части между собой, но у них уже можно и нужно вырабатывать потребность сравнивать длину ног, рук по отношению к туловищу.
Из выразительных средств дети часто пользуются отделкой фактуры, изображая ее стекой (углубленный рельеф) или накладыванием на поверхность мелких кусочков соленого теста. Подобное стремление ребят определяет их изобразительную деятельность как образную, говорит об их желании выполнить предмет таким, какой он есть. Дополняя создаваемый образ мелкими деталями, дети часто увлекаются их объемным изображением. Так, они лепят глаза в виде двух маленьких шариков, уши, рот, чешую у рыбы -- в виде расплющенных округлых форм.
В связи с тем, что ребята данного возраста не стремятся тщательно отработать форму, во время занятий у них остается время на лепку других или однородных предметов. Особенностью работ, получающихся у пятилетних детей, является недостаточная прочность в скреплении частей. Ребята забывают плотно прикреплять голову, крылья и т. д., не придают этому значения; только после специальных указаний воспитателя они делают это более тщательно. В лепке из соленого теста, скрепление деталей происходит после того как нужную деталь смачивают водой при помощи кисти, что обеспечивает более надежное скрепление деталей между собой.
Немалую роль в создании лепного образа играет накопление умений пользоваться различными способами изображения, которым дети научились во время занятий. Так, ребята конструируют предметы, составляя их из частей. Кроме того, можно наблюдать, как они начинают вытягивать части из целого куска, самостоятельно перенося этот способ на изображение предметов, которые лепят по собственному замыслу. Пятилетние дети уже могут лепить туловище и ноги животных из целого куска; при этом они помогают себе в работе стекой, делая надрезы в нужных местах.
Творческие возможности 5-6 летних детей шире, чем у детей средней группы. Они уже владеют многими способами лепки, умением использовать такие выразительные средства, как изображение формы, дополнение предмета деталями, усиливающими образ. Все это открывает возможность проявления большей самостоятельности в определении замысла и его решения, в использовании выразительных средств.
Использование нового выразительного средства - движения свидетельствует о том, что дети старшей группы имеют вполне сформированные зрительные образы, кроме того, они мыслят их в действии, которое могут изобразить в лепке.
6 – 7 лет
Лепные изделия детей выразительнее, интереснее, разнообразнее, так как у детей накопился запас представлений. Во время наблюдений дети более полно воспринимают явления окружающей действительности и лучше ориентируются в пространстве. У детей появляется желание передавать форму, пропорции, детали, дополняющие образ, они более точно могут передавать движения.
К 7-ми годам дети могут передать конкретные свойства предмета с натуры. Семилетнего ребенка характеризует активная деятельностная позиция, готовность к спонтанным решениям, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация достижений, развитое воображение. Процесс создания продукта носит творческий поисковый характер: ребенок ищет разные способы решения одной и той же задачи. Ребенок семи лет достаточно адекватно оценивает результаты своей деятельности по сравнению с другими детьми, что приводит к становлению представлений о себе и своих возможностях.
1.5. Планируемые результаты освоения Программы
К концу первого года обучения дошкольники от 5 до 6 лет:
- лепят предметы, передавая их характерные особенности;
- умеют составлять простые композиции;
- владеют основными приёмами тестопластики;
- передают несложный сюжет, объединяя в тестопластике несколько предметов;
- стремятся к самостоятельному, качественному выполнению образа;
- аккуратно выполняют задание, доводят начатое дело до конца;
- дети ответственно относятся к выполнению работ.
К концу второго года обучения дошкольники от 6 до 7 лет:
- в совершенстве владеют техническими приемами лепки;
- используют разнообразные композиционные решения, свободно действуют с различными изобразительными материалами и инструментами;
- изображают в композиции несколько предметов, объединяя их единым содержанием, передают движение, используя нетрадиционные техники;
- лепят работы разными способами: пластическим, конструктивным, комбинированным;
- соблюдают правила по технике безопасности;
- у детей развито чувство пропорции, гармонии цвета, чувство композиции и ритма;
- дети усидчивы, аккуратны и доводят начатое дело до конца;
- используют собственные творческие работы в оформлении помещений детского сада, дома, участвуют в разнообразных выставках, а также изготавливают и дарят подарки, сделанные своими руками.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
Формами подведения итогов реализации Программы являются выставки, конкурсы, самостоятельная работа, коллективный анализ творческих работ.
2. Содержательный раздел
2.1. Учебно-тематический план
Календарно-тематический план (первый год обучения с 5 до 6 лет) | Календарно-тематический план (второй год обучения с 6 до 7 лет) | |||||
Октябрь | «Тили-тили-тесто». Знакомство с правилами ТБ. Ознакомление с основными приемами и способами лепки (шар, лепешка, жгут, косы) | 1 | Октябрь | «Плетеное лукошко с грибами» (оформленное косами и жгутом) | 2 | |
«Печенье для гостей» | 1 | |||||
«Дары осени» (овощи) | 2 | «Осень на опушке краски разводила» (плоскостная) | 2 | |||
«Удав на полянке» | 2 | «Хлебобулочные изделия на подносе» (сушки, булочки, рогалики, крендельки) | 2 | |||
«Солнышко – колоколнышко» | 2 | «Корзинка с фруктами и ягодами» (плоскостная) | 2 | |||
Ноябрь | «Лепка корзинки» (плоскостная) | 2 | Ноябрь | «Кот в окошке» | 2 | |
«Котик» | 2 | «Веселые поросята» | 2 | |||
«Забавные рыбки» (плоскостная) | 2 | «Морское царство» (панно) | 2 | |||
«Улитка на поляне» (плоскостная) | 2 | «Гусеница-модница» (объемная) | 2 | |||
Декабрь | «Снегурочка» (объемная) | 2 | Декабрь | «Мишка на льдине» | 2 | |
«Елочка пушистая, нарядная, душистая» | 2 | «Снеговик с подарками» | 2 | |||
«Новогодняя игрушка на елку» | 2 | «Подковки на счастье» | 2 | |||
«Снеговичок» (панно) | 2 | «Новогодняя елочка» | 2 | |||
Январь | «Осьминожек» | 2 | Январь | «Медальон – Домик» | 2 | |
«Колючий ежик» | 2 | «Крокодил» | 2 | |||
«Цыплята» | 2 | «Домовенок» (плоскостная) | 2 | |||
«Черепаха» | 2 | «Утка с утятами плывут по озеру» | 2 | |||
Февраль | «Медуза и звезды» | 2 | Февраль | «Сердечко с птичками» | 2 | |
«Птички в гнезде» | 2 | «Озорной котик» | 2 | |||
Подарок папе «Танк» | 2 | Подарок для папы «Кораблик» | 2 | |||
«Веселые животные» | 2 | «Медальон – Поросята» | 2 | |||
Март | «Сердечко для мамы» | 2 | Март | Панно «Ваза с цветами» | 2 | |
«Весенний букетик» | 2 | «Рамка для фотографий» | 2 | |||
«Лягушонок» | 2 | «Сердечко – Моя семья» | 2 | |||
«Мышка на сыре» | 2 | «Девочка» («Ангелочек») | 2 | |||
Апрель | «Ракета» | 2 | Апрель | «В далеком космосе» | 2 | |
«Медальон – Птичка» | 2 | «Магнит – Мое имя» | 2 | |||
«Павлин» | 2 | «Аисты в гнезде» (объемная) | 2 | |||
«Зайка серенький сидит…» (объемная) | 2 | «Ежик в лесу» (панно) | 2 | |||
Май | «Совушка-умная головушка» | 2 | Май | «Овечки» | 2 | |
«Расписные яйца» на палочке | 2 | «Цыпленок в скорлупке» | 2 | |||
«Бабочка» | 2 | «Гуси-лебеди» (панно) | 2 | |||
«Божья коровка на листике» | 2 | «Клоун» | 2 | |||
64 | 64 |
2.2. Организация образовательной деятельности
Программа предусматривает обучение искусству лепки из соленого теста в течение учебного года по направлениям:
- плоскостные композиции из соленого теста;
- объемные композиции из соленого теста;
- украшения, сувениры из соленого теста.
Каждый процесс выполнения работы состоит из теоретической и практической части. В ходе выполнения работы включаются физкультурные и оздоровительные паузы для детей (пальчиковые игры, гимнастика для глаз, физминутки и т. д.).
Структура занятия по лепке из соленого теста:
1. Организационный момент - создание интереса и эмоционального настроя, раскрывается тема занятия в игровой форме, или создается проблемная ситуация.
2. Основная часть
- демонстрация изделия из теста, рассматривание;
- беседа;
- художественное слово.
3. Практическая часть
- конкретные указания к выполнению работы;
- активное участие детей в пояснениях и показе приемов выполнения;
- во время объяснения или повторения пройденного материала предлагаются развивающие игры и упражнения, что не только помогает запомнить процесс изготовления, но и приводит детей в состояние творческого подъема и желания творить.
4. Самостоятельная деятельность детей
- помощь в форме наводящих вопросов, советом;
- показ изготовления (на отдельном кусочке теста).
5. Заключительная часть занятия - анализ детских работ.
Освоение лепки из соленого теста не может проходить без освоения теоретических сведений. В данном случае возникает необходимость проведения небольших бесед, из которых дети должны получить представление о том, как выполнять работу, какие приемы использовать.
Рецепты приготовления соленого теста:
Рецепт № 1
2 стакана муки (сначала мука перемешивается с солью)
1 стакан соли
1 стакан воды
2 чайные ложки растительного масла
Рецепт № 2
2 стакана муки
1 стакан соли
100 г клея ПВА
80г. стакана воды
Рецепт № 3
2 стакана муки
1 стакан соли
3/4 стакана воды
2 ст. ложки сухого обойного клея
Этапы изготовления изделий из соленого теста:
1. Замешивание теста
2. Окрашивание теста (пищевые красители разводят в воде, затем добавляют во время приготовления теста)
3. Изготовление изделий
4. Сушка изделий (готовая поделка высохнет сама, главное, чтобы на неё не попадали прямые солнечные лучи, иначе – она потрескается)
5. Раскрашивание изделий (готовую поделку после сушки раскрашивают акриловыми красками либо гуашью, используя кисточку)
6. Лакирование (когда поделка полностью окрашена и просушена, её обязательно следует покрыть прозрачным мебельным лаком в 2-3 слоя. Каждый слой перед нанесением следующего должен просохнуть. Таким способом поделка сохранится)
Основные приемы лепки пластилином:
Для того чтобы создавать нужные формы и лепить различные предметы необходимо освоить основные приемы лепки:
- скатывание (от основного куска теста отщипываем небольшой кусочек. Располагаем отщипанный кусок между ладонями, прижимая ладони друг к другу, производим круговые движения, таким образом, превращая кусочек соленого теста в шарик. Для того чтобы шар получился ровным и гладким периодически равномерно его поворачиваем в ладонях);
- сплющивание (раскатанный шар превращаем в диск или лепешечку. Для этого располагаем шар между ладонями и стараемся сильно сдавить ладони. Или положить шар на дощечку для лепки и прижать его ладонью);
- раскатывание (берем кусочек соленого теста и крепко зажимаем его в ладонях, затем производим попеременное движение ладонями вперед и назад. Раскатываем тесто до нужного размера);
- прищипывание (указательным и большим пальцами захватываем немного соленого теста и сжимаем подушечки пальцев, при этом оттягивая кусочек теста. Таким приемом на крупных поделках можно выполнить мелкие дополняющие детали);
- оттягивание (этот прием похож на прием прищипывание, только после захвата соленого теста его оттягивают и формируют новую деталь);
- заглаживание (этот прием позволяет разгладить детали, создать плавный переход от одной детали к другой. Выполнять данный прием удобнее всего увлажненной в воде кистью или можно использовать стеку);
- разрезание (выполняется стекой, используется данный прием для деления соленого теста на кусочки);
- соединение (этот прием используют во время соединения деталей друг к другу. Чтобы крепление деталей и элементов друг к другу было надёжным, места их соединения необходимо смачивать водой с помощью мягкой кисти).
Правила пользования материалами и инструментами:
- аккуратно работать с соленым тестом;
- пользоваться салфеткой после работы;
- не разбрасывать инструменты;
- класть кисточку на подставку;
- вымыть кисточку после работы, просушить ее;
- сложить материалы и инструменты на место;
- убирать свое рабочее место.
2.3. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка
Занятия по тестопластике организуются по принципу интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
Интеграция с другими образовательными областями:
1. Социально — коммуникативное развитие:
развитие свободного общения с взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности.
2. Познавательное развитие:
сенсорное развитие; расширение кругозора в сфере творчества; формирование элементарных математических представлений: занятие по тестопластике способствует усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении; знакомство со строением предметов.
3. Речевое развитие:
использование для обогащения словарного запаса художественных произведений и художественного слова: загадок; стихотворений и др.; на занятии используется прием комментированной тестопластики; в процессе обыгрывания сюжета и самой тестопластики ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом в ходе лепки обсуждают свою работу; выполняя практические действия, дети способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря.
4. Художественно — эстетическое развитие:
развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса; изготовление скульптур по впечатлениям просмотренных сказок; использование лепки в оформлении к праздникам, развлечениям; лепка по передаче восприятия музыкальных произведений; музыкальное оформление для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
5. Физическое развитие:
развитие мелкой моторики, воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни; предупреждать нарушение осанки; использовать физминутки, пальчиковую гимнастику, упражнения для координации глаз и развития мелкой моторики рук.
2.4. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы
В работе по развитию творческих способностей на занятиях по тестопластике используются следующие методы и приемы:
- объяснительно-репродуктивный (в процессе занятия даются пояснения, указания, используются вопросы, художественное слово для более яркого восприятия образа);
- игровой (ведущий вид у дошкольников игра, которая помогает привлечь внимание дошкольников);
- практический (совершенствование техники лепки из соленого теста);
- наглядный (показ образцов поделок, иллюстраций, показ выполнения сложных элементов);
- ИКТ (мотивирует дошкольников на создание творческого продукта);
- вариативный (сочетание различных материалов в одной творческой работе);
- метод проблемного обучения;
- приемы привлечения и удержания внимания (голосовая и эмоциональная модуляция, жестикуляция, риторические вопросы).
Технологии:
- игровое обучение;
- педагогика сотрудничества;
- личностно-ориентированный подход;
Формы организации деятельности на занятиях:
- индивидуальные;
- фронтальные;
- групповые.
Для обеспечения органичного единства обучения и творчества детей занятия включают в себя следующие виды деятельности:
- игровая;
- коммуникативная;
- познавательно-исследовательская;
- игровая;
- продуктивная;
- трудовая;
- двигательная.
Приемы стимуляции:
- игра, которая является основным видом деятельности детей;
- сюрпризный момент;
- просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
- чтение поэтических строк, дающих большой простор воображению детей, что способствует рождению собственного замысла ребенка;
- совместная работа ребенка с педагогом, направленная на раскрытие выразительных возможностей различных художественных материалов и т.д.
2.5. Способы и направления поддержки детской инициативы
Самостоятельная творческая деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Поэтому на занятиях отводится специальное время для самостоятельной деятельности, возникающей по инициативе детей. Процесс обучения не разрушается, а становится более доступным и увлекательным. Для поддержки детской инициативы используется:
- адекватная оценка результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта деятельности;
- спокойная реакция на неуспех ребенка и предложение нескольких вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей. Рассказ о своих трудностях, которые испытывали при обучении новым техникам рисования;
- обращение к детям с просьбой продемонстрировать свои достижения и научить добиваться таких же результатов сверстников;
- поддержание чувства гордости за свой успех и удовлетворение своими результатами;
- самостоятельный выбор детьми способа деятельности.
Дети могут самостоятельно выбирать изобразительные материалы, а также материал, на котором будет располагаться изображение. Применяя разнообразные способы рисования у детей рождаются оригинальные идеи, развивается речь, фантазия и воображение, появляется желание придумывать новые композиции, развивается умение действовать с различными материалами: камнями, песком, веревочками, восковыми мелками и др. В процессе рисования дети вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, упражняются во всех типах коммуникативных высказываний. Целенаправленное руководство со стороны педагога способствует успешному развитию детского изобразительного творчества, в том числе при освоении техник изобразительной деятельности, которые дарят детям радость познания, творчества.
2.6. Взаимодействие с семьями воспитанников
Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников:
- познакомить родителей с особенностями работы с соленым тестом;
- совместно с родителями способствовать развитию детской самостоятельности и творческих способностей;
- помочь родителям создать условия в семье, способствующие наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях.
Формы взаимодействия с семьями воспитанников:
- организация выставок детских работ и совместных тематических выставок детей и родителей;
- участие в конкурсах разного уровня;
Для просвещения родителей, передачи необходимой информации по данной теме, используем разные формы: индивидуальные и подгрупповые консультации, информационные листы, листы-памятки, папки-передвижки.
3. Организационный раздел
3.1. Календарный учебный график
Программа рассчитана на два года. Период обучения по Программе: с 1 октября по 30 мая.
Основной формой работы с детьми является занятие-игра. В соответствии с Уставом ДОУ в творческие каникулы занятия по Программе организуются без изменений.
Программа предполагает проведение двух занятий в неделю во вторую половину дня. Продолжительность 1 занятия соответствует возрастным нормам детей и составляет:
Год обучения | Возрастная группа | Продолжительность занятия |
Первый год обучения | дети 5-6 лет | 25 минут |
Второй год обучения | дети 6-7 лет | 30 минут |
Последовательность занятий и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов деятельности детей.
3.2. Материально-техническое обеспечение Программы
Необходимые материалы и инструменты для изготовления изделий из соленого теста:
- мука, соль (мелкая «экстра»), вода (только холодная, можно из-под крана);
- акриловые краски, гуашь; кисти;
- пищевые или натуральные красители (какао-порошок, свекольный сок и прочие);
- ватные палочки;
- доски для лепки;
- коктейльные трубочки;
- стаканы для воды;
- скалка для раскатывания теста;
- стеки, ножички;
- -штампики: любые бытовые предметы, дающие оттиск или отпечаток (пуговицы разной формы, бусины, пробки, монеты, колпачки фломастеров, расчески и пр.)
- материал для декорирования: ленточки, тесьма, природный материал и т.д.;
- формочки для теста или игр с песком;
- чеснокодавилка; вилка, расческа, зубочистки;
- прозрачный лак для закрепления красок и защиты изделия от влаги;
- клей ПВА или сухой обойный клей, который перед добавлением в замешиваемое тесто разводят в чуть теплой воде (2 ст. л. клея на небольшое количество воды);
- картон, фольга;
- шаблоны;
- демонстрационный материал: образцы для лепки, схемы последовательности выполнения работы, модели.
3.3. Развивающая предметно-пространственная среда должна организовываться как культурное пространство, которое оказывает воспитывающее влияние на детей. Поэтому при организации развивающей предметно-пространственной среды учитывается, чтобы содержание носило развивающий характер и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями.
Эстетическая развивающая среда включает:
- внутреннее убранство помещения;
- световой фон, вписывающийся в интерьер;
- мебель;
- яркие игрушки, образцы и др.
В помещении размещаются материалы для знакомства детей с различными изделиями искусства, предметами народных промыслов. Кроме того, находятся материалы и оборудование, необходимые для детской лепки из теста. Предоставляются материалы и оборудования для ручного труда.
3.4. Обеспечение методическими материалами
1. Селезнева Е.А. «Удивительное соленое тесто», М., 2009г.
2. Кибо А.А. «Герои сказок и мультфильмов из соленого теста», М., 2011г.
3. Колесникова Т.Ю. «Лепим из соленого теста», М., ЭКСМО, 2012г.
4. Морозов В.О., Ешанина А.П. «Соленое тесто», М., 2009г.
5. Фирсова А.В. «Чудеса из соленого теста», М., Айрис-Пресс, 2008г.
6. Хоменко В.А. «Соленое тесто шаг за шагом», Харьков, 2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Королевство Магического песка» для детей 5-7 лет (срок реализации – 1 год)
Актуальность.Направленность программы: программа «Королевство Магического песка»имеет художественно-эстетическую направленность, она направлена на всестороннее, гармоничное развитие личнос...
Дополнительная общеразвивающая программа художественно - эстетической направленности.
Дополнительная общеразвивающая программа художественно - эстетической направленности. Музыкально - театральная студия "Радость."...
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Непоседы» На основе программы по ритмической пластике А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика»
Основная направленность программы - психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного ("музыкального") инструмента.По содержанию прог...
Педагогическая диагностика по дополнительной общеразвивающей программе художественно-эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей 4-7лет «Фантазия»
Педагогическая диагностика по дополнительной общеразвивающей программе художественно-эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей 4-7лет «Фантазия&r...
Педагогическая диагностика по дополнительной общеразвивающей программе художественно-эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей от 3 до 7 лет «Умелые ручки»
Педагогическая диагностика по дополнительной общеразвивающей программе художественно-эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей от 3 до 7 лет «Умелые ручки»...
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей 4-7 лет «Фантазия»
Дополнительная общеразвивающая программахудожественно-эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей 4-7 лет «Фантазия»...
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления "Волшебный мир аппликации" группы общеразвивающей направленности детей от 3 до 4 лет.
Развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых. Расширение программы по изобразительной деятельнос...