Пример описания опыта работы для конкурса
статья

Капранова Марина Николаевна

Система работы Капрановой М.Н.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_opyta_kapranova.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

        Не секрет, что в современном обществе происходят большие перемены, меняются ориентиры, переставляются акценты. Затронули эти изменения и систему дошкольного образования. Повышаются требования к воспитателям. Профессия воспитателя, на мой взгляд, это теперь не только призвание, но еще и профессионализм, желание постоянно меняться и совершенствоваться, новое педагогическое мышление.

        Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. «Современному ребенку - современного воспитателя!» - лозунг сегодняшнего дня! И в своей педагогической деятельности я стараюсь его придерживаться.

        Принцип, которого я всегда придерживаюсь в работе с детьми, это принцип индивидуализации. Каждый ребенок уникален, задача воспитателя увидеть эту уникальность, не навредить ребенку, а создать необходимые условия для развития личности каждого воспитанника. Исходя из данных мониторинга на начало учебного года, я составляю индивидуальный маршрут развития каждого ребенка согласно его способностям, предпочтениям, физическому и психическому состоянию. Эти маршруты для каждой образовательной области согласуются со специалистами, дополняются их рекомендациями и выполняются в тесном сотрудничестве с семьей. Работа по индивидуальным картам ведется в течение всего учебного года.

        В своей группе стараюсь создавать развивающую предметно-пространственную среду таким образом, чтобы каждый ребенок чувствовал себя в детском саду как дома. Для этого был создан интерактивный стенд для детей «Здравствуй, я пришел!», на котором ребенок отмечает присутствие, перевернув свое фото. На «Экране настроения» каждый может отметить настроение, выбрав соответствующий смайлик, а чтобы приободрить заскучавшего по маме малыша, можно открыть фотоальбом с семейными фотографиями детей группы. Работа по постоянному совершенствованию развивающей предметно-пространственной среды приносит мне радость и удовольствие.

        При организации образовательной деятельности с детьми я стараюсь уйти от традиционной формы занятий, заменив ее игрой. Использую в работе нетрадиционные формы организации непрерывной образовательной деятельности: викторины, игры-путешествия, квесты, КВН, нетрадиционные формы продуктивной деятельности (рисование пластилином, восковыми палочками, с помощью тампонов, и пр. Совместную деятельность с детьми организую на принципах партнерства, наравне с ними включаюсь в общее дело, поддерживаю детей в их начинаниях. Ничего не сообщаю детям в готовом виде, при подготовке и проведении НОД предусматриваю вариативность ответов детей. При этом не оставляю без внимания ни одного ответа, учу детей исправлять свои ошибки и устанавливать их причину. В этом мне помогают такие эффективные технологии как ИКТ, метод проектов, экспериментирование, ТРИЗ, мнемотехника.

        Формирование партнерской позиции в образовательной деятельности с дошкольниками ориентирует нас на поиск интерактивных технологий, дающих ребенку возможность проявлять активность, самостоятельность, инициативу. Одна из технологий, которую я для себя недавно открыла, стала кейс-технология. Причиной использования мной кейсов в образовательном процессе стал тот факт, что конкретные ситуации лучше сохраняются в памяти детей, объединяют знание и практику, демонстрируют различные точки зрения, требуют от ребенка активного умственного и эмоционального участия в анализе и обсуждении, развивают навыки анализа и критического мышления. Традиционно считается, что эта технология сложна и потому подходит больше для детей школьного возраста. Однако это совсем не так, если при её использовании учитывать возрастные особенности дошкольников. В работе с дошкольниками я использую кейсы, адаптированные к особенностям данного возраста. Это кейс – иллюстрации, фото – кейсы, ролевое проектирование. Кейсы можно использовать при работе во всех образовательных областях. Мною были разработаны и апробированы кейсы по безопасности, этикету, правилам дорожного движения, финансовой грамотности дошкольников.

        Считаю, что финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста –  актуальное направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни. В ГБДОУ детский сад №67 Приморского района Санкт-Петербурга ведется работа по этому направлению. Одна из парциальных программ ГБДОУ, реализуемых в части, формируемой участниками образовательных отношений, – «Тропинка в экономику» А. Д. Шатовой. Программа дает широкие возможности по приобщению дошкольников к экономике.

         После того, как я ознакомилась с этой программой, основной идеей которой служит положение о том, что в старшем дошкольном возрасте основы финансовой грамотности могут прививаться через базовые нравственные представления – о добре и зле, красивом и некрасивом, хорошем и плохом, я решила, что для ее реализации можно использовать как традиционные формы работы с детьми – беседы, ситуативные разговоры, дидактические игры, так и элементы относительно новой для дошкольной педагогики кейс-технологии.         

        Как наиболее эффективно организовать экономическое просвещение и воспитание дошкольников – актуальный вопрос, для того, чтобы его решить мною были апробированы различные формы работы с детьми, родителями и коллегами.

        Наиболее интересными для детей стали такие мероприятия, как сюжетно-ролевые игры «В банке», «Ателье для маленьких красавиц», «Пункт обмена валюты», «Пиццерия» которые способствовали формированию у детей представлений о работе этих учреждений и сотрудниках, которые в них трудятся. Интеллектуальная игра «Веселая экономика» доставила детям много радости. Решая задачки Гнома-Эконома, загадки Феи Экономики, и побывав в школе премудрости Василисы Премудрой, ребята вспомнили о том, как работать в команде, прислушиваться к мнению сверстников и действовать в реальной ситуации. Читая с ребятами всем известные сказки, мы обсуждали их с точки зрения экономики. (Например, какой хозяйкой была Муха-Цокотуха? А Федора? Почему Старуха осталась у разбитого корыта? Как старик из сказки С. Михалкова рекламировал свою корову? и т.д.)

                Мне нравится делиться опытом своей работы. Я часто принимаю участие в мастер – классах, провожу их для коллег – педагогов своего ДОУ и воспитателей в районе. Постоянно повышаю уровень своего педагогического мастерства на конференциях, семинарах, выставках различного уровня, участвую в профессиональных конкурсах. Своими знаниями по формированию основ финансовой грамотности я охотно делюсь с коллегами. На семинаре «Дошкольник и экономика» я объясняла воспитателям, что ознакомление дошкольников с основами экономики, это не только формирование у них финансовых понятий, но и воспитание нравственно значимых качеств личности – бережливости, рациональности, щедрости и честности. Мы вместе изучили и разобрали теоретические азы экономического воспитания дошкольников. Одноименный стендовый доклад помог педагогам еще раз закрепить полученные в ходе семинара знания. На мастер-классе «Экономика в сказках» я рассказала о том, как можно использовать экономический потенциал сказок в работе с детьми. Презентация «Дидактические игры по финансовой грамотности дошкольников», подготовленная мною, показала возможности практического применения теоретических знаний, полученных в ходе семинаров и мастер-классов.

        В результате работы по изучению и внедрению в практику основ финансовой грамотности и экономического просвещения дошкольников мной были переработаны и адаптированы в соответствие с задачами программы «Тропинка в экономику» дидактические игры. В соответствие с требованиями ФГОС разработаны конспекты непрерывной образовательной деятельности с детьми.

        В группе создан уголок «Экономическая азбука», в котором расположена карта, на которую нанесены промышленные центры нашего города, а также крупные магазины. Развивающую среду пополнила следующими настольно-печатными играми по экономике: «Найди евро», «Менеджер», «Бизнесмен», «Деньги», «Супермаркет». К сюжетно-ролевой игре «Магазин» приобретен кассовый аппарат, сделаны чеки и деньги. Оформила картотеку экономических понятий, которую регулярно пополняла по мере изучения материала. Для ознакомления дошкольников с деньгами была создана папка «Деньги разных стран мира», На занятиях дети с удовольствием рассказывали о тех странах, где они побывали с родителями на отдыхе, демонстрировали имеющие там хождение деньги.

        Наиболее значимым для меня в профессиональном плане стало изучение и внедрение в практику кейс технологии для финансового просвещения дошкольников. Для того, чтобы эффективно организовать работу по реализации программы, для каждой непрерывной образовательной деятельности мною были разработаны различные виды кейсов, позволяющие внести в каждый компонент образовательного процесса элементы интерактивности, повысить познавательный интерес и мыслительную активность дошкольников, сформировать умение действовать в реальной ситуации. Анализировать кейс – это увлекательно и интересно и мои воспитанники всегда с нетерпением ждут того момента, когда же мы начнем обсуждать увлекательные, познавательные и поучительные задачки из чемоданчика. В результате работы над кейсами дети стали более активно включаться в активную познавательную деятельность, стали выслушивать и учитывать точку зрения друг друга, расширились их представления об экономике.

        Семья - это один из самых важных институтов экономического просвещения. Именно в семье ребенок впервые познает цену труда, доходов и расходов, получает первоначальное экономическое образование и первый опыт экономической социализации. Поэтому для меня было важным заручиться поддержкой семей и объяснить родителям необходимость работы по данной проблеме. Для родителей разрабатывались буклеты – «Ребенок и финансы», целью которых было вовлечение родителей и детей в понимание актуальности и важности экономического просвещения дошкольников. Консультации, после которых были организованы экскурсии выходного дня в банк, совместные походы в магазины, приобщение детей к составлению списка покупок, планирование предстоящих расходов, способствовали становлению у детей желания принимать активное участие в жизни семьи и ближайшего окружения. На «Вечера профессий» приходили родители воспитанников моей группы и рассказывали о том, где и кем они работают, что они делают на работе и т.д.

        Немаловажным для меня является показатель практического усвоения детьми пройденного материала, когда ребята в реальной жизни умеют применить полученные знания. В результате наблюдения за детьми в игровой деятельности, в режимных моментах, в ходе НОД я заметила, что они чаще стали использовать в сюжетно-ролевых играх новые профессии и выстраивать свои игровые действия в соответствие с выбранной, охотно выполняют трудовые поручения, принимают участие в дежурствах, помогают другим. Дети моей группы стали более бережливыми. При выходе из группы всегда напоминают мне, что нужно выключить свет и проверить, закрыт ли кран с водой. В ходе продуктивной деятельности пластилин и бумагу используют рационально, говоря о том, что из одного кусочка можно вылепить несколько поделок, а из одного листа вырезать несколько элементов, если использовать материал по делу. Ребята бережно относятся к игрушкам и переживают, если нечаянно что-то сломали, предлагают починить поломку, с удовольствием делают подарки друг другу и испытывают радость от добрых поступков.

        Таким образом, я пришла к выводу, что работа по приобщению детей к основам финансовой грамотности дает положительные результаты, позволяет развить в детях нравственно и экономически важные качества личности, формирует позитивные установки к различным видам труда, расширяет их представления об экономике, а значит может реализовываться в ДОУ.

        Помимо экономического просвещения дошкольников, большое внимание уделяю нравственным проблемам, воспитанию в детях таких общечеловеческих ценностей, как доброта, порядочность, отзывчивость, милосердие. Являюсь одним из авторов программы комплексных мероприятий по духовно-нравственному развитию и воспитанию детей дошкольного возраста «Уроки Добра», которая предназначена для педагогов и специалистов ДОУ.

        Для успешного взаимодействия с семьями воспитанников не только по проблемам финансового просвещения, но и по успешной социализации детей дошкольного возраста, использую вариативные формы работы. В моей группе для родителей оформлен интерактивный стенд «Почта для родителей». В индивидуальном конверте для каждого находится актуальная информация и последние рекомендации по развитию и воспитанию детей. Мне интересны социологические методы, такие как фокус группы, формализованные и неформализованные интервью, владею способами создания различного вида гайдов. На протяжении нескольких лет веду работу с родителями воспитанников детского сада в рамках центра сотрудничества «Мир Детства». Здесь мы вместе с родителями обсуждаем в различных формах актуальные вопросы развития и воспитания детей, проводим тренинги, мастер-классы, фокус-группы. А какое удовольствие доставляют родителям совместные мероприятия с детьми! Являюсь членом авторского коллектива журнала «Невский Львенок», который выпускается в нашем детском саду. Это – еще одна эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников. Инновационные методы работы с семьей и детьми помогают мне наладить доверительные партнерские отношения и с теми и с другими.

        Я считаю, что для того, чтобы идти в ногу со временем и достичь вершин педагогического мастерства, надо работать над собой и постоянно пополнять и совершенствовать свои знания. Стараюсь всегда следовать этому принципу в своей профессиональной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы по теме «Приобщение подростков с ограниченными возможностями к краеведческой работе как одно из направлений их патриотического воспитания»

Дети с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) ограничены в своих возможностях в познании окружающего мира, не все знают историю своего края, города, его героев, почетных граждан города (села), окружа...

Описание опыта работы на тему: "Система работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством приобщения к культурному наследию казачества Белогорья"

Описание опыта работы на тему: "Система работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством приобщения к культурному наследию казачества Белогорья"...

Описание опыта работы РАССКАЗЫВАНИЕ ИЗ ОПЫТА КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Можно отметить, что проблема развития связной монологической речи нашла достаточно широкое освещение в научной и методической литературе. Тем не менее, о необходимости усиления специальной систематиче...

Описание опыта работы «Особенности организации работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ»

Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения р...

Описание опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной работе»

В соответствии с ФГОС ДО, требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определяют, как одну из важнейших задач, охрану и укрепление здоровья воспитанников чере...

Описание опыта работы. Конкурс "Воспитатель года -2018"

Экологическое воспитание дошкольников на основе регионального компонента...

Описание опыта работы для конкурса "Воспитатель года"

Описание опыта работы на тему: «Ниткография как средство развития в детях качеств творческой личности»...