Описание опыта работы. Конкурс "Воспитатель года -2018"
материал на тему

Староверова Елена Ивановна

Экологическое воспитание дошкольников на основе регионального компонента

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_opyta_raboty.docx47.35 КБ

Предварительный просмотр:

Описание опыта работы.

«Экологическое воспитание дошкольников на основе регионального компонента»

«Заставить полюбить природу нельзя,

но помочь полюбить можно».

Н.И. Сладков.   

           В соответствии с Законом РФ «Об образовании» государственный стандарт (ГОС) включает не только федеральный, но и национально- региональный компоненты. Экологическое воспитание в моей работе  стало одним из приоритетных направлений формирования личности дошкольников. Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. В соответствии с этим важно особое внимание уделять пониманию детьми своего неразрывного единства с окружающим миром. Причем, это единство должно быть не только понято ребенком, но и прочувствовано, должно стать основой гуманного отношения к природе.

          На протяжении 8 лет мой профессиональный интерес воплощается  в работе по теме «Формирование экологического воспитания дошкольников на основе регионального компонента».  Ценность регионального компонента в экологическом образовании заключается в том, что у воспитанников крепнет любовь к родному краю, его природе. По всем возрастным группам составлено перспективное планирование. Знакомство с природой родного края провожу на занятиях, во время прогулок, экскурсий, в режимных моментах. В своей работе с детьми использую такую форму работы, как проект.  В связи с этим мной разработан и успешно реализуется  на основе регионального компонента долгосрочный проект «Мещера- мой край родной» для детей старшего возраста.

        Актуальность проекта в том, что он является информацией, которую  ребенок получает непосредственно через общение с природой.

   Цель проекта:  формирование основ экологической культуры на основе регионального компонента.

Задачи  проекта:  

- Дать элементарные представления о способах охраны природы.

- Расширять представления детей об охраняемой заповедной зоне.

- Обогащать и закреплять знания детей о том, что растительный и животный мир Мещерского края богат и разнообразен, нуждается в защите и охране.

- Организация работы с родителями по привлечению их к бережному отношению к природе.

            Реализация проекта начинается с подачи детям знаний на участке детского сада, где растут деревья, кустарники, ягодные культуры. Отведено место для маленького огородика. Оборудована птичья столовая. Дети совершают экскурсии на озеро, во фруктовый сад. Каждый год наши воспитанники посещают Окский государственный природный биосферный заповедник. Дети узнают о истории  создания заповедника , о его значимости, а также о флоре и фауне родного края. В селе находится музей космонавтики имени К.Э.Циолковского, где дети знакомятся с неживой природой. Еще при этом воспитывается гордость за то, что на нашей Мещерской земле, в нашем селе родился великий ученый. В экскурсиях и наблюдениях , на прогулке дети получают непосредственное представление о предметах и явлениях, которые его окружают. Детям важно потрогать объект, прикоснуться к нему, чтобы понять.

Живая природа состоит из двух основных частей: растительного и животного мира. Мы – люди, относимся к живому миру. Выясняю с детьми, что все представители живой природы имеют общие признаки: растут, размножаются, питаются, дышат. Но каждое из живых существ неповторимо и уникально. Человек наделен разумом, способен мыслить и принимать решения. Поэтому мы в ответе за свои поступки.

              Для улучшения эколого- регионального воспитания созданы следующие условия: предметно- развивающая среда, методический, наглядно-иллюстрированный, демонстрационный материал, картотека экологических игр, стихов о природе, загадки, произведения художественной литературы, лэпбук  «Зима», «Охрана природы». Оформлена «Красная книга». Уголок природы обеспечивает возможность для систематической работы по по ознакомлению с природой родного края. Одной из интересных форм работы является проведение экологических акций «Елочка- зеленая иголочка», «Посади дерево», «Синичкин день».

              Экологическое воспитание тесно связано с нравственным воспитанием – это воспитание человечности, доброты, милосердия, ответственного отношения к природе, людям, которые живут рядом. Большую часть в экологическом воспитании я отвожу беседам. Здесь стараюсь продумать, как сообщить важную информацию, использую красочные альбомы, открытки. Когда рассказываю о природе и ее богатствах, ставлю своей задачей не только воспитание бережного отношения ко всему живому, но и воспитание гордости за  то, что у нас есть заповедник, где оберегается первозданность природы. Экологическое воспитание на основе регионального компонента невозможно без  художественной литературы . В своей работе я использую произведения писателей и поэтов, воспевающих Рязанский край.

                Эстетический фон для игровой ситуации создают стихи, загадки. Они позволяют построить работу, чередуя разнообразные методические приемы с художественным словом, что сделает занятие запоминающимся для детей.  

Моя задача заключается в том, чтобы воспитать у детей отзывчивость, быть ответственными и с заботой относиться ко всему живому. Воспитание бережного отношения к природе, окружающему миру возможно тогда. Когда дети располагают элементарными знаниями о природе, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за ними, научатся наблюдать природу, видеть ее красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю.

             Экологическое образование – одно из эффективных условий интеллектуально- творческого, эмоционально- эстетического, физического развития. Задача в том, чтобы помочь детям раскрыть себя в окружающем мире, раскрыть для себя этот удивительный мир, воспринимать его ценности и понять взаимосвязи. Каждый ребенок – маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности и чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются творческие проявления.

               Для успешной реализации задач в своей работе осуществляю игровую, трудовую, проектную,  познавательно- исследовательскую деятельность. При взаимодействии с детьми использую дифференцированный подход, учитываю индивидуальные особенности детей.

             В своей работе использую разнообразные формы сотрудничества с семьей: анкетирование, родительские собрания, консультации, оформление стендовой информации, совместные праздники и акции. Родители помогают собирать экспонаты для оформления развивающей среды, предоставляют фотоматериалы, являются активными участниками конкурсов и выставок. Совместно с родителями создан мини- музей «Птицы нашего края».

            Интеграция регионального компонента по экологии дает возможность формированию у дошкольников целостного взгляда на мир, приобретения знаний о природе. Можно сделать следующие выводы, что использование регионального компонента в экологическом воспитании дает положительные  результаты: у детей сформирован устойчивый интерес к природе местного края, ее состоянию. По результатам мониторинга, за последние 3 года, наблюдается положительная динамика улучшения знаний детей по данному направлению, что подтверждается представленной диаграммой.

E:\graph.png

Таким образом, можно сказать, что экологические знания могут выступать средством воспитания осознанного отношения дошкольников к окружающей действительности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы по теме «Приобщение подростков с ограниченными возможностями к краеведческой работе как одно из направлений их патриотического воспитания»

Дети с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) ограничены в своих возможностях в познании окружающего мира, не все знают историю своего края, города, его героев, почетных граждан города (села), окружа...

Описание опыта работы РАССКАЗЫВАНИЕ ИЗ ОПЫТА КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Можно отметить, что проблема развития связной монологической речи нашла достаточно широкое освещение в научной и методической литературе. Тем не менее, о необходимости усиления специальной систематиче...

Описание опыта работы в соответствии с ФГОС за 3 года Червоткиной Н.В.

Описание опыта работы в соответствии с ФГОС за 3 года Червоткиной Н, В,...

Справка о предоставлении опыта работы в 2017-2018 учебном году

Справка о предоставлении опыта работы в 2017-2018 учебном году...

Описание опыта работы для конкурса "Воспитатель года"

Описание опыта работы на тему: «Ниткография как средство развития в детях качеств творческой личности»...

Описание опыта работы воспитателя МКДОУ «Новоисетский детский сад» Терентьевой Любовь Викторовны за 2018 - 2021 г.г.

Описание опыта работы воспитателя МКДОУ «Новоисетский детский сад» Терентьевой Любовь Викторовны за  2018 - 2021 г.г....

Описание опыта работы воспитателя за 2018 - 2021 г.г.

Описание опыта работывоспитателя МКДОУ «Новоисетский детский сад»Терентьевой Любовь Викторовныза  2018 - 2021 г.г.высшая квалификационная категория...