Оптимизация сотрудничества ДОУ и семьи при формировании у детей основ физической культуры и начальных представлений о здоровом образе жизни
консультация
Предварительный просмотр:
Забота о здоровом образе жизни – основа хорошего физического и нравственного самочувствия, укрепление которого возможно только путём комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов. Об этом свидетельствует ряд нормативных документов, отражающих стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей.
Актуальность исследования обусловлена двумя основными факторами. С одной стороны, отмечаются неблагоприятные тенденции к ухудшению физического и психического здоровья детей и острая необходимость поиска средств совершенствования методов и приемов их оздоровления, а с другой – существует понимание значения активного взаимодействия детского сада и семьи, при этом отсутствует система тесных партнерских отношений между педагогами и родителями по формированию у детей основ физической культуры и культуры здоровья.
Известно, что только здоровый ребёнок может усвоить объём знаний и умений, необходимый для обучения в школе. Неслучайно огромное внимание уделяется проблеме формирования у дошкольников основ физической культуры и здоровья, которая может быть решена при условии тесного взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников.
Поэтому нами был разработан проект «Партнёрство детского сада и семьи при формировании у детей основ физической культуры и культуры здоровья».
В проекте принимали участие дети и их родители, воспитатели, старший воспитатель, фельдшер.
Целью, проекта стало – разработка новых подходов к взаимодействию детского сада и родителей воспитанников, как фактора позитивного физического развития ребенка, развития культуры здорового образа жизни.
Задачи проекта:
1. обеспечение физического и эмоционального развития ребенка;
2. формирование у детей стремления к сохранению своего здоровья через наличие устойчивого интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями;
3. повышение педагогической культуры родителей;
4. стимулирование родителей как участников единого образовательного пространства к поиску оптимального стиля общения с ребенком.
Были определены основные направления работы: создание условий для развития и оздоровления ребенка; разработка комплексной системы оздоровления и воспитания дошкольника; осуществление тесного взаимодействия родителей и педагогов.
Прежде всего,для нас стал важный вопрос: «Как заинтересовать родителей?» «Как сделать работу эффективной?» «Какие новые формы взаимодействия необходимо разработать?».
Так, с помощью анкетирования и наблюдений было установлено, что есть родители заинтересованные как в активных (дни здоровья, эстафеты, спортивные состязания, походы выходного дня, так и пассивных форм (семинары, практикумы, тренинги) участия в мероприятиях, организуемых в ДОУ.
Есть часть родителей, наиболее занятых на работе, которые проявили желание участвовать в заочных мероприятиях, конкурсы – выставки нетрадиционного спортивного оборудования. Была выявлена категория родителей, которые всем довольны и на предложения детского сада практически не реагируют.
Анализ полученных результатов анкетирования родителей, учет их пожеланий о наиболее приемлемых формах сотрудничества с ДОУ, оценка контингента детей, их здоровья, качественная характеристика семей воспитанников дали мне возможность составить свою классификационную форму взаимодействия и спланировать мероприятия с семьями воспитанников.
Система мероприятий по созданию единого образовательного пространства строится в следующих направлениях:
1. повышение правовой культуры родителей (углубление знаний нормативно-правовой базы ответственности за сохранение и укрепление здоровья ребенка, и формирование у него физических качеств);
2. повышение педагогической культуры родителей (изучение закономерностей и особенностей физического и психического развития ребёнка на разных возрастных этапах, знакомство с современным опытом семейного воспитания и др.);
3. пропаганда здорового образа жизни (активная позиция в приобщении детей к культурным и духовным ценностям физической культуры в условиях семьи и детского сада, совместные занятия родителей и детей по формированию двигательной культуры, направленные на повышение уровня их физической подготовленности и осознанного отношения к сохранению и укреплению здоровья);
4. социализация приобретённого опыта в воспитательно-образовательном пространстве «родители-дети-педагоги» (свободная трансляция педагогического опыта оздоровление детей в условия дошкольного образовательного учреждения и семьи, распространение опыта педагогического воздействия на ребёнка с целью формирования основ физической культуры).
На первом этапе были проведены следующие мероприятия: анкетирование родителей; создание информационного пространства «Здоровый образ жизни семьи»; информация для родителей в уголке «Айболита»на тему: «Проведение профилактики против гриппа». Нами были разработаны консультации и памятки для родителей по физкультурно-оздоровительной работе с детьми: «Как правильно заниматься физическими упражнениями дома»; «Гимнастика в домашних условиях»; «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия»; «Пробуждение после сна»; «Малоподвижные игры»; «Учим, детей ходить на лыжах». Папка-передвижка «Здоровый ребенок в здоровой семье», где каждая семья могла поделиться своим опытом, или узнать много нового.
Вторым шагом стало создание условий для развития и оздоровления детей: это спортивный зал, оснащенный необходимым физкультурным оборудованием, в группе создан центр физической активности детей, где располагаются различные физкультурные пособия, в том числе и для профилактики плоскостопия, спортивная площадка для занятий на улице, дорожки здоровья в спальнях. Большего эффекта можно достичь, если разнообразить имеющееся оборудование нестандартным, которое способствует повышению интереса. Для этого мы организовали конкурс среди родителей «Содержание центра двигательной активности в группе». Руками родителей было изготовлено универсальное нестандартное оборудование, которое легко трансформируется при минимальной затрате времени, также родители приняли активное участие в конкурсе «Ледяная сказка» в котором учреждение заняло первое место среди детских садов города. Спортивный участок был оформлен снежными постройками для развития основных видов движений, для развития всех групп мышц.
Содержание развивающей предметно-пространственной среды в группе позволяет организовать самостоятельную двигательную деятельность таким образом, чтобы обеспечить каждому ребёнку гармоничное развитие, помочь использовать резервы своего организма для сохранения и укрепления здоровья, обогащения двигательного опыта, повышения творческого и познавательного потенциала.
Развитие движений в полной мере не обеспечивает укрепление здоровья. Поэтому особое внимание в режиме дня уделяется проведению закаливающих процедур.
Мы разработали комплекс закаливающихся процедур, предусматривающий разнообразные формы и методы, а так же изменения в связи со временем года, возрастом и индивидуальными особенностями здоровья детей.
Для того чтобы наглядно продемонстрировать состояние физического развития детей и их физической подготовленности, мы провели родительское собрание на котором показали презентацию «Развитие физических качеств детей»,провели дискуссию на тему: «Для чего нужен спорт», предложили картотеку подвижных игр. Привлекли родителей к участию в конкурсе плакатов
«Здоровый ребенок в здоровой семье», организовали день открытых дверей, где родители смогли увидеть утреннюю гимнастику, физкультурное занятие, закаливающие процедуры. Личным примером, участвуя во всех спортивных мероприятиях, каждый день я показываю, что занятие спортом формирует основу физической культуры и культуры здоровья.
Проведение совместных физкультурных развлечений и спортивных праздников родителей с детьми являются актуальной и эффективной формой
работы. Родителям предоставляется возможность понаблюдать за своим ребенком, что позволяет оценить результат своего воспитания. Сотрудничество и
поддержка семьи в физическом воспитании дошкольников позволило добиться высоких показателей в уровне физического развития и здоровья детей.
Таким образом, целенаправленная система партнерства детского сада и семьи позволит сформировать основы физической культуры и культуры
здоровья, подготовить к школьной жизни не только детей, но и родителей, будет
способствовать созданию условий для самореализации родительского потенциала.
Литература.
1. Агавелян М. Г., Данилова Е. Ю., Чечулина О. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М., 2009.
2. Давыдова О. И., Богославец Л. Г., Майер А. А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М., 2010.
3. Евдокимова Е. С., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. «Детский сад и семья: Методика работы с родителями». Пособие для педагогов и родителей - М.: Мозаика - Синтез, 2012.
4. Рылеева Е. Учимся сотрудничать с родителями // Дошкольное воспитание. - 2004.
5. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №4 апрель/2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Физическое развитие. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни" для детей 1 младшей группы
В рабочей программе представлены содержание программы, подробный тематический план на один год....
Мониторинг образовательного процесса по образовательному модулю «Физическое развитие» «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни"
В документе подобран дидактический материал по формированию ЗОЖ по программе "От рожднения до школы" Вераксы для детей средней, старшей. подготовительной к школе группе....
Рабочая программа модуля «Физическое развитие» «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста»
Рабочая программа по формированию здорового образа жизни у дошкольников составлена с учетом требований ФГОС ДО для работы с детьми средней, старшей, подготовительной к школе групп....
Оптимизация сотрудничества ДОУ и семьи при формировании у детей основ физической культуры и начальных представлений о здоровом образе жизни.
Оптимизация сотрудничества ДОУ и семьи при формировании у детей основ физической культуры и начальных представлений о здоровом образе жизни....
2016г. Инновационный проект «Сотрудничество ДОУ и семьи при формировании у детей основ физической культуры и культуры здоровья».
Процесс по взаимодействию детского сада с семьей при формировании у детей основ физической культуры и культуры здоровья....
Консультация для родителей: «Актуальность партнёрства детского сада и семьи при формировании у детей основ физической культуры и культуры здоровья»
Консультация для родителей:«Актуальность партнёрства детского сада и семьи при формировании у детей основ физической культуры и культуры здоровья»...
Педагогический проект по физическому развитию (формирование начальных представлений о здоровом образе жизни) «Я здоровье берегу», средняя группа
Данный проект предназначен для детей среднего дошкольного возраста, их родителей. Основная идея проекта заключается в том, чтобы, создавая стимулирующую, соревновательную среду пос...