Оптимизация сотрудничества ДОУ и семьи при формировании у детей основ физической культуры и начальных представлений о здоровом образе жизни
консультация

стажерская практика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stazherskaya_praktika.docx20.11 КБ

Предварительный просмотр:

Забота о здоровом образе жизни – основа хорошего физического и нравственного самочувствия, укрепление которого возможно только путём комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов. Об этом свидетельствует ряд нормативных документов, отражающих стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей.

Актуальность исследования обусловлена двумя основными факторами. С одной стороны, отмечаются неблагоприятные тенденции к ухудшению физического и психического здоровья детей и острая необходимость поиска средств совершенствования методов и приемов их оздоровления, а с другой – существует понимание значения активного взаимодействия детского сада и семьи, при этом отсутствует система тесных партнерских отношений между педагогами и родителями по формированию у детей основ физической культуры и культуры здоровья.

Известно, что только здоровый ребёнок может усвоить объём знаний и умений, необходимый для обучения в школе. Неслучайно огромное внимание уделяется проблеме формирования у дошкольников основ физической культуры и здоровья, которая может быть решена при условии тесного взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников.

Поэтому нами был разработан проект «Партнёрство детского сада и семьи при формировании у детей основ физической культуры и культуры здоровья».

В проекте принимали участие дети и их родители, воспитатели, старший воспитатель, фельдшер.

Целью, проекта стало – разработка новых подходов к взаимодействию детского сада и родителей воспитанников, как фактора позитивного физического развития ребенка, развития культуры здорового образа жизни.

Задачи проекта:

1. обеспечение физического и эмоционального развития ребенка;

2. формирование у детей стремления к сохранению своего здоровья через наличие устойчивого интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями;

3. повышение педагогической культуры родителей;

4. стимулирование родителей как участников единого образовательного пространства к поиску оптимального стиля общения с ребенком.

Были определены основные направления работы: создание условий для развития и оздоровления ребенка; разработка комплексной системы оздоровления и воспитания дошкольника; осуществление тесного взаимодействия родителей и педагогов.

Прежде всего,для нас стал важный вопрос«Как заинтересовать родителей?» «Как сделать работу эффективной?» «Какие новые формы взаимодействия необходимо разработать?».

Так, с помощью анкетирования и наблюдений было установлено, что есть родители заинтересованные как в активных (дни здоровья, эстафеты, спортивные состязания, походы выходного дня, так и пассивных форм (семинары, практикумы, тренинги) участия в мероприятиях, организуемых в ДОУ.

Есть часть родителей, наиболее занятых на работе, которые проявили желание участвовать в заочных мероприятиях, конкурсы – выставки нетрадиционного спортивного оборудования. Была выявлена категория родителей, которые всем довольны и на предложения детского сада практически не реагируют.

Анализ полученных результатов анкетирования родителей, учет их пожеланий о наиболее приемлемых формах сотрудничества с ДОУ, оценка контингента детей, их здоровья, качественная характеристика семей воспитанников дали мне возможность составить свою классификационную форму взаимодействия и спланировать мероприятия с семьями воспитанников.

Система мероприятий по созданию единого образовательного пространства строится в следующих направлениях:

1. повышение правовой культуры родителей (углубление знаний нормативно-правовой базы ответственности за сохранение и укрепление здоровья ребенка, и формирование у него физических качеств);

2. повышение педагогической культуры родителей (изучение закономерностей и особенностей физического и психического развития ребёнка на разных возрастных этапах, знакомство с современным опытом семейного воспитания и др.);

3. пропаганда здорового образа жизни (активная позиция в приобщении детей к культурным и духовным ценностям физической культуры в условиях семьи и детского сада, совместные занятия родителей и детей по формированию двигательной культуры, направленные на повышение уровня их физической подготовленности и осознанного отношения к сохранению и укреплению здоровья);

4. социализация приобретённого опыта в воспитательно-образовательном пространстве «родители-дети-педагоги» (свободная трансляция педагогического опыта оздоровление детей в условия дошкольного образовательного учреждения и семьи, распространение опыта педагогического воздействия на ребёнка с целью формирования основ физической культуры).

На первом этапе были проведены следующие мероприятия: анкетирование родителей; создание информационного пространства «Здоровый образ жизни семьи»информация для родителей в уголке «Айболита»на тему«Проведение профилактики против гриппа». Нами были разработаны консультации и памятки для родителей по физкультурно-оздоровительной работе с детьми: «Как правильно заниматься физическими упражнениями дома»; «Гимнастика в домашних условиях»«Профилактика нарушения осанки и плоскостопия»«Пробуждение после сна»«Малоподвижные игры»«Учим, детей ходить на лыжах». Папка-передвижка «Здоровый ребенок в здоровой семье», где каждая семья могла поделиться своим опытом, или узнать много нового.

Вторым шагом стало создание условий для развития и оздоровления детей: это спортивный зал, оснащенный необходимым физкультурным оборудованием, в группе создан центр физической активности детей, где располагаются различные физкультурные пособия, в том числе и для профилактики плоскостопия, спортивная площадка для занятий на улице, дорожки здоровья в спальнях. Большего эффекта можно достичь, если разнообразить имеющееся оборудование нестандартным, которое способствует повышению интереса. Для этого мы организовали конкурс среди родителей «Содержание центра двигательной активности в группе». Руками родителей было изготовлено универсальное нестандартное оборудование, которое легко трансформируется при минимальной затрате времени, также родители приняли активное участие в конкурсе «Ледяная сказка» в котором учреждение заняло первое место среди детских садов города. Спортивный участок был оформлен снежными постройками для развития основных видов движений, для развития всех групп мышц.

Содержание развивающей предметно-пространственной среды в группе позволяет организовать самостоятельную двигательную деятельность таким образом, чтобы обеспечить каждому ребёнку гармоничное развитие, помочь использовать резервы своего организма для сохранения и укрепления здоровья, обогащения двигательного опыта, повышения творческого и познавательного потенциала.

Развитие движений в полной мере не обеспечивает укрепление здоровья. Поэтому особое внимание в режиме дня уделяется проведению закаливающих процедур.

Мы разработали комплекс закаливающихся процедур, предусматривающий разнообразные формы и методы, а так же изменения в связи со временем года, возрастом и индивидуальными особенностями здоровья детей.

Для того чтобы наглядно продемонстрировать состояние физического развития детей и их физической подготовленности, мы провели родительское собрание на котором показали презентацию «Развитие физических качеств детей»,провели дискуссию на тему«Для чего нужен спорт», предложили картотеку подвижных игр. Привлекли родителей к участию в конкурсе плакатов

«Здоровый ребенок в здоровой семье», организовали день открытых дверей, где родители смогли увидеть утреннюю гимнастику, физкультурное занятие, закаливающие процедуры. Личным примером, участвуя во всех спортивных мероприятиях, каждый день я показываю, что занятие спортом формирует основу физической культуры и культуры здоровья.

Проведение совместных физкультурных развлечений и спортивных праздников родителей с детьми являются актуальной и эффективной формой

работы. Родителям предоставляется возможность понаблюдать за своим ребенком, что позволяет оценить результат своего воспитания. Сотрудничество и

поддержка семьи в физическом воспитании дошкольников позволило добиться высоких показателей в уровне физического развития и здоровья детей.

Таким образом, целенаправленная система партнерства детского сада и семьи позволит сформировать основы физической культуры и культуры

здоровья, подготовить к школьной жизни не только детей, но и родителей, будет

способствовать созданию условий для самореализации родительского потенциала.

Литература.

1. Агавелян М. Г., Данилова Е. Ю., Чечулина О. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М., 2009.

2. Давыдова О. И., Богославец Л. Г., Майер А. А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М., 2010.

3. Евдокимова Е. С., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. «Детский сад и семья: Методика работы с родителями». Пособие для педагогов и родителей - М.: Мозаика - Синтез, 2012.

4. Рылеева Е. Учимся сотрудничать с родителями // Дошкольное воспитание. - 2004.

5. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №4 апрель/2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Физическое развитие. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни" для детей 1 младшей группы

В рабочей программе представлены содержание программы, подробный тематический план на один год....

Мониторинг образовательного процесса по образовательному модулю «Физическое развитие» «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни"

В документе подобран дидактический материал по формированию ЗОЖ по программе "От рожднения до школы" Вераксы для детей средней, старшей. подготовительной к школе группе....

Рабочая программа модуля «Физическое развитие» «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста»

Рабочая программа по формированию здорового образа жизни у дошкольников составлена с учетом требований ФГОС ДО для работы с детьми средней, старшей, подготовительной к школе групп....

Оптимизация сотрудничества ДОУ и семьи при формировании у детей основ физической культуры и начальных представлений о здоровом образе жизни.

Оптимизация сотрудничества ДОУ и семьи при формировании у детей основ физической культуры и начальных представлений о здоровом образе жизни....

2016г. Инновационный проект «Сотрудничество ДОУ и семьи при формировании у детей основ физической культуры и культуры здоровья».

Процесс по взаимодействию детского сада с семьей при формировании у детей основ физической культуры и культуры здоровья....

Консультация для родителей: «Актуальность партнёрства детского сада и семьи при формировании у детей основ физической культуры и культуры здоровья»

Консультация для родителей:«Актуальность партнёрства детского сада и семьи при формировании у детей основ физической культуры и культуры здоровья»...

Педагогический проект по физическому развитию (формирование начальных представлений о здоровом образе жизни) «Я здоровье берегу», средняя группа

Данный проект предназначен для детей среднего дошкольного возраста, их родителей. Основная идея проекта заключается в том, чтобы, создавая стимулирующую, соревновательную среду пос...