"Педагог и ребёнок. Барьеры в общении»
методическая разработка

Биянова Ольга Викторовна

Понять для себя мир ребенка может только тот, кому дети интересны. 

В ходе педагогической деятельности возникает особое общение между педагогом и ребенком.

И какими бы педагогическими приемами оно ни осуществлялось, должно протекать в форме равноправного доброжелательного сотрудничества взрослого с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_praktikum.docx18.63 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар- практикум «Педагог и ребёнок. Барьеры в общении»

Известно, что люди, работающие с детьми, смотрят на них по-разному: некоторым нравится их общество, других возмущает детская неуправляемость, у кого-то есть любимчики, кто-то предпочитает заниматься с одним, а играть с другими. Но по-настоящему понять для себя мир ребенка может только тот, кому дети интересны. В ходе педагогической деятельности возникает особое общение между педагогом и ребенком.

И какими бы педагогическими приемами оно ни осуществлялось, должно протекать в форме равноправного доброжелательного сотрудничества взрослого с детьми. Оно должно направлять малышей на самостоятельное воспроизведение знаний, умений, способов действия с предметами, полученное на занятиях и в совместной деятельности с взрослым. Педагогу следует поощрять проявление активности, инициативы и выдумки детей.

Каждый воспитатель прежде всего должен помнить:

- что с детьми обращаются ровно, спокойно, терпеливо.

- что недопустимы со стороны воспитателя и других сотрудников постоянные порицания.

- что ребенка надо назвать по имени, по фамилии в дошкольном возрасте детей называть нельзя.

- что речь воспитателя - не только образец для подражания. От того, как взрослый обращается к детям, во многом зависит его успех.

Итак, сегодня мы с Вами говорим о взаимоотношениях между детьми и педагогами. Каждый из Вас решает сам, какую линию поведения выбрать, какой способ общения предпочесть. Однако Вы   должны понимать, что выбранный Вами  стиль общения с ребёнком, Ваша воспитательская позиция играет огромную роль в формировании его личности, так как ребёнок большую часть времени проводит в ДОУ. Именно в процессе взаимодействия с педагогами дети приобретают представление о взаимоотношениях людей, социализируются.

Психологи выделяют  7 воспитательских позиций, каждая из которых может проявляться в чистом виде, но могут быть и комбинации из разных позиций. Все позиции представлены через образы, что позволяет легче понять каждую из них, а также способы, которыми осуществляются воздействия на ребенка.

(Мини - лекция 7 воспитательских позиций).ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Итак, как вы считаете, какая  из  представленных 7 воспитательских позиций обеспечивает полноценное развитие детей?

Отношения «воспитатель— ребенок» — достаточно серьезная педагогическая проблема. Во взаимодействие постоянно вступают два разных духовных мира: мир воспитателя (опыт, знания, убеждения, нравственные взгляды, ценностные ориентации его поколения и т. п.) и мир ребенка (проблемы и противоречия развития, формирования личности: стремление все познать, попробовать; разноплановые интересы, желания, потребности и т. п.)

Практическая часть

Перед воспитателями на подносе лежат 7 камней. Вызываются 7 добровольцев, им предлагается выбрать по камешку и постараться запомнить свой . Затем, вернуть его на поднос. Ведущий просит найти каждого свой камешек.

- Что вам помогло узнать свой камешек? (особые приметы, индивидуальные качества)

Ведущий:  Вот так и наши воспитанники: все они дети, но каждый из них особенный, со своим характером, привычками. И к каждому необходим индивидуальный подход, для того чтобы эффективно выстроить линию взаимоотношений. Сегодня мы поговорим о, приёмах, которые помогут в установлении правильных взаимоотношений с детьми в целом и с каждым ребёнком в отдельности.

       Педагог должен обладать педагогическим тактом – уметь разговаривать с детьми и выслушивать их; проявлять выдержку при любых обстоятельствах, находить способы воздействия на детей, учитывая их самолюбие; понимать и правильно оценивать детские поступки и проявления их личностных качеств, а главное, уметь индивидуализировать методы и приёмы воспитания, опираясь НА ВСЁ ЛУЧШЕЕ, ЧТО ЕСТЬ В РЕБЁНКЕ.  

     Упражнение "Другой ракурс”

Каждому воспитателю выдаётся листок вида:

Женя – ябеда

Коля – трус

Клава – жадина

Петя – сопливый

Толя – хилый

Игорь – лентяй

Оля – выскочка

Дима – толстый

Лёва – нытик

Аня – глупая

Задание: смягчить данные высказывания.

    При выполнении данного упражнения, ведущий подводит к следующим выводам:

Возможен перевод отрицательных, негативных определений в положительные определения, моменты, установки.

Важна интонация (например: "пышка” можно сказать с разными оттенками)

- Одним из важных моментов общения с детьми является умение владеть голосом. Существуют такие понятия, как «чарма» - мягкий, успокаивающий голос, который не включает в себя психологическую защиту и «императив» - жесткий, властный, подавляющий тон. Вы понимаете, что эффективность в общении приносит «чарма», поэтому нам с вами необходимо овладевать именно этим видом голоса.

 Предлагаю вам проверить, насколько способность управлять своим голосом развита у вас. Нужно произнести текст: «Зайку бросила хозяйка… » с определённой интонацией. Приглашаю по одному участнику от команды выбрать задание. Время на подготовку 30 секунд».

Произнесение текста:

1. Шёпотом.

2. С максимальной громкостью.

3. Волнообразно.

4. Как будто вы страшно замёрзли.

5. Как будто у вас во рту горячая картошка.

6. Как маленькая девочка.

- Однажды знаменитый поэт сказал:

Из слов человека можно видеть, за кого он хочет прослыть,

но то, что он есть на самом деле, можно угадать лишь по мимике, жестам, телодвижениям, которые непроизвольны.  (Ф. Шиллер)

Упражнение «Актёры и зрители» (цель: развитие чувствительности педагогов к невербальным средствам коммуникации).

- Я предлагаю вам инсценировать несколько явлений. Один из членов команды подходит к столу и берёт три листочка с обозначенными в них явлениями. Время на подготовку - 30 секунд. Затем команды показывают друг другу инсценировки, и пытаются отгадать смысл показанного явления.

(выполнение)

Инсценировки:

Идти:

• против ветра;

• туда, куда не хочется;

• так, чтобы кого-нибудь не разбудить;

• с тем, кто вызывает твою настороженность;

• с тем, кто тебе очень симпатичен;

• на деловую встречу и вдруг понять, что забыли важные документы;

• и вдруг увидеть человека, которому хотите понравиться;

• и вдруг узнать, что у вас на колготках дырка.

(выполнение)

«Детство, детский мир – это мир особенный. Дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве, у них свои критерии красоты, у них даже свое изменение времени: в годы детства день кажется годом, а год - вечностью. Имея доступ в сказочный дворец, имя которому - Детство, я всегда считал необходимым стать в какой-то мере ребенком. Только при этом условии дети не будут смотреть на вас, как на человека, случайно проникшего за ворота их сказочного мира, как сторожа, которому безразлично, что делается внутри этого мира» (В. Л. Сухомлинский).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Причины возникновения барьеров в общении между педагогами родителями»

Типичная ошибка в оценке процесса общения формулируется так: «Я сказал то, что хотел сказать, он понял то, что я сказал». Это иллюзия. На самом деле партнер понимает все, во-первых, по-другому, во-вто...

Семинар-практикум для педагогов "Педагог и ребенок: барьеры в общении"

Цель:·         Акцентировать внимание педагогов на неконструктивных способах педагогического общения с воспитанниками.·...

Мини - лекция: «Причины возникновения барьеров в общении между педагогами и родителями»

В лекции раскрываются основные причины,препятствующие сотрудничеству между родителями и педагогами....

Районное методическое объединение воспитателей на тему"Педагог и ребенок:барьеры в общении"

Тема-еффективное взаимодействие  с детьми -очень важна в наше время.Тема: "Приемы эффективного,конструктивного взаимодействия с детьми" Тема »Эффективное  взаимодействие...

Педагог и ребенок: барьеры в общении

Одна из первостепенных задач в работе современного педагога - формирование навыков эффективной коммуникации у ребенка, не допускающей грубости, бестактности, умение предотвратить проявление агрессии с...