Коммуникативные барьеры в общении в системе «родитель-ребенок», «педагог-воспитанник».
материал ( группа) на тему
Предварительный просмотр:
Коммуникативные барьеры в общении в системе «родитель-ребенок»,
«педагог-воспитанник». Способы преодоления коммуникативных барьеров.
Ключевые слова: коммуникативные барьеры, взрослый, ребенок, конфликт, медиация.
В работе с клиентами мы часто сталкиваемся с обращениями, в которых заявленные проблемы обозначены клиентами как конфликты в системе детско-родительских отношений, а также конфликты в учебном (либо досуговом) учреждении между педагогом и учащимся (воспитанником). Данные проблемы часто носят затяжной и глубокий характер. Не разрешение их приводит к обострению взаимоотношений всех участников конфликта. Напряжение, вызванное этим, приводит в свою очередь к развитию невротических синдромов и формированию деструктивных форм поведения. Деструктивное поведение — это поведение, которое не соответствующее общепринятым нормам и направленное на неприятие каких-либо альтернативных точек зрения. Оно может привести не только к возникновению социальных проблем у человека, но и к нарушениям физического здоровья.
Исследуя во время психологического консультирования подобные конфликтные ситуации можно отметить, что предпосылки, конфликтного поведения кроются в недопонимании, во время взаимодействия участниками друг друга. Информация в силу каких-то причин искажается, теряет изначальный смысл, а в ряде случаев, не поступает к тому к кому обращена. Факторы, которые служат причиной непонимания собеседников - называют барьерами общения или коммуникативными барьерами. Итак, коммуникативные барьеры - это психологические препятствия на пути передачи и принятия информации между партнерами по общению.
В общении в целом, и в особенности с ребенком, ошибочные мыслительные структуры выражаются в виде барьеров:
1. Преувеличение или минимализация (преуменьшение) наблюдается очень часто в поведении обоих родителей. Мы преувеличиваем достижения чужих детей, преуменьшая успехи своих. Замечено, что чаще преувеличивают что-либо мамы, а минимализируют отцы. Этот факт объясняется особенностями эмоционально-волевой сферы людей, а также интериоризацией и закреплением моделей поведения перенимаемых у своих родителей.
2. Негативное суперобобщение выражается в выделении одного негативного события или факта из жизни ребенка, которое родители начинают считать показательным для всего его поведения или деятельности. Этим часто грешат оба родителя.
3. Мышление типа «все или ничего» не позволяет родителям увидеть истинное «лицо» ребенка, нюансы его жизни, знать его проблемы, помогать ему в их решении. Если определенная цель не достигается ребенком, родители считают это полным крахом, провалом, самого ребенка считают неудачником и, таким образом, формируют у него неуверенность в себе, неумение преодолевать трудности или, наоборот, неумеренный максимализм.
4. Десквалификация позитива – очень опасный барьер в воспитании детей. Он выражается в том, что взрослые во всем видят только отрицательные стороны. Родители считают успехи, достижения детей малыми, неважными и это приводит к нежеланию что-либо делать, к формированию у детей нерешительности, неуверенности в себе.
5. Неуважение или игнорирование позиции и мнения ребенка приводит к частым заболеваниям и к его пассивности. Чаще всего этот барьер наблюдается в авторитарных семьях.
6. Категорические утверждения с применением слов «надо», «нельзя», «сделай так» и т.д., которые присутствуют постоянно в воспитании детей, не дают возможности думать детям, ограничивают их творческие возможности.
7. Ментальный фильтр выражается в том, что родители выбирают одну деталь, свойство или действие ребенка и постоянно настаивают на нем. Самым отрицательным является то, что эта деталь чаще всего не соответствует действительности, а выбрана на основе чужого влияния, сиюминутного настроения или ошибочного выбора.
8. «Прыжок прямо к выводам» часто наблюдается в общении взрослых и детей. Родители поспешно делают выводы по поводу различных дел, поступков своих детей, при этом акцент ставится непременно на какой-либо отрицательный факт.
9. Негативное мышление не позволяет взрослым объективно рассматривать окружающее. Оно мешает замечать положительное вокруг себя, ценить его и приумножать.
10. Барьер «ожидания непонимания». Здесь нередко исходят из того, что партнер обязательно должен понять неверно. Участник взаимодействия начинает прогнозировать последствия этого неверного понимания, предвосхищать неприятные ощущения.
11. Барьер «возраста» - типичный в системе обыденного общения. Возникает в самых разнообразных сферах человеческого взаимодействия. Например, между взрослыми и детьми (взрослый не понимает, чем живет ребенок, что является причиной многих конфликтов).
Помимо перечисленных, можно выделить еще следующие барьеры типы коммуникативных барьеров: информационно-дефицитный, замещающе-искажающий эмоциональный, фонетический, семантический барьер непонимания, стилистический, логический барьер непонимания. Рассмотрим их.
Помехами в общении может быть механический обрыв информации и отсюда её искажение; неясность передаваемой информации, в силу чего искажается изложенная и переданная мысль; эти варианты можно обозначить как информационно-дефицитный барьер.
Случается, что принимающие ясно слышат передаваемые слова, но придают им иное значение (проблема состоит в том, что говорящий может даже не обнаружить, что его сигнал вызвал неверную реакцию). Здесь можно говорить о замещающе-искажающем барьере. Искажение информации, проходящей через одного человека, может быть незначительным. Но когда она проходит через несколько человек искажение может быть существенным. Также этот барьер называют «барьер отражения».
Эмоциональные барьеры. Во многом искажение информации связано с эмоциями. Это происходит, когда люди, получив какую-либо информацию, более заняты своими чувствами, предположениями, чем реальными фактами.
Барьер фонетического непонимания порождает невыразительная быстрая речь, речь-скороговорка и речь с большим количеством звуков-паразитов, слов-паразитов.
Существует также семантический барьер непонимания, связанный, в первую очередь, с различиями в системах значений участников общения. Это, прежде всего, проблема жаргонов и сленгов.
Не меньшую роль в разрушении межличностной коммуникации может сыграть стилистический барьер, возникающий при несоответствии стиля речи говорящего и ситуации общения или стиля речи и актуального психологического состояния, возраста слушаюшего и др. Так, дети не воспримут интересный рассказ из-за сухой, эмоционально не насыщенной или наукообразной речи взрослого.
Наконец, можно говорить о существовании логического барьера непонимания. Он возникает в тех случаях, когда логика рассуждения, предлагаемая говорящим, либо слишком сложна для восприятия участником общения, либо кажется ему не верной, противоречащей. Для одних людей логично и доказательно то, что не противоречит разуму, для других то, что соответствует долгу и морали и т.п.. Так мы сталкиваемся с существованием «женской» и «мужской» психологической логики, «детской» логике, логикой «подростка» и т.д. От психологических пристрастий, от уровня развития того к кому обращена информация зависит, воспримет ли он предлагаемую ему систему доказательств или сочтёт её не убедительной.
Вышеизложенные барьеры мешают не только адекватному воспитанию детей, но влияют и на взаимоотношения взрослых, их здоровье.
Чтобы преодолеть барьеры в общении, прежде всего, необходимо вырабатывать чувство собственного достоинства, уверенность в себе. Помогает также умение видеть за каждым неадекватным поступком человека проявление его психологических особенностей, а может быть, и проблем. Необходимо спокойно и обстоятельно проанализировать планируемое вами содержание беседы и по возможности устранить из нее те моменты или эмоциональные аспекты, которые могут вызвать неадекватное толкование ваших намерений. После этого можно вступать в контакт.
Для преодоления «барьеров» необходимо:
1) оценить создавшуюся ситуации «барьера» (определение ее направленности и возможные последствий);
2) выявить причин возникновения «барьера»;
3) исследовать предполагаемые выхода из ситуации в зависимости от ее причин (нейтрализация, либо минимизация негативных факторов);
4) определение эффективных действий для выхода из создавшейся ситуации. Действия, направленные на минимизацию «барьеров» позволяют наладить процесс общения и приводит к эффективному взаимодействию в условиях совместной деятельности.
Важную роль играет в преодолении психологических барьеров мотивационное состояние.
Коммуникативные барьеры легче преодолеть, если обучиться приемам активного слушания. Основные приемы активного слушания: «перефраз», «эхо», «логическое следование», «уточнение». Дополнительные приемы активного слушания: кивание (но не в режиме «китайского болванчика»), использование междометий «да», «ага», «угу» и пр., поза внимания и заинтересованности (легкий наклон в сторону собеседника, открытая или нейтральная поза, зрительный контакт) и другие.
В ситуациях, когда члены взаимодействия, не могут преодолеть коммуникативные барьеры - конфликт усугубляется. Одним из вариантов разрешения конфликтов является медиация. Сам медиативный процесс, помимо достижения главной цели (разрешения конфликта), способен обучать моделям успешной коммуникации и взаимодействия в стиле сотрудничества. Стороны конфликта, участвуя в процессе медиации, иногда впервые в жизни получают возможность прикоснуться к опыту отношений, основанных на достоинстве и взаимоуважении. Это обеспечивает возможность повысить качество своей жизни. Хочется отметить, что при семейной медиации ни одна из сторон не уходит неудовлетворенной, так как все решения участники конфликта принимают добровольно без оказания на них давления и с соблюдением всех их законных прав. Причем заседание по семейной медиации считается законченным тогда, когда интересы каждого из членов семьи будут удовлетворены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Причины возникновения барьеров в общении между педагогами родителями»
Типичная ошибка в оценке процесса общения формулируется так: «Я сказал то, что хотел сказать, он понял то, что я сказал». Это иллюзия. На самом деле партнер понимает все, во-первых, по-другому, во-вто...
Семинар-практикум для педагогов "Педагог и ребенок: барьеры в общении"
Цель:· Акцентировать внимание педагогов на неконструктивных способах педагогического общения с воспитанниками.·...
Мини - лекция: «Причины возникновения барьеров в общении между педагогами и родителями»
В лекции раскрываются основные причины,препятствующие сотрудничеству между родителями и педагогами....
Районное методическое объединение воспитателей на тему"Педагог и ребенок:барьеры в общении"
Тема-еффективное взаимодействие с детьми -очень важна в наше время.Тема: "Приемы эффективного,конструктивного взаимодействия с детьми" Тема »Эффективное взаимодействие...
Педагог и ребенок: барьеры в общении
Одна из первостепенных задач в работе современного педагога - формирование навыков эффективной коммуникации у ребенка, не допускающей грубости, бестактности, умение предотвратить проявление агрессии с...
Из семинаров "Барьеры в общении"
Как добиться того,чтобы ваше общение с любым собеседником было эффективным?...