Пути совершенствования взаимодействия педагогов с родителями детей»
консультация
- Оценка воспитателями своих профессиональных умений и качеств, необходимых для общения с родителями.
- Планирование и проведение мероприятий (досуги, праздники, развлечения, консультации, родительские собрания), направленных на формирование партнерских взаимоотношений между коллективом ДОУ и родителями.
- Тематический контроль «Взаимодействие детского сада и семьи».
- Оформление родительских уголков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ped.soveta.docx | 55.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематический педсовет № 3
Тема: «Пути совершенствования взаимодействия педагогов с родителями детей»
Цель: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
Подготовительная работа
- Оценка воспитателями своих профессиональных умений и качеств, необходимых для общения с родителями.
- Планирование и проведение мероприятий (досуги, праздники, развлечения, консультации, родительские собрания), направленных на формирование партнерских взаимоотношений между коллективом ДОУ и родителями.
- Тематический контроль «Взаимодействие детского сада и семьи».
- Оформление родительских уголков.
Повестка дня
- Анализ тематического контроля «Взаимодействие детского сада и семьи» (заведующий Назарова Л.В.).
- Актуальность проблемы взаимодействия педагогов с родителями детей (воспитатель Михайлова В.Г.).
- Инновационные формы и методы работы с родителями в ДОУ (воспитатель Михайлова В.Г.).
- Педагогический тренинг «Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями» (воспитатель Михайлова В.Г.).
- Проект решения педсовета (заведующий Назарова Л.В.).
Ход педсовета
- Анализ тематического контроля «Взаимодействие детского сада и семьи» (заведующий Назарова Л.В.).
Заведующий: Уважаемые коллеги! Наш педсовет посвящен решению одной из годовых задач дошкольного учреждения активизировать взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников для полноценного развития личности ребёнка и его социализации в условиях введения ФГОС ДО.
При подготовке к педсовету был проведен тематический контроль «Взаимодействие детского сада и семьи» и включил в себя следующие пункты:
- уровень профессионального мастерства воспитателя: методы, приёмы, формы работы, используемые воспитателем;
- система планирования работы с родителями;
- правильное и своевременное заполнение документации.
- содержание оформления наглядной информации в группах для родителей
В ходе контрольной проверки было выявлено:
Воспитатели младшей и подготовительной группы Соколова З.Ф., Смирнова Е.Ю.. на достаточном уровне владеют знаниями о методах, приёмах и формах работы с родителями, проявляют компетентность в вопросах воспитания. Однако, предпочтительнее используются традиционные формы работы такие, как: родительские собрания, консультации, папки – передвижки, анкетирование, самая активная форма работы консультации. Их тематика соответствует возрастным особенностям детей, годовым задачам ДОУ. Эстетично оформлен родительский уголок, но требует замены на более современный. При организации сотрудничества с родителями для достижения положительных результатов используют разнообразный «наглядный материал» в родительском уголке: фотогазеты, консультации, папки – раскладушки, выставки детских работ, рисунков, буклеты. Родительские собрания проводятся в соответствии с перспективным планом работы. Протоколы родительских собраний ведутся в соответствии с требованиями. Родители группы участвуют в различных мероприятиях, оказывают помощь в изготовлении поделок для конкурсов.
Педагоги старшей группы и группы раннего возраста детей (Золотарева О.И., Михайлова В.Г.) на достаточном уровне владеют знаниями о методах, приёмах и формах работы с родителями. Также широко используются традиционные формы работы. Самая активная форма работы – консультации. В общении с родителями педагоги используют доброжелательный, уважительный тон. В родительском уголке ежемесячно обновляется газета для родителей. Эстетично и современно оформлен родительский уголок. Созданы паспорта семей. Протоколы родительских собраний ведутся в соответствии с требованиями. Есть в наличии тетрадь учёта индивидуальных консультаций с родителями, отражена работа с родителями и в календарных планах воспитательно – образовательной работы. Родители этих групп участвуют в различных мероприятиях, оказывают помощь в ремонте групповой ячейки, участии в конкурсах.
Выводы: для формирования сотрудничества детей, родителей и педагогов детского сада созданы оптимальные условия. Педагоги и родители в детском саду являются равноправными партнёрами. В основу этого союза легло единство стремлений, взглядов на образовательный процесс. Как педагоги, так и родители хотят видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Родители поддерживаю стремление педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей. В свою очередь, педагоги исключают во взаимодействии с родителями дидактизм, не получают, а советуют, размышляют вместе с ними, договариваются о совместных действиях.
Рекомендации:
1. Совершенствовать формы работы с родителями, учитывая их социальное положение, социальный статус, категорию семей.
2. Активнее использовать инновационные формы во взаимодействии с родителями.
3. Для реализации преемственности детского сада и семьи включать в рабочие программы педагогов организацию совместной деятельности детей, педагогов и родителей, в которой родители не пассивные наблюдатели, а активные участники образовательной деятельности.
4. Каждому педагогу проанализировать проделанную работу по данному направлению и наметить перспективы дальнейшей деятельности на следующий учебный год.
5. Рекомендовать педагогам для индивидуального изучения литературу по данной теме.
В заключении хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребёнка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников. Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи и дошкольного учреждения. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьёй, дифференцированный подход к семьям разного типа.
- Актуальность проблемы взаимодействия педагогов с родителями детей (воспитатель Михайлова В.Г.).
Воспитатель: Мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже недостаточно однажды получить образование и работать по специальности. Чтобы сохранять уровень компетентности, необходимо все время чему-либо учиться, заниматься самообразованием на протяжении всей жизни. Непрерывное образование становится потребностью. Современная семья все чаще нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, педагогических, психологических, юридических. Деятельность педагогического коллектива детского сада не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме. Работа с семьей должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. Это подразумевает изменения в системе «воспитатель – родитель», требует усилий от педагогического коллектива ДОУ.
В настоящее время общение педагога с родителями строится на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов родителей и их опыта в воспитании детей. Педагоги прошлого - К. Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова, Л. Н. Толстой и другие - говорили о необходимости приобретения родителями педагогических знаний, о важности и целенаправленности семейного воспитания, о необходимости сочетания знания и опыта. В этом современным родителям призваны оказать помощь педагоги дошкольных учреждений, несмотря на то, что информацию по вопросам воспитания ребенка можно получить сейчас разными путями. Это и периодические издания, и Интернет, и многочисленная популярная литература для родителей. Но только воспитатель ежедневно общается с детьми и родителями, видит проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи. Он оказывает помощь родителям в различных формах. Однако педагоги не всегда готовы к этой деятельности в силу ряда причин.
У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой — ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых — достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей.
- Инновационные формы и методы работы с родителями в ДОУ (воспитатель Михайлова В.Г.).
Воспитатель: Практика показывает, что эффективной является любая совместная деятельность родителей и педагогов. Например, коллективное обсуждение проблемы позволяет родителям почувствовать, что другие мамы и папы тоже столкнулись с похожими проблемами и сумели найти из них выход. А это рождает ощущение: любые трудности разрешимы.
Для более эффективной работы с родителями необходимо расширить рамки нашего сотрудничества и организовать данное взаимодействие в неформальной обстановке с применением инновационных форм (перечислить, непонятные формы объяснить, объяснения представлены снизу):
1. Лекция
2. Исследование
3. Социально – педагогический тренинг
4. Психологический тренинг (игра)
5. Диагностика
6. Конференция
7. Консультативный пункт
8. Организация работы семейных клубов по интересам;
9. Дни открытых дверей;
10. Онлайн общение с родителями посредством интернет сайта;
11. Организация встреч с родителями в форме дискуссий;
12. Семинары –практикумы;
13. Диспуты;
14. Круглый стол;
15. Тренинг;
16. Обмен опытом семейного воспитания;
17. Организация совместной деятельности детей и родителей.
Воспитатель: Все формы понятны???
Педагоги: объясните, пожалуйста, про тренинг.
Воспитатель: объяснить про тренинг
1. Встречи за «круглым столом» расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов.
Темы встречи могут быть различными. Беседу начинают активисты – родители, затем в нее включаются психолог, врач, воспитатели, остальные родители. Можно предложить для обсуждения различные ситуации из семейной жизни, проблемы, возникающие при воспитании детей в различных типах семей, что еще больше активизирует участников встреч. В этой форме работы примечательно то, что практически ни один родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая дельные советы. Обобщить и закончить встречу может психолог или педагог.
2. Онлайн общение с родителями посредством интернет сайта.
Помогает познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов; показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка; педагогическое просвещение родителей по их запросам.
В результате такой формы работы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах, оказываемых специалистами.
3. Лекция – изложение какой-то темы. Лекции могут быть организованы на самые различные темы по воспитанию детей. Лекционная форма родителями не воспринимается.
4. Психологический тренинг.
В начале встречи попросить родителей заполнить анкету, сделать короткое выступление, обосновывающее актуальность темы тренинга. Родителям даётся задание, высказывания записываются на доске, в завершение делается резюме.
5. Дискуссии.
Цель: рассматривание проблемы с разных сторон (позиций); выбор оптимального варианта – решения.
Партнерами становятся две группы родителей, расположившиеся друг против друга. Обсуждение проблемы в виде дискуссии предусматривает поочередное принятие группой на себя обеих противоборствующих позиций – «за» и «против». После того, как предложен вопрос для обсуждения, участники поочередно высказываются по предложенному вопросу. Поощряя, корректируя, направляя, усиливая высказывания родителей, воспитатель поддерживает ход , подводит итог дискуссии.
Важно иметь в виду форму дискуссии:
• круглый стол – самая известная форма; особенность ее состоит в том, что участники обмениваются мнениями друг с другом при полном равноправии каждого;
• симпозиум – обсуждение какой-либо проблемы, в ходе которого участники по очереди выступают с сообщениями, после чего отвечают на вопросы;
• дебаты – обсуждение в форме заранее подготовленных выступлений представителей противостоящих, соперничающих сторон и опровержений, после чего слово предоставляется для вопросов и комментариев участникам от каждой команды;
6. Конференция – итоговая форма работы с родителями. Она проводится, как правило, один раз в год. Её цель – обобщение и систематизация знаний, полученных родителями и другими членами семьи в результате работы детского сада по педагогическому просвещению. Проведению конференций предшествует разносторонняя подготовительная работа.
• Обсудить с педагогами детского сада и представителями родительского комитета целесообразность предложенной темы. Наметить оргкомитет по подготовке к конференции.
• Выделить ответственных за подготовку выступлений педагогов и родителей, ответственных за подготовку выставки, организацию консультаций, оформлении помещения, культурную программу (выступление детей, персонала детского сада, родителей).
• Разработать обращение к родителям.
7. Семинары-практикумы
Практическое занятие по какому-то вопросу.
Например, практикум «Возможности семьи в речевом развитии ребенка».
Предложить родителям обсудить факторы успешного речевого развития ребенка. С этой целью дать выбрать из предложенного перечня наиболее значимые, прокомментировать свой выбор.
1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с младенческого возраста.
2. Общение ребёнка со сверстниками.
3. Строение артикуляционного аппарата.
4. Речь взрослых – образец.
5. Развитие мелкой моторики рук.
6. Чтение детям художественной литературы.
7. Игра ребёнка со взрослыми и сверстниками.
Задание родителям.
Ознакомьтесь с проблемной ситуацией и предложите свой комментарий или ответ.
Предложить родителям познакомиться с содержанием раздела программы по развитию речи. Дать прослушать аудиозапись с высказываниями детей, сделанную в начале учебного года до занятий. Спросить, какие ощущения возникали у родителей, когда они узнавали голос своего ребенка, слышали его речь?
На вторую часть встречи приглашаются дети. Они участвуют вместе с родителями в различных игровых упражнениях и заданиях.
8. Дни открытых дверей.
Организуется 2 раза в год. В эти дни родители могут посетить режимные моменты, занятия.
9. Диспут
Предполагает спор, столкновение различных, иногда противоречивых точек зрения. Он требует от сторон убежденности, ясного и определенного взгляда на предмет спора, умения отстаивать свои доводы.
Законы диспута.
• свободный обмен мнениями
• все активны и равны
• каждый выступает и критикует любое положение, с которым не согласен
• говори, что думаешь, и думай, что говоришь
• главное – факты, логика, умение доказывать. Мимика, жесты, восклицания в качестве аргументов не принимаются
• острое, меткое слово приветствуется
• перешептывания на месте и шутки неуместны.
К нетрадиционным формам работы с родителями относятся: устные журналы, родительские гостиные, клубы по интересам, библиотека компьютерных игр, совместное творчество родителей, детей и педагогов.
Родительская почта и телефон доверия (оформляется самими родителями, в ней они отмечают интересные случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам); Любой член семьи имеет возможность в короткой записке обратиться за помощью к конкретному специалисту. Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей.
Ящик для предложений (родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой воспитателей).
Нельзя забывать о роли наглядной пропаганды в повышении педагогической культуры родителей.
Эффективной формой работы с родителями являются тематические выставки. На выставке используются разные материалы: книги, детские рисунки, самодельные игрушки, высказывания детей, фотографии и т.д.
Выставки, вернисажи детских работ (демонстрируя родителям важных разделов программы или успехов детей по освоению программы);
Правильное сочетание всех форм работы с родителями (традиционные, нетрадиционные), наглядная пропаганда способствуют повышению теоретических знаний родителей, побуждают их пересматривать методы и приемы домашнего воспитания, правильнее оценивать разностороннюю деятельность детского сада.
Использование разнообразных форм и методов работы с родителями даст определенный результат:
– родители станут активно участвовать в жизни детского сада,
– станут верными помощниками воспитателей
Все это является свидетельством того, что в детском саду наблюдается достаточно высокий уровень социально-психологической комфортности воспитательно – образовательной среды.
- Педагогический тренинг «Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями» (воспитатель Михайлова В.Г.)
Материал: ручки на каждого участника, листы бумаги А5 по числу участников, белая доска, маркер, карточки с фразами для игры «Тренировка интонации», 2 шляпы, магнитофон, запись танцевальной музыки для игры «Волшебная шляпа», запись спокойной музыки для релаксации.
Цель: способствовать преодолению трудностей педагогов в общении и взаимодействии с родителями.
Задачи:
1.Актуализировать существующие проблемы во взаимодействии с родителями;
2.Содействовать повышению уверенности в себе;
3.Упражнять начинающих педагогов в построении эффективного общения с родителями.
План проведения:
Ведущий (воспитатель):
- Для того чтобы понимать другого человека, необходимо хорошо знать самого себя. Я предлагаю оценить Ваш уровень коммуникабельности с родителями.
Диагностика, оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями (на основе методики оценки уровня общительности педагога, по В.Ф. Ряховскому).
Инструкция.
Вашему вниманию предлагаются несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно «да», «нет», «иногда».
- Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?
- Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, информацией перед родителями?
- Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до последнего момента?
- Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?
- Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для • родителей дошкольного учреждения. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения?
- Любите ли Вы делиться своими переживаниями от общения с родителями с коллегами, руководством?
- Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?
- Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задает Вам вопросы?
- Верите ли Вы, что существует проблема «воспитателей и родителей» и что они разговаривают на «разных языках»?
- Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить?
- Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе?
- Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?
- Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?
- У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного воспитания и других мнений на этот счет Вы не приемлете?
- Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только детей?
- Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию?
Оценка ответов: «да» — 2 очка, «иногда» — 1 очко, «нет» — О очков.
Полученные очки суммируются и определяется, к какой категории относится испытуемый.
30—32 очка. Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего Вы вообще не коммуникабельны. Это Ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и окружающим Вас людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует коллективных усилий. Контакты с родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В основном они формальны. Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на родителей. Вы убеждены, что большинство родителей — это всегда недовольные, придирчивые люди, ищущие в Вашей работе только недостатки, не желающие прислушиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с родителями приводит к тому, что и они стремятся избегать общения с Вами. Постарайтесь статъ общительнее, контролируйте себя.
25—29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы. Новая работа и необходимость новых контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями воспитанников является для Вас сложным и не слишком приятным делом. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Однако в неудачных контактах с родителями стремитесь в большей степени обвинить их, а не собственную коммуникабельность. В Ваших силах изменить особенности своего характера. Вспомните, ведь участие в общем интересном деле позволяет Вам легко находить общий язык с родителями!
19—24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Вам удается достаточно легко наладить контакты с большинством родителей своей группы, но с «трудными» родителями Вы не стремитесь активно общаться. В незнакомой ситуации Вы выбираете тактику «присматривания». Сложности общения с родителями не пугают Вас, однако порой Вы бываете излишне критичны по отношению к ним. Эти недостатки исправимы.
14—18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с любым родителем всегда можно найти «общий язык». Вы охотно выслушиваете родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеете отстоять свою точку зрения, не навязывая ее при этом другому. И индивидуальное и коллективное общение с родителями не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родители также стремятся поддерживать контакты с Вами, ищут Вашего совета, поддержки. В то же время Вы не любите многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных конфликтов.
9—13 очков. Вы бываете весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить в беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Вы любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Стремитесь высказать родителям собственное мнение о том, как они воспитывают детей, в любой ситуации дать совет, что способно вызывать у них раздражение. Вы вспыльчивы, но отходчивы. Вам недостает терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы умеете выстраивать содержательное общение.
4—8 очков. Вы чрезмерно общительны. Стремитесь стать «другом» каждому родителю, быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех спорах и дискуссиях. Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу и всегда стремитесь его высказать. Возможно, по этой причине родители и коллеги относятся к Вам с опаской и сомнениями. Вам следует задуматься над этими фактами.
3 очка и менее. Ваша общительность носит болезненный характер. Вы многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов, в том числе и среди родителей. Общаясь с родителями, бываете грубоваты, фамильярны. Вас отличают необъективность, обидчивость. Любую проблему Вы стремитесь вынести на всеобщее обсуждение. Серьезное общение с родителями не для Вас. Окружающим сложно с Вами. 11остарайтесь задуматься, почему, несмотря на все Ваши усилия наладить общение с родителями, из этого ничего не выходит? Воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям.
Ведущий (воспитатель): -Уважаемые коллеги! Наше занятие-тренинг я предлагаю начать с игры «Молекулы»
Игра «Молекулы»
Цель: эмоциональная разрядка, разделение на пары, тройки, пятерки. Объединение трех «пятерок» в два круга.. (2-3 мин)
Инструкция: «Представьте, что мы молекулы. Хаотично движемся по залу в любом направлении. По сигналу «Стоп! В пары!» берем за руку рядом стоящего товарища».
Психотехническое упражнение «Давление».
Цель: осознание разных моделей в общении и взаимодействии с партнером, установка на равноправное общение.(10 мин)
Инструкция: встаньте друг против друга, поднимите руки на уровне груди и слегка прикоснитесь друг к другу ладонями. Договоритесь, кто будет ведущим. Задача ведущего – слегка надавить на ладони своего партнера. Затем, поменяйтесь ролями и повторите движение давления на ладони партнера по игре.
Оцените свои впечатления. В какой ситуации Вам было эмоционально комфортнее: когда Вы давили или когда Ваш партнёр давил на Ваши ладони?
-Возможно Вы не испытали приятных минут ни в первом, ни во втором случае (Вам было неприятно давить на партнёра, и очень неприятно, когда давили на Вас).
Тогда, попробуйте не давить друг на друга, выполняйте совместные движения обращёнными друг к другу ладонями рук так, чтобы между вами возникло взаимное ощущение тепла (психоэнергетический контакт).
Почувствовали ли Вы, насколько приятнее взаимодействовать на равных, а не добиваться превосходства? Не забывайте, что стремясь к психологическому давлению на партнера по общению (будет родитель, коллега, ребенок), мы рискуем вызвать у него реакцию не подчинения, а возмущения. И вместо помощи, он просто откажется от контакта с нами.
Ведущий (воспитатель):- Присаживайтесь на свои места.
Теоретическое вступление «Правила построения эффективного общения» (7 мин)
Ведущий (воспитатель): Сейчас я предлагаю Вам познакомиться с правилами эффективного общения. Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.
Самые универсальные – это:
- Улыбка,
- Имя собеседника
- Комплимент.
- Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!
- Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».
Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу.
- В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка.
Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.
Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником (демонстрация приемов общения совместно с ассистентом):
- Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.
- Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!
- Необходимо убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).
- Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.
- Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
- Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»
Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.
Ведущий (воспитатель): Сейчас я приглашаю выйти в центр 5 человек.
Упражнение «Тренировка интонации».
Цель: осознание значения интонации для достижения цели воздействия воспитателя в общении с родителями.(5 мин) (Участники разделены на два круга)
Произнести фразы:
- Мне не безразличны успехи Вашего ребенка.
- Я благодарна Вам за оказанную помощь.
Произнести эти фразы с оттенками иронии, упрёка, безразличия, требовательности, доброжелательности (интонации обозначены на карточках).
- А мы с коллегами попробуем догадаться с какой интонацией Вы произнесли фразу.
- Какая интонация наиболее приемлема в общении с родителями.
Ведущий (воспитатель): Я приглашаю остальных участников команд в центр.
Упражнение «Волшебная шляпа».
Цель: развитие умения доброжелательного общения с родителями. (5 мин) (Участники остаются в кругу)
Инструкция: – Пока звучит музыка, передаём шляпу по кругу, когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, одевает её на себя и говорит комплимент рядом стоящему, как одному из родителей своей группы. Это может быть и поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности, а так же можно сказать что-либо положительное о «ребёнке». Тот «родитель», которому адресован «комплимент», должен принять его сказав: «Спасибо, мне очень приятно!».
Анализ упражнения
- Какие трудности возникли у Вас при выполнении задания?
- Удалось ли Вам высказать комплимент, обращаясь именно к родителю, а не к коллеге по работе?
Ведущий (воспитатель) подводит итог: самым лучшим комплиментом для родителей служат добрые слова об их ребенке. Кроме того, умение педагога вычленить хорошее качество в каждом ребенке свидетельствует о его компетентности в глазах родителей.
Ведущий (воспитатель): Наверное, у каждого из нас в группе есть родители, встреча и общение с которыми всегда приятны, но есть и такие, с которыми хотелось бы как можно реже встречаться и общаться. Я предлагаю Вам в группах создать обобщенный портрет родителя, общение с которым вызывает у Вас отрицательные чувства.
Упражнение «Самый трудный родитель»
Цель упражнения: осознание эмоционального восприятия родителей воспитанников.
Процедура выполнения: Воспитателям предлагается в группах человека создать обобщенный портрет родителя, общение с которым вызывает у Вас отрицательные чувства.
Анализ упражнения
Каких родителей можно назвать «трудными»? (Участники высказываются).
«Трудные» родители:
- Агрессивные, конфликтные, демонстрирующие наступающую позицию, они стремятся оправдать собственное невмешательство, родительское бессилие в воспитании своего ребенка: «Мы заняты на работе, у нас нет времени, чтобы заниматься ребенком!»; «Вы же воспитатели, педагоги, это Ваша обязанность учить и воспитывать детей!».
- Родители в позиции растерянности и беспомощности, которые постоянно жалуются педагогу, просят о помощи: «Ребенок нас не слушает, мы не знаем что делать, помогите нам!».
Часто бывает, что педагогу трудно сохранить свою самостоятельность и избежать «подыгрывания» такому родителю, который подавляет и манипулирует, играя на сочувствии и неуверенности, и конструктивный разговор становится невозможным.
После выполнения упражнения в группах ведущий выписывает качества «трудного родителя»
- Какие эмоции Вы испытывали, создавая портрет родителя, с которым Вам неприятно вступать в контакт? Какие качества Вы отразили в этом портрете? Были ли у Вас в практике такие родители?
- Что Вы чувствовали при создании этого портрета? Есть ли в Вашей группе такие родители?
- Как Вы считаете, нужно ли искать пути контактов с теми родителями, которые Вам неприятны?
Теоретическое вступление «Основы построения беседы с «трудным» родителем». (5 мин)
Ведущий (воспитатель): Основная цель общения педагога с родителями – объединение совместных усилий для решения конкретной проблемы ребенка (н/р, отставание по программе, плохое поведение).
- Любой специалист ДОУ знает, как нелегко беседовать с так называемыми «трудными» родителями. С целью приобретения навыка сохранения спокойствия в напряженной ситуации, мы с Вами проделаем упражнение «Резервуар», которое помогает настроиться на неприятную беседу и продержаться первые 10 минут.
Упражнение «Резервуар».
Цель: приобретение навыка сохранения спокойствия в напряженной ситуации. (5 мин)
Данное упражнение помогает настроиться на неприятную беседу и продержаться первые 10 минут.
Инструкция: Закройте глаза. Представьте или вспомните ситуацию неприятной беседы с конфликтным, «эмоционально заряженным» родителем. Примите на себя роль «пустой формы», резервуара или кувшина, в который Ваш собеседник «вливает», «закладывает» свои обвинительные слова, мысли, чувства. Постарайтесь ощутить внутреннее состояние «резервуара». Вы – просто форма, Вы не реагируете на внешние воздействия, а только принимаете их в своё внутреннее пространство, оставаясь холодным и нейтральным. Вас как бы нет в реальности, есть только пустая форма.
Потренируйтесь 2-3 раза перед началом беседы, и все будет легко получаться. Когда Вы будете уверены, что сформировали внутреннее состояние «резервуара», вступайте в диалог с собеседником.
На первой фазе общения с «трудными» родителями, необходимо сохранить эмоциональную отстраненность и поддерживать в себе спокойный и охлажденный нейтралитет, т.е. не позволить себе зарядится отрицательными эмоциями этого родителя. Как показывает опыт, необходимо «продержаться» примерно 10-15 минут, пока родитель в форме монолога будет высказывать свои претензии или жаловаться на свою беспомощность. В случае с «агрессивным» родителем, нужно стараться выслушивать молча, оставаться спокойной, уверенной в себе, не теряя вежливой доброжелательности. А в случае с «жалующимся» родителем, спокойно киваем собеседнику головой, вставляем нейтральные фразы: «Я Вас слушаю», «Я Вас понимаю…», «Успокойтесь».
Почувствовав нашу нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность, родитель начнёт «остывать», его эмоции начнут иссекать и гаснуть. В конце концов, он успокоится, в нем будет формироваться психологическая готовность к конструктивному разговору с нами.
Вторая фаза беседы с родителем – конструктивный диалог, обсуждение вариантов решения проблем.
Чтобы избежать противостояния с родителями:
необходимо проявлять сдержанную доброжелательность и открытость;
подчеркнуть значимость родителей в воспитании собственного ребенка;
показать родителю свою положительную настроенность по отношению к его ребенку. Когда родитель увидит и почувствует, что педагог заботится о благополучии его ребенка, он перестанет прибегать к «психологической» защите и проявит готовность к сотрудничеству.
Не надо стремиться, во что бы то ни стало отстаивать свою позицию, навязывать своё мнение родителям (давление приводит к протесту).
Обсуждайте проблему, а не личные качества ребенка и его родителей.
Нужно выразить уверенность в том, что если будут организованы совместные усилия семьи и педагогов детского сада, то существующая воспитательная проблема будет успешно решена. «Мы вместе против проблемы, а не против друг друга».
Ведущий (воспитатель): От каждой группы я приглашаю по два участника.
Упражнение «Решение проблемных ситуаций»
Ситуация1. Мама забирает ребенка из детского сада. У него грязные брюки. Она предъявляет претензию воспитателю.
Ситуация 2. Перед новогодним утренником Маше досталась роль Снежинки, а не Снегурочки. Мама очень возмущена по этому поводу.
Ведущий: Ну вот, сейчас мы с вами наглядно убедились как сложно бывает общаться с нашими родителями.
Очень часто в нашей работе нам приходиться обращаться к родителям с разного рода просьбами. Что мы делаем? Чаще всего – это сухое рукописное объявление, к которому мы отправляем родителей. Я предлагаю Вам составить объявление, прочитав которое ни один родитель не решился бы Вам отказать.
Упражнение «Объявление»
Цель: упражнение воспитателей в составлении неординарного объявления для родителей.
Инструкция: Составьте объявление для родителей с просьбой помочь заклеить в группе окна.
Составьте приглашение для родителей на акцию «Мой цветущий детский сад»
Игра-фантазия «Посылай и воспринимай уверенность».
Цель: релаксация, закрепление положительных эмоций. (5 мин)
Игра проводится под релаксационную музыку.
– Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха… теперь представьте себе, что над Вашей головой висит чудесная золотая звезда. Это – Ваша звезда, она принадлежит Вам и заботится о том, чтобы Вы были счастливы.
Представьте, что Вы с ног до головы озарены светом этой звезды, светом любви и радости. Теперь последовательно приложите свою руку сначала к сердцу, потом – к горлу и ко лбу.
Почувствуйте, как золотой свет особенно ясно сияет в этих местах. Представьте себе, что Вы, как и Ваша звезда, испускаете во все стороны лучи ясного теплого света и что этот свет идет ко всем Вашим коллегам, находящимся в этом зале…
Подумайте обо всех, кто находится в этом зале, и пошлите всем немного своего света.
Теперь пошлите немного света людям, которых нет в этой комнате: своим домашним, друзьям, Вашим воспитанникам, их родителям.
Теперь прислушайтесь к самим себе. Ощущаете ли Вы какие-нибудь сильные чувства, которые мы все сейчас посылаем друг другу? (10 секунд).
Сохраните в памяти эти чувства и обращайтесь к ним в тех случаях, когда Вы устали и Вам нужны свежие силы и уверенность в себе…
А сейчас попрощайтесь со звездой и мысленно возвращайтесь назад. Когда я досчитаю до трех, Вы можете открыть глаза и снова оказаться в этом зале. Раз… Два… Три…
Ведущий (воспитатель): и напоследок рекомендации Вам.
Примерный кодекс общения:
- Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.
- Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.
- Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.
- Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.
- Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.
- В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.
Ведущий (воспитатель): Я надеюсь, что сегодня в этом зале Вы почерпнули что-то интересное для себя, и это что-то поможет Вам достичь взаимопонимания с родителями, детьми и коллегами. Успехов Вам, удач и профессионального роста.
- Проект решения педсовета ( Заведующий Назарова Л.В.)
Заведующий: Спасибо, Виктории Герантьевне, за интересную и полезную информацию и за проведение тренинга.
И решением нашего совета будет:
- Разработать конспект родительского собрания в активной форме, которое будет проведено с родителями. Сроки: июня 2021г. Ответственные: воспитатели.
- С целью дальнейшего вовлечения родителей в работу педагогической деятельности, возбуждения у них интереса к воспитательно-образовательному процессу, как необходимому условию развития собственного ребенка провести день открытых дверей для родителей воспитанников. Срок июня 2021г.. Ответственные: ст. воспитатель, воспитатели.
- По итогам проведения тематической проверки считать работу педагогического коллектива по взаимодействию с родителями удовлетворительной.
Литература
- Арнаутова Е.П. В гостях у директора: беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей / Е.П.Арнаутова. – М.,2004. – 67с.
- Бабич О.И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения/ О.И.Бабич. – Волгоград: Учитель, 2009 г. – 92с.
- Зверева О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект / О.Л.Зверева, Т.В.Кротова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. – 101с.
- Смирнова З.В. Развитие профессиональной компетентности педагогов: программы и конспекты занятий с педагогами / З.В.Смирнова, М.И.Чумакова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 46с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет «Пути совершенствования взаимодействия педагогов с родителями детей дошкольного возраста»
Взаимодействие с родителями остаётся актуальной проблемой на все времена. В данном педсовете включены игровые моменты, где педагоги побывают в роли родителей и расмотрят проблемные ситуации....
Методическая разработка педагогического совета «Пути совершенствования взаимодействия педагогов с родителями детей дошкольного возраста»
Методическая разработка адресована старшим воспитателям, методистам и воспитателям ДОУ в помощь по проведению педагогического совета....
«Пути совершенствования взаимодействия педагогов с родителями детей дошкольного возраста»
Взаимодействие педагогов с родителями детей дошкольного возраста. Примерный кодекс общения. Методика контактного взаимодействия воспитателя с родителями (стадии)....
Тематический педсовет в форме устного журнала Тема: «Пути совершенствования взаимодействия педагогов с родителями детей»
Уважаемые коллеги! Наш педсовет посвящен решению одной из годовых задач дошкольного учреждения активизировать взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников для полноценного развития личности ребёнка и ег...
Тематический педсовет № 2 Тема: «Пути совершенствования взаимодействия педагогов с родителями детей»
Цель: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников. Подготовительная работа1. Оценка воспитателями своих профессиональных умений и...
Тематический педсовет. Тема: «Пути совершенствования взаимодействия педагогов с родителями детей»
Цель: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....
Педагогический совет «Пути совершенствования взаимодействия педагогов с родителями детей»
Главная цель педагогического совета – объединить усилия коллектива ДУУ для повышения уровня воспитательно - образовательного процесса, использования в практике достижений педагогической науки и ...