Тематический педсовет в форме устного журнала Тема: «Пути совершенствования взаимодействия педагогов с родителями детей»
методическая разработка на тему
Уважаемые коллеги! Наш педсовет посвящен решению одной из годовых задач дошкольного учреждения активизировать взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников для полноценного развития личности ребёнка и его социализации в условиях введения ФГОС ДО. Пройдет он форме устного журнала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskiy_pedsovet_v_forme_ustnogo_zhurnala.docx | 29.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематический педсовет в форме устного журнала
Тема: «Пути совершенствования взаимодействия педагогов с родителями детей»
Цель: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
Подготовительная работа
- Оценка воспитателями своих профессиональных умений и качеств, необходимых для общения с родителями.
- Планирование и проведение мероприятий (досуги, праздники, развлечения, консультации, родительские собрания), направленных на формирование партнерских взаимоотношений между коллективом ДОУ и родителями.
- Тематический контроль "Взаимодействие детского сада и семьи"
- Оформление родительских уголков
- Семинар-практикум «Психологическое сопровождение педагогов по взаимодействию с родителями в условиях ФГОС ДОО».
Повестка дня
- Выполнение решения педагогического совета № 1. (заведующий)
- Анализ тематического контроля "Взаимодействие детского сада и семьи". (старший воспитатель)
- «Роль семьи в воспитании ребёнка. Формы работы педагогов с родителями». (докладчик ст воспитатель)
- «Формы работы с семьёй в группах» (воспитатели)
- Психологическая зарядка. (педагог –психолог)
- "Аукцион педагогических проектов по взаимодействию с родителями". (педагоги всех возрастных групп).
- Педагогический тренинг "Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями". (педагог –психолог)
- Проект решения педсовета.
Ход педсовета
Уважаемые коллеги! Наш педсовет посвящен решению одной из годовых задач дошкольного учреждения активизировать взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников для полноценного развития личности ребёнка и его социализации в условиях введения ФГОС ДО. Пройдет он форме устного журнала.
Первая страница выполнение решений педагогического совета № 1
В основную образовательную программу, адаптированную программу для группы «Особый ребёнок» и в рабочие программы педагогов внесены изменения: в раздел «Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников» добавлены цели взаимодействия с семьями; в годовой план работы ДОУ на 2015-2016 учебный год добавлен план работы родительского комитета ДОУ, добавлена отметка о выполнении запланированных мероприятий.
Вторая страница Аналитическая.
При подготовке к педсовету был проведен тематический контроль «Взаимодействие детского сада и семьи» (справка по итогам тематического контроля прилагается)
Третья страница Информационная.
Мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже недостаточно однажды получить образование и работать по специальности. Чтобы сохранять уровень компетентности, необходимо все время чему-либо учиться, заниматься самообразованием на протяжении всей жизни. Непрерывное образование становится потребностью. Современная семья все чаще нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, педагогических, психологических, юридических. Деятельность педагогического коллектива детского сада не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме. Работа с семьей должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. Это подразумевает изменения в системе "воспитатель - родитель", требует усилий от педагогического коллектива ДОУ.
В настоящее время общение педагога с родителями строится на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов родителей и их опыта в воспитании детей. Педагоги прошлого - К. Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова, Л. Н. Толстой и другие - говорили о необходимости приобретения родителями педагогических знаний, о важности и целенаправленности семейного воспитания, о необходимости сочетания знания и опыта. В этом современным родителям призваны оказать помощь педагоги дошкольных учреждений, несмотря на то, что информацию по вопросам воспитания ребенка можно получить сейчас разными путями. Это и периодические издания, и Интернет, и многочисленная популярная литература для родителей. Но только воспитатель ежедневно общается с детьми и родителями, видит проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи. Он оказывает помощь родителям в различных формах. Однако педагоги не всегда готовы к этой деятельности в силу ряда причин.
У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой — ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых — достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей.
Практика показывает, что эффективной является любая совместная деятельность родителей и педагогов. Например, коллективное обсуждение проблемы позволяет родителям почувствовать, что другие мамы и папы тоже столкнулись с похожими проблемами и сумели найти из них выход. А это рождает ощущение: любые трудности разрешимы.
Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей важны и для улучшения отношения между родителями и детьми. Родители учатся любить ребенка таким, какой он есть, безоговорочно. Они могут увидеть ребенка в обстановке, отличной от семейной, наблюдать за его общением со сверстниками, педагогами.
Да, трудностей на самом деле в организации общения много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а так же с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Но многие из них хотели бы общаться с педагогами "на равных", как с коллегами, прийти к доверительному, "душевному" общению. Из чего же складывается успех общения?
Это и желание пойти на контакт, наладить отношения, помочь друг другу, увидеть в другом равного себе партнера, услышать его, признать право другого на иную позицию и понять эту позицию. Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж.
Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.
Все это приводит нас к понятию "профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников" .
Какого же педагога можно назвать компетентным в сфере общения с родителями? (высказывания педагогов)
В содержание профессиональной компетентности входят следующее:
Личностные качества и установки (личностный компонент)
- Готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников
- Осознание собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями
- Установка на доверительное и безоценочное взаимодействие с родителями
- Выдержка, тактичность, наблюдательность, уважительность...
Знания (содержательный компонент)
- о семье
- об особенностях семейного воспитания
- о специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания
- о методах изучения семьи
- о современных формах организации общения
- о методах активизации родителей.
Умения и навыки (деятельностный компонент)
- Умение преодолевать психологические барьеры общения
- Владение методами изучения семьи
- Умение прогнозировать результаты развития ребенка в семье
- Умение ориентироваться в информации
- Умение конструировать программу деятельности с родителями
- Умение организовать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями
- Коммуникативные умения и навыки: устанавливать контакт с родителями, понимать их, сопереживать им; предвидеть результаты общения; управлять своим поведением; проявлять гибкость в общении с родителями; владеть этикетными нормами речи и поведения.
Нарисуем портрет педагога с высоким уровнем профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников.
Портрет педагога
- Обладает устойчивой потребностью в самосовершенствовании в сфере общения с родителями
- Признает роль родителей в воспитании детей как ведущую и роль педагога как их «помощника»
- Стремится к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей
- Обладает высокой степенью диалогичности в общении с родителями.
- В общении с родителями проявляет внимание, выдержку, тактичность, другие профессионально значимые качества.
- Владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей.
- Учитывает социальные запросы родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними.
- Умеет планировать предстоящее общение: подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей.
- Обладает развитыми коммуникативными навыками.
Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.
Многие педагоги испытывают затруднения в общении с родителями воспитанников. Кто-то считает, что во всем виноваты родители, которым нет дела до детей и их развития, которые не хотят, чтобы их ребенок вырос хорошим. Согласится с этим сложно. Родителям не всегда хватает времени для общения, есть и категории трудных родителей, но важно другое.
Нужно педагогам увидеть причины трудностей — не только в родителях, но и в себе.
Вывод однозначный: над профессиональной компетентностью педагогов в общении с родителями нужно постоянно работать. Рассмотрим примерный кодекс общения.
Примерный кодекс общения:
- Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.
- Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.
- Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.
- Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.
- Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.
- В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.
Педагогу в работе с семьей и в психолого-педагогическом просвещении родителей важно выстроить систему, в которой обе стороны взаимодействия (детский сад и семья) становятся равноправными, равноценными и автономными партнерами в обеспечении всестороннего развития ребенка. Это достаточно сложно, поскольку воспитатель в ситуации взаимодействия должен выступать в двух ролях: как "официальное лицо" - представитель образовательного учреждения и как доверительный собеседник, с которым поделиться, не опасаясь осуждения.
Четвёртая страница Отчётная
Выступление педагогов с презентациями о формах и методах работы с родителями в своих группах (презентации прилагаются).
Пятая страница "Психологическая зарядка"
Упражнение направлено на овладение приемами релаксации и концентрации, способствующими повышению энергетического потенциала.
- Стоя, свести лопатки, улыбнуться и подмигивая левым, потом правым глазом повторить: "Очень я собой горжусь, я на многое гожусь".
- Положив на лоб левую ладонь, затем правую повторять: "Я решаю любые задачи, со мною всегда любовь и удача".
- Потирая ладонь о ладонь повторить: "Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче".
- Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: "Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего".
- Руки в стороны, кулаки сжать, делая вращения руками: "На пути у меня нет преграды, все получиться так, как надо".
- Руки на поясе, делая наклоны вправо - влево, повторить: "Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу".
- Руки на поясе наклоны вперед-назад, повторять: "Ситуация любая мне подвластна, мир прекрасен - и я прекрасна".
- Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить: "Я бодра и энергична, и дела идут отлично".
- Сложив руки в замок, делая глубокий вдох: "Вселенная мне улыбается, и все у меня получается".
Шестая страница Домашнее задание «Аукцион педагогических проектов по взаимодействию с родителями ".
Предлагаю каждой группе презентовать свой проект по взаимодействию с родителями. У каждого из вас есть по 1 фишке, вы можете отдать их за какой-то один проект. В конце нашего аукциона мы определим какой проект получил больше всего голосов.
Седьмая страница Диагностическая
"Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями".
Цель: развитие безоценочного восприятия партнера по общению.
А сейчас вам предлагается несколько простых вопросов. Отвечать нужно быстро, однозначно «нет», «да», «иногда».
- Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?
- Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, информацией перед родителями?
- Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до последнего момента?
- Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?
- Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для родителей дошкольного учреждения. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения?
- Любите ли Вы делиться своими переживаниями от общения с родителями с коллегами, руководством?
- Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?
- Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задает Вам вопросы?
- Верите ли Вы, что существует проблема "воспитателей и родителей" и что они разговаривают на "разных языках"?
- Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить?
- Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе?
- Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?
- Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?
- У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного воспитания и других мнений на этот счет Вы не допускаете?
- Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только детей?
- Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию?
Оценка ответов: "да" - 2 очка, "иногда" - 1 очко, "нет" - 0 очков.
Полученные очки суммируются и определяется, к какой категории относится испытуемый.
30-32 очка. Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего, Вы вообще не коммуникабельны. Это Ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и окружающим Вас людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует коллективных усилий. Контакты с родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В основном они формальны. Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на родителей. Вы убеждены, что большинство родителей - это всегда недовольные, придирчивые люди, ищущие в Вашей работе только недостатки, не желающие прислушиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с родителями приводит к тому, что и они стремятся избегать общения с Вами. Постарайтесь стать общительнее, контролируйте себя.
25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы. Новая работа и необходимость новых контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями воспитанников является для Вас сложным и не слишком приятным делом. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Однако в неудачных контактах с родителями стремитесь в большей степени обвинить их, а не собственную коммуникабельность. В Ваших силах изменить особенности своего характера. Вспомните, ведь участие в общем интересном деле позволяет Вам легко находить общий язык с родителями!
19-24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Вам удается достаточно легко наладить контакты с большинством родителей своей группы, но с "трудными" родителями Вы не стремитесь активно общаться. В незнакомой ситуации Вы выбираете тактику "присматривания". Сложности общения с родителями не пугают Вас, однако порой Вы бываете излишне критичны по отношению к ним. Эти недостатки исправимы.
14-18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с любым родителем всегда можно найти "общий язык". Вы охотно выслушиваете родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеете отстоять свою точку зрения, не навязывая ее при этом другому. И индивидуальное и коллективное общение с родителями не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родители так же стремятся поддерживать контакты с Вами, ищут Вашего совета, поддержки. В то же время Вы не любите многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных конфликтов.
9-13 очков. Вы бываете весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить в беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Вы любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Стремитесь высказать родителям собственное мнение о том, как они воспитывают детей, в любой ситуации дать совет, что способно вызывать у них раздражение. Вы вспыльчивы, но отходчивы. Вам недостает терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы умеете выстраивать содержательное общение.
4-8 очков. Вы чрезмерно общительны. Стремитесь стать "другом" каждому родителю, быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех спорах и дискуссиях. Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу и всегда стремитесь ею высказать. Возможно, по этой причине родители и коллеги относятся к Вам с опаской и сомнениями. Вам следует задуматься над этими фактами.
3 очка и менее. Ваша общительность носит болезненный характер. Вы многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов, в том числе и среди родителей. Общаясь с родителями, бываете грубоваты, фамильярны. Вас отличают необъективность, обидчивость. Любую проблему Вы стремитесь вынести на всеобщее обсуждение. Серьезное общение с родителями не для Вас. Окружающим сложно с Вами. Постарайтесь задуматься, почему, несмотря на все Ваши усилия наладить общение с родителями, из этого ничего не выходит? Воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям.
Восьмая страница
Проект решения педсовета
- Реализовать проекты по взаимодействию с родителями и подготовить презентацию по реализации проектов. Срок: февраль 2016 г. Ответственные: воспитатели всех групп.
- Разработать конспект родительского собрания в активной форме, которое будет проведено с родителями. Сроки: февраль 2016 г. Ответственные: воспитатели и специалисты.
- С целью дальнейшего вовлечения родителей в работу педагогической деятельности, возбуждения у них интереса к воспитательно-образовательному процессу, как необходимому условию развития собственного ребенка провести день открытых дверей для родителей воспитанников. Срок май 2016г. Ответственные: ст. воспитатель, воспитатели, специалисты.
- По итогам проведения тематической проверки считать работу педагогического коллектива по взаимодействию с родителями удовлетворительной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет «Пути совершенствования взаимодействия педагогов с родителями детей дошкольного возраста»
Взаимодействие с родителями остаётся актуальной проблемой на все времена. В данном педсовете включены игровые моменты, где педагоги побывают в роли родителей и расмотрят проблемные ситуации....
Методическая разработка педагогического совета «Пути совершенствования взаимодействия педагогов с родителями детей дошкольного возраста»
Методическая разработка адресована старшим воспитателям, методистам и воспитателям ДОУ в помощь по проведению педагогического совета....
«Пути совершенствования взаимодействия педагогов с родителями детей дошкольного возраста»
Взаимодействие педагогов с родителями детей дошкольного возраста. Примерный кодекс общения. Методика контактного взаимодействия воспитателя с родителями (стадии)....
Тематический педсовет № 2 Тема: «Пути совершенствования взаимодействия педагогов с родителями детей»
Цель: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников. Подготовительная работа1. Оценка воспитателями своих профессиональных умений и...
Тематический педсовет. Тема: «Пути совершенствования взаимодействия педагогов с родителями детей»
Цель: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....
Пути совершенствования взаимодействия педагогов с родителями детей»
Оценка воспитателями своих профессиональных умений и качеств, необходимых для общения с родителями.Планирование и проведение мероприятий (досуги, праздники, развлечения, консультации, родительские соб...
Педагогический совет «Пути совершенствования взаимодействия педагогов с родителями детей»
Главная цель педагогического совета – объединить усилия коллектива ДУУ для повышения уровня воспитательно - образовательного процесса, использования в практике достижений педагогической науки и ...