Модель методической работы в ДОУ.
статья

Бурилова Ольга Сергеевна

1. Актуальность вопроса разработки модели методической работы в ДОУ

2. Цель методической работы в ДОУ в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования.

4. Задачи методической работы ДОУ.

5. Система методической работы в ДОУ.

6. Критерии эффективности работы методической службы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon model_metodicheskoy_raboty_v_dou.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Модель методической работы в ДОУ.

                                                       

1. Актуальность вопроса разработки  модели методической работы в ДОУ

2. Цель методической работы в ДОУ в условиях  внедрения ФГОС дошкольного образования.

4. Задачи методической работы ДОУ.

5. Система методической работы в ДОУ.   

6. Критерии эффективности работы методической службы

С вступлением в силу ФЗ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование получило статус первого самостоятельного уровня общего образования. В связи с этим стандартизация дошкольного образования приобретает особую актуальность. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Предметом регулирования стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования.

Современное образование развивается в режиме инновационного поиска, вызывающего изменения различных компонентов деятельности специалистов. В этой связи особое значение приобретает усиление непрерывного характера обучения и профессионального совершенствования педагога как условия его активной адаптации к новым моделям деятельности, повышения уровня подготовленности к решению профессиональных задач и повышения качества результатов образовательного процесса в целом. 
        В связи с этим основная задача дошкольных учреждений – создавать условия, при которых дети полноценно развиваются, а в итоге полноценно проживают дошкольный возраст, и переходят на следующий уровень мотивированными к получению образования в школе. Создание условий для успешной социализации детей на различных этапах их возрастного развития, определенных ФГОС, отслеживание личностного прогресса обучающихся, выявление проблем преемственности между дошкольным и начальным уровнями образования являются важными задачами современной образовательной политики. Ведущими критериями оценки педагогического процесса является готовность каждого специалиста к созданию следующих условий:

  • для становления личности ребёнка как субъекта социальной жизни и создания педагогически целесообразной среды;
  • для реализации целей образовательного процесса;
  • для соблюдения прав и обязанностей ребёнка в социуме.

Необходимо оценивать также и содержание деятельности воспитателей:

  • социальному заказу государства к данному типу учреждения;
  • социальным ожиданиям субъектов образовательного процесса (детей, родителей законных представителей, педагогов);
  • включённость других специалистов учреждения в педагогическую работу.

 В связи с этим возникает необходимость в выборе модели методической работы , соответствующей ФГОС и всем требованиям, предъявляемым дошкольному образованию на современном этапе.

Методическая служба – связующее звено между деятельностью педагогического коллектива дошкольного учреждения, государственной системой образования, психолого-педагогической наукой, передовым педагогическим опытом. Она содействует становлению, развитию и реализации профессионального творческого потенциала педагогов ориентируясь на гуманизацию  психологизацию целенаправленного процесса воспитания и обучения детей в соответствии с Законом РФ  "Об образовании» (01.09.2013г.).  

Методической службе ДОУ необходимо серьезно работать над повышением компетентности педагогов, которая позволит им организовать образовательную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС. Возможности и компетенции педагога – это одна из ключевых точек стандарта. В документе прописаны различные компетенции, которые необходимы для того, чтобы педагоги могли работать по этому стандарту. На основании этих компетенций необходимо выстраивать систему подготовки педагогов.

          Цель методическая работы , как  основанной на науке и прогрессивном педагогическом и управленческом опыте целостной системы -  повышение качества и эффективности образовательного процесса через обеспечение профессионального роста педагогических работников и развитие их творческого потенциала.

Методическая служба направлена на обновление содержания образования, повышение профессиональной компетентности педагогов, своевременное оказание им методической помощи в условиях ведения ФГОС.

Задачи методической службы на новом этапе:

  • создавать единое информационное пространство и регулировать информационные потоки управленческой  и научно –методической документации, концентрировать ценный опыт достижений в образовательной практике;
  • обеспечивать эффективную и оперативную информацию о новых методиках, технологиях, организации и диагностике образовательного процесса;
  • организовывать работу по созданию нормативно – правовой базы функционирования и развития образовательного учреждения;
  • способствовать созданию программно – методического и научного обеспечения воспитательно – образовательного процесса, условий для внедрения и распространения положительного педагогического опыта, инноваций, научно –исследовательской, опытно –экспериментальной и других видов творческой деятельности;
  • обеспечивать проведение диагностических и аттестационных процедур для объективного анализа процесса развития и достигнутых результатов, стимулирования педагогического творчества, осуществлять контроль за выполнением образовательных программ, уровнем развития воспитанников;
  • управлять процессами повышения квалификации и непрерывного образования педагогических работников, способствовать организации рационального  педагогического труда.  

Для эффективности работы модели методической службы необходимо соблюдать некоторые условия, а именно:

- осуществление взаимосвязи и интеграции всех звеньев методической работы, форм, методов;

- систематичность, непрерывность в организации методической работы;

- оптимальное сочетание теоретических и практических форм;

- оценка эффективности педагогического труда по конечному результату,

- своевременное обеспечение педагогических кадров научно –педагогической и учебно –методической литературой.

Систему методической работы наиболее эффективно выстраивать в трёх плоскостях.

  1. По отношению к конкретному педагогу.
  2. По отношению к педагогическому коллективу
  3. Применительно к общей системе непрерывного образования.

   Существует эффективная модель методической деятельности, включающая в себя три «пространства деятельности»(термин Г.П. Щедривицкого) :пространство создания методов, пространство распространения и внедрения методов (получение методики), пространство применения методик.

     В процессе методической деятельности эти пространства связаны между собой в три типа методической деятельности, являющиеся единой цепочкой определённых элементов , в которой каждый этап имеет конечный продукт: метод, методика, гарантированный результат.

       Методическая работа включает следующие направления: методическое сопровождение (взаимодействие сопровождаемого и сопровождающего в вопросах выявления, информационного поиска и конструирования путей решения актуальных для педагогического работника проблем профессиональной деятельности) и методическое обеспечение (совместный поиск (создание), экспертиза и отбор, апробация и внедрение в практику более эффективных моделей, методик, технологий развития воспитанников).

Методическую работу можно рассматривать в двух направлениях

        

Функции методической службы.

        

Формы методической работы в ДОУ.

        

        

        

        

Новые формы работы с пед. кадрами

Действенную помощь каждому педагогу можно оказать лишь при дифференцированном подходе. Такой подход обеспечивает педагогическая диагностика. С этой целью используются карты диагностики профессионального мастерства, где рассматриваются уровень профессиональной подготовки, профессиональные умения, результаты педагогической деятельности, личностные качества педагога, педагогический стаж.

Очень важным в методической работе является рефлексивный компонент, который позволяет сделать непрерывным процесс получений новых знаний.

     Критерии эффективности работы методической службы

С целью оценки деятельности, внесения корректив и определения дальнейших путей развития методическая служба проводит самоанализ своей работы. Эффективность деятельности оценивается в трех направлениях: для ребенка, родителей, педагогов.

Для этого определены критерии эффективности работы методической службы:

эффективность для ребенка:

  • положительная динамика качества обучения и воспитания;
  • отсутствие отрицательной динамики в состоянии здоровья воспитанников;
  • дифференцированный подход к каждому ребенку;

эффективность для родителя:

  • положительная оценка деятельности ДОУ, педагогов со стороны родителей;
  • готовность и желание родителей помогать ДОУ;
  • высокая степень информированности о состоянии дел в ДОУ среди родителей;

эффективность для педагога:

  • положительный психологический климат в коллективе;
  • заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
  • удовлетворенность педагогов собственной деятельностью;
  • качественно организованная система повышения квалификации;
  • высокий уровень профессиональной деятельности;
  • компетентность в создании развивающей предметной среды в соответствии с психолого – физиологическими особенностями каждого возрастного периода .

Каждый участник педагогического процесса должен иметь представление не только о характере собственной деятельности, но и о том, какие знания, умения и навыки ему необходимы, чтобы обеспечить развитие детей, а также сохранить и укрепить их здоровье. Здорового ребенка может воспитать только высококвалифицированный и здоровый педагог, пребывающий в состоянии психологического равновесия и комфорта. Для этого методическая служба детского сада совместно с профсоюзной организацией реализует Программу укрепления здоровья сотрудников.

Таким образом, выбранная модель методической службы позволяет обеспечивать рост педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога, осуществлять на высоком уровне педагогический процесс с учетом потребностей воспитанников и запросов родительской общественности.

Литература.

Основная:

1. Закон РФ «Об образовании», 29.12.2012 г.

2. Федеральные государственные образовательный  стандарт дошкольного образования.

3. М .А.Тоторкулова, к.п. н., доцент кафедры дошкольного образования «Системный подход к организации методической работы в дошкольном образовательном учреждении» (вариативная составляющая), 2013 г.

4.Н.А. Кочетова, Т.В. Комардина, С.В. Шапошникова, Н.Н. Гладышева. Справочник старшего воспитателя .Изд. «Учитель» 2013.

Дополнительная:

1. Педагогика: учебник. Под ред. Л.П.Крившенко. М.: ТК Велби, Проспект, 2007 г.

2. Багаутдинова С.Ф. Особенности методической работы в современном ДОУ. // Управление ДОУ. – 2004. – №3. − С. 82-85.

3. Интернет – источник.

                                                      Составил: Методист ГБДОУ № 75  Бурилова О.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель методической работы

Модель методической работы представленна в программе PowerPoint. Позволит заместителям заведующих внедрить инновационные методы работы с педагогами, достигать высоких результатов, совершенствовать кач...

МОДЕЛЬ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ДОУ, ПРИ ВВЕДЕНИИ СОВРЕМЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ

Презентация опыта работы по использованию в методической работе интерактивных форм работы с кадрами...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОО КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Профессия воспитателя – одна из самых сложных и ответственных.  Найти подход к каждому ребёнку, познакомить его с окружающим миром, помочь раскрыть его способности, найти общий язык со сверс...

Модель системы методической работы

Данная модель раскрывает всю систему методической работы МБДОУ "Детский сад № 18 "Гармония" ст.Подгорной" по повышению профессиональной компетентности педагогов....

Модель методической работы

Новые требования, предъявляемые сегодня к деятельности дошкольной образовательной организации в условиях модернизации, ориентируют руководителей на поиск новых, эффективных путей управления. Особеннос...

Использование моделей в работе с детьми по речевому развитию. Модель "Овощи, фрукты"

Составление связного рассказа по модели "Овощи, фрукты"Развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему.Широкое применение в обучение детей получила такая тех...

Презентация опыта работы "Модель методического сопровождения на основе дифференциации и личностно-ориентированного подхода к педагогам"

Внедрение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, профессионального стандарта педагога предполагает изменение требований к профессиональной деятельности воспи...