Тьютор – новая должность в ДОУ (из опыта психолого-педагогического сопровождения)
статья
В статье рассматривается проблема организации тьюторской деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Разработаны и представлены условия и особенности реализации программы психолого-педагогического сопровождения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тьюторы в ДОУ - психолого-педагогическое сопровождения профессиональной деятельности | 716.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Тьютор – новая должность в ДОУ
(из опыта психолого-педагогического сопровождения)
Солдатова Ольга Андреевна,
учитель-дефектолог МАДОУ д/с № 133 города Тюмени
Окунева Елена Анатольевна,
педагог-психолог МАДОУ д/с № 133 города Тюмени
Аннотация: в статье рассматривается проблема организации тьюторской деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Разработаны и представлены условия и особенности реализации программы психолого-педагогического сопровождения.
Ключевые слова: тьютор, должность, профессиональная роль, тьюторская деятельность, психолого-педагогическое сопровождение, профессионально-личностное развитие, эмоциональный интеллект.
В системе образования России в последние несколько лет происходят существенные изменения. Связанны они с принятием и началом введения новых ФГОС дошкольного, начального, основного общего образования.
Приняты и введены профессиональные стандарты «Педагог-психолог (психолог в системе образования)», «Специалист в области воспитания», куда входит обобщенная трудовая функция «Тьюторское сопровождение обучающихся» [6, 7, 10].
Принятие этих документов обуславливает необходимость переосмысления своей профессиональной деятельности педагогическими работниками дошкольных и общеобразовательных учреждений, к числу которых относятся должности педагога ДОУ, учителя-дефектолога, педагога-психолога. Помимо этого, возникает необходимость корректировать цели, характер и содержание программ психолого-педагогического сопровождения профессиональной деятельности, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов. Стратегические изменения, происходящие в связи с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), требуют выстраивания системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в контексте данных изменений на практике [13].
В МАДОУ д/с 133 в течение 2018-2020 гг. проходила апробация примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с расстройствами аутистического спектра (далее – ПрАООП ДО для детей с РАС) АООП ДО [8].
В процессе апробации для обеспечения более эффективных результатов проявилась необходимость в тьюторской деятельности. Наименование происходит от лат. tueor – заботиться, оберегать; англ. tutor – наставник. Тьютор – это специалист, который сопровождает ребенка в процессе освоения им новой деятельности/действия (навыка) и организует условия для реализации его индивидуальной образовательной траектории (образовательного маршрута, индивидуальной образовательной программы) [14].
Для осуществления ее в перечень должностей педагогических работников была включена должность тьютора. Требования к тьютору определены в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования») [6].
В силу того, что это новая должность, новая деятельность, молодым педагогам на этапе их адаптации в профессии в должности тьютора потребовалось дополнительное обучение и курирование со стороны специалистов психолого-педагогического сопровождения ДОУ. После наблюдения за работой тьюторов, собеседования с ними и анкетирования были получены результаты, которые представлены на Рисунках 1-3.
Рисунок 1. Самоанализ уровня профессиональной компетентности.
По результатам опросника выше всего тьюторы оценивают в себе умение привлечь детей к деятельности; умение создавать мотивацию у детей; компетентность в методах развития и коррекции детей, а также уровень общей культуры. Самые низкие оценки по шкалам «Умение проводить корректное профессиональное наблюдение», «Умение разработать собственную программу».
+
Рисунок 2. Диагностика эмоционального интеллекта.
Более высокие показатели отмечаются по шкале «Внутренний аспект эмоционального интеллекта», то есть, выше развиты способности к осознанию своих чувств и управлению ими. Намного ниже показатели по шкале «Внешний аспект эмоционального интеллекта», т.е., требуется развивать внимание к эмоционально миру других людей.
Рисунок 3. Диагностика эмоционального выгорания.
Результаты опросника показывают, что участники чувствуют себя достаточно эффективными в профессиональном плане и целостными в личностном плане. Но данные показывают, что эмоциональное истощение специалистов на уровне выше среднего.
Для решения данной проблемы нами была разработана программа психолого-педагогического сопровождения тьюторской деятельности на основе нормативно-правовой базы [6, 7, 8, 10, 11, 13]. Опираясь на полученные данные диагностики и на нормативно-правовую базу, мы также учли то, что тьюторская деятельность требует не только конкретных профессиональных навыков, но и особенных личностных черт, а именно: умения владеть своим состоянием и управлять актуальной ситуацией.
Цель программы сопровождения тьюторской деятельности:
Создание социально-психологических условий для развития личности педагогов. Поскольку педагог для ребенка – значимая фигура, на него ложится ответственность за качество взаимодействия с детьми. Следовательно, рядом с дошкольниками должны находиться взрослые, которые имеют не только высокий уровень профессионализма, но и занимаются своим личностным развитием и совершенствованием.
Основные задачи:
1. Развитие информационно-теоретической осведомленности тьюторов.
2. Развитие эмоционального интеллекта тьюторов (осознанности, саморегуляции, эмпатии, навыков отношений).
3. Развитие у тьюторов мотивации к профессиональному и личностному самосовершенствованию.
4. Развитие позитивных установок как в отношении себя, так и в отношении других людей, работы и жизни вообще.
5. Способствование сохранению в педагогическом коллективе благоприятного психологического климата, снижение уровня конфликтности, агрессивности.
Принципы психолого-педагогического сопровождения:
- комплексности;
- системности;
- рациональности;
- открытости и доступности;
- построения взаимодействия на основании приоритетов во взаимодействии субъектов;
- обеспеченности психологического комфорта;
- принцип персонифицированности в профессионально-личностном развитии.
Программа рассчитана на 40 часов, регулярность занятий меняется: в первый месяц - 1 раз в неделю по 2 часа, затем 2 раза в месяц по 2 часа. Форма занятий – групповая.
Формы и методы в программе направлены на формирование прогностических, информационных, коммуникативных, аналитических, конструктивных, организаторских, других умений и навыков, необходимых тьютору для успешного осуществления педагогической деятельности.
В программе используются интерактивные методы, которые позволяют оптимизировать взаимодействие всех участников. Каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля.
Таблица 1. Интерактивные методы
№ | Название метода | Описание метода |
1. | Метод обучения в сотрудничестве | Позволяет перейти от пассивного принятия знаний к активному и самостоятельному обучению |
2. | Тренинговый метод | Предполагает выявление, обсуждение и поиск выходов в сложных ситуациях. Выявляются мнения, позиции, убеждения и установки каждого участника общения. Проблема расматривается с разных сторон и уточнить различные точки зрения и позиции, а также снизить сопротивление и возможные риски в восприятии новой информации. |
3. | Игровой метод | Содействует процессу обучения через закрепление поведенческих навыков и приобретение новых форм речевых и невербальных средств коммуникации. Основная цель использования ролевых игр – моделирование поведения, воссоздание ситуации взаимодействия человека с окружающей средой. Игры в тренинге способствуют созданию новых решений и подходов к сложным человеческим проблемам, оценке адекватности этих решений и усовершенствованию существующих навыков. |
4. | Метод релаксации | Способствует обучению мышечной релаксации, самовнушению, умению контролировать непроизвольную умственную активность, включающую в себя когнитивные функции и процессы. |
Формы организации занятий:
Лекции, семинары, групповые игры, парное и индивидуальное самообучение, круглый стол, групповая дискуссия, ролевая игра, дискуссия. Аутотренинг и дыхательные практики, основанные на максимальном психическом и мышечном расслаблении, сочетающимся с самовнушением.
Содержание программы.
Программа состоит из трех взаимосвязанных блоков, представленных в Таблице 1:
Таблица 2. Стратегическое планирование реализации программы
Виды деятельности |
1 блок. Организационно-диагностический Цель: Повышение уровня психолого-педагогической осведомленности педагогов; развитие умения анализировать и критически мыслить, совместно находить новые пути решения возникающих трудностей; сплочение коллектива |
Стартовая диагностика тьюторов ДОУ: - «Синдром выгорания», Водопьянова Н.Е. [1]. -«Самоанализ профессиональной компетентности», модификация методики оценки уровня квалификации педагогических работников [9]. - «Диагностика эмоционального интеллекта», Мануйлова М.А. [5]. |
Сплочение команды тьюторов для успешной профессиональной реализации в ходе образовательной деятельности. Консультирование педагогов по результатам диагностики. Совместный поиск решения возникающих проблем в ходе обсуждения, беседы. |
2-й блок. Формирующий. Цель: создание социально-психологических условий для развития профессиональной компетентности и личности тьюторов. |
Применение методов и форм для обеспечения личностного развития педагогов Развитие информационно-теоретической компетентности тьюторов и совершенствование их педагогической деятельности в работе с детьми с ОВЗ Примерные темы занятий: - Эффективное взаимодействие в команде. - Ведение документации тьютора - Основные психолого-педагогические подходы в работе с детьми с ОВЗ - Структурирование среды при работе с детьми с ООП. Визуальное расписание. - Альтернативная коммуникация. - Работа с проблемным поведением. - Целеполагание и определение приоритетных жизненных ценностей. - Осознание неконструктивных стереотипов поведения и расширение репертуара поведенческих стратегий - Развитие эмоционального интеллекта. Переосмысление представлений о себе на основе обратной связи, анализа и рефлексии - Профессиональные компетенции тьюторов. Осознание и принятие своих чувств, работа с негативными чувствами
|
3-й блок. Рефлексивно-аналитический. Цель: оценка эффективности программы. Рефлексия и анализ. |
Промежуточная диагностика тьюторов: - «Синдром выгорания», Водопьянова Н.Е. [1]. -«Самоанализ профессиональной компетентности», модификация методики оценки уровня квалификации педагогических работников [9]. - «Диагностика эмоционального интеллекта», Мануйлова М.А. [5]. Рефлексия по результатам реализации программы Сравнительный анализ эффективности программы |
Результаты реализации программы.
В ходе реализации программы психолого-педагогического сопровождения тьюторской деятельности были получены следующие результаты:
1. Новый опыт тьюторов
- Повышение уровня информационно-теоретической осведомленности.
- Развитие личностной осознанности, овладение психотехническими приемами эмоциональной саморегуляции, развитие эмпатии и навыков конструктивных отношений.
- Развитие мотивации к профессиональному самосовершенствованию личности через повышение самооценки, стрессоустойчивости, работоспособности, через снижение уровня тревожности и эмоциональной напряженности.
2. Новый опыт разработчиков и реализаторов программы (педагог-психолог, учитель-дефектолог).
- Разработка и реализация программы по повышению психологической компетентности тьюторов, работающих с детьми с ОВЗ.
- Эффективное взаимодействие в команде специалистов, осуществляющих образовательную деятельность в ДОУ (воспитатель, тьютор, ассистент, помощник воспитателя, дефектолог, психолог).
- Совершенствование навыков обучения и проведения дискуссии.
- Анализ основ и особенностей новой профессии в системе дошкольного образования (тьютор).
- Освоение новых методов визуализации и инфографики.
- Новый опыт педагогического коллектива ДОУ.
Снижение конфликтности в педагогическом коллективе. Повышение у педагогов активной жизненной позиции, развитие благоприятного психологического климата.
Изначально программа строилась в соответствии со знаниями и положениями психологии и дефектологии.
Проведя начальный курс занятий по созданию благоприятного климата в рабочей группе тьюторов, мы продолжили подробно знакомить тьюторов с особенностями профессии, с приемами и технологиями работы с детьми ОВЗ, с основами возрастной и дифференциальной психологии. Особое внимание уделялось развитию эмоционального интеллекта специалистов и обучению приемам саморегуляции эмоционального состояния.
Программа тьюторского сопровождения в настоящее время развивается, ее содержание корректируется и дополняется в соответствии с полученными результатами и актуальными для педагогов запросами.
В частности, намечены в каждом блоке программы (профессиональном и личностном) следующие направления воздействия:
- Обучение тьюторов разработке собственных программ.
- Развитие навыков профессионального наблюдения.
- Обучение АВА-терапии в работе с детьми с ОВЗ как эффективного метода коррекции нежелательного поведения
- Углубление работы по развитию способности к распознаванию, пониманию и изменению эмоциональных состояний других людей.
- Развитие и укрепление навыков самоконтроля за психофизическим состоянием.
Список литературы:
- Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. -СПб.: Изд-во «Речь», 2005. - 336 с.
- Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. М., ООО «Манн, Иванов, Фербер», 2018.
- Морозов С.А. Современные подходы к коррекции детского аутизма (обзор и комментарии). М., 2010.
- Морозова С.С. Основные аспекты использования АВА при аутизме. М., 2013.
- Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение / Под ред. Л.М. Митиной. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 336 с.
- Приказ министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» от 26 августа 2010 № 761н (зарегистрирован в Минюсте России 6 октября 2010 г., регистрационный № 18638). [Электронный ресурс] / URL: https://base.garant.ru/199499/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 июля 2015 г. N 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» [Электронный ресурс] / URL: https://base.garant.ru/71166760/
- Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей раннего и дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра [Электронный ресурс] / URL: https://autism-frc.ru/ckeditor_assets/attachments/1397/praoop_do_ras-_n.pdf
- Профессионализм современного педагога: методика оценки уровня квалификации педагогических работников / под науч. ред. В.Д. Шадрикова. – М.: Логос, 2011. - 168 с.
- Профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания»
(утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ
от 10 января 2017 г. № 10н) [Электронный ресурс] / URL: http://www.numpy.org. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71495630/ - Положение о службе психолого-педагогического сопровождения МАДОУ детский сад № 133 г. Тюмень. [Электронный ресурс] / URL: http://detsad133.ru/wp-content/uploads/Положение-ППС.pdf
- Психогимнастика в тренинге. Серия: Психологический тренинг / Под редакцией Н. Ю. Хрящевой. - СПб.: Институт Тренинга, 2001.
- Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155) [Электронный ресурс] / URL:https://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ - Энциклопедический словарь. [Электронный ресурс] / URL: https://gufo.me/dict/bes
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ
работа с родителями...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ
опыт работы с детьми не посещающих ДОУ...
«Психолого-педагогические технологии сопровождения семьи ребенка дошкольного возраста с гиперактивностью»
СДВГ-синдром дефицита внимания с гиперактивностью- нарушение психического здоровья ....
представление опыта психолого-педагогического сопровождения ребенка-инвалида в ДОУ
В рамках программы районного семинара был представлен опыт работы психолого-педагогического сопровождения ребенка-инвалида в ДОУ...
Пример дорожной карты психолого-педагогического дистанционного сопровождения семьи на 2020-2021 уч.год.
Пример составления дорожной карты дистанционного сопровождения семьи в рамках психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в ДОУ....
План-схема коррекционно-развивающей программы «IZUMINKA» с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями внимания в психолого-педагогическом центре сопровождения семьи и развития ребенка «IZUMINKA» г. Долгопрудный.
В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведения психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения внимания.Цель: выявить особенности развития внимания детей старшего д...