Педсовет "Диагностика и мониторинг в условиях ФГОС ДО"
учебно-методический материал

Мачинская Татьяна Васильевна

Педагогическим работникам дошкольного образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический совет №3.

«Диагностика и  мониторинг в условиях ФГОС ДО»

Подготовил:

старший воспитатель МБДОУ ДС №1

Мачинская Татьяна Васильевна

Слайд 1. На сегодняшний день проблема мониторинга и педагогической диагностики остается актуальным вопросом дошкольной образовательной организации. В конце учебного года перед педагогами встает задача, как оценить достижения дошкольников, на что обратить внимание, а главное — на какие критерии ориентироваться.

Слайд 2. Регламентируемые документы педагогической диагностики: Закон Об Образовании РФ – Вторая глава, статья 11 пункт 3. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования – статья 3.2.3.

Разберем, как же все-таки, проводить диагностику детей в детском саду и нужно это делать или нет? При внимательном прочтении пункта 4.3. ФГОС ДО мы видим, что в его содержании не идет речь о проведении мониторинга: «целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для сравнения с реальными достижениями детей.

Однако, согласно п. 3.2.3 Стандарта, при реализации образовательной Программы в ДОО может проводиться оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики (педагогического мониторинга) с целью определения динамики индивидуального профиля развития ребенка и оптимизации работы с группой детей. Т.е. данное положение не означает запрет на отслеживание эффективности усвоения Программы воспитанниками. Очевидно, что полный отказ от проведения мониторинга не возможен с профессиональной точки зрения.

Слайд 3. В ООП каждого ДОУ указаны целевые ориентиры и планируемые промежуточные результаты освоения Программы, которые раскрывают динамику формирования предпосылок к учебной деятельности в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития.

Ожидаемые образовательные результаты базируются на целях и задачах основной образовательной программы.

Ожидаемые результаты освоения детьми Программы «От рождения до школы» подразделяются: на итоговые и промежуточные.

Ожидаемые образовательные результаты освоения Программы это не то, что ребёнок должен освоить в обязательном порядке.    

 Образовательные результаты следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка, как целевые ориентиры для педагогов и родителей, обозначающие направленность воспитательной деятельности взрослых.

 Целевые ориентиры задают вектор работы с детьми.

Следовательно, мониторинг в ДОУ и педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития) в соответствии с ФГОС может заключаться в анализе освоения воспитанниками содержания образовательных областей: познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие детей в ДОУ, социально-коммуникативное развитие в ДОУ.

Слайд 4. Необходимо отметить, что диагностика и мониторинг дополняют друг друга.   «Диагностика» (греч.) - «познание, определение». Цель – Получение оперативной информации о реальном состоянии и тенденциях изменения для педагогического процесса. Задача - получение информации об индивидуальных особенностях развития ребенка.

Мониторинг определяется как специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с помощью относительно стабильного ограниченного числа стандартизированных показателей, отображающих приоритетную причинную зависимость с целью оценки, контроля, прогноза, предупреждения нежелательных тенденций развития (М. М. Поташник, А. Ю. Шаталов, В. В. Афанасьев, И. В. Афанасьева, Е. А. Гвоздева). Мониторинг включает сбор информации, осуществляемый по стандартному набору показателей с помощью стандартных процедур, и на выходе дает оценку ситуаций и состояния объектов также в стандартной форме.

Например, мониторинг может включать диагностику как метод сбора информации, т.е. педагогическая диагностика – основа для осуществления педагогического мониторинга. Только взаимосвязь и взаимодополнение этих способов позволят получить сведения о качестве образовательной деятельности ДОУ, а также отразить динамику развития воспитательно-образовательного процесса.

     Слайд 5. Постоянно систематизированная информация о результатах педагогического процесса позволяет:

  • создать банк информации;
  • подвести итоги;
  • наметить перспективу;
  • определить направление в деятельности педагогов.

     И так, педагогическая диагностика - это механизм, позволяющий выявить индивидуальные особенности и перспективы развития ребенка, который необходим педагогу для получения «обратной связи», в процессе взаимодействия с ребенком или с группой детей. (Письмо Минобрнауки РФ от 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС ДО»). Предметом диагностики является освоение ребенком Образовательной программы.

         Слайд 6. Главная цель диагностического обследования – получить не столько качественно новые результаты, констатировать уровень развития воспитанников, сколько получить информацию об индивидуальных особенностях развития ребенка и реальном состоянии педагогического процесса, организованного в дошкольном учреждении.

Установлена следующая периодичность исследований – 2 раза в год:

-на начало учебного года (сентябрь) диагностика проводится с целью выявления уровня развития детей и корректировки учебно-воспитательного процесса по разделам программы с теми детьми, которые не могут успешно осваивать ООП ДО.

-на конец учебного года (май) – сначала проводится итоговая диагностика, потом – сравнительный анализ результатов на начало и конец года.

Возможен дополнительный анализ (в январе месяце) особенностей того или иного ребенка.

Обработанные результаты такого анализа являются основой конструирования образовательного процесса на новый учебный год, выведения годовых задач и основой для рабочей программы педагога.

         Диагностика не должна предполагать специально созданных для ее проведения мероприятий, которые могут привести к нарушению режима, переутомлению детей и жестких временных рамок, так как это противоречит сути мониторинга и содержанию Стандарта.

Разработка инструментария педагогической диагностики, вызывает много сложностей у педагогов практиков. Причиной тому является ожидание конкретных, доступных практических материалов с понятными комментариями, а не ссылок на методическую литературу.

Программа предоставляет организации право САМОСТОЯТЕЛЬНОГО выбора инструментов педагогической диагностики. Поэтому, используя материалы различной литературы, анализируя новые разработки, Интернет ресурсы, каждое ДОУ должно создать свою систему мониторинга. Инструментарий для проведения педагогической диагностики (методики, технологии, способы сбора и хранения аналитических данных и т.п.) может быть утвержден педагогическим советом.

Слайд 8. Рассмотрим процедуру диагностики в соответствии с ФГОС ДО.

Первый шаг. Диагностику учебно-воспитательного процесса проводят воспитатели, узкие специалисты - музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию. Диагностику состояния психических процессов проводит педагог-психолог, состояния физического здоровья осуществляет медицинский персонал ДОУ. Педагоги изучают показатели уровней эффективности педагогических воздействий по образовательным областям и направления их реализации.

В качестве основных методов на практическом этапе, позволяющих выявить степень реализации программы и оценить уровень развития детей, используются:

 - наблюдение

- изучение продуктов деятельности детей

- несложные эксперименты

- нестандартизованные беседы

- диагностические ситуации, провоцирующие деятельность ребенка.

Систематические наблюдения проводятся в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении: в процессе образовательной деятельности, в режимных моментах и разных видах деятельности (игра, общение со взрослыми и сверстниками, изобразительная, трудовая деятельность в группе, на прогулке и пр.).

Воспитатели и узкие специалисты заносят результаты обследования в таблицу или индивидуальную карту развития ребенка.

В рамках реализации ФГОС ДО содержание диагностических таблиц актуально и на сегодняшний день.

Слайд 9. Технология работы с таблицами: Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым потом считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение можно получить, если все баллы сложить (по строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка.

Мы не сравниваем результаты детей между собой, только сопоставляем индивидуальные достижения конкретного воспитанника.

Однако, если значительная часть воспитанников показывает плохую картину индивидуального развития, то причиной может быть хаотичная организация образовательного процесса.

Слайд 10. Когда все дети прошли диагностику, подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение можно получить, если все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для ведения учета результатов освоения детьми ООП ДОУ.

Нормативными вариантами развития личности можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии личности ребенка. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития личности ребенка возрасту.

Педагог на обратной стороне таблицы указывает проблемы конкретных детей по именам и критерий с низким средним балом по группе с целью корректировки образовательного процесса на учебный год – в таблице виден проблемный критерий по игровой деятельности, где необходимо учить детей придерживаться игровых правил в д/и.

Слайд 11. Второй шаг. В результате педагоги анализируют, определяют уровень эффективности педагогических воздействий в отношении каждого ребенка, выстраивают картину индивидуальной траектории развития и оценивают единую картину в возрастной группе в целом. Делают выводы и разрабатывают своевременные коррекционные действия.

В целом итоги постоянного мониторинга образовательного процесса дают возможность видеть индивидуальные и групповые результаты работы педагогов.

Слайд 12. Третий шаг. Старший воспитатель на основе выводов педагогов составляет аналитическую справку, в которой выявляются причины недостаточно высокого уровня освоения программного материала по образовательным областям, На основе полученных результатов разрабатываются рекомендации по совершенствованию образовательного процесса на новый учебный год, выводятся годовые задачи и составляются рабочие программы педагогов. Аналитическая справка, зачитывается на педагогическом совете.

Диагностический материал хранится в методическом кабинете, выдается только на время проведения обследования.

Слайд 13. Таким образом: Информация, полученная в ходе педагогической диагностики с последующим ее анализом, является основой для принятия управленческих решений по повышению эффективности Образовательной программы.

Без изучения динамики развития ребенка, которую обеспечивает мониторинг, реализовать ФГОС ДО невозможно!

Использованная литература:

1. Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – Издание пятое, испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.

2. Е.В. Трифонова «Комплексная оценка психолого-педагогических условий развития детей». Издательский дом «Цветной мир», Москва 2020.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Диагностика и мониторинг в условиях ФГОС ДО Старший воспитатель МБДОУ ДС №1: Мачинская Татьяна Васильевна г.Озёрск, Челябинская область

Слайд 2

Регламентируемые документы педагогической диагностики Закон об образовании РФ – вторая глава, статья 11 пункт 3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – статья 3.2.3

Слайд 3

Целевые ориентиры ФГОС ДО Ожидаемые образовательные результаты освоения Программы это не то, что ребёнок должен освоить в обязательном порядке. Образовательные результаты следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка, как целевые ориентиры для педагогов и родителей, обозначающие направленность воспитательной деятельности взрослых. Целевые ориентиры задают вектор работы с детьми. Ожидаемые образовательные результаты базируются на целях и задачах основной образовательной программы. Ожидаемые результаты освоения детьми Программы «От рождения до школы» подразделяются на итоговые и промежуточные.

Слайд 4

Диагностика и Мониторинг Мониторинг определяется как специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с помощью относительно стабильного ограниченного числа стандартизированных показателей, отображающих приоритетную причинную зависимость с целью оценки, контроля, прогноза, предупреждения нежелательных тенденций развития (М. М. Поташник, А. Ю. Шаталов, В. В. Афанасьев, И. В. Афанасьева, Е. А. Гвоздева). Мониторинг включает сбор информации, осуществляемый по стандартному набору показателей с помощью стандартных процедур, и на выходе дает оценку ситуаций и состояния объектов также в стандартной форме. « Диагностика » (греч.) - «познание, определение». Цель – Получение оперативной информации о реальном состоянии и тенденциях изменения для педагогического процесса. Задача - получение информации об индивидуальных особенностях развития ребенка.

Слайд 5

Систематизированная информация позволяет: Подвести итоги Создать банк информации 01 0 2 Определить направление деятельности Наметить перспективу 0 3 0 4

Слайд 6

Диагностическое обследование Установлена следующая периодичность исследований – 2 раза в год : -на начало учебного года (сентябрь) диагностика проводится с целью выявления уровня развития детей и корректировки учебно-воспитательного процесса по разделам программы с теми детьми, которые не могут успешно осваивать ООП ДО. -на конец учебного года (май) – сначала проводится итоговая диагностика, потом – сравнительный анализ результатов на начало и конец года. Возможен дополнительный анализ (в январе месяце) особенностей того или иного ребенка. Цель – получить информацию об индивидуальных особенностях развития ребёнка и реальном состоянии педагогического процесса, организованного в дошкольном учреждении.

Слайд 7

Важно! Диагностика не должна предполагать специально созданных для её проведения мероприятий, которые могут привести к нарушению режима, переутомлению детей и жёстких временных рамок, т.к. это противоречит сути мониторинга и содержанию Стандарта. Программа предоставляет организации право САМОСТОЯТЕЛЬНОГО выбора инструментов педагогической диагностики.

Слайд 8

Процедура диагностики – позволяет выявить степень реализации программы и оценить уровень развития детей 5 4 3 2 1 Наблюдение Изучение продуктов деятельности Несложные эксперименты Беседы Ситуации, провоцирующие деятельность Первый шаг

Слайд 9

Технология работы с таблицами: Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым потом считается итоговый показатель по каждому ребенку ( среднее значение можно получить, если все баллы сложить (по строке) и разделить на количество параметров , округлять до десятых долей ). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка. ! Мы не сравниваем результаты детей между собой, только сопоставляем индивидуальные достижения конкретного воспитанника. ! Однако, если значительная часть воспитанников показывает плохую картину индивидуального развития, то причиной может быть хаотичная организация образовательного процесса.

Слайд 10

Технология работы с таблицами: Нормативными вариантами развития личности можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8 . Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии личности ребенка. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития личности ребенка возрасту. Педагог на обратной стороне таблицы указывает проблемы конкретных детей по именам и критерий с низким средним балом по группе с целью корректировки образовательного процесса на учебный год – в таблице виден проблемный критерий по игровой деятельности, где необходимо учить детей придерживаться игровых правил в д /и. Когда все дети прошли диагностику, подсчитывается итоговый показатель по группе ( среднее значение можно получить, если все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей ). Этот показатель необходим для ведения учета результатов освоения детьми ООП ДОУ.

Слайд 11

Второй шаг 1 2 3 4 Анализируют, определяют уровень эффективности педагогических воздействий Выстраивают картину индивидуальной траектории развития ребёнка Оценивают единую картину в группе в целом Делают выводы и разрабатывают коррекционные действия

Слайд 12

Третий шаг 1 2 3 4 На основе выводов педагогов составляется аналитическая справка, где выявляются причины неуспеха По результатам разрабатываются рекомендации по совершенствова-нию ОП на новый учебный период Выводятся годовые задачи и составляются рабочие программы педагогов Аналитическая справка зачитывается на педсовете

Слайд 13

Таким образом: Итоги постоянного мониторинга дают возможность видеть индивидуальные и групповые результаты работы педагогов. Информация педагогической диагностики является основой для принятия управленческих решений по повышению эффективности Образовательной программы. Без изучения динамики развития ребёнка, которую обеспечивает мониторинг, реализовать ФГОС ДО невозможно!

Слайд 14

МБДОУ ДС № 1 СП «Ладушки» г.Озёрск, Челябинская область Использованная литература: 1. Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н.Е. Вераксы , Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – Издание пятое, испр . и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. 2. Е.В. Трифонова «Комплексная оценка психолого-педагогических условий развития детей». Издательский дом «Цветной мир», Москва 2020. Спасибо за внимание!

Слайд 15

Вставьте Заголовок слайда Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 01. Вставьте текст Вставьте текст Вставьте текст 02. Вставьте текст Вставьте текст Вставьте текст 03. Вставьте текст Вставьте текст Вставьте текст 04. Вставьте текст Вставьте текст Вставьте текст 05. Вставьте текст Вставьте текст Вставьте текст 06. Вставьте текст Вставьте текст Вставьте текст

Слайд 16

Вставьте заголовок слайда

Слайд 17

РЕСУРСЫ Бесплатные шаблоны с сайта presentation-creation.ru Icons made by Freepik from www.flaticon.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«МОНИТОРИНГ В УСЛОВИЯХ ФГОС В ДОУ»

Семкнар - практикум для педагогов «МОНИТОРИНГ В УСЛОВИЯХ ФГОС В ДОУ»...

Логопедический мониторинг в условиях ФГОС

материал раскрывает постороение системы логопедического мониторинга, проводимого учителем - логопедом в группе компенсирующей направленности в соответствие с требованиями ФГОС...

Консультация для педагогов Мониторинг в условиях ФГОС ДО в детском саду

На сегодняшний день проблема мониторинга и педагогической диагностики остается актуальным вопросом дошкольной образовательной организации. В конце учебного года перед педагогами встает задача, как оце...

Мониторинг результатов формирования патриотического воспитания дошкольников в условиях ФГОС

Мониторинг результатов формирования патриотического воспитания  дошкольников в условиях ФГОС...