«Преемственность педагога и родителя в организации учебно-воспитательной работы для ребенка с ОВЗ»
консультация

Максименко Ольга Павловна

Одним из важных направлений в настоящее время в психолого-педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении, является работа с семьями, в которой воспитывается ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Традиционно  в обычных образовательных  учреждениях   консультируют родителей о  психофизических особенностях их ребенка и дают некоторые рекомендации по  коррекционной работе в условиях семьи. Но зачастую эти рекомендации и объяснения не могут полноценно  восполнить потребность родителей детей с ОВЗ в квалифицированной помощи и являются недостаточными. Многие родители эти рекомендации игнорируют. Причиной такого отношения родителей являются специфические личностные изменения, которые они претерпевают. Родители, воспитывающие «особого» ребенка не могут правильно оценить ситуацию и  установить необходимые отношения,  как с ребенком, так и педагогом его обучающим.

В этом случае сотрудничество педагога с родителями необходимо, но  оно возможно, если сопровождается постоянным профессиональным ростом самого педагога. Воспитатель, который вооруженный  знанием  коррекционной  педагогики, психологии общения и многими другими знаниями, может уверенно общаться  с родителями, строить партнерские отношения, направленные на поиск общих решений воспитания и развития ребенка с нарушениями в развитии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация на тему:

«Преемственность педагога и  родителя в организации учебно-воспитательной работы для ребенка с ОВЗ»

Одним из важных направлений в настоящее время в психолого-педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении, является работа с семьями, в которой воспитывается ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Традиционно  в обычных образовательных  учреждениях   консультируют родителей о  психофизических особенностях их ребенка и дают некоторые рекомендации по  коррекционной работе в условиях семьи. Но зачастую эти рекомендации и объяснения не могут полноценно  восполнить потребность родителей детей с ОВЗ в квалифицированной помощи и являются недостаточными. Многие родители эти рекомендации игнорируют. Причиной такого отношения родителей являются специфические личностные изменения, которые они претерпевают. Родители, воспитывающие «особого» ребенка не могут правильно оценить ситуацию и  установить необходимые отношения,  как с ребенком, так и педагогом его обучающим.

В этом случае сотрудничество педагога с родителями необходимо, но  оно возможно, если сопровождается постоянным профессиональным ростом самого педагога. Воспитатель, который вооруженный  знанием  коррекционной  педагогики, психологии общения и многими другими знаниями, может уверенно общаться  с родителями, строить партнерские отношения, направленные на поиск общих решений воспитания и развития ребенка с нарушениями в развитии.

Взаимодействие  родителей и педагога  должно  развиваться поэтапно. При этом правильно организованная работа педагога должна носить обучающий характер. Этому способствует открытость образовательного учреждения для семьи:

-систематическое посещение родителями детского сада;

-организация совместных праздников;

-посещение родителями коррекционных занятий;

- проведение бесед, консультаций, просмотр деятельности детей и др.

В выстраивании взаимоотношений с родителями педагог  должен опираться на положительный опыт семейного воспитания, распространяя его, используя в воспитательном процессе для усиления положительных тенденций. При этом доверительные отношения между  педагогом и родителями являются одним из  условий  положительного  взаимодействия между педагогами и родителями. Контакт  между ними должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу  воспитания и обучения ребенка с ОВЗ в семье, а так же, потребность добиться положительных результатов.

Семьи,  которые  воспитывают дети с отклонениями в развитии дошкольного возраста, довольно неоднородны, что проявляется в разных социально-экономических условиях жизни, в образовательном уровне современных родителей, а так же в их инфомированности по проблемам воспитания «особого ребенка» в семье.

С целью выявления степени участия родителей в воспитании детей можно использовать разные  социально-педагогические  методы:

-анкетирование,

- тестирование,

-индивидуальные беседы,

-посещение семей,

-наблюдение за детьми и родителями и др.

На основе полученных результатов можно определить систему и этапы работы с целью вовлечения  родителей в учебную и воспитательную деятельность ребенка в условиях детского сада и семьи.

 Первый этап в становлении взаимоотношений между  семьями и дошкольным учреждением происходят в  качестве выявления уровня педагогической культуры родителей в минуты общения в начале или конце рабочего дня; в  дни открытых дверей, которые проходят в дошкольном учреждении для родителей;  а так же через приглашение родителей на праздники, физкультурные соревнования и т.д.с детьми или без них посетить учреждение до начала занятия; посещение сотрудниками семей на дому; представление родителям письменной информации об учреждении; встреча для выяснения условий посещения ребенком учреждения; составление договора.

Дальнейшая взаимосвязь родителей и персонала реализуется в процессе: ежедневных непосредственных контактов, когда родители приводят и забирают детей; неформальных бесед о детях или запланированных встреч с родителями.

Родители могут участвовать и в ежедневных занятиях детей: оставаться в школе, чтобы ребенок привык к учреждению; помогать и участвовать в разных мероприятиях, например в чаепитии с детьми, и т. п.; оказывать помощь при проведении экскурсии и других мероприятий; родительские комитеты принимают участие в решении вопросов, касающихся работы учреждения в целом.

Взаимодействие семьи и детского сада - важнейшее условие успеха в воспитании детей с отклонениями в развитии, но оно возможно в том случае, когда педагоги и родители становятся единомышленниками.

Общими усилиями родители и педагоги должны добиваться желаемого результата. Укреплять здоровье детей с отклонениями в развитии, их физическое и эмоциональное благополучие, развивать творческие способности, познавательную и коммуникативную активность, интеллектуальное развитие и приобщить к общечеловеческим ценностям.

В основе взаимодействия современного коррекционного учреждения и семьи должно лежат сотрудничество. Формы сотрудничества могут быть разные: посещение семьи; беседы, консультации; родительские собрания; семинары-практикумы; дни открытых дверей; открытые занятия; родительские конференции; анкетирование; информационные вечера; дискуссии за крутым столом; вечер встречи с разными специалистами  (психолог, методист, врач); спортивные развлечения; вечера-досуги; посиделки с чаепитием.

Наиболее действенными формами работы сотрудничества с родителями становятся беседы за круглым столом, обмен опытом, анкетирование, знакомство с новинками методической литературы, день открытых дверей, индивидуальные консультации. Праздники и развлечения - особая, любимая часть общей работы. Родители полноправные участники. Обмениваются идеями, практическими советами.

Проведение родительских собраний по старой структуре не оправдывает ожидания родителей. В соответствии с нормативно-правовой базой коррекционных образовательных учреждений родители являются заказчиками образовательных услуг и имеют право принимать участие в организации образовательного процесса, создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы самостоятельно на родительских собраниях, конференциях и в других формах работы.

Занятия с родителями лучше строить в форме лекций - бесед, диалога, по ходу изложения вопроса приводить примеры из практики, в завершении занятия решать педагогические задачи, позволяющие активизировать полученные знания, закрепить их. Необходимо признать в слушателях партнеров по общению. Текст следует рассказывать своими словами, а не читать. Темы лектория могут быть конкретизированы, углублены, дополнены с учетом потребностей родителей в педагогических знаниях, которые выявляют в ходе родительских собраний, бесед и консультаций. Психолого-педагогический практикум может применяться после прочтения лекции.

Устные консультации можно проводить в специально назначенный для них день. Лучше дни консультаций и занятий согласовать с родителями, так как многие из них заняты на работе в вечернее время, работают по скользящему графику.

Индивидуальная работа с родителями конкретизирует и дополняет коллективные занятия, она помогает поднять педагогическую культуру семьи, наиболее полно реализовать ее возросшие воспитательные возможности.

Вышеперечисленные формы работы направлены на предупреждение наиболее типичных для родителей ошибок в воспитании детей, вооружают их правильными методами воздействия.

Таким образом, работа родителей и педагогов в условиях образовательного учреждения носит ярко выраженный специфический характер сотрудничества, так как изменились и содержание, и формы взаимоотношений между родителями и работниками ДОУ.

 От правильного выбора форм работы ДОУ с семьей зависит как характер, так и результативность контактов между педагогами и членами семей, воспитывающих детей с ОВЗ. Наиболее эффективными они будут при условии, когда взаимоотношения строятся на осознании необходимости целенаправленных воздействий на ребенка, понимании целесообразности их согласования.

Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. Но, как писал А.С. Макаренко, «семьи бывают хорошие и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает как следует, нам нельзя, говорить, что семья может воспитывать как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание».

Поэтому основные усилия педагогического коллектива ДОУ, на наш взгляд, должны быть направлены на повышение уровня педагогической культуры родителей, воспитывающих  ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Составила:

учитель-логопед

Максименко О.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра- радость движения ( сборник материалов Международной заочной научно- практической конференции «Перспективные формы, методы и приемы организации учебно- воспитательного процесса: из опыта работы»)

Методическая разработка «Игра - радость движения»»  предусматривает приобщение детей к традициям чувашского народа через чувашские подвижные игры. В содержание игрового занятия ...

План проведения родительского собрания в средней группе «Организация учебно-воспитательной работы в детском саду»

Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей.Задачи: рассмотреть возрастные и инди...

Консультация «Взаимодействие педагога и родителей в процессе организации учебно–воспитательного процесса»

Консультация «Взаимодействие педагога и родителей в процессе организации учебно–воспитательного процесса»...

Особенности организации учебно-воспитательной работы в разновозрастной группе детского сада

Статья на тему: "Особенности организации учебно-воспитательной работы в разновозрастной группе детского сада"...

Особенности организации учебно-воспитательной работы в разновозрастной группе детского сада (часть 2)

Статья на тему: "Особенности организации учебно-воспитательной работы в разновозрастной группе детского сада"...

«Особенности организации учебно-воспитательной и коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения»

Хрусталик глаза представляет собой прозрачную структуру внутри глазного яблока, он расположен сразу же за радужной оболочкой глаза. У хрусталика всего лишь одна функция фокусировать лучи света на...