ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (3 – 4ГОДА) «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ»
рабочая программа (младшая группа)
ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (3 – 4ГОДА)
«СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 77.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Радуга»
Мира ул., д. 18/4, г. Югорск, 628260
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра,
Тюменская область,
Телефон / факс (834675) 2-15-91
Принято Педагогическим советом Утверждено заведующим
«Детский сад комбинированного вида «Радуга» «Детский сад комбинированного вида «Радуга»
Протокол №_4__ от 16.05.2019 Приказ №314 от 28.06.2019
ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (3 – 4ГОДА)
«СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ»
г. Югорск, 2019
Оглавление
1. | Целевой раздел | 3 | |
1.1. | Пояснительная записка | 3 | |
1.1.1. | Цель и задачи Программы | 3 | |
1.1.2. | Принципы и подходы к формированию Программы | 3 | |
1.2. | Планируемые результаты реализации программы: | 4 | |
2. | Содержательный раздел | 5 | |
2.1. | Описание образовательной деятельности | 5 | |
2.2. | Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы | 6 | |
2.3 | Способы и направления поддержки детской инициативы | 7 | |
2.4 | Особенности взаимодействия с семьями воспитанников | 8 | |
2.5. | Перспективное планирование образовательной деятельности по программе «Социокультурные истоки» | 10 | |
2.5.1. | Перспективный план образовательной деятельности по программе «Социокультурные истоки» Младшая группа (3-4 лет) | 11 | |
2.6. | Планы занятий по курсу «Социокультурные истоки» на 2019-2020 учебный год | 14 | |
2.6.1. | Планы занятий Младшая группа (3-4 года) | 14 | |
3. | Организационный раздел | 17 | |
3.1. | Описание материально-технического обеспечения Программы | 18 | |
3.2. | Обеспечение методическими материалами и средствами обучения | 18 | |
3.3. | Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды | 19 | |
| Заключение35 | 19 | |
Список литературы36 | 20 |
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Программа «Социокультурные истоки» направлена на присоединение детей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.
Программа позволяет сформировать у детей целостное представление о ближайшей социокультурной среде, в которой они живут и развиваются; подвести их к пониманию существования внутреннего мира человека и взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего; стимулирует мотивацию к самосовершенствованию формирующейся личности ребенка. Программа позволяет комплексно, системно, интегративно, опираясь на отечественные традиции, в тесном сотрудничестве с семьей решать задачи духовно-нравственного развития дошкольников.
Нормативно-правовой основой программы «Социокультурные истоки» в дошкольном образовании являются:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.19.2012 г.;
-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17 октября 2013 г.;
- Ежегодные послания Президента России Федеральному собранию Российской Федерации (1010- 2015 гг.);
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2015 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации № 996-р от 29 мая 2015 г.) и документы регионального уровня.
1.1.1. Цель и задачи Программы
Основная цель программы «Социокультурные истоки» в дошкольный период – заложить формирование духовно-нравственной основы личности, а также присоединить ребенка и его родителей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.
Задача Программы: объединение обучения, воспитания и развития в единый образовательный процесс, создавая тем самым условия для целостного развития, как ребенка, так и его родителей на основе общности целей, социокультурных и духовно-нравственных ценностей.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
-Принцип диалогового общения позволяет участникам активного занятия договариваться, приходить к согласию и единому мнению, но при этом принимается и другое мнение, отличное от мнения группы.
-Принцип творческой позиции всех участников активного занятия. В ходе занятия создаётся среда, которая выводит детей на решение проблемных вопросов; педагогом и детьми принимаются различные точки зрения, суждения детей не оцениваются.
-Принцип открытости педагога к диалогу, общение на одном уровне, рассаживание детей по кругу, беседа с позиции «Мы», живой интерес к каждому мнению ребёнка, помощь в формулировании мысли, поддержка и общий позитивный настрой.
- Принцип субъектной позиции детей в процессе познания, освоение учебного материала, предполагает, что каждый ребёнок вносит свой особый индивидуальный вклад, активно обменивается знаниями, идеями, способами деятельности, что крайне важно для успешной социализации.
-Принцип культуросообразности. Учёт национально-культурных, региональных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Присоединение ребёнка к ценностным смыслам родной культуры.
-Принцип интегративности. Интеграция социокультурного, духовно – нравственного, познавательного, художественно – эстетического развития в целостный образовательный процесс.
1.2. Планируемые результаты реализации программы:
- развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию и т.д.);
- первоначальное освоение воспитателями, дошкольниками и их родителями системы социокультурных категорий и ценностей;
- развитие управленческих способностей (способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей, целенаправленно действовать и достигать результатов);
- развитие речевого взаимодействия (увеличение количества и объема высказываний);
- развитие мотивации к общению у детей и взрослых (увеличение числа позитивных контактов);
- создание предпосылок для успешной адаптации ребенка в начальной школе, что обусловлено единой системой социокультурных ценностей и универсальностью используемых педагогических технологий.
2. Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности
Программа является частью основной образовательной программы дошкольных групп Лицея, формируемой участниками образовательных отношений. Педагогическая деятельность с детьми и их родителями рассчитана на 4 года развития детей с 3 до 7 лет. Реализация Программы осуществляется во второй половине дня в совместной деятельности один раз в неделю по четвергам.
Содержательной основой Программы является система понятий и категорий, представленной в курсе «Истоки» для дошкольного образования (авторы:И.А. Кузьмин, профессор, член-корреспондент Российской Академии естественных наук, г. Москва, А.В. Камкин, профессор Вологодского государственного университета, член-корреспондент Российской Академии естественных наук), содержит осваиваемые категории:Слово, Образ, Книга; Родной очаг, Родные просторы, Труд земной, Труд души; Вера, Надежда, Любовь, Мудрость; Традиции Слова, Образа, дела, праздника.
Логика освоения основных категорий курса «Истоки» выглядит следующим образом:
- в младшей группе (3-4 года) формируются понятия: Слово, Образ, Книга. Работа строиться на основе русских народных песен, хороводов, игр, потешек, сказок, стихов и т.д.. Народные игры, театрализованные игры по сказкам, потешкам помогают ребенку в естественной для него форме познакомиться с миром людей, зверей, птиц, который они воспринимают как Добрый мир. Дети через свой прочувствованный опыт осознают ценность доброго слова в семье и в детском саду, испытывают радостные чувства к любимому образу мамы, делают свой осознанный выбор любимой книги, той сказки, которая учит малышей совершать добрые поступки. Первая любимая песня для ребенка – колыбельная мамы откроет для него мир добрых чувств, материнской любви и заботы. Мамы могут вместе с ребенком выучить колыбельные. С ранних лет у ребенка формируется представление о доброй книге, появится своя любимая сказка;
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы
В основе преподавания учебного курса «Социокультурные истоки», лежит идея активного воспитания – одна из ведущих в социокультурном системном подходе. На практике эта идея воплощается, благодаря использованию активных форм обучения в форме социокультурного тренинга, по существу, новой уникальной педагогической технологии.
Активное занятие (социокультурный тренинг) – это новая высокоинтенсивная педагогическая технология, создающая основу для личностно-ориентированного общения: дети на занятиях учатся работать в парах, четверках, ресурсном круге, осваивают социокультурные ценности, накапливают социокультурный опыт, развивают навыки общения, коллективного взаимодействия, управления собственной деятельностью и деятельностью группы. В отличие от психологических тренингов, здесь ребенок приобретает не внешние, инструментальные навыки в смоделированной ситуации, формирующей кратковременные установки, а, осваивая социокультурные категории и ощущая живую связь времен, обогащается внутренне, воспринимает себя деятельным субъектом сохранения и приумножения социокультурного опыта. Активное занятие является основой образовательного процесса, в нем участвует вся группа воспитанников.
Аспекты активных форм обучения и воспитания
Каждое занятие выводит ребенка на новый уровень по пяти аспектам качества образования:
Содержательный аспект – освоение социокультурных категорий предмета «Социокультурные истоки»
Коммуникативный аспект – развитие способности присоединяться к партнеру по общению, видеть, слышать, чувствовать каждого, терпимость к иному, отличному от своего, мнению. Дети постепенно учатся слушать и слышать друг друга, приходить к согласию, уважительно и тактично общаться с преподавателем и людьми старшего возраста.
Управленческий аспект – умение управлять собственной деятельностью (развитие способности выделить главное в содержании и главное в личностном развитии) и деятельностью группы, умение структурировать время, выделенное для выполнения задания, умение организовывать дискуссию так, чтобы дать возможность высказаться всем и придти к согласию.
Психологический аспект – обеспечивает развитие личности, учитывая особенности восприятия и мышления, предполагает формирование мотивации на работу в группе и совместное достижение значимых результатов на основе принципа синергизма.
Социокультурный аспект – позволяет учащимся осознать смысл служения Отечеству, заключается в том, что воспитанники получают опыт взаимодействия, позволяющий им в дальнейшем самореализоваться в обществе.
Формы работы:
Ресурсный круг – основная активная форма обучения. В ресурсном круге каждый ребенок получает реальную возможность высказаться. Дети и взрослые, находясь в кругу, лицом друг к другу, учатся, не перебивая, слушать друг друга, соблюдать очередность высказывания или выполнения действий, приобретают опыт взаимопонимания и взаимопомощи. Выполнение действий в ресурсном круге (пение колыбельной, рассказывание потешки и т. д.) позволяет ребенку лучше узнать себя и своих товарищей.
Результатом такой самооценки и взаимооценки становится устойчивое позитивное отношение к себе и своим ровесникам. Средством, усиливающим мотивацию к общению в ресурсном круге, является использование предметов (кукла, книга, иллюстрация и т. д.
Работа в паре – активная форма обучения, предполагающая необходимость прийти к единому мнению, договориться, вместе представить результат. Работа в паре позволяет избежать конкуренции и подготовить ребенка к участию к коллективной деятельности.
Работа в микрогруппе – активная форма обучения, предполагающая выполнение каких-либо действий небольшой группой детей (3-5 человек). Данная форма обучения удовлетворяет все основные коммуникативные потребности дошкольников: потребность во взаимопонимании, в оценке, в равноправном участии в деле.
Активные формы обучения вынуждают детей искать точки соприкосновения, сходства, общности друг с другом, учат сопереживанию, умению согласовывать с другими людьми свои мнения и оценки, слаженности действий.
Методы и приёмы групповой работы:
- присоединительное слово педагога, эмоциональный заряд;
- использование визуального ряда и музыкального сопровождения (подборка репродукций картин отечественных художников-классиков, классической музыки и детских песен по темам);
- разговор-диалог в круге;
- совместное рассматривание репродукций картин, иллюстраций и др;
- обсуждение выхода из проблемных ситуаций героев литературных произведений из книг для развития и самих детей;
- чтение детьми стихов, песенок, потешек наизусть по теме занятия;
- совместные размышления над пословицами и поговорками;
- совместная игра, игровая ситуация, игровое упражнение по теме занятия;
- использование мультимедийной презентации, фрагментов мультипликационных и художественных фильмов.
Структура итогового занятия с детьми:
1. Игровое упражнение, пальчиковая гимнастика – настрой на тему занятия.
2. Работа в круге (беседа по теме, чтение песенок, потешек, сказок и т.д.)
3. Игра (подвижная, хороводная, дидактическая), выполнение задания.
4. Ресурсный круг: - подготовительный этап: вводное слово воспитателя, чтение стихотворения, настраивающее на тему разговора, - основной этап: выполнение заданий (индивидуально, в паре, микрогруппе), - заключительный этап: подведение итога по теме.
5. Оформление страницы «Альбома».
В течение месяца предусмотрено проведение для каждой возрастной группы одного итогового занятия по курсу пропедевтики «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» (9 занятий на учебный год).
Реализуемые по курсу «Социокультурные истоки» темы вносятся в журнал учета образовательной деятельности дошкольных групп Лицея.
2.3 Способы и направления поддержки детской инициативы
Условия, способствующие развитию детской инициативы в процессе реализации программы
«Социокультурные истоки»:
- создание развивающей предметно-пространственной среды;
- создание воспитывающей среды, где доминирует социокультурное начало в организованной образовательной и самостоятельной деятельности воспитанников на основе методологии социокультурного системного подхода к Истокам в образовании;
- использование активного метода развития и воспитания дошкольников;
- выстраивание образовательной деятельности с детьми на основе активных форм развития и воспитания дошкольников (ресурсный круг, ресурсный круг с делегированием, работа в паре, работа в микрогруппе вместе с родителями);
- обеспечение благоприятных условий развития, как ребёнка, так и взрослого (педагога и родителя);
- изменение стиля взаимодействия педагога с детьми. (Педагогическое общение взрослого с детьми в «Истоках» строится на основе личностно-развивающего, позитивно-поддерживающего партнёрского взаимодействия);
- АФОД и используемый образовательный инструментарий (книги для развития, книги для развития речи детей, альбомы для рисования) способствуют развитию креативности, детской инициативы, самостоятельности, способности к саморегуляции поведения в соответствии с ценностными ориентирами;
- формирование мотивации детей к деятельности. (Мотивы реализуются в деятельности через определение целей. В результате соотнесения мотивов с целями субъекта (ребёнка) формируется особое психологическое образование – личностный смысл деятельности. Он характеризует общее отношение личности к деятельности, показывает, что на самом деле она означает для личности).
Книги для развития, система АФОД, образовательные технологии, используемые в программе «Социокультурные истоки» формируют в детях мотивацию:
- творить добро, помогать близким. (Желание порадовать, позаботиться о других людях возникает как самостоятельный мотив в дошкольном возрасте только у внимательных, социально чувствительных детей);
- взаимодействовать в паре и в группе со сверстниками, педагогом и родителями;
- совместно достигать значимых социокультурных результатов;
- развиваться и обучаться дальше, повторять успешные действия;
- познавать и осваивать отечественное и культурное наследие родного народа;
- применять полученные знания и сведения в практической жизни, опираясь на позитивный социокультурный опыт;
- подражать старшим во взаимоотношениях с людьми в труде, в отношениях к природе и животным;
- постигать жизнь и окружающий мир. (Проявление ребенком в совместной со взрослым деятельности наблюдательности, любознательности и интереса к познанию внешнего и внутреннего душевного и духовного мира; самостоятельное познание ребенком предметов и явлений окружающей действительности);
- проявлять привязанность и уважение сначала к близким людям в семье, а затем и другим людям, которые постепенно расширяют круг общения ребенка.
2.4 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Сотрудничество с родителями является важным ключевым элементом в реализации программы
«Социокультурные истоки» дошкольного образования. Существенной особенностью является непосредственное участие родителей в подготовке и проведении итоговых встреч. Активное взаимодействие с ребёнком в условиях детского сада, возможность наблюдать опыт, имеющийся у других родителей, позволяют взрослым приобретать новые способы общения с детьми и корректировать собственное поведение. Особое место в рамках программы отводится активным формам обучения, таким, как ресурсный круг и работа в паре, способствующим приобретению всеми участниками процесса социальных, коммуникативных, управленческих навыков. Позитивный опыт общения с воспитателями,
родителями и сверстниками, ресурс успеха, получаемый на встречах, создают условия для формирования адекватной самооценки, предотвращают возникновение эмоциональной отчуждённости.
Взаимодействие с родителями по Программе решает следующие задачи:
- объединить усилия детского сада и семьи с целью формирования у взрослых и детей единой системы ценностей;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в социокультурном и духовно-нравственном развитии и воспитании детей дошкольного возраста;
- обеспечивать воспитателя социокультурным инструментарием, способствующим формированию духовно-нравственной основы личности, начиная с дошкольного возраста.
С этой целью разработана и реализуется программа«Моя семья», проводятся совместные с родителями занятия, организуется взаимодействие по книгам для развития.
Система занятий с родителями по программе «Моя семья» включает в себя планы занятий и систему активных форм обучения. В течение 4 лет совместной работы педагогов с родителями предлагается проведение 20 занятий (5 занятий в течение каждого года). Они проводятся с родителями дошкольников, начиная с 3-4-летнего возраста, предваряют детские занятия по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» в дошкольном образовании.Предполагается последовательное освоение родителями основных категорий, заложенных в данной программе через знакомство с комплектом книг для развития детей. Занятия организуются в вечернее время, что дает возможность всем родителям принять в них активное участие.
Темы занятий:
- Для родителей детей 3-4 лет: «Имя моего ребенка», «Доброе слово», «Любимый образ», «Добрый мир», «Добрая книга».
Структура занятия с родителями:
1. Вводное слово, чтобы настроить родителей на тему разговора.
2. Знакомство с книгой для развития.
3. Выполнение заданий для осмысления, как заниматься по ней дома с детьми.
4. Проведение активного занятия (ресурсного круга, работы в паре, микрогруппе):
- подготовительный этап: чтение родителями «Слова к родителям» по соответствующей теме в книге для развития, где раскрывается смысл важнейших нравственных категорий, заложенных в программе.
- основной этап: родители выполняют задания, направленные на осмысление главной идеи книги, что способствует накоплению социокультурного опыта у каждого его участника.
- заключительный этап (рефлексия): родителям предоставляется возможность высказать свое отношение к обсуждаемой теме.
Организация взаимодействия детей и взрослых на основе комплекта книг для развития детей дошкольного возраста
Книги для развития предназначены для совместной работы педагогов, детей и их родителей. В них заложена основная предварительная работа с детьми и родителями в период подготовки к занятиям по программе. В книгах содержится система ценностей и категорий, которые необходимо усвоить взрослым и детям, а также продумана система заданий, способствующая организации и развитию общения между родителями и их детьми. В них содержатся произведения разных жанров: стихотворения, сказки, рассказы, хороводные игры, песенки. Осмысление содержания книг для развития детей дошкольного возраста приводит родителей к пониманию необходимости работы с данными книгами вместе с ребенком. Родители, благодаря книгам для развития приобретают умение понять собственный внутренний мир и внутренний мир своих детей. Это является основанием для развития между ними теплых доверительных отношений, появлению мотивации к взаимодействию.
Книги подготовлены в соответствии с изучаемыми темами: (Слово, Образ, Книга; Родной очаг, Родные просторы, Труд земной, Труд для души; Вера, Надежда, Любовь, Мудрость; Традиции, Слово, Образа, дела и праздники).
Перспективное планирование образовательной деятельности по программе «Социокультурные истоки»
Перспективный план образовательной деятельности по программе «Социокультурные истоки» Младшая группа (3-4 лет)
Месяц | Тема | Неделя | Содержание деятельности | Задачи | Литература |
Слово | |||||
Сентябрь | «Любимое имя» | 1 | Адаптационный период | 1.Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Имя». 2.Мотивация на совместную деятельность ребенка и воспитателя. 3.Развитие чувства самоценности у ребенка. | |
2 | Чтение потешек. Заучивание | Книга «Доброе слово» (развитие речи) стр.12, 14 | |||
3 | Активное занятие с родителями «Имя моего ребёнка» | Истоковедение. Том 11. – М.: 2017. Стр.62, 71 | |||
4 | Итоговое занятие «Любимое имя» | Книга Истоковедение. Том5. Издание 5-е, дополнительное.- М.:, 2016. стр. 113, 152 | |||
Октябрь | «Доброе слово» | 1 | Рассказывание русской народной сказки «Теремок» | 1.Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Слово». 2.Развитие умения проявлять доброе отношение к близким людям. | Книга «Доброе слово» (развитие речи) стр.15 |
2 | Заучивание наизусть стихотворения «Я люблю, когда при встрече…» | Книга «Доброе слово» (развитие речи) стр.21 | |||
3 | Чтение рассказа «Жила–была Маша» | Книга «Доброе слово» (развитие речи) стр.21 | |||
4 | Активное занятие с родителями «Доброе слово» | Истоковедение. Том 11. – М.: 2017. стр.72, 63 | |||
5 | Итоговое занятие «Доброе слово» | Книга Истоковедение. Том5. Издание 5-е, дополнительное.- М.:, 2016. стр. 113, 153 | |||
Ноябрь | «Ласковая песня» | 1 | Занятие «Ласковая песня» | 1.Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Песня». 2.Развитие умения слушать друг друга.
исполнение колыбельных песен, общение друг с другом и взрослым. | Истоковедение. Том 11. – М.: 2017. Стр.197 |
2 | Колыбельные песни | Книга «Доброе слово» (развитие речи) стр.22-23 | |||
3 | Обыгрывание стихотворения «Бурый мишка» | Книга «Доброе слово» (развитие речи) стр.26 | |||
4 | Итоговое занятие «Ласковая песня» | Книга Истоковедение. Том5. Издание 5-е, дополнительное.- М.:, 2016. стр. 114, 153 | |||
Декабрь | «Праздничная песня» | 1 | Чтение рассказа «Ёлка» |
«Песня».
| Книга «Доброе слово» стр.29 |
2 | Беседа с детьми по рассказу «Ёлка» | Книга «Доброе слово» (развитие речи) стр.30 | |||
3 | Чтение стихотворения «От деда Мороза» | Книга «Доброе слово» (развитие речи) стр. 28 | |||
4 | Итоговое занятие «Праздничная песня» | Книга Истоковедение. Том5. Издание 5-е, дополнительное.- М.:, 2016. стр. 115,158 | |||
Образ | |||||
Январь | «Любимый образ» | 1 | Чтение стихотворения «Матушке» | 1.Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Образ». 2.Формирование способности понимать | Книга «Добрый мир» (развитие речи) стр.12-13 |
2 | Чтение пословиц | Книга «Добрый мир» (развитие речи) |
чувства других людей. 3.Развитие умения проявлять доброе отношение к людям. | стр.14-15 | ||||
3 | Активное занятие с родителями «Любимый образ» | Истоковедение. Том 11. – М.: 2017. стр.74, 63 | |||
4 | Итоговое занятие «Любимый образ» | Книга Истоковедение. Том 5. Издание 5-е, дополнительное.- М.:, 2016. стр. 115, 159 | |||
Февраль | «Образ света» | 1 | Беседа «Подари солнышку добрые слова» | 1.Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Образ». 2.Развитие умения выражать свои добрые чувства. 3.Развитие эмоциональной сферы ребенка. | Книга «Добрый мир» (развитие речи) стр.17 |
2 | Чтение потешек и загадок о солнышке | Книга «Добрый мир» (развитие речи) стр.18 | |||
3 | Активное занятие с родителями «Добрый мир» | Истоковедение. Том 11. – М.: 2017. стр.75, 63 | |||
4 | Итоговое занятие «Образ света» | Книга Истоковедение. Том 5. Издание 5-е, дополнительное.- М.:, 2016. стр. 116, 160 | |||
Март | «Добрый мир» | 1 | Чтение русской народной сказке «Золотое яичко» | 1.Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Образ». 2.Развитие мотивации на общение друг с другом. 3.Развитие основы самоутверждения. | Книга «Добрый мир» (развитие речи) стр.10 |
2 | Чтение стихотворения Е. Королевой «Наш дом» (стр.20) | Книга «Добрый мир» стр.20 | |||
3 | Чтение рассказа Э. Михайленко «Самый лучший в мире дом» | Книга «Добрый мир» стр.22 | |||
4 | Итоговое занятие «Добрый мир» | Книга Истоковедение. Том 5. Издание 5-е, дополнительное.- М.:, 2016. стр. 116, 161 | |||
Апрель | «Добрая книга» | 1 | Чтение и беседа с детьми по сказке «Репка» Хороводная игра «Репка» |
«Книга».
| Книга «Добрая книга» (развитие речи) стр.8, 11 |
2 | Чтение рассказа Л. Нечаева «Самый вкусный пирожок», стихотворений А. Плещеева и Я. Егорова | Книга «Добрая книга» (развитие речи) стр. 13-14 | |||
3 | Активное занятие с родителями «Добрая книга» | Истоковедение. Том 11. – М.: 2017. стр. 64, 75 | |||
4 | Хоровая игра «Мы на луг ходили» | Книга «Добрая книга» (развитие речи) стр. 14-15 | |||
5 | Итоговое занятие «Добрая книга» | Истоковедение. Том 11. – М.: 2017. стр.271 | |||
Май | «Любимая книга» | 1 | Беседа по сказке «Маша и Медведь» |
настроя на общение . | Книга «Добрая книга» (развитие речи) стр. 17-19 |
2 | Чтение и беседа по сказке «Козлятки и волк» | Книга «Добрая книга» (развитие речи) стр. 20-21 | |||
3 | Итоговое занятие «Любимая книга» | Книга Истоковедение. Том 5. Издание 5-е, дополнительное.- М.:, 2016. стр. 118, 162 |
- Планы занятий по курсу «Социокультурные истоки» на 2019-2020 учебный год
2.6.1. Планы занятий Младшая группа (3-4 года) | |||
№ | Тема/основн ые понятия | Планыитоговых занятий по курсу пропедевтики «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» | Планызанятий с родителями по программе «Моя семья» |
Основная социокультурная категория - Слово | |||
Сентябрь | |||
Задачи: 1.Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Имя». 2.Мотивация родителей на совместную деятельность с ребенком и воспитателем. | |||
1 | Любимое имя/Первое слово. Ласковая улыбка. Родительская любовь. Именины. Ангел- хранитель. | Занятие проводится совместно с родителями на основе книги 1 для развития детей 3-4 лет «Доброе слово» (часть 1)
(стр.17).
|
слово».
«Имя моего ребенка». |
Октябрь | |||
Задачи: 1.Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Слово». 2.Развитие умения проявлять доброе отношение к близким людям. | |||
2 | Доброе слово/Выраж ение любви к близким людям. Радость встречи. | Занятие проводится совместно с родителями на основе книги 1 для развития детей 3-4 лет «Доброе слово» (часть 2)
«Жила–была Маша» (стр.21)по ролям. Чтение детьми наизусть стихотворения «Я люблю, когда при встрече…» (стр.21).
23) |
«Любимое имя».
«Доброе слово в семье». |
Ноябрь | |||
Задачи: 1.Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Песня». 2.Развитие умения слушать друг друга. | |||
3 | Ласковая песня/Ласков ое слово. Красивая мелодия. Колыбельная песня. Нежность. Надежда. Праздничная песня. | Занятие проводится совместно с родителями на основе книги 1 для развития детей 3-4 лет «Доброе слово» (часть 3)
«Кукольная колыбельная» (стр.25).
(стр.27). | |
Декабрь | |||
Задачи: 1.Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Песня». 2.Развитие мотивации на взаимодействие детей и взрослых. 3.Приобщение к традиции празднования Рождества. |
4 | Празднична я песня/Рождес тво. Новый год. Нарядная елка. Общая радость. Забота о родных и близких. | Занятие проводится совместно с родителями на основе книги 1 для развития детей 3-4 лет «Доброе слово» (часть 4)
(стр. 31). | |
Основная социокультурная категория - Образ | |||
Январь | |||
Задачи: 1.Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Образ». 2.Формирование способности понимать чувства других людей. 3.Развитие умения проявлять доброе отношение к близким людям. | |||
5 | Любимый образ/Мама. Любовь. Доброта. Забота. | Занятие проводится совместно с родителями на основе книги 2 для развития детей 3-4 лет «Добрый мир» (часть 1)
4.Оформление страницы Альбома «Солнышко для мамы» (стр.15). |
«Добрый мир». 4.Активное занятие. Ресурсный круг «За что я благодарен маме?» |
Февраль | |||
Задачи: 1.Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Образ». 2.Развитие умения выражать свои добрые чувства. 3.Развитие эмоциональной сферы ребенка. | |||
6 | Образ света/ Солнышко. Свет. Тепло. Радость. | Занятие проводится совместно с родителями на основе книги 2 для развития детей 3-4 лет «Добрый мир» (часть 2)
«Солнышко» (стр.18) и личного опыта детей.
|
«Любимый образ».
«Добрый мир»(Что может сделать каждый из нас, чтобы мир для ребенка был добрым?). |
Март | |||
Задачи: 1.Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Образ». 2.Развитие мотивации на общение со взрослым. 3.Развитие положительного восприятия мира. | |||
7 | Добрый мир/Нежные руки мамы. Добрые и ласковые слова. Свет и тепло. Покров и защита. Доверие. | Занятие проводится совместно с родителями на основе книги 2 для развития детей 3-4 лет «Добрый мир» (часть 3)
4.Оформление страницы Альбома «Добрый мир» (стр. 23) предлагается выполнить дома вместе с родителями. | |
Основная социокультурная категория - Книга | |||
Апрель |
Задачи: 1.Первоначальное знакомство с социокультурной категорией« Книга». 2.Воспитание интереса, любви, бережного отношения к книге. 3.Развитие умения слышать друг друга. | |||
8 | Добрая книга/Книга - связь слов и образа. Первая книга. Живое слово. | Занятие проводится совместно с родителями на основе книги 3 для развития детей 3-4 лет «Добрая книга» (часть 1)
«Репка» (стр.5-10), потешек (стр.12), рассказа Л. Нечаева «Самый вкусный пирожок» (стр. 13), стихотворений А. Плещеева и Я. Егорова (стр.14) и личного опыта детей.
4.Оформление страницы Альбома «Добрая книга» (стр.15). |
народным сказкам «Репка», «Маша и медведь».
«Добрая книга».
«Добрая книга»(«Какие добрые чувства могут пробудить книги для развития в сердце ребенка?»). 3.Подведение итогов работы за год. |
Май | |||
Задачи: 1.Дальнейшее наполнение содержанием социокультурной категории «Книга». 2.Развитие взаимодействия детей и взрослых. 3.Создание позитивного настроя на общение в группе. | |||
9 | Любимая книга/Яркие образы. Волшебная сила слова. Добрые чувства. Радость от встречи с книгой. | Занятие проводится совместно с родителями на основе книг для развития детей 3-4 лет «Доброе слово», «Добрый мир», «Добрая книга» (часть 2) 1.Совместное чтение книг: родители читают книги детям. 2.Выполнение задания «Загадайте детям загадки по сказкам (стр.22).
«На лугу» (стр.4), игры–драматизации по русским народным сказкам «Репка», «Теремок», «Маша и медведь» и сказке К.Д. Ушинского «Золотое яичко».
|
3. Организационный раздел
3.1. Описание материально-технического обеспечения Программы
Материально-технические условия реализации Программы в учреждения обеспечивают возможность выполнения требований ФГОС ДОк условиям реализации Программы.
Для успешного преподавания курса необходимы определенные условия:
- наличиекомпьютера, интерактивной доски, проектора;
- наличие учебных пособий – иллюстрированный материал, раздаточный материал;
- наличие копировальной техники и расходных материалов.
3.2. Обеспечение методическими материалами и средствами обучения
Программа «Социокультурные истоки» в дошкольном образовании направлена на присоединение детей к базовым духовно-нравственным и социокультурным ценностям России. Книги для развития детей являются составной частью комплекта Программы.
Для осуществления воспитательно-образовательной работы используется следующая учебно- методическая литература, пособия:
- Рекомендации по применению программы «Социокультурные истоки» в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. — М.: Издательский дом
«Истоки», 2015. — 216с.
- Комментарии к программе («Истоковедение», т. 5, с. 138).
- Содержание курса по возрастам («Истоковедение», т. 5, с. 109).
- Планы итоговых занятий с детьми 3-7 лет («Истоковедение», т. 5, с. 113).
- Методическое пособие «Активные формы обучения детей 3-7 лет» («Истоковедение», т. 5, с. 152).
- Комплект из 17 книг для развития детей 3-7 лет.
- Методические рекомендации к использованию книг для развития детей дошкольного возраста («Истоковедение», т. 11, с. 15).
- Программа по работе с родителями «Моя семья» («Истоковедение», т. 11, с. 57). Инструментарий для программы «Моя семья» включает: методические рекомендации и комментарии к системе занятий с родителями («Истоковедение, т. 11, с.135), планы занятий с родителями детей 3-7 лет («Истоковедение, т. 11, с.62), методическое пособие «Активные занятия для работы с родителями» («Истоковедение, т. 11, с. 71).
3.3. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Структурные компоненты содержания социокультурной предметно-пространственной среды развития ребенка по Истокам отражают специфику национальных, социокультурных и региональных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность. Социокультурная среда должна позволять ребёнку развиваться не только в сотрудничестве с педагогом, но и самостоятельно. В ходе образования ребенок не только «считывает» готовый текст культуры, но и творит его, реализуя собственную, культуротворческую функцию субъектного бытия. Содержательным компонентом социокультультурной предметно-пространственной среды развития являются: произведения изобразительного искусства, эстетические предметы быта, игры и игрушки, изобразительные материалы, детская литература, образцы этнических, культурных, конфессиональных особенностей региона и т.д. К.Д. Ушинский особо подчеркивал значимость среды, пропитанной народными традициями и культурой.
В дошкольной организации, реализующей программу «Социокультурные истоки», исходя из имеющихся условий, (по выбору) целесообразно создать такие функциональные центры, как:
- «Центр традиционной народной культуры «Горница»
-«Галерея искусств»
- «Мастерская народных ремесел»
- «Музей родного края «Наши истоки»
- «Уголок родной природы»
- «Музей народной игрушки»
- «Музей «История родной куклы»
- «Музей воинской Славы «От былинных богатырей до современных защитников Отечества»
- «Центр краеведения»
«Центр народной игры «Золотые ворота»
- «Выставочный центр детского рисунка»
- «Центр Семьи»
- «Центр «Ребячьи сказки» и др.
Предложенные центры развития детей можно организовать в рекреациях, переходах, залах, кабинетах учителя-логопеда, педагога-психолога, изобразительных студиях, методических кабинетах, в проёмах лестничных пролётов, в раздевальных комнатах, на прилегающей территории и других помещениях образовательного учреждения.
Через центры развития произведения искусств, народные игрушки, предметы быта, объекты природы как составная часть культуры входят в целостную пространственно-предметную среду, что позволяет ребенку соприкасаться с красотой произведений, историей, культурой, бытом, традициями людей родного края и России в целом.
В групповых помещениях дошкольной организации по программе «Социокультурныеистоки» целесообразно (по выбору) создание центров развития:
- Мини-музеи родного края;
- Галереи художников;
- «СЕМЬ - Я»;
- «Родная книга»;
- «Театр сказок»;
- Краеведения «Люби и знай свой край»;
- «Традиционной игры и игрушки»;
- Выставочный центр «Золотые руки»;
- «Я живу в России»;
- «ИГРАЙКА» (все виды игр) и др.
Произведения изобразительного искусства. Репродукции картин известных русскиххудожников- классиков по темам итоговых занятий по программе «Социокультурные истоки». (Например, «Детские забавы»; «Мать и дитя»; «Доброе слово сказки»; «Образ Солнца - образ Добра и Света»; «Добрый мир»;
«Любимая книга»; «Дружная семья»; «Родные просторы»; «Братья меньшие»; «Труд земной»;
«Маленькие помощники»; «Былинные богатыри»; «Добрые друзья»; «Мудрые уроки»; «Бабушки (дедушки) и внуки»; «Сказки А.С. Пушкина»; «Мастера и рукодельницы»; «Православные праздники года», «Художники-оформители русской сказки» и т.д.).
Наборы сюжетных открыток, комплекты тематических альбомов, иллюстраций типа «Семья»,
«Дом», «Русские богатыри», «Откуда пошла Земля Русская» и др.; тематические проспекты по категориям Истоков.
Эстетические предметы быта: семейные фотоальбомы детей группы; художественные альбомы с разными видами декоративно-прикладного искусства, образами защитников Отечества и др.; образцы предметов декоративно-прикладного искусства; образцы народной куклы и народной игрушки; образцы предметов культуры и быта народа и др.
Игрушки и игровые атрибуты для организации всех видов игр (сюжетно-ролевые; режиссёрские; театрализованные; подвижные, включая народные и др.) по темам итоговых занятий.
Игры (кубики-сказки; разрезные картинки по темам итоговых занятий; домино «Сказки»,
«Былины», «Наш дом» и др.; пазлы по темам известных народных сказок, сказов и былин; настольно- печатные игры типа «Путешествие по сказкам», «Путешествие в историю родного края» и др.).
Детская литература: комплекты книг для развития детей (в зависимости от возрастной группы); книги снародным фольклором и яркими образами; подборки книг нравственной направленности; поэтического слова русских писателей-поэтов классиков; познавательно-историческая литература; разнообразные тематические календари с крупными иллюстрациями; книги с народными и авторскими сказками; книги писателей-земляков; портреты отечественных писателей-классиков и поэтов-писателей своего региона, музыкантов, художников и др.
Образцы этнических, культурных, конфессиональных особенностей региона:документы, ксерокопии (например, письма защитников Отечества, фотографии и др.); древние книги; семейные реликвии; макеты («Добрый мир»; «Дружная семья»; «Бабушкин двор»; «Богатырская застава»; «Город чудный, город древний»; «Святынинашего края»; «Ярмарка»; по темам сказок; по темам православных праздников; и др.);экспонаты традиционного быта, художественных ремёсел, народной игрушки, природы и культуры родного края;карты России и родного края и др.
Изобразительные материалы:альбомы для развития и рисования детей по программе; все виды изобразительных материалов; природный и бросовый материал для творчества.
Заключение
«Социокультурные истоки» – интегративный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте. В основе преподавания данного курса лежит идея активного воспитания – одна из ведущих в социокультурном системном подходе. На практике эта идея воплощается с помощью активных форм обучения и воспитания.
Главными целями при реализации системы активных форм являются развитие духовно- нравственных ценностей, накопление социокультурного опыта, развитие навыков общения, управления собственной деятельностью, деятельностью группы, эффективного взаимодействия, для достижения значимых результатов.
Программа «Социокультурные истоки», реализуя задачи ФГОС по достижению полноценной социализации ребенка-дошкольника, создаёт условия для формирования детской инициативы и самостоятельности, обеспечивает активное усвоение детьми дошкольного возраста системы ценностей, социальных норм и правил в единстве мотивационного, когнитивного и деятельностно- практического компонента их жизнедеятельности. Педагогические технологии активных форм развития и воспитания, используемые в программе, создают условия для осуществления свободы выбора, которая является основанием нравственных ценностных ориентаций.
Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку, ценности вырабатываются собственными усилиями. Только тогда, когда нравственные знания становятся прочувствованным опытом, происходит приращение духовной основы личности. А для этого необходимо перевести ребенка в активную позицию, включить его в значимую деятельность, организовать эффективное взаимодействие дошкольников друг с другом, с воспитателем, родителями.
Список литературы
1. Абрамова, О. С. О включении программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» в базисный учебный план дошкольного учреждения // Отечественное образование. Интеграция духовно - нравственного образования в различные учебные дисциплины / Рос.акад. образования, Ин-т содерж. и методов обучения, Рос. акад. естеств. наук, Отд-ниесоциокультур. и цивилизац. проблем, Изд. дом
«Истоки». – Москва: Истоки, 2013. – Т. 4. – С. 265-282.
2. Васюкова, Н. Е. Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса с детьми 3- 4 лет. Еженедельное интегрированное содержание работы по всем образовательным областям / Н. Е. Васюкова, Н. М. Родина – Москва: Сфера, 2014. – 224 с.
3. Истоки: примерная образовательная программа дошкольного образования. – 5-е изд. – Москва: Сфера, 2014. – 161 с.
4. Духовно-нравственное развитие: проблемы – традиции – перспективы: материалы Межрегиональной научно-практической конференции по вопросам духовно-нравственного развития обучающихся Ханты-Мансийского автономного округа – Югры: сборник / ред. колл. Е. У. Акбаш [и др.].
– Ханты-Мансийск: Институт развития образования, 2016. – 279 с.
5. Кузьмин И.А., Камкин В.А. Программа «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования//Научно-методический сборник «Истоковедение». Т.5 – М.: Истоки, 2009.
6. Кузьмин И.А. Книги для развития детей дошкольного возраста 3-4,4-5,5-6,6-7 лет//Издание второе –М.: Издательский дом «Истоки», 2015.
7. Кузьмин И.А., Сильвестрова Л.П. Истоковедение//Духовно- нравственное воспитание дошкольников в контексте истоковедения. Т.11- Издательский дом «Истоки», 2015.-230с.
8. Педагогический калейдоскоп. Современное образование: опыт, проблемы, перспективы: сборник научно-методических материалов / гл. ред. А. Г. Пачина; сост. О. В. Серёгина. – Вып. 15. – Ханты-Мансийск: Институт развития образования, 2016. – 199 с.
9. Рекомендации по применению программы «Социокультурные истоки» в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования / авт.-сост. И. А. Кузьмин, О. С. Абрамова, Л. П. Сильвестрова. – Москва: Истоки, 2015. – 216 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области "Познавательное развитие" для детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет "Путешествие по сказкам" (в соответствии с ФГОС ДОУ)
Цель: обеспечение условий для развития у детей младшего дошкольного возраста представлений об окружающем мире, формирование целостной картины мира. Образовательная область "Познавательн...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей младшего дошкольного возраста «Воздушные шары»
quot;Познавательное развитие"...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей младшего дошкольного возраста «Круг» «Спрячь мышку»
Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы (стихотворение)Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавател...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей младшего дошкольного возраста ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ «В ГОСТЯХ У ТРЕХ МЕДВЕДЕЙ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДетский сад «Аленушка» с. Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области познавательное развитие для детей младшего дошкольного возраста Тема: «Маленькие помощники»
продолжать учить детей находить много предметов и один предмет в специально подготовленной обстановке; учить различать и правильно называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник....
Конспект образовательной деятельности по ФЭМП образовательной области «Познавательное развитие» для детей младшего дошкольного возраста Тема: «Путешествие в страну математики»
Конспект образовательной деятельности по ФЭМПобразовательной области «Познавательное развитие»для детей младшего дошкольного возраста Тема: «Путешествие в страну математики&raqu...