СОВРЕМЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА – ТЕРРИТОРИЯ УСПЕХА РЕБЕНКА
статья
В статье развивающая предметно-пространственная среда рассматривается как один из приоритетных факторов успешного развития дошкольника. Особенностью целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении является то, что в отличие от других образовательных учреждений важным компонентом является создание предметно-развивающей среды. И в дошкольной педагогике это педагогическая проблема является отдельным направлением разработки теории организации педагогического процесса в ДОУ. Данной проблеме уделялось достаточно много внимания, выделены требования, определены зоны, необходимые для организации педагогического процесса.
Ключевые слова: развивающая предметно-пространственная среда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_sovremennaya_razvivayushchaya_sreda.docx | 28.41 КБ |
Предварительный просмотр:
СОВРЕМЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА – ТЕРРИТОРИЯ УСПЕХА РЕБЕНКА
Ивлева Н.В.
старший воспитатель
ГБДОУ детский сад № 41 Пушкинского района
Россия, г. Санкт-Петербург
В статье развивающая предметно-пространственная среда рассматривается как один из приоритетных факторов успешного развития дошкольника. Особенностью целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении является то, что в отличие от других образовательных учреждений важным компонентом является создание предметно-развивающей среды. И в дошкольной педагогике это педагогическая проблема является отдельным направлением разработки теории организации педагогического процесса в ДОУ. Данной проблеме уделялось достаточно много внимания, выделены требования, определены зоны, необходимые для организации педагогического процесса.
Ключевые слова: развивающая предметно-пространственная среда.
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (далее ФГОС ДО) предъявляют требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в том числе и к организации и обновлению развивающей предметно-пространственной среды дошкольного образовательного учреждения. Развивающая среда в ДОУ является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено значимостью окружающей обстановки для разностороннего развития ребенка, его успешной социализации в современном обществе. Важно сконструировать многоуровневую многофункциональную предметно – развивающую среду для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития.
ФГОС дошкольного образования – это стандарт условий, а не стандарт результатов. На смену пришла более современная педагогика свободы и творчества, которая нацелена на всестороннее развитие ребёнка на основе особых, специфичных видов деятельности. На практике мы видим разносторонний игровой подход к детям, приветствующий максимальную эксплуатацию инновационных методов педагогического взаимодействия, нацеленный на раскрытие собственного потенциала каждого ребёнка.
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности детей является игра. При создании развивающего пространства в групповом помещении ДОУ необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности, именно поэтому необходим повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды в образовательном учреждении. Она должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
ГБДОУ детский сад № 41 Пушкинского района Санкт-Петербурга развивается в ногу со временем. Здесь создаются все необходимые условия для полноценного развития детей на всех этапах дошкольного возраста. Главная цель ДОУ - создание комфортных условий для развития и сохранения физического, психического, эмоционального здоровья воспитанников, а также обеспечение условий и создания предпосылок для динамичного развития образовательного учреждения в современных условиях в соответствии с ФГОС ДО.
Первоочередные задачи дошкольного образовательного учреждения:
- создать комфортные условия для воспитания и обучения детей в группах общеразвивающей направленности, а также с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) с нарушением речи, с ОВЗ задержкой психического развития (далее - ЗПР);
- создать условия для реализации качественного и доступного образования, обеспечивающего равные стартовые возможности детей, как основы их успешного обучения в школе;
- обеспечить качество образования и воспитание через внедрение современных развивающих педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных (далее - ИКТ) с целью дальнейшей социализации ребенка и повышение уровня образованности и квалификации педагогических работников в условиях реализации ФГОС ДО;
- совершенствовать материально-техническое и программное обеспечение;
- продолжать внедрять новые развивающие технологии воспитания и образования дошкольников, через обновление развивающей предметной пространственной среды (далее - РППС) в соответствии с ФГОС ДО и образовательной среды ГБДОУ, способствующей самореализации ребёнка в разных видах детской деятельности.
Оборудование групп способствует созданию оптимальных условий для эффективного решения образовательных задач дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, склонностями и способностями, с ориентиром на творческий потенциал каждого ребенка. Созданы условия, способствующие детской самостоятельности и активности, возможности индивидуального общения педагога как с одним ребёнком, так и в системе работы с группой детей в целом. Все элементы развивающей предметно-пространственной среды в учреждении соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами, а также правилами пожарной безопасности. Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство оснащено современными средствами обучения и воспитания и развивающим оборудованием (в том числе ТСО), соответствующими материалами (игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем).
Созданная РППС в группах трансформируема, обеспечивает возможность изменения в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей. Трансформируемость позволяет детям с разных сторон взглянуть на игровое пространство, проявлять активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты.
РППС, созданная педагогами в группах, обладает полифункциональностью, таким образом обеспечивая возможность разнообразного использования ее составляющих: детской мебели, мягких модулей, ширм в разных видах детской активности и деятельности. В свободном доступе детей в достаточном количестве представлены развивающие игры, игрушки, материалы, пособия, обеспечивающие все основные виды детской активности.
В старшем возрасте замысел воспитанников основывается на теме игры, поэтому полифункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по-новому перестраивают имеющееся игровое пространство (гибкие модули, ширмы, занавеси, стулья).
Групповые помещения функционально разбиты на отдельные Центры активности, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности.
Сферы самостоятельной детской активности внутри групп не пересекаются, достаточно места для свободы передвижения детей. Все игры и материалы в группах расположены таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним.
Вариативность среды предполагает наличие в группе различных пространств для игр, конструирования, уединения, а также разнообразных материалов, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей. Игровой материал должен периодически меняться, стимулируя игровую, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды предполагает свободный доступ к играм, игрушкам, материалам и пособиям для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.
Такая организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу возможность организовать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Образовательный процесс в группах реализуется в соответствии с рабочими программами воспитателей и специалистов, разработанных на основе образовательных программ дошкольного образования ГБДОУ и примерной основной образовательной программой, ряда парциальных программ и методических разработок.
В развивающей среде групп отражены основные направления образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Пространство групповых комнат организованы в виде хорошо разграниченных Центров развития: «Сюжетно - ролевых и режиссерских игр», «Познавательной активности», «Самостоятельной деятельности», «Двигательной активности», «Настольно-печатных и развивающих игр», «Экспериментирования и наблюдения за природными явлениями», «Отдыха», «Петербурговедние».
Рациональное решение размещения Центров активности в группах обеспечивает реализацию в игровой форме творческих видов деятельности ребенка – игровой, изобразительной, конструктивной, способствующих развитию любознательности, интересов, мотивации к познанию, обучению и творчеству.
Развивающая предметно – пространственная среда по образовательной области «социально-коммуникативное развитие» обеспечивает усвоение норм и ценностей во взаимоотношениях, принятых в обществе, способствует формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества, формирует положительное отношение и чувства принадлежности к своей семье и к обществу, основы безопасного поведения в быту, социуме, природе. Материалы развивающей предметно – пространственной среды учитывают формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности и патриотических чувств. Игровой материал способствует развитию игровой деятельности с целью освоения различных социальных ролей.
Дети дошкольного возраста активно проявляют стремление к общению со сверстниками. Основной формой организации их жизни является игра. Таким образом, при построении предметно-пространственной среды воспитателями групп уделяется большое внимание организации центров для сюжетно-ролевых игр. Через соответствующую предметно-пространственную среду созданы возможности для вариативной игровой деятельности: разнообразные игрушки, помогающие отобразить доступные операции труда и социального быта, предметы-заметители.
В связи с тем, что игровые замыслы детей дошкольного возраста весьма разнообразны, весь игровой материал в данных Центрах размещен таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их "под замыслы».
В обслуживании игровых замыслов универсальные маркеры игрового пространства и полифункциональный материал приобретают наибольшее значение. Все большее место в детской деятельности занимает совместная игра с партнерами-сверстниками.
Дети действуют с разнообразными мелкими фигурками-персонажами в сочетании с мелкими маркерами пространства — макетами, фигурки-персонажи, которые выполняют функцию своеобразных предметов оперирования при развертывании детьми режиссерской игры.
Познавательное развитие предполагает развитие познавательных интересов детей, воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о свойствах и объектах окружающего мира. Для умственного развития создан центр с раздаточным счетным материалом, геометрическими фигурами, занимательный и познавательный математический материал, логико-математические игры.
Среда насыщена тематическими строительными наборами: город, крестьянское подворье ферма; зоопарк, крепость, домик, гараж и конструкторами: «Лего», «Тико». Для строительства подготовлены схемы и алгоритмы построек, фотографии и чертежи. Собрана копилка транспорта разного размера, машины легковые и грузовые, самосвалы и фургоны, подъемный кран, корабли, самолет и вертолет, деревянная железная дорога.
Созданы условия для обогащения представлений детей о многообразии природного мира, воспитания любви к природе и бережного отношения к ней, а также приобщения детей к уходу за растениями, формирования начал экологической культуры. Представлены различные материалы и инструменты для ухода за растениями, календарь природы, дидактические игры по экологии, огород на подоконнике.
Для развития познавательно – исследовательской деятельности оборудована Лаборатория «Детских опытов и экспериментов» мебельным модулем со стеллажами, столом для экспериментирования. На полках размещен природный материал (мел, нефть, соль, песок, глина, камни, ракушки, шишки), бросовый материал, коллекция разных видов бумаги для опытов и тактильного ощущения, магниты, коллекция разных круп, лабораторное оборудование (зеркала, воронки, свечки со стаканчиками, пробирки, лупы, весы, ложечки разного размера), ёмкости с сыпучими, жидкими и твердыми веществами.
При построении развивающей предметно-пространственной среды педагоги ДОУ учитывают индивидуальные и возрастные особенности детей.
В ДОУ кроме групп общеразвивающей направленности функционируют и группы с ОВЗ: с задержкой психического развития и с нарушением речи, в которых созданы условия для реализации соответствующих адаптированных образовательных программ. РППС групп данных групп обеспечивает не только разные виды активности (физическая, игровая, умственная и т.п.), но является основой для самостоятельной деятельности воспитанников с учётом их интересов и особенностей.
РППС – это не только игрушки, но и вся окружающая ребёнка среда, которая способствует физическому, социально – личностному, познавательному, художественно – эстетическому развитию детей. Индивидуальный подход к каждому ребенку позволяет педагогам сформировать естественную, комфортную, уютную обстановку с рационально организованной и насыщенной развивающей среды в зависимости от вида детской деятельности, и с учетом разнообразных потребностей воспитанников данных групп.
В коррекционно-развивающей среде группы с ОВЗ (с задержкой психического развития и с нарушением речи) созданы все условия для сознательно-регулируемой деятельности детей, которая несёт в себе направленность коррекционного воздействия на речевое и психическое развитие, предусматривая их взаимодействие.
Практическая значимость такого подхода в том, что при индивидуально-личностном подходе к каждому ребёнку повышается эффективность коррекционного воздействия, что способствует улучшению качества и прочности результатов работы.
Дыхательные упражнения улучшают ритмы, повышают энергетическое обеспечение деятельности мозга, элиминируют многие соматические нарушения, успокаивают, снимают стрессы.
В речевом центре расположено оборудование для обучения детей длительному плавному выдоху «Дуй, ветерок». Здесь доступно для детей разместились дыхательные тренажёры, также изготовленные руками педагога: "Бабочки", "Цветные кружочки", "Зонтики".
В вечернее время организуются игры: запуск корабликов в тазике с водой, "Футбол", «Паучок спешит домой», выдувая из трубочки, «Оркестр» содержащий набор пузырьков, звучащих по-разному.
Педагогами компенсирующих групп разработаны авторские пособия по развитию мелкой моторики, развитию правильного дыхания. Здесь и «цветные бусинки», и «весёлые резиночки», «улитка», «длинные верёвочки», и, конечно, всем известные и любимые детьми «массажёры - ёжики», «су-джок» и др. Выкладывание нитки в спирально закрученной раковине улитки не только развивает мелкую моторику, но и помогает выработать у детей усидчивость и терпение.
Сухой пальчиковый бассейн способствует развитию мелкой моторики: тазик, наполненный горохом и фасолью. В бассейне "прячутся" игрушки, ответы на загадки, картинки - всё, что захочет педагог, можно учиться счёту, сравнению по величине, форме (зрительное восприятие), развивать тактильные ощущения.
Правильно организованная предметно-пространственная среда в группах создаёт возможности для успешного устранения речевого дефекта воспитанников с нарушением речи, преодоления отставания в речевом развитии и позволяет ребёнку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.
Условия, созданные для РППС по физкультурно-оздоровительной работе. Во всех возрастных группах ДОУ уделяется большое внимание физкультурно-оздоровительной работе, направленной на укрепление, развитие здоровья детей, профилактике заболеваний и формированию основ здорового образа жизни.
Для решения вопросов оздоровления детей в ДОУ проводится следующая работа:
сформирована развивающая предметно-предметно- пространственная среда для занятий в физкультурном зале, в бассейне, в группах, на спортивных площадках ДОУ, в кабинете БОС-терапии (здоровьеразвивающая технология правильного дыхания), в галокамере («Соляная пещера»)
Для реализации ОО «Художественно – эстетическое развитие» имеется музыкальный зал с современным оборудованием (ТСО и ИКТ). Созданные условия РППС в музыкальном зале также безопасны, доступны, вариативны, полифункциональны, насыщены развивающим оборудованием для НОД по музыкальному воспитанию и развитию.
Вывод: развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ в помещениях групп, в помещениях специалистов, на прогулочных участках, спортивных участках, музыкальном зале обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательно насыщенна, трансформируема, полифункциональная, вариативна, доступна и безопасна, созданы условия безопасной РППС, обеспечивающие высокий уровень развития дошкольников в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и ФГОС ДО.
Список литературы
- Артамонова О. В. Предметно-пространственная среда // Дошкольное воспитание. 1995. № 4. С. 15–18.
- Катунова P. M. Формирование образовательной среды как фактор гуманизации дополнительного образования // Проблемы гуманизации дополнительного образования детей и формирование нравственных отношений в семье: Материалы международной конференции (Туапсе, сентябрь 1994). – М.: Мир книги, 1995.
- Комарова О. А. Взаимодействие педагога и детей в развивающей среде // Справочник старшего воспитателя ДОУ. 2014. № 8. С. 52–56.
- Майорова Э. Р. Формирование среды личностно ориентированного образовательного взаимодействия как необходимое условие его эффективности: – М., 1998.
- Слободчиков В. И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования. 1995. С. 177–184.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование развивающей среды территории детского сада , в развитии речи детей,в летней -оздоровительный период
Лето -это период не только отдыха от занятий детей , но и еще одна возможность воспитателя проверить все то- что ребенок усвоил за пройденный период. Чтобы закрепить знания детей по развитию реч...
«Создание современной развивающей среды, как условие социального развития детей раннего возраста»
...
Lego-конструирование - современная развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушением зрения.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7586324","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"480"}}]] Программное содержание:Цель: Развитие коммуникативных спо...
Современная развивающая среда и использование медиатехнологий в ГБДОУ.
В данной статье рассматривается положительное влияние новейших медиатехнологий на процесс воспитания и обучения старших дошкольников...
«Создание современной развивающей среды, как условие социального развития детей раннего возраста»
школа педагогичекого опыта...
Экологизация развивающей среды территории детского сада
Исследование, как экологизация среды территории детского сада влияет на развитие детей....
Творческий проект по созданию предметно-развивающей среды территории МБДОУ д/с № 79 «Орлёнок»
Обеспечить развитие личности ребёнка посредством правильной организации детской деятельности это выполнение ряда условий по организации развивающей предметной среды детства. Детская деятельность может...