Педчас "Родительские собрания в ДОУ"
консультация
В помощь воспитателям ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx | 44.79 КБ |
pamyatka_dlya_vospitateley.docx | 14.9 КБ |
po_forme_sobraniya_mogut_byt_samye_raznoobraznye.docx | 18.07 КБ |
pedchas_roditelskie_sobraniya_v_dou.pdf | 2.1 МБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«Родительские собрания в ДОУ»
Подготовил:
старший воспитатель МБДОУ ДС №1
высшей квалификационной категории
Мачинская Татьяна Васильевна.
Слайд 1. Титульный лист.
Слайд 2. В основе современной концепции дошкольного воспитания лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддерживать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи.
И руководители, и воспитатели ДОУ ежедневно общаются с детьми и родителями, видят их проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи. Одна из задач общения воспитателя с родителями - раскрыть родителям важные стороны психического и интеллектуального развития ребенка, помочь им выстроить верную педагогическую стратегию.
Слайд 3. Сотрудничество детского сада с семьёй направлено на формирование у родителей осознанного отношения к воспитанию ребенка. Как установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника? Как объединить усилия взрослых для воспитания и развития детей? Как создать атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки? Как осуществить заветную мечту каждого педагога - обеспечить абсолютную явку всех родителей на собрание? Ответы на эти вопросы интересуют многих педагогов /ДОУ.
Слайд 4. Стремление воспитателя к диалогу - важнейшее условие доверительных отношений с родителями. Ведь родители хотят видеть в педагоге отзывчивого, знающего собеседника, умеющего выслушать, посмотреть на ситуацию их глазами. Успешному взаимодействию с родителями способствуют разнообразные активные формы общения, в том числе и родительское собрание.
Родительское собрание - это действенная форма активизации воспитательных возможностей родителей. Именно на собрании у педагога есть возможность организованно познакомить родителей с задачами, содержанием, методами воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи.
Хорошо продуманная повестка собрания, творческий подход к её реализации, привлечение к участию узких специалистов дошкольного образования позволят воспитателям активизировать, обогатить воспитательные умения родителей, поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях. Важной составляющей родительских собраний является обращение к опыту родителей, то есть побуждение родителей к взаимообмену опытом воспитания детей в семье. Почти все педагоги сходятся на одном – без эффективного взаимодействия воспитателей с родителями ни воспитательные, ни образовательные проблемы решить не удастся. В наши дни родителю недостаточно послушать часовой доклад воспитателя о проблемах воспитания детей, родитель желает «живого» диалога с воспитателями, специалистами-педагогами ДОУ, с другими родителями и даже с детьми. Именно такое сотрудничество и может быть успешным. Многие педагогические коллективы ДОУ активно ведут поиск эффективных форм взаимодействия с родителями и наш детский сад не исключение. Одно из средств педагогического информирования семьи – это различные формы родительских собраний.
ОРГАНИЗАЦИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В ДОУ
- ОСОБЕННОСТИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Образованию родителей свойственна определенная очередность, постепенность освоения знаний, что определяет и специфику форм работы родительского всеобуча, и особенности контингента слушателей, и формы проводимых занятий. Отбор материала для родительского образования подчинён нескольким принципам:
1. Родительское образование должно базироваться на изучении психолого-педагогических особенностей личности ребенка, обладающих несомненной знаниевой ценностью для образования родителей.
2. Материал, отобранный для изучения, должен быть доступен родительскому восприятию, соответствовать интересам родителей и возрастным особенностям их детей-дошкольников.
3. Учебные занятия с родителями должны соответствовать образовательным целям определенного раздела программы, способствовать решению обозначенных в программе задач.
4. Одним из главных принципов родительского образования должен стать принцип вариативности (2).
- ФОРМЫ И ВИДЫ ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ.
Выбор вида и формы родительского собрания зависит от его тематики и поставленных ц е л е й.
Успешное проведение родительского собрания строится на нескольких позициях:
- уважать права родителей;
- искренне выражать чувства, уметь управлять ими;
- внимательно и чутко относиться к эмоциональному состоянию родителей;
- предоставлять возможность родителям рассказывай, о возникающих трудностях в воспитании ребенка, при этом быть уверенным, что тебя услышат и квалифицированно помогут;
- не торопиться с выводами и рекомендациями, а стремиться к пониманию и совместному решению проблем.
Тематика родительских собраний обычно определяется педагогами и может обсуждаться на родительском комитете.
Родительские собрания можно разделить на несколько видов: общее, групповые, собрания с привлечением педагогов ДОУ. Общие собрания проводятся обычно реже, чем групповые, раз-два в год, и то в случае необходимости. Пап и мам знакомят с новыми уставными документами и нормативными актами в сфере образования, с основными направлениями, задачами и итогами работы дошкольного образовательного учреждения. Групповые родительские собрания организуются несколько раз в год. На них обсуждаются важнейшие задачи воспитательно- образовательного процесса в данной группе, проводится планирование воспитательной работы, определяются способы и методы эффективного сотрудничества родителей и воспитателей, подводятся итоги выполненной работы.
Главное назначение родительских собраний - обогатить родителей новыми знаниями и опытом, помочь в организации семейного воспитания. Но при этом не следует забывать о требованиях к проведению собраний:
- Оно должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.
- Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
- Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинга, дискуссии и т. д.
- Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личности учащихся.
По содержанию родительские собрания могут быть:
- организационные - это собрания с традиционной повесткой дня, на которых составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет;
- тематические - это собрания, посвященные обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания и развития учащихся класса;
- итоговые - это собрания, в задачу которых входит подведение результатов развития детского коллектива за определенное время.
По форме собрания могут быть самые разнообразные:
- Конференция.
- Деловая игра.
- Семинар.
- Диспут.
- Консультация.
- День открытых дверей,
- Дискуссия.
- Лекция-семинар.
- Аукцион.
- Читательская конференция.
- Педагогическая лаборатория.
- Душевный разговор.
- Мастер-класс.
- Ток-шоу.
- Педагогический капустник.
- Педагогический консилиум.
- Педагогический ринг.
- Психологический тренинг и др.
Конференция
При подготовке к конференции привлекаются родители, обладающие достаточной теоретической подготовкой, специалисты различного профиля. В ходе конференции идет ознакомление с опытом этих родителей по выстраиванию эффективных взаимоотношений с детьми. Это может быть конференция по обмену опытом в вопросах воспитания детей, а может быть и конференция отцов, на которой можно обсудить роль отца в воспитании детей и рассмотреть примеры положительного взаимодействия отцов с детьми. Обычно в такой форме эффективно проходят общие собрания. Для групповых собраний могут быть интересны такие темы: «Что является в вашей семье средством поощрения и наказания?», «Режим дня», «Семейные традиции».
Деловая игра
При проведении деловой игры можно решать различные проблемы. Например, обсудить, каким должен быть современный выпускник детского сада и что для этого должны сделать родители и педколлектив. Методика проведения деловых игр достаточно проста: присутствующие родители и педагоги делятся на группы, в том числе должна быть предусмотрена группа экспертов. Перед ними ставится некая проблема, и группы ищут эффективные пути решения этой проблемы. В рамках деловой игры хорошо проходят тренинги родителей по развитию способностей решать различного рода конфликтные ситуации. В этом случае полезно подбирать ситуации из жизни, решение которых помогло бы родителям приобрести личностный опыт. При этом выявляются «пробелы» в опыте родителей не только педагогические, но и правовые. Своевременное выявление таких пробелов позволит выстроить в дальнейшем программу просвещения родителей.
Семинар Эта форма предполагает обсуждение актуальной темы с привлечением компетентных специалистов. В данном случае важно не навязывать родителям каких-то «правильных» мнений, а постараться рассмотреть спектр мнений, а постараться рассмотреть спектр мнений по затронутым вопросам. Основным достоинством таких собраний является развитие коммуникативных навыков у родителей, особенно у пассивной части. При проведении семинаров важно «не задавить» родителей авторитарностью, дать возможность им высказаться. Интересны родительские собрания, в ходе которых для активизации родителей педагог вовлекает их в дискуссии разного плана, например: «Хвалить ребенка вредно или полезно?», «Что в ДОУ важнее: образование или воспитание?» и т.п. Диспут Подготовка диспута, конечно, требует определенного мастерства от воспитателя. При проведении собраний, на которых родители могут свободно высказаться, воспитатель сможет высказаться, воспитатель сможет выявить не только ценностные ориентации родителей, но и их стиль воспитания. Консультация Собрание в такой форме можно проводить как на базе одной группы, так и на общем. При этом собрание целесообразно начать с небольшого выступления одного из воспитателей-методистов, который даст общую информацию по теме консультации (образовательной или воспитательной), и затем родители расходятся по разным группам, в которых их ожидают педагоги ДОУ (это могут быть учитель-логопед, педагог-психолог. Родители, переходя от одного педагога к другому, имеют возможность задать интересующие их вопросы о своем ребенке, получить квалифицированную консультацию. Родители, ожидающие своей очереди к педагогу, могут просмотреть выставки рисунков, познакомиться с творческими работами детей, с газетами для родителей. День открытых дверей. Родители могут посетить подготовленные для них открытые занятия, концерты, театрализованные представления, а потом принять участие в их обсуждении. Ценность таких собраний в том, что родители могут увидеть своего ребенка в деятельности, которую обычно не могут наблюдать. Тем самым они получают бесценный опыт сравнения ребенка с ним же самим, только в разных ситуациях (в детском саду и дома). После собрания можно получить дополнительную консультацию по интересующей проблеме. Дискуссия. Это публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы, важной и неоднозначной по подходу и толкованию, целью такого обсуждения является выяснение и сопоставление различных точек зрения; поиск, выявление истинного мнения, правильного решения. Стратегия проведения родительских собраний с использованием дискуссии предполагает следующее: - Личность воспитателя выступает как ведущий элемент, но при этом он является не только провозвестником знаний, но и помощником в становлении позиции родителей. - Изменяется характер управления, воздействия на родителей. Позиция авторитарной власти утрачивается, и устанавливается позиция демократического взаимодействия, сотрудничества, помощи, вдохновения, внимания к инициативе родителей, к становлению их собственной позиции в воспитании ребенка. Изменяется и позиция родителей, которые переориентируются с позиции слушателя на позицию активного участника воспитательного процесса. - Формируются новый диалогический стиль коммуникабельной и интеллектуальной деятельности, новые способы социальных и межличностных взаимодействий. - Отвергаются бесполезные знания ради знаний, на первое место выходят деятельность и личность.
Лекция-семинар
Для проведения собрания в форме лекции-семинара необходимо определить его тему и ведущего. Ведущими собрания могут быть воспитатель, родители, приглашенные специалисты. Аукцион
Родительское собрание проходит в форме предложения полезных советов по выбранной теме.
Читamельская конференция
За две недели до собрания родителям раздаются материалы на тему собрания, а уже на собрании воспитатель просит родителей прокомментировать то или иное высказывание, затем освещает суть темы и задаёт вопросы при обсуждении. Наиболее удачный совет, цитату, ответ на вопрос воспитатель помещает на стенд «Копилка родительских советов». Тему собрания можно выбрать с учетом возрастных особенностей группы, пожеланий родителей или интересующую всех.
Педагогическая лаборатория. Такие собрания проводятся в начале и в конце года. В начале года воспитатели и родители обсуждают программы воспитания и обучения, обговаривают участие родителей в различных мероприятиях. Душевный разговор Это собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы - агрессивное поведение, неумение общаться со сверстниками; если ребёнок – левша; если он плохо справляется с развивающими заданиями и т.п. За несколько дней до собрания воспитатель предупреждает родителей о встрече и просит подготовиться к обсуждению той или иной проблемы. Он читает о проблеме соответствующую литературу, готовится выслушать вопросы родителей и ответить на них. Мастер-класс Это собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания и образования детей. Мастер-класс может быть как теоретическим, так и практическим. Ток-шоу Собрание в форме ток-шоу подразумевает обсуждение проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей решения. На ток-шоу выступает воспитатель, родители, можно пригласить различных специалистов. У родителей может быть сходное мнение по обсуждаемому вопросу, но воспитатель предлагает рассматривать проблему, учитывая разные точки зрения и аргументируя их.
Педагогический капустник Это не собрание как таковое, а мероприятие, объединяющее воспитателей, детей, родителей. Может проходить как весёлый концерт. Педагогический консилиум Это собрание, на котором обсуждаются проблемы воспитания и образования для того, чтобы выбрать наиболее подходящие методики, игры, занятия в соответствии с разным возрастом детей. На это собрание следует пригласить методиста, специалистов, работающих в ДОУ. Педагогический ринг Это столкновение мнений детей и родителей, каким быть ученику, каким быть родителю и т.д. Психологический тренинг Основное отличие тренинга от традиционных форм родительских собраний (лекций, семинаров) состоит в его практической направленности и активности каждого участника. Присутствующие не только знакомятся с полезной для себя информацией, но и учатся применять полученные знания на практике. Таким образом, отличительными особенностями психологического тренинга являются: - практическая направленность; - активность участников; - лёгкость усвоения материала.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
Родительское собрание является важнейшей формой работы воспитателя ДОУ, средством повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса. Однако для того, чтобы оно действительно выполняло свою роль, необходимо его правильно подготовить и провести.
С чего начинается подготовка к родительскому собранию?
С определения его тематики. Необходимые темы нередко сообщаются администрацией, определяются самостоятельно педагогами, предлагаются родителями. Очень важно посоветоваться с родителями детей относительно того, какие вопросы и проблемы их интересуют.
Далее следует определить форму проведения собрания и его содержание – возможно, даже написать кратко конспект с изложением информации, которую надо донести до сведения родителей.
Нередко родительские собрания сводятся к монологу педагога, однако следует активно вовлекать родителей в обсуждение проблем воспитательно-образовательного и организационного характера.
Содержание для собрания можно почерпнуть из психолого-педагогических книг, газет, журналов, общения с педагогами-специалистами, детьми, родителями, общественностью.
Следует заранее договориться со специалистами, которые помогут вам провести собрание. Очень хорошо, если удастся привлечь к подготовке собрания родителей, необходимо хотя бы в общих чертах обговорить основные тезисы, направления выступления.
Определившись с тематикой, формой проведения и содержанием собрания, необходимо подготовить средства - иллюстрации, документы, творческие выставки. Важно также установить время проведения собрания и подготовить для его проведения помещение, позаботившись о его чистоте, проветривании и обеспечении мест для всех участников.
Для подготовки родительского собрания можно использовать памятку для воспитателей «Условия успешного проведения родительского собрания». В этой памятке несколько позиций:
- Уважать права родителей.
- Искренне выражать чувства, уметь управлять ими.
- Внимательно и чутко относиться к эмоциональному состоянию родителей.
- Предоставлять возможность родителям рассказывать о возникающих трудностях в воспитании ребенка, при этом быть уверенным, что тебя услышат и квалифицированно помогут.
- Не торопиться с выводами и рекомендациями, а стремиться к пониманию и совместному решению проблем.
Практические рекомендации но подготовке к родительскому собранию:
- Можно за неделю до собрания провести анкетирование родителей по теме собрания. Анкеты заполняются дома, до собрания, и их результаты используются в ходе его проведения.
- Для активизации родителей и для обеспечения их явки на собрание желательно изготовить приглашения каждой семье в виде аппликаций, конструкций с учетом темы собрания. Важно, чтобы в изготовлении приглашений-секретов для родителей принимали участие дети. Приглашения раздаются за неделю до собрания.
- В соответствии с темой собрания изготовить оригинальные памятки с советами. Содержание памяток должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом.
- В соответствии с темой собрания подготовить конкурсы, выставки, поделки по теме собрания. При этом в конкурсах участвуют и дети, и их родители. Все подготовленные работы выставляются до начала собрания, и педагог знакомит родителей с образцами работ. На самом собрании родители выбирают лучшую работу, и победителю вручается приз.
- Как одна из форм активизации родительского внимания может быть использована магнитофонная запись ответов детей на вопросы по теме собрания.
- Внимание родителей к собранию можно привлечь с помощью создания самодельных плакатов по теме собрания.
- Желательно провести заседания родительского комитета за месяц до собрания.
Непосредственно перед собранием необходимо:
- Подготовить мебель, на которой родителям было бы удобно располагаться. Можно расставить столы и стулья по кругу, па них выставить карточки с именами, отчествами родителей.
2. Подготовить ручки и листы бумаги, чтобы они могли записать интересующую их информацию, а также карандаши, работы детей по лепке, рисованию, аппликации.
3. Продумать, кто и как обеспечит присмотр за детьми во время собрания.
Слайд 11. Проведение родительского собрания.
Родительское собрание традиционно состоит из трех частей: - вводной, основной и заключительной - «разное». Время проведения собрания - 1 час (40 мин с родителями и 20 мин с участием детей).
- Вводная часть призвана организовать родителей, создать атмосферу доброжелательности и доверия, сконцентрировать их внимание, замотивировать на совместное решение проблем. Это можно сделать путем сообщения темы, формы собрания или с помощью коротких игр и занятий. Можно создать определенный музыкальный фон: звуки гитары, фортепиано, магнитофонной записи, которые будут сопровождать слова ведущего.
- Основная часть собрания может быть разделена на два-три этапа. Как правило, эта часть начинается с выступления воспитателя группы, старшего воспитателя или других специалистов ДОУ, освещающих теоретические аспекты рассматриваемой проблемы. Сообщение должно быть коротким, так как к концу рабочего дня устойчивость внимания снижается.
Главное, чтобы родители не являлись только пассивными слушателями. Нужно задавать вопросы им, приводить примеры из практики воспитания детей в семье и детском саду; анализировать педагогические ситуации; предлагать родителям просмотр видеофрагментов занятий с детьми, игр, прогулок и т. д.
Не следует упрекать и поучать родителей. Чаще нужно использовать в качестве примеров моменты из жизни детей группы. Рассказывая о нежелательных поступках детей, не надо называть их фамилии. В ходе своего сообщения педагоги должны
избегать предъявления претензий к родителям и детям, обсуждения личности конкретного ребенка; не следует констатировать неудачи детей, главное - совместными усилиями выработать пути решения обсуждаемых проблем.
Беседу лучше вести при мягком освещении. Переходы от одной ситуации к другой можно разделять короткой музыкальной паузой. Разбираемые ситуации по возможности лучше инсценировать.
Для иллюстрации своих идей и соображений можно использовать магнитофонные и видеозаписи, фотографии и интервью детей группы, схемы и графики, наглядно представленные тезисы и выступления. Все это будет способствовать лучшему восприятию темы собрания.
При проведении этой части собрания также можно использовать следующие методы: лекцию, дискуссию, конференцию, которые могут быть и отдельными формами работы с семьями воспитанников.
- В заключительной части родительского собрания - «разное» - обсуждаются вопросы содержания ребенка в детском саду, проведения досуга, организации совместных мероприятий семьи и ДОУ. Рекомендуется заранее продумать несколько вариантов решения проблемы, которые будут предложены родителям для обсуждения; договориться с теми из них, кто сможет помочь, взять на себя ответственность и т. д. Часть вопросов нужно заранее решить с родительским комитетом.
По окончании собрания необходимо подвести итог встречи, перечислив принятые решения по каждому из обсуждаемых вопросов, зафиксированных в протоколе.
Собрания можно проводить в форме вечеров вопросов и ответов, устного журнала, ток-шоу и др. Несмотря на различия этих форм, их объединяет одно: дать родителям знания о воспитании их собственного ребенка, заинтересовать проблемами воспитания, стимулировать к пересмотру своей воспитательной позиции.
Слайд 12. Таким образом:
- Родительские собрания – одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей и формирования родительского коллектива.
Каждая встреча с родителями даёт повод к раздумью, вызывает желание анализировать, рассуждать.
Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Используемая литература.
1. Родительские собрания / авт.-сост. Л. 13. Кыласова Р60 [и др.]. - Волгоград : Учитель, 2013.
2. Зебзсева В. А. Взаимодействие семенного и общественного воспитания на современном этапе развития дошкольного образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.
3. Н.М. Сертакова. Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй. Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2013.
Предварительный просмотр:
Памятка для воспитателей
«Условия успешного проведения родительского собрания».
В этой памятке несколько позиций:
- Уважать права родителей.
- Искренне выражать чувства, уметь управлять ими.
- Внимательно и чутко относиться к эмоциональному состоянию родителей.
- Предоставлять возможность родителям рассказывать о возникающих трудностях в воспитании ребенка, при этом быть уверенным, что тебя услышат и квалифицированно помогут.
- Не торопиться с выводами и рекомендациями, а стремиться к пониманию и совместному решению проблем.
Практические рекомендации по подготовке к родительскому собранию:
- Можно за неделю до собрания провести анкетирование родителей по теме собрания. Анкеты заполняются дома, до собрания, и их результаты используются в ходе его проведения.
- Для активизации родителей и для обеспечения их явки на собрание желательно изготовить приглашения каждой семье в виде аппликаций, конструкций с учетом темы собрания. Важно, чтобы в изготовлении приглашений-секретов для родителей принимали участие дети. Приглашения раздаются за неделю до собрания.
- В соответствии с темой собрания изготовить оригинальные памятки с советами. Содержание памяток должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом.
- В соответствии с темой собрания подготовить конкурсы, выставки, поделки по теме собрания. При этом в конкурсах участвуют и дети, и их родители. Все подготовленные работы выставляются до начала собрания, и педагог знакомит родителей с образцами работ. На самом собрании родители выбирают лучшую работу, и победителю вручается приз.
- Как одна из форм активизации родительского внимания может быть использована магнитофонная запись ответов детей на вопросы по теме собрания.
- Внимание родителей к собранию можно привлечь с помощью создания самодельных плакатов по теме собрания.
- Желательно провести заседания родительского комитета за месяц до собрания.
Непосредственно перед собранием необходимо:
- Подготовить мебель, на которой родителям было бы удобно располагаться. Можно расставить столы и стулья по кругу, па них выставить карточки с именами, отчествами родителей.
2. Подготовить ручки и листы бумаги, чтобы они могли записать интересующую их информацию, а также карандаши, работы детей по лепке, рисованию, аппликации.
3. Продумать, кто и как обеспечит присмотр за детьми во время собрания.
Предварительный просмотр:
По форме собрания могут быть самые разнообразные:
Конференция
При подготовке к конференции привлекаются родители, обладающие достаточной теоретической подготовкой, специалисты различного профиля. В ходе конференции идет ознакомление с опытом этих родителей по выстраиванию эффективных взаимоотношений с детьми. Это может быть конференция по обмену опытом в вопросах воспитания детей, а может быть и конференция отцов, на которой можно обсудить роль отца в воспитании детей и рассмотреть примеры положительного взаимодействия отцов с детьми. Обычно в такой форме эффективно проходят общие собрания. Для групповых собраний могут быть интересны такие темы: «Что является в вашей семье средством поощрения и наказания?», «Режим дня», «Семейные традиции».
Деловая игра
При проведении деловой игры можно решать различные проблемы. Например, обсудить, каким должен быть современный выпускник детского сада и что для этого должны сделать родители и педколлектив. Методика проведения деловых игр достаточно проста: присутствующие родители и педагоги делятся на группы, в том числе должна быть предусмотрена группа экспертов. Перед ними ставится некая проблема, и группы ищут эффективные пути решения этой проблемы. В рамках деловой игры хорошо проходят тренинги родителей по развитию способностей решать различного рода конфликтные ситуации. В этом случае полезно подбирать ситуации из жизни, решение которых помогло бы родителям приобрести личностный опыт. При этом выявляются «пробелы» в опыте родителей не только педагогические, но и правовые. Своевременное выявление таких пробелов позволит выстроить в дальнейшем программу просвещения родителей.
Семинар Эта форма предполагает обсуждение актуальной темы с привлечением компетентных специалистов. В данном случае важно не навязывать родителям каких-то «правильных» мнений, а постараться рассмотреть спектр мнений, а постараться рассмотреть спектр мнений по затронутым вопросам. Основным достоинством таких собраний является развитие коммуникативных навыков у родителей, особенно у пассивной части. При проведении семинаров важно «не задавить» родителей авторитарностью, дать возможность им высказаться. Интересны родительские собрания, в ходе которых для активизации родителей педагог вовлекает их в дискуссии разного плана, например: «Хвалить ребенка вредно или полезно?», «Что в ДОУ важнее: образование или воспитание?» и т.п. Диспут Подготовка диспута, конечно, требует определенного мастерства от воспитателя. При проведении собраний, на которых родители могут свободно высказаться, воспитатель сможет высказаться, воспитатель сможет выявить не только ценностные ориентации родителей, но и их стиль воспитания. Консультация Собрание в такой форме можно проводить как на базе одной группы, так и на общем. При этом собрание целесообразно начать с небольшого выступления одного из воспитателей-методистов, который даст общую информацию по теме консультации (образовательной или воспитательной), и затем родители расходятся по разным группам, в которых их ожидают педагоги ДОУ (это могут быть учитель-логопед, педагог-психолог. Родители, переходя от одного педагога к другому, имеют возможность задать интересующие их вопросы о своем ребенке, получить квалифицированную консультацию. Родители, ожидающие своей очереди к педагогу, могут просмотреть выставки рисунков, познакомиться с творческими работами детей, с газетами для родителей. День открытых дверей. Родители могут посетить подготовленные для них открытые занятия, концерты, театрализованные представления, а потом принять участие в их обсуждении. Ценность таких собраний в том, что родители могут увидеть своего ребенка в деятельности, которую обычно не могут наблюдать. Тем самым они получают бесценный опыт сравнения ребенка с ним же самим, только в разных ситуациях (в детском саду и дома). После собрания можно получить дополнительную консультацию по интересующей проблеме. Дискуссия. Это публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы, важной и неоднозначной по подходу и толкованию, целью такого обсуждения является выяснение и сопоставление различных точек зрения; поиск, выявление истинного мнения, правильного решения. Стратегия проведения родительских собраний с использованием дискуссии предполагает следующее: - Личность воспитателя выступает как ведущий элемент, но при этом он является не только провозвестником знаний, но и помощником в становлении позиции родителей. - Изменяется характер управления, воздействия на родителей. Позиция авторитарной власти утрачивается, и устанавливается позиция демократического взаимодействия, сотрудничества, помощи, вдохновения, внимания к инициативе родителей, к становлению их собственной позиции в воспитании ребенка. Изменяется и позиция родителей, которые переориентируются с позиции слушателя на позицию активного участника воспитательного процесса. - Формируются новый диалогический стиль коммуникабельной и интеллектуальной деятельности, новые способы социальных и межличностных взаимодействий. - Отвергаются бесполезные знания ради знаний, на первое место выходят деятельность и личность.
Лекция-семинар
Для проведения собрания в форме лекции-семинара необходимо определить его тему и ведущего. Ведущими собрания могут быть воспитатель, родители, приглашенные специалисты. Аукцион
Родительское собрание проходит в форме предложения полезных советов по выбранной теме.
Читamельская конференция
За две недели до собрания родителям раздаются материалы на тему собрания, а уже на собрании воспитатель просит родителей прокомментировать то или иное высказывание, затем освещает суть темы и задаёт вопросы при обсуждении. Наиболее удачный совет, цитату, ответ на вопрос воспитатель помещает на стенд «Копилка родительских советов». Тему собрания можно выбрать с учетом возрастных особенностей группы, пожеланий родителей или интересующую всех.
Педагогическая лаборатория. Такие собрания проводятся в начале и в конце года. В начале года воспитатели и родители обсуждают программы воспитания и обучения, обговаривают участие родителей в различных мероприятиях. Душевный разговор Это собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы - агрессивное поведение, неумение общаться со сверстниками; если ребёнок – левша; если он плохо справляется с развивающими заданиями и т.п. За несколько дней до собрания воспитатель предупреждает родителей о встрече и просит подготовиться к обсуждению той или иной проблемы. Он читает о проблеме соответствующую литературу, готовится выслушать вопросы родителей и ответить на них. Мастер-класс Это собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания и образования детей. Мастер-класс может быть как теоретическим, так и практическим. Ток-шоу Собрание в форме ток-шоу подразумевает обсуждение проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей решения. На ток-шоу выступает воспитатель, родители, можно пригласить различных специалистов. У родителей может быть сходное мнение по обсуждаемому вопросу, но воспитатель предлагает рассматривать проблему, учитывая разные точки зрения и аргументируя их.
Педагогический капустник Это не собрание как таковое, а мероприятие, объединяющее воспитателей, детей, родителей. Может проходить как весёлый концерт. Педагогический консилиум Это собрание, на котором обсуждаются проблемы воспитания и образования для того, чтобы выбрать наиболее подходящие методики, игры, занятия в соответствии с разным возрастом детей. На это собрание следует пригласить методиста, специалистов, работающих в ДОУ. Педагогический ринг Это столкновение мнений детей и родителей, каким быть ученику, каким быть родителю и т.д. Психологический тренинг Основное отличие тренинга от традиционных форм родительских собраний (лекций, семинаров) состоит в его практической направленности и активности каждого участника. Присутствующие не только знакомятся с полезной для себя информацией, но и учатся применять полученные знания на практике. Таким образом, отличительными особенностями психологического тренинга являются: - практическая направленность; - активность участников; - лёгкость усвоения материала.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект родительского собрания "Детские капризы и упрямства", презентация к собранию
Обучение родителей способом преодоления детских капризов и упрямства....
Родительское собрание "Воспитание любви к родному городу и природе". В конспекте описана последовательность проведения родительского собрания: беседа о патриотическом воспитании, викторина, рассказы родителей.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «Воспитание любви к родному городу и природе»...
Родительские собрания в детском саду Общее родительское собрание в средней группе. Подготовка к школе
Ответы на вопросы родителей в течении года. Подведение итогов на ответы анкетирования на тему: "Воспитание ребенка в семье и в саду "...
Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа
Дорогие друзья! Сегодня наша встреча посвящена очень важной проблеме — воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на улицах города. Может возникнуть вопрос: зачем объяснять де...
родительское собрание "Растем играя" родительское собрание "Мастерим игрушки вместе" родительское собрание ""
влитяние игровой деятельности на психическое развитие дошкольника, в частности на интеллектуальное и волевое развитие.на вопрос, что любят дети каждый ответит - играть. А вот почему ребенок играет и п...
Родительские собрания как одна из форм поддержки психологического здоровья субъектов образовательного процесса. Конспекты родительских собраний.
В данной подборке собрана информация из психологических источников по актуальным проблемам образования и воспитания детей дошкольников разных возрастных групп (ясли, младшая, средняя, старшая, подгото...
Проект родительского собрания в рамках конкурса «Нетрадиционное родительское собрание». Тема: «Место духовно-нравственного и художественно-эстетического воспитания в развитии детей»
Цель проекта показать родителям систему поддержки одаренных детей в условиях ДОУ....