Тематический контроль "Организация воспитательно-образовательной работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ"
материал

Кожевина Анна Юрьевна

План, график тематического контроля. Аналитическая справка по итогам тематического контроля.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Усть-Баргузинский детский сад «Солнышко»

671624 Республика Бурятия п. Усть-Баргузин Ул.Черняховского №8

Тел. 92-013, факс 8(301-13 92-

ПРИКАЗ №   

                                                  О проведении тематического   контроля

В соответствии с «Планом - графиком контроля по МБДОУ  на 2018 - 2019 учебный год».

ПРИКАЗЫВАЮ:

Провести тематический контроль на тему: «Организация воспитательно-образовательной работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей в ДОУ.

  1. Разработать и представить на утверждение  план  проведения контроля.
  2.  Тематический контроль провести по плану в следующие сроки:   с 28.01.2019г по 8.02.2019г
  3. По окончанию проверки результаты оформить в виде справки и представить их на педагогическом совете.
  4. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
  5. Воспитателям групп подготовиться к тематическому контролю по нравственно-патриотическому воспитанию в соответствии с планом тематического контроля

Заведующий  МБДОУ «Солнышко»

Н.И.Миронова__________________________________

С приказом ознакомлены:

Утверждаю:

Заведующая МБДОУ «Солнышко»

Н.И.Миронова_________________

Дата__________________________

                                                                       

Тематический контроль

«Организация воспитательно-образовательной работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей в ДОУ.

Цель: выявить состояние работы по воспитанию культуры здоровья детей в условиях дошкольного учреждения. 

Нормативно - правовая база:

  • Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы
  • Санитарно-эпидемиологические правила в части организации образовательного процесса (СанПиН 2.4.1.3049-13)
  • Федеральные государственные образовательные стандарты
  • Методические рекомендации «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р.

Сроки:  с 28.01.2019 - 8.02.2019г.

Объекты инспектирования:

  • Первая младшая группа
  • вторая младшая группа
  • средняя группа
  • старшая группа;
  • подготовительная группа;

Направления инспектирования:

  • оценка профессионального мастерства педагога;
  • календарно- тематическое планирование работы  педагога;
  • обследование знаний, умений, навыков детей;
  • работа с родителями;
  • создание условий в группе, в методическом кабинете

Методы инспектирования:

  • анализ непосредственно образовательной деятельности;
  • собеседование с воспитателями;
  • анализ календарно - тематического планирования;
  • анализ деятельности детей в процессе непосредственно образовательной деятельности, беседа с детьми.
  • анализ  анкетирования  родителей;
  • анализ «Родительского клуба»
  • анализ предметно – развивающей  среды в группах.

План контроля

Критерии оценки

Методы контроля

Оценка профессионального мастерства педагога

  • Анализ проведения НОД
  • Анализ самообразования
  • Собеседование с воспитателем

 Календарно- тематическое планирование работы

педагога

  • Анализ календарно- тематического планирования воспитательно - образовательной работы

Обследование знаний, умений, навыков детей

  • Анализ деятельности детей в процессе НОД
  • Наблюдение
  • Беседа с детьми

Работа с родителями

  • Анализ анкетирования родителей
  • Анализ  «Родительского клуба»  (подготовительная группа) по теме нравственно-патриотического воспитания
  • Анализ наглядной информации по нравственно-патриотическому воспитанию  для родителей  

Создание условий

  • Анализ предметно – развивающей среды
  • Анализ методического материала в группах, используемого для реализации данного направления.

Рабочие материалы контроля

  1. Карта проверки плана воспитательно-образовательной работы
  2. Карта анализа беседы  с детьми по формированию нравственно-патриотических знаний
  3. Карта анализа  уголка по нравственно-патриотическому воспитанию .  
  4. Карта анализа создания условий по нравственно-патриотическому воспитанию  в методическом кабинете.
  5. Анкета для родителей «Патриотическое воспитание ребенка»
  6. Анкета для педагогов «Воспитание патриотизма»
  7. Карта анализа анкетирования  родителей  вопросам  Нравственно-патриотического воспитания  детей.
  8. Карта организации и проведения НОД.
  9. Карта анализа «Профессиональное мастерство воспитателя».
  10. Аналитическая справка по результатам контроля.

График проведения  тематического контроля

 Сроки проведения_______________

Понедельник

28.01.2019

 

1.Анкетирование воспитателей «Воспитание патриотизма»

2.Анкетирование родителей «Нравственно-патриотическое воспитание ребенка»

Все воспитатели

Все  группы

Вторник

29.01 2019

1.Анализ предметно-пространственной  развивающей среды в 1 младшей группе «Почемучки», во 2 младшей группе «Зайчики»

2.Беседа с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию во 2 младшей группе «Зайчики»

Шелковникова М.В.

Ларионова Н.В

Ларионова Н.В

Среда

30.01.2019

1.Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию (социальное окружение)  во 2 младшей группе «Зайчики»

2.Анализ предметно-пространственной  развивающей среды в средней  группе «Колокольчики», в старшей  группе «Солнечные лучики»

Ларионова Н.В

Михайлова А.И.

Молчанова А.А

Четверг

31.01.2019

1.Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию «Ребенок и окружающий мир» в средней группе «Колокольчики»

2.Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию (социальное окружение) в подготовительной группе «Звёздочки»

3. Беседа с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Колокольчики»

Михайлова А.И.

Кузнецова О.А.

Михайлова А.И.

Пятница

1.02.2019

1.Анализ предметно-пространственной  развивающей среды в подготовительной группе «Звёздочки».

2. Анализ предметно-пространственной  развивающей среды в методическом кабинете

3. «Родительский клуб» в подготовительной группе «Звёздочки» по теме нравственно-патриотического воспитания.

Кузнецова О.А.

Евдокимова А.Ю.

Кузнецова О.А.

Понедельник

4.02.2019

1.Анализ планирования воспитательно-образовательной работы по нравственно-патриотическому воспитанию в 1 младшей группе «Почемучки», во 2 младшей группе «Зайчики».

2.Анализ наглядной информации для родителей в младших группах

3. Беседа с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Солнечные лучики»

Шелковникова М.В

Ларионова Н.В.

Шелковникова М.В

Ларионова Н.В.

Молчанова А.А.

Вторник

5.02.2019

1.Анализ планирования воспитательно-образовательной работы по нравственно-патриотическому воспитанию в  средней  группе «Колокольчики», в старшей группе «Солнечные лучики»

2.Анализ наглядной информации для родителей в средней и старшей  группах.

3. Беседа с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе  «Звёздочки»

Михайлова А.И.

Молчанова А.А

Михайлова А.И.

Молчанова А.А

Кузнецова О.А

Среда

6.02.2019

1.Анализ планирования воспитательно-образовательной работы по нравственно-патриотическому воспитанию в  подготовительной  группе «Звёздочки».

2.Анализ наглядной информации для родителей в подготовительной  группе.

3.Анализ анкетирования родителей «Нравственно-патриотическое воспитание ребенка»

Кузнецова О.А

Кузнецова О.А

Все группы

Четверг

7.02.2019

 1.Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию  (социальное окружение) в подготовительной  группе «Звездочки»

2.Анализ анкетирования воспитателей «Воспитание патриотизма»

3. Анализ бесед с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию.

Миронова Н.Л.

Все воспитатели

Евдокимова А.Ю.

Пятница

8.02.2019

Составление аналитической справки к педагогическому совету.

Евдокимова А.Ю.

Ознакомлены:

Анализ тематического контроля  по нравственно-патриотическому   воспитанию детей дошкольного возраста.

Согласно годовому  плану работы МБДОУ «Детский сад «Солнышко»   на 2018-2019 учебный год, во исполнение приказа №   22 от  23.01.2019.  «Об организации тематического контроля по организации  нравственно-патриотической  работы в ДОУ»  проведена проверка данного направления работы в дошкольных группах.

Цель: Выявить состояние работы по воспитанию культуры здоровья детей в условиях дошкольного учреждения

Сроки проведения: с 21.01.2019г. по 8.02.2019г.

Возрастная группа: 1 младшая, 2 младшая, средняя, старшая, подготовительная к школе группы.

Ответственные за проведение контроля: заведующий, старший воспитатель..

Методы контроля:

  • анализ непосредственно образовательной деятельности;
  • собеседование с воспитателями;
  • анализ календарно - тематического планирования;
  • анализ деятельности детей в процессе непосредственно образовательной деятельности, беседа с детьми.
  • анализ  анкетирования  родителей;
  • анализ родительского клуба;
  • анализ предметно – развивающей  среды в группах.

   Рабочий материал, для осуществления тематического контроля:

  1. Карта проверки плана воспитательно-образовательной работы
  2. Карта анализа беседы  с детьми по формированию нравственно-патриотических знаний
  3. Карта анализа  уголка по нравственно-патриотическому воспитанию.
  4. Карта анализа создания условий по нравственно-патриотическому воспитанию  в методическом кабинете.
  5. Анкета для родителей «Патриотическое воспитание ребенка»
  6. Анкета для педагогов «Воспитание патриотизма»
  7. Карта анализа анкетирования  родителей  вопросам  Нравственно-патриотического воспитания  детей.
  8. Карта организации и проведения НОД.
  9. Карта анализа «Профессиональное мастерство воспитателя».
  10. Аналитическая справка по результатам контроля.
  1. Планирование воспитательно-образовательной работы

В ходе тематического контроля были проверены перспективные и календарные планы:

  • Планирование ведется на основе программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой
  • Планы печатаются по предъявленным требованиям «Положения о документации педагога» ДОУ «Солнышко», что соответствует эстетическим нормам.
  • Непосредственно-образовательная деятельность планируется в соответствии с перспективным планом, прописывается цель, задачи, оборудования и материалы, интеграция областей. Количество занятий соответствуют возрастным нормам.

1 младшая группа «Почемучки»

Познавательное развитие: «Корова и теленок», «Где моя мама?», «Танечка и Манечка сестренки», «Моя дружная семья»

Изобразительная деятельность: «Оладьи для бабушки», «Заборчик для козлят».

2 младшая группа «Зайчики»

«Русские традиции» «Как мы дружно живем»

Средняя группа «Колокольчики»

Изобразительная деятельность: «Кокошник», «Косоворотка», «Малгай», «Одень куклу в бурятский костюм, «Заюшкина избушка».

Познавательное развитие: «Жизнь домашних животных зимой», «Большая история маленькой игрушки», «Предметы крестьянского быта», «Беседа о Бурятии» «Человек и природа».

Старшая группа «Солнечные лучики»

Изобразительная деятельность: «Я и мои друзья, «Гжельская чашка», «Спасская башня Кремля», «Флаг России», «Бурятский национальный костюм», «Юрта», «Украсим юрту», «Улицы поселка».

Познавательное развитие: «Знакомство с русской национальной одеждой», «Святки – да колядки», «Наша родина – Россия», «Россия огромная страна», «Путешествие по России», «Знакомство с культурой бурятского народа».

Подготовительная группа  «Звездочки»

Изобразительная деятельность: «Старинная постройка – Терем», «Русские узоры»,  «Зимняя природа», «Кукла в национальном костюме», «Бурятские узоры», «Бурятская одежда»

Познавательное развитие: «Дикие животные нашего края», «Путешествие в типографию», «Путешествие по реке времени», «Праздники на Руси», «Хлебная цепочка», «Места проживания кочевых бурят». «Бурятские праздники»

  • В свободное от занятий время планируются дидактические и подвижные игры по нравственно-патриотическому воспитанию.

1 младшая группа «Почемучки»

Дидактические: «Кто мой детеныш?», «А что в мешочке?», «Семья», «Вежливость».

Сюжетно-ролевые: «Дочки – матери».

2 младшая группа «Зайчики»

Дидактические: «Давай поговорим», «Назови свою маму», «Письмо для бабушки»

Сюжетно-ролевые: «Детский сад», «Парикмахерская», «Дом», «Водитель автобуса», «Почта», «Шоферы», «Кукла в народном костюме собирается на чаепитие», «Больница».

Средняя группа «Колокольчики»

Дидактические: «Вежливые слова», «Я хочу быть похожим на…», «Матрешки», «Добрые слова», «Разноцветный сарафан», «Собери матрешку», «Герб. Флаг России», «Рыба, птица. Зверь», «Расскажи о себе», «Кто с кем живет», «Кто скажет больше добрых и теплых слов».

Сюжетно-ролевые: «Оркестр»

Подвижные (русские, бурятские): «У медведя во бору, «Лиса и курочки», «Гори. Гори ясно», «Озеро, речка», «Назови свое имя»

Старшая группа «Солнечные лучики»

Дидактические: «Хорошо-плохо», «Наша страна», «Надень куклу в национальный костюм»,  «Чей головной убор».

Подвижные (русские, бурятские): «Овцы и ягнята», «Гуси-гуси», «Лиса в курятнике»

Сюжетно-ролевые: «»Зоопарк. «Магазин», «Больница», «На выставке народного творчества – Ярмарка», «Традиции и быт коренных народов».

Подготовительная группа  «Звездочки»

Дидактические: «Моя Родина», «Народы моего края», «Найди страну», «Юрта».

Подвижные (русские, бурятские): «Дети и петух», «Волк и ягнята», «Удочка», «Волк и зайцы», «Хлопушки».

Сюжетно-ролевые: «Школа», «Больница», «Магазин», «Пожарники», «Ветлечебница», «В кафе».

  • Так же планируются беседы:

  1 младшая группа «Почемучки»

«Кто у нас хороший, кто у нас пригожий», «О дружбе», «Здравствуйте», «Мы умеем вежливо разговаривать», « Малыши дружные ребята», «Я и моя семья», «Мальчики и девочки в детском саду», «Я хороший», «Воспитание бережного отношения к игрушкам»

2 младшая группа «Зайчики»

«Мы уже большие», «Поможем птицам зимой», «Хорошие и плохие поступки», «Новый год», «Игрушки русской старины», «Не бегай по комнате», «Любимые домашние животные», «О семье, о дружбе».

Средняя группа «Колокольчики»

«Новый год», «Птичья столовая», «Колядки», «Что носили наши предки», «Город мастеров», «Что мы знаем о матрешке», «Дикие животные», «Малая Родина», «Знакомство с Флагом Бурятии», «Кто твой друг», «Самый хороший поступок».

Рассматривание картинок, альбомов: «Колядки2, «Профессии», «Отдых на Байкале», «Огромный собачий секрет».

Старшая группа «Солнечные лучики»

«О диких животных в лесу», «Дикие животные наших лесов», «Зима», «Зимний спорт», «Путешествие в канун нового года», «Новый год детям радость принесет», «Новый год в разных странах», «Народные художественные промыслы», «Русские народные праздники», «Русская народная кукла», «Традиции и обычаи русского народа», «Русь талантами богата – Русь талантами сильна», «Встречают по одежке, да провожают по уму», «Мой город – моя страна», «Символы России», «Моя Родина», «Сагаалган – праздник белого месяца», «Бурятские традиции», «Улан-Удэ – столица Бурятии», «Где я живу?», «Дружбой дорожить умейте»

Подготовительная группа  «Звездочки»: «С чем нельзя ходить в лес», «Животные леса», «Олимпийские виды спорта», «Знаменитые спортсмены России, «Новый год в разных странах», «Далекое – близкое» (прошлое русского народа), «Как мы готовимся к Новому году дома», «Как мы разговариваем друг с другом», «Рождество – что это за праздник», «Рождественский сочельник» (история возникновения праздника», «Праздники разных народов», «Знаменитые люди России», «Святочные дни», «Наряды русских красавиц», «Народы проживающие в России», «Крещение», «Путь от маленкого к большому» (как попадают продукты на стол), «Край ты мой любимый – край ты мой родной», «Народ проживающий на территории Бурятии», «Традиции бурятского народа», «Бурятские имена. Что они означают».

Рассматривание картинок, альбомов: «Звери в лесу», «Виды спорта», «Кркщение»,  «Город Улан-Удэ», «Дружба народов».

  • Чтение художественной литературы

1 младшая группа «Почемучки»:

«Малые фольклорные жанры» (песенки, потешки), «Я подарок маме начал рисовать»

«Мама лишь одна бывает» (инсценировка)

2 младшая группа «Зайчики»

Сказки: «Семеро козлят», «Петушок с семьей», «Крошка енот и тот, кто сидит в пруду», «Гуси – лебеди».

Средняя группа «Колокольчики»

Сказки: «Бабушка метелица», «Мороз Иванович», «Серебряное копытце», Два жадных медвежонка», «От чего у зайца длинные уши?», «Богатырь Байкал», «Снег и заяц»

Потешки, песенки: «Посылали молодицу», «Мирилка».

Стихи: «Вежливое слово», «Никто» (Б.Заходер).

Театральная деятельность: «Как собака друга искала»

Старшая группа «Солнечные лучики»

Сказки: «Серебряное копытце» (Бажов), «Домовенок Кузя» (Александрова), «Красавица Ангара», «Снегурушка и лиса», «Медведь»

Подготовительная группа  «Звездочки»

«Прыжок» (Л.Н.Толстой), «Разноцветный мальчик» (К.Плешнина), «Герб России», «Флаг России» (В.Степанова), «Лисичкин хлеб» (Пришвин), «Россия – Родина моя» (М.Калинин), «Бурятия, Бурятия моя» (М.Баянтуев), «Бурятские пословицы и поговорки», «Пословицы о дружбе», «Загадки» (бурятская одежда)

  • Ежедневно планируется работа с родителями:

Беседы с родителями:  О самочувствии и культуре поведения детей.

Консультации:

1 младшая группа «Почемучки»: «Патриотическое воспитание детей», воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания

2 младшая группа «Зайчики» Беседы о культуре поведения.

Средняя группа «Колокольчики»  Консультация «Культура поведения за столом»

Старшая группа «Солнечные лучики»  «Мы живем в республике Бурятия»

При анализе планов воспитательно-образовательной работы было выявлено, что при богатом приложении (наличием литературы, картотек)

-мало планируется бесед по воспитанию нравственных качеств

- рассматриваний картинок, альбомов

Рекомендации:

- больше планировать рассматривание картинок, иллюстраций, альбомов, так как у детей больше развито зрительное восприятии.

- планировать и проводить беседы по нравственному воспитанию детей..

  1.  Предметно-развивающая среда.

Так же были исследованы условия  по созданию предметно-развивающей двигательной  среды.

Во всех группах мебель подобрана по росту детей и безопасна. Расположение мебели и игрового материала дает возможность детям удовлетворять двигательную активность.

Уголки нравственно-патриотического воспитания  развития  соответствуют санитарным и возрастным требованиям.  

 Весь материал оформлен в соответствии эстетическим нормам и находится на свободном доступе:

- наглядный материал картинки, иллюстрации:

материалы по ознакомлению с ближайшим окружением, с родным краем, с родной страной;

по приобщению к истокам русской народной культурой;

по развитию нравственных качеств.

-дидактические игры

-художественная и методическая литература.

По итогам объявленного смотра-конкурса «Лучший уголок краеведения и патриотического воспитания»:

1 место  Воспитатели: М.В.Шелковникова, АИ Михайлова

2 место  Воспитатели: О.А.Кузнецова, А.А.Молчанова  

3 место Воспитатель: Н.В.Ларионова

  1. Непосредственно-образовательная деятельность.

По результатам оперативного контроля непосредственно-образовательной деятельности по нравственно-патриотическому   воспитанию существенных замечаний не было.
Занятия проводятся согласно планированию, проходят в дружеской и спокойной обстановке.  Воспитатели методически правильно проводят занятия  в соответствии с возрастными особенностями детей, четко соблюдая структуру, умеют организовать детей на занятии.

  •  В подготовительной группе «Звездочки» воспитатель - Кузнецова Ольга Александровна, провела занятие на тему «Сагаалган». На занятие приходит бурятский мальчик Батор и рассказывает детям о празднике. Занятие интегрированное (познавательное – изобразительная деятельность аппликация «Юрта») с использованием ИКТ.  В подготовительной группе «Звездочки» подменный воспитатель Миронова Наталья Леонидовна провела занятие по познавательному развитию «История происхождения самовара» с использованием ИКТ. Занятие интегрированное (познавательное – изобразительная деятельность – раскрашивание самовара).
  • Во 2 младшей группе «Зайчики» воспитатель – Ларионова Наталья Владимировна провела занятие на тему «Русские традиции» (праздники). На занятие приходит Незнайка и просит рассказать детей - что такое Праздники. Дети рассматривают фотографии праздников «Осень», «Новый год», «День рождения» и рассказывают Незнайке, как праздники проходят в детском саду.
  • В средней группе «Колокольчики» воспитатель – Михайлова Анна Ивановна провела занятие по познавательному развитию на тему «Семейные отношения и профессии на Руси». Занятие прошло в форме путешествия в прошлое: дети побывали в русской избе, познакомились с хозяевами, традициями гостеприимства, с работой и обязанностями по дому и в старину. Анна Ивановна рассказала о профессиях в старину и современных деревенских профессиях.
  • В старшей группе «Солнечные лучики»  воспитатель – Александра Александровна Молчанова, прошло открытое  занятие по формированию гражданской позиции, чувства любви к своей стране, Родине:  «Россия – Родина моя.

Занятие проведено в соответствии с возрастными требованиями и ФГОС, широко использовались игровые методы и приемы:

-Дети путешествовали на поезде, самолете, автобусе проходили препятствия.

-Играли в игры: «Найди флаг», «Светофор», «Собери герб из частей»

Использовались словесные методы и приемы:

-Рассказ воспитателя
-Художественное слово: пословицы и поговорки, стихотворения.

Занятие интегрированное (познание – физическое развитие – художественно-эстетическое развитие) с использованием ИКТ – Презентация: «Путешествие по России», Презентация песни: «Улыбка».

Занятие интересное, дети с заданиями справлялись, но все же у детей не было организованности и дисциплинированности, поэтому Александре Александровне постоянно нужно было организовывать, заинтересовывать и  настраивать детей на следующую деятельность, в результате занятие немного затянулось.

Рекомендации воспитателю особое внимание  обратить на дисциплину и организованность детей на занятии.

  • В первой младшей группе «Почемучки» - воспитатель Шелковникова Марина Владимировна, прошло открытое занятие по формированию представлений о доброжелательных отношениях родных людей «Моя дружная семья».

В начале занятия Марина Владимировна организовала детей, настроили на занятие: провели разминку-приветствие «Здравствуй большая семья». В гости пришла кукла Катя и принесла в конверте картинки- загадки: Провели беседу по картинкам и рассказали о членах семьи – дети говорили о том, как зовут близких людей, кем дети  приходятся им. (дети знают значение слов: внук, дочь, сын). Наглядный материал соответствует эстетическим и педагогическим требованиям.

Занятие интегрированное (познавательное – развитие речи - физическое), прошло в темпе с использованием здоровьесберегающих технологий (пальчиковая гимнастика) и физминутки. Марина Владимировна говорила четко, в темпе и с эмоциональной окраской речи, поэтому дети на занятии были организованы, активны, с интересом слушали, говорили и выполняли задания. В итоге построили домики для своей семьи (каждый ребенок сделал свой выбор в виде и способе постройки домика), что соответствует ФГОС (проявили инициативу).

  • Согласно годовому планированию:

Воспитателями всех возрастных групп проведены тематические недели:

«Русские традиции», «Бурятские традиции», «Дружба»

  •  В рамках тематических недель со старшей и подготовительной группами музыкальным руководителем А.Г.Плехановой и старшим воспитателем Евдокимовой Анной Юрьевной разработаны и проведены  тематические занятия с использованием музыки и ИКТ (Презентаций):

«В нашей группе дружат все – девочки и мальчики»;

«Бурятские традиции» ; «Русские традиции»; «Сагаалган»; «Колядки»

  • Проектная деятельность

     Ольга Александровна Кузнецова воспитатель подготовительной группы «Звёздочки» подготовила проект «Генеалогическое древо семьи», с целью формирования у детей представлений о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.

В рамках проекта:

- На основном этапе были разработаны консультация для родителей «Что такое генеалогическое древо?» и папка – передвижка «Тайна имени». Детям были выбраны и прочитаны произведения художественной литературы по теме «Моя семья»: «Синяя чашка» М. Матвеева, «Теплый хлеб» К. Паустовский, «Сказка об умном мышонке» С. Маршак, «Цветик-семицветик» В. Катаев, «Мамина работа» Е. Пермяк, «Чем пахнут ремесла» Д.Родари, «Мамина дочка» В.Белов, «Косточка» К.Ушинский, «Старый дед и внучек» Л.Толстой, «Как Вовка бабушек выручил» А.Барто, «У бабушки дрожат руки» В.Сухомлинский, «Похищенное имя» Т.А. Шорыгина.С помощью занятия «Что такое генеалогическое древо?», и бесед: «Выходной день в моей семье», «Как я помогаю дома», «Кем работают твои родители», «Как мы отдыхаем» сформировали представления о том, что такое род и  родословие, происхождении фамилии. Дети совместно с родителями изготовили альбом «Моя семья» и сюжетно – ролевую игру «Семья».

- На заключительном этапе дети подготовительной группы совместно с родителями  приготовили  и защитили семейный проект: составили генеалогические древа своих семей и дети рассказали о членах своей семьи. В итоге составили семейный альбом «Моя семья».

      Александра Александровна Молчанова воспитатель старшей группы «Солнечные лучики» подготовила проект «Россия – Родина моя», с целью формирования и систематизации представлений о своей Родине, о ее культуре и истории, традициях, символах.

В рамках проекта прошли:

   - Тематические недели «Русские традиции», «Россия – Родина моя», «Бурятские традиции», «Дружба».

 - Развлечения «Колядки», «Сагаалган», Тематические занятия: «В нашей группе дружат все – девочки и мальчики»; «Бурятские традиции» ; «Русские традиции»;

   -НОД и работа в свободное от занятий время.

                   Познавательное развитие.

 * НОД «Наша Родина Россия», «Знакомство с русской национальной одеждой», «Святки да колядки», «Россия – огромная страна», «Знакомство с культурой бурятского народа».

* Беседа и рассматривание фотографий, репродукций картин, иллюстраций на тему: «Дружба народов разных национальностей», «Национальные обычаи народов» «Великая страна», «Россия – Родина моя»,  «Кто такой президент?», «С чего начинается Родина», «Символы государства», «Дымковская, гжельская и хохломская росписи»….

*Дидактические игры: «Символика России», «Надень куклу в национальный костюм», «Чей головной убор?»…

                 Речевое развитие.

* «Родина моя Россия» (составление описательных рассказов)

*Чтение, обсуждение, заучивание стихов:  «Наше Отечество» (отрывок), З. Александрова: «Родина», А Прокофьев: «Родина»….

  Русские сказки: «Серебряное копытце» Бажов, «Домовенок Кузя» Александрова, «Снегурушка и лиса».

Бурятские сказки: «Красавица Ангара», «Медведь»

               Социально-коммуникативное развитие.

*Сюжетно-ролевые игры: «Защитники», «Путешествие по Бурятии», «Зоопарк», «Больница», «На выставке народно-прикладного искусства – Ярмарка», «Традиции и быт коренных жителей».

*Создание предметно-развивающей среды: оформление уголка патриотического воспитания; 

              Художественно-эстетическое развитие

-Рисование: «»Я и мои друзья», «Гжельская чашка», «Флаг России», «Бурятский национальный костюм», «Кремль», «Юрта».

-Лепка: «Царь-колокол, Царь-пушка», «Украшаем юрту»

-Оригами: «Матрешка и неваляшка».

-Аппликация: «»Спасская башня кремля», «Улицы поселка».

-Конструирование: «Кремлевская стена», «Юрта».

               Физическое развитие.

-Русские народные подвижные игры: «Гуси – лебеди», «Горелки», «Салки», «Жмурки», «Золотые ворота», «Ай ду-ду-ду». Бурятские народные игры: «Волк и ягнята», «Иголка, ниточка, узелок».

- Пальчиковая гимнастика. 

-На заключительном этапе: открытое занятие «Россия – Родина моя.

       Анна Ивановна Михайлова воспитатель средней группы «Колокольчики» подготовила проект «Традиции и обычаи русского народа», с целью формирования у детей  представления о традициях и обычаях русского народа, воспитывать любовь и гордость за свою страну, свой народ.

В рамках проекта:

-Рассматривание картинок и иллюстаций.

-Беседы: «Что такое Рождество», «Мешок Деда Мороза», «Русская матрешка», «Что носили наши предки», «Золотые руки мам и бабушек», «Город мастеров»……

-Дидактические игры: «Что в мешке у Дед Мороза?», «Назови правильно», «Добрые слова», «Ты кто?», «Составь сказку», «Матрешки», «Разноцветный сарафан»…

-Подвижные игры «Карусель», «У медведя во бору»….

-Сюжетно-ролевые игры «Кукольный театр», «Магазин игрушек», «Уложим куклу спать»

-Ознакомление с  художественной литературой:

   ЧХЛ: «Мороз Иванович», «Петушок и бобовое зернышко», Рассказы В.Бианки.

   Чтение рождественских колядок; Слушание народных песенок, потешек и закличек; песня «Ах вы сени», заучивание потешки «Посылали молодицу»

IV.Работа с родителями.

В детском саду планируется и ведется работа с родителями.

Перспективный план во всех группах соответствует годовым задачам и отвечает всем требованиям планирования.

  • В течении года стенды для родителей периодически меняются. Вся информация эстетически оформляется и доступна для восприятия и чтения. На период тематического контроля воспитателями была представлена родителям следующая информация:

1 младшая группа «Почемучки»:

Папка – передвижка: «Как приобщить детей к нравственному воспитанию»,

«Игры, которые лечат».

Стенд «наш любимый детский сад»

2 младшая группа «Зайчики»:

Стенд: «Патриотическое воспитание дошкольников» «Сагаалган»

Консультация для родителей: «Особенности нравственно-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста»

Средняя группа «Колокольчики»

Стенгазета «Бурятские обычаи и традиции» «Русские традиции»

Стенд: «Традиции русского народа» «Поощрение или  наказание

Старшая группа «Солнечные лучики»:  

Стенд: «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в семье»

Ширма: «Наша страна – Россия»

Папка передвижка: «Наша Родина – Россия», «Интересные статьи о Республике Бурятия»

Памятки: «Правила общения в семье»

Подготовительная группа «Звездочки»

Стенд: «Нравственно-патриотическое воспитание детей в подготовительной группе»

             -Рекомендации по воспитанию культуры поведения детей

            - Развитие интереса к русским традициям

            -Как воспитать маленького патриота

Стенд: «С праздником белого месяца» «Бурятские традиции»

* Не  остаются без внимания и совместные мероприятия.

В соответствии с годовым планом проводится «Родительский клуб»

     В  средней группе «Колокольчики» прошел родительский клуб на тему: «Поговорим о нравственности»

Первой выступила учитель логопед Евдокимова Анна Юрьевна «Роль и значение фонематического слуха в развитии детей дошкольного возраста: рассказала о фонематическом слухе, его влиянии на развитие детей и на обучение в школе.

Познакомила с играми на практике.  Раздала родителям подборку игр для формирования фонематических процессов дома.

А.И Михайлова побеседовала с родителями о воспитании доброты. Затем провела деловую игру в форме круглого стола: родители ответили на вопросы нравственного содержания, поделились опытом о проведении семейного праздника «Дня рождения», обсудили анкетирование прошедшее ранее «О способах воспитания». В заключении Анна Ивановна раздала родителям памятки «Как правильно общаться с ребенком».

     В подготовительной  группе «Звездочки » прошел родительский клуб на тему нравственно-патриотического воспитания: «Семейный тур в детство»

Побеседовали нравственно-патриотическом воспитании в семье и как оно влияет на развитие личности ребенка, о семейных орадициях.

Поиграли в игры «Герб семьи», «Знакомство», «Вопрос – ответ».

Посмотрели презентацию семейного альбома Лигостаевых, обсудили, что такое семейное дерево и как его составить.

 * Совместно с родителями и детьми старшей группы «Солнечные лучики» и подготовительной группы «Звездочки» проведена музыкальная игра «Угадай мелодию» где родители и дети показали свои знания детских песен. Участники награждены грамотами и призами.

* С родителями всех групп  провели анкетирование на тему

«Патриотическое воспитание ребенка»

Всего приняло участие 55 родителей

19 – подготовительная                        8 – старшая

11 – 2 младшая                                     1 – 1 младшая

Результаты анкетирования

1Вопрос: Актуальна ли в наше время проблема патриотического воспитания детей?

48 – да          7 – нет

2Вопрос: Какими личностными качествами/особенностями нужно обладать человеку, чтобы служить положительным примером в воспитании патриотизма у детей?

  1. – не ответил    

 13- все  перечисленное                               5 - Чувство долга по отношению к Родине  

 3 – активная гражданская позиция        8 -любовь и привязанность к Родине

2 – бескорыстие                                        12 - Любовь к Родине, чувство долга

11 -Любовь к Родине, бескорыстие  

3Вопрос: Вы обладаете данными качествами?

30 – да      2 – нет      23 - частично

4 Вопрос: Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?

  1. воздержался  

15  – все  перечисленные  

11 -  формирование гражданственно-патриотического отношения и чувства сопричастности: к семье, городу, стране; к природе родного края; к культурному наследию своего народа.

7 - воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа;

1- воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей;

10 - формирование гражданственно-патриотического отношения и чувства сопричастности: к семье, городу, стране;

      к природе родного края; к культурному наследию своего народа;

     воспитание толерантного отношения к представителям других

      национальностей;

10- воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа;

       воспитание патриотизма и чувства гордости за свою страну, край.

5.Вопрос: Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей?

34 – все              15 – родители                     2 – педагоги           2 - Родители, общество  

 1- Родители, педагоги                                  1 - общество

6.Вопрос:  Считаете ли Вы себя компетентным в вопросах патриотического воспитания?

22 - да                2 -нет                29 - частично  

7.Вопрос:  Актуальна ли для Вашей семьи тема ознакомления детей с родословной семьи?

2 – воздержались                38 - да                    15 – нет

8.Вопрос:  К каким семейным традициям Вы приобщаете своих детей?

2 – воздержались         11 – все перечисленные        

7 - рассказы о своих предках и их достижениях, воспитание гордости за них;

23- уважение к старшим и родителям;

      совместные семейные праздники (дни рождения, памятные даты и т.д.);

      совместный активный отдых (отпуска, экскурсии, походы и пр.);

12- уважение к старшим и родителям;

      совместные семейные праздники (дни рождения, памятные даты и т.д.);

      совместный активный отдых (отпуска, экскурсии, походы и пр.);

9.Вопрос:  Что лично Вы делаете для патриотического воспитания своего ребенка?

                                                            25 – не ответили

Подготовительная: - соблюдаем семейные традиции      

  -воспитываем уважение к старшим    

 -смотрим фильмы о подвигах, читаем рассказы

старшая

-рассказываем о России, о родном крае, о поселке             - читаем рассказы

-рассказываем про подвиги                    -воспитываем уважение к старшим

Средняя

-воспитываем уважение к близким                -читаем сказки, смотрим фильмы

-телевизор смотрим

2 младшая

-Воспитываем уважение к старшим

- беседуем            -рассказываем о России.

10. Вопрос: Какой помощи в этом направлении Вы ждете от детского сада?

40 – не ответили

-проведение мероприятий

-беседы по нравственному воспитанию

-помогали родителям учить детей

-чтобы учили детей любить Родину

-рассказывали историю страны

-учили уважать старших

- информации о героях ВОВ.

11.Вопрос: Удовлетворены ли вы качеством образовательных услуг, оказываемых в детском саду?

3 – воздержались                 50 - да                0- нет                2 - частично

Рекомендации:

-Проанализировать анкетирование, выделить вопросы, в которых родители наиболее некомпетентны, разработать план мероприятий, который в процессе реализации сформирует у родителей определенный объем знаний.

- продолжать работу с родителями, планируя больше совместных мероприятий

V.Профессиональное мастерство педагога

В ходе контроля было проведено анкетирование  с воспитателями. на тему:  «Воспитание патриотизма»

Результаты показали, что все воспитатели компетентны в вопросах

1.Вопрос: Актуальна ли в наше время проблема патриотического воспитания детей?

  • - ДА                        0 – НЕТ

2.Вопрос: Какими личностными качествами/особенностями нужно обладать педагогу, чтобы служить положительным примером в воспитании патриотизма у детей?

1 - любовь и привязанность к Родине;

2 - активная гражданская позиция.

1 - любовь и привязанность к Родине;

     чувство долга по отношению к Родине;

1- любовь и привязанность к Родине;

   -бескорыстие;

   -активная гражданская позиция.

4- любовь и привязанность к Родине;

   -бескорыстие

   -готовность к самопожертвованию;

   -чувство долга по отношению к Родине;

3.Вопрос: Обладаете ли Вы данными личностными качествами?

  • - да                        нет                        2 – частично

4.Вопрос: Оцените СЕБЯ по 5-тибалльной школе, отвечая на вопрос:

Хорошо ли Я знаю культуру, традиции моего народа?

  1. - 1        0 -  2                 3 - 3                5 - 4             1 – 5

5.Вопрос: Оцените СЕБЯ по 5-тибалльной школе, отвечая на вопрос: Достаточно ли у МЕНЯ знаний о поселке, в котором я живу и работаю?

  1. - 1             0- 2        3 - 3              4 - 4          2 - 5

6.Вопрос: Считаете ли Вы нужным увеличить запас своих знаний по истории и географии России?

  1. - да                        1- нет                        3 – частично

7.Вопрос: Можете ли Вы проектировать и планировать работу по патриотическому воспитанию с детьми той возрастной группы, с которой работаете?

            7- да                        1 - нет                        1 – частично

8.Вопрос: Правильно ли организована в групповой комнате предметно-развивающая среда: подобран демонстрационный материал, дидактические игры по патриотическому воспитанию?

2– воздержались          6- да                        1 - нет                        0 - частично

9.Вопрос: Востребована ли тема патриотического воспитания детей в работе с родителями/семьей?

  1. - да                        0 - нет                        0 - частично

10.Вопрос: Какие цели патриотического воспитания дошкольников необходимо ставить современному педагогу ДОУ?

8 – все цели

1 - формирование гражданственно-патриотического отношения и чувства сопричастности: к семье, городу, стране; к природе родного края; к культурному наследию своего народа.

VI.Оценка деятельности детей.

С детьми 2 младшей, средней, старшей и подготовительной групп проведена беседа с целью уточнения нравственно-патриотических знаний.

Всего опрошено 84 ребенка.

Уровни по группам

Уровни

2младшая группа

«Зайчики»

18 детей

Средняя группа

«Колокольчики»

21 ребенок

Старшая группа

«Солнечные лучики»

  20 детей

Подготовительная

«Звездочки»

25 детей

Высокий

   0

  3    -    14%

  0

  11   -   44%

Выше среднего

   6      -    33%

  3    -    14%

  3   -   15%

  7     -   28%

Средний

  12     -    67%

  8    -    38%

  15 -   75%

  6     -   24%

Ниже среднего

   0

  7    -    34%

  1   -   5%

  1     -   4%

Низкий

   0

  1   -   5%

Общий уровень по детскому саду

Высокий

14   -   17%

Выше среднего

19   -   23%

Средний

41   -   49%

Ниже среднего

10   -   10%

Низкий

1    -    1%

Сложности для детей подготовительной группы возникли в вопросах:

       -достопримечательности поселка,   названии улиц,

       -народных и государственных праздниках            

       - рода войск.

В старшей группе сложности вызваны в вопросах

      -достопримечательности поселка, названии улиц,

      -народных и государственных праздниках          

      - рода войск

      - в воспитании нравственных качеств (у большинства детей нет таких качеств  

       как доброжелательность, забота, умение договориться и уступить друг другу).

В средней группе Сложности в вопросах

     - праздники                                    

      -рода войск

      -профессиях мамы и папы            

      -в воспитании нравственных качеств

Во 2 младшей группе

      - в назывании профессий              

      -праздники

      -в воспитании нравственных качеств.

Таким образом, мы видим, что в основном проблема встает в незнании традиций, обычаев и в воспитании нравственных качеств.

Рекомендации:

-Продолжать формировать  моральные качества, навыки и привычки поведения.

-Развивать интерес к  русскими промыслам и традициям.

-Воспитывать бережное отношение ко всему живому, к окружающему миру, к природе родного края – и природе в целом.

-Проводить работу по нравственно-патриотическому воспитанию опираясь на принципы системности,  последовательности, начиная с младшего возраста с поэтапным усложнением в соответствии с опытом детей, с учетом принципа развивающего обучения.

Решение

  1. Планировать воспитательно-образовательную работу обращая больше внимания беседам по воспитанию нравственных качеств, рассматриванию картинок, альбомов по ознакомлению  с ближайшим окружением, с родным краем, с родной страной и  приобщению к истокам русской народной культурой;
  2. Продолжить работу с родителями через представление наглядной информации, индивидуальные беседы, совместные мероприятия.
  3. Доработать программу по нравственно-патриотическому воспитанию.

Составить перспективные планы по нравственно-патриотическому воспитанию на год со 2

младшей группы в соответствии с программой образовательного учреждения и требованиями ФГОС.

Старший воспитатель А.Ю.Евдокимова_____________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План проведения тематического контроля «Организация образовательной работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»

Цель: Анализ системы образовательной  работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей в дошкольном образовательном учреждении.Методы контроля:Посещение непрерывной образовательной деятел...

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА по результатам тематического контроля «Организация воспитательно-образовательной работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»

Цель:  Формирование нравственно-патриотических качеств у дошкольников, посредством организации образовательной деятельности....

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.В связи с актуальностью данной проблемы в России было со...

План тематического контроля "Организация воспитательно-образовательной работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста".

Цель: Определить эффективность работы по  нравственно-патриотическому  воспитанию дошкольников через приобщение к культурному наследию народа....

Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому направлению воспитания дошкольников.

Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...

Тематический контроль: «Организация воспитательно-образовательной работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»

Цель: Анализ системы образовательной  работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей в дошкольном образовательном учреждении.Методы контроля:Посещение непрерывной образовательной деятел...