Тематический контроль "Организация воспитательно-образовательной работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ"
материал
План, график тематического контроля. Аналитическая справка по итогам тематического контроля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskiy_kontrol_nravstvenno-patrioticheskoe_vospitanie_2018-2019g.docx | 66.75 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Усть-Баргузинский детский сад «Солнышко»
671624 Республика Бурятия п. Усть-Баргузин Ул.Черняховского №8
Тел. 92-013, факс 8(301-13 92-
ПРИКАЗ №
О проведении тематического контроля
В соответствии с «Планом - графиком контроля по МБДОУ на 2018 - 2019 учебный год».
ПРИКАЗЫВАЮ:
Провести тематический контроль на тему: «Организация воспитательно-образовательной работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей в ДОУ.
- Разработать и представить на утверждение план проведения контроля.
- Тематический контроль провести по плану в следующие сроки: с 28.01.2019г по 8.02.2019г
- По окончанию проверки результаты оформить в виде справки и представить их на педагогическом совете.
- Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
- Воспитателям групп подготовиться к тематическому контролю по нравственно-патриотическому воспитанию в соответствии с планом тематического контроля
Заведующий МБДОУ «Солнышко»
Н.И.Миронова__________________________________
С приказом ознакомлены:
Утверждаю:
Заведующая МБДОУ «Солнышко»
Н.И.Миронова_________________
Дата__________________________
Тематический контроль
«Организация воспитательно-образовательной работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей в ДОУ.
Цель: выявить состояние работы по воспитанию культуры здоровья детей в условиях дошкольного учреждения.
Нормативно - правовая база:
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы
- Санитарно-эпидемиологические правила в части организации образовательного процесса (СанПиН 2.4.1.3049-13)
- Федеральные государственные образовательные стандарты
- Методические рекомендации «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р.
Сроки: с 28.01.2019 - 8.02.2019г.
Объекты инспектирования:
- Первая младшая группа
- вторая младшая группа
- средняя группа
- старшая группа;
- подготовительная группа;
Направления инспектирования:
- оценка профессионального мастерства педагога;
- календарно- тематическое планирование работы педагога;
- обследование знаний, умений, навыков детей;
- работа с родителями;
- создание условий в группе, в методическом кабинете
Методы инспектирования:
- анализ непосредственно образовательной деятельности;
- собеседование с воспитателями;
- анализ календарно - тематического планирования;
- анализ деятельности детей в процессе непосредственно образовательной деятельности, беседа с детьми.
- анализ анкетирования родителей;
- анализ «Родительского клуба»
- анализ предметно – развивающей среды в группах.
План контроля
Рабочие материалы контроля
- Карта проверки плана воспитательно-образовательной работы
- Карта анализа беседы с детьми по формированию нравственно-патриотических знаний
- Карта анализа уголка по нравственно-патриотическому воспитанию .
- Карта анализа создания условий по нравственно-патриотическому воспитанию в методическом кабинете.
- Анкета для родителей «Патриотическое воспитание ребенка»
- Анкета для педагогов «Воспитание патриотизма»
- Карта анализа анкетирования родителей вопросам Нравственно-патриотического воспитания детей.
- Карта организации и проведения НОД.
- Карта анализа «Профессиональное мастерство воспитателя».
- Аналитическая справка по результатам контроля.
График проведения тематического контроля
Сроки проведения_______________
Понедельник 28.01.2019
| 1.Анкетирование воспитателей «Воспитание патриотизма» 2.Анкетирование родителей «Нравственно-патриотическое воспитание ребенка» | Все воспитатели Все группы |
Вторник 29.01 2019 | 1.Анализ предметно-пространственной развивающей среды в 1 младшей группе «Почемучки», во 2 младшей группе «Зайчики» 2.Беседа с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию во 2 младшей группе «Зайчики» | Шелковникова М.В. Ларионова Н.В Ларионова Н.В |
Среда 30.01.2019 | 1.Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию (социальное окружение) во 2 младшей группе «Зайчики» 2.Анализ предметно-пространственной развивающей среды в средней группе «Колокольчики», в старшей группе «Солнечные лучики» | Ларионова Н.В Михайлова А.И. Молчанова А.А |
Четверг 31.01.2019 | 1.Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию «Ребенок и окружающий мир» в средней группе «Колокольчики» 2.Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию (социальное окружение) в подготовительной группе «Звёздочки» 3. Беседа с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Колокольчики» | Михайлова А.И. Кузнецова О.А. Михайлова А.И. |
Пятница 1.02.2019 | 1.Анализ предметно-пространственной развивающей среды в подготовительной группе «Звёздочки». 2. Анализ предметно-пространственной развивающей среды в методическом кабинете 3. «Родительский клуб» в подготовительной группе «Звёздочки» по теме нравственно-патриотического воспитания. | Кузнецова О.А. Евдокимова А.Ю. Кузнецова О.А. |
Понедельник 4.02.2019 | 1.Анализ планирования воспитательно-образовательной работы по нравственно-патриотическому воспитанию в 1 младшей группе «Почемучки», во 2 младшей группе «Зайчики». 2.Анализ наглядной информации для родителей в младших группах 3. Беседа с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Солнечные лучики» | Шелковникова М.В Ларионова Н.В. Шелковникова М.В Ларионова Н.В. Молчанова А.А. |
Вторник 5.02.2019 | 1.Анализ планирования воспитательно-образовательной работы по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Колокольчики», в старшей группе «Солнечные лучики» 2.Анализ наглядной информации для родителей в средней и старшей группах. 3. Беседа с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Звёздочки» | Михайлова А.И. Молчанова А.А Михайлова А.И. Молчанова А.А Кузнецова О.А |
Среда 6.02.2019 | 1.Анализ планирования воспитательно-образовательной работы по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Звёздочки». 2.Анализ наглядной информации для родителей в подготовительной группе. 3.Анализ анкетирования родителей «Нравственно-патриотическое воспитание ребенка» | Кузнецова О.А Кузнецова О.А Все группы |
Четверг 7.02.2019 | 1.Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию (социальное окружение) в подготовительной группе «Звездочки» 2.Анализ анкетирования воспитателей «Воспитание патриотизма» 3. Анализ бесед с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию. | Миронова Н.Л. Все воспитатели Евдокимова А.Ю. |
Пятница 8.02.2019 | Составление аналитической справки к педагогическому совету. | Евдокимова А.Ю. |
Ознакомлены:
Анализ тематического контроля по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Согласно годовому плану работы МБДОУ «Детский сад «Солнышко» на 2018-2019 учебный год, во исполнение приказа № 22 от 23.01.2019. «Об организации тематического контроля по организации нравственно-патриотической работы в ДОУ» проведена проверка данного направления работы в дошкольных группах.
Цель: Выявить состояние работы по воспитанию культуры здоровья детей в условиях дошкольного учреждения
Сроки проведения: с 21.01.2019г. по 8.02.2019г.
Возрастная группа: 1 младшая, 2 младшая, средняя, старшая, подготовительная к школе группы.
Ответственные за проведение контроля: заведующий, старший воспитатель..
Методы контроля:
- анализ непосредственно образовательной деятельности;
- собеседование с воспитателями;
- анализ календарно - тематического планирования;
- анализ деятельности детей в процессе непосредственно образовательной деятельности, беседа с детьми.
- анализ анкетирования родителей;
- анализ родительского клуба;
- анализ предметно – развивающей среды в группах.
Рабочий материал, для осуществления тематического контроля:
- Карта проверки плана воспитательно-образовательной работы
- Карта анализа беседы с детьми по формированию нравственно-патриотических знаний
- Карта анализа уголка по нравственно-патриотическому воспитанию.
- Карта анализа создания условий по нравственно-патриотическому воспитанию в методическом кабинете.
- Анкета для родителей «Патриотическое воспитание ребенка»
- Анкета для педагогов «Воспитание патриотизма»
- Карта анализа анкетирования родителей вопросам Нравственно-патриотического воспитания детей.
- Карта организации и проведения НОД.
- Карта анализа «Профессиональное мастерство воспитателя».
- Аналитическая справка по результатам контроля.
- Планирование воспитательно-образовательной работы
В ходе тематического контроля были проверены перспективные и календарные планы:
- Планирование ведется на основе программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой
- Планы печатаются по предъявленным требованиям «Положения о документации педагога» ДОУ «Солнышко», что соответствует эстетическим нормам.
- Непосредственно-образовательная деятельность планируется в соответствии с перспективным планом, прописывается цель, задачи, оборудования и материалы, интеграция областей. Количество занятий соответствуют возрастным нормам.
1 младшая группа «Почемучки»
Познавательное развитие: «Корова и теленок», «Где моя мама?», «Танечка и Манечка сестренки», «Моя дружная семья»
Изобразительная деятельность: «Оладьи для бабушки», «Заборчик для козлят».
2 младшая группа «Зайчики»
«Русские традиции» «Как мы дружно живем»
Средняя группа «Колокольчики»
Изобразительная деятельность: «Кокошник», «Косоворотка», «Малгай», «Одень куклу в бурятский костюм, «Заюшкина избушка».
Познавательное развитие: «Жизнь домашних животных зимой», «Большая история маленькой игрушки», «Предметы крестьянского быта», «Беседа о Бурятии» «Человек и природа».
Старшая группа «Солнечные лучики»
Изобразительная деятельность: «Я и мои друзья, «Гжельская чашка», «Спасская башня Кремля», «Флаг России», «Бурятский национальный костюм», «Юрта», «Украсим юрту», «Улицы поселка».
Познавательное развитие: «Знакомство с русской национальной одеждой», «Святки – да колядки», «Наша родина – Россия», «Россия огромная страна», «Путешествие по России», «Знакомство с культурой бурятского народа».
Подготовительная группа «Звездочки»
Изобразительная деятельность: «Старинная постройка – Терем», «Русские узоры», «Зимняя природа», «Кукла в национальном костюме», «Бурятские узоры», «Бурятская одежда»
Познавательное развитие: «Дикие животные нашего края», «Путешествие в типографию», «Путешествие по реке времени», «Праздники на Руси», «Хлебная цепочка», «Места проживания кочевых бурят». «Бурятские праздники»
- В свободное от занятий время планируются дидактические и подвижные игры по нравственно-патриотическому воспитанию.
1 младшая группа «Почемучки»
Дидактические: «Кто мой детеныш?», «А что в мешочке?», «Семья», «Вежливость».
Сюжетно-ролевые: «Дочки – матери».
2 младшая группа «Зайчики»
Дидактические: «Давай поговорим», «Назови свою маму», «Письмо для бабушки»
Сюжетно-ролевые: «Детский сад», «Парикмахерская», «Дом», «Водитель автобуса», «Почта», «Шоферы», «Кукла в народном костюме собирается на чаепитие», «Больница».
Средняя группа «Колокольчики»
Дидактические: «Вежливые слова», «Я хочу быть похожим на…», «Матрешки», «Добрые слова», «Разноцветный сарафан», «Собери матрешку», «Герб. Флаг России», «Рыба, птица. Зверь», «Расскажи о себе», «Кто с кем живет», «Кто скажет больше добрых и теплых слов».
Сюжетно-ролевые: «Оркестр»
Подвижные (русские, бурятские): «У медведя во бору, «Лиса и курочки», «Гори. Гори ясно», «Озеро, речка», «Назови свое имя»
Старшая группа «Солнечные лучики»
Дидактические: «Хорошо-плохо», «Наша страна», «Надень куклу в национальный костюм», «Чей головной убор».
Подвижные (русские, бурятские): «Овцы и ягнята», «Гуси-гуси», «Лиса в курятнике»
Сюжетно-ролевые: «»Зоопарк. «Магазин», «Больница», «На выставке народного творчества – Ярмарка», «Традиции и быт коренных народов».
Подготовительная группа «Звездочки»
Дидактические: «Моя Родина», «Народы моего края», «Найди страну», «Юрта».
Подвижные (русские, бурятские): «Дети и петух», «Волк и ягнята», «Удочка», «Волк и зайцы», «Хлопушки».
Сюжетно-ролевые: «Школа», «Больница», «Магазин», «Пожарники», «Ветлечебница», «В кафе».
- Так же планируются беседы:
1 младшая группа «Почемучки»
«Кто у нас хороший, кто у нас пригожий», «О дружбе», «Здравствуйте», «Мы умеем вежливо разговаривать», « Малыши дружные ребята», «Я и моя семья», «Мальчики и девочки в детском саду», «Я хороший», «Воспитание бережного отношения к игрушкам»
2 младшая группа «Зайчики»
«Мы уже большие», «Поможем птицам зимой», «Хорошие и плохие поступки», «Новый год», «Игрушки русской старины», «Не бегай по комнате», «Любимые домашние животные», «О семье, о дружбе».
Средняя группа «Колокольчики»
«Новый год», «Птичья столовая», «Колядки», «Что носили наши предки», «Город мастеров», «Что мы знаем о матрешке», «Дикие животные», «Малая Родина», «Знакомство с Флагом Бурятии», «Кто твой друг», «Самый хороший поступок».
Рассматривание картинок, альбомов: «Колядки2, «Профессии», «Отдых на Байкале», «Огромный собачий секрет».
Старшая группа «Солнечные лучики»
«О диких животных в лесу», «Дикие животные наших лесов», «Зима», «Зимний спорт», «Путешествие в канун нового года», «Новый год детям радость принесет», «Новый год в разных странах», «Народные художественные промыслы», «Русские народные праздники», «Русская народная кукла», «Традиции и обычаи русского народа», «Русь талантами богата – Русь талантами сильна», «Встречают по одежке, да провожают по уму», «Мой город – моя страна», «Символы России», «Моя Родина», «Сагаалган – праздник белого месяца», «Бурятские традиции», «Улан-Удэ – столица Бурятии», «Где я живу?», «Дружбой дорожить умейте»
Подготовительная группа «Звездочки»: «С чем нельзя ходить в лес», «Животные леса», «Олимпийские виды спорта», «Знаменитые спортсмены России, «Новый год в разных странах», «Далекое – близкое» (прошлое русского народа), «Как мы готовимся к Новому году дома», «Как мы разговариваем друг с другом», «Рождество – что это за праздник», «Рождественский сочельник» (история возникновения праздника», «Праздники разных народов», «Знаменитые люди России», «Святочные дни», «Наряды русских красавиц», «Народы проживающие в России», «Крещение», «Путь от маленкого к большому» (как попадают продукты на стол), «Край ты мой любимый – край ты мой родной», «Народ проживающий на территории Бурятии», «Традиции бурятского народа», «Бурятские имена. Что они означают».
Рассматривание картинок, альбомов: «Звери в лесу», «Виды спорта», «Кркщение», «Город Улан-Удэ», «Дружба народов».
- Чтение художественной литературы
1 младшая группа «Почемучки»:
«Малые фольклорные жанры» (песенки, потешки), «Я подарок маме начал рисовать»
«Мама лишь одна бывает» (инсценировка)
2 младшая группа «Зайчики»
Сказки: «Семеро козлят», «Петушок с семьей», «Крошка енот и тот, кто сидит в пруду», «Гуси – лебеди».
Средняя группа «Колокольчики»
Сказки: «Бабушка метелица», «Мороз Иванович», «Серебряное копытце», Два жадных медвежонка», «От чего у зайца длинные уши?», «Богатырь Байкал», «Снег и заяц»
Потешки, песенки: «Посылали молодицу», «Мирилка».
Стихи: «Вежливое слово», «Никто» (Б.Заходер).
Театральная деятельность: «Как собака друга искала»
Старшая группа «Солнечные лучики»
Сказки: «Серебряное копытце» (Бажов), «Домовенок Кузя» (Александрова), «Красавица Ангара», «Снегурушка и лиса», «Медведь»
Подготовительная группа «Звездочки»
«Прыжок» (Л.Н.Толстой), «Разноцветный мальчик» (К.Плешнина), «Герб России», «Флаг России» (В.Степанова), «Лисичкин хлеб» (Пришвин), «Россия – Родина моя» (М.Калинин), «Бурятия, Бурятия моя» (М.Баянтуев), «Бурятские пословицы и поговорки», «Пословицы о дружбе», «Загадки» (бурятская одежда)
- Ежедневно планируется работа с родителями:
Беседы с родителями: О самочувствии и культуре поведения детей.
Консультации:
1 младшая группа «Почемучки»: «Патриотическое воспитание детей», воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания
2 младшая группа «Зайчики» Беседы о культуре поведения.
Средняя группа «Колокольчики» Консультация «Культура поведения за столом»
Старшая группа «Солнечные лучики» «Мы живем в республике Бурятия»
При анализе планов воспитательно-образовательной работы было выявлено, что при богатом приложении (наличием литературы, картотек)
-мало планируется бесед по воспитанию нравственных качеств
- рассматриваний картинок, альбомов
Рекомендации:
- больше планировать рассматривание картинок, иллюстраций, альбомов, так как у детей больше развито зрительное восприятии.
- планировать и проводить беседы по нравственному воспитанию детей..
- Предметно-развивающая среда.
Так же были исследованы условия по созданию предметно-развивающей двигательной среды.
Во всех группах мебель подобрана по росту детей и безопасна. Расположение мебели и игрового материала дает возможность детям удовлетворять двигательную активность.
Уголки нравственно-патриотического воспитания развития соответствуют санитарным и возрастным требованиям.
Весь материал оформлен в соответствии эстетическим нормам и находится на свободном доступе:
- наглядный материал картинки, иллюстрации:
материалы по ознакомлению с ближайшим окружением, с родным краем, с родной страной;
по приобщению к истокам русской народной культурой;
по развитию нравственных качеств.
-дидактические игры
-художественная и методическая литература.
По итогам объявленного смотра-конкурса «Лучший уголок краеведения и патриотического воспитания»:
1 место Воспитатели: М.В.Шелковникова, АИ Михайлова
2 место Воспитатели: О.А.Кузнецова, А.А.Молчанова
3 место Воспитатель: Н.В.Ларионова
- Непосредственно-образовательная деятельность.
По результатам оперативного контроля непосредственно-образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию существенных замечаний не было.
Занятия проводятся согласно планированию, проходят в дружеской и спокойной обстановке. Воспитатели методически правильно проводят занятия в соответствии с возрастными особенностями детей, четко соблюдая структуру, умеют организовать детей на занятии.
- В подготовительной группе «Звездочки» воспитатель - Кузнецова Ольга Александровна, провела занятие на тему «Сагаалган». На занятие приходит бурятский мальчик Батор и рассказывает детям о празднике. Занятие интегрированное (познавательное – изобразительная деятельность аппликация «Юрта») с использованием ИКТ. В подготовительной группе «Звездочки» подменный воспитатель Миронова Наталья Леонидовна провела занятие по познавательному развитию «История происхождения самовара» с использованием ИКТ. Занятие интегрированное (познавательное – изобразительная деятельность – раскрашивание самовара).
- Во 2 младшей группе «Зайчики» воспитатель – Ларионова Наталья Владимировна провела занятие на тему «Русские традиции» (праздники). На занятие приходит Незнайка и просит рассказать детей - что такое Праздники. Дети рассматривают фотографии праздников «Осень», «Новый год», «День рождения» и рассказывают Незнайке, как праздники проходят в детском саду.
- В средней группе «Колокольчики» воспитатель – Михайлова Анна Ивановна провела занятие по познавательному развитию на тему «Семейные отношения и профессии на Руси». Занятие прошло в форме путешествия в прошлое: дети побывали в русской избе, познакомились с хозяевами, традициями гостеприимства, с работой и обязанностями по дому и в старину. Анна Ивановна рассказала о профессиях в старину и современных деревенских профессиях.
- В старшей группе «Солнечные лучики» воспитатель – Александра Александровна Молчанова, прошло открытое занятие по формированию гражданской позиции, чувства любви к своей стране, Родине: «Россия – Родина моя.
Занятие проведено в соответствии с возрастными требованиями и ФГОС, широко использовались игровые методы и приемы:
-Дети путешествовали на поезде, самолете, автобусе проходили препятствия.
-Играли в игры: «Найди флаг», «Светофор», «Собери герб из частей»
Использовались словесные методы и приемы:
-Рассказ воспитателя
-Художественное слово: пословицы и поговорки, стихотворения.
Занятие интегрированное (познание – физическое развитие – художественно-эстетическое развитие) с использованием ИКТ – Презентация: «Путешествие по России», Презентация песни: «Улыбка».
Занятие интересное, дети с заданиями справлялись, но все же у детей не было организованности и дисциплинированности, поэтому Александре Александровне постоянно нужно было организовывать, заинтересовывать и настраивать детей на следующую деятельность, в результате занятие немного затянулось.
Рекомендации воспитателю особое внимание обратить на дисциплину и организованность детей на занятии.
- В первой младшей группе «Почемучки» - воспитатель Шелковникова Марина Владимировна, прошло открытое занятие по формированию представлений о доброжелательных отношениях родных людей «Моя дружная семья».
В начале занятия Марина Владимировна организовала детей, настроили на занятие: провели разминку-приветствие «Здравствуй большая семья». В гости пришла кукла Катя и принесла в конверте картинки- загадки: Провели беседу по картинкам и рассказали о членах семьи – дети говорили о том, как зовут близких людей, кем дети приходятся им. (дети знают значение слов: внук, дочь, сын). Наглядный материал соответствует эстетическим и педагогическим требованиям.
Занятие интегрированное (познавательное – развитие речи - физическое), прошло в темпе с использованием здоровьесберегающих технологий (пальчиковая гимнастика) и физминутки. Марина Владимировна говорила четко, в темпе и с эмоциональной окраской речи, поэтому дети на занятии были организованы, активны, с интересом слушали, говорили и выполняли задания. В итоге построили домики для своей семьи (каждый ребенок сделал свой выбор в виде и способе постройки домика), что соответствует ФГОС (проявили инициативу).
- Согласно годовому планированию:
Воспитателями всех возрастных групп проведены тематические недели:
«Русские традиции», «Бурятские традиции», «Дружба»
- В рамках тематических недель со старшей и подготовительной группами музыкальным руководителем А.Г.Плехановой и старшим воспитателем Евдокимовой Анной Юрьевной разработаны и проведены тематические занятия с использованием музыки и ИКТ (Презентаций):
«В нашей группе дружат все – девочки и мальчики»;
«Бурятские традиции» ; «Русские традиции»; «Сагаалган»; «Колядки»
- Проектная деятельность
Ольга Александровна Кузнецова воспитатель подготовительной группы «Звёздочки» подготовила проект «Генеалогическое древо семьи», с целью формирования у детей представлений о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.
В рамках проекта:
- На основном этапе были разработаны консультация для родителей «Что такое генеалогическое древо?» и папка – передвижка «Тайна имени». Детям были выбраны и прочитаны произведения художественной литературы по теме «Моя семья»: «Синяя чашка» М. Матвеева, «Теплый хлеб» К. Паустовский, «Сказка об умном мышонке» С. Маршак, «Цветик-семицветик» В. Катаев, «Мамина работа» Е. Пермяк, «Чем пахнут ремесла» Д.Родари, «Мамина дочка» В.Белов, «Косточка» К.Ушинский, «Старый дед и внучек» Л.Толстой, «Как Вовка бабушек выручил» А.Барто, «У бабушки дрожат руки» В.Сухомлинский, «Похищенное имя» Т.А. Шорыгина.С помощью занятия «Что такое генеалогическое древо?», и бесед: «Выходной день в моей семье», «Как я помогаю дома», «Кем работают твои родители», «Как мы отдыхаем» сформировали представления о том, что такое род и родословие, происхождении фамилии. Дети совместно с родителями изготовили альбом «Моя семья» и сюжетно – ролевую игру «Семья».
- На заключительном этапе дети подготовительной группы совместно с родителями приготовили и защитили семейный проект: составили генеалогические древа своих семей и дети рассказали о членах своей семьи. В итоге составили семейный альбом «Моя семья».
Александра Александровна Молчанова воспитатель старшей группы «Солнечные лучики» подготовила проект «Россия – Родина моя», с целью формирования и систематизации представлений о своей Родине, о ее культуре и истории, традициях, символах.
В рамках проекта прошли:
- Тематические недели «Русские традиции», «Россия – Родина моя», «Бурятские традиции», «Дружба».
- Развлечения «Колядки», «Сагаалган», Тематические занятия: «В нашей группе дружат все – девочки и мальчики»; «Бурятские традиции» ; «Русские традиции»;
-НОД и работа в свободное от занятий время.
Познавательное развитие.
* НОД «Наша Родина Россия», «Знакомство с русской национальной одеждой», «Святки да колядки», «Россия – огромная страна», «Знакомство с культурой бурятского народа».
* Беседа и рассматривание фотографий, репродукций картин, иллюстраций на тему: «Дружба народов разных национальностей», «Национальные обычаи народов» «Великая страна», «Россия – Родина моя», «Кто такой президент?», «С чего начинается Родина», «Символы государства», «Дымковская, гжельская и хохломская росписи»….
*Дидактические игры: «Символика России», «Надень куклу в национальный костюм», «Чей головной убор?»……
Речевое развитие.
* «Родина моя Россия» (составление описательных рассказов)
*Чтение, обсуждение, заучивание стихов: «Наше Отечество» (отрывок), З. Александрова: «Родина», А Прокофьев: «Родина»….
Русские сказки: «Серебряное копытце» Бажов, «Домовенок Кузя» Александрова, «Снегурушка и лиса».
Бурятские сказки: «Красавица Ангара», «Медведь»
Социально-коммуникативное развитие.
*Сюжетно-ролевые игры: «Защитники», «Путешествие по Бурятии», «Зоопарк», «Больница», «На выставке народно-прикладного искусства – Ярмарка», «Традиции и быт коренных жителей».
*Создание предметно-развивающей среды: оформление уголка патриотического воспитания;
Художественно-эстетическое развитие
-Рисование: «»Я и мои друзья», «Гжельская чашка», «Флаг России», «Бурятский национальный костюм», «Кремль», «Юрта».
-Лепка: «Царь-колокол, Царь-пушка», «Украшаем юрту»
-Оригами: «Матрешка и неваляшка».
-Аппликация: «»Спасская башня кремля», «Улицы поселка».
-Конструирование: «Кремлевская стена», «Юрта».
Физическое развитие.
-Русские народные подвижные игры: «Гуси – лебеди», «Горелки», «Салки», «Жмурки», «Золотые ворота», «Ай ду-ду-ду». Бурятские народные игры: «Волк и ягнята», «Иголка, ниточка, узелок».
- Пальчиковая гимнастика.
-На заключительном этапе: открытое занятие «Россия – Родина моя.
Анна Ивановна Михайлова воспитатель средней группы «Колокольчики» подготовила проект «Традиции и обычаи русского народа», с целью формирования у детей представления о традициях и обычаях русского народа, воспитывать любовь и гордость за свою страну, свой народ.
В рамках проекта:
-Рассматривание картинок и иллюстаций.
-Беседы: «Что такое Рождество», «Мешок Деда Мороза», «Русская матрешка», «Что носили наши предки», «Золотые руки мам и бабушек», «Город мастеров»……
-Дидактические игры: «Что в мешке у Дед Мороза?», «Назови правильно», «Добрые слова», «Ты кто?», «Составь сказку», «Матрешки», «Разноцветный сарафан»…
-Подвижные игры «Карусель», «У медведя во бору»….
-Сюжетно-ролевые игры «Кукольный театр», «Магазин игрушек», «Уложим куклу спать»
-Ознакомление с художественной литературой:
ЧХЛ: «Мороз Иванович», «Петушок и бобовое зернышко», Рассказы В.Бианки.
Чтение рождественских колядок; Слушание народных песенок, потешек и закличек; песня «Ах вы сени», заучивание потешки «Посылали молодицу»
IV.Работа с родителями.
В детском саду планируется и ведется работа с родителями.
Перспективный план во всех группах соответствует годовым задачам и отвечает всем требованиям планирования.
- В течении года стенды для родителей периодически меняются. Вся информация эстетически оформляется и доступна для восприятия и чтения. На период тематического контроля воспитателями была представлена родителям следующая информация:
1 младшая группа «Почемучки»:
Папка – передвижка: «Как приобщить детей к нравственному воспитанию»,
«Игры, которые лечат».
Стенд «наш любимый детский сад»
2 младшая группа «Зайчики»:
Стенд: «Патриотическое воспитание дошкольников» «Сагаалган»
Консультация для родителей: «Особенности нравственно-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста»
Средняя группа «Колокольчики»
Стенгазета «Бурятские обычаи и традиции» «Русские традиции»
Стенд: «Традиции русского народа» «Поощрение или наказание
Старшая группа «Солнечные лучики»:
Стенд: «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в семье»
Ширма: «Наша страна – Россия»
Папка передвижка: «Наша Родина – Россия», «Интересные статьи о Республике Бурятия»
Памятки: «Правила общения в семье»
Подготовительная группа «Звездочки»
Стенд: «Нравственно-патриотическое воспитание детей в подготовительной группе»
-Рекомендации по воспитанию культуры поведения детей
- Развитие интереса к русским традициям
-Как воспитать маленького патриота
Стенд: «С праздником белого месяца» «Бурятские традиции»
* Не остаются без внимания и совместные мероприятия.
В соответствии с годовым планом проводится «Родительский клуб»
В средней группе «Колокольчики» прошел родительский клуб на тему: «Поговорим о нравственности»
Первой выступила учитель логопед Евдокимова Анна Юрьевна «Роль и значение фонематического слуха в развитии детей дошкольного возраста: рассказала о фонематическом слухе, его влиянии на развитие детей и на обучение в школе.
Познакомила с играми на практике. Раздала родителям подборку игр для формирования фонематических процессов дома.
А.И Михайлова побеседовала с родителями о воспитании доброты. Затем провела деловую игру в форме круглого стола: родители ответили на вопросы нравственного содержания, поделились опытом о проведении семейного праздника «Дня рождения», обсудили анкетирование прошедшее ранее «О способах воспитания». В заключении Анна Ивановна раздала родителям памятки «Как правильно общаться с ребенком».
В подготовительной группе «Звездочки » прошел родительский клуб на тему нравственно-патриотического воспитания: «Семейный тур в детство»
Побеседовали нравственно-патриотическом воспитании в семье и как оно влияет на развитие личности ребенка, о семейных орадициях.
Поиграли в игры «Герб семьи», «Знакомство», «Вопрос – ответ».
Посмотрели презентацию семейного альбома Лигостаевых, обсудили, что такое семейное дерево и как его составить.
* Совместно с родителями и детьми старшей группы «Солнечные лучики» и подготовительной группы «Звездочки» проведена музыкальная игра «Угадай мелодию» где родители и дети показали свои знания детских песен. Участники награждены грамотами и призами.
* С родителями всех групп провели анкетирование на тему
«Патриотическое воспитание ребенка»
Всего приняло участие 55 родителей
19 – подготовительная 8 – старшая
11 – 2 младшая 1 – 1 младшая
Результаты анкетирования
1Вопрос: Актуальна ли в наше время проблема патриотического воспитания детей?
48 – да 7 – нет
2Вопрос: Какими личностными качествами/особенностями нужно обладать человеку, чтобы служить положительным примером в воспитании патриотизма у детей?
- – не ответил
13- все перечисленное 5 - Чувство долга по отношению к Родине
3 – активная гражданская позиция 8 -любовь и привязанность к Родине
2 – бескорыстие 12 - Любовь к Родине, чувство долга
11 -Любовь к Родине, бескорыстие
3Вопрос: Вы обладаете данными качествами?
30 – да 2 – нет 23 - частично
4 Вопрос: Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?
- воздержался
15 – все перечисленные
11 - формирование гражданственно-патриотического отношения и чувства сопричастности: к семье, городу, стране; к природе родного края; к культурному наследию своего народа.
7 - воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа;
1- воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей;
10 - формирование гражданственно-патриотического отношения и чувства сопричастности: к семье, городу, стране;
к природе родного края; к культурному наследию своего народа;
воспитание толерантного отношения к представителям других
национальностей;
10- воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа;
воспитание патриотизма и чувства гордости за свою страну, край.
5.Вопрос: Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей?
34 – все 15 – родители 2 – педагоги 2 - Родители, общество
1- Родители, педагоги 1 - общество
6.Вопрос: Считаете ли Вы себя компетентным в вопросах патриотического воспитания?
22 - да 2 -нет 29 - частично
7.Вопрос: Актуальна ли для Вашей семьи тема ознакомления детей с родословной семьи?
2 – воздержались 38 - да 15 – нет
8.Вопрос: К каким семейным традициям Вы приобщаете своих детей?
2 – воздержались 11 – все перечисленные
7 - рассказы о своих предках и их достижениях, воспитание гордости за них;
23- уважение к старшим и родителям;
совместные семейные праздники (дни рождения, памятные даты и т.д.);
совместный активный отдых (отпуска, экскурсии, походы и пр.);
12- уважение к старшим и родителям;
совместные семейные праздники (дни рождения, памятные даты и т.д.);
совместный активный отдых (отпуска, экскурсии, походы и пр.);
9.Вопрос: Что лично Вы делаете для патриотического воспитания своего ребенка?
25 – не ответили
Подготовительная: - соблюдаем семейные традиции
-воспитываем уважение к старшим
-смотрим фильмы о подвигах, читаем рассказы
старшая
-рассказываем о России, о родном крае, о поселке - читаем рассказы
-рассказываем про подвиги -воспитываем уважение к старшим
Средняя
-воспитываем уважение к близким -читаем сказки, смотрим фильмы
-телевизор смотрим
2 младшая
-Воспитываем уважение к старшим
- беседуем -рассказываем о России.
10. Вопрос: Какой помощи в этом направлении Вы ждете от детского сада?
40 – не ответили
-проведение мероприятий
-беседы по нравственному воспитанию
-помогали родителям учить детей
-чтобы учили детей любить Родину
-рассказывали историю страны
-учили уважать старших
- информации о героях ВОВ.
11.Вопрос: Удовлетворены ли вы качеством образовательных услуг, оказываемых в детском саду?
3 – воздержались 50 - да 0- нет 2 - частично
Рекомендации:
-Проанализировать анкетирование, выделить вопросы, в которых родители наиболее некомпетентны, разработать план мероприятий, который в процессе реализации сформирует у родителей определенный объем знаний.
- продолжать работу с родителями, планируя больше совместных мероприятий
V.Профессиональное мастерство педагога
В ходе контроля было проведено анкетирование с воспитателями. на тему: «Воспитание патриотизма»
Результаты показали, что все воспитатели компетентны в вопросах
1.Вопрос: Актуальна ли в наше время проблема патриотического воспитания детей?
- - ДА 0 – НЕТ
2.Вопрос: Какими личностными качествами/особенностями нужно обладать педагогу, чтобы служить положительным примером в воспитании патриотизма у детей?
1 - любовь и привязанность к Родине;
2 - активная гражданская позиция.
1 - любовь и привязанность к Родине;
чувство долга по отношению к Родине;
1- любовь и привязанность к Родине;
-бескорыстие;
-активная гражданская позиция.
4- любовь и привязанность к Родине;
-бескорыстие
-готовность к самопожертвованию;
-чувство долга по отношению к Родине;
3.Вопрос: Обладаете ли Вы данными личностными качествами?
- - да нет 2 – частично
4.Вопрос: Оцените СЕБЯ по 5-тибалльной школе, отвечая на вопрос:
Хорошо ли Я знаю культуру, традиции моего народа?
- - 1 0 - 2 3 - 3 5 - 4 1 – 5
5.Вопрос: Оцените СЕБЯ по 5-тибалльной школе, отвечая на вопрос: Достаточно ли у МЕНЯ знаний о поселке, в котором я живу и работаю?
- - 1 0- 2 3 - 3 4 - 4 2 - 5
6.Вопрос: Считаете ли Вы нужным увеличить запас своих знаний по истории и географии России?
- - да 1- нет 3 – частично
7.Вопрос: Можете ли Вы проектировать и планировать работу по патриотическому воспитанию с детьми той возрастной группы, с которой работаете?
7- да 1 - нет 1 – частично
8.Вопрос: Правильно ли организована в групповой комнате предметно-развивающая среда: подобран демонстрационный материал, дидактические игры по патриотическому воспитанию?
2– воздержались 6- да 1 - нет 0 - частично
9.Вопрос: Востребована ли тема патриотического воспитания детей в работе с родителями/семьей?
- - да 0 - нет 0 - частично
10.Вопрос: Какие цели патриотического воспитания дошкольников необходимо ставить современному педагогу ДОУ?
8 – все цели
1 - формирование гражданственно-патриотического отношения и чувства сопричастности: к семье, городу, стране; к природе родного края; к культурному наследию своего народа.
VI.Оценка деятельности детей.
С детьми 2 младшей, средней, старшей и подготовительной групп проведена беседа с целью уточнения нравственно-патриотических знаний.
Всего опрошено 84 ребенка.
Уровни по группам
Уровни | 2младшая группа «Зайчики» 18 детей | Средняя группа «Колокольчики» 21 ребенок | Старшая группа «Солнечные лучики» 20 детей | Подготовительная «Звездочки» 25 детей |
Высокий | 0 | 3 - 14% | 0 | 11 - 44% |
Выше среднего | 6 - 33% | 3 - 14% | 3 - 15% | 7 - 28% |
Средний | 12 - 67% | 8 - 38% | 15 - 75% | 6 - 24% |
Ниже среднего | 0 | 7 - 34% | 1 - 5% | 1 - 4% |
Низкий | 0 | 1 - 5% |
Общий уровень по детскому саду
Высокий | 14 - 17% |
Выше среднего | 19 - 23% |
Средний | 41 - 49% |
Ниже среднего | 10 - 10% |
Низкий | 1 - 1% |
Сложности для детей подготовительной группы возникли в вопросах:
-достопримечательности поселка, названии улиц,
-народных и государственных праздниках
- рода войск.
В старшей группе сложности вызваны в вопросах
-достопримечательности поселка, названии улиц,
-народных и государственных праздниках
- рода войск
- в воспитании нравственных качеств (у большинства детей нет таких качеств
как доброжелательность, забота, умение договориться и уступить друг другу).
В средней группе Сложности в вопросах
- праздники
-рода войск
-профессиях мамы и папы
-в воспитании нравственных качеств
Во 2 младшей группе
- в назывании профессий
-праздники
-в воспитании нравственных качеств.
Таким образом, мы видим, что в основном проблема встает в незнании традиций, обычаев и в воспитании нравственных качеств.
Рекомендации:
-Продолжать формировать моральные качества, навыки и привычки поведения.
-Развивать интерес к русскими промыслам и традициям.
-Воспитывать бережное отношение ко всему живому, к окружающему миру, к природе родного края – и природе в целом.
-Проводить работу по нравственно-патриотическому воспитанию опираясь на принципы системности, последовательности, начиная с младшего возраста с поэтапным усложнением в соответствии с опытом детей, с учетом принципа развивающего обучения.
Решение
- Планировать воспитательно-образовательную работу обращая больше внимания беседам по воспитанию нравственных качеств, рассматриванию картинок, альбомов по ознакомлению с ближайшим окружением, с родным краем, с родной страной и приобщению к истокам русской народной культурой;
- Продолжить работу с родителями через представление наглядной информации, индивидуальные беседы, совместные мероприятия.
- Доработать программу по нравственно-патриотическому воспитанию.
Составить перспективные планы по нравственно-патриотическому воспитанию на год со 2
младшей группы в соответствии с программой образовательного учреждения и требованиями ФГОС.
Старший воспитатель А.Ю.Евдокимова_____________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План проведения тематического контроля «Организация образовательной работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»
Цель: Анализ системы образовательной работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей в дошкольном образовательном учреждении.Методы контроля:Посещение непрерывной образовательной деятел...
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА по результатам тематического контроля «Организация воспитательно-образовательной работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»
Цель: Формирование нравственно-патриотических качеств у дошкольников, посредством организации образовательной деятельности....
Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.В связи с актуальностью данной проблемы в России было со...
Аналитическая справка по результатам тематической проверки «Организация воспитательно-образовательной работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»
Аналитическая справка по результатам тематической проверки...
План тематического контроля "Организация воспитательно-образовательной работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста".
Цель: Определить эффективность работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через приобщение к культурному наследию народа....
Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому направлению воспитания дошкольников.
Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...
Тематический контроль: «Организация воспитательно-образовательной работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»
Цель: Анализ системы образовательной работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей в дошкольном образовательном учреждении.Методы контроля:Посещение непрерывной образовательной деятел...