Средства развития театрализованной деятельности
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Ахмедова Руманият Нукербековна

Средства развития театрализованной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Средства развития театрализованной деятельности

 Театральная игра. Игры – превращения. Театральные этюды

Задачи: Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнёром на заданную тему. Развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей, развивать зрительное слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству.

Для того, чтобы движение доставляло удовольствие исполнителю и нравилось зрителям, нужно научить детей владеть своим телом (произвольно напрягать и расслаблять мышцы). Этому помогут игры – превращения. Они должны научить будущих актеров выразительности, оживлять фантазию и воображение, без которых не обойдется ни одно движение маленького актера.

Упражнения: «Деревянные и тряпичные куклы», «Цветочек», «Маятник», «Паровозики», «Незнайка», «Крылья самолета и мягкая подушка», «Мельница», «Кузнечик», «Лисичка подслушивает», «Танец розы», «Игра с платком», «Отгадай, кто мы», «У зеркала (ролевая гимнастика)».

Театральные этюды должны развивать детское воображение, обучать детей выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера.

Этюды: «Был у зайца дом как дом», «Капуста», «Кошка», «Жадный пес», «Умываемся», «Самолет», «Кошки – мышки», «Мишка косолапый», «Звонкий день», «После дождя», «Игра в лесу», «Лошадки».

Правила драматизации в театрализованных играх

Правило индивидуальности. Драматизация – это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом. Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим.

Проигрывание психогимнастических упражнений на изображение эмоций, черт характера, обсуждение и ответы на мои вопросы являются необходимой подготовкой к драматизации, к «проживанию» за другого, но по-своему.

Правило всеобщего участия. В драматизации участвуют все дети. Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т.д., которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев.(Например, в сказке про Красную шапочку добавлены роли девочек – бабочки, мальчиков – деревьев).

Правило свободы выбора. Каждая сказка проигрывается неоднократно. Она повторяется (но это будет каждый раз другая сказка – см. правило индивидуальности) до тех пор, пока каждый ребенок не проиграет все роли, которые он хочет.

Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием мы с детьми обсуждаем, «проговариваем» каждую роль. В этом помогают вопросы детям: что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он хочет сказать?

Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит ее обсуждение: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?

Правило мудрого руководителя. Соблюдение и сопровождение педагогом всех перечисленных правил драматизации, индивидуальный подход к каждому ребенку.

Атрибутика к драматизациям

Атрибутика (элементы костюмов, маски, декорации) помогает детям погрузиться в сказочный мир, лучше почувствовать своих героев, передать их характер. Она создает определенное настроение, подготавливает маленьких артистов к восприятию и передаче изменений, происходящих по ходу сюжета. Атрибутика не должна быть сложной, дети иногда изготавливают ее сами, или используем шапочки-маски. Каждый персонаж имеет несколько масок, ведь в процессе развертывания сюжета эмоциональное состояние героев неоднократно меняется (страх, веселье, удивление, злость и т.д.)

При создании маски важным оказывается не портретное сходство ее с персонажем (насколько точно, например, нарисован пятачок), а передача настроения героя и нашего отношения к нему.

Ритмопластика

Задачи: Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласовано, развивать координацию движения, учить запоминать заданные позы и образно передавать их.

На театральных занятиях дети не просто учатся петь, двигаться и танцевать, действовать с теми или иными предметами. Они пробуют раскрыть тот или иной образ различными театральными приемами: жестами, мимикой, пластикой тела. Задача раздела: развивать двигательную способность. Моторику разных частей тела, координацию движений.

Упражнения:

а) для рук – «Звонкие ладошки», «Ловлю комариков», «Тарелки», «Плавные руки» и т.д.

б) на развитие пластической выразительности при создании образа – «Пройди по камушкам через ручей», «Расскажи сказку жестом», «Подкрадись к спящему зверю (зайцу, медведю, волку)», «От лица различных персонажей поймай бабочку (муху)», «Изобрази прогулку семейства трех медведей».

При выполнении данных упражнений важно внимательно следить за тем, чтобы дети сами подмечали различия в исполнении своих друзей и стремилась разнообразить свои движения, мимику:

в) на развитие выразительной мимики – «Соленый чай», «Ем лимон», «Сердитый дедушка», «Лампочка потухла, зажглась», «Тепло – холодно», «Грязная бумажка», «Обиделись», «Мне грустно», «Испугались забияку», «Удивились», «Мне грустно», «Я чищу зубы», «Не сердись!», «Восторг», «Артисты пантомимы».

г) «Расскажи стихи руками» - «Ученые мартышки», «Смелый капитан», «Радость», «Мы – шоферы», «Футболисты – проказники», «Любимые куклы», «Мамины помощники», «Вкусный арбуз», «На пляже», «Веселый оркестр», «Я все умею», «Рыбка плавала в пруду», «Сосулька», «Паучок – ткач», «Дождевые червячки».

д) игры на пластику (ритмические упражнения) – «Я на скрипочке играю», «Шла коза по лесу», «Как у наших у ворот», «Дети по лесу гуляли», «Я иду, поднимая ножки».

Культура и техника речи

Задачи: Развивать речевое дыхание и правильною артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию логику речи; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи, пополнять словарный запас.

Работа над текстом:

- вспоминание и последовательное рассказывание сказки

- пересказ сказки по сюжетным картинкам.

- чтение сказки

- беседа по содержанию;

- рисование;

-рассказывание сказки по ролям;

Развитие интонационной выразительности речи

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием.

К пяти годам у детей отмечается резкое улучшение произносительной стороны речи; у большинства заканчивается процесс овладения звуками. Происходит обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи, совершенствование умения при помощи речи выражать свои мысли, интересно и выразительно передавать содержание художественного произведения.

В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам.

Для развития выразительности речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания, взгляды публично, не стесняясь слушателей. Огромную роль в этом играют упражнения по технике речи. Они дают возможность разработать речевой аппарат, приобрести навыки правильного словообразования, позволяют услышать и полюбить красоту звучащего слова.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

Следует обратить внимание педагогов на вариативность использования литературного материала и его взаимозаменяемости по усмотрению взрослого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мини-музей как средство развития театрализованной деятельности детей младшего дошкольного возраста»

Стендовый доклад «Мини-музей как средство развития театрализованной деятельности детей младшего дошкольного возраста»...

«Песочная терапия как средство развития театрализованной деятельности ребёнка»

laquo;Песочная терапия как средство развития театрализованной деятельности ребёнка»...

«Песочная терапия как средство развития театрализованной деятельности ребёнка»

Песочная терапия — сравнительно новый, но очень эффективный метод психологической помощи и детям, и взрослым. А "игра с песком" в сочетании со сказкотерапией может творить настоящие чу...

«Песочная терапия как средство развития театрализованной деятельности ребёнка»

Песочная терапия — сравнительно новый, но очень эффективный метод психологической помощи и детям, и взрослым. А "игра с песком" в сочетании со сказкотерапией может творить настоящие чу...

Консультация «Роль воспитателя в развитии театрализованной деятельности, как одном из средств реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие детей»

План консультации : 1.Понятие театрализованой деятельности.  2. Понятие о режиссерской игре. 3. Роль педагога в развитии театрализованной деятельности. 4.Условия для развития театрализованной дея...

презентация Детская художественная литература, как средство развития театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Детская художественная литература, как средство развития театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста...