"Рефлексивная деятельность дошкольников"
методическая разработка

Селишева Айана Александровна

Мастер-класс для воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_refleksiya.docx35.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Усть-Канский детский сад"

Мастер-класс для воспитателей

"Рефлексивная деятельность дошкольников"

Подготовила:

Селишева А.А., воспитатель 1 КК.

с. Усть-Кан

2019г.

Тема: "Рефлексивная деятельность дошкольников"

Цель: создание условий для активного взаимодействия педагогов.

Задачи: - дать представление о классификации рефлексии;

              - раскрыть понятие "рефлексия";

              - показать варианты проведения рефлексии.

Материал: ноутбук, проектор, экран, презентация, карточки для рефлексии, цветные карандаши, листы с заданиями, буквы, памятки, мяч, изображение дерева, радуги, листья, фрагмент занятия, магнитная доска, магниты, ножницы, клей, картинки, цветные карточки.

Время проведения: 25 минут.

Ход проведения:

Методы и приемы

Деятельность мастера

Деятельность участников

Вводная часть

Указания

1 слайд

2 слайд

Игра "Передай мяч"

Основная часть

Вопрос

Пояснение

Слайд 3

Слайд 4

Вопрос

Пояснение

Слайд 5

Слайд 6

Вопрос

Слайд 7

Вопрос

Карточки на магнитах

Задание участникам

Работа с аудиторией

 Задания

 Вывод

Отработка практического задания

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Пояснение

Практическое выполнение упражнений

Пояснение

Объяснение

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

- Добрый день, уважаемые педагоги! Я рада видеть вас на моем мастер-классе. Для проведения мастер-класса приглашаются педагоги, которым выпали буквы алфавита красным цветом.

Пожалуйста, составьте слово из своих букв.

Тема нашего мастер-класса "Рефлексивная деятельность дошкольников".

Передавая друг другу мяч, выражают свое желание, что хотели бы узнать, получить с мастер-класса.

Что такое рефлексия?

Слово «рефлексия» происходит от латинского reflexio – обращение назад.

Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.

Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.

Рефлексия – умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни. Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов.

Обучение детей рефлексивной деятельности начинается с предшкольной подготовки. И активно продолжается в дальнейшем обучении.

Отсутствие рефлексии – это показатель направленности только на процесс деятельности, а не на те изменения, которые происходят в развитии человека.

Работая в дошкольном образовательном учреждении, каждый педагог ежедневно сталкивается с этим психологическим понятием.

Рефлексия позволяет приучить ребенка к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни.

Цель рефлексии воспитанника не просто уйти с занятия с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – её смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, получаемые результаты.

Когда осуществлять рефлексию?

  Рефлексия может осуществляться не только в конце занятия, как это принято считать, но и на любом его этапе. Использовать и применять рефлексию в педагогической деятельности можно в следующих видах деятельности: образовательная деятельность, утренник, праздник, конкурс, викторина, тематическая неделя, родительское собрание. Таким образом, рефлексию возможно провести, как итог воспитательных и образовательных мероприятий.

 

Как он прошел? С каким настроением вышел ребенок. Что узнал нового? Самый популярный итоговый вопрос педагогов: «Понравилось ли вам дети?». Кто-то ответит «да», кто-то «нет», а некоторые просто промолчат. Промолчат по разным причинам. Одни, чтобы их не осудили за мнение, которое отличается от мнения большинства группы. Другие, просто стесняясь высказаться. А ведь задача педагога узнать мнение каждого ребенка. Рефлексия собственных ценностей и ожиданий, рефлексия способа действия и его следствий – очень важный момент при обучении детей приемам эффективной деятельности (мыслительной, совместной в группе и т.д.)

  Рефлексия (это подведение итогов, обсуждение результатов). Рефлексия – последний и обязательный этап ООД. Формировать рефлексивные навыки как показатели личностного роста детей – важная задача воспитателя.

Классификация рефлексивной деятельности дошкольников:

- рефлексия настроения и эмоционального состояния;

-     рефлексия деятельности;

- рефлексия содержания учебного материала; (Приложение)

 

Как можно организовать рефлексивную деятельность дошкольников?

1. Ключевые вопросы для обсуждения и оценки ООД

Что можно и нужно обсуждать?

- результат – соответствует ли он цели, ожиданиям в начале ООД (он может быть коллективный (у нас получилось?) и индивидуальный (у тебя получилось?);

- моменты, которые требуют коррекции (что хотели бы исправить?);

- содержание (что узнали? О чем расскажете дома?);

- способы, последовательность деятельности (как достигли результата?)

- взаимодействие в ходе деятельности (внимание к интересам других, взаимовыручка);

- отношение к происходящему, эмоциональный фон (с каким настроением работали?);

- перспективы деятельности (что еще можно сделать? Что еще хотели бы сделать? Узнать? Какой способ выбрали бы в следующий раз?)

-Я вам предлагаю на бланке ситуацию (тема занятия), прочитайте ее, далее представим себя в роли детей старшего дошкольного возраста, и проведем рефлексию.

 

 -Пока наши участники знакомятся с заданием, мы с вами познакомимся с некоторыми методами и приемами рефлексии настроения и эмоционального состояния.

1. Игра "Мое настроение"

(сравнить своё настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка) и нарисовать его, можно объяснить словами).

2. Игра "Выбери цвет"

(участникам раздается цветные карточки, они выбирают себе понравившийся цвет).

Характеристика цветов Макса Люшера:

-красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение,

-красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия;

-синий – грустное настроение, пассивность, усталость;

-зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность);

-жёлтый – приятное, спокойное настроение;

-фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;

-серый – замкнутость, огорчение;

-чёрный – унылое настроение, отрицание, протест;

-коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.

 -  Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале занятия с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент). Можно предложить детям сравнить своё настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка) и нарисовать его, можно объяснить словами.

Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера. "Дерево творчества"; "Солнышко;, "Светофор" (при этом всегда должно соблюдаться правило, что красный - не понравилось, скучно,трудности; зеленый - побольше таких дел, все было доступно; желтый - понравилось, но не все интересно ). "Цветик-многоцветик"; "Сказочная поляна", художественное изображение, картина, музыкальное произведение и т.д.(Рекомендации).

«Горячий мяч»

Дети (педагоги) по цепочке дают ответы на вопросы, передавая из рук в руки мяч:

- За что ты можешь себя похвалить?

- Какие задания тебе понравились больше всего?

- Что тебя удивило?

- Над чем еще надо поработать?

- Что, на твой взгляд не удалось? Почему?

- Зачем нам это нужно, необходимо?

- Какие достижения у тебя сегодня?

2. Наглядные средства (карточки, картинки).

-Какие вы знаете рефлексивные упражнения с использованием нагляд-ности?

«Дерево успеха».

Предлагаем детям картинку с изображением дерева, три цветных листочка: красный, жёлтый, зеленый; озвучиваем критерии оценки.

-После того как сделали дети свой выбор, обязательно спросите почему?

"Лесенка успеха", "Солнышко", "Яблоня", "Елочка" и т.д.

Выходят в круг

Составляют слово

Передают мя.

Присаживаются за столы

Отвечают на вопросы

Отвечают на вопросы

Отвечают на вопросы

 

Выполнение задания

Выполнение задания

Выполнение упражнения

Выполнение задания

Выполнение упражнения

Готовят наглядное пособие

Рисуют

Выполняют упражнение

- словесные упражнения

«Синквейн»

«Прием неконченых предложений» или рефлексивный экран

Чтобы дошкольникам было легче запомнить начало фразы можно расположить на радуге, педагог начинает…

Теперь я могу…

Я научился…

Было трудно…

У меня получилось…

Было интересно…

Меня удивило…

Сегодня я узнал…

-При выборе того или иного вида рефлексии нужно учитывать цель деятельности (занятия), содержание и трудности учебного материала, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности воспитанников.

Выделяют также рефлексию:

- физическую (успел – не успел);

У вас на столе картинки: Упражнение «Яблоко»

Раскрась яблоко с зеленым листиком  в зеленый цвет, а с красным - в красный.

Время выполнения 20 сек., колокольчик означает время истекло. Кто сделает, покажите мне? руки сложили полочкой (готов работать дальше).

- сенсорную  (самочувствие: комфортно – дискомфортно);

Проведем психогимнастику: представьте, что у вас в руках лимон и надо выжать из него сок, сожмите его сильно-сильно, чтобы костяшки побелели. Досчитайте до трех. Разожмите кулаки. Что чувствуют ваши руки?  

- интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал).

 

-Процесс рефлексии многогранный, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на занятии – это совместная деятельность педагога и детей, позволяющая совершенствовать образовательный процесс, ориентируясь на личность каждого воспитанника.

Как проводить рефлексию – для себя сам решает каждый педагог. Это ваше творчество. Придумывайте новые методы, используйте карточки, оценочные листы, графики, рисунки. Всё это позволит вам добиться лучших результатов.

Изготовим наглядный материал для рефлексии

«Метод пяти пальцев»

На листе картона обводят левую руку. Если девочка или мальчик – выбирают соответствующую куклу. Вырезают, приклеивают.

В нашем случае ладошки уже готовы, вырезать только куклу и приклеить необходимо.

Изготавливают  сами дети, педагог подписывает, поэтому подписываем.

        При рефлексии надевают соответствующую резинку на палец. После отвечают на вопрос, в соответствии с выбранным пальцем.

М (мизинец) – мыслительный процесс. Что нового и интересного было на занятии?

Б (безымянный) – близость цели. Чего достиг (ла)?

С (средний) – состояние духа. Каким было настроение?

У (указательный) – услуга, помощь. Кому я сегодня помог (ла, чем порадовал (а)л?

Б (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал (а) для своего здоровья?

Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.

 

- Уважаемые коллеги, на чистых листках нарисуйте слоненка, как умеете. Посмотрите на своего слона.

Ели у вас у слоненка большие…

Уши - значит, человек внимательно слушает, воспринимает больше на слух;

глаза - внимательно смотрит, воспринимает больше зрительно; 

хобот – знания, которые вы приобретаете;

голова – это мыслительные процессы;

посмотреть на соотношение головы и туловища: большая голова – автор рисунка больше действует головой;

ноги тонкие – неуверенность.

Рефлексия "Солнышко".

На доске прикреплён круг от солнышка, педагогам раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравился мастер-класс, получили много интересной информации; голубого цвета – мастер-класс не интересный, не было никакой полезной информации.

Спасибо за внимание!

           

Рекомендации педагогам по теме: "Рефлексивная деятельность дошкольников"

Классификация рефлексивной деятельности дошкольников

Класси-фикация

Приемы

Предполагаемый результат

Рефлексия настроения и эмоцио-нального состояния

Приёмы:

цветопись,

букет настроения,

дерево чувств,

художественные изображения,

картина,

музыкальный фрагмент,

эмоциональное состояние,

настроение телом,

карточки с изображением лица,                                                                                  

показ большого пальца вверх или вниз, 

гномики,

маятник настроения.

Формирование благоприятного микроклимата на занятиях, снижение уровня психологических и физиологических проблем со здоровьем у детей за счёт реализации   здоровьесберегающей технологии.

Рефлексия деятель-ности

Приёмы:

лесенка успеха,

наряди ёлку,

дерево достижений,

солнышко.

Рост мотивации учения и развитие умения определять степень достижения цели. Дети выходят на более высокий уровень осмысления способов и приемов своей работы, проявляют умение работать в разных режимах (индивидуальном, коллективном, групповом).

Рост активности каждого ребенка.          

Рефлексия содержания учебного материала

 

Приемы:

 незаконченное предложение, (я не знал… - теперь я знаю…).

точка зрения,

достижение цели,

дерево цели,

отношение к проблеме,

умозаключение,

кластер,

синквейн,

 

 

Рост уровня осознания содержания пройденного материала.

Развитие речи детей

 ( речь становится более яркой, выразительной, образной, насыщенной).

Дети учатся размышлять,

не бояться выражать свое отношение к проблеме, сами ставят цели, осмысливают то, что поняли, усвоили.

 

Формирование и развитие новых способов  самовыражения.

Повышение мотивации учения, получения  новых знаний.

Рост активности каждого ребенка.

Приемы рефлексивной деятельности

1 «В круге».

 Передавая из рук в руки по часовой стрелке игрушку, дети высказывают мнении о проведенном занятии, коллективно-творческом деле.

2. «По выбору».

Дети становятся в круг. Они перебрасывают мяч (как в игре «Съедобное-несъедобное»), предоставляя тем самым возможность высказаться каждому участнику.

3. «Оценка».

Каждому ребенку предлагается подумать о прошедшем дне. Затем ладошкой поставить оценку по пятибалльной системе. Педагог выборочно спрашивает ребят, почему они поставили именно такую оценку.

4. «Если бы я был…»

Ребятам задается такой вопрос: «Если бы я был волшебником, то сегодня я бы…»

•        исправил…

•        сделал…

•        добавил

•        похвалил

5. Свободный микрофон.

Любой ребенок по желанию может высказаться о проведенном мероприятии, занятии, держа в руках микрофон.

6.  «Огонек».

 Можно проводить и с родителями,  и с детьми, анализируя прошедшее открытое занятие, праздник, или просто какое-то значимое событие в жизни группы. С родителями можно передавать свечу по кругу, а с детьми свечу можно не передавать, а просто поставить в центр круга. Дети могут передавать по кругу какой-либо определенный предмет, например мягкую игрушку. Важно чтобы игрушка была мягкой на ощупь и ребенку было приятно брать её в руки.

 Чтобы проверить эмоциональное состояние детей утром во время «Минутки вхождения в день» можно использовать следующие техники.

-  Настроение в лучах солнца. На магнитную доску прикрепляется два смайлика – одно грустное, другое веселое. Детям предлагается прикрепить свой смайлик к выбранному изображению. Аналогично проводится «Погодное настроение». Таким образом, педагог определяет эмоциональное состояние группы. Затем можно провести индивидуальные беседы с детьми.

-  «Дерево успеха». Задача каждого ребенка взять лист определенного цвета, расположить его на дереве.

-   «Лесенка успеха», где участники группы выбирают себе место на лестнице.

-  «Ваза настроения». Выбирается цветок и располагается в определенной вазе.

-  «Рефлексия «Солнышко».

- В конце дня можно использовать технику «Розу настроения». Внутри круга нарисована веселая картинка. Пространство вокруг делится на сектора, количество которых соответствует количеству детей в группе. Задача детей – по окончании дня закрасить свой сектор определенным цветом своего настроения. Чем ярче цвета лепестков, тем лучше эмоциональный настрой в группе. А потом уже в конце недели можно подвести итог работы по истечении пяти дней.

7. Характеристика цветов Макса Люшера:

- красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное,

восторженное настроение,

- красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия;

- синий – грустное настроение, пассивность, усталость;

- зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность);

- жёлтый – приятное, спокойное настроение;

- фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;

- серый – замкнутость, огорчение;

- чёрный – унылое настроение, отрицание, протест;

- коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.

8. «Дерево творчества».

По окончании занятия дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:

Плоды – дело прошло полезно, плодотворно;

Цветок – довольно неплохо;

Листики – не совсем удовлетворён днём.

9. «Светофор».

Дети сигналят карточками:

Зелёной – побольше таких дел, поучительно,

Жёлтой – понравилось, но не всё, интересно,

Красной – дело не понравилось, скучно.

10. «Солнышко».

Моё настроение похоже на: солнышко,солнышко с тучкой,тучку,тучку с дождиком,тучку с молнией.

11. «Ёлочка настроения».

Детям раздаются вырезанные из бумаги шары (ёлочные игрушки), на которых они рисуют своё настроение и прикрепляют на ёлочку.

12.  «Моё состояние».

Ребёнок помещает изображение человечка на соответствующую ступеньку лесенки.

Комфортно

Уверен в своих силах

Хорошо

Плохо

Крайне скверно

13. «Цветик-многоцветик».

Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.

14. «Сказочное дерево (поляна)».

Разноцветные бабочки, цветки, птички прикрепляются на общем дереве (поляне).

Учитель договаривается с детьми о значении цветов или размеров этих предметов.

15. «Почта».

В конце занятия детям предлагается написать мини-письмо с пожеланиями, отзывом о работе на уроке. «Почтальон» или дежурный разносит письма по адресам.

16.  «Солнышко».

На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.

17. «Яблоня».

На доске нарисована яблоня. Детям раздаются нарисованные яблоки двух цветов – красные и зелёные. Они приклеивают яблоки на яблоню: зелёные – я считаю, что сделал всё отлично, у меня хорошее настроение; красные – не справился с заданием, у меня грустное настроение. 

18. «Смайл».

Рефлексия эмоционального состояния, может использоваться на различных этапах занятия. Дети на планшетах или листах рисуют (прикрепляют) «смайлы», которые соответствуют их настроению или выбирают из имеющихся.

19. «Светофор».

Дети выбирают один из цветов: красный, желтый или зеленый, высказывают свое мнение по выбранному цвету. Красный – нет  (не понравилось, ошибки), желтый – не совсем (сомнения, трудности) и зеленый – да ( понравилось,  получилось).

20. «Слон».

Детям дается на листочках нарисовать слона. Листочки собираются педагогом для дальнейшего анализа работы детей.  

Уши - значит человек внимательно слушает, воспринимает больше на слух;

глаза - внимательно смотрит, воспринимает больше зрительно;

хобот – знания, которые вы приобретаете;

голова – это мыслительные процессы;

посмотреть на соотношение головы и туловища: большая голова – автор рисунка больше действует головой;

ноги тонкие – неуверенность.

21. «Дело в шляпе».

Дети передают шляпу друг другу, когда заканчивается музыка или считалка, тот, у кого в руках осталась шляпа, анализирует свою работу  или ставит оценку другим детям и обосновывает ее (для старших дошкольников).

22. «Комплимент».

Для того чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнении «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

23. «Кластеры».

Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезда - это наш урок, вокруг нее планеты – части урока или задания, соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники – результаты работы. По готовому кластеру можно видеть всю картину урока и сделать соответствующие выводы. Звездой может быть тема, работа учащихся по группам, контрольная работа, учитель на уроке. В качестве результатов могут быть оценки, предложения, затруднения, успехи.

24. «Букет настроения».

В начале урока детям раздаются бумажные цветы: голубые и красные. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что – то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, а если не понравилось, то - голубой».

Можно предложить детям более широкий спектр цветов: красный, жёлтый, синий. В конце урока собрать цветы в корзину или вазу.

25. Эмоционально – художественная рефлексия.

Учащимся предлагается две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая – радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

26. Эмоционально – музыкальная рефлексия.

Учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений (желательно указать композитора произведения). Звучит тревожная музыка и спокойная, восторженная. Учащиеся выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует их настроению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллекционирование - одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности дошкольников.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая  понимается не только как процесс...

Мастер-класс «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»

Цель: Повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками. Задачи: Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в облас...

Мастер - класс Для педагогов, по познавательно – исследовательской деятельности дошкольников на тему: «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»

Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детскогоповедения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиск...

Методы формирования рефлексивной деятельности у детей дошкольного возраста

В данной статье предложен опыт формирования рефлексивной деятельности у дошкольников младших, средних, старших и подготовительных групп....

Мастер-класс "Рефлексивная деятельность детей старшего дошкольного возраста"

Мастер-класс предназначен для педагогов, старших воспитателей. Представлены различные виды организации рефлексивной деятельности старших дошкольников....

Рефлексивная деятельность в работе с дошкольниками

приемы рефлексии, которые можно использовать и применять в работе с дошкольниками в детском саду...

Рефлексивная деятельность в детском саду

Рефлексия (от латинского «отражение») – умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, вну...