Рефлексивная деятельность в детском саду
материал

Milashka

Рефлексия (от латинского «отражение») – умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рефлексивная деятельность с дошкольниками в детском саду.

Одним из условий воспитывающей деятельности является рефлексия. Рефлексия (от латинского «отражение») – умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни

Современная педагогическая наука считает, что, если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса. В данном случае нельзя говорить о личностно ориентированном обучении. Поэтому в старшем дошкольном возрасте особо целесообразно обучать детей рефлексивной деятельности. Отсутствие рефлексии – это показатель направленности только на процесс деятельности, а не на те изменения, которые происходят в развитии человека.

При взаимодействии с воспитанниками в зависимости от обстоятельств, педагог использует один из видов рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

  1. физическую (успел – не успел);
  2. сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно);
  3. интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
  4. духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов.

   

       Таким образом, рефлексия может:

  1. выступать формой теоретической деятельности, способом мышления, раскрывающим цели, содержание, средства, способы собственной деятельности (интеллектуальная рефлексия);
  2. отражать внутреннее состояние человека (сенсорная рефлексия);
  3. быть средством самопознания.  

 

Приёмы рефлексии.

Продолжи фразу, выбери понравившуюся, ответь на вопрос.

Мне больше всего удалось

А особенно удалось…

Что я получил от этого дня (занятия, праздника)?

За что ты можешь себя похвалить?

За что ты можешь похвалить других детей?

За что ты можешь похвалить педагога?

Что думал?

Что чувствовал?

Что приобрел?

Что меня удивило?

Как строил отношения?

Считаете ли вы, что мы не напрасно провели эти минуты вместе?

Для меня было открытием то, что…

Что, на ваш, взгляд удалось?

Что, на ваш, взгляд не удалось? Почему? Что учесть на будущее?

Поделимся впечатлением о нашем мероприятии.

Зачем нам был нужно это мероприятие?

Сегодня на занятии я научился…

Мне было интересно...

Мне было трудно…

Я понял, что…

Я почувствовал, что…

Больше всего мне понравилось…

Своей работой на мероприятии я доволен (не совсем, не доволен), потому что…

Я выбирал эти задания на занятии, потому что:

-они мне нравятся,

-они легче остальных,

-затрудняюсь ответить.

  1. Рисуем настроение.

-Сравнить своё настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка) и нарисовать его, можно объяснить словами.

- Красками на мокром листе нарисовать своё настроение.

- На общем большом листе группой нарисовать красками своё настроение в виде полоски, листочка, облачка, пятнышка (в течении 1 минуты).

        

Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера:

Красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение,

красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия;

синий – грустное настроение, пассивность, усталость;

зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность);

жёлтый – приятное, спокойное настроение;

фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;

серый – замкнутость, огорчение;

чёрный – унылое настроение, отрицание, протест;

коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.

  1. Способы коммуникации.

«Огонёк общения»

 Дети в кругу, обнявшись за плечи, проговаривают то, что было самым интересным.

 Дети по кругу передают символическое сердечко и говорят:

-сегодня меня порадовало…

-сегодня меня огорчило…

Ребёнок дарит медальки (цветочки) из трёх разного цвета тем, кому посчитает нужно.

Например, голубой – самому вежливому в общении; зелёный – самому покладистому (уступчивому); оранжевый – самому скромному.

У кого получился самый большой букетик? Как вы думаете, почему?

4. Подведение итогов дня, мероприятия.

Образная рефлексия.

- Дети сравнивают своё настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка).

«Дерево творчества»

По окончании проекта, мероприятия дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:

Плоды – дело прошло полезно, плодотворно;

Цветок – довольно неплохо;

Зелёный листик – не совсем удовлетворён днём;

Жёлтый листик – «пропащий день», неудовлетворённость.

«Светофор»

Дети сигналят карточками:

Зелёной – побольше таких дел,                поучительно,

Жёлтой – понравилось, но не всё,                интересно,

Красной – дело не понравилось,                скучно.

«Радуга»

Семь цветов радуги – семь оценок дела или мероприятия.

Каждый участник выставляет в цвете свои оценки – прикрепляет бумажные полоски на трафарет радуги.

«Солнышко»

Моё настроение похоже на:        солнышко,

                                        солнышко с тучкой,

                                        тучку,

                                        тучку с дождиком,

                                        тучку с молнией

«Ёлочка настроения»

Детям раздаются вырезанные из бумаги шары (ёлочные игрушки), на которых они рисуют своё настроение.

«Мишень настроения»

День – это один выстрел. В какую область настроения он попал сегодня? В зависимости от этого рисуется (прикрепляется) кружок-попадание в одной из цветовых зон.

 Внутри – дата и мотивация. В конце недели вся мишень «прострелена».

«Цветик-многоцветик»

Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.

«Сказочное дерево (поляна)»

Разноцветные бабочки, цветки, птички прикрепляются на общем дереве (поляне).

Педагог договаривается с детьми о значении цветов или размеров этих предметов.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

   

  1. Вот некоторые приемы работы, которые можно использовать.
  • Самый простой вариант – показываем воспитанникам карточки с изображением трех лиц – веселого, нейтрального и грустного.
  • Детям предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.
  • Детям можно предложить представить себя лучиками солнца. В конце занятия дать задание разместить лучики на солнце согласно своему настроению. Дети подходят к обручу и выкладывают лучики.                            

               

  1. Интересен прием с различными цветовыми изображениями.
  1. У детей две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце занятия. В данном случае можно проследить, как меняется эмоциональное состояние ребенка в процессе занятия. Не может не вызвать интереса у педагога причина изменения настроения в ходе занятия. Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности.
  2. Эффективен прием «Букет настроения». В начале занятия детям раздаются бумажные цветы: красные и голубые. В помещении стоит ваза на столе. В конце занятия педагог говорит: «Если вам понравилось, и вы узнали что-то новое, поставьте в вазу красный цветок, если не понравилось – голубой».
  3. Еще один прием, который можно предложить детям более разнообразный спектр цветов: красный, синий, желтый. В конце занятия собрать цветы в корзинку.
  4. Есть цветовой прием «Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево листочки одного цвета, если нет – другого.

Напоминаем, какому настроению соответствует какой цвет:

красный – восторженное;

оранжевый – радостное, теплое;

желтый – светлое, приятное;

зеленый – спокойное;

синий – неудовлетворенное, грустное;

фиолетовый – тревожное, напряженное;

черный – упадок, уныние.

  1. Если педагог хочет закончить занятие на более высоком эмоциональном уровне, к чему располагает также и содержание, то можно использовать еще один вариант – эмоционально-художественную рефлексию.
  • Детям предлагается две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая – радостным, веселым. Воспитанники выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.
  • Если есть время, то можно предложить воспитанникам выразить свое эмоциональное настроение в виде рисунка, а в конце провести выставку рисунков.
  1. Более старшие ребята могут оценить не только настроение, но и свое эмоциональное состояние. И вопросы «Что ты чувствуешь сейчас? Какие эмоции ты испытываешь?» быстро становятся привычными и не вызывают у ребят удивления. В помощь детям для высказывания предлагается опорный алгоритм, который также способствует повторению и расширению лексического запаса.

Какие эмоции вы испытываете:

Положительные                                                        Отрицательные

Удовлетворение                                                    неудовлетворение

счастье                                                                   скуку

радость                                                                  печаль

успех                                                                      колебания

гордость                                                                страх

Я чувствую...  потому, что... мне скучно (не скучно) 

был активным, эмоциональным

полностью выполнил задание

получил хорошую отметку.            

Отвечая на эти вопросы, дети обычно радуют разнообразием чувств и переживаний.

Обычно в конце занятия подводятся итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале занятия целей, свою активность, эффективность работы группы, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на интерактивной доске:

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  8. я приобрел…
  9. я научился…
  10. у меня получилось …
  11. я смог…
  12. я попробую…
  13. меня удивило…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

В статье представлен опыт работы  по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

Средства и формы организации художественно-эстетической деятельности в детском саду. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.

Средства и формы организации художественно-эстетической деятельности в детском саду. Нетрадиционные  техники рисования в детском саду....

Мастер - класс для воспитателей детского сада "Организация театральной деятельности в детском саду"

Мастер-класс направлен на эффективное обучение воспитателей методам и приёмам работы над образом в театрализации. ...

Мастер-класс для воспитателей детского сада «Театрализованная деятельность в детском саду»

Мастер-класс для воспитателей детского сада «Театрализованная деятельность в детском саду»АктуальностьСегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности ...

Семинар-практикум для воспитателей детского сада "Использование возможностей конструирования в начальной образовательной деятельности в детском саду"

Семинар-практикум был организован в рамках проекта "Будущие инженеры". В начале занятия педагогам был предложен доклад по  теме, а затем организовано практическое занятие, в ходе которо...

Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник педагога" 07.11.2021г.

Статья  Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник...

Консультация для воспитателей детского сада. Организация театрализованной деятельности в детском саду в летний период

Лето вносит большие перемены в организацию учебно-воспитательного процесса в ДОУ. Ведущими видами деятельности дошкольников становятся игры, досуги, развлечения и оздоровительные мероприятия, а преобл...