Методы формирования рефлексивной деятельности у детей дошкольного возраста
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Привезенцева Наталья Александровна

В данной статье предложен опыт формирования рефлексивной деятельности у дошкольников младших, средних, старших и подготовительных групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_formirovaniya_refleksivnoy_deyatlesnoti.docx217.17 КБ

Предварительный просмотр:

Методы формирования рефлексивной деятельности у детей дошкольного возраста

Авторы: Гермогенова Елена Валерьевна 

(руководитель Дошкольного отделения ГБОУ «Академическая гимназия №56», педагог-психолог),

Привезенцева Наталья Александровна

(методист, воспитатель ГБОУ «Академическая гимназия №56»),

Черкасова Елена Васильевна

(педагог - психолог ГБОУ «Академическая гимназия №56»)

Рефлексия позволяет приучить ребёнка к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. В описании данного проекта мы преподносим рефлексию в виде совместной деятельности воспитанников и педагогов Дошкольного отделения, в первую очередь, воспитателей, позволяющей совершенствовать личность каждого ребенка.

Если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса, так считает современная педагогическая наука. Рефлексия помогает с формированием и закреплением навыков самоконтроля. Формирование у воспитанников рефлексивной деятельности начинается с дошкольного возраста, в данном случае со средней группы и активно продолжается в начальной школе.

Научные источники делят рефлексию по способам проведения: анкета, символ, таблица, вопрос, ситуация, рисунок, вопрос. Мы попробовали объединить все способы в одном проекте и решили описать проект в простой форме, так как нам кажется этот вариант более «живым».

Мы вспомнили пионерские времена, где в отрядах и классах были переходящие призы – «Маша-Аккураша» и «Юля-Чистюля». Как прекрасно они мотивировали нас к порядку, стараниям, достижениям! Вот мы и придумали свои тематические символы. Наше дошкольное отделение оформлено в стиле сказки «Буратино» и во многих системно-ориентированных программах мы используем мотивы данного произведения.

В каждой группе есть полотно с таблицей, в которой все педагоги отмечают групповые успехи детей по определённым показателям. Каждый показатель имеет свой символ, в дальнейшем этот символ превращается в переходящий приз. «Золотой ключик» вручается за достижения в знаниях, «Артемон» - за образцовый порядок в группе, «Арлекин» - отвечает за достижения в творчестве, «Мальвина» переходит к самым добрым и помогающим, а сам «Буратино» приходит в группу самых вежливых и воспитанных детей. В течении дня воспитатели и педагоги вносят в таблицу запись, также в виде символа - грустного или улыбающегося смайлика. В конце недели производится подсчёт смайликов (баллов). По результатам данной таблицы и наблюдений педагогов производится вручение данных призов.  В понедельник дети собираются в зале, где их встречают уже исправившиеся в своём поведении Лиса Алиса и Кот Базилио, они и производят награждение. На церемонию награждения Лиса Алиса и Кот Базилио всегда приносят письмо от нашего друга из Италии – Пиноккио. В письме написаны задания на неделю, которые должны выполнить дети. В письме могут звучать такие задания, как: нарисуйте рисунки для мам по теме «…..», обрадуйте своих родителей знанием стихов, сделайте приглашение на праздник, получите как можно больше смайликов за….и т.д. Каждое задание соответствует либо лексической теме, которую изучает  группа, либо реализуемому проекту. В начале следующей недели мы отслеживаем то, чтобы каждая группа смогла получить своего героя, направляя и помогая достичь успеха. В статье представлена таблица, которая находится в группе в свободном доступе, также воспитатели могут брать её с собой на другие занятия, чтобы и другие педагоги могли оценить достижения группы.

Достижения моей группы __________________________________________

Приз - символ

Достижения

ИТОГИ:

C:\Users\Elena\Desktop\Бассейн\-b-vA-_rQSc.jpg

http://uznay-kak.ru/resize/420/420/no/uploads/articles/e6237bf440f16edd900eed1e8a3f5dfa.jpg

Лучшие достижения в знаниях

C:\Users\Elena\Desktop\Бассейн\2hvOfW5-7sI.jpg

http://previews.123rf.com/images/lenm/lenm1309/lenm130900097/22244952-Illustration-of-Kid-Boy-Storing-Toys-Stock-Illustration-toys-clipart.jpg

Образцовый порядок в группе

C:\Users\Elena\Desktop\Бассейн\QU_GBkMnhb4.jpg

https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=79ca11fce23cef2be1496a5a22fb71f3-l&n=13

Лучшие достижения в творчестве

C:\Users\Elena\Desktop\Бассейн\iGOvLVXIXxI.jpg

http://www.stihi.ru/pics/2016/02/05/10417.jpg

Самые добрые и помогающие

C:\Users\Elena\Desktop\Бассейн\pyeoSzklq-s.jpg

http://malushata.ru/wp-content/uploads/2013/02/vospitanie-vezhlivosti.jpg

Самые воспитанные и вежливые

ИТОГИ:

За несколько месяцев реализации проекта мы можем уверенно констатировать заметные качественные изменения.

Родители включаются в предложенную деятельность и стимулируют своих детей. Кто-то медленно и постепенно, кто-то сразу и с азартом, видя интерес и пользу. Тем самым повышается активность и продуктивность взаимодействия в триаде «Ребёнок – Родитель – Педагог». И воспитанников, и их родителей начинают интересовать успехи других групп. Мягко введённый соревновательный момент безусловно несёт воспитательную функцию, помогая формировать ценностные установки и моральные качества детей.

Упустив возможности дошкольного детства, можно столкнуться с серьёзнейшими трудностями, а иногда и непоправимыми проблемами в школьный период, особенно в подростковом возрасте.

Старший дошкольный возраст – самый благоприятный период для развития саморегуляции, самоконтроля, самоанализа и, как следствие, самореализации. Конечно всё это на доступном ребёнку уровне и в рамках ведущей игровой деятельности. Воспитанники средней группы, включаясь в проект, стараются равняться на более старших детей, тем более, что у многих из них есть братья и/или сёстры в других группах.

Формат проведения помогает воспитателям и всем педагогам организовать детей, упрощает задачу включения их в СНОД (совместную непосредственно образовательную деятельность). В реализации проекта теми или иными компонентами задействованы все пять образовательных областей по ФГОС Дошкольного образования. Используя предложенную модель, мы повышаем динамику и результат развития всех сфер, в рамках которых формируется личность ребёнка: познавательной, физической, социально-эмоциональной, поведенческой и проч. И пусть это только предпосылки рефлексивной деятельности, но в дальнейшем они помогут ребёнку в совершенствовании умения планировать и структурировать свою деятельность, делать правильный, осознанный выбор, достигать цели и понимать своё место в мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные методы формирования диалоговой речи у детей дошкольного возраста.

Формирование диалоговой речи у детей дошкольного возраста....

Наблюдение как метод формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста

Наблюдение как метод формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста...

Формирование рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста

Образовательное учреждениеМАУДО «Детский сад №6», г. Ялуторовск, Тюменская областьАвторНасибулина Эльвира АбдулахатовнаДолжность, ВоспитательКвалификационная категорияНетНазвание работыФормирование ре...

Эффективные формы и методы формирования познавательных интересов у детей дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности

  Дошкольное образование – это уровень общего образования и обязательная часть системы непрерывного образования. Сегодня в России система дошкольного образования проходит период серь...

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Формирование рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста «Ежедневный рефлексивный круг» Н.П. Гришаевой»

Памятка для педагогов "Формирование рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста ;Ежедневный рефлексивный круг" Н.П. Гришаевой;....