Нормативно-правовая база для дошкольного образования детей с ОВЗ
материал
Нормативно-правовая база для дошкольного образования детей с ОВЗ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Нормативно-правовая база для дошкольного образования детей с ОВЗ
Первая лекция темы познакомит вас с нормативно-правовой базой, которая регулирует дошкольное образование детей с ОВЗ. Разберем основные документы, которые определяют специфику дошкольного образования для особых детей.
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». По закону, ДОО обязано создавать специальные условия для детей-инвалидов, чтобы они могли получить образование.
Федеральный закон от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов». Требует, чтобы ДОО:– развивало умственные и физические способности инвалидов;
– готовила инвалидов к участию в жизни общества;
– эффективно поддерживала инвалидов в процессе обучения;
– давала инвалидам доступ к образованию там, где они живут;
– создавала условия, чтобы инвалиды осваивали социальные навыки.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». По закону, специальные условия образования положены не только инвалидам, но и детям с ОВЗ. К этим условиям относят:
– особые образовательные программы и методы;
– специальные учебные пособия и дидактические материалы;
– технические средства для обучения детей с ОВЗ.
Федеральный государственный образовательный стандарт ДО (утв. приказом Минобрнауки от 17.10.2013 № 1155). Для коррекционной работы с особыми детьми, которые учатся с обычными дошкольниками, нужно создавать специальные условия. Составьте перечень и план индивидуальных коррекционных мероприятий. Они нужны, чтобы удовлетворить особые образовательные потребности детей с ОВЗ.
Для работы с особыми детьми ДОО зачастую необходимы дополнительные квалифицированные специалисты. Это, в том числе, ассистенты или помощники, которые оказывают детям с ОВЗ помощь на постоянной основе. Предусмотрите особые должности педагогических работников для каждой группы детей с ОВЗ (п. 3.4.3 ФГОС ДО).
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам ДО (утв. приказом Минобрнауки от 30.08.2013 № 1014). Устанавливает, что дошкольная организация должна обеспечить для детей с ОВЗ определенные условия. Ознакомьтесь с ними в таблице 1.
Таблица 1. Какие условия должна обеспечить ДОО для детей с ОВЗ
Категория детей | Что нужно ребенку |
Дети с ОВЗ | Ассистент, который будет оказывать необходимую помощь. Печатные материалы с крупным шрифтом или аудиофайлы |
Дети с ОВЗ по слуху | Звуковые средства воспроизведения информации |
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата | Пандусы, поручни, расширенные дверные проемы, лифты, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м. Специальные кресла и другие условия, которые обеспечат доступ к помещениям ДОО |
СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОО» (утв. постановлением Главгоссанврача от 15.05.2013 № 26). В комбинированные и компенсирующие группы ДОО нужно принимать ограниченное количество детей (таблицы 2 и 3).
Таблица 2. Сколько детей принимать в компенсирующие группы ДОО
Категория детей | Максимальное количество до 3 лет | Максимальное количество старше 3 лет |
Дети с тяжелыми нарушениями речи | 6 | 10 |
Дети с фонетико-фонематическими нарушениями речи старше 3 лет | – | 12 |
Глухие дети | 6 | 6 |
Слабослышащие дети | 6 | 8 |
Слепые дети | 6 | 6 |
Слабовидящие дети, а также дети с амблиопией, косоглазием | 6 | 10 |
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата | 6 | 8 |
Дети с задержкой психического развития | 6 | 10 |
Дети с умственной отсталостью легкой степени | 6 | 10 |
Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью старше 3 лет | – | 8 |
Дети с аутизмом старше 3 лет | – | 5 |
Дети, у которых минимум два недостатка в развитии | 5 | 5 |
Дети прочих категорий ОВЗ | 10 | 15 |
Таблица 3. Сколько детей принимать в комбинированные группы ДОО
Возраст детей | Количество детей |
До 3 лет | Не более 10 детей, в том числе не более трех детей с ОВЗ |
Старше 3 лет | Не более 10 детей, в том числе не более трех глухих или слепых детей, дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата, умеренной или тяжелой умственной отсталостью, сложным дефектом |
Не более 15 детей, в том числе не более четырех слабовидящих детей с амблиопией или косоглазием, слабослышащих детей, с тяжелыми нарушениями речи, легкой умственной отсталостью | |
Не более 17 детей, в том числе не более пяти детей с задержкой психического развития |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нормативно-правовое обеспечение реализации ФГОС дошкольного образования
В данной статье представлены выписки статей по дошкольному образованию из Закона "Об образовании РФ", всиупившиго в силу с 01.09.2013 года, а также раскрывается основные понятия Федерального государст...
Нормативно - правовая база современного дошкольного образования (в контексте ФГОС ДО)
В презентации освещены актуальные нормативные документы дошкольного образования (в контексте ФГОС ДО), а также локальные акты дошкольного учреждения...
"Государственная стратегия в области дошкольного образования. Анализ стратегических, нормативных, правовых документов регламентирующих развитие дошкольного образования в современных условиях"
Что такое стратегия? Цели и задачи. Нормативные документы регламентирующие деятельность ДОУ....
Нормативно - правовая база современного дошкольного образования (в контексте ФГОС ДО)
Нормативно - правовая база современного дошкольного образования (в контексте ФГОС ДО)...
Нормативно-правовая база в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья в РФ
В презентации показана история нормативно-правовых документов в области образования детей с ОВЗ...
Перечень нормативных правовых актов по вопросам организации образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации (Свердловская область)
В документе представлен перечень нормативных правовых актов федерального и регионального уровней по вопросам организации образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья...
Перечень нормативных правовых актов по вопросам организации образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Перечень нормативных правовых актов по вопросаморганизации образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации...