Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях ДОУ на современном этапе
методическая разработка

Агапова Нина Николаевна

В представленной методической разработке раскрыта актуальность проблемы, раскрыт потенциал самообразования педагогов как условия повышения профессиональной компетентности, даны рекомендации по планированию и оформлению документации по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon povyshenie_professionalnoy_kompetencii.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Содержание:

  1. Актуальность проблемы
  2. Самообразование как условие повышения профессиональной компетентности педагога:

2.1. Определение самообразования

2.2. Основные направления в системе самообразования педагогов ДОУ

2.3. Выбор темы самообразования

  1. Поэтапное планирование работы над темой самообразования
  2. Методическое руководство работой педагога над темой самообразования
  1. Заключение

Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от кадрового состава. Напряженность работы с детьми дошкольного возраста и загруженность кадрового персонала системы дошкольного образования привело к оттоку наиболее квалифицированных педагогов из дошкольных учреждений в другие сферы деятельности. И в тоже время приходят кадры, не имеющие специального дошкольного образования. А всё это ведёт к снижению общего профессионального уровня педагогов и кадровой нестабильности. Важно отметить, что в современных условиях реформирования образования радикально меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма. В настоящий момент мы отмечаем, что сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника.

          Педагог XXI века - это:

1. Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;

2. Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;

3. Способный организовать рефлексивную деятельность;

4. Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.

В связи с повышением требований к качеству дошкольного образования и профессиональной компетенции педагогов меняется и методическая работа с кадрами, характер которой зависит от профессиональной зрелости каждого сотрудника. Успех дошкольного учреждения во многом зависит от качества методической работы с кадрами, позволяющей педагогам повышать профессиональную компетентность в условиях ДОУ.

Методическая работа занимает особое место в системе управления детского сада, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности. Все её формы направлены на повышение квалификации и мастерства педагогов. Методическая работа носит опережающий характер и отвечает за развитие и совершенствование всей работы с детьми в соответствии с новыми достижениями в педагогической и психологической науке. Главным является оказание реальной, действенной и своевременной помощи педагогам.

Основой эффективной методической работы была и остаётся творческая активность педагога. Одной из форм методической работы с педагогами является руководство их работой по самообразованию.

Способность педагога к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию, является одним из показателей его профессиональной компетентности.  

 Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современная система образования   требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний.

Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течение учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

Основными критериями самообразования педагогов являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса, воспитанности дошкольников), творческий рост педагогов, внедрение новых педагогической технологий в образовательный процесс ДОУ.
        Среди мотивов можно выделить следующие: мотивы успеха, преодоления профессиональных затруднений, мотивы, направленные на улучшение материального благополучия, профессионального признания, карьерные мотивы и др.

Самообразование педагога дошкольного учреждения многогранно и многопланово. Основными направлениями в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения могут быть:

- Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного образования и воспитания;

- Изучение учебной и научно-методической литературы;

- Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;

- Изучение новых программ и педагогических технологий;

- Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;

- Повышение общекультурного уровня.

Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу.

Для молодых специалистов:

- Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;

- Формирование основ педагогического мастерства;

- Развитие умений и конструктивных способностей.

Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:

- Овладение способами проектирования образовательной деятельности с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;

- Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.

Для опытных, творчески-работающих воспитателей:

- Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;

- Проявление творческого потенциала педагога;

- Пропаганда своих достижений;

- Развитие исследовательской деятельности.

Для педагогов без специального образования:

- Овладение методикой работы с детьми;

- Адаптация к педагогической деятельности.

Тематикой самообразования также может быть:

- одна из годовых задач ДОУ;

- проблема, которая вызывает у педагога затруднение;

- пополнение знаний по уже имеющемуся опыту.

Темы для самообразования могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого воспитателя. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы. Поэтому организацию самообразования педагогов необходимо делать гибкой, позволяющей приобщать каждого сотрудника, активно включать всю работу по самообразованию в педагогический процесс детского сада. При этом очень важны последовательность действий и постепенность в решении задач. Не следует спешить в навязывании тем и жестко требовать составления всевозможных планов и отчетов. В индивидуальной беседе с педагогом, при анализе диагностики возможных затруднений педагога определяется, какая проблема ему интересна или в чем он испытывает затруднения, что нового есть в педагогической практике. Важно убедить педагога в актуальности (необходимости) выбранной или предложенной темы. Есть педагоги, которые самостоятельно интересуются всеми инновациями. Им часто необходима помощь в подборе педагогической литературы по теме. Для педагогов, обучающихся в вузе, могут не определяться темы для самообразования на этот период. Однако можно предложить педагогу поделиться с коллегами своими новыми знаниями по отдельным предметам.

Ежегодно к годовому плану составляется план самообразования педагогов, который может быть представлен в форме таблицы:

 

 

Фамилия, имя, отчество

 

Тема
самообразования

 

Форма
и

срок отчета

 1.

 

 

 

Этот список начинается с руководителя и заместителя заведующей по ВМР. В плане четко определяется, кто, над какой темой работает и в какой форме отчитывается. Отчеты по самообразованию могут заслушиваться на педагогических советах, а также быть частью любого методического мероприятия. Формой отчета руководителей могут быть консультации или семинары для педагогов ДОУ. Отчет на рабочем месте предполагает включение в оперативный контроль данной тематики и последующее наблюдение педагогического процесса, с целью оценки применения на практике полученных знаний путем самообразования. Это наиболее демократичная форма отчета. Чтобы работа была успешной, в методическом кабинете для этого создаются необходимые условия.

На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:

- название темы

- цели

- задачи

- предполагаемый результат

- этапы работы

- сроки выполнения каждого этапа

- форма работы (действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой)

- способ демонстрации результата проделанной работы

- форма отчета по проделанной работе

Этапы

Форма работы

Сроки

Форма

отчетности

Отметка о выполнении

Организационно - диагностический этап

  • Выбор и определение темы самообразования
  • Планирование работы по теме самообразования
  • Подбор методической литературы, работа с картотекой и видеотекой методического кабинета, библиотекой, изучение опыта педагогов на интернет-сайтах
  • анализ состояния учебно-воспитательного процесса
  • диагностика знаний и умений детей в данной области,  выявление противоречий, нуждающихся в коррекции

Август-сентябрь

Оформление плана работы по самообразованию.

Оформление библиографического списка литературы по теме самообразования

Выявление и обоснование актуальности проблемы

Теоретическое изучение

проблемы

  • Изучение психологических особенностей развития детей дошкольного возраста.
  • Знакомство, изучение, анализ методической литературы видео и аудиоматериалов.
  • Консультации с зам зав по ВМР по выбранной теме

Октябрь

Формирование и оформление методической копилки (составление примерного перспективного плана или перечня занятий по данной теме, картотека игр, стихов, потешек и т.д.)

Практическая

деятельность

  • Педагогическая диагностика развития детей по музыкальному образованию
  • Подбор и разработка игр, способствующих………………………
  • Разработка конспектов занятий ……………………………
  • Проведение занятий, игр в режиме дня

В течение учебного года

  • Оформление результатов диагностики.
  • Оформление конспектов занятий

Итоговый

  • Проведение консультаций для педагогов и родителей по теме …………………………
  • Проведение открытого занятия, ……………………………
  • Отчет по теме самообразования на итоговом педсовете

Апрель-май

  • Мониторинг развития детей
  • Оформление методических рекомендаций

Система методических мероприятий должна быть подчинена главной цели – стимулированию педагогов в профессиональном самосовершенствовании. Можно объединить нескольких педагогов в работе над темой, близкой к содержанию годовой задачи ДОУ. Если детский сад готовится к инновационной или экспериментальной работе, то вопросы самообразования включаются в тематику экспериментальной деятельности.

Руководитель – стратег развития своего учреждения. Он создает целый комплекс условий для профессионального роста каждого педагога, первое из которых – это мотивационное условие постепенного вхождения и приучения педагогического коллектива к постоянной работе в плане самообразования.

Успешность педагога в профессиональном самообразовании напрямую зависит от поддержки и помощи заместителя заведующей по воспитательной и методической работе, методической службы ДОУ. Методическая помощь необходима педагогу:

- в определении темы, целей и задач;

- в планировании работы по самообразованию;

- в ходе реализации плана;

- в изучении и анализе результативности своей работы.

Этапы работы по
самообразованию

Деятельность

педагога

заместителя заведующей

по воспитательной и

методической работе

1.

Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач

Планирование работы по самообразованию

Диагностика детей по теме самообразования

Анализ состояния воспитательно - образовательного процесса

Педагогическая диагностика и всесторонний анализ деятельности педагога
Выявление желания педагога работать над той или иной проблемой: индивидуальные беседы, анкетирование

Консультирование и методические рекомендации по разработке темы:
- в определении содержания работы по самообразованию;
- в выборе вопросов для самостоятельного углублённого изучения;
- в составлении плана в зависимости от уровня профессионализма педагога

2.

Теоретическое изучение проблемы (знакомство с предметом, выборочное изучение, анализ и самооценка результатов)

Создание условий для работы педагога  по самообразованию:
- тематическая подборка и составление картотеки научной, научно-популярной, методической и художественной литературы;
- тематическая подборка и составление картотеки газетных и журнальных статей;
-видеозаписи;
- оформление выставки «В помощь занимающимся самообразованием»;
- материалы из опыта работы;
- тематические стенды

3.

Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми)

Оценка работы педагога по самообразованию при посещении занятий и других форм воспитательно-образовательного процесса, изучение практических материалов

4.

Подведение итогов

самообразования

Привлечение к проведению индивидуальной или групповой консультации; выступлению на заседании педсовета; проведению открытого просмотра
Помощь в оформлении результатов самообразования:
- выступление по итогам работы и обмену опытом;
- составление картотеки по проблеме;
- игры и пособия;
- советы и рекомендации по образовательной деятельности;
- составление перспективного плана работы с детьми;
- организация выставки работ детей или педагога по теме самообразования;
- оформление передового педагогического опыта

Самообразование не должно сводиться к ведению тетрадей, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов. Правильно организованная работа по самообразованию должна стать стимулом, как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности.

В заключение надо отметить, что педагогика, как и все науки, не стоит на месте, а непрерывно развивается и совершенствуется. Объем научных знаний с каждым годом увеличивается. Ученые утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваиваются каждые десять лет.

Это обязывает каждого педагога независимо от полученного образования заниматься самообразованием.

Корней Чуковский писал: «Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами».

При работе над темой самообразования педагог понимает:

       ВАЖНО, чтобы знания по какому-либо вопросу, приобретаемые из одного источника, дополнялись сведениями из другого документа.

Это заставляет педагога сравнивать, анализировать, делать выводы и формировать свое собственное мнение по данному вопросу.

      ВАЖНО научиться пользоваться библиотечными каталогами.

Это сократит время поиска нужной литературы, так как многие карточки содержат краткую аннотацию или перечисление основных вопросов, раскрываемых в книге.

     ВАЖНО уметь собирать, накапливать и хранить сведения, факты, выводы.

Они пригодятся для выступления на семинарах, педагогических советах, участия в дискуссиях и т. д.

        Молодому педагогу работа по самообразованию позволит пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций, у педагогов будет развита потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, сформируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно - образовательный процесс, раскроется творческий потенциал.

Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, будет иметь возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно - практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно - образовательного процесса и результативность педагогической деятельности в целом.  

Результатом работы педагога над темой самообразования является также процесс рефлексии полученного опыта и на его основе — построение нового опыта, что значимо для повышения его профессиональной компетентности.

Литература:

1. Белая К.Ю. Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения- 2007- № 2.

2. Волобуева JI.M. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. - М.: ТЦ Сфера, 2008.

3. Дуброва В.Н. Организация методической работы в дошкольном учреждении. -  М.: Новая школа,1995.

4. Кокоткина О. Как организовать работу по самообразованию // Дошкольное воспитание. -  2004-  № 8.

5. Лосев П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2005.  (Приложение к журналу “Управление ДОУ”)

6. Майер А.А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования // Основы педагогического менеджмента. — 2007 -№ 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях модернизации дошкольного образования

Методическая работа в нашем ДОУ является важным звеном в повышении профессиональной компетентности педагогов в условиях модернизации дошкольного образования. Только в процессе развития профессиональн...

Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях модернизации дошкольного образования

Методическая работа в нашем ДОУ является важным звеном в повышении профессиональной компетентности педагогов в условиях модернизации дошкольного образования. Только в процессе развития профессиональн...

«Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях введения ФГОС ДО»

Педагогическая компетентность – оценочная категория, характеризующая педагога как субъекта воспитательной деятельности в системе образования, предполагающая наличие профессиональных (объективно необхо...

Проект «Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях введения ФГОС ДО»

Одним их важнейших направлений деятельности, в условиях модернизации в системе образования, является развитие кадрового потенциала. Приоритетность данного направления развития образования прописано...

Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях введения ФГОС дошкольного образования  

Современному детскому саду нужен педагог, способный вжиться в инновационную деятельность, процесс внедрения новых программ и технологий, методов и приемов взаимодействия с детьми, самостоятельно плани...

Обобщенный педагогический опыт на тему: «ИКТ - технологии как средство повышения профессиональной компетентности педагогов в условиях внедрения ФГОС»

За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Перспективность  обусловлена современностью  информационной...