Программа дополнительного образования по игре в шашки для детей дошкольного возраста
рабочая программа

КЛИМЕНКО ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА

Программа дополнительного образования по игре в шашки для детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shashki_dlya_doshkolnikov.docx51.76 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы “Школа № 1527”

Структурное подразделение № 3 “Медвежонок”

Программа дополнительного образования

по игре в шашки для детей дошкольного возраста.

Автор – составитель:

воспитатель

Клименко Елена Анатольевна


Содержание

1. Целевой раздел

Пояснительная записка …………………………………………………….....3

Актуальность…………………………………………………………………..3

 2.Содержательный раздел

Характеристика возрастных особенностей воспитанников от 5 до 7 лет….4

Цель и задачи программы……………………………………………………..6

Этапы реализации программы………………………………………………...7

Учебно-тематический план первого года обучения…………………………7

Учебно-тематический план второго года обучения…………………………9

3. Организационный раздел

Организация занятий по шашкам……………………………………………10

Ожидаемые результаты………………………………………………………12

Материально – техническая база…………………………………………….13

Литература ……………………………………………………………………14


1.Целевой раздел 

       Пояснительная записка.

        Необходимость разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс обоснована тем, что в нашей стране шашечная игра пользуется большой популярностью, правила просты и общедоступны. Родители воспитанников детского сада заинтересованы в обучении детей игре в шашки, но не всегда могут уделить детям время для игры.

         По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры. Значительна роль шашек и в эстетическом воспитании. Шашки – игра творческая. В этом и заключается секрет ее привлекательности. Шашки обладают исключитель-

но сложным и занимательным игровым механизмом, предоставляют широкие возможности для применения логических, творческих, умственных способностей детей.

Мирная шашечная борьба – это состязание в выдержке, логичности мышления, а также умении предвидеть развитие событий. Правила игры в шашки просты и общедоступны , поэтому у некоторых людей существует об этой игре ошибочное мнение, как о весьма легкой и простой. В действительности же научиться, хорошо, играть в шашки – дело далеко не легкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины.

Актуальность.

Нет необходимости доказывать очевидную полезность игры в шашки. Она поможет воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить. И совершенно необходимо сохранять и развивать систему обучения шашкам в дошкольных учреждениях. Все чаще воспитатели детских садов задают вопросы: «Можно ли обучать детей дошкольного возраста игре в шашки или это доступно только одаренным детям? По плечу ли малышам эта полезная, увлекательная игра? Обстоятельный ответ дал в своей статье «К вопросу об обучении, воспитании и развитии детей шестилетнего возраста» доктор психологических наук, профессор А.В. Запорожец (хотя непосредственно о шашках речь в ней не шла):

«В настоящее время внимание ученых всего мира приковано к громадным потенциальным возможностям развития, таящимся в дошкольном детстве…Педагогические, психологические и физиологические исследования свидетельствуют о том, что потенциальные психофизиологические возможности усвоения знаний и общего развития у детей 5–7 лет, но и более раннего возраста, то он уже давно получил в педагогике положительное решение».

        Такое веское авторитетное заключение о функциональных особенностях организма детей дает все основания широко популяризовать шашки среди дошкольников старшего возраста.

        Для планомерной и последовательной работы с детьми по основам шашечного искусства просто необходима обучающая программа занятий. Настоящая программа предназначена для шашечного кружка учреждений дошкольного образования и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Наряду с этим в кружке ведётся работа по правильной организации досуга дошкольников, воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного поведения.

       Отличительной особенностью данной программы является большой акцент на начальную подготовку детей, в основном старшего дошкольного возраста, начинающих с «нуля».

       Программа занятий по шашкам предусматривает в кратном, описательном и сказочном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.

       Для успешной работы кружка требуется достаточное обеспечение оборудованием: шашки с досками, шахматные часы, демонстрационная доска, кабинет для занятий, шашечная литература для педагога.

2. Содержательный раздел

Характеристика возрастных особенностей воспитанников от 5 до 7 лет.

Образовательная область “Социально-коммуникативное развитие”

       В сюжетно-ролевых играх дети 5-7 лет  начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации.

       Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т.п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

        Основные достижения детей связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

       К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

       К 7 годам формируются предпосылки для успешного перехода на следующую ступень образования. Эти возрастные новообразования представлены лишь в виде возможностей, мера осуществимости которых определяется социальной ситуацией развития ребенка, тем, кто и как воспитывает его, в какую деятельность вовлечен ребенок, с кем он ее осуществляет.

       Образовательная область “ Познавательное развитие”

       Сенсорное развитие:

- различает качества предметов ( величина, форма, строение, положение в пространстве, цвет и т.п.);

-обследует предметы с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий;

-классифицирует и группирует предметы по общим качествам и характерным деталям.

Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности:

-способен соотносить конструкцию предмета с его назначением;

-самостоятельно отбирает необходимые для постройки детали и использует их с учетом их конструктивных свойств;

-способен создавать различные конструкции объекта по рисунку, словесной инструкции, реализует собственные замыслы.

       Формирование элементарных математических представлений:

-владеет(количественным и порядковым) счетом в пределах 10, соотносит цифру и количество предметов;

-решает простые арифметические задачи на числах первого десятка;

-использует способы опосредованного измерения и сравнения объектов по величине: длине, объёму, массе;

-ориентируется в пространстве и на плоскости;

-определяет временные отношения.

       Формирование ЦКМ, расширение кругозора детей:

-имеет представления о живой и неживой природе, культуре быта, рукотворном мире, своем городе, стране;

-выбирает и группирует предметы окружающего мира в соответствии с познавательной задачей;

-устанавливает элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями;

-использует наглядные модели и символические средства для познания окружающего мира;

-знает правила поведения в природе и соблюдает их.

      Образовательная область ‘Речевое развитие”

У детей 5-7 лет развитие речи достигает довольно высокого уровня. Большинство старших дошкольников правильно произносят все звуки родного языка, могут регулировать силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радости, удивления. К старшему дошкольному возрасту накапливается значительный запас слов, продолжается обогащение лексики   (словарного состава, совокупности слов, употребляемых ребенком), однако особое внимание уделяется ее качественной стороне: увеличению лексического запаса словами сходного (синонимы) или противоположного (антонимы) значения, а также многозначными словами.

         В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап развития речи детей – усвоение грамматической системы языка. Дети старшего дошкольного возраста активно осваивают навыки построения разных типов текстов (описания, повествования, рассуждения). В процессе развития связной речи дети начинают также активно пользоваться разными способами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру. Вместе с тем можно отметить и другие особенности в речи старших дошкольников.

          Отдельные дети не произносят правильно все звуки родного языка, не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации, допускают ошибки в образовании разных грамматических форм. Вызывает затруднение правильное построение сложных синтактических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложении и связи предложений между собой при составлении связного высказывания.

       

       Цель и задачи  программы.

       Цель: Раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности воспитанников.

      Задачи:

Обучающие:

* обучение основам шашечной игры;

* обучение простым комбинациям, теории и практике шашечной игры.

Воспитательные:

*воспитание отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;

*воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;

*выработка у детей умения применять полученные знания на практике.

Развивающие:

*развитие стремления детей к самостоятельности;

*развитие умственных способностей детей: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление;

*научить оценивать свои и чужие поступки.

Эстетические:

*играя, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной доски и шашки в волшебные, а умение находить в обыкновенном необыкновенное обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой.

Физическое:

*осуществление всестороннего физического развития воспитанников.   

                       

           Этапы реализации программы.

           Этапы реализации программы на год обучения: подготовительный, основной, заключительный.

            На  подготовительном этапе - воспитанники знакомятся с историей  развития шашек, правилами игры, основными понятиями теории, начинают тренировочные игры.

            На втором основном этапе -  воспитанники изучают основы теории шашечной игры, тактические приемы, основы игры в окончаниях, знакомятся с композицией. Вместе с этим проводят тренировочные игры и  принимают участие в турнирах.

            На заключительном этапе – воспитанники   закрепляют полученные знания, проводятся опросы, проверяются знания и умения, подводятся итоги спортивных выступлений за год.

Режим занятий:

  • - Количество занятий в неделю – 2
  • - Периодичность занятий – еженедельно.

 Учебно-тематический план первого года обучения.

Месяц

Тема

Часы

1

Сентябрь

“Волшебная доска”. Знакомство с игровым полем. ”Шашки на игровом поле”. Знакомство с расположением.

1

2

“Правила игры”. Знакомство с правилами. Практическая игра.

1

3

“Правила игры”. Закрепление правил игры. Практическая игра.

1

4

“Фланг”. Знакомство с расположением шашек на поле. Практическая игра.

1

5

“Фланг”. Закрепление понятия фланг. Практическая игра.

1

6

“Центр на игровом поле”. Знакомство с понятием центр. Практическая игра.

1

7

“Центр на игровом поле”. Закрепление понятия центр. Практическая игра.

1

8

Повторение. Практическая игра.

1

9

Октябрь

“Дамки в игре”. Знакомство с дамкой в игре. Практическая игра.

1

10

“Дамки в игре”. Закрепление значения дамки в игре. Практическая игра.

1

11

Обыгрывание ситуаций. Практическая игра.

1

12

“Ловушка”. Знакомство с технологией игры, приемами. Практическая игра.

1

13

“Ловушка”. Закрепление приема. Практическая игра.

1

14

“Ловушка”. Обыгрывание приема. Практическая игра.

1

15

Практическое закрепление материала.

3

16

Ноябрь

“Шашка против шашки”. Знакомство с ходами.

1

17

“Шашка против шашки”. Закрепление ходов. Практическая игра.

1

18

Практическое закрепление материала.

1

19

“Две шашки против одной”. Знакомство с ходами. Практическая игра.

1

20

“Две шашки против одной”. Закрепление. Практическая игра.

1

21

“Две шашки против двух”. Знакомство с ходами. Практическая игра.

1

22

“Две шашки против двух”. Закрепление. Практическая игра.

1

23

Декабрь

“Положение простых шашек за линией двойника”. Знакомство с ходами.

1

24

“Положение простых шашек за линией двойника”. Закрепление. Практическая игра.

3

25

Обыгрывание приема. Практическая игра.

1

26

“Простые на разных флангах”. Практическая игра.

1

27

“Простые на разных флангах”. Закрепление. Практическая игра.

2

28

Январь

“Дамка против дамки”. Знакомство с ходами.

1

29

“Дамка против дамки”. Закрепление. Практическая игра.

2

30

Обыгрывание приемов. Практическая игра.

1

31

“Две дамки против одной”. Знакомство с ходами.

1

32

“Две дамки против одной”. Закрепление. Практическая игра.

1

33

Практическое закрепление материала.

2

34

Февраль

“Три дамки против одной”. Знакомство с ходами.

1

35

“Три дамки против одной”. Закрепление. Практическая игра.

2

36

“Ловушка”. Закрепление. Обыгрывание приема.

1

37

“Дамка против дамки”. Обыгрывание приема.

1

38

“Две дамки против одной”. Обыгрывание приема.

1

39

“Три дамки против одной”. Обыгрывание приема.

1

40

Практическое закрепление материала.

1

41

Март

“Две шашки против одной”. Обыгрывание приема.

1

42

“ Положение простых шашек за линией двойника”. Обыгрывание приема.

2

43

“Три шашки против одной”. Обыгрывание приема.

2

44

Практическая игра. Обыгрывание различных ситуаций.

1

45

“Борьба дамок в окончаниях”. Знакомство с ходами.

1

46

“ Борьба дамок в окончаниях”. Закрепление. Практическая игра.

1

47

Апрель

“ Борьба дамок в окончаниях”. Закрепление. Практическая игра.

1

48

“ Борьба дамок в окончаниях”. Обыгрывание приема. Практическая игра.

1

49

“Борьба дамок и простых в окончаниях”. Практическая игра.

2

50

“Две шашки против одной”. Закрепление. Практическая игра.

2

51

“ Положение простых шашек за линией двойника”. Закрепление. Практическая игра.

1

52

Практическое закрепление материала.

1

53

Май

“ Простые на разных флангах”. Закрепление. Практическая игра.

1

54

“Дамка против дамки”. Закрепление. Практическая игра.

1

55

“ Две дамки против одной”. Закрепление. Практическая игра.

1

56

“ Три дамки против одной”. Закрепление. Практическая игра.

1

57

Практическая игра. Обыгрывание различных ситуаций.

3

Учебно-тематический план второго года обучения.

Месяц

Тема

Часы

1

Сентябрь

Занятие “ Вспоминаем специальные слова и выражения” (шашечная доска, поле, ход, диагональ)

1

2

Практическое закрепление материала.

1

3

Занятие “ Решение элементарных комбинаций”

3

4

Практическое закрепление материала

3

5

Октябрь

Занятие “Основы позиционной игры”

2

6

Практическое закрепление материала

2

7

Занятие “ Комбинационные приемы”

2

8

Практическое закрепление материала

4

9

Ноябрь

Занятие ”Делаем наилучшие ходы”

2

10

Практическое закрепление материала

1

11

Занятие “Комбинационные приемы”. Повторение

2

12

Практическое закрепление материала

2

13

Декабрь

Занятие” Белые начинают и выигрывают”

2

14

Практическое закрепление материала

2

15

Занятие “ Решение шашечных комбинаций”

4

16

Январь

Занятие “ Делаем наилучшие ходы”. Повторение

2

17

Практическое закрепление материала

2

18

Занятие “ Комбинационные приемы”. Повторение

2

19

Практическое закрепление материала

2

20

Февраль

Занятие” Разбор и разыгрывание комбинаций в окончаниях”

2

21

Практическое закрепление материала

2

22

Занятие “Решаем задачи”

2

23

Практическое закрепление материала

2

24

Март

Занятие “Размен”

3

25

Практическое закрепление материала

2

26

Занятие “Способы защиты”

2

27

Практическое закрепление материала

1

28

Апрель

Занятие “ Атака и защита”

2

29

Практическое закрепление материала

2

30

Занятие “ Совершение ударного хода”

2

31

Занятие” Достижение выгодной позиции”

2

32

Практическое закрепление материала

2

33

Май

Занятие “ Треугольник Петрова”

1

34

Занятие “ Треугольник Петрова”. Повторение.

1

35

Занятие “Анализ учебных партий, игровая практика”

2

36

Повторение. Практическое закрепление материала

4

3. Организационный раздел.

Организация занятий по шашкам.

Шашечная игра многообразна и не так проста, как кажется на первый взгляд. Шашки имеют свои особенности, и сложность в руководстве боем состоит в том, что все шашки, воины – близнецы. Занятия по шашкам планируется проводить по принципу от простого объяснения к более сложному. Познавательный материал излагается в виде сказок. Занятия проводятся комбинированным способом, чередуя элементы теоретической и практической новизны с игровыми и соревновательными навыками, а также с воспитательными мероприятиями. В процессе занятий шашками дети получают целый комплекс полезных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и жизни. При проведении занятий следует ориентироваться на наиболее активных детей, однако надо стремиться к тому, чтобы основная масса занимающихся также усваивала данный материал. В конце учебного года рекомендуется проводить итоговые занятия, на которых рассматриваются достижения каждого ребенка, вручаются дипломы.

         Условием обучения выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, эстетической, физической, интеллектуальной и практической деятельности педагогов, родителей и детей старшего дошкольного возраста. Обучение детей в шашки должно происходить в максимально игровой форме, учитывающей возраст и психологию ребенка. Обучение игре в шашки – процесс непростой, но при правильном подходе можно достаточно быстро добиться высоких результатов.

Занятия по шашкам планируется проводить по принципу от простого объяснения к более сложному. Познавательный материал излагается в виде сказок. Занятия проводятся комбинированным способом, чередуя элементы теоретической и практической новизны с игровыми и соревновательными навыками. Условием обучения выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, эстетической, физической, интеллектуальной и практической деятельности.

Методическое обеспечение программы

Форма проведения занятий

определяется возрастными особенностями детей, а также содержанием разделов и тем изучаемого материала:

- беседа с объяснением материала и показом позиций на доске;

- игра;

- тренировочные игры;

- турниры.

Методы проведения занятий

- словесный: рассказ, беседа, объяснение;

- наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске;

- практический: упражнение, тренинг, решение шашечных концовок, задач, соревнования, работа над ошибками.

План изучения отдельных тем:

а) объяснение педагогом задачи данной темы;

б) объяснение материала;

в) проведение собеседования с целью проверки усвоения материала;

г) проведение практических занятий на данную тему.

Учебный материал данной программы рассчитан на два года. Занятия проводятся еженедельно в течение восемнадцати месяцев.

За время обучения перед воспитанниками  ставится задача овладеть теоретическими знаниями, освоить практику игры.

Перечень дидактических материалов

- набор концовок и этюдов для решения позиций;

- непосредственно шашки;

- настенная магнитная шашечная доска

Условия для реализации программы

Для занятий необходимо: аудитория  со столами и стульями. Помещение должно  отвечать требованиям санитарных норм и правил для полного состава группы, комплекты шашек и досок.

Формы и виды контроля.

        С помощью собеседований, опроса на первых занятиях выявляется уровень подготовленности обучающихся для определения готовности к восприятию материала, новой темы, на первых занятиях восполняются выявленные пробелы.

        Для проверки усвоения материала по теме проводятся диагностические задания: опросы, решения шашечных комбинаций, игра с учителем, беседы.

        Итоговый контроль выявляет, насколько обучающиеся усвоили учебную программу, при их участии в шашечном турнире, игре с учителем, и решении комбинаций, сочетающих в себе элементы тактических приемов, изученных в течение года.

Ожидаемые результаты.

        По окончании обучения дети должны знать:

  • шашечные термины – белое поле, черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, дамочные поля, простая шашка, блокировка, дамка, рубить и т.д.. Это выявляется путем опроса, демонстрацией на шашечной доске.
  • правила игры – выявляется путем опроса и игры с учителем.
  • стадии игры - выявляется путем опроса и игры с учителем.
  • Основные тактические приемы: блокировка шашки, оппозиция – выявляется путем решения комбинаций на диаграммах и шашечной доске.

К концу обучения ребенок должен уметь:

  • ориентироваться на шашечной доске,
  • правильно помещать доску между партнерами,
  • правильно расставлять шашки, различать диагональ, вертикаль, горизонталь,
  • применять на практике правила игры,
  • следить за ходами противника, поправлять,
  • решать простейшие комбинации,
  • расставлять позиции с заданными условиями,
  • рассчитывать соотношение сил.

Приобретение универсальных учебных действий (ууд)

        Коммуникативные:

  • общение с педагогом, сверстниками, партнерами по игре, соперниками с  использованием шашечного этикета. Уважение к сопернику,
  • выработка лидерских качеств, собственного мнения, отстаивание его,
  • контролирование собственных эмоций,
  • использование профессиональных терминов, высказываний, пословиц.

Познавательные:

  • применение знаний, правил, тактических приемов при решении задач,
  • решение многоходовых задач по заданному алгоритму,
  • использование знаний в практической игре,
  • ориентирование на плоскости,
  • схематизация шахматной доски и шашек, осуществление взаимопереходов между шахматной доской и диаграммой,
  • анализ диаграмм, состояния партии с выделением сильных и слабых сторон, существенных и несущественных критериев для победы над соперником.

Регулятивные:

  • понимание и объяснение целесообразности соблюдения правил игры в различных стадиях партии, ошибочные и верные ходы,
  • создание плана реализации преимущества,
  • предвидение развития позиций,
  • предсказывание результата партии на основании оценки позиции партии,
  • оценка позиции, оценка возможности применения нового материала в практической игре: возможность применения тактического приема, проведения шашки в дамки, блокировка шашек,
  • выявление собственных ошибок и ошибок противника при разборе партии.

Результаты деятельности кружка «Шашки»

        Результатом первого уровня (приобретение детьми социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни) будет являться:

- усвоение ребенком правил поведения на занятиях,

- усвоение правил конструктивной групповой работы в коллективе,

- принятие правил этикета в игре – уважение противника,

- принятие ответственности за собственные поступки, действия (правило «Взялся – ходи», нельзя подсказывать)

Результатом второго  уровня (формирование позитивного отношения детей к базовым ценностям общества) будет являться:

       - развитие эстетического вкуса при изучении комбинаций,

       - познание ребенком ценности и важности занятия шашками.

Результатом третьего  уровня (получение опыта самостоятельного социального действия)будет являться:

       - опыт самостоятельного социального действия ребенок приобретает, играя в шашки за пределами кружка,

       - участвуя в турнирах за пределами кружка, ребенок приобретает опыт коммуникативного взаимодействия и общения с малознакомым или незнакомым противником за счет общего интереса. Дети обсуждают прошедшие партии, рассказывая друг другу «о том, как надо было ходить», делясь своими переживаниями, мыслями, развивая память и пространственное мышление, восстанавливая в памяти ходы.

Материально-техническая база.

        Самостоятельное обучение шашкам невозможно без изучения шашечной литературы. Книги и журналы  на шашечную тему посвящены различным стадиям и приемам шашечной игры, в них собран богатейший опыт сильнейших игроков и тренеров. Очень важно обучаться шашечной игре по книгам поэтапно, правильно подбирая шашечную литературу в соответствии со своим уровнем игры, новичку вряд ли удастся все понять и многому научиться сразу по книгам, предназначенным для шашистов высокой квалификации.

Для проведения занятий  необходимы:

Шахматные доски с шашками в комплекте, демонстрационная доска, материал.

Используемая литература

  1. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (с изменениями от 03.02.2011г.)
  2. Шашки для детей/ В.К.Погрибной, В.Я.Юзюк. Изд. 2-е, перераб. И доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 137 с.
  3. Романчук О.А., «Юному шашисту», - М.:Просвещение, 2009.
  4. Пичугина И.О., Дошкольная педагогика: Конспект лекций. –Ростов н/Д: «Феникс», 2004, 84 с.
  5. Погрибной В.К. Шашки. Сборник комбинаций. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 160 с.
  6. Тимофеев А.А.Общие подходы к концепции «Шашки как учебный предмет», - 2006г.
  7. Примерные программы внеурочной деятельности. Москва «Просвещение», 2011г.
  8. Пожарский В.А. Шахматный учебник. – М., 1996.
  9. Игра дошкольника / Абрамян Л.А., Антонова Т.В., Артемова Л.В., - М.:Просвещение, 1989.
  10. Егоров А.П., «Как научить играть в шашки?», - М.: Чистые пруды, 2005.
  11. Барский Ю.П., Герцензон Б.П. Приключения на шашечной доске. – Л.: Ленинздат, 1969. – 128 с.
  12. Василевский Р.Г. Учимся играть в шашки. – Киев: Здоров' я, 1985. – 88 с.
  13. Волчек А.А. Шашечный практикум. – Минск: Харвест, 2004. – 288 с.
  14. Герцензон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно. – СПб.: Литера, 1992. – 250 с.
  15. Городецкий В.Б. Книга о шашках. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 320 с.
  16. Кулинчихин А.И. История развития русских шашек. – М.: Физкультура и спорт, 1982.
  17. Литвинович В.С., Негра Н.Н. Курс шашечных дебютов. – Минск: Полымя, 1985. – 256 с.
  18. Рамм Л.М. Курс шашечных начал. – М.: Физкультура и спорт, 1953. – 348 с.
  19. Сидлин А.М. Как научиться играть в шашки. – М.: Физкультура и спорт, 1951. – 187 с.
  20. Internet  ресурсы, сайты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ФАНТАЗЁРЫ» ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ И ТЕСТОПЛАСТИКЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ

Программа разработана для дополнительного образования детей дошкольного возраста. Программа «Фантазёры» содержит полный курс образовательной деятельности по графической лепке, лепке из соленого теста,...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по художественно-эстетическому развитию для детей дошкольного возраста 4 – 5 ЛЕТ (нетрадиционная техника рисования)

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце ...

✅ Рабочая программа по дополнительному образованию «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста (4-5 лет)»

Знать основные правила личной безопасности,  уметь их формулировать, объяснять необходимость их применения в экстремальных ситуациях. Воспитать личность, неспособной причинять вред себе, ни людям...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Педагога дополнительного образования по реализации интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста Игровой технологии интеллектуально – творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры»

Использование современных образовательных технологий является необходимым условием профессионализма педагога. Авторская технология «Сказочные лабиринты игры» интегрирует сразу несколько &l...

Программа по дополнительному образованию «Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста»

Программа по дополнительному образованию «Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста»...

Программа дополнительного образования по кружковой работе с детьми старшего дошкольного возраста «Почемучка» направленности для детей 6-8 лет «Совята».

Дошкольный возраст – это уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы социального, эмоционального, волевого, познавательного развития, происходит приобщение к общечеловеческим ...