Технология формирования безопасности дошкольников.
проект (подготовительная группа)
« Технология формирования безопасности дошкольников» Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина
« Технология формирования безопасности дошкольников»
Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина
Цель использования технологии.
Оберегать и защищать детей от разного рода неприятностей, подготовить их к встрече со сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Актуальность. Внедрение технологии в практическую деятельность.
Работа проводится по шести разделам, каждая из которых имеет свою направленность.
В первом разделе дети получают знания о том, как вести себя при встрече с незнакомыми людьми, во втором – знакомятся с природой, в третьем – учатся вести себя дома, оставшись одни, в четвертом – получают знания о здоровье и о том, как его сберечь, в пятом – знакомятся с эмоциональным благополучием, в шестом – что делать, оказавшись на улице. Занятия дети получают на занятиях, в процессе игры, на прогулке, в беседах с педагогом, с родителями, при общении друг с другом.
В условиях модернизации российского дошкольного образования одними из приоритетных задач являются формирование основ безопасности у детей и использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
При составлении перспективного планирования в кабинете образовательных информационных технологий я опираюсь на задачи, поставленные годовым планом учреждения в тесной взаимосвязи с воспитателями и специалистами, что способствует более полному комплексному развитию детей по образовательным областям.
Помимо основного перспективно-тематического планирования, в кабинете ОИТ имеется перспективно-тематическое планирование по направлению «Формирование основ безопасности», которое включает в себя 4 блока:
- безопасное поведение в природе;
- безопасность на дорогах;
- пожарная безопасность;
- безопасность дома и при встрече с незнакомцем.
Целью педагогов - дошкольников является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей среде.
Основные задачи:
- Закреплять с детьми правила безопасного поведения в окружающей среде:
- правила безопасного поведения на дороге,
- правила поведения во время пожара, сильного задымления,
- правила поведения на природе,
- правила поведения дома и при встрече с незнакомцем.
- Продолжать формировать у детей навыки и умения наблюдения за опасными ситуациями, умения предвидеть опасные ситуации, обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих.
- Расширять словарный запас детей, связанный с темой безопасность.
- Продолжать воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнПерспективный план работы по технологии формирования основ жизнедеятельности Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина с детьми
Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Анализируя понятие «экстремальный», «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.
Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.
Таким образом, в своей работе, мы ставим следующие цели работы в данном направлении:
- Формирование у детей дошкольного возраста основных представлений, знаний, умений и навыков об основах безопасности жизнедеятельности.
- Стимулирование развития у детей смысловых образований, поведенческих навыков в вопросах безопасности и жизнедеятельности.
- Повышение уровня развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста.
Для реализации поставленных целей, мы решаем следующие задачи:
- Освоение знаний по ОБЖ.
- Развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечение безопасного поведения в опасных ситуациях.
- Воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни.
- Овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной защиты.
- Расширять и систематизировать знания о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми.
- Способствовать эмоциональному и благополучному развитию ребенка - дошкольника.
Принципы организации образовательного процесса:
- Последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.
- Наглядности – дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
- Деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
- Интеграции – интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.
- Дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.
- Возрастной адресованности – одно и то же содержание используется для работы в разных возрастных группах с усложнением, соответствующим возрастным особенностям детей.
- Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях образовательного учреждения и семьи – ничто не убеждает лучше примера родителей.
Для реализации поставленных задач по программе используются следующие формы работы: беседы, чтение стихов, рассказов, сказок, загадывание загадок, игры, рисование, аппликация, рассматривание иллюстраций, разбор конкретных поступков и ситуаций, обучающие презентации и просмотр мультфильмов, прослушивание аудиосказок, целевые экскурсии.
2-я младшая группа
Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная к школе группа
«Ребёнок и природа»
Игра «Идем в лес за грибами»
Теневой театр «Осторожно, ядовито!»
Игра-беседа «Съедобные и несъедобные грибы»
Игра «Ядовитые грибы и ягоды»
Рассматривание иллюстраций «Ядовитые растения»
Беседа «Не собирай не знакомые грибы»
Чтение сказки В. Даля «Война грибов с ягодами»
Рассматривание иллюстраций «Съедобные ягоды и ядовитые растения»
Игра – беседа «Как надо обращаться с домашними животными»
Настольная игра «Каждый грибок в свой кузовок»
Беседа «Умеешь ли ты обращаться с животными?»
Беседа «Что мы должны знать о буре и урагане»
Игра - беседа «Каким бывает снег»
Беседа «Правила безопасности на льду»
Беседа «Берегись мороза»
Беседа «Обходи скользкие места»
Беседа «Осторожно, сосульки!»
Беседа «Что такое метель»
Игра-беседа «Познакомимся с нашими соседями»
Беседа «Берегись насекомых»
Игра-беседа «Берегись насекомых»
Беседа «Поведение на воде»
Беседа «Осторожно, гроза!»
Беседа «Что надо знать, чтобы избежать опасности во время грозы»
Игра-беседа «Солнечный удар»
Игра-беседа «Чем опасно солнце»
Беседа «Не прыгай в воду в незнакомых местах»
Игра «Не зная броду, не суйся в воду»
«Ребенок дома»
Рассматривание иллюстрации Ю. Васнецова «Кошкин Дом»Игра
«Тушим пожар»
Подвижная игра «Огонь»
Занятие «Огонь – друг или враг?»
Беседа «Профессия пожарного»
Беседа «Не ешь лекарство и витамины без разрешения»
Чтение стихотворения С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое»
Подвижная игра «Огонь друг и враг»
Игра - ситуация «Что ты будешь делать, когда останешься дома один, без родителей, а в дверь позвонили?»
Игра - ситуация «Не играй со спичками – это опасно!»
Игра
«Тушим пожар»
Подвижная игра «Птенчики в беде»
Викторина «Юные пожарники»
Беседа «Не влезай на высокие предметы»
Беседа «Не выглядывай в открытое окно»
Игра-соревнование «Сбей мяч»
Драматизация «Спичка-невеличка»
Беседа «Не ходи с чужими людьми, не разговаривай с ними»
Беседа «Не открывай дверь чужим людям»
Развлечение «Путешествие в страну Здоровья»
Беседа «Незнакомые предметы»
Подвижная игра «Костер»
Дидактическая игра «Доскажи словечко»
Игра-беседа «Службы «01», «02», «03» на страже»
Дидактическая игра «Разложи по порядку»
Беседа «Не включай электрическую плиту»
Беседа «Это не игрушки, это опасно»
Беседа «Опасные предмета дома»
Подвижная игра «На пожаре»
Беседа «Будь осторожен с открытым огнем»
Дидактическая игра «Электроприборы»
Подвижная игра «При пожаре не забывай: огонь водою заливай»
Дидактическая игра «Если возник пожар»
«Береги здоровье»
Игровая ситуация «Таблетки растут на ветке, таблетки растут на грядке»
Игра - эксперимент «Слушай во все уши!»
Игра - беседа «Спорт – это здоровье»
Досуг «Дорога к доброму здоровью»
Игра - беседа «Как лечили жирафика»
Игра-беседа «Наши руки»
Беседа «Осторожно, грипп!»
Беседа «Сохрани свое здоровье сам»
Развлечение «В гостях у Айболита»
Игра - беседа «Подружись с зубной щеткой»
Беседа «Витамины укрепляют организм»
Игра - беседа «Смотри во все глаза!»
Перспективный план работы по по технологии формирования основ жизнедеятельности Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина с родителями
Время проведения
2-я младшая группа
Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная группа
Сентябрь
Папка-передвижка «Малышам о безопасности»
Развлечение «Спички не игрушка, огонь не забава»
Информационный стенд «Осторожно, огонь»
Игра-КВН «Чтобы не было беды»
Октябрь
Развлечение «Каждый маленький ребенок это должен знать с пелёнок»
Папка-передвижка «Правила поведения при сезонных изменениях погоды»
Экскурсия в пожарную часть
Семейный клуб «Огонь в руках детей»
Ноябрь
Информационный стенд «Безопасность ребенка дома»
Экскурсия в аптеку
Спортивная игра «Запрещается-разрешается»
Встречи с интересными людьми
Декабрь
Спортивный досуг «Смелые, ловкие, быстрые»
Игра-КВН «Опасность дома»
Консультация медсестры по оказанию первой помощи при ожогах
Родительские посиделки «Правила безопасности»
Январь
Беседа «Как хранить режуще-колющие предметы»
Папка-передвижка «Если ребенок один дома»
Санитарный бюллетень «Осторожно, грипп!»
Экскурсия в аптеку
Февраль
Семейный клуб «Чем занять ребенка дома?»
Семейный клуб «Что читать детям о безопасности»
Папка-передвижка «Службы 01,02,03»
Игра-КВН «Лучший пешеход»
Март
Круглый стол «О значении обучения детей младшего дошкольного возраста Правилам дорожного движения»
Викторина «Личная безопасность»
Семейный клуб «Ребята с картой микрорайона»
Викторина «Общение с природой -прекрасно или опасно?»
Апрель
Родительские посиделки «Как провести лето с ребенком»
Консультация «Умеем ли мы общаться с животными»
Диспут «Пример родителей один из основных факторов успешного воспитания на улице»
Досуг «Если хочешь быть здоровым»
Май
Семейные игры «Папа, мама, я -здоровая семья»
Спортивный досуг «Путешествие в Спортландию»
Поход в лес «Что ты знаешь о растениях?»
Папка-передвижка «Компьютер в жизни ребенка»
Перспективный план работы по технологии формирования основ жизнедеятельности Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина с педагогами и родителями.
Период
Педагоги
Родители
1.
Сентябрь
Октябрь
- Создание в группе среды «Уголок безопасности» - Выставка детских работ «Чтобы не было пожара, чтобы не было беды».
- Беседа «Почему нужно доводить ребенка до группы детского сада и отдавать непосредственно воспитателю». - Диспут «Надо ли объяснять детям, как вести себя с незнакомыми людьми». Октябрь Ноябрь Консультация «Детская безопасность дома и на улице» - Беседа «Безопасность в В
2
Ноябрь
Консультация «Детская безопасность дома и на улице»
- Беседа «Безопасность в Вашем доме. Почему происходят несчастные случаи». - Беседа «Что должны знать дети». Поговорим о соблюдении правил поведения на улице, дома.
3
Декабрь
Разработать перечень рекомендаций для родителей по ОБЖ
- Памятка «Новогодняя азбука безопасности». - Папка-передвижка для родителей. «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности». - Консультация «Как провести выходные дни с ребёнком?».
4
Январь
Анкетирование «Откуда опасность?»
Анкетирование «Откуда опасность?».
5
Февраль
Консультация «Влияние условий жизни на уровень подвижных процессов»
- Консультация «Здоровый образ жизни семьи».
6
Март
Создание буклета «Безопасные шаги на пути к безопасности»
Круглые столы, деловая игра.
7
Апрель
Разработка диагностического инструментария
8
Май
Диагностика
Диагностика по программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б
Диагностика проводится в начале и в конце учебного года (сентябрь, май).
Цель диагностики в начале учебного года: определить те знания и представления, которые имеются у ребёнка; выявить умения и навыки дошкольников по формированию начальных основ безопасности жизнедеятельности.
Цель диагностики в конце года: определить уровень знаний и умения детей быстро и правильно действовать в различных жизненных ситуациях, желание сохранять и укреплять своё здоровье (т.е. результаты проведенной работы).
Методика проведения диагностики:
1 Тема: «Ребёнок и другие люди».
Беседы: «Кто ты незнакомец», «Однажды на улице»;
обсуждение конкретных ситуаций;
дидактические игры: «Как избежать неприятностей», «Разложи по порядку».
2 Тема: «Ребёнок и природа».
Беседы по картинкам, плакатам;
наблюдения на участке во время прогулок и во время экскурсий;
дидактические игры: «Как избежать неприятностей в природе», «Кто, где
живёт» (про насекомых), «Распутай путаницу» (ядовитые растения, грибы,
ягоды).
3 Тема: «Ребёнок один дома».
Занятие-практикум «Спешим на помощь»;
дидактические игры: «Как избежать неприятностей дома», «Кто поможет?»,
«Скорая помощь», «Помогите милиция!».
4 Тема: «Здоровье ребёнка».
Дидактические игры: «Четвёртый лишний» (что вредно, а что полезно),
«Загадай, мы отгадаем» (об органах человека, их функции), «Валеология или
здоровый малыш» (культурно-гигиенические навыки), «Малыши-крепыши»
(закаливание, ЗОЖ);
Занятия, беседы, наблюдения.
5 Тема: «Эмоции».
Беседы: «Что я умею чувствовать», «Мои желания»;
рисование тематическое и свободное; игры-кляксы;
дидактические игры: «Что хорошо, что плохо», «Наши чувства и эмоции»,
тесты.
6 Тема: «Ребёнок на улицах города».
Занятие-практикум «Мы пешеходы»;
сюжетно-ролевые игры: «Милиционер-регулировщик», «Водитель и
пассажиры»;
дидактические игры: «Большая безопасная прогулка», «Дорожные знаки»,
«Найди ошибку».
Ответы детей оцениваются в баллах:
3 балла – высокий уровень (ребёнок хорошо ориентируется в предложенной теме, не испытывает особых затруднений при выборе правильного выхода из предлагаемой ситуации).
2 балла – средний уровень (ребёнок удовлетворительно ориентируется в предложенной теме, испытывает некоторые затруднения при выборе правильного выхода из предлагаемой ситуации).
1 балл – низкий уровень (ребёнок частично или вообще не ориентируется в предложенной теме, не может самостоятельно выбрать правильный выход из предлагаемой ситуации).
Высокий уровень с 16 – 18 баллов
Средний уровень с 13 – 15 баллов
Низкий уровень до 12 баллов
Количественный уровень в % высчитывается по формуле:
Сумма всех баллов в столбике умножить на 100 и разделить
на идеальный балл.
Идеальный балл = количество детей умноженное на 3
Качественный уровень в % высчитывается по формуле:
Сумма всех 3 в столбике умножить на 100 и разделить
на идеальный балл.
Диагностика по программе: «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авдеева Н.Н, Князева О.Л., Стёркина Р.Б. в старшей-подготовительной группе
Провела воспитатель: Ратушинская В.Ф...
Дата проведения сентябрь 2019,май 2020г..
1 тема
2 тема
3 тема
4 тема
5 тема
6 тема
баллы
сент
май
сент
май
сент
май
сент
май
сент
май
сент
май
сент
май
1
2
3
3
3
2
3
2
3
3
3
2
3
15
18
2
3
3
3
3
2
3
2
3
3
3
3
3
16
18
3
3
3
3
3
2
3
3
3
3
3
3
3
17
18
4
2
3
2
2
3
3
2
3
3
3
2
3
16
18
5
2
3
2
3
2
3
3
3
3
3
3
3
16
18
6
1
2
2
3
3
3
2
3
2
2
2
3
16
18
7
3
3
1
2
3
3
3
3
3
3
3
3
13
15
8
1
2
2
3
2
3
3
3
1
2
2
3
16
18
9
1
2
3
3
1
2
1
2
2
2
2
2
8
14
10
3
3
2
2
2
2
2
2
3
3
2
3
10
12
11
3
3
3
3
3
3
2
3
2
3
2
3
15
18
12
2
3
2
2
2
3
3
3
2
3
3
3
14
17
13
2
3
3
3
3
3
2
3
3
3
3
3
17
18
14
3
3
2
3
3
3
3
3
2
3
3
3
16
18
15
2
3
1
2
2
3
1
2
2
2
2
3
10
14
16
2
3
3
3
2
3
1
2
1
3
2
2
11
16
17
2
2
3
3
2
3
2
3
1
3
2
2
12
16
18
3
3
2
3
2
3
3
3
2
2
2
3
14
17
19
2
3
1
2
2
3
2
2
2
2
2
3
11
15
20
1
2
1
3
2
2
2
3
1
2
2
3
9
15
21
2
2
2
3
3
3
2
3
2
2
2
3
13
16
22
2
3
2
3
3
3
2
3
2
2
2
3
13
17
23
2
3
2
3
3
3
1
3
2
2
2
3
12
17
24
2
2
1
2
2
3
2
2
1
3
2
2
10
14
25
2
3
2
2
3
3
2
3
1
2
2
3
12
16
26
1
3
1
2
2
2
1
3
2
3
1
2
8
15
Количественный уровень %
69%
86%
69%
88%
78%
95%
52%
93%
69%
86%
74%
94%
68%
90%
Качественный уровень %
26%
73%
31%
65%
38%
85%
27%
77%
31%
54%
27%
81%
30%
72%
Выводы: Обследовано 26 детей. Из них:
На начало года имели: высокий уровень- 7 детей, средний уровень – 8 детей, низкий уровень – 11 детей. Количественный уровень сформированности начальных основ безопасности жизнедеятельности дошкольников по группе – 68%, качественный – 30%. Усвоение программы группы детей в целом – 49%
На конец года имели: высокий уровень – 18 детей, средний – 7 детей, низкий –
Количественный уровень сформированности начальных основ безопасности жизнедеятельности дошкольников по группе –90%, качественный –72%.
Усвоение программы группы детей в целом – 81%
Процент увеличения, освоения программы группы детей в целом, за год – 32%
Вывод:
Обучение детей правилам безопасного поведения - это долгосрочная педагогическая и социальная задача, которая не должна выделяться в самостоятельный раздел, а должна входить во все возможные разделы и направления программы воспитания в детском саду. В настоящее время в практике детских садов использование ОИТ встречается фрагментарно и не всегда функционально справляется с поставленными задачами. Однако основой применения новых форм при организации воспитательно-образовательного процесса является систематическое использование образовательных информационных технологий. Совместное использование современных и традиционных технических средств в дошкольном образовании позволит сделать воспитательно-образовательный процесс более интересным, формы работы с детьми более вариативными, повысить результативность дошкольного образования и способствовать формированию у детей новых компетенций, отвечающих современным требованиям.
- Активизировать работу по пропаганде правил безопасного поведения и безопасного образа жизни среди родителей.
- Довести до сознания детей, к чему может привести нарушение правил безопасности.
Учитывая положения Федеральных государственных требований и Федерального государственного стандарта дошкольного образования в практике нашего дошкольного учреждения на занятиях ОИТ используются модели новых форм организации воспитательно - образовательного процесса, позволяющие реализовать этот процесс в рамках поставленных задач основной образовательной программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_formirovaniya_bezopasnosti_doshkolnikov.docx | 15.88 КБ |
perspektivnyy_plan_raboty_s_detmi_roditelyamipedagogami.doc | 144 КБ |
Предварительный просмотр:
« Технология формирования безопасности дошкольников» Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина
« Технология формирования безопасности дошкольников»
Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина
Цель использования технологии.
Оберегать и защищать детей от разного рода неприятностей, подготовить их к встрече со сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Актуальность. Внедрение технологии в практическую деятельность.
Работа проводится по шести разделам, каждая из которых имеет свою направленность.
В первом разделе дети получают знания о том, как вести себя при встрече с незнакомыми людьми, во втором – знакомятся с природой, в третьем – учатся вести себя дома, оставшись одни, в четвертом – получают знания о здоровье и о том, как его сберечь, в пятом – знакомятся с эмоциональным благополучием, в шестом – что делать, оказавшись на улице. Занятия дети получают на занятиях, в процессе игры, на прогулке, в беседах с педагогом, с родителями, при общении друг с другом.
В условиях модернизации российского дошкольного образования одними из приоритетных задач являются формирование основ безопасности у детей и использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
При составлении перспективного планирования в кабинете образовательных информационных технологий я опираюсь на задачи, поставленные годовым планом учреждения в тесной взаимосвязи с воспитателями и специалистами, что способствует более полному комплексному развитию детей по образовательным областям.
Помимо основного перспективно-тематического планирования, в кабинете ОИТ имеется перспективно-тематическое планирование по направлению «Формирование основ безопасности», которое включает в себя 4 блока:
- безопасное поведение в природе;
- безопасность на дорогах;
- пожарная безопасность;
- безопасность дома и при встрече с незнакомцем.
Целью педагогов - дошкольников является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей среде.
Основные задачи:
- Закреплять с детьми правила безопасного поведения в окружающей среде:
- правила безопасного поведения на дороге,
- правила поведения во время пожара, сильного задымления,
- правила поведения на природе,
- правила поведения дома и при встрече с незнакомцем.
- Продолжать формировать у детей навыки и умения наблюдения за опасными ситуациями, умения предвидеть опасные ситуации, обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих.
- Расширять словарный запас детей, связанный с темой безопасность.
- Продолжать воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил безопасного поведения в окружающем мире, культуру поведения, внимание, сосредоточенность, чуткость, отзывчивость, умение оказать помощь другому.
- Активизировать работу по пропаганде правил безопасного поведения и безопасного образа жизни среди родителей.
- Довести до сознания детей, к чему может привести нарушение правил безопасности.
Учитывая положения Федеральных государственных требований и Федерального государственного стандарта дошкольного образования в практике нашего дошкольного учреждения на занятиях ОИТ используются модели новых форм организации воспитательно - образовательного процесса, позволяющие реализовать этот процесс в рамках поставленных задач основной образовательной программы.
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы по технологии формирования основ жизнедеятельности Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина с детьми
Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Анализируя понятие «экстремальный», «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.
Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.
Таким образом, в своей работе, мы ставим следующие цели работы в данном направлении:
- Формирование у детей дошкольного возраста основных представлений, знаний, умений и навыков об основах безопасности жизнедеятельности.
- Стимулирование развития у детей смысловых образований, поведенческих навыков в вопросах безопасности и жизнедеятельности.
- Повышение уровня развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста.
Для реализации поставленных целей, мы решаем следующие задачи:
- Освоение знаний по ОБЖ.
- Развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечение безопасного поведения в опасных ситуациях.
- Воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни.
- Овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной защиты.
- Расширять и систематизировать знания о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми.
- Способствовать эмоциональному и благополучному развитию ребенка - дошкольника.
Принципы организации образовательного процесса:
- Последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.
- Наглядности – дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
- Деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
- Интеграции – интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.
- Дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.
- Возрастной адресованности – одно и то же содержание используется для работы в разных возрастных группах с усложнением, соответствующим возрастным особенностям детей.
- Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях образовательного учреждения и семьи – ничто не убеждает лучше примера родителей.
Для реализации поставленных задач по программе используются следующие формы работы: беседы, чтение стихов, рассказов, сказок, загадывание загадок, игры, рисование, аппликация, рассматривание иллюстраций, разбор конкретных поступков и ситуаций, обучающие презентации и просмотр мультфильмов, прослушивание аудиосказок, целевые экскурсии.
2-я младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная к школе группа |
«Ребёнок и природа» | |||
Игра «Идем в лес за грибами» | Теневой театр «Осторожно, ядовито!» | Игра-беседа «Съедобные и несъедобные грибы» | Игра «Ядовитые грибы и ягоды» |
Рассматривание иллюстраций «Ядовитые растения» | Беседа «Не собирай не знакомые грибы» | Чтение сказки В. Даля «Война грибов с ягодами» | Рассматривание иллюстраций «Съедобные ягоды и ядовитые растения» |
Игра – беседа «Как надо обращаться с домашними животными» | Настольная игра «Каждый грибок в свой кузовок» | Беседа «Умеешь ли ты обращаться с животными?» | Беседа «Что мы должны знать о буре и урагане» |
Игра - беседа «Каким бывает снег» | Беседа «Правила безопасности на льду» | Беседа «Берегись мороза» | Беседа «Обходи скользкие места» |
Беседа «Осторожно, сосульки!» | Беседа «Что такое метель» | Игра-беседа «Познакомимся с нашими соседями» | Беседа «Берегись насекомых» |
Игра-беседа «Берегись насекомых» | Беседа «Поведение на воде» | Беседа «Осторожно, гроза!» | Беседа «Что надо знать, чтобы избежать опасности во время грозы» |
Игра-беседа «Солнечный удар» | Игра-беседа «Чем опасно солнце» | Беседа «Не прыгай в воду в незнакомых местах» | Игра «Не зная броду, не суйся в воду» |
«Ребенок дома» | |||
Рассматривание иллюстрации Ю. Васнецова «Кошкин Дом»Игра «Тушим пожар» | Подвижная игра «Огонь» | Занятие «Огонь – друг или враг?» | Беседа «Профессия пожарного» |
Беседа «Не ешь лекарство и витамины без разрешения» | Чтение стихотворения С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое» | Подвижная игра «Огонь друг и враг» | Игра - ситуация «Что ты будешь делать, когда останешься дома один, без родителей, а в дверь позвонили?» |
Игра - ситуация «Не играй со спичками – это опасно!» | Игра «Тушим пожар» | Подвижная игра «Птенчики в беде» | Викторина «Юные пожарники» |
Беседа «Не влезай на высокие предметы» | Беседа «Не выглядывай в открытое окно» | Игра-соревнование «Сбей мяч» | Драматизация «Спичка-невеличка» |
Беседа «Не ходи с чужими людьми, не разговаривай с ними» | Беседа «Не открывай дверь чужим людям» | Развлечение «Путешествие в страну Здоровья» | Беседа «Незнакомые предметы» |
Подвижная игра «Костер» | Дидактическая игра «Доскажи словечко» | Игра-беседа «Службы «01», «02», «03» на страже» | Дидактическая игра «Разложи по порядку» |
Беседа «Не включай электрическую плиту» | Беседа «Это не игрушки, это опасно» | Беседа «Опасные предмета дома» | Подвижная игра «На пожаре» |
Беседа «Будь осторожен с открытым огнем» | Дидактическая игра «Электроприборы» | Подвижная игра «При пожаре не забывай: огонь водою заливай» | Дидактическая игра «Если возник пожар» |
«Береги здоровье» | |||
Игровая ситуация «Таблетки растут на ветке, таблетки растут на грядке» | Игра - эксперимент «Слушай во все уши!» | Игра - беседа «Спорт – это здоровье» | Досуг «Дорога к доброму здоровью» |
Игра - беседа «Как лечили жирафика» | Игра-беседа «Наши руки» | Беседа «Осторожно, грипп!» | Беседа «Сохрани свое здоровье сам» |
Развлечение «В гостях у Айболита» | Игра - беседа «Подружись с зубной щеткой» | Беседа «Витамины укрепляют организм» | Игра - беседа «Смотри во все глаза!» |
Перспективный план работы по по технологии формирования основ жизнедеятельности Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина с родителями
Время проведения | 2-я младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
Сентябрь | Папка-передвижка «Малышам о безопасности» | Развлечение «Спички не игрушка, огонь не забава» | Информационный стенд «Осторожно, огонь» | Игра-КВН «Чтобы не было беды» |
Октябрь | Развлечение «Каждый маленький ребенок это должен знать с пелёнок» | Папка-передвижка «Правила поведения при сезонных изменениях погоды» | Экскурсия в пожарную часть | Семейный клуб «Огонь в руках детей» |
Ноябрь | Информационный стенд «Безопасность ребенка дома» | Экскурсия в аптеку | Спортивная игра «Запрещается-разрешается» | Встречи с интересными людьми |
Декабрь | Спортивный досуг «Смелые, ловкие, быстрые» | Игра-КВН «Опасность дома» | Консультация медсестры по оказанию первой помощи при ожогах | Родительские посиделки «Правила безопасности» |
Январь | Беседа «Как хранить режуще-колющие предметы» | Папка-передвижка «Если ребенок один дома» | Санитарный бюллетень «Осторожно, грипп!» | Экскурсия в аптеку |
Февраль | Семейный клуб «Чем занять ребенка дома?» | Семейный клуб «Что читать детям о безопасности» | Папка-передвижка «Службы 01,02,03» | Игра-КВН «Лучший пешеход» |
Март | Круглый стол «О значении обучения детей младшего дошкольного возраста Правилам дорожного движения» | Викторина «Личная безопасность» | Семейный клуб «Ребята с картой микрорайона» | Викторина «Общение с природой -прекрасно или опасно?» |
Апрель | Родительские посиделки «Как провести лето с ребенком» | Консультация «Умеем ли мы общаться с животными» | Диспут «Пример родителей один из основных факторов успешного воспитания на улице» | Досуг «Если хочешь быть здоровым» |
Май | Семейные игры «Папа, мама, я -здоровая семья» | Спортивный досуг «Путешествие в Спортландию» | Поход в лес «Что ты знаешь о растениях?» | Папка-передвижка «Компьютер в жизни ребенка» |
Перспективный план работы по технологии формирования основ жизнедеятельности Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина с педагогами и родителями.
Период | Педагоги | Родители | |
1. | Сентябрь Октябрь | - Создание в группе среды «Уголок безопасности» - Выставка детских работ «Чтобы не было пожара, чтобы не было беды». | - Беседа «Почему нужно доводить ребенка до группы детского сада и отдавать непосредственно воспитателю». - Диспут «Надо ли объяснять детям, как вести себя с незнакомыми людьми». Октябрь Ноябрь Консультация «Детская безопасность дома и на улице» - Беседа «Безопасность в В |
2 | Ноябрь | Консультация «Детская безопасность дома и на улице» | - Беседа «Безопасность в Вашем доме. Почему происходят несчастные случаи». - Беседа «Что должны знать дети». Поговорим о соблюдении правил поведения на улице, дома. |
3 | Декабрь | Разработать перечень рекомендаций для родителей по ОБЖ | - Памятка «Новогодняя азбука безопасности». - Папка-передвижка для родителей. «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности». - Консультация «Как провести выходные дни с ребёнком?». |
4 | Январь | Анкетирование «Откуда опасность?» | Анкетирование «Откуда опасность?». |
5 | Февраль | Консультация «Влияние условий жизни на уровень подвижных процессов» | - Консультация «Здоровый образ жизни семьи». |
6 | Март | Создание буклета «Безопасные шаги на пути к безопасности» | Круглые столы, деловая игра. |
7 | Апрель | Разработка диагностического инструментария | |
8 | Май | Диагностика |
Диагностика по программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б
Диагностика проводится в начале и в конце учебного года (сентябрь, май).
Цель диагностики в начале учебного года: определить те знания и представления, которые имеются у ребёнка; выявить умения и навыки дошкольников по формированию начальных основ безопасности жизнедеятельности.
Цель диагностики в конце года: определить уровень знаний и умения детей быстро и правильно действовать в различных жизненных ситуациях, желание сохранять и укреплять своё здоровье (т.е. результаты проведенной работы).
Методика проведения диагностики:
1 Тема: «Ребёнок и другие люди».
Беседы: «Кто ты незнакомец», «Однажды на улице»;
обсуждение конкретных ситуаций;
дидактические игры: «Как избежать неприятностей», «Разложи по порядку».
2 Тема: «Ребёнок и природа».
Беседы по картинкам, плакатам;
наблюдения на участке во время прогулок и во время экскурсий;
дидактические игры: «Как избежать неприятностей в природе», «Кто, где
живёт» (про насекомых), «Распутай путаницу» (ядовитые растения, грибы,
ягоды).
3 Тема: «Ребёнок один дома».
Занятие-практикум «Спешим на помощь»;
дидактические игры: «Как избежать неприятностей дома», «Кто поможет?»,
«Скорая помощь», «Помогите милиция!».
4 Тема: «Здоровье ребёнка».
Дидактические игры: «Четвёртый лишний» (что вредно, а что полезно),
«Загадай, мы отгадаем» (об органах человека, их функции), «Валеология или
здоровый малыш» (культурно-гигиенические навыки), «Малыши-крепыши»
(закаливание, ЗОЖ);
Занятия, беседы, наблюдения.
5 Тема: «Эмоции».
Беседы: «Что я умею чувствовать», «Мои желания»;
рисование тематическое и свободное; игры-кляксы;
дидактические игры: «Что хорошо, что плохо», «Наши чувства и эмоции»,
тесты.
6 Тема: «Ребёнок на улицах города».
Занятие-практикум «Мы пешеходы»;
сюжетно-ролевые игры: «Милиционер-регулировщик», «Водитель и
пассажиры»;
дидактические игры: «Большая безопасная прогулка», «Дорожные знаки»,
«Найди ошибку».
Ответы детей оцениваются в баллах:
3 балла – высокий уровень (ребёнок хорошо ориентируется в предложенной теме, не испытывает особых затруднений при выборе правильного выхода из предлагаемой ситуации).
2 балла – средний уровень (ребёнок удовлетворительно ориентируется в предложенной теме, испытывает некоторые затруднения при выборе правильного выхода из предлагаемой ситуации).
1 балл – низкий уровень (ребёнок частично или вообще не ориентируется в предложенной теме, не может самостоятельно выбрать правильный выход из предлагаемой ситуации).
Высокий уровень с 16 – 18 баллов
Средний уровень с 13 – 15 баллов
Низкий уровень до 12 баллов
Количественный уровень в % высчитывается по формуле:
Сумма всех баллов в столбике умножить на 100 и разделить
на идеальный балл.
Идеальный балл = количество детей умноженное на 3
Качественный уровень в % высчитывается по формуле:
Сумма всех 3 в столбике умножить на 100 и разделить
на идеальный балл.
Диагностика по программе: «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авдеева Н.Н, Князева О.Л., Стёркина Р.Б. в старшей-подготовительной группе
Провела воспитатель: Ратушинская В.Ф...
Дата проведения сентябрь 2019,май 2020г..
1 тема | 2 тема | 3 тема | 4 тема | 5 тема | 6 тема | баллы | ||||||||
сент | май | сент | май | сент | май | сент | май | сент | май | сент | май | сент | май | |
1 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 15 | 18 |
2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 16 | 18 |
3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 17 | 18 |
4 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 16 | 18 |
5 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 16 | 18 |
6 | 1 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 16 | 18 |
7 | 3 | 3 | 1 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 13 | 15 |
8 | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 1 | 2 | 2 | 3 | 16 | 18 |
9 | 1 | 2 | 3 | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | 14 |
10 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 10 | 12 |
11 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 15 | 18 |
12 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 14 | 17 |
13 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 17 | 18 |
14 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 16 | 18 |
15 | 2 | 3 | 1 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 10 | 14 |
16 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 | 3 | 2 | 2 | 11 | 16 |
17 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 1 | 3 | 2 | 2 | 12 | 16 |
18 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 14 | 17 |
19 | 2 | 3 | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 11 | 15 |
20 | 1 | 2 | 1 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 2 | 3 | 9 | 15 |
21 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 13 | 16 |
22 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 13 | 17 |
23 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 1 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 12 | 17 |
24 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 1 | 3 | 2 | 2 | 10 | 14 |
25 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 1 | 2 | 2 | 3 | 12 | 16 |
26 | 1 | 3 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 3 | 2 | 3 | 1 | 2 | 8 | 15 |
Количественный уровень % | 69% | 86% | 69% | 88% | 78% | 95% | 52% | 93% | 69% | 86% | 74% | 94% | 68% | 90% |
Качественный уровень % | 26% | 73% | 31% | 65% | 38% | 85% | 27% | 77% | 31% | 54% | 27% | 81% | 30% | 72% |
Выводы: Обследовано 26 детей. Из них:
На начало года имели: высокий уровень- 7 детей, средний уровень – 8 детей, низкий уровень – 11 детей. Количественный уровень сформированности начальных основ безопасности жизнедеятельности дошкольников по группе – 68%, качественный – 30%. Усвоение программы группы детей в целом – 49%
На конец года имели: высокий уровень – 18 детей, средний – 7 детей, низкий –
Количественный уровень сформированности начальных основ безопасности жизнедеятельности дошкольников по группе –90%, качественный –72%.
Усвоение программы группы детей в целом – 81%
Процент увеличения, освоения программы группы детей в целом, за год – 32%
Вывод:
Обучение детей правилам безопасного поведения - это долгосрочная педагогическая и социальная задача, которая не должна выделяться в самостоятельный раздел, а должна входить во все возможные разделы и направления программы воспитания в детском саду. В настоящее время в практике детских садов использование ОИТ встречается фрагментарно и не всегда функционально справляется с поставленными задачами. Однако основой применения новых форм при организации воспитательно-образовательного процесса является систематическое использование образовательных информационных технологий. Совместное использование современных и традиционных технических средств в дошкольном образовании позволит сделать воспитательно-образовательный процесс более интересным, формы работы с детьми более вариативными, повысить результативность дошкольного образования и способствовать формированию у детей новых компетенций, отвечающих современным требованиям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая технология "Формирование здоровьесбережения дошкольников"
Технология направлениа на формирование у дошкольников основ здоровьесбережения через использование специально организованных форм обучения воспитанников и реализацию инновационных здоровьесберегающих ...
План по самообразованию на тему: «Игровая технология формирования у дошкольников направленности на мир семьи».
План по самообразованию на 2016 - 2017г. Тема: «Игровая технология формирования у дошкольников направленности на мир семьи»....
Технологии формирования безопасного поведения у детей дошкольного возраста
В своей презентации я изложила мысль,что главной задачей воспитания у детей безопасного поведения должно стать формирования понятия об опасных ситуациях и овладение умением правильно вести себя в тех ...
Сертификат семинара-практикума "Современные технологии формирования компетенций дошкольников в контексте ФГОС"
Повышение квалификации...
Технология формирования у дошкольников безопасного поведения на дороге
ТЕХНОЛОГИЯформирования у дошкольников безопасного поведения на дороге В данном материале представлен опыт работы...
Технологии формирования безопасного поведения у детей дошкольного возраста
В своей статье и презентации я изложила мысль, что главной задачей воспитания у детей безопасного поведения должно стать формирование понятия об опасных ситуациях и овладение умением правильно вести с...
Технология формирования у дошкольников безопасного поведения на дороге
Этот материал может быть использован воспитателями детских садов и родителями, интересующимися вопросами формирования у дошкольников безопасного поведения на дороге...