Технология проектной деятельности в ДОУ.
проект (подготовительная группа)

Ратушинская Виктория Филипповна

Технология проектной деятельности в ДОУ.

 

Актуальность проектной деятельности в дошкольных учреждениях.

Сейчас в педагогической среде и в частности в дошкольной много внимания уделяется проектированию – педагогическому и детскому. И для многих педагогов не совсем понятно, зачем нужно проектирование в детских садах. Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения – маленький исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет узнать его как можно лучше. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально развивалось в процессе саморазвития. Проектный метод обучения, является для дошкольных заведений инновационным. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных, творческих способностей. Проектная деятельность, как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи.

Проектная деятельность – это целенаправленная деятельность по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования. В основе лежит идея о направленности деятельности на результат, который достигается в процессе совместной работы взрослого и детей над определенной практической проблемой (продуктом  проектирования являются макеты, плакаты, модели, театрализации, сценические представления и пр.). Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает.

 Как же поправить ситуацию? Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий.

Цель использования образовательной технологии.

Развивать творческие способности ребёнка путём организации проектной деятельности.

Задачами педагогической деятельности становятся

- воспитание личности, способной встраиваться в социум, позитивно вести себя в нем,

- самостоятельно мыслить, добывать и применять знания (а не только заучивать и воспроизводить их),

- тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать свои действия.

Реализация этих задач связана с формированием педагога, способного работать с ребенком на результат, воспитывать у него коммуникативные навыки и умения, отходить в организации учебно-воспитательного процесса от авторитаризма, развивать стремление к самостоятельной мыследеятельности.

Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности.  

Работа с педагогами

Одним из эффективных средств решения данных задач педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения  считает метод педагогического проектирования как одну из форм планирования и организации воспитательно-образовательной работы, влияющую на формирование компетентности педагогов, выработку у них исследовательских умений, развитие креативности, прогнозирования, поиска инновационных средств и, таким образом, повышающую качество воспитательно-образовательного процесса.

Внедрение в практику технологию - метод проекта,  позволило изменить стиль работы с детьми: повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, развить у детей творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации, становиться увереннее в своих силах, помочь ребенку успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

Поэтому  в воспитательно- образовательном процессе ДОУ  проектная деятельность носит характер  сотрудничества, в котором  принимают участие дети и педагоги, а также привлекаются родители  и другие члены семьи.

Педагог моделирует цикл творческой, познавательной практической деятельности не только с учетом необходимости решения проблемы, лежащей в его основе, но и учитывая задачи личностного роста  и развития воспитанников.

Метод проектов может быть адаптирован ко всем возрастным группам, необходимо только учитывать психолого-физиологические особенности детей, понимать интересы дошкольников на данном этапе. (Е. С. Евдокимова)

Так, в работе с детьми младшего дошкольного возраста педагог может использовать подсказку, наводящие вопросы? А детям старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности.

Теоретические и практические материалы по  использованию проектного метода в работе педагогического коллектива – созданию единого образовательного пространства и развитию познавательных способностей детей  представлены  в книге Л.С.Киселёвой, Т.А.Данилиной, Т.С.Лагоды, М.Б.Зуйковой «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения». Авторы предлагают конспекты занятий и схемы осуществления различных проектов; называют удачной находкой педагогического коллектива естественное включение семьи в проектную деятельность детей. 

      Методика работы с детьми дошкольного возраста по организации проектной деятельности полно и планомерно раскрыта в пособии Вераксы Н.Е., Вераксы А.Н. «Проектная деятельность дошкольников». Авторы особое  внимание уделяют вопросам поддержки детской познавательной инициативы в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи. В данной книге подробно описаны типы проектной деятельности: исследовательская, творческая и нормативная, используемые в практике ДОУ; приведён анализ занятий по проектной деятельности.

Книга Л.Д.Морозовой «Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике», в которой автор раскрывает теоретические основы педагогического проектирования, определяет его сущность и содержание в деятельности специалистов дошкольного образования; выявляет структуру, качественные характеристики и уровни сформированности умений педагогического проектирования. В своей книге  Л.Д.Морозова  определяет проектную деятельность как средство взаимодействия педагогов ДОУ, детей и родителей; как средство разработки и внедрения педагогических инноваций.  В данной книге представлены консультации для воспитателей ДОУ и родителей по совместному проектированию, материалы для тематического контроля по показателям эффективности проектов.

О.И Давыдова, А.А. Майер, Л.Г. Богословец  «Проекты в работе с семьей». В данном методическом пособии раскрыты  основные направления проектирования как  активной формы работы с родителями, обобщен опыт  работы образовательных учреждений по разработке семейных проектов, материалом из практики работы.

Проекты классифицируются по разным признакам.

Наиболее существенным является доминирующий вид деятельности. В практике ДОУ используются следующие типы проектов:

Исследовательские: осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна, кулинарной книги и пр.). Предполагают проверку некого предположения (гипотезы) с использованием метода познания (наблюдение, эксперимент)  например. «Почему дети болеют?», «Что мы знаем о воде», «  Как растет горох?»;

Ролево-игровые: это проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по своему решают поставленные проблемы. В основе таких  проектов лежит сюжетно- ролевая игра  и дети активно включаются в них. Охотно выполняют роли. Например, «Моя любимая игрушка», «В гостях у сказки»;

Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, квартиры, и т.п. Например «Герои-земляки»

Творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки. например, «Концерт для мам», спектакль для малышей ;

Практические:  связаны с работой   на достижение значимого результата. Например, благоустройство группы, оформление клумбы и уход за ней;

Другими признаками классификации являются:

Состав участников (групповой, подгрупповой, личный, семейный, парный и пр.)

Продолжительность (краткосрочный – несколько занятий, 1–2 недели, средней продолжительности – 1–3 месяца, долгосрочный – до 1 года)

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В  младшем дошкольном возрасте - это:

- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

- активизация желания искать пути решения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

- формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте - это:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

Этапы работы над проектом:

I этап разработки проекта – целеполагание: воспитатель выносит проблему на обсуждение детям.

II этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели. Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Воспитатель фиксирует ответы на большом листе ватмана, чтобы группа могла их видеть. Для фиксации ответов лучше использовать условные схематические символы, знакомые и доступные детям. Затем воспитатель задает второй вопрос: «Что мы хотим узнать?» Ответы снова фиксируются, причём независимо от того, что они могут показаться глупыми или нелогичными. Здесь важно, чтобы педагог проявил терпение, уважение к точке зрения каждого ребенка, тактичность по отношению к нелепым высказываниям малышей. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на вопросы?» Отвечая на данный вопрос, дети опираются на свой личный опыт.

 Решением поставленного вопроса могут выступать различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий.

После составления совместного плана действий начинается

III этап работы над проектом – его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления воспитатель предлагает решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума. Необходимо, чтобы педагог умел создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой. Особую роль в данном случае играют уголки по познавательно-практической деятельности.

Заключительным, IV этапом  работы над проектом является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта: итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет.

Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей. Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы. При этом взрослый выступает партнером ребенка и помощником в его саморазвитии.

Направленность проектной деятельности в ДОУ многогранна.

На практике нами были разработаны и реализованы проекты для детей по разным образовательным областям.

Например, в рамках социально - коммуникативной области был реализован проект «Мир без войны».

Знания, полученных детьми в ходе проектов, успешно применяются в повседневной жизни, режимных моментах.

Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей.

Работа с родителями

Проектный метод может проходить через все виды детской деятельности в ДОУ. Побуждает педагогов повышать свой профессионально-творческий уровень, что, несомненно, сказывается на качестве образовательного процесса. Подталкивает к активному взаимодействию всех специалистов ДОУ, родителей воспитанников и организации социума. Формирует у дошкольников умение планировать и самостоятельность в решении поставленной проблемы, способствует развитию  познавательной и творческой активности.

Таким образом, метод проектов можно рассматривать как особый механизм взаимодействия семьи и ДОУ. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки воспитателю во время работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов детей.

 

 

ПЛАН РАБОТЫ ПО ВНЕДРЕНИЮ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Содержание работы

Участники

Ответственный

Срок исполнения

Результат

1

Мониторинг итоговых результатов индивидуального развития ребёнка

Дети

Старший воспитатель, воспитатели подготовительной группы

Май

Аналитическая справка

2

Анкетирование родителей «Что такое проектная деятельность?»

Родители

Старший воспитатель

Октябрь

Аналитическая справка

3

Мониторинг педагогов «Уровень готовности педагогов к работе по внедрению технологии проектной деятельности»

Воспитатели групп

Старший воспитатель

Ноябрь

Аналитическая справка

 

 

 

 

 

 

 

Методическая работа

 

 

 

 

 

1

Изучение материалов ФГОС: требования, условия реализации

Воспитатели групп

Старший воспитатель

Сентябрь

Повышение профессиональной компетентности педагогов

2

Подбор методических пособий, демонстрационного материала, соответствующего ФГОС

Старший воспитатель
Воспитатели групп

Старший воспитатель

Сентябрь

Программы, наличие пособий, демонстрационного материала

3.

Разработка методических рекомендаций по внедрению проектной деятельности (презентация, памятки)

Старший воспитатель

Старший воспитатель

Сентябрь

Критерии

 

Наглядно-информационная агитация

 

 

 

 

1

Информация на сайте детского сада  «ФГОС ДО», «Наши первые проекты»

Модератор сайта ДОУ

Старший воспитатель

Октябрь, далее в течение года

Повышение родительской компетентности

2

Оформление наглядных материалов для родителей (папок-передвижек, создание памяток, буклетов, составление рекомендаций)

Воспитатели групп

Старший воспитатель

Октябрь, далее в течение года

Повышение родительской компетентности и профессиональной компетентности педагогов

 

 

 

 

 

 

 

Работа с детьми

 

 

 

 

 

 

Мероприятие

Участники

Ответственный

Срок исполнения

Результат

1

НОД с использованием технологии проектной деятельности

Дети средней, старшей, подготовительных групп

Воспитатели групп

Сентябрь-май

Дети учатся составлять план действий, доводить начатое дело до конца, оценивать результат деятельности, определять с помощью педагога социальную значимость своей работы.

2

Участие детей в короткосрочных и долгосрочных проектах в рамках ДОУ под руководством воспитателей и специалистов.

Дети средней, старшей, подготовительных групп

Воспитатели групп

Октябрь-май

Аналитическая справка

 

 

 

 

 

 

 

Работа с родителями

 

 

 

 

 

Мероприятие

Участники

Ответственный

Срок исполнения

Результат

1

Анкетирование
«Готовность родителей  к созданию проектов с детьми»

Родители

Старший воспитатель

Октябрь

Аналитическая справка

2

Анкетирование «Уровень владения ПК»

 

Родители

Старший воспитатель

Сентябрь

Аналитическая справка

3

Анкетирование «Совместные мероприятия с детьми в домашних условиях».

Воспитатели, родители, дети подготовительных групп

Воспитатели подготовительных групп

В течение года

Аналитическая справка

 

2-этап Основной

 

 

 

 

 

 

Работа с детьми

 

 

 

 

Мероприятие

Участники

Ответственный

Срок исполнения

Результат

1

Просмотр детских индивидуальных проектов (презентация)

Дети подготовительных групп

Воспитатели групп

сентябрь

Трансляция положительного опыта детей

2

Занятия в рамках дополнительного образования по экспериментальной деятельности.

Дети подготовительных групп, воспитатели подготовительных групп

Воспитатели групп

Ноябрь

Развитие мотивации

3

Создание групповых (коллективных) проектов под руководством воспитателя.

Дети средних, старших, подготовительных групп, воспитатели подготовительных групп

Воспитатели групп

Январь

Выставка

4

Мини-проекты из природного материала под руководством воспитателя.

Дети средних, старших, подготовительных групп, воспитатели подготовительных групп

Воспитатели групп

Февраль

Трансляция достижений детей

5

Беседа «Полезные родители»

Дети средних, старших, подготовительных групп, воспитатели подготовительных групп

Воспитатели групп

Февраль

Обмен опытом

 

 

 

 

 

 

 

Работа с педагогами

 

 

 

 

Мероприятие

Участники

Ответственный

Срок исполнения

Результат

1

Совещание
«Организация совместной работы с родителями»

Старший воспитатель, воспитатели групп

Старший воспитатель,

Сентябрь

План работы с родителями

2

Семинар «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей в ДОУ»

Старший воспитатель, воспитатели групп

Старший воспитатель

Октябрь

Повышение профессиональной компетентности педагогов

3

Педагогическое совещание
«Преобразование образовательного процесса в соответствии с ФГОС  дошкольного образования»

Старший воспитатель, воспитатели групп

Старший воспитатель

Октябрь

Повышение профессиональной компетентности педагогов

4

Консультация для воспитателей детского сада
«Алгоритм работы над индивидуальным детским проектом»

Старший воспитатель, воспитатели групп

Старший воспитатель

Ноябрь

Выстраивание преемственности в содержании подходов, форм, методов и технологий обучения и воспитания

5

Педагогическая гостиная
«Технология социального сотрудничества»

Воспитатели групп

Старший воспитатель. Педагог-психолог

Ноябрь

Повышение профессиональной компетентности педагогов

6

Круглый стол «Совместное решение проблем, возникающих в процессе проектной деятельности»
 

Старший воспитатель, воспитатели групп

Старший воспитатель

Декабрь

Работа  педагогов с ФГОС

7

Школа педагогического мастерства
«Анализ детских проектов »

Старший воспитатель, воспитатели групп

Старший воспитатель, старшая

Март

Знакомство с опытом работы

8

Организация и проведение праздника «Юный академик» (выступление детей и родителей с презентацией своего проекта)

Старший воспитатель, воспитатели, дети средней, старшей и подготовительной группы)

Старший воспитатель

Апрель

Обмен опытом

 

 

 

 

 

 

 

Работа с родителями           

 

 

 

 

Мероприятие

Участники

Ответственный

Срок исполнения

Результат

1

Родительское собрание
«Роль семьи в образовательном процессе ДОУ в соответствии с требованием ФГОС»

Родители, старший воспитатель

Старший воспитатель

Сентябрь

Получение информации родителями о требованиях ФГОС ДО

2

Круглый стол «Готовы ли ДОУ и родители к сотрудничеству»

Родители, педагоги ДОУ

Старший воспитатель,

Октябрь

Получение родителями информации о формах социального сотрудничества

3

Консультация для родителей
 «Как развивать творческие и коммуникативные способности у ребёнка»

Родители

Педагоги ДОУ

Октябрь

Повышение родительской компетентности, методические рекомендации

4

Стендовые консультации «Как создать проект с ребёнком»

Родители

Старший воспитатель,

Октябрь-ноябрь

Адаптация родителей к инновационным технологиям в педагогике

5

День открытых дверей
«НОД с использованием технологии проектной деятельности»

Родители

Старший воспитатель, воспитатели групп

Ноябрь

Трансляция достижений детей

6

Выставка детских проектов на бумажном носителе
«Я сделал это САМ»

Родители, дети групп, воспитатели

Воспитатели групп

Декабрь

Трансляция достижений детей совместно с родителями

7

Проведение праздника «Юный академик» (выступление детей и родителей с презентацией своего проекта)

Родители, воспитатели групп,
дети

Старший воспитатель

Апрель

Повышение родительской компетентности, профессиональной компетентности педагогов

8

Круглый стол «Обсуждение положительных и отрицательных моментов при работе над проектом»

Родители, воспитатели групп

Старший воспитатель, воспитатели подготовительных групп

Май

Обмен опытом, мнениями

 

 

 

 

 

 

 

3 этап -Заключительный

 

 

 

 

Мероприятие

Участники

Ответственный

Срок исполнения

Результат

1

Анкетирование  родителей  «Какой опыт я приобрёл при работе над проектом со своим ребёнком»

Родители

Ст. воспитатель

Май

Аналитическая справка

 

 

 

 

 

 

2

Мониторинг родителей «Оценка  удовлетворенности качеством работы педагогов в рамках совместной деятельности»

Родители

Старший воспитатель

Май

Аналитическая справка

3

Мониторинг педагогов «Самооценка удовлетворенности качеством работы в рамках социального сотрудничества»

Воспитатели

Старший воспитатель

Май

Аналитическая справка

4

Оформление фотовыставки:
«Умники и умницы»

Дети подготовительных групп, родители, воспитатели подготовительных групп

Воспитатели подготовительных групп

Май

Фотовыставка

5

Методическое объединение
(итоговое совещание)
Представление отчета по реализации плана по социальному сотрудничеству в рамках проектной деятельности

Старший воспитатель, воспитатели, специалисты

Старший воспитатель

Май

Трансляция передового опыта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДИАГНОСТИКА.

Диаграммы группы вовлеченной в проектную деятельность по годам 2019-2020г.

 

image

 

image

 

image

 

Вывод: Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.

 

 

Литература:

 1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М. : Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.

  2. Евдокимова Е. С. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 3.

 3. Комратова Н. Г. Проектный метод в социокультурном воспитании дошкольников// Дошкольное воспитание. - 2007. - № 1.

 4. Комратова Н. Г. Проектная деятельность: культура и экология // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 2.

 5. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М. : Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).

 6. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. -сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М. : АРКТИ, 2005. – 96 с.

 7. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, № 4.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Технология проектной деятельности в ДОУ.

Актуальность проектной деятельности в дошкольных учреждениях.

Сейчас в педагогической среде и в частности в дошкольной много внимания уделяется проектированию – педагогическому и детскому. И для многих педагогов не совсем понятно, зачем нужно проектирование в детских садах. Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения – маленький исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет узнать его как можно лучше. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально развивалось в процессе саморазвития. Проектный метод обучения, является для дошкольных заведений инновационным. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных, творческих способностей. Проектная деятельность, как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи.

Проектная деятельность – это целенаправленная деятельность по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования. В основе лежит идея о направленности деятельности на результат, который достигается в процессе совместной работы взрослого и детей над определенной практической проблемой (продуктом  проектирования являются макеты, плакаты, модели, театрализации, сценические представления и пр.). Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает.

 Как же поправить ситуацию? Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий. 

Цель использования образовательной технологии.

Развивать творческие способности ребёнка путём организации проектной деятельности.

Задачами педагогической деятельности становятся

- воспитание личности, способной встраиваться в социум, позитивно вести себя в нем,

- самостоятельно мыслить, добывать и применять знания (а не только заучивать и воспроизводить их),

- тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать свои действия.

Реализация этих задач связана с формированием педагога, способного работать с ребенком на результат, воспитывать у него коммуникативные навыки и умения, отходить в организации учебно-воспитательного процесса от авторитаризма, развивать стремление к самостоятельной мыследеятельности.

Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности.  

Работа с педагогами

Одним из эффективных средств решения данных задач педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения  считает метод педагогического проектирования как одну из форм планирования и организации воспитательно-образовательной работы, влияющую на формирование компетентности педагогов, выработку у них исследовательских умений, развитие креативности, прогнозирования, поиска инновационных средств и, таким образом, повышающую качество воспитательно-образовательного процесса.

Внедрение в практику технологию - метод проекта,  позволило изменить стиль работы с детьми: повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, развить у детей творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации, становиться увереннее в своих силах, помочь ребенку успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

Поэтому  в воспитательно- образовательном процессе ДОУ  проектная деятельность носит характер  сотрудничества, в котором  принимают участие дети и педагоги, а также привлекаются родители  и другие члены семьи.

Педагог моделирует цикл творческой, познавательной практической деятельности не только с учетом необходимости решения проблемы, лежащей в его основе, но и учитывая задачи личностного роста  и развития воспитанников.

Метод проектов может быть адаптирован ко всем возрастным группам, необходимо только учитывать психолого-физиологические особенности детей, понимать интересы дошкольников на данном этапе. (Е. С. Евдокимова)

Так, в работе с детьми младшего дошкольного возраста педагог может использовать подсказку, наводящие вопросы? А детям старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности.

Теоретические и практические материалы по  использованию проектного метода в работе педагогического коллектива – созданию единого образовательного пространства и развитию познавательных способностей детей  представлены  в книге Л.С.Киселёвой, Т.А.Данилиной, Т.С.Лагоды, М.Б.Зуйковой «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения». Авторы предлагают конспекты занятий и схемы осуществления различных проектов; называют удачной находкой педагогического коллектива естественное включение семьи в проектную деятельность детей.  

      Методика работы с детьми дошкольного возраста по организации проектной деятельности полно и планомерно раскрыта в пособии Вераксы Н.Е., Вераксы А.Н. «Проектная деятельность дошкольников». Авторы особое  внимание уделяют вопросам поддержки детской познавательной инициативы в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи. В данной книге подробно описаны типы проектной деятельности: исследовательская, творческая и нормативная, используемые в практике ДОУ; приведён анализ занятий по проектной деятельности.

Книга Л.Д.Морозовой «Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике», в которой автор раскрывает теоретические основы педагогического проектирования, определяет его сущность и содержание в деятельности специалистов дошкольного образования; выявляет структуру, качественные характеристики и уровни сформированности умений педагогического проектирования. В своей книге  Л.Д.Морозова  определяет проектную деятельность как средство взаимодействия педагогов ДОУ, детей и родителей; как средство разработки и внедрения педагогических инноваций.  В данной книге представлены консультации для воспитателей ДОУ и родителей по совместному проектированию, материалы для тематического контроля по показателям эффективности проектов.

О.И Давыдова, А.А. Майер, Л.Г. Богословец  «Проекты в работе с семьей». В данном методическом пособии раскрыты  основные направления проектирования как  активной формы работы с родителями, обобщен опыт  работы образовательных учреждений по разработке семейных проектов, материалом из практики работы.

Проекты классифицируются по разным признакам.

Наиболее существенным является доминирующий вид деятельности. В практике ДОУ используются следующие типы проектов:

Исследовательские: осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна, кулинарной книги и пр.). Предполагают проверку некого предположения (гипотезы) с использованием метода познания (наблюдение, эксперимент)  например. «Почему дети болеют?», «Что мы знаем о воде», «  Как растет горох?»;

Ролево-игровые: это проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по своему решают поставленные проблемы. В основе таких  проектов лежит сюжетно- ролевая игра  и дети активно включаются в них. Охотно выполняют роли. Например, «Моя любимая игрушка», «В гостях у сказки»;

Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, квартиры, и т.п. Например «Герои-земляки»

Творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки. например, «Концерт для мам», спектакль для малышей ;

Практические:  связаны с работой   на достижение значимого результата. Например, благоустройство группы, оформление клумбы и уход за ней;

Другими признаками классификации являются:

Состав участников (групповой, подгрупповой, личный, семейный, парный и пр.)

Продолжительность (краткосрочный – несколько занятий, 1–2 недели, средней продолжительности – 1–3 месяца, долгосрочный – до 1 года)

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В  младшем дошкольном возрасте - это:

- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

- активизация желания искать пути решения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

- формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте - это:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

Этапы работы над проектом:

I этап разработки проекта – целеполагание: воспитатель выносит проблему на обсуждение детям.

II этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели. Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Воспитатель фиксирует ответы на большом листе ватмана, чтобы группа могла их видеть. Для фиксации ответов лучше использовать условные схематические символы, знакомые и доступные детям. Затем воспитатель задает второй вопрос: «Что мы хотим узнать?» Ответы снова фиксируются, причём независимо от того, что они могут показаться глупыми или нелогичными. Здесь важно, чтобы педагог проявил терпение, уважение к точке зрения каждого ребенка, тактичность по отношению к нелепым высказываниям малышей. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на вопросы?» Отвечая на данный вопрос, дети опираются на свой личный опыт.

 Решением поставленного вопроса могут выступать различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий.

После составления совместного плана действий начинается

III этап работы над проектом – его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления воспитатель предлагает решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума. Необходимо, чтобы педагог умел создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой. Особую роль в данном случае играют уголки по познавательно-практической деятельности.

Заключительным, IV этапом  работы над проектом является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта: итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет.

Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей. Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы. При этом взрослый выступает партнером ребенка и помощником в его саморазвитии.

Направленность проектной деятельности в ДОУ многогранна.

На практике нами были разработаны и реализованы проекты для детей по разным образовательным областям.

Например, в рамках социально - коммуникативной области был реализован проект «Мир без войны».

Знания, полученных детьми в ходе проектов, успешно применяются в повседневной жизни, режимных моментах.

Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей.

Работа с родителями

Проектный метод может проходить через все виды детской деятельности в ДОУ. Побуждает педагогов повышать свой профессионально-творческий уровень, что, несомненно, сказывается на качестве образовательного процесса. Подталкивает к активному взаимодействию всех специалистов ДОУ, родителей воспитанников и организации социума. Формирует у дошкольников умение планировать и самостоятельность в решении поставленной проблемы, способствует развитию  познавательной и творческой активности.

Таким образом, метод проектов можно рассматривать как особый механизм взаимодействия семьи и ДОУ. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки воспитателю во время работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов детей.

ПЛАН РАБОТЫ ПО ВНЕДРЕНИЮ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Содержание работы

Участники

Ответственный

Срок исполнения

Результат

1

Мониторинг итоговых результатов индивидуального развития ребёнка

Дети

Старший воспитатель, воспитатели подготовительной группы

Май

Аналитическая справка

2

Анкетирование родителей «Что такое проектная деятельность?»

Родители

Старший воспитатель

Октябрь

Аналитическая справка

3

Мониторинг педагогов «Уровень готовности педагогов к работе по внедрению технологии проектной деятельности»

Воспитатели групп

Старший воспитатель

Ноябрь

Аналитическая справка

Методическая работа

1

Изучение материалов ФГОС: требования, условия реализации

Воспитатели групп

Старший воспитатель

Сентябрь

Повышение профессиональной компетентности педагогов

2

Подбор методических пособий, демонстрационного материала, соответствующего ФГОС

Старший воспитатель
Воспитатели групп

Старший воспитатель

Сентябрь

Программы, наличие пособий, демонстрационного материала

3.

Разработка методических рекомендаций по внедрению проектной деятельности (презентация, памятки)

Старший воспитатель

Старший воспитатель

Сентябрь

Критерии

Наглядно-информационная агитация

1

Информация на сайте детского сада  «ФГОС ДО», «Наши первые проекты»

Модератор сайта ДОУ

Старший воспитатель

Октябрь, далее в течение года

Повышение родительской компетентности

2

Оформление наглядных материалов для родителей (папок-передвижек, создание памяток, буклетов, составление рекомендаций)

Воспитатели групп

Старший воспитатель

Октябрь, далее в течение года

Повышение родительской компетентности и профессиональной компетентности педагогов

Работа с детьми

Мероприятие

Участники

Ответственный

Срок исполнения

Результат

1

НОД с использованием технологии проектной деятельности

Дети средней, старшей, подготовительных групп

Воспитатели групп

Сентябрь-май

Дети учатся составлять план действий, доводить начатое дело до конца, оценивать результат деятельности, определять с помощью педагога социальную значимость своей работы.

2

Участие детей в короткосрочных и долгосрочных проектах в рамках ДОУ под руководством воспитателей и специалистов.

Дети средней, старшей, подготовительных групп

Воспитатели групп

Октябрь-май

Аналитическая справка

Работа с родителями

Мероприятие

Участники

Ответственный

Срок исполнения

Результат

1

Анкетирование
«Готовность родителей  к созданию проектов с детьми»

Родители

Старший воспитатель

Октябрь

Аналитическая справка

2

Анкетирование «Уровень владения ПК»

Родители

Старший воспитатель

Сентябрь

Аналитическая справка

3

Анкетирование «Совместные мероприятия с детьми в домашних условиях».

Воспитатели, родители, дети подготовительных групп

Воспитатели подготовительных групп

В течение года

Аналитическая справка

2-этап Основной

Работа с детьми

Мероприятие

Участники

Ответственный

Срок исполнения

Результат

1

Просмотр детских индивидуальных проектов (презентация)

Дети подготовительных групп

Воспитатели групп

сентябрь

Трансляция положительного опыта детей

2

Занятия в рамках дополнительного образования по экспериментальной деятельности.

Дети подготовительных групп, воспитатели подготовительных групп

Воспитатели групп

Ноябрь

Развитие мотивации

3

Создание групповых (коллективных) проектов под руководством воспитателя.

Дети средних, старших, подготовительных групп, воспитатели подготовительных групп

Воспитатели групп

Январь

Выставка

4

Мини-проекты из природного материала под руководством воспитателя.

Дети средних, старших, подготовительных групп, воспитатели подготовительных групп

Воспитатели групп

Февраль

Трансляция достижений детей

5

Беседа «Полезные родители»

Дети средних, старших, подготовительных групп, воспитатели подготовительных групп

Воспитатели групп

Февраль

Обмен опытом

Работа с педагогами

Мероприятие

Участники

Ответственный

Срок исполнения

Результат

1

Совещание
«Организация совместной работы с родителями»

Старший воспитатель, воспитатели групп

Старший воспитатель,

Сентябрь

План работы с родителями

2

Семинар «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей в ДОУ»

Старший воспитатель, воспитатели групп

Старший воспитатель

Октябрь

Повышение профессиональной компетентности педагогов

3

Педагогическое совещание
«Преобразование образовательного процесса в соответствии с ФГОС  дошкольного образования»

Старший воспитатель, воспитатели групп

Старший воспитатель

Октябрь

Повышение профессиональной компетентности педагогов

4

Консультация для воспитателей детского сада
«Алгоритм работы над индивидуальным детским проектом»

Старший воспитатель, воспитатели групп

Старший воспитатель

Ноябрь

Выстраивание преемственности в содержании подходов, форм, методов и технологий обучения и воспитания

5

Педагогическая гостиная
«Технология социального сотрудничества»

Воспитатели групп

Старший воспитатель. Педагог-психолог

Ноябрь

Повышение профессиональной компетентности педагогов

6

Круглый стол «Совместное решение проблем, возникающих в процессе проектной деятельности»
 

Старший воспитатель, воспитатели групп

Старший воспитатель

Декабрь

Работа  педагогов с ФГОС

7

Школа педагогического мастерства
«Анализ детских проектов »

Старший воспитатель, воспитатели групп

Старший воспитатель, старшая

Март

Знакомство с опытом работы

8

Организация и проведение праздника «Юный академик» (выступление детей и родителей с презентацией своего проекта)

Старший воспитатель, воспитатели, дети средней, старшей и подготовительной группы)

Старший воспитатель

Апрель

Обмен опытом

Работа с родителями        

Мероприятие

Участники

Ответственный

Срок исполнения

Результат

1

Родительское собрание
«Роль семьи в образовательном процессе ДОУ в соответствии с требованием ФГОС»

Родители, старший воспитатель

Старший воспитатель

Сентябрь

Получение информации родителями о требованиях ФГОС ДО

2

Круглый стол «Готовы ли ДОУ и родители к сотрудничеству»

Родители, педагоги ДОУ

Старший воспитатель,

Октябрь

Получение родителями информации о формах социального сотрудничества

3

Консультация для родителей
 «Как развивать творческие и коммуникативные способности у ребёнка»

Родители

Педагоги ДОУ

Октябрь

Повышение родительской компетентности, методические рекомендации

4

Стендовые консультации «Как создать проект с ребёнком»

Родители

Старший воспитатель,

Октябрь-ноябрь

Адаптация родителей к инновационным технологиям в педагогике

5

День открытых дверей
«НОД с использованием технологии проектной деятельности»

Родители

Старший воспитатель, воспитатели групп

Ноябрь

Трансляция достижений детей

6

Выставка детских проектов на бумажном носителе
«Я сделал это САМ»

Родители, дети групп, воспитатели

Воспитатели групп

Декабрь

Трансляция достижений детей совместно с родителями

7

Проведение праздника «Юный академик» (выступление детей и родителей с презентацией своего проекта)

Родители, воспитатели групп,
дети

Старший воспитатель

Апрель

Повышение родительской компетентности, профессиональной компетентности педагогов

8

Круглый стол «Обсуждение положительных и отрицательных моментов при работе над проектом»

Родители, воспитатели групп

Старший воспитатель, воспитатели подготовительных групп

Май

Обмен опытом, мнениями

3 этап -Заключительный

Мероприятие

Участники

Ответственный

Срок исполнения

Результат

1

Анкетирование  родителей  «Какой опыт я приобрёл при работе над проектом со своим ребёнком»

Родители

Ст. воспитатель

Май

Аналитическая справка

2

Мониторинг родителей «Оценка  удовлетворенности качеством работы педагогов в рамках совместной деятельности»

Родители

Старший воспитатель

Май

Аналитическая справка

3

Мониторинг педагогов «Самооценка удовлетворенности качеством работы в рамках социального сотрудничества»

Воспитатели

Старший воспитатель

Май

Аналитическая справка

4

Оформление фотовыставки:
«Умники и умницы»

Дети подготовительных групп, родители, воспитатели подготовительных групп

Воспитатели подготовительных групп

Май

Фотовыставка

5

Методическое объединение
(итоговое совещание)
Представление отчета по реализации плана по социальному сотрудничеству в рамках проектной деятельности

Старший воспитатель, воспитатели, специалисты

Старший воспитатель

Май

Трансляция передового опыта

ДИАГНОСТИКА.

Диаграммы группы вовлеченной в проектную деятельность по годам 2019-2020г.

Вывод: Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.

Литература:

 1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М. : Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.

  2. Евдокимова Е. С. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 3.

 3. Комратова Н. Г. Проектный метод в социокультурном воспитании дошкольников// Дошкольное воспитание. - 2007. - № 1.

 4. Комратова Н. Г. Проектная деятельность: культура и экология // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 2.

 5. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М. : Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).

 6. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. -сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М. : АРКТИ, 2005. – 96 с.

 7. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, № 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: "Проектная деятельность в ДОУ.Технологии проектной деятельности в ДОУ".

Проектная деятельность в ДОУ.Технологии проектной деятельности в ДОУ...

Технология проектной деятельности Авторы Веракса Н. Е. Веракса А. Н. «Проектная деятельность дошкольников» Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова « Образовательные проекты в детском саду»

Современный подход к дошкольному образованию в соответствии с положением о  ФГОС ДО предусматривает не только формирование знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни,...

Технология проектной деятельности. (Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников»).

  Актуальность:    В ХХI веке образование становится одной из самых значительных сфер человеческой деятельности. В связи с этим возросли требования к технологичности во...

Технология проектной деятельности. (Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников»)

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования....

Проектная деятельность и технологии проектной деятельности

В примерных программах на сегодняшний день прописаны основные требования, которым должен отвечать выпускник детского сада. Чтобы ребенок стал действительно любознательным и стремился получать новые зн...