Семинар – практикум: «Преемственность дошкольных групп, школы и семьи – основы сотрудничества и партнёрства в подготовке будущих первоклассников"
статья
Цель: способствовать активизации работы по решению проблем преемственности дошкольного и начального образования МАОУ ОШ д. Лаптево , выявить эффективные механизмы сотрудничества.
Задачи:
1.Вспомнить основные понятия, нормативную базу вопроса преемственности;
2.Проанализировать результаты работы по преемственности на ступенях дошкольного образования и начального образования школы,
3.Укреплять сотрудничество воспитателей, учителей; способствовать взаимному эмоциональному расположению между участниками семинара, зарождению доверия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-_praktikum_preemstvennost.docx | 253.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила старший воспитатель МАОУ ОШ д.Лаптево Корнилова М.В.
Семинар – практикум:
«Преемственность дошкольных групп, школы и семьи – основы сотрудничества и партнёрства в подготовке будущих первоклассников"
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком». Л.С. Выготский
Цель: способствовать активизации работы по решению проблем преемственности дошкольного и начального образования МАОУ ОШ д. Лаптево , выявить эффективные механизмы сотрудничества.
Задачи:
1.Вспомнить основные понятия, нормативную базу вопроса преемственности;
2.Проанализировать результаты работы по преемственности на ступенях дошкольного образования и начального образования школы,
3.Укреплять сотрудничество воспитателей, учителей; способствовать взаимному эмоциональному расположению между участниками семинара, зарождению доверия.
Участники: завуч, старший воспитатель, воспитатели подготовительных групп, учителя начальных классов.
Ход проведения:
I. Теоретическое обоснование вопроса преемственности между дошкольными группами и начальным звеном школы – выступление старшего воспитателя. Что включает в себя понятие преемственность, взгляд разных авторов на вопрос преемственности. Педагогам предлагается выбрать одно из трёх высказываний, наиболее соответствующее современным подходам к преемственности дошкольного и начального образования. Б.Г. Ананьев, который исследует преемственность на общетеоретическом уровне, предлагает под преемственностью понимать «Развитие во времени системы знаний учащихся в процессе обучения их основным наукам. Она осуществляется на каждом уроке при связывании нового учебного материала с недавно или давно усвоенными знаниями о сходных явлениях действительности»
А.В. Запорожец: «Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса знаний, умений и навыков, уровня интеллектуального развития ему трудно в школе, т. к. не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе». А вот как рассматривала процесс преемственности А. П. Усова «Многогранный воспитательный процесс, осуществляемый в дошкольных учреждениях, направлен на физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание детей. Одна из важнейших задач детского сада — подготовка детей к школе. Решение этой задачи предусматривает гармоническое развитие ребенка, но особое значение приобретает умственное воспитание. Наиболее эффективно образовательная работа осуществляется в процессе обучения на занятиях». (В основном все педагоги выбирают высказывание А.В. Запорожца, обосновывают, приводят примеры из практики.)
Старший воспитатель продолжает своё выступление. Наличие реализация преемственности образования дошкольных групп и начальной школы, как уровней единой системы имеют большое значение для развития ребенка, сохранения и укрепления его психического здоровья. Как правило, ребенок впервые включается в систему образования, поступая в детский сад, осваивает первую ступень образования, и по окончании впервые приходит на новую образовательную ступень – начальную школу. Именно в этот переходный момент все участники образовательного процесса ДОУ и начальной школы, не исключая родителей, должны стать единым целым в решении насущных проблем перехода из одной ступени образования на другую.
Преемственность в образовании – совсем неновое понятие. Только до недавнего времени речь шла о преемственности в обучении. При этом считалось, что предыдущая ступень обеспечивает готовность ребенка к обучению на следующей ступени в части накопления знаний, умений и навыков. А обучение на новой ступени строится с опорой на достигнутый уровень содержательной подготовки воспитанника ДОУ. Такое положение преемственности в настоящей ситуации развития системы образования выглядит узко и не охватывает всей широты образовательного процесса, как ситуации взаимодействия детей и педагогов, педагогов и родителей. Именно поэтому сегодня становится принятым говорить, о преемственности в образовании, а не в обучении. К настоящему времени в системе отечественного образования накоплены многочисленные теоретические исследования и практический опыт построения преемственности.
Задание участникам круглого стола: «Что вы понимаете под понятием преемственность между ДОУ и школой?» (Перед участниками карточки двух цветов, по количеству больше чем число участников, где есть несколько понятий преемственности, принадлежащие разным авторам, выбрать для себя наиболее правильное и зачитать; предлагается выбрать карточку розового или голубого цвета)
II. Нормативно - правовая база по вопросу преемственности между дошкольными группами и начальным звеном школы - выступление завуча школы.
В современных законодательных актах признано, что преемственность необходимое условие всего образовательного процесса.Задание всем, и слушателям в том числе: назовите, какой нормативно–правовой базой вы пользуетесь или попользовались при решении данного вопроса. На экран после ответов выводится перечень источников нормативно–правовой базы по вопросу преемственности. Такой же перечень раздаётся участникам семинара, как памятка.
Федеральный уровень:
•Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ(ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016)"Об образовании в Российской Федерации"(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
•Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 28.03.2017)
•Конвенция о правах ребенка принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года.
•Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) Утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ 17.06.2003 г.
•Методическое письмо Министерства Образования РФ №35-М от 25.03 1994 «об организации преемственности в программах дошкольного и начального общего образования»
•Письмо министерства Образования РФ № 237/23-16 от 09.08.2000 «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы»
•Договор с родителями
• образовательная Программа дошкольного образования
III.Проблемы современного общества, связанные с преемственностью дошкольных групп и школы – выступление учителя начальных классов.
Актуальность и своевременность решения проблемы преемственности дошкольного и начального образования ни у кого не вызывает сомнений, однако на практике до сих пор наблюдается нарушение преемственных связей по основным компонентам образовательной системы.
Задание для участников круглого стола: назовите трудности, проблемы с которыми сталкивались при подготовке детей к школе, или, на примере своих старших детей, проблемы в начальный период обучения в школе. (Свободные высказывания. Особенно активны родители, которые отправляют в школу второго ребёнка)
Задание: назовите причины, из-за которых, вы думаете, возникают эти трудности. (Обмен мнениями)
(предлагаются каждому участнику написать свои проблемы на отдельной полоске. (Участники называют проблемы: дети плохо говорят, не хотят читать; есть дети, которые не охвачены дошкольным образованием, много больных детей. Многие называют проблемой самостоятельное добывание знаний с первого класса.
IV. Готовность к школьному обучению, как показатель преемственной связи ДОУ и школы. Выступление старшего воспитателя.
Как мы уже с вами увидели, преемственность это многоаспектная проблема. Мы выделили для себя самое главное – это уровень готовности к школе. Все, и родители, и учителя, и воспитатели хотят узнать ответ на вопрос – готов ли ребенок к школе. Школьная готовность складывается из нескольких показателей, это и физическая, специальная (педагогическая), и психологическая, к которой относятся: мотивационная, интеллектуальная, эмоционально – волевая, коммуникационная готовности.
Задание: какая из перечисленных выше готовностей, наиболее важна для подготовки к школе? А теперь можете перевернуть карточки и посмотреть, что входит в ту или иную готовность. Это для вас небольшие памятки – рекомендации. Пять компонентов готовности к школе.
1.Мотивационная готовность - это стремление ребёнка идти в школу, желание познавать новое
2.Волевая готовность – это комплекс волевых качеств, без наличия которых он не сможет длительное время выполнять задания учителя, не отвлекаясь на уроке, пересиливать желание играть, вступать во взаимоотношения со сверстниками.
3.Социально-психологической готовность – умение ладить со всеми и в любом коллективе.
4.Умственная готовность (Интеллектуальная готовность) – это развитие восприятия, развитие наблюдательности, развитие внимания, памяти, мышления; сформированность представлений о пространстве и времени, о животном и растительном мире, об общественных явлениях.
5.Умение учиться, умение слушать и слышать взрослого, подчиняться его указаниям, планировать свою деятельность, контролировать и оценивать её.
V. Заключительное слово старшего воспитателя: «Итак, готовность к школе – это определенный уровень и социальных умений, включающих умение общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать ситуацию и регулировать свое поведение; уровень развития тех функций, без которых затруднено обучение или невозможно; и определенный уровень личностного развития. Хочется сказать, что все показатели готовности должны формироваться в совокупности и ни один вид готовности не может быть в приоритете. Потому, что мало одной мотивации, нужно физическое здоровье и интеллект. А очень умный ребёнок не сможет влиться в коллектив класса, если не научится коммуникации. Преемственность предусматривает опору школы на достигнутый уровень дошкольного образования. Педагоги дошкольных учреждений должны быть знакомы с требованиями, предъявляемыми детям в первом классе, и в соответствии с ними должны готовить дошкольников к системному обучению в школе, проводить занятия в микрогруппах, в парах, используя современные образовательные технологии. (Предлагаю задать вопросы, которые есть у воспитателей,учителей. Записаться на консультацию).
С другой стороны педагоги школы должны иметь представления о специфике образования детей в детском саду. Необходимо осуществлять организацию учебной деятельности с включением игровых приемов, форм и средств, часто применяемых в детском саду. Использование игровых технологий в первых классах способствует лучшей адаптации к школьному обучению.
VI. Обобщение итогов семинара.Задание для всех: назовите формы осуществления преемственности.
VII.Выводы.
1.В настоящей ситуации развития системы образования, с учетом ФГОС ДО и ФГОС НО, теперь мы будем говорить о преемственности в образовании.
2.Несмотря на то, что данная тема давно и постоянно рассматривается, некоторые проблемы преемственности до сих пор не решены.
3.Один из аспектов преемственности, готовность ребенка к школьному обучению. Для того чтобы ребенок успешно смог справиться с новыми требованиями школьной жизни, он должен обладать набором качеств, которые тесно переплетены между собой, и должны формироваться в совокупности.
4.Педагоги и школы, и дошкольных групп должны работать в тесном сотрудничестве, учитывая специфику организации деятельности друг друга, обязательно привлекать родителей.
Предлагаю всем выполнить последнее задание. Оцените сегодняшнее мероприятие по 5-ти балльной системе.
Я благодарю всех участников за активное участие в обсуждении темы, за терпение. Так же, как, в дороге, мы с вами достигаем пункт прибытия вместе. Только от нас зависит, будет ли наша дорога приятной. Пожелаю вам доброго пути!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка будущих первоклассников к школе
Как подготовить ребенка к предстоящему обучению в школе....
Преемственность ДОУ и школы-основы сотрудничества и партнерства в подготовке будущего первоклассника в условиях реализации ФГОС .
"От того ,как будет чувствовать себя ребенок,поднимаясь на первую ступеньку лестницы знания,что он будет переживать,зависит весь дальнейший путь к знаниям" ...
Круглый стол «Преемственность детского сада, школы и семьи – основы сотрудничества и партнёрства в подготовке будущих первоклассников»
Преемственность...
"Преемственность ДОУ, школы- основы сотрудничества и партнёрства в подготовке будущих первоклассников"
Преемственность ДОУ, школы- основы сотрудничества и партнёрства в подготовке будущих первоклассников"...
Проект "Преемственность ДОУ и СОШ - основа партнерства и сотрудничества в подготовке будущих первоклассников"
Проект по преемственности ДОУ и СОШ...
Преемственность в содержании обучения детского сада и школы как основа сотрудничества и партнёрства в подготовке будущих первоклассников
Одной из актуальных проблем современного образовательного процесса является проблема преемственности. Вопрос об осуществлении преемственности не является новым, однако каждый год данная тема рас...
Окружной семинар-практикум «Преемственность и непрерывность дошкольного и начального общего образования в контексте ФГОС ДО и ФГОС НОО. Математика в детском саду и школе. Единая линия развития ребёнка».
Окружной семинар-практикум «Преемственность и непрерывность дошкольного и начального общего образования в контексте ФГОС ДО и ФГОС НОО. Математика в детском саду и школе. Единая линия развития р...