ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ ИКТ - КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ
рабочая программа

Суровцева Ольга Евгеньевна

Информатизация образования является одним из приоритетных направлений развития социальной сферы и органически связана с процессом модернизации образования, в том числе и дошкольного. Информационная компетентность педагога дошкольного учреждения – это компонент его общей педагогической культуры, показатель его профессионального мастерства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Центр образования №7 имени Героя Советского Союза

 Сергея Николаевича Судейского» г. Тулы

ПРОГРАММА

ПОВЫШЕНИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ

Протокол заседания Педагогического совета №___ от «____» _____2015 г.

 

                                           Разработала:

старший воспитатель

Суровцева Ольга Евгеньевна

         

СОДЕРЖАНИЕ

1.        Пояснительная записка

2.        Цель и задачи

3.        Ожидаемые результаты

4.        Учебно-тематическое планирование

5.        Содержание программы

6.        Формы и методы контроля

7.        Методическое обеспечение

8.        Литература

9.        Примечания

             

Пояснительная записка

Актуальность образовательной программы обусловлена необходимостью информатизации образовательного пространства современного детского сада и активному внедрению информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс.

Информатизация образования является одним из приоритетных направлений развития социальной сферы и органически связана с процессом модернизации образования, в том числе и дошкольного. Информационная компетентность педагога дошкольного учреждения – это компонент его общей педагогической культуры, показатель его профессионального мастерства.

Теоретической основой программы являются современные концепции компьютерного обучения Л.Л. Босова, Н. Д. Угринович,  О.Б. Воронковой,  Б. Скиннера, Н. Краудера, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной др.

Базовые идеи и основные понятия, использованные в программе.

Наряду с находящимися на поверхности возможностями, которыми обладают ИКТ (процессы, использующие совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи информации для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления), у данных технологий есть ряд скрытых развивающих возможностей:

- трансформирование (преобразование) педагогической деятельности (пе-ресмотр традиционных установок обучения, поиск и выбор педагогических технологий, адекватных ИКТ, переход к личностно-ориентированному обучению, культивирование педагогической рефлексии);

- формирование сетевых педагогических сообществ на основе новых сер-висов Интернет (обмен педагогическим опытом, сетевое взаимодействие на основе обмена знаниями, консультирование, создание коллективных гипертекстовых продуктов);

- формирование нового типа мышления (самоорганизующий, общественный, экологический тип мышления).

Ключевым понятием является термин «компетентностный подход», который противопоставлен "знаниевому" (трансляции готового знания) и является одним из тех, в которых осуществляется попытка внести личностный смысл в образовательный процесс и акцентировать внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.  

Идеология программы может быть сформулирована так: формирование и развитие ИКТ-компетентности педагога как компонента его общей педагогической культуры и показателя его профессионального мастерства.

Цель и задачи программы

Цель программы: повысить общий уровень профессионального мастерства педагогов посредством формирования ИКТ-компетентности.

Задачами программы:

1.        Выявление базового уровня ИКТ-компетентности педагогов.

2.        Разработка системы методической поддержки педагогам в области повышения их информационной компетентности.

3.        Определение эффективности разработанной системы методических мероприятий.

В процессе реализации данной программы планируется получить следующие ожидаемые результаты:

На I этапе - базовая подготовка (ИКТ-грамотность)

  • наличие представлений о функционировании ПК и дидактических возможностях ИКТ;
  • овладение методическими основами подготовки наглядных и дидак-тических материалов средствами Microsoft Office;
  • использование Интернета и цифровых образовательных ресурсов в педагогической деятельности;
  • формирование положительной мотивации к использованию ИКТ.

На II этапе - общая подготовка (ИКТ-умелость)

  • овладение методическими приемами использования ИКТ в образо-вательном процессе;
  • овладение приемами организации дистанционного повышения ква-лификации и послекурсовой поддержки педагога;
  • овладение способами создания, апробирования, корректировки и анализа электронных образовательных материалов.

На III этапе – полная ИКТ-компетентность

  • овладение педагогами приемами разработки стратегических планов творческого обновления и реорганизации образовательного процесса с ис-пользованием ИКТ;
  • овладение приемами организации сетевого взаимодействия;
  • изучение и обобщение опыта эффективного использования ИКТ в педагогической деятельности.
  • участие в формировании сетевых педагогических сообществ.

Учебно-тематический план работы на занятиях с педагогами

месяц

тема

Количество часов

теория

практика

всего

1

Сентябрь

Тестирование педагогов по выявлению представлений о функционировании ПК и дидактических возможностях ИКТ

0,5

0

0,5

2

Рабочий стол. Операции с мышью. Поиск файлов и папок

1

1

2

3

Управление компьютером с помощью меню

0,5

1

1,5

4

Октябрь

Microsoft Word

2

2

4

5

Обработка текстовой информации

1

2

3

6

Ноябрь

Работа в текстовом редакторе. Таблицы

1

1

2

7

Создание рисунков в MS Word

1

1

2

8

Практические работы «Технологии работы в MS Word»

0

2

2

9

Декабрь

Создание мультимедийной презентации в PowerPoint

2

2

4

10

Использование анимации в PowerPoint

1

2

3

11

Январь

Создание презентации для занятий с детьми

2

2

4

12

Февраль

Создание буклетов в Publisher

1

2

3

13

Электронные таблицы MS Excel

1

2

3

14

Март

Поиск информации в Интернете

2

2

4

15

Электронная почта

2

2

4

16

Апрель

Создание сайта

2

2

4

17

Создание слайд-шоу, фильма в Windows Movie Maker

1

2

3

18

Май

Итоговое практическое занятие

0

1

1

19

Тестирование педагогов по выявлению представлений о функционировании ПК и дидактических возможностях ИКТ

0,5

0

0,5

Всего:

21,5

29

50,5

Содержание деятельности

На занятиях по обучению педагогов компьютерной грамотности используются следующие приемы:

  • анкетирование педагогов (приложение 1)
  • представление занятий «Геометрическое домино с Лунтиком», «Как научить любить и беречь природу», «Интерактивный тест «Больше, меньше или равно» в переделах пяти» и др., разработанных с помощью MS Power Point, для детей дошкольного возраста (Горячев В.В., Волкова Т.О., Горина К.И. «Информатика в играх и задачах», Горячев А.В. «Информатика и ИКТ»)
  • занятия по обучению программам Word, Excel, Power Point, Publisher, Movie Maker с использованием мультимедийных презентаций – «Текстовый редактор Microsoft WORD», «Форматирование текста»,  «Таблицы в текстовом редакторе», «Создание презентаций в MS PowerPoint», «Использование анимации в PowerPoint», «Табличный процессор Microsoft Excel», «Создание буклетов в Publisher», «Поиск информации в сети Интернет», «Электронная почта. Создание и отправка сообщений», «Windows Movie Maker» (Л.Л. Босова «Информатика», Н. Д. Угринович «Информатика и информационные технологии»)
  • практическая работа в сети Интернет (Н. Д. Угринович «Информатика и информационные технологии», Н.Д. Угринович «Информатика и ИКТ», О.Б. Воронкова «Информационные технологии в образовании: интерактивные методы»)
  • индивидуальные и групповые консультации по вопросам;

Формы и методы контроля

  Сроки

Какие знания, умения, навыки                                                       контролируются

Форма контроля

Методы контроля

октябрь

Умение работать на компьютере: работать с манипулятором мышь, выбирать и загружать нужную программу,  создавать и открывать папки

Тематический

персональный

Наблюдение

Анализ

Практическое задание

декабрь

Умение работать с программами Microsoft Office, владеют программой PowerPoint для создания мультимедийных презентаций

Тематический

персональный

Наблюдение

Анализ

Практическое задание

март

Владение навыками поиска информации в Интернете, умение создать электронную почту, создавать и отправлять письма

Тематический

персональный

Наблюдение

Анализ

Практическое задание

май

Умение разрабатывать занятия с использованием информационных технологий, и способами и методами применения компьютерных технологий в работе с детьми и родителями

Тематический

персональный

Анализ занятий

        

Литература

  1. Горностаева А.М.,  Серова Н.П.. Информатика. 5-11 классы: развернутое  тематическое  планирование / Волгоград: Учитель, 2008. – 189 с.;
  2. Горячев В.В., Волкова Т.О., Горина К.И. Учебник « Информатика в играх и задачах» в 4-м классе, 1 и 2 части. – М: «Баланс», 2008;
  3. Горячев В.В., Волкова Т.О., Горина К.И. Информатика в играх и задачах. 4 класс. Методические рекомендации для учителя. – М: «Баланс», 2002, 144 с.
  4. Горячев А.В. Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер). Учебник для учащихся 4 класса.  – М: Баланс, 2008. – 80 с., ил (Образовательная система «Школа 2100»).
  5. Журнал «Информатика в школе»
  6. Л.Л. Босова. Информатика: учебник  для  6 класса – 4 изд., испр. – М.: - БИНОМ. Лаборатория  знаний,  2010. – 208 с.
  7. Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Уроки  информатики  в  5-7 классах: методическое  пособие – 2-е  изд., испр.  и  доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория  знаний, 2008. – 464 с.;
  8. Л.З. Шауцукова. Информатика. Изд. Просвещение. 2004 г.
  9. Н. Д. Угринович «Информатика и информационные технологии: учебное пособие для 10-11 классов»
  10.  Н. Д. Угринович «Информатика и информационные технологии» 10-11кл., Москва, БИНОМ Лаборатория знаний 2003г.- стр. 431-439
  11.  Н.Д. Угринович «Информатика и ИКТ», М.: Издательство  БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г.
  12.  О.Б. Воронкова «Информационные технологии в образовании: интерактивные методы». Ростов-на-Дону: Феникс. 2010 г.
  13.  Симонович С.В., Евсеев Г.А. Занимательный компьютер. Книга для детей, учителей и родителей. Москва: АСТ-ПРЕСС: Информком-Пресс, 2002

Приложение 1

Анкетирование педагогов

1. Основные правила работы с персональным компьютером (подключение к сети электропитания, последовательное включение/выключение компьютера и внешних устройств)

        Конечно, знаю и могу научить (показать)

        Сяду за компьютер - вспомню

        Представляю в общих чертах

        Ничего не могу сказать

2. . Приёмы работы с внешними накопителями (дисковод, CD-ROM, DVD, Flash карта, и др.)

        Конечно, знаю и могу научить (показать)

        Сяду за компьютер - вспомню

        Представляю в общих чертах

        Ничего не могу сказать

3. Приёмы работы с приложениями (Создать, Открыть, Сохранить, Сохранить как)

        Конечно, знаю и могу научить (показать)

        Сяду за компьютер - вспомню

        Представляю в общих чертах

        Ничего не могу сказать

4. Понятие буфера обмена на уровне файлов (операции - Копировать, Вырезать и Вставить)

        Конечно, знаю и могу научить (показать)

        Сяду за компьютер - вспомню

        Представляю в общих чертах

        Ничего не могу сказать

5. Создание и редактирование текстовых документов (работа в программе типа Microsoft Office Word)

        Конечно, знаю и могу научить (показать)

        Сяду за компьютер - вспомню

        Представляю в общих чертах

        Ничего не могу сказать

6. Вывод на печать текстовых документов

        Конечно, знаю и могу научить (показать)

        Сяду за компьютер - вспомню

        Представляю в общих чертах

        Ничего не могу сказать

7. Создание и редактирование презентаций (работа в программе типа Microsoft Office PowerPoint)

        Конечно, знаю и могу научить (показать)

        Сяду за компьютер - вспомню

        Представляю в общих чертах

        Ничего не могу сказать

8. Представление о целях и задачах создания мультимедийной презентации

        Конечно, знаю и могу научить (показать)

        Сяду за компьютер - вспомню

        Представляю в общих чертах

        Ничего не могу сказать

9. Интерфейс, основные меню и панели инструментов Microsoft Office PowerPoint

        Конечно, знаю и могу научить (показать)

        Сяду за компьютер - вспомню

        Представляю в общих чертах

        Ничего не могу сказать

10. Создание электронных таблиц (работа в программе типа Microsoft Office Excel)

        Конечно, знаю и могу научить (показать)

        Сяду за компьютер - вспомню

        Представляю в общих чертах

        Ничего не могу сказать

11. Основные представления о сети Интернет

        Конечно, знаю и могу научить (показать)

        Сяду за компьютер - вспомню

        Представляю в общих чертах

        Ничего не могу сказать

12. Переходы по гиперссылкам и сохранение фрагментов текста, рисунков, страниц целиком

        Конечно, знаю и могу научить (показать)

        Сяду за компьютер - вспомню

        Представляю в общих чертах

        Ничего не могу сказать

13. Понятие почтового ящика и почтового адреса. Отсылка писем. Приём корреспонденции. Прикрепление и получение файлов

        Конечно, знаю и могу научить (показать)

        Сяду за компьютер - вспомню

        Представляю в общих чертах

        Ничего не могу сказать

14. Основы поиска информации в Интернет

        Конечно, знаю и могу научить (показать)

        Сяду за компьютер - вспомню

        Представляю в общих чертах

        Ничего не могу сказать

15. Понятие портал, сайт, визитка

        Конечно, знаю и могу научить (показать)

        Сяду за компьютер - вспомню

        Представляю в общих чертах

        Ничего не могу сказать

Результаты:

Конечно, знаю и могу научить (показать) – 3 балла

Сяду за компьютер - вспомню – 2 балла

Представляю в общих чертах – 1 балл

Ничего не могу сказать – 0 баллов

 0-14 баллов – низкий уровень ИКТ-компетентности педагогов (не владеют умениями работать на компьютере);

15-29 баллов – средний уровень ИКТ-компетентности педагогов (базовый уровень работы на компьютере);

30-45 баллов – высокий уровень ИКТ-компетентности педагогов (высокий уровень работы на компьютере).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "ПОВЫШЕНИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ"

Идеология программы может быть сформулирована так: формирование и развитие ИКТ-компетентности педагога как компонента его общей педагогической культуры и показателя его профессионального мастерства....

Программа повышения ИКТ - компетентности педагогов

Данный материал предназначен для старших воспитателей, заместителей заведующих с целью повышение профессиональной компетентности педагогов в использовании информационно – коммуникативных технологий в ...

Программа "Развитие через библиотеку" (повышение профессиональной компетентности педагогов ДОО)

Для осуществления воспитательно-образовательной работы с детьми, родителями воспитанников малоопытным педагогам необходима методическая помощь. Большинство педагогов стремятся к профессиональному рост...

НАСТАВНИЧЕСТВО. ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕТСТВА ДЛЯ РАБОТЫ С МОЛОДЫМИ ПЕДАГОГАМИ НА ТЕМУ «ПОВЫШЕНИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ»

Наставник – человек, обладающий определенным опытом и знаниями, высоким уровнем коммуникации, стремящийся помочь своему подопечному приобрести опыт, необходимый и достаточный для овладения профе...

Программа повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам инклюзивного образования "Инклюзивное образование: равные возможности для каждого"

Программа повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам инклюзивного образования "Инклюзивное образование: равные возможности для каждого"...

Форма работы с педагогами ДОУ по повышению качества дошкольного образования и повышения профессиональной компетентности педагогов. Мастер-класс для педагогов «Ознакомление дошкольников с художественной литературой»

Данный мастер класс будет полезен воспитателям. Его можно проводить с воспитателями.Цель: повышать профессиональную компетентность педагогов в вопросах ознакомления дошкольников с художественной ...