Ребенок с ОВЗ в общеразвивающем детском саду. Этапы работы
статья
В статье рассматривается инклюзивное образование в дошкольных учреждениях. Современные реалии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rebenok_s_ovz_v_obshcherazvivayushchem_detskom_sadu.docx | 16.51 КБ |
rebenok_s_ovz_1.pptx | 880.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Ребенок с ОВЗ в общеразвивающем детском саду. Этапы работы.
На сегодняшний день одной из актуальных проблем является реализация инклюзивного подхода в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) в условиях дошкольного учреждения общеразвивающего вида.
Инклюзия (включение) - процесс реального включения людей с инвалидностью в активную общественную жизнь. В Федеральном законе «об образовании в РФ» №273 говориться, что инклюзивное образование - это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся, с особенными образовательными потребностями и индивидуальными возможностями.
Этап дошкольного детства для ребенка с ОВЗ — время вхождения в первую общественную образовательную систему - дошкольное обучение и воспитание.
В настоящее время часто происходит так называемое стихийное включение детей с отклонениями в развитии в среду здоровых сверстников.
Дети с ограниченными возможностями здоровья пребывают в общеобразовательных учреждениях независимо от психического и речевого развития, от структуры дефекта, от психофизических возможностей. Это связано с нехваткой в коррекционных учреждениях, но все чаще с нежеланием родителей воспитывать своих детей в условиях учреждения компенсирующего вида.
Общеразвивающие учреждения сталкиваются с ситуацией, когда родители не хотят афишировать истинную картину здоровья ребенка и приносят «чистые» медицинские карты. Но во время пребывания ребенка в детском саду, проведения педагогической диагностики педагоги замечают особенности ребенка в моторном, психологическом или когнитивном развитии. Поскольку разрабатывать индивидуальный образовательный маршрут детей с ОВЗ необходимо в соответствии со специальными программами, которые учитывают возраст, структуру нарушения, уровня психофизического развития, педагоги общеразвивающих детских садов часто испытывают трудности, тк не владеют полной информацией о здоровье ребенка. Также трудности возникают с оформлением индивидуального образовательного маршрута, тк единой формы для общеразвивающих детских садов не существует. Педагоги общеразвивающих детских садов составляют ИОМ в свободной форме.
На данный момент отношение к инклюзивному образованию у всех разное.
С одной стороны, пребывание детей с ОВЗ в одном помещении с нормально развивающимися сверстниками способствует сокращению дистанции между данными категориями дошкольников, дети получают возможность развить такие человеческие качества, как эмпатия, терпение, милосердие. Происходит взаимодействие детей с ОВЗ с широким кругом людей, тк до появления инклюзивного образования возможность такого общения у людей с особыми потребностями практически отсутствовала. Инклюзивное образование, воспринимает ребенка таким, какой он есть, раскрывает каждого ребенка с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.
Однако, с другой стороны, существует много сложностей для включения в обычную группу детского сада ребенка с ОВЗ. Для полноценной инклюзии необходима особая организация предметного взаимодействия, межличностных контактов и общения, материально-техническое оснащение, а самое главное дополнительные специалисты, педагогические кадры и меньшее количество детей в группах.
В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях общеразвивающего вида нет полноценных условий для инклюзивного обучения детей с ОВЗ. В связи с этим возникает необходимость поиска решения данной проблемы.
Как правило, сталкиваясь с такими воспитанниками педагоги самостоятельно знакомятся с особенностями работы с данной категорией дошкольников: посещают семинары, курсы повышения квалификации, читают специальную литературу, просматривают вебинары для ознакомления с практическими техниками работы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Инклюзивное образование - это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся, с особенными образовательными потребностями и индивидуальными возможностями . Федеральный закон «Об образовании в РФ» №273 Этап дошкольного детства — время вхождения ребенка с ОВЗ в первую общественную образовательную систему - дошкольное обучение и воспитание.
Трудности определения индивидуального образовательного маршрута в общеразвивающем детском саду
Разные взгляды на инклюзивное образование
Ребенок с ОВЗ в общеразвивающем детском саду Что делать? Должен ли бегать, прыгать? Как работать с ним?
Принципы АФК : • диагностирования. Учет основного диагноза, медицинские показания и противопоказания, особенности психических и личностных качеств ; • адекватности. Поставленные задачи, выбор средств, методов коррекционной работы соответствуют функциональному состоянию ребенка ; • коррекционно-развивающий. Педагогические воздействия должны быть направлены не только на преодоление, сглаживание, выравнивание, ослабление физических и психических недостатков детей аномального развития, но и на активное развитие их познавательной деятельности, психических процессов, физических способностей и нравственных качеств ; • оптимальности. Не допускать физических и психических перегрузок, а физические упражнения должны оказывать стимулирующее воздействие на организм ребёнка ; • вариативности. Использовать на занятиях не только физические упражнения, но и создавать условия для их выполнения, воздействуя на сенсорные ощущения, речь (используя речитативы во время выполнения упражнений), мелкую моторику (пальчиковую гимнастику и др.), интеллект (игры со счётом, выстраивание слов и др.).
Этапы работы с ребенком с ОВЗ в общеразвивающем детском саду Сбор информации о ребенке Соглашение родителей Диагностические данные на ребенка Разработка индивидуального образовательного маршрута Рекомендации для родителей
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕМ ДЕТСКОМ САДУ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕМДЕТСКОМ САДУ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)...
Коррекционно-образовательная работа с ребенком c РАС в условиях детского сада
В статье представлен опыт работы с ребенком с РАС в условиях детского сада....
Взаимодействие логопеда, дефектолога и воспитателя детского сада в работе с семьей, имеющей ребенка с ЗПР
Консультация для родителей...
Адаптация младших дошкольников в детском саду: Работа с родителями для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду.
Адаптация понимается сегодня как процесс эффективного взаимодействия организма с окружающей средой, который может осуществляться в разных масштабах, на разных уровнях (биологическом, психологическом, ...
Адаптация ребёнка к детскому саду. Этапы, виды, негативные стороны.
В жизни почти каждого родителя рано или поздно наступает такой волнительный момент, как оформление ребёнка в детский сад. Это может быть вынужденная позиция, ввиду того, что маме пора выходить на рабо...
Система работы по подготовке праздников и развлечений в детском саду. Этапы работы по организации праздника
Развлечения и праздники, как один из видов культурно-досуговой деятельности,имеет большое значение для создания положительного микроклимата вгруппе, внося в жизнь ребёнка что-то новое, интересное. Раз...
Адаптация ребенка младшего возраста к условиям детского сада. Опыт работы
Адаптация ребенка к новым для него условиям среды - тяжелый и болезненный процесс. Процесс, сопровождающийся рядом негативных сдвигов в детском организме, затрагивающий все его уровни, и, возможно, пр...