Ребенок с ОВЗ в общеразвивающем детском саду. Этапы работы
статья

В статье рассматривается инклюзивное образование в дошкольных учреждениях. Современные реалии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rebenok_s_ovz_v_obshcherazvivayushchem_detskom_sadu.docx16.51 КБ
Файл rebenok_s_ovz_1.pptx880.81 КБ

Предварительный просмотр:

Ребенок с ОВЗ в общеразвивающем детском саду. Этапы работы.

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является реализация инклюзивного подхода в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) в условиях дошкольного учреждения общеразвивающего вида.
  Инклюзия (включение) - процесс реального включения людей с инвалидностью в активную общественную жизнь. В Федеральном законе «об образовании в РФ» №273 говориться, что инклюзивное образование - это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся, с особенными образовательными потребностями и индивидуальными возможностями.

   Этап дошкольного детства для ребенка с ОВЗ — время вхождения в первую общественную образовательную систему - дошкольное обучение и воспитание.
          В настоящее время часто происходит так называемое стихийное включение детей с отклонениями в развитии в среду здоровых сверстников.

Дети с ограниченными возможностями здоровья пребывают в общеобразовательных учреждениях независимо от психического и речевого развития, от структуры дефекта, от психофизических возможностей. Это связано с нехваткой в коррекционных учреждениях, но все чаще с нежеланием родителей воспитывать своих детей в условиях учреждения компенсирующего вида.

Общеразвивающие учреждения сталкиваются с ситуацией, когда родители не хотят афишировать истинную картину здоровья ребенка и приносят «чистые» медицинские карты. Но во время пребывания ребенка в детском саду, проведения педагогической диагностики педагоги замечают особенности ребенка в моторном, психологическом или когнитивном развитии. Поскольку разрабатывать индивидуальный образовательный маршрут детей с ОВЗ необходимо в соответствии со специальными программами, которые учитывают возраст, структуру нарушения, уровня психофизического развития, педагоги общеразвивающих детских садов часто испытывают трудности, тк не владеют полной информацией о здоровье ребенка. Также трудности возникают с оформлением индивидуального образовательного маршрута, тк единой формы для общеразвивающих детских садов не существует. Педагоги общеразвивающих детских садов составляют ИОМ в свободной форме.

На данный момент отношение к инклюзивному образованию у всех разное.
   С одной стороны, пребывание детей с ОВЗ в одном помещении с  нормально развивающимися сверстниками способствует сокращению дистанции между данными категориями дошкольников, дети получают возможность развить такие  человеческие качества, как эмпатия, терпение, милосердие.
 Происходит взаимодействие детей с ОВЗ с широким кругом людей, тк до появления инклюзивного образования возможность такого общения у людей с особыми потребностями практически отсутствовала. Инклюзивное образование, воспринимает ребенка таким, какой он есть, раскрывает каждого ребенка с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.

 Однако, с другой стороны, существует много сложностей для включения в обычную группу детского сада ребенка с ОВЗ. Для полноценной инклюзии необходима особая организация предметного взаимодействия, межличностных контактов и общения, материально-техническое оснащение, а самое главное дополнительные специалисты, педагогические кадры и меньшее количество детей в группах.


   В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях общеразвивающего вида нет полноценных условий для инклюзивного обучения детей с ОВЗ. В связи с этим возникает необходимость поиска решения данной проблемы.
Как правило, сталкиваясь с такими воспитанниками педагоги самостоятельно знакомятся с особенностями работы с данной категорией дошкольников: посещают семинары, курсы повышения квалификации, читают специальную литературу, просматривают вебинары для ознакомления с практическими техниками работы.

 

  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ребенок с ОВЗ в общеразвивающем детском саду. Этапы работы. Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 Выборгского района Санкт-Петербурга

Слайд 2

Инклюзивное образование - это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся, с особенными образовательными потребностями и индивидуальными возможностями . Федеральный закон «Об образовании в РФ» №273 Этап дошкольного детства — время вхождения ребенка с ОВЗ в первую общественную образовательную систему - дошкольное обучение и воспитание.

Слайд 3

Трудности определения индивидуального образовательного маршрута в общеразвивающем детском саду

Слайд 4

Разные взгляды на инклюзивное образование

Слайд 5

Ребенок с ОВЗ в общеразвивающем детском саду Что делать? Должен ли бегать, прыгать? Как работать с ним?

Слайд 6

Принципы АФК : • диагностирования. Учет основного диагноза, медицинские показания и противопоказания, особенности психических и личностных качеств ; • адекватности. Поставленные задачи, выбор средств, методов коррекционной работы соответствуют функциональному состоянию ребенка ; • коррекционно-развивающий. Педагогические воздействия должны быть направлены не только на преодоление, сглаживание, выравнивание, ослабление физических и психических недостатков детей аномального развития, но и на активное развитие их познавательной деятельности, психических процессов, физических способностей и нравственных качеств ; • оптимальности. Не допускать физических и психических перегрузок, а физические упражнения должны оказывать стимулирующее воздействие на организм ребёнка ; • вариативности. Использовать на занятиях не только физические упражнения, но и создавать условия для их выполнения, воздействуя на сенсорные ощущения, речь (используя речитативы во время выполнения упражнений), мелкую моторику (пальчиковую гимнастику и др.), интеллект (игры со счётом, выстраивание слов и др.).

Слайд 7

Этапы работы с ребенком с ОВЗ в общеразвивающем детском саду Сбор информации о ребенке Соглашение родителей Диагностические данные на ребенка Разработка индивидуального образовательного маршрута Рекомендации для родителей

Слайд 8

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕМ ДЕТСКОМ САДУ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕМДЕТСКОМ САДУ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)...

Коррекционно-образовательная работа с ребенком c РАС в условиях детского сада

В статье представлен опыт работы с ребенком с РАС в условиях детского сада....

Адаптация младших дошкольников в детском саду: Работа с родителями для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду.

Адаптация понимается сегодня как процесс эффективного взаимодействия организма с окружающей средой, который может осуществляться в разных масштабах, на разных уровнях (биологическом, психологическом, ...

Адаптация ребёнка к детскому саду. Этапы, виды, негативные стороны.

В жизни почти каждого родителя рано или поздно наступает такой волнительный момент, как оформление ребёнка в детский сад. Это может быть вынужденная позиция, ввиду того, что маме пора выходить на рабо...

Система работы по подготовке праздников и развлечений в детском саду. Этапы работы по организации праздника

Развлечения и праздники, как один из видов культурно-досуговой деятельности,имеет большое значение для создания положительного микроклимата вгруппе, внося в жизнь ребёнка что-то новое, интересное. Раз...

Адаптация ребенка младшего возраста к условиям детского сада. Опыт работы

Адаптация ребенка к новым для него условиям среды - тяжелый и болезненный процесс. Процесс, сопровождающийся рядом негативных сдвигов в детском организме, затрагивающий все его уровни, и, возможно, пр...