статья ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕМ ДЕТСКОМ САДУ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
статья по коррекционной педагогике

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕМ

ДЕТСКОМ САДУ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_inklyuzivnoe_obrazovanie.docx19.23 КБ

Предварительный просмотр:

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕМ

ДЕТСКОМ САДУ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Черновой Е.А., воспитателя высшей

квалификационной категории

МБДОУ №1 9 «Ласточка»

города Новоалтайска Алтайского края с детьми

Одним из направлений психолого-педагогической деятельности МБДОУ № 19 "Ласточка" города Новоалтайска Алтайского края является инклюзивное образование.

Инклюзивное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с ООП в массовых ДОУ. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем, но создает особые условия для детей имеющих ООП. 

Инклюзивное образование подразумевает доступность образования для всех в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступность к образованию для детей с ООП. [2, с 4]

Европейские ученые, изучающие факторы, препятствующие и способствующие успешной дошкольной интеграции, определяют инклюзию следующим образом:

Инклюзия - это нечто большее, чем быть вместе. Это процесс создания надлежащей среды для всех детей, (что в свою очередь означает необходимость) адаптировать программы воспитания и обучения к потребностям и интересам детей, а не наоборот. Это также подразумевает организацию возможностей для активного участия всех детей - типично развивающихся и детей с ОВ в занятиях, которые имеют место в их общей группе детского сада.[ 1, 3 ]

В настоящее время важной проблемой является расширение контактов между детьми с ОВЗ с их здоровыми сверстниками.

Согласно Конвенции ООН, которой следует и Россия, реализация прав ребенка в первую очередь направлена на обеспечение всех детей, в том числе детей с ограниченными возможностями, полноценной общественной жизнью, создание условий, необходимых для максимальной реализации их возможностей.

В нашем ДОУ № 19 «Ласточка» города Новоалтайска Алтайского края осуществляется инклюзивное образование.

Мы понимаем и учитываем восемь принципов инклюзивного образования

 1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

2. Каждый человек способен чувствовать и думать.

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

4. Все люди нуждаются друг в друге.

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реального взаимодействия.

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

В 2010 году в среднюю группу поступил ребенок со сложным хирургическим диагнозом: плоско - вальгусная деформация стоп, контрактура правого голеностопного сустава и сопутствующим неврологическим диагнозом.

Мальчик имел шаткую, неустойчивую походку, такие виды движений как бег, прыжки отсутствовали, имелись нарушения равновесия и координации движений. Ребенку требовалась помощь при одевании, приеме пищи, посещении туалета, он с трудом преодолевал лестничный пролет.

Также имело место слабое развитие моторики пальцев рук, т.е. такие виды деятельности как рисование (карандашом и кистью), вырезывание из бумаги, лепка из пластилина давались ему с трудом.

При сохраненном интеллекте ребенок имел малый запас знаний об окружающем, ограниченный объем лексики, присутствовали речевые нарушения.

Что касается личностных качеств - мальчик неконфликтен, не агрессивен, охотно общается со сверстниками, воспитателями, отвечает на вопросы, рассказывает истории из жизни, личного опыта, аккуратен, стремится к самостоятельности.

Таким образом, перед нами встала задача социальной реабилитации ребёнка: включение его в социальную среду, приобщение к жизни детского коллектива на уровне его психофизических возможностей.

Параллельно с детским садом мальчик посещает реабилитационный центр, где получает медикаментозное лечение, физиотерапевтические процедуры и мероприятия ортопедического характера.

Индивидуальный образовательный маршрут разрабатывается с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка и включает следующие базовые направления: смена ведущих мотивов деятельности, развитие эмоционально-делового и предметного общения, развитие предметных действий и предметной деятельности, развитие наглядно-образного мышления, углубление и расширение лексических понятий, стимуляция речевой активности, становление представлений о себе, закрепление навыков самообслуживания.

Мы, в свою очередь, начали свою работу с привития культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания: учили аккуратно мыть руки, регулировать струю воды, пользоваться индивидуальным полотенцем, носовым платком, правильно пользоваться столовыми приборами, полоскать рот после еды, одеваться и раздеваться в определенной последовательности,


сохранять порядок в своем шкафчике. Видя успехи ребенка, обязательно хвалили, поощряли.

С мамой ребенка провели беседу о необходимости соблюдения режима дня, принятого в детском саду, в результате наладился дневной сон ребенка, утром он приходит бодрым и жизнерадостным и в течение дня сохраняет позитивный настрой.

Со II половины учебного года стали приобщать мальчика к дежурству по столовой: давали несложные задания - раздать салфетки и ложки. Необходимо заметить, что он очень старательный ребенок, поручения всегда выполняет добросовестно, доводит до конца. Со временем поручения усложняли. Сейчас для него не составляет труда подготовить материал к занятиям, полить цветы, прибрать в шкафчики игрушки, протереть пыль. Появились у него и домашние трудовые обязанности.

Очень важным аспектом деятельности является направленность на работу с семьей в целом с учетом психологических особенностей ее членов и динамики семейных отношений.

Одной из основных задач является формирование детско-родительских отношений, поскольку успешное развитие ребенка возможно только в условиях его нормального взаимодействия с матерью и близкими людьми.

Еще один важный момент - побуждение родителей стать активными участниками развития ребенка, их включение в процесс обучения.

Наблюдая доброту и душевную чуткость ребенка, посоветовали маме завести домашнего питомца. Так появились черепашка и котенок, уход за которыми он осуществляет практически сам.

Работу по развитию двигательных умений осуществляем совместно с воспитателем по физической культуре детского сада.

Ежедневная утренняя гимнастика (выполняет упражнения, соответствующие уровню его возможностей). В комплекс обязательно включаем упражнения в равновесие: «Самолетик», «Цапля», ходьба приставным шагом. В процессе физкультурных занятий совершенствуем в

ползании, лазании по гимнастической стенке, бросании и ловле мяча, обычном беге. Обязательно отмечаем его успехи, не забываем его похвалить, поставить в пример другим детям. Мальчик с удовольствием участвует в подвижных играх, в процессе которых освоил прыжки на двух ногах «С кочки на кочку», «Удочка». Родителям мальчика дали рекомендации, как приобщать ребенка к спортивным играм - футбол, бадминтон. Пинать мяч в нужном направлении, отбивать волан ракеткой его научил отец. Теперь наш воспитанник нередко выступает инициатором игр на прогулке.

Необходимо упомянуть о формировании правильной осанки. Используем мебель - стол и стульчик строго в соответствии с ростом ребенка, соблюдаем двигательный режим, не допускаем долгого нахождения в одной позе.

Всестороннее развитие личности ребенка предусматривает и развитие его творческих способностей. Активно привлекаем дошкольника к участию в инсценировках отрывков литературных произведений, стихов. Мальчик выразительно, с юмором исполняет роль в стихотворение Успенского «Мама пришла с работы..». Если год назад на утренниках он был молчаливым созерцателем, то сейчас он с удовольствием читает стихи, поет, играет в оркестре на музыкальных инструментах, танцует (в паре с воспитателем или героем утренника).

Важное значение в дошкольном возрасте имеет развитие различных форм мыслительной деятельности: понятия, суждения, умозаключения. Эту работу мы осуществляем в процессе занятий познавательного цикла, а также в индивидуальной работе с ребенком. Используем логические задачи, («Птичья столовая», «По грибы») сказки - тесты («Медведь», «Туча») словесные речевые игры.

Следует заметить, что успешное освоение знаний требует подключения одновременно нескольких анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-кинестетического, иногда вкусового, что реализуется в ходе опытов и


экспериментов, в проведении которых малыш охотно участвует («Свойства сухого и мокрого песка», «Свойства воды»).

Для развития внимания, памяти, наблюдательности используем игры и элементы психогимнастики: «Художник», «Тень», «Хлопки» и другие. Эту работу проводим в форме группового взаимодействия.

В результате можно отметить, что ребенок стал активным, любознательным, умеет рассуждать, отстаивать свою точку зрения, делать логические выводы.

У ребенка были и остаются проблемы (уже в меньшей степени) с моторикой пальцев рук: неправильный захват карандаша, чрезмерный нажим, трудности при работе с ножницами, мелкими деталями конструктора. Для их решения используем комплекс упражнений для развития мелкой моторики, пальчиковую гимнастику. Предлагаем игры с мелкими деталями «Мозаика», «Пазлы», что одновременно формирует усидчивость, сосредоточенность, внимание; мелкий конструктор, трафареты для рисования, прописи с заданиями «обведи по точкам», книжки-раскраски.

 Подводя итог вышесказанному, следует заметить, что грамотно построенная, систематическая последовательная целенаправленная работа в совокупности с работой узких специалистов и созданные в группе благоприятные условия для личностного роста и развития ребенка дали положительную динамику.

В течение этого и следующего года планируем продолжить приобщение ребенка ко всем доступным видам деятельности и готовить к последующему школьному обучению.


Литература:

1. Битова А. Л. Особый ребенок. Исследования и опыт помощи проблемы интеграции и социализации А.Л. Битова. - Москва, 2000.

2. Ярская В.Н. Инклюзия - новый код социального равенства // Образование для всех: политика и практика инклюзии. Сборник научных статей и научно-методических материалов / В. Н.Ярская - Саратов: Научная книга, 2008.

3. Инклюзивные процессы в современном образовании: опыт, проблемы, перспективы. Международный научно-практический семинар 10.04.2009. http://регspektivа-inva.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «ХУДОЖЕСТВЕННО ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ». (из опыта работы педагога дополнительного образования руководителя изостудии Питенко Елены Владимировны).

Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. Желание творить - возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помоч...

Статья на тему:«Развитие мелкой моторики у детей средней группы детского сада» — из опыта работы воспитателя

«Развитие мелкой моторики у детей средней группы детского сада» — из опыта работы воспитателя...

Статья «Организация проектной деятельности в детском саду» (из опыта работы воспитателя)

В современном мире необходимы новые наиболее эффективные пути и средства решения поставленных задач перед образовательным учреждением и нами - педагогами. Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих,...

Статья. "Организация проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)"

Проектная деятельность дошкольников является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию....

Статья "Работаем по ФГОС: развитие математических способностей детей подготовительной группы детского сада (из опыта работы воспитателя)"

Я стремилась найти такую форму обучения математике, которая бы органически входила в жизнь детского сада, решала вопросы формирования мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классифик...

Статья. Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду (из опыта работы воспитателя подготовительной группы).

Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду (из опыта работы воспитателя подготовительной группы). Проект "Путешествие с волшебным треугольником.Приоритетно...

Статья "Организация игровой деятельности в детском саду" из опыта работы

Статья содержит обобщение педагогического опыта по организации игровой деятельности дошкольников разного возраста....